Что такое фортуна. Богиня Фортуна – олицетворение слепой удачи

Показал снимки из квартиры в доходном доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где долгие годы жил со своими родителями поэт Иосиф Бродский. Сейчас, по словам Косьмина, здесь до сих пор живет бывшая соседка Бродского.

Косьмин сравнил снимки с архивными фотографиями и описаниями самого Бродского из эссе «Полторы комнаты» и подробно рассказал о своих наблюдениях.

Публикация от Maxim (@maax_sf) Мар 1, 2018 в 4:27 PST

Место, где стоял туалетный столик и родительская кровать, которой Бродский в своём эссе посвятил несколько абзацев: «Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере. Тот же растительный лейтмотив, разумеется, но исполнение колебалось где-то между модерном и коммерческой версией конструктивизма. Эта кровать была предметом особой гордости матери, ибо она купила ее очень дешево в 1935 году, до того, как они с отцом поженились, присмотрев ее и подобранный к ней в пару туалетный столик с трельяжем во второразрядной мебельной лавке. Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье. По русским меркам эта кровать была настоящей роскошью. Я часто думал, что именно она склонила отца к женитьбе, ибо он любил понежиться в этой кровати больше всего на свете. Даже когда их обоих настигал приступ горчайшего обоюдного ожесточения, большей частью спровоцированного нашим бюджетом (“У тебя просто мания спускать все деньги в гастрономе! - несется его негодующий голос над стеллажами, отгородившими мою “половину” от их “комнаты”. “Я отравлена, отравлена тридцатью годами твоей скаредности!” - отвечает мать), - даже тогда он с неохотой выбирался из кровати, особенно по утрам. Несколько человек предлагали нам очень приличные деньги за эту кровать, которая и впрямь занимала слишком много места в нашем жилище. Но сколь бы неплатежеспособны мы ни оказывались, родители никогда не обсуждали такую возможность. Кровать была очевидным излишеством, и я думаю, что именно этим она им и нравилась.» Продолжение

В Санкт-Петербурге более двухсот музеев. Но, как ни странно, среди них до сих пор нет мемориального музея Иосифа Бродского - несмотря на то, что Бродский - почетный гражданин Санкт-Петербурга, последний на сегодняшний день лауреат Нобелевской премии из российских литераторов, да и просто один из величайших отечественных поэтов. До сегодняшнего дня о Бродском в Петербурге напоминала только экспозиция "Американский кабинет Иосифа Бродского" при музее Ахматовой в Фонтанном доме , да скромная мемориальная табличка на Доме Мурузи , где поэт провел большую часть "советского" отрезка своей жизни. Но в 2012 году ситуация, похоже, изменится, и в Петербурге вот-вот откроется настоящий музей-квартира Бродского.

Дом №24/27 на перекрестке Литейного и Пестеля помнит многих литературных знаменитостей. Здесь жил Николай Лесков, здесь находилась квартира Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, где перебывала вся литературная богема "серебряного века", здесь в начале двадцатых Гумилев открыл Союз Поэтов, гостями которого были Блок, Ахматова и большинство петербургских поэтов того времени. А в 1955-м в Доме Мурузи поселился с родителями 15-летний Бродский - и жил здесь вплоть до своей вынужденной эмиграции в 1972-м. "Полторы комнаты", в которых жил поэт, неоднократно упоминались в его стихах и прозе - поэтому несомненно, что музей должен быть открыт именно в них.

Работа над созданием музея началась еще в конце девяностых, когда Д.С. Лихачев, Д А. Гранин, М.Б. Пиотровский, Г.П. Вишневская, М.Л. Ростропович, А.П. Петров, лауреаты Нобелевской премии Ч. Милош, В. Шимборска. Д. Уолкотт и многие другие видные деятелей
российской и зарубежной культуры обратились к губернатору Петербурга с
письмом, в котором просили помочь в создании музея. Тогдашний губернатор хоть и ответил положительно, по факту ничего не сделал для создания музея. Впрочем, Фонду создания музея на спонсорские деньги все-таки удалось выкупить четыре из пяти комнат коммунальной квартиры, в которой жил поэт; сейчас там почти закончен капитальный ремонт. Проблема остается лишь в одной (правда, самой большой) комнате, хозяйка которой категорически отказывается ее продавать - без этой комнаты невозможно перевести квартиру в нежилое помещение и, соответственно, открыть там музей. Тем временем в остальных комнатах уже воссоздаются интерьеры, которые были здесь при Бродском. Результаты можно увидеть в фотоальбоме над статьей.

Фонду катастрофически не хватает денег на воссоздание музея, поэтому он принимает добровольные пожертвования от всех поклонников поэта (внести пожертвование можно на официальном сайте фонда и музея). По большому счету, музей Иосифа Бродского будет первым в России музеем, созданным на общественные средства.

Символическое воплощение счастья. Первоначально богиня женщин и оракулов, позднее ее функции отождествлялись с функциями греческой богини Тихе и в конечном счете свелись к обозначению переменчивого человеческого счастья, удачи. Чаще всего ее представляли с флюгером-рулем и рогом изобилия в руке, стоящей на шаре или колесе, с парусом или с крыльями, гонимою туда-сюда переменчивым ветром удачи.

Фортуна имеет два аспекта: античная богиня непостоянства, возрожденная в эпоху Ренессанса; она одаривает своих избранников наугад; и средневековая Госпожа Удача, вращающая свое колесо.

Богиня предстает обнаженной и обычно крылатой. Порой предстаёт с завязанными глазами, «слепой и даже совсем безглазой, она всегда дарами своими осыпает дурных и недостойных» .

В античную эпоху с Фортуной ассоциировалось КОЛЕСО. Боэций в «Утешении Философией» описывает колесо Фортуны, которое поднимает падших и унижает возгордившихся. Фигура, полная надежды, карабкается на одну сторону колеса, у другой фигуры, восседающей на вершине колеса, надета корона, в то время как на другой стороне колеса фигура в лохмотьях катится вниз, и, возможно, четвертая лежит, повергнутая, на земле. Каждая может сопровождаться надписью: «Regnabo», «Regno», «Regnavi» и «Sum sine regno». Это может быть высечено в камне на ободе вокруг окна-розетки, какие имеются во французских романских церквах; это можно встретить в манускриптах, в ренессансной гравюре и гобеленах.

«По всеобщему признанию, олицетворением непостоянства является женщина, стоящая на таком, столь нестабильном, основании, как шар, и подверженная воздействию каждой пробегающей волны, каждому дуновению ветерка, обвевающему ее одеяние. Поэтому ее благосклонность и улыбки, либо злоба и неприязнь оказываются столь сиюминутными. А поскольку мы не знаем, когда произойдет перемена в ее настроении, то не стоит особенно гордиться ее благосклонностью и слишком сильно горевать о ее неприязни».

Представление о неуловимой богине было частью преобразовано в представление о неисповедимых путях Господних, Божьем Промысле и Провидении, а частью ей противопоставили несомненную добродетель и оценивали негативно. В последнем случае с Фортуной на её шаре, контрастирует Добродетель, которая покоится на прямоугольнике или кубе — символе стабильности.

Фортуна, лат. - в древнеримской мифологии богиня счастья и удачи. В греческой мифологии ей тождественна богиня Тихе. В ранний период развития римской мифологии она была богиней плодородия и урожая, покровительницей рожениц. Культ Фортуны в Риме ввел Сервий Туллий, который считал, что благодаря покровительству этой богини он превратился из сына рабыни в царя. В честь богини царь соорудил несколько храмов.

Фортуна была покровительницей как отдельного человека, например, того или иного полководца, так и целого легиона, коллегии.

Фортуну почитали как -«судьбу сегодняшнего дня», «данного места», «частных дел», «общественных дел», «доброй судьбы», «злой судьбы», «мужской судьбы», «милостивую» и пр. Из надписей императорского времени известно о существовании алтарей Фортуны-покровительницы, воздвигнутых отдельными легионами, корпорациями, ремесленными коллегиями, фамилиями, лицами, где она фигурировала вместе с пенатами. Она изображалась на монетах почти всех римских императоров. Её культу были близки культы Фелицитас - персонификация счастья. Bonus Eventus - хорошего исхода, Mens Bona - стойкости духа. Сближалась Фортуна также с Исидой и Немесидой. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе или с повязкой на глазах.

Фортуна была самой непостоянной из всех богинь и раздавала свои дары вслепую. Тем не менее она пользовалась большим уважением. Ри-мляне старались всеми средствами сни-скать ее благоволение и воздвигали ей бо-льше храмов и статуй, чем другим боги-ням. Она была объектом частного и обще-ственного культа; как Фортуна Патрициа она считалась покровительницей патрициев, как Фортуна Эквестрис — покровительницей сословия всадников, как Фортуна Плебейя — покровитель-ницей плебса. Соответственно Фортуна была спе-циализированной покровительницей муж-чин, женщин, девушек и детей.

Подобно греческой Тихе, Фортуна тоже счита-лась дочерью титана Океана. Однако в некоторых городах Фортуну почитали как перворожденную дочь Юпитера — Фортуну Примигению, в частности в Антии и Пренесте. Близкой к Фортуне богиней была богиня счастливого случая Форс — возможно, более древняя; в результате ее слияния с Фортуной возникла богиня Форс Фортуна. Кроме того, рим-ляне почитали в качестве воплощения счастья богиню Фелицитас.

Согласно преданию, культ Фортуны ввел в Ри-ме Сервий Туллий, который благодаря ее благосклонности из раба превратился в ца-ря; он же заложил первый храм Фортуны. Главное свя-тилище Фортуны находилось на Квиринале, где ее почитали как покро-вительницу всего римского народа, а со времен Августа — и как покровительницу императорской особы. Известный храм Фортуны Вирилис у Палатинского моста в нынешнем Риме называется так ошибочно — скорее всего, он был посвящен богу портов Портуну. Великолепный храм Фортуны, сравнительно хоро-шо сохранившийся до сих пор, находился в Пренесте. После переноса столицы Римс-кой империи в Константинополь импера-тор Константин велел возвести наряду с христианскими храмами и ряд языческих; самым выдающимся из них был именно храм Фортуны.

Большая статуя Фортуны стояла в Риме на Капитолии; на территории всего римского мира археологи нашли множество копий этой статуи, а также других статуй Фортуны. В прошлом веке производство статуй Фортуны превзошло, пожалуй, всю античность увы, только по количеству, качество же в большинстве случаев оставляло желать лучшего.

«Драгоценное изобилие приходит к тем, кто имеет золотое сердце. А золотое сердце - это сердце, наполненное любовью ко всему живому. Когда люди начнут относиться к жизни с любовью, в них забьет родник изобилия, подобный источнику жизни, вечной жизни, родник изумрудно-зеленого оттенка, заливающий Землю Красотой, Жизнью, Светом и Любовью… Поэтому, если вы хотите иметь свою жизнь изобильной, определите сначала, какой цели или намерению послужит это желание.

Источники: www.symbolarium.ru, dic.academic.ru, myfhology.info, drevniebogi.ru, www.noriel.ru

Матамускиты: принцесса и падающие звезды

Когда принцесса опустилась на колени перед алтарем, ее ум был занят судьбой ее умирающего народа. Долгое...

Ремесленники в Древнем Египте

Уже в раннем бронзовом периоде ремесленники Древнего Египта и Месопотамии производили весьма разнообразные предметы очень высокого качества. Кузнецы...

Римские боги

Предания и легенды древности сильно повлияли на развитие искусства и культуры. Начиная с эпохи Возрождения творческие люди...

Евроремонт дома

Если Вы планируете сделать косметический ремонт квартиры, и не знаете, с чего нужно начинать, мы Вам расскажем. Во-первых, ...

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...