Богослужебные указания всегда под рукой. Библейские песни «Поем Господеви…»


Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля) . Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского .

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой мц. Христины (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой блгв. кнн. Бориса и Глеба (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и мученицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Я́коже многоце́нное ми́ро…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престо́ли егда́ поста́вятся...».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; хвалитная стихира мученицы (глас 4-й [или славник, глас 5-й]), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»); «Слава» – мученицы, глас 1-й: «С Вы́шними си́лами…» (см. в Минее на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние...» .

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...» .

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...» , «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во...» .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Полиелей. Величание благоверных князей и избра́нный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален благоверных князей по 1-м стихословии, глас 1-й: «Терпе́нием и му́жеством...»; седален благоверных князей по 2-м стихословии, глас тот же: «Измла́да Христа́ возлюби́вше...». «Слава» – седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й; седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й, светилен благоверных князей. «Слава» – ин светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.

118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир мученицы допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). Пропущенная стихира может быть спета в стихирах на литии (см. примечание выше).

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

Там же. С. 65–67.

По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».


Понедельник. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского .

Приводим порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба (А) , а также порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба в соединении с шестеричной службой мц. Христины (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверных князей (два канона) на 8.

По 3-й песни – седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей. «Слава» – ин светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен Минеи.

На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 4-й: «Днесь, празднолю́бных собо́ри…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богоро́дице, всех Цари́це...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь и кондак благоверных князей.

На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей.

Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3.

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...» , «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды).

Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я Госпо́дь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8-й: «Бра́тия прекра́сная…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален благоверных князей, глас 1-й. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Безневе́стная Чи́стая...».

По 6-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей, ин светилен благоверных князей. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Стоя́ще о́крест Тебе́...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником). «Слава» – мученицы, глас 5-й: «Де́вства твоего́ красоты́…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Обра́дованная, хода́тайствуй...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

На часах – тропарь благоверных князей. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только благоверных князей.

На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мученицы, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак храма, кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей и мученицы.

Апостол и Евангелие – дня, благоверных князей (под зачало) и мученицы.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Далма́ту Исе́тскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www..html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

Типикон умалчивает о тропаре мученицы, глас 4-й: «Зва́нием ева́нгельски...». В Минее синодального периода этот тропарь также отсутствует. Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 206 об.–207) указывают тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...».


Суббота. Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.

Прп. Полика́рпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголе́па Черноя́рского, Астраха́нского. Обре́тение мощей прп. Далма́та Исе́тского .

Приводим порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба (А) , а также порядок совершения полиелейной службы блгв. кнн. Бориса и Глеба в соединении с шестеричной службой мц. Христины (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Прииди́те, новокреще́ннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Апостол и Евангелие – благоверных князей и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3.

На стиховне стихиры благоверных князей, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоимени́тому зва́нию…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...».

По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверных князей, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды).

Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. Седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христо́вы уве́девше за́поведи…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверных князей, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я Госпо́дь». Евангелие благоверных князей – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира благоверных князей, глас 8-й: «Бра́тия прекра́сная…».

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), благоверных князей (два канона) на 6 и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален благоверных князей, глас 1-й. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Безневе́стная Чи́стая...».

По 6-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверных князей, ин светилен благоверных князей. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Стоя́ще о́крест Тебе́...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником). «Слава» – мученицы, глас 5-й: «Де́вства твоего́ красоты́…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «О́ле окая́нная душе́!..».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверных князей, глас 2-й. «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На часах – тропарь благоверных князей. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только благоверных князей.

На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мученицы, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверных князей, тропарь мученицы; кондак храма, кондак благоверных князей. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверных князей и мученицы.

Апостол и Евангелие – благоверных князей, мученицы и дня.

Имя прп. Далма́та Исе́тского внесено в месяцеслов «Богослужебных указаний» по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 30 марта 2013 года. Службы прп. Далма́ту Исе́тскому в Минее нет.

Аллилуиарии и причастны благоверных князей и дня совпадают.

См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

6. Среда. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Бденная служба праздника Преображения Господня совершается по Минее.

На великой вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразу я Воскресе ние Твое ...».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Прииди те, взы дем на го ру...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Зако на и проро ков...».

На стиховне стихиры праздника, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру , и Иа кову, и Иоа нну...».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Возше д со ученики ...». «Слава, и ныне» – ин седален праздника по полиелее, глас 8-й: «Сокрове нную мо лнию...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Фаво р и Ермо н о и мени Твое м возра дуетася». Евангелие – праздника. По 50-м псалме: «Слава» – «Вся ческая днесь ра дости испо лнишася: Христо с преобрази ся пред ученики », «И ныне» – тот же стих. Стихира, глас 5-й: «Божества Твоего , Спа се...».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия «Крест начерта в...».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Велича й, душе моя , на Фаво ре преобрази вшагося Го спода» .

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Поя т Христо с Петра ...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды). Отпуст праздника: «И же на горе Фаво рстей преобрази выйся во сла ве, пред святы ми Свои ми ученики и апо столы, Христо с, И стинный Бог наш, моли твами Пречи стыя Своея Ма тере и всех святы х, поми лует и спасе т нас, я ко Благ и Человеколю бец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии праздничные антифоны.

Вхо дное: «Го споди, посли Свет Твой и и стину Твою , та мя наста виста и введо ста мя в го ру святу ю Твою ».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – праздника.

Задостойник – припев: «Велича й, душе моя ...» и ирмос: «Рождество Твое нетле нно яви ся...» (и до отдания).

По заамвонной молитве – по традиции, освящение винограда и плодов. Перед чтением молитвы – каждение плодов при пении тропаря праздника и на «Слава, и ныне» – кондака праздника.

Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «во причаще нии гро здия [винограда]»: «Благослови , Го споди, плод сей ло зный но вый...». Певцы: «Аминь».

Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «о принося щих нача тки овоще й»: «Влады ко, Го споди Бо же наш...». Певцы: «Аминь».

Примечание. Минея содержит еще две молитвы – «молитву на благослове ние гро здия»: «Бо же, Спаси телю наш, благоволи вый виногра д нарещи ...», и «молитву над вся ким плодо м»: «Го споди, Бо же наш, положи вый верующим в Тя...».

Иерей кропит святой водой приготовленные виноград и плоды, произнося: «Освяща ются плод сей ло зный и плоды сия , окропле нием воды сея свяще нныя, во и мя Отца , и Сы на, и Свята го Ду ха» (трижды).

Певцы: «Аминь». «Бу ди имя Господне...» (трижды) и 33-й псалом. Отпуст Литургии – как на утрене.

На трапезе разрешается рыба.

Примечание. «На трапе зе же разреша ем на ры бу, и еле й, и вино , а ще и среда или пято к. Подоба ет ве дати, я ко преда ние и мамы от Святы х Оте ц от спаси тельнаго сего пра здника Преображе ния, снеда ти гро здие, иде же обрета ется. Благослове ние прие мше от иере я. Принесе ну бы вшу гро здию в це рковь, и по анафо ре раздробле ну. Глаго лется же и моли тва на благослове ние гро здия. Внимай: Я ко а ще кто от бра тий снест гро здие пре жде сицева го пра здника, то преслуша ния запреще ние да прии мет, и да не вку сит гро здие чрез весь а вгуст ме сяц, я ко запове данный уста в презре в: я ко да от сего навы кнут и про чии повинова тися уста ву Святы х Оте ц. Сие же запреще ние быва ет и блюду щим виногра ды бра тии. Гро здию же на трапе зе по пра зднице сем, три жды в неде лю подоба ет предлага тися бра тии: си речь в понеде льник, в сре ду, в пято к, да вкуша ют бра тия. Сей уста в быва ет и на смо квах, и над про чими овощьми , я ве я ко времена их, ко е когда приспе ет. Сия же глаго лем кроме приноси мых блюду щим смо кви, и раздае мым: снеда ют бо сия » (Типикон, 6 августа).

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Бденная служба праздника Преображения Господня совершается по Минее. Воскресная служба Октоиха отменяется.

Примечание. «В е́ стно б у́ ди, я́ ко а́ ще случ и́ тся пр а́ здник Христ о́ ва Преображ е́ ния в Нед е́ лю, ничт о́ же воскр е́ сно по е́ тся, ниж е ́ Ев а́ нгелие у́ треннее чт е́ тся: но вся сл у́ жба пр а́ здника, в е́ чер, и у́ тро, и на Литург и́ и, неизм е́ нно» (Типикон, 5 августа, 3-е «зри»).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся .

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообраз у́ я Воскрес е́ ние Тво е ́ …» (догматик гласа не поется).

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госп о́ дь воцар и́ ся…», со стихами (по обычаю) . Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Приид и́ те, вз ы́ дем на г о́ ру…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Зак о́ на и прор о́ ков…».

На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петр у ́ , и И а́ кову, и Ио а́ нну…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника: «Велич а́ ем Тя, Живод а́ вче Христ е ́ , и почит а́ ем Преч и́ стыя Пл о́ ти Твое я ́ пресл а́ вное преображ е́ ние», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Возш е́ д со ученик и ́ …». «Слава, и ныне» – ин седален праздника по полиелее, глас 8-й: «Сокров е́ нную м о́ лнию…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Фав о́ р и Ерм о́ н о и́ мени Тво е́ м возр а́ дуетася»; стих: «Тво я ́ суть небес а ́ , и Тво я ́ есть земл я ́ ». Евангелие – праздника. («Воскресение Христово видевше…» не поется.) По 50-м псалме : «Слава» – «Вс я́ ческая днесь р а́ дости исп о́ лнишася: Христ о́ с преобраз и́ ся пред ученик и ́ », «И ныне» – тот же стих. Стихира, глас 5-й: «Божеств а ́ Твоег о ́ , Сп а́ се…».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерт а́ в…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Велич а́ й, душ е ́ мо я ́ , на Фав о́ ре преобраз и́ вшагося Г о́ спода» . (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Господь Бог наш» не возглашается.) Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «По я́ т Христ о́ с Петр а ́ …».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды).

Отпуст праздника: « И́ же на гор е ́ Фав о́ рстей преобраз и́ выйся во сл а́ ве пред свят ы́ ми Сво и́ ми ученик и ́ и ап о́ столы, Христ о́ с, И́ стинный Бог наш, мол и́ твами Преч и́ стыя Свое я ́ М а́ тере и всех свят ы́ х, пом и́ лует и спас е́ т нас, я́ ко Благ и Человекол ю́ бец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии праздничные антифоны.

Вх о́ дное: «Г о́ споди, посл и ́ Свет Твой и и́ стину Тво ю ́ , та мя наст а́ виста и введ о́ ста мя в г о́ ру свят у́ ю Тво ю ́ ».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, пр о́ сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – праздника.

Задостойник – припев: «Велич а́ й, душ е ́ мо я ́ …» и ирмос: «Рождеств о ́ Тво е ́ нетл е́ нно яв и́ ся…» (и до отдания).

По заамвонной молитве – по традиции, освящение винограда и плодов. Перед чтением молитвы – каждение плодов при пении тропаря праздника и на «Слава, и ныне» – кондака праздника.

Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «во причащ е́ нии гр о́ здия [винограда]»: «Благослов и ́ , Г о́ споди, плод сей л о́ зный н о́ вый…». Певцы: «Аминь».

Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву Служебника «о принос я́ щих нач а́ тки овощ е́ й»: «Влад ы́ ко, Г о́ споди Б о́ же наш…». Певцы: «Аминь».

Примечание. Минея содержит еще две молитвы – «молитву на благослов е́ ние гр о́ здия»: «Б о́ же, Спас и́ телю наш, благовол и́ вый виногр а́ д нарещ и ́ …», и «молитву над вс я́ ким плод о́ м»: «Г о́ споди, Б о́ же наш, полож и́ вый в е́ рующим в Тя…».

Иерей, по обычаю, кропит святой водой приготовленные виноград и плоды, произнося: «Освящ а́ ются плод сей л о́ зный и плод ы ́ си я ́ , окропл е́ нием вод ы ́ се я ́ свящ е́ нныя, во и́ мя Отц а ́ , и С ы́ на, и Свят а́ го Д у́ ха. Аминь» (трижды).

Певцы: «Б у́ ди имя Господне…» (трижды) и 33-й псалом. Отпуст Литургии – как на утрене.

На трапезе разрешается рыба.

Примечание. «На трап е́ зе же разреш а́ ем на р ы́ бу, и ел е́ й, и вин о ́ , а́ ще и сред а ́ ил и ́ пят о́ к. [Зри] Подоб а́ ет в е́ дати, я́ ко пред а́ ние и́ мамы от Свят ы́ х От е́ ц от спас и́ тельнаго сег о ́ пр а́ здника Преображ е́ ния, снед а́ ти гр о́ здие, ид е́ же обрет а́ ется. Благослов е́ ние при е́ мше от иер е́ я. Принес е́ ну б ы́ вшу гр о́ здию в ц е́ рковь, и по анаф о́ ре раздробл е́ ну. Глаг о́ лется же и мол и́ тва на благослов е́ ние гр о́ здия. Вним а́ й: Я́ ко а́ ще кто от бр а́ тий снест гр о́ здие пр е́ жде сицев а́ го пр а́ здника, то преслуш а́ ния запрещ е́ ние да при и́ мет, и да не вк у́ сит гр о́ здие чрез весь а́ вгуст м е́ сяц, я́ ко запов е́ данный уст а́ в презр е́ в: я́ ко да от сег о ́ нав ы́ кнут и пр о́ чии повинов а́ тися уст а́ ву Свят ы́ х От е́ ц. Си е ́ же запрещ е́ ние быв а́ ет и блюд у́ щим виногр а́ ды бр а́ тии. Гр о́ здию же на трап е́ зе по пр а́ зднице сем, тр и́ жды в нед е́ лю подоб а́ ет предлаг а́ тися бр а́ тии: с и́ речь в понед е́ льник, в ср е́ ду, в пят о́ к, да вкуш а́ ют бр а́ тия. Сей уст а́ в быв а́ ет и на см о́ квах, и над пр о́ чими овощьм и ́ , я́ ве я́ ко времен а ́ их, к о́ е когд а ́ присп е́ ет. Си я ́ же глаг о́ лем кром е ́ принос и́ мых блюд у́ щим см о́ кви, и разда е́ мым: снед а́ ют бо си я ́ » (Типикон, 6 августа). а ий в е чера»). « А ще случ и тся Рождеств о Христ о во в Нед е лю, не по е тся воскр е сно ничт о же, но все пр а зднику… Ни Ев а нгелие воскр е сно не чт е тся, ни Воскрес е ние Христ о во не глаг о лем, т о чию цел у ем Ев а нгелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). « Воскрес е ние Христ о во не глаг о лем, целов а ние Ев а нгелию, по об ы чаю ег о » (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...