Церковь празднует день смоленской иконы божией матери. Православные иконы

Любой старинный чудотворный образ Пречистой Девы Марии имеет богатую историю. Обязательно в ней присутствуют случаи волшебного спасения народа от страшных событий, благодатной помощи, дарованной людям по молитвам перед святым полотном. Одной из главнейших святынь русской земли, чей возраст исчисляется столетиями, является . Праздник в ее честь Церковь постановила отмечать 10 августа каждого года. И поныне икона подает исцеление и утешение всем страждущим.


Особенности иконографии

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Предполагается, что этот святой чудотворный образ является списком с другой иконы - Одигитрии Влахернской. Изображение Богородицы на интересующем нас полотне поясное. Левая рука Девы Марии поддерживает Младенца Иисуса. Последний в свою очередь правой рукой творит благословение, а в левой держит свиток. Обратная сторона первообраза украшена распятием со сделанным на нем надписью, гласящей «Царь распят» и изображением Иерусалима . В 1666 году эту композицию пополнили фигурами Божией Матери и Иоанна Богослова. Прослеживается сильное сходство между Смоленской и Иверской иконами Богородицы . Однако первая отличается большей строгостью в расположении фигур и выражениях ликов Девы Марии и Богомладенца.


Автором Смоленской иконы считается святой евангелист Лука . Свою известность чудотворный образ получил в XI-м веке. В России икона очутилась в результате благословения невесты русского князя. На данный счет существует две версии. Первая утверждает, что благословение иконой Божией Матери на свой брак с правителем Чернигова получила царевна Анна, дочь византийского императора Константина Порфирородного, от своего же отца. Вторая версия указывает на другую царицу Анну, что венчалась со святым равноапостольным князем Владимиром. В любом случае, какая бы из рассмотренных выше исторических гипотез не была истинной, именно факт сопровождения и переезда объясняет название святого образа: «Одигитрия» означает в переводе с греческого «Путеводительница». Однако, если отталкиваться от описанного ранее предположения, будто Смоленская икона – это список с таковой Одигитрии Влахернской, то закрепление за ней названия «Путеводительница» связана с преданием о том, как Богородица привела во Влахернский храм к собственному образу двух слепцов, которые тотчас получили исцеление. Таким образом, Пречистая Дева Мария является для всех православных христиан Путеводительницей к спасению.

История иконы

Надо сказать, что большинство ученых и исследователей придерживаются первой версии о возникновении святого образа на Руси. После того, как император Византии в 1046 году благословил свою дочь Анну этой иконой на супружеский союз с князем черниговским Всеволодом Ярославичем, она превратилась в родовую религию русских правителей, а также символом близости России и Царьграда. Спустя 51 год, по другим данным – в начале XII-го века князь Владимир Мономах способствовал перенесению чудотворного святого образа в город Смоленск. Там он заложил храм Успения Божьей Матери, где, когда тот был воздвигнут, и поместили княжескую святыню. Понятно, что свое наименование последняя получила по имени населенного пункта, в котором оказалась по воле правителя Руси. В то же время Смоленск окрестили градом Пресвятой Богородицы, храм же ее – Домом Девы Марии.


В 1239 году чудотворный образ спас жителей Смоленска от нашествия татар. Один из отрядов Батыя зашел в Смоленскую область, ввиду чего территория эта оказалась под угрозой разграбления неприятелем. Жители города в отчаянии и бессилии обратились со слезной мольбой о защите к Божией Матери. Пречистая Дева услышала народную молитву и даровала людям спасение ради своей чудотворной иконы. Как это происходило? Остановка татар находилась в 24 верстах от города. Там враги готовились произвести внезапное нападение на Смоленск. В дружине же княжеского войска был человек по имени Меркурий, которого Богоматерь и избрала орудием своим для спасения жителей города. В ночь с 23 на 24 ноября указанный субъект получил от пономаря кафедрального собора повеление от Девы Марии явиться, облачившись в воинское снаряжение, к чудотворной иконе Богородицы Смоленская. Меркурий повиновался. Когда пришел он на указанное место, то услышал голос, произнесший: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».


Воин тотчас исполнил волю Богоматери. Он пробрался ночью в стан врага и умертвил самого сильного из бойцов татарских. После Меркурий подвергся жестокому нападению неприятелей, но бесстрашно отражал их удары. Ему помогала сама Богородица, и лик ее в ужасе узрели ордынские приспешники. В конце концов, русский воин был убит. Позже его похоронили с почестями в соборной церкви, а за Малаховскими воротами в память о совершенном им подвиге поставили обелиск. Героя, чьи туфли и железный шишак хранятся сегодня в Смоленском Богоявленском соборе, канонизировали. Ежегодно 24 ноября эти события вспоминают, устраивая в кафедральном соборе Смоленска всенощное бдение и производя благодарственный молебен перед чудотворной иконой Одигитрия.

В начале XV-го столетия Смоленский образ богоматери перенесли в Москву, где поместили в Благовещенском соборе. По чьему указанию сие совершилось и кто оказался исполнителем этого действа, историки до сих пор точно не знают. Одни говорят, будто святой образ очутился в столице в 1455 году в результате разграбления Смоленска литовским князем Юргой, паном Свилколдовичем, который направлялся к великому московскому князю Василию Васильевичу и преподнес украденную святыню в дар русскому правителю. Другие склонны полагать, что икону Одигитрия получила в 1398 году от Витовта смоленского дочь его Софья, супруга московского князя Василия Дмитриевича. Согласно третьей версии, святой образ привез в столицу Руси изгнанный в 1404-м году из Смоленска смоленский князь.


Как бы там ни было, в 1456 году к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть святой образ обратились представители посольства епископа Смоленского Мисаила. Прошение было удовлетворено: икону перенесли в Смоленск с крестным ходом 18 января 1456 года (по другим данным - 28 июля 1456 года).

На этом путешествия святого образа не закончились. Во время Отечественной войны 1812 года его снова вывезли в Москву и вместе с другими почитаемыми иконами обнесли вокруг Кремля. По всей видимости, после икона была возвращена в Смоленск, поскольку есть сведения, что она хранилась там до Великой Отечественной войны.

После оккупации немцами города святой образ исчез. Его место в Успенском соборе Смоленска в послевоенный период заняла и занимает по сей день икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" , что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Чудотворные списки с иконы

Существует огромное количество списков с утраченной ныне чудотворной иконы Смоленской Одигитрии. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков одних только чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы, а посвященные Смоленскому образу храмы стояли во многих городах, селах и обителях русской земли.
В Москве особо чтились два чудотворных списка Смоленской Одигитрии. Один из них находился в Вознесенском монастыре Московского Кремля (хранится в ГТГ), о котором сохранилась важная летописная запись, гласящая, что «в лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…». Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий (в 1482 году), следуя ее первоначальной иконографии, и написал «в той же образ».
Почитание в Москве конца XV века «Одигитрии» из Вознесенского монастыря было связано со сложившейся исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии Палеолог. Скорее всего, именно благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской «Одигитрии».
В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список Смоленского образа – та самая копия Одигитрии, которая в 1456 году была поставлена в Благовещенском соборе Московского Кремля на место увезенного на родину чудотворного образа. Список из Благовещенского собора отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. В настоящее время он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Иконография

Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире. Как писал известный византинист Н. П. Кондаков, «икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…». Матерь Божья предстает в этом образе как Помощница на нелегком пути человека ко Христу, поэтому Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На левой руке Своей Богородица держит Младенца Христа, а десницей указывает на Него как на Спасителя, Который есть «Путь, Истина и Живот» (Иоан 14:6) для всех. Сам Младенец Христос одной рукой благословляет Мать (в Ее лице и всех нас), а в другой руке держит свернутый свиток - Его святое учение. К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению
Существуют различные версии происхождения иконографии первообраза Смоленской иконы Божией Матери – константинопольской чудотворной Одигитрии. Для верующего человека несомненно его создание Евангелистом Лукой, что находит свое подтверждение и в чисто «портретной» фронтальной постановке персонажей. Некоторые исследователи, на основании типологической близости и сходного смысла двух изображений, предполагают, что иконография Богородицы – Путеводительницы является фрагментом, отделившимся от композиции «Поклонение волхвов», которая была широко распространена в раннехристианском искусстве. По всей вероятности, самые ранние изображения иконографического типа Одигитрии действительно могли представлять Матерь Божию как стоящей, так и сидящей, но впоследствии распространилось допоясное изображение, как на константинопольской святыне. Само название «Путеводительница» утвердилось не ранее IX века, хотя подобные изображения известны и от VI века и ранее.
Наиболее точное изображение несохранившейся константинопольской Одигитрии можно видеть на выходной миниатюре греко-латинской Псалтири Гамильтона (ок. 1300 г.), хранящейся в Государственном музее в Берлине. На ней представлено семейство (возможно члены братства, служившего чудотворной иконе в монастыре), поклоняющееся Одигитрии. Особенность изображенной иконы – широкая, почти квадратная доска и полуфигуры поклоняющихся архангелов в углах, которые являлись характерной особенностью константинопольской «Одигитрии».
Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею, и обтянута холстом. Богородица изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель десницей благословляет молящихся, в левой руке держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие, одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы, / но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

О Пречудная и Превышая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся и припадающих к Твоему пречистому образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего, Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

(days.pravoslavie.ru; www.portal-slovo.ru;иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.li.ru; www.photosight.ru; www.artvuz.ru; romanov-murman.narod.ru; foto.utoli.org.ru; www.ruschudo.ru; www.st-catherine.ru; makariya.ru; okuznechik.narod.ru; www.shushara.ru; culture.karelia.ru).

Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!».

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

Успенский собор (Смоленск)

ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Сандалии святого мученника Меркурия - одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска . Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.


Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

СПИСКИ С ИКОНЫ

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) - Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

ИКОНОГРАФИЯ

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с , но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

ПРАЗДНОВАНИЕ

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

28 июля (10 августа) совершается празднование в честь чтимой иконы Смоленской Божией Матери.

Смоленская икона Божией Матери. Дионисий,1482 год

Смоленская икона Божией Матери - чтимая в православной церкви икона Богородицы. Относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица, предстает в этом своем образе как Путеводительница человека, идущего к Богу. Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На своей левой руке Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на него как на Спасителя. Сам Младенец одну руку протягивает к Матери, а в другой держит свернутый свиток - Его учение. К характерным особенностям Одигитрии относят очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона в 11 веке попала на Русь. Возможно, икона стала в 1046 году родительским благословением для дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха Анны, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Однако, существует историческое свидетельство о том, что царьградская икона, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад, во время осады Константинополя в 1453 году. Поэтому большинство исследователей склоняется к тому, что привезенная в 11 веке на Русь икона является списком с древнего константинопольского образа.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха - полководца, писателя (автора знаменитого «Поучения») и храмостроителя. В 1095 году он перенес икону из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской - по имени города, хранительницей которого оставалась в течение почти девяти веков.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне обратились к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Богородица через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Он был погребен в соборной церкви Смоленска и вскоре причислен к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456 году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии. В Москве было принято совершать крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь, который был основан в 1525 году великим князем Василием III на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную икону.


Новодевичий монастырь в Москве.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и Москву, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Снова в Москве Смоленская Одигитрия появилась во время Отечественной войны 1812 года. 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Когда русские войска оставили Москву, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако, уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

До начала Великой Отечественной войны Смоленская икона Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе Смоленска, который не был разорен и после закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о иконе Смоленской Божьей Матери относятся к 1941 году, когда город оккупировали фашисты. Два года спустя, Смоленск был освобожден советскими войсками, но иконы в соборе не оказалось.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска на почетном месте находится список Смоленской иконы Божией Матери.


Чтимый список Одигитрии Смоленской в Успенском соборе Смоленска.

Один из самых почитаемых списков иконы в Москве находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Московский Новоспасский монастырь.

Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (16 век). Перед иконой молятся о сохранении помощи в пути.

Чтимый список с Одигитрии Смоленской в Московском Новоспасском монастыре. Дар инокини Марфы.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Списки Одигитриии Смоленской.

Смоленская икона Божией Матери. Москва,1456 год.

Икона «Богоматерь Смоленская». Тихон Филатьев. 1668 г.
Икона изНоводевичьего монастыряв Москве.

Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (из местного ряда иконостаса Смоленского собора).

Богоматерь Одигитрия Смоленская со святыми. Новгородская школа. 1565 год.

Одигитрия Смоленская с клеймами. 16 век . Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Одигитрия Смоленская. XVIII в. Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVв. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVI в. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Одигитрия Смоленская. XVII в. Пермская государственная художественная галерея

Одигитрия Смоленская. XVIв.Пермская государственная художественная галерея

Одигитрия Смоленская. XVI в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Использованы материалы Википедии и сайтов:

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...