Бог подземного мира в египетской мифологии. Боги Древнего Египта – список и описание

Древний Египет - великая цивилизация ушедших эпох, зародившаяся на берегах реки Нил. Эта страна до сих пор будоражит умы многих исследователей древности своими загадками и тайнами, многие из которых остаются не раскрытыми.

Мифология Древнего Египта

Мифология древних египтян создавалась под влиянием религии. Поклонение богам являлось основой возникновения мифов, а загробному миру была отведена ключевая роль. Граждане древней страны уделяли жизни после смерти даже большее внимание, чем земному существованию. Все это отразилось в грандиозной - известных пирамидах, которые были не просто усыпальницами царей, а несли в себе более глубокий религиозный и сакральный смысл.
Ученым удалось расшифровать древнеегипетские письмена, записанные на папирусе, храмовых камнях и стенах гробниц. Благодаря этому получилось воссоздать верования, легенды и мифы Древнего Египта, в которых описываются деяния злых и добрых божеств.

Боги Древнего Египта: мифы

Некоторые божества вызывали у древних египтян страх, так как были злы и жестоки к людям. Другие же добрые божества, напротив, даровали защиту и помощь. Боги изображались египтянами как животные или люди, имеющие голову либо другую часть тела от животного. Например, Анубиса-бога загробного мира, рисовали как человека с головой шакала или собаки.
Особенность мифологических верований Древнего Египта состоит в том, что в разных культовых центрах страны верховными божествами признавались различные фигуры. В частности, в храмах Гелиополя главным — бога восходящего солнца, у него были еще две ипостаси, а именно Атум - бог заходящего солнца и Хепри - созидатель в виде скарабея. От Ра произошли бог ветра Шу и богиня влаги Тефнут, от которых родились божества земли и неба - Геб и Нут. Земным властителем стал Осирис - сын Ра и Нут, у него была жена - богиня любви и семьи. Главным соперником Осириса выступал злобный бог пустынь Сет.
В храмах Мемфиса верили, что главным создателем этого мира являлся бог Пта. У него была супруга Сехмет - богиня войны и целительства, ее изображали как женщину с головой львицы. Солнечным богом - покровителем и защитником фараонов считался Гор с головой сокола. Лунный бог Тот олицетворял мудрость и письменность, он был судьей в конфликтах между божествами.

Гробница ТТ2 Долина царей. Египет

Легенды — мифы Древнего Египта

Миф о сотворении мира
Когда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса - Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра - Шу и богиню дождя и воды - Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.

Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.


Гробницы Древнего Египта. Культ Нут

Царствование Осириса и заговор Сета
Нут за пять дней, выигранных Тотом у Луны, рожает пять детей. Самым первым был Осирис-главный властитель, а вслед за ним рождается его брат Гор. Третьим же раньше положенного срока из бока богини неба появляется злобный Сет — бог войн, природных катастроф и пустыни. У него была звериная голова и страшные красноватые глаза и волосы. Четвертой Нут родила Исиду - богиню любви и семьи, полюбившую своего супруга и брата еще до рождения. Последней у матери родилась Нефтида - покровительница душ загробного мира, ставшая женой Сета.
На земном престоле воссел Осирис. В то время жители Египта были варварами, но Осирис вместе с Тотом обучили людей письменности, языкам, строительству, искусству и различным ремеслам. При правлении мудрого бога наступил Золотой век. И тогда Осирис пошел просвещать население других земель, оставив вместо себя на троне . Богиня при помощи Тота дала людям магию, медицину и целительство, передав женщинам знания о семейной заботе и ведении хозяйства.
Позже Осирис вернулся, за это время Сет тайно полюбил его супругу Исиду и желал убить брата, чтобы восседать на престоле. Бог пустынь организует заговор против Осириса, и берет себе в помощники 72 демона, проявляющих неприязнь к царю. Они устраивают пир, на котором обманным путем запирают Осириса в специально изготовленный ящик и бросают его в быстрые воды реки.


Как появился Анубис
До убийства своего брата злобным Сетом, Нефтида воспылала любовью к Осирису. Она, желая разделить ложе с могущественным богом, пришла к нему ночью в виде супруги Исиды. Позже от данной пары на свет появляется бог Анубис- защитник душ умерших.
Изменив Сету, Нефтида опасается его мести и убийства маленького

Денис Морозов

Египетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.

В египетской мифологии огромную роль играл культ мертвых и потустороннего мира. О загробном мире повествует "Книга мертвых", которая писалась начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.

Характерная черта египетской мифологии - обожествление животных. Многие богини и боги предстают либо в виде животного, либо в виде человеческого существа с головой зверя или птицы. Эта черта свидетельствует о глубокой архаичности мифологии древнего Египта, так как восходит к первобытному тотемизму - вере в то, что человек (или разные племена) произошли от определенных животных или птиц.

Египетская мифология изменялась с течением времени. Большую роль в изменениях играли династии, правившие страной. Они выводили на первые роли божество, покровительствовавшее их роду. Фараоны V династии Древнего царства вывели на первое место Ра - бога солнца, поскольку происходили из Гелиополя ("солнечного города").

В эпоху Среднего царства главным почитался бог Амон из города Фивы. С конца III тысячелетия до н.э. особую роль играет Осирис - бог мертвых.

Мифы древнего Египта

Согласно древнеегипетской мифологии, мир с самого начала представлял собой бездонную водную пучину под названием Нун. Из первозданного хаоса появились боги, которые создали землю, небо, людей, растения и животных. Из цветка лотоса родился бог солнца Ра и осветил своим светом землю.

Первые девять богов стали правителями Египта - фараонами. Летнюю жару и засуху люди понимали, как гнев солнечного божества, которое наказывает людей за отступление от традиций.

Борьба света и тьмы в египетской мифологии

Большой цикл мифов древнего Египта посвящен борьбе Солнца с силами тьмы. Самым страшным противником богов представляется чудовищный змей Апоп, который царствует в подземном мире. Бог солнца Ра отправляется в подземный мир по водам "подземного Нила" и побеждает змея.

Сын бога Ра, Гор, в образе сокола побеждает не только всех врагов, принимающих вид крокодилов и бегемотов, но и предводителя злых сил - демона Сета.

Мифы об Осирисе

Один из самых известных богов древнеегипетской мифологии - Осирис. Осирис считался богом земледелия, вина, винограда, а также всех жизнерождающих сил природы.

Осирис принадлежал к числу "умирающих и воскресающих" богов, которые олицетворяют смену времен года, а также зерна, которые, прорастая, дают жизнь колосьям и новому урожаю.

Сначала Осирис повелевал всем Египтом, и времена его царствования были обильными и благодатными. Но его коварный младший брат, Сет, задумал убить его и отобрать у него власть.

Сестра (и одновременно жена) Осириса Исида долго ищет тело убитого мужа, после чего рождает его сына - Гора. Когда Гор вырастает, он побеждает Сета и возвращает к жизни отца. Однако Осирис после возвращения в мир людей не желает в нем оставаться. Вместо этого он выбирает загробный мир, в котором становится владыкой и судьей, взвешивающим на весах грехи, которые люди совершали при жизни.

Египтяне верили, что если строго соблюсти погребальный ритуал, то впоследствии они, подобно Осирису, смогут возродиться для вечной жизни.

Нил - жемчужина Египта

Египет невозможно себе представить без мифов о Ниле, ведь эта река дала начало одной из древнейших человеческих цивилизаций. Именно благодаря Нилу египтянам удалось построить развитое земледельческое общество.

Нил в древнеегипетской мифологии протекал не только через Землю - мир людей - но также через Небо и подземный мир. "Земной" Нил египтяне представляли себе в виде бога Хапи, который своими разливами насыщал почву благодатным илом и кормил людей.

Река была населена добрыми и злыми духами, принимавшими вид животных: крокодилов, бегемотов, лягушек, змей, скорпионов.

Мифы Египта в соседних странах

Мифы древнего Египта широко проникали в соседние страны, в том числе в древний Рим, где особенно почиталась Исида. В Исиде многие римляне видели Великую богиню - мать всего сущего. Вместе с тем этот образ вызывал противоречивые чувства - власти Рима пытались бороться с засильем "пришлых" божеств, культы которых начинали вытеснять собственно древнеримские божества.

В наше время египетская мифология, наряду с греко-римской, служит богатым источником для литературы и живописи. К ней неоднократно обращались кинематографисты. На образах древнеегипетской мифологии основан фильм известного режиссера Роланда Эммериха "Звездные врата" и одноименный фантастический телесериал, выходивший в течение десяти лет.

Египетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.

В египетской мифологии огромную роль играл культ мертвых и потустороннего мира. О загробном мире повествует "Книга мертвых", которая писалась, начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.

Характерная черта египетской мифологии - обожествление животных. Многие богини и боги предстают либо в виде животного, либо в виде человеческого существа с головой зверя или птицы. Эта черта свидетельствует о глубокой архаичности мифологии древнего Египта, так как восходит к первобытному тотемизму - вере в то, что человек (или разные племена) произошли от определенных животных или птиц.

Египетская мифология: бог Ра плывет по подземному миру, Египетская мифология изменялась с течением времени. Большую роль в изменениях играли династии, правившие страной. Они выводили на первые роли божество, покровительствовавшее их роду. Фараоны V династии Древнего царства вывели на первое место Ра - бога солнца, поскольку происходили из Гелиополя ("солнечного города").

В эпоху Среднего царства главным почитался бог Амон из города Фивы. С конца III тысячелетия до н.э. особую роль играет Осирис - бог мертвых.

Мифы древнего Египта



Египетская мифология: богиня Исида согласно древнеегипетской мифологии, мир с самого начала представлял собой бездонную водную пучину под названием Нун. Из первозданного хаоса появились боги, которые создали землю, небо, людей, растения и животных. Из цветка лотоса родился бог солнца Ра и осветил своим светом землю.

Первые девять богов стали правителями Египта - фараонами. Летнюю жару и засуху люди понимали, как гнев солнечного божества, которое наказывает людей за отступление от традиций.

Борьба света и тьмы в египетской мифологии

Большой цикл мифов древнего Египта посвящен борьбе Солнца с силами тьмы. Самым страшным противником богов представляется чудовищный змей Апоп, который царствует в подземном мире. Бог солнца Ра отправляется в подземный мир по водам "подземного Нила" и побеждает змея.

Сын бога Ра, Гор, в образе сокола побеждает не только всех врагов, принимающих вид крокодилов и бегемотов, но и предводителя злых сил - демона Сета.

Мифы об Осирисе



Египетская мифология: Осирис один из самых известных богов древнеегипетской мифологии - Осирис. Осирис считался богом земледелия, вина, винограда, а также всех жизнь рождающих сил природы.

Осирис принадлежал к числу "умирающих и воскресающих" богов, которые олицетворяют смену времен года, а также зерна, которые, прорастая, дают жизнь колосьям и новому урожаю.

Сначала Осирис повелевал всем Египтом, и времена его царствования были обильными и благодатными. Но его коварный младший брат, Сет, задумал убить его и отобрать у него власть.

Сестра (и одновременно жена) Осириса Исида долго ищет тело убитого мужа, после чего рождает его сына - Гора. Когда Гор вырастает, он побеждает Сета и возвращает к жизни отца. Однако Осирис после возвращения в мир людей не желает в нем оставаться. Вместо этого он выбирает загробный мир, в котором становится владыкой и судьей, взвешивающим на весах грехи, которые люди совершали при жизни.

Египтяне верили, что если строго соблюсти погребальный ритуал, то впоследствии они, подобно Осирису, смогут возродиться для вечной жизни.

Нил - жемчужина Египта



Египетская мифология: бог ГорЕгипет невозможно себе представить без мифов о Ниле, ведь эта река дала начало одной из древнейших человеческих цивилизаций. Именно благодаря Нилу египтянам удалось построить развитое земледельческое общество.

Нил в древнеегипетской мифологии протекал не только через Землю - мир людей - но также через Небо и подземный мир. "Земной" Нил египтяне представляли себе в виде бога Хапи, который своими разливами насыщал почву благодатным илом и кормил людей.

Река была населена добрыми и злыми духами, принимавшими вид животных: крокодилов, бегемотов, лягушек, змей, скорпионов.

Мифы Египта в соседних странах

Мифы древнего Египта широко проникали в соседние страны, в том числе в древний Рим, где особенно почиталась Исида. В Исиде многие римляне видели Великую богиню - мать всего сущего. Вместе с тем этот образ вызывал противоречивые чувства - власти Рима пытались бороться с засильем "пришлых" божеств, культы которых начинали вытеснять собственно древнеримские божества.

В наше время египетская мифология, наряду с греко-римской, служит богатым источником для литературы и живописи. К ней неоднократно обращались кинематографисты. На образах древнеегипетской мифологии основан фильм известного режиссера Роланда Эммериха "Звездные врата" и одноименный фантастический телесериал, выходивший в течение
десяти лет.

Новость отредактировал Дезмонд Майлс - 9-04-2011, 00:01

Особенности египетской мифологии

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - "Тексты пирамид" - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего Царства (26 - 23 вв. до н.э.); "Тексты саркофагов", сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего Царства (21 - 18 вв. до н.э.), "Книга мертвых" - составлявшаяся начиная с периода Нового Царства и до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как "Книга Коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", "Амдуат" и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах (каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака) и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1 - 2 вв. н.э.), оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе", и другое.

Египетская мифология начала формироваться в 6 - 4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон (храм или место, посвящённое всем богам) и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сам ном также персонифицируется в образе особого божества: например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триада во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны; мемфисская - Птах, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Немфертум - бог растительности, и т.д.). Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворяли в образе женщины - богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. Существовали представления, согласно которым небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня - владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

(Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.)

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т.е. их ба, душа) днем выходит на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово "душа", однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125 глава "Книги мертвых"). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символом). Грешника пожирало страшное животное Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно так называемой "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125 главе "Книги мертвых" (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя т.д., а также "чистый сердцем" ("я чист, чист, чист", - утверждает умерший на суде).

Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощенные в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса и т.д.

Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы - в одну черную корову. Культ быка, в глубоко древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением, древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался "тельцом". В Мемфисе, а затем во всем Египте черный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца - Ра считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почиталась богиня плодородия Ренутет, богиня - хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида - защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего, богиня Уто - покровительница Нижнего Египта, охранительница Ра и фараона.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение.

Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга (изначально название класса ремесленников в античном греческом обществе). В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце - Ра), "осветившее землю, пребывавшую во мраке. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей "великий Гоготун". Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой - небом. Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и последующим утром вновь рождает его. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем - Ра, появившийся из хаоса - Нуна, сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую "девятку" - эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствовавшую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском мифе о сотворении мира, относящимся к Древнему Царству, демиургом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавших первых восьмерых богов предварительно задумал творение в своем сердце (сердце - "седалище мысли") и назвал их имена своим языком (Птах творил "языком и сердцем", т.е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, животных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. В период Нового Царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16 - 14 вв. до н.э.) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с Ра фиванский бог Амон, которого называют царем всех богов. С Амоном отождествляется фараон, называемый его сыном. Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утвержденную богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате - поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.). В нем говорится, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания - воздух, для пропитания - животных, птиц и рыб. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом(бог-творец, лепящий человека из глины на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами).

С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы (мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами) отражают две группы представлений: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока - дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. В египетских календарях он назывался "днем виноградной лозы и полноты Нила". Население Египта встречало богиню песнями и плясками.

В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился ("его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури"), люди перестали почитать бога-царя и даже "замыслили против него злые дела". Тогда Ра собрал совет богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась. Тогда ее хитростью напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителям на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.

С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором Ра жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени дает власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, "великая чарами", "госпожа волхований", которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от Ра назвать ей свое тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его.

Борьба солнца с силами мрака отражена во многих мифах. Одним из наиболее страшных врагов Ра является в них владыка подземного мира огромный змей Апоп. Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согласно которому Ра-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову.

Одним из наиболее ярких и полно сохранившихся мифов о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавшийся сыном Ра, сам почитался как солнечное существо, воплощенное в образе сокола. В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретическое божество Ра-Гарахути (Гарахути означает "Гор обоих горизонтов"). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превратившихся в крокодилов и гиппопотамов. Гор - сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий вех чудовищ. Происхождение мифа относится ко времени начала обработки меди в Египте. В период складывания древнеегипетского государства победа гора интерпретируется как победа Верхнего Египта в борьбе за объединение страны, а Гор стал почитаться как бог - покровитель царской власти.

Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после "ночи слез" наполняет реку своими слезами).

Уже в эпоху Древнего Царства живущие фараоны рассматриваются как "служители Гора" (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском) и приемники его власти, а умершие отождествляются с Осирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду так же оживает после смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи Среднего Царства с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя "Осирис". Такая "демократизация" представлений об Осирисе после падения Древнего Царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. 3го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюден весь погребальный ритуал.

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца "хойяк" - начале первого месяца весны "тиби" совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил "великий бой" между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба "джед", символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой участников двух групп мистерий(Мистерии-богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые): одна из них представляла лето, а другая - зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая - Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора - сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящем на троне.

Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.

Представления об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим сосредоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток - указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы; за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница, она в греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую богиню-мать, а ее культ распространился далеко за пределы Египта.

Многие персонажи египетской мифологии почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии), который в течение длительного времени находился под властью Египта. Государственным богом Куша был Амон, его оракулы изобрели царя. В многочисленных местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш еще в эпоху Древнего Царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причем Исида считалась покровительницей царской власти, место Осириса нередко заменяли местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер). Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот Птах, Хнум, Хапи, Хатор. Жители Куша восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как "тела", в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами т росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового Царства в большом количестве сохранились так называемые ушебти, особые фигурки, обычно в виде запеленатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.

Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Редедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов - детей основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвиненный Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога-быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.

Список литературы:1. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов / М.: Гуманитар. из. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с. 2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой /М.: Юнити, Москва, 2001.-575 с.

3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: "Советская Энциклопедия", 1980. - т.1. А - К. 672 с. с илл. 4. Мифология. Энциклопедия /М.: Белфакс, 2002


ДРЕВНИЕ БОГИ ЕГИПТА. РЕЛИГИЯ

В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций.
Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

Амон (др.-егип. «сокрытый») - древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные - баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра - Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын - бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Апис - чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо « несуществующий») - древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба - физическая жизненная энергия человека.

Ба - в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба приписывалась изменчивость; кроме того, считалось, что она тесно связана с другими оболочками и напрямую зависит от состояния физического тела. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон.

Бастет - древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе. Священное животное - кошка, с головой которой она могла изображаться.

Геб – древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Был Богом Земли или Земным холмом. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростёртым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу.

- древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. Таким образом, она олицетворяла идеал женственности и материнства. Также она известна как защитник мертвых и богиня-покровительница детей. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка - в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений - один из главных способов магического поддержания его посмертного существования. «Ка» изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.

Маат (др.-егип. «истина») - фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»). Олицетворяла истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму; Общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Монту - древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Мут , египетская богиня (собственно «мать») - древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. Во времена возвышения культа бога Амона она становится матерью, супругой и дочерью Амона. правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами.

Нейт - древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс. Культ Нейт также был распространён у ливийцев.

Нефтида - Ее имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими - как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху).

Птах - древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Таурт - древнеегипетская богиня - покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в виде стоящей самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона. Таурт покровительствовала покойным в Дуате (загробном мире), отгоняла злых духов от жилищ, поэтому её изображения часто встречаются на амулетах и разнообразных предметах домашнего обихода.

Тефнут , (Тефнет) - в египетская богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки, либо женщины с головой львицы. Являлась женой и сестрой Шу. Центр культа Тефнут был г. Гелиополь. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу» . Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога.

Хнум - древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей при их рождении. Также был хранителем Нила. Центр культа - остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана с закрученными рогами.

Хонсу - египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут или Себека и Хатхор. Иногда отождествлялся с Тотом, отчего его называли «писцом правды». Также считался богом-целителем. Он почитался Рамессидами. Изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика (сокол) и с теми же лунными признаками.

Хор (Гор) - бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Его главный противник Сет. Включал две ипостаси:

  1. так называемый Хор Старший - сын и защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа - г. Эдфу);
  2. сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Шу - египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо - Нут - от земли - Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Шу - бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца.

Ях - древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное - павиан.

Девятка Богов Гермополя

В египетской мифологии девять изначальных богов города Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Представляет собой древнейшую известную нам в Египте теогоническую и космогоническую систему. По образу гелиопольской в других городах создавались свои девятки богов.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...