Что такое пещерный храм. Пещерные храмы аджанты

11 августа 2012, 10:11

Одним из первых жилищ человека стали пещеры. Люди использовали для жилья и укреплений эти естественные образования, так создавали и свои. В результате получившиеся пещерные города были очень необычными по своему внешнему виду. Некоторые из них существуют и успешно функционируют и в наши дни. Некоторые являются храмовыми комплексами с древних времён. Но большинство из них люди давно покинули. Но эти пещерные города отнюдь не остались мертвыми и забытыми. Тайны их не дают покоя современникам. Впереди большая и кропотливая работа археологов и реставраторов по изучению и сбережению этих свидетелей бурной и яркой истории. человечества. О самых известных подобных поселениях и пойдет речь ниже. Петра(Иордания)
Петра – главная достопримечательность Иордании, внесена ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Петра - это город, высеченный в скалах, который за неповторимый оттенок скальных сооружений называют Розовым городом. Петра находится в 3 часах езды от столицы Иордании Аммана. Петра – удивительный и, судя по всему, очень древний город. Считается, что около двух тысяч лет до нашей эры в эти земли пришли набатейцы.

Потом их завоевал Рим. В архитектурных элементах Петры искусствоведы находят памятники, которые могли принадлежать и древним египтянам, и древним грекам, и древним римлянам.

Строительство двух цитаделей в самом сердце Петры приписывают крестоносцам. Но на самом деле, об этом древнем и таинственном городе ничего точно не известно. Эта загадочность и непередаваемая красота города привлекает путешественников со всего света.

Пещерные города Крыма Мангуп-кале, Эски-кермен, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Качи-кальон, Челтер-коба и множество других - все эти замечательные памятники крымской античности и средневековья объединены общим названием - "пещерные города". Расположенные на высокогорных плато с загадочно чернеющими окнами пещер, они уже не одно столетие будоражат воображение путешественников, вызывая удивление и восхищение. Об их происхождении ходят самые противоречивые предположения. Мангуп-кале

Мангу́п-Кале - средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица средневекового православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250-300 м и образующей плато площадью около 90 га. С трех сторон плато ограничено отвесными 70-метровыми обрывами. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отроги, из-за которых в плане Мангуп похож на четырехпалую кисть руки. О времени основания Мангупа нет единого мнения у его исследователей. Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на плато было поселение.

В обрыве южной стороны плато есть спуск к древнему пещерному храму. Спустившись, можно попасть на площадку, с которой каменная лестница приводит в обширный естественный грот, по сторонам которого расположены монастырские помещения.Сейчас в храме живут несколько монахов, проходят службы, восстанавливается его облик. Эски-кермен Этот один из значительных пещерных городов Крыма располагается южнее Бахчисарая, в двадцати километрах от Ялты. Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. В средние века он был крупным торговым и ремесленным центром местности, доминировуя в хозяйственном быте близлежащих населенных пунктов. Город Эски-Кермен был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы. Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами.
Чуфут-кале Чуфут-Кале – наиболее сохранившийся и посещаемый из пещерных городов возле Бахчисарая. Первоначальное название города неизвестно, как не установлено и время его возникновения: одни исследователи считают 6 век, другие 10-12 века. Археологические раскопки свидетельствуют, что в 6-8 вв. в балке Майрам-Дере жили аланы – сарматское племя, проникшее в Крым в 1 в. н.э.

Плато возвышается на 200 м над ущельем, с трех сторон имеет обрывистые скалистые склоны, а с четвертой, восточной стороны седловиной соединено с горой Бешик-Тау. Крепость Чуфут-Кале была хорошо укреплена. Однако в 1299 г. во время очередного набега на Крым войска Ногая осадили город. Им удалось пробить стенобитными машинами большой проём в южной части оборонительной стены и ворваться в крепость. Жители почти все были уничтожены. Позднее оборонительные сооружения были восстановлены. Восстановленная часть крепостной стены заметна и сейчас. Позднее, с образованием Крымского ханства, город стал татарской крепостью и получил название Кырк-Ер – Сорок укреплений. Сюда была перенесена ставка первого крымского хана Хаджи-Давлет-Гирея. Восточнее крепостной стены татары поселили караимов (тюрки по происхождению, последователи ветхозаветной Библии), живших в прилегающих долинах. Те, в конце 14 - начале 15 в., воздвигли для защиты своего поселения ещё одну, Восточную оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. После ухода татар в Бахчисарай караимы остались в пещерном городе, который получил новое название – Чуфут-Кале – Иудейская крепость.
После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Тепе-кермен Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 535м над уровнем моря и 225м над окружающей местностью в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Высота обрывов с юга и запада достигает 12 м. Плато, на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов. Пещеры словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину. Помимо одиночных встречаются и "квартиры" из 2, 3 и даже 4 помещений, связанные между собой. Верхние пещеры у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на врага. На плато встречаются выбитые в камне погреба и высеченные в скале цистерны для хранения воды. Пещеры нижнего и среднего этажей использовались как загоны для скота и для других хозяйственных целей. Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу Ногая в 1299 году. Качи-Кальон
Качи-Кальон расположен южнее Бахчисарая в долине реки Кача. Огромный скальный массив Качи-Кальон с природными гротами по своим очертаниям напоминает нос огромного, плывущего корабля.

Установлено, что по-началу здесь было небольшое сельское поселение,основанное готоаланами или потомками тавроскифов в начале нашей эры, при котором вскоре возводится укреплённое убежище, это дало повод называть памятник городищем. Позднее возник относительно небольшой православный монастырь, который просуществовал вплоть до 1921 г.
К сожалению, Качи-Кальон почти не изучался, и все то, что уже сделано археологами, пока всего лишь разведки. Поэтому так спорны суждения исследователей, основанные, главным образом, на общих и достаточно субъективных впечатлениях от этого огромного археологического памятника. Главная святыня городища - скальная церковь св. Софии построена в VIII - IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 года, до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен.
Челтер-коба
Монастырь Челтер-коба расположен в Бельбекской долине, в обрыве мыса Ай-Тодор.
Архитектурный ансамбль обители состоит из 23 помещений, вырубленных в скале, в том числе одного пещерного храма. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. здесь были проведены археологические исследования. Монастырь выглядит единовременным комплексом, без следов значительных ремонтов и перестроек. Скорее всего, обитель была основана в XIV-XV вв. на северной границе княжества Феодоро. Современные обитатели приспосабливают пещерные помещения для нужд монастырской жизни – делают перегородки, дополнительные пристройки, что далеко не всегда благоприятно влияет на сохранность скита, являющегося объектом культурного наследия общенационального значения.
Мира Ликийская(Турция)

Мира Ликийская – древний город (современное название - Демре), затерявшийся между эпохами и народами, некогда населявшими эту землю.
Ликийцы, индоевропейский народ, населявшие юго-западную часть Анатолии, принадлежат к числу недостаточно исследованных народов древности. Эта местность согласно надписям на ликийском языке именуемая Термиллой, была обитаемой за несколько тысяч лет до нашей эры. Сама Мира была основана примерно в V веке до н.э., и одной из достопримечательностей города являются знаменитые скальные захоронения - высеченные в скале гробницы древних ликийцев. Находятся они на отвесном срезе скалы, которая буквально изпещрена этими «пещерами». У ликийцев существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Каждая гробница с внешней стороны пышно украшалась барельефами и резьбой, по которым можно определить, - чем занимался усопший при жизни… А рядом со скальными гробницами находится римский театр, архитектура которого и в особенности красота скульптурных барельефов, говорят о прекрасном художественном вкусе местных мастеров.

Вардзия и Уплисцихе(Грузия) Одна из самых интересных достопримечательностей Грузии – пещерный город Вардзия. Древнее сооружение представляет собой целый комплекс коридоров и комнат, выдолбленных в каменной породе почти тысячу лет тому назад. Пещерный город находится на юге Грузии, всего в 6 километрах от границы с Турцией. История Вардзии начинается в конце XII века.
Вардзия представляет собой настоящий подземный город с множеством тоннелей, лестниц и проулков. Внутри скалы нашлось место не только для монастыря, но и для нескольких библиотек, бань и множества жилых построек. Настоящий муравейник!

Всего в Вардзии насчитывается свыше 600 различных помещений, которые протянули вдоль горы на расстояние более километра, а весь подземный комплекс уходит в глубину горной породы на 50 метров! Всего в пещерном городе 13 этажей, и к каждому проведён водопровод. В случае нападения врагов, в городе-крепости могло одновременно укрыться до 20 тысяч человек, а благодаря трём потайным ходам обороняющиеся могли наносить неожиданные удары по силам противника.
Долгое время пещерный город находился в запустении, однако в конце прошлого века Вардзию снова восстановили, а монашеская жизнь в нём возобновилась. На данный момент в монастыре древнего города проживает порядка 10-15 монахов. Уплисцихе В 10 км от Гори, на берегу реки Куры находится один из редчайших памятников в мире - древнейший город-крепость Уплисцихе, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки. Уплисцихе - дословно: крепость владыки; один из политических центров Восточной Грузии античной эпохи.
Наскальные сооружения здесь относятся к очень древнему доантичному и античному периодам. Часть комплекса доэллинистического периода и довольно точно датируется VIII-V вв. до н. э., часть значительно более древняя.
Это был крупный языческий центр, а после принятия Грузией христианства в IV веке, к IX веку становится одним из важнейших городов страны. Именно в IX веке на месте бывшего языческого храма Солнца была построена христианская кирпичная церковь-базилика.
Недалеко от церкви сохранился алтарь IV-V в. до н.э. и высеченный в камне крест раннехристианского периода. В город с реки ведет высеченная в камне широкая дорога. Из центра с площади расходятся оборудованные системой канализации улицы.
Сохранились жилые и хозяйственныее помещения, винохранилища, фрагменты крепостных стен и храмы VI-VII и X-XI веков, потайной подземный ход, приводящий к реке, а также глубокие 8-метровые колодцы-тюрьмы (VI-VIII вв.). Среди прочих уникальных экспонатов, можно увидеть винодавильню которой 8 000 лет. Это самая древняя, сохранившаяся до наших дней, винодавильня в мире. Пещерный город Арбель(Израиль) Арбель - это местность в Галилее. Природная красота долины Арбель прекрасно сочетается с богатейшей историей этого края. Гора Арбель – возвышается на 380 метров над озером Кинерет и на 180 метров над уровнем моря. Из скал горы бьет источник Арбель. У подножия горы Арбель – находится Вади Хамам, что в переводе означает “Ручей голубей”. Множество голубей укрываются среди скал, в пещерах.
Отвесные утёсы, окружающие реку, испещрены по всей длине с обоих сторон некогда обитаемыми пещерами. Укрепление представляет собой группу пещер, расположенных в трёх ярусах, соединённых лестницами и переходами. Кое-где находим складские помещения и емкости для воды. Эти сооружения всегда оштукатурены изнутри. Наверняка была система сбора дождевой воды. Спускаясь с горы по красивейшему пешеходному маршруту, туристы попадают в развалины крепости, вырубленной в отвесной скале; там, в пещерах нашли свое укрытие вооруженные повстанцы, восставшие против Ирода Великого в 39 г. до нашей эры. Римляне долго не могли с ними справиться, пока не спустили с горы на тросах большие деревянные клети с воинами, и, только тогда, уничтожили повстанцев. В последующие века там прятались жители Галилеи. Естественная неприступность пещер дополнялась достроенными стенами, делающими пещерную крепость очень крепким орешком для осаждающих. Хорошо видны следы более поздней достройки 16 -17 веков. Эти работы велись здесь по приказу друзских правителей из династии Ман, которые владели этим районом во времена Турецкой империи. Крепость сильно разрушена и это придаёт своеобразное очарование прогулке по ней. Матера (Италия)
Город Матера, Италия – древнейший населенный пункт на юге страны, расположенный в области Базиликата и являющийся самым хорошо сохранившимся примером пещерного поселения. По степени ценности для мировой науки и культуры Матере можно присвоить первое место среди всех подобных поселений Средиземноморья.

Особенность этого города, жизнь в котором уникальным образом приспособлена к местному ландшафту, заключается в том, что первые поселения здесь датируются еще временами палеолита.

В 1993 году город Матера (Италия) был занесен в список ЮНЕСКО в качестве объекта Мирового культурного наследия. На экскурсии по городу можно увидеть кажущиеся фантастическими дома-пещеры, вырубленные непосредственно в толще скальной породы и именуемые сасси («камни»). Если верить ученым, то возраст самых древних сасси насчитывает семь тысячелетий. Есть здесь и более «молодые» сооружения, о времени возведения которых свидетельствуют церкви, построенные предположительно в 6 веке.
Стены и потолки некоторых церквей в этом «пещерном» городе украшены сохранившимися до наших дней фресками 11-12 веков. В Матере и её окрестностях снята большая часть фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы».
Учхисар в Каппадокии(Турция)
Уникальные горы вулканического происхождения покрывают всю площадь Каппадокии. Это осадочные горные породы туфа, их достаточно легко обрабатывать, что и позволило местным жителям прорубать в них дома и создавать целые пещерные поселения. Первые такие жилища появились здесь еще несколько тысяч лет назад. Одной из самых населенных деревень пещерного типа является Учхисар. Хотя большая часть современных жителей уже успела перебраться в новые благоустроенные дома, прорубленные в пещерах жилые помещения по–прежнему имеют своих жильцов. Некоторые пещеры используются как склады и хранилища, но в других живут люди. Многие пещерные квартиры имеют современные кирпичные пристройки. Хозяева прорубленных в скалах квартир охотно показывают их туристам, продают сувениры, что и является для них своеобразным туристическим бизнесом. Рядом со старинной пещерной деревней мирно соседствуют современные дома.
Цапаранг в Тибете В 250 км от подножия горы Кайлас, на огромном плато, на берегах реки Сатледж лежат величественные развалины некогда могущественного королевства Гуге.
Древние руины лежат в окружении испещренных эрозией и временем желто-коричневых скал, и вся местность представляет собой огромную безжизненную пустыню. По некогда оживлённой дороге, в древности связывающей Тибет с Индией и Туркестаном, шли торговые караваны и паломники, следующие к Кайласу.
Королевство Гуге занимает территорию вдоль берегов верхнего Сатледжа в западном Тибете от долины Къюнглунг (долина Гаруды) до индийской границы. Весь районКоролевство Гуге представляет собой комплекс каньонов, причудливо размытых в древних породах красного песчаника. В древних источниках первые сведения о населенных городах в этом районе относятся к 2800 году до н.э. Цапаранг- разрушенная столица древнего царства Гуге. В 1685 году Цапаранг был завоёван мусульманами. Город подвергся серьёзным разрушениям. Но особенно серьезные разрушения были нанесены городу во времена правления Мао Цзэдуна во время Культурной революции в Китае: были разрушены многие храмы, статуи и сооружения. Пещерные храмы Индии Пещеры Эллоры
Считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра. Все пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве.
С точки зрения датирования времени создания отдельных храмов и монастырей, для ученых Эллора вероятно является одним из самых проблемных объектов среди всех пещерных сооружений Индии.


Пещеры Аджанты
Пещеры Аджанты вырублены в отвесных гранитных скалах, в ущелье высотой 22 м. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий – в III–VII в. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры были обнаружены случайно в 1819 г. Один английский офицер, охотившийся в горах, преследуя тигра, случайно заметил неясные очертания пещер.
Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты.
Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей искусства. Живопись Аджанты - уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории.
Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимосвязано - люди, боги и животные, небо и земля.
Пещеры Элефанта Пещеры Элефанта расположены в центральной части острова Элефанта вблизи города Мумбаи. Так называемый Город пещер содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. В 1987 г. пещерные храмы на острове Элефанта вошли в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый впечатляющий среди этих памятников VII и VIII вв. – комплекс древних пещерных храмов с огромными изваяниями внутри. Главное зрелище здесь представляет пятиметровый массивный бюст трехголового Шивы, который воплощает в себе его ипостаси как Создателя, Охранителя и Разрушителя. «Пещеры Шивы», эти знаменитые древние пещеры острова Элефанта, вырублены в скале, составляя сакральный храмовый комплекс, посвященный богу Шиве. Меса-Верде(США) Меса-Верде - это название плато и национального парка, расположенного на нем, а не пещерного города. Как именовали свои поселения индейцы-анасази, предки пуэбло, никто и никогда уже не узнает. Собственно, и сами поселения остались бы неизвестными, если бы не упорство историков и археологов. В течение шестисот лет с XIII века, когда анасази таинственно исчезли из этих мест, до XIX, когда началось изучение района, на Меса-Верде не ступала нога человека.
До сих пор за плато и пещерными поселениями тянется шлейф загадочности. Но доподлинно известно, что архитектура анасази - это первый в Америке пример строительства «многоквартирных» домов: скальный део-рец в Меса-Верде насчитывает около ста различных помещений. Дворец расширяет трактовку термина «пещерный город»: это не система пещер, использовавшихся для проживания, а полноценное здание, целиком построенное внутри огромного грота, над скальным уступом.
Жизнь в Маса-Верде была непростая: из своих скальных домов на плато, где велось сельское хозяйство, индейцы выбирались по веревочным или деревянным лестницам, качавшимся над пропастью.

Пещерный город Кандован(Иран)
Расположенная в отдалённой северо-западной части Ирана, деревня Кандован известна не только красотой окружающей природы, но также и уникальным жильём местных жителей.
Большинство домов здесь вырезаны в пещерах в форме конуса, сформированных вулканической лавой и пеплом. Общий пейзаж напоминает гигантскую колонию термитов. Жители Кандована утверждают, что их деревне более 700 лет.

В течение многих лет люди расширили свои жилища. Теперь пещеры разделены на несколько этажей, в них находятся такие помещения, как сараи, чуланы, стоила для животных.
В некоторых даже есть подъезды, окна и двери, а также лестничные пролёты, вырезанные в скалах. Пещеры являются одними из самых наиболее эффективных энергосберегающих жилищ в мире, обеспечивающих достаточную теплоизоляцию зимой и защищая от жары летом.

Сигирия(Шри-Ланка)
Сигирия - это древний город-крепость, построенный на скале. Сигиирия или Львиная скала - это главное достояние Шри-Ланки, ценнейший архитектурный и культурный памятник. Сама скала была образована из лавы крупного вулкана, который уже давно прекратил свое существование. С 200 метровой скалы открывается удивительный пейзаж: живописные сады, окружающие гору простираются на далекие километры.
История Львиной скалы начинается в 5 веке до н.э., приблизительно в это время здесь появился буддистский монастырь. Этот храм прекратил свое существование всего на 18 лет: с 477 по 495 год, а затем вновь был восстановлен и просуществовал до конца 14 века. Период развития Сигирии приходится на период правления короля Кассапы (477 - 495 года). Именно в этот короткий промежуток времени скала была преобразована в сложный город с дворцами, храмами, садами, фонтанами и оборонительными сооружениями.
Название "Львиная скала" также появилось при правлении Кассапы. Архитекторы Сигирии воплотили в жизнь грандиозную затею - центральный вход в город охранял огромный лев, высеченный из скалы, и чтобы зайти внутрь нужно было пройти через пасть каменного зверя. К сожалению, до наших дней "дожили" только лапы льва, но и они выглядят весьма внушительно.
Бамиан (Афганистан)
В свое время провинция Бамиан, расположенная в 225 милях от Кабула, привлекала к себе множество туристов. Север долины известен вырубленными в скалах огромными таинственными статуями Будды. Одна из них, 55 м в высоту, представляла собой самую большую статую Будды в мире. Во времена правления Канишки Великого Бамиан являлся значимым центром буддизма. Скульптуры божества, да и сама территория являлись священными. Священники создали тут множество келий, куда вели круглые отверстия в скалах.
Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддийскому монастырю. С октября 1994 г. талибы - исламские фундаменталисты - уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане. Силы Талибана умышленно взорвали статуи Будды, уничтожив главную гордость пещерного комплекса.
Пещерный храмовый комплекс Юньган(Китай)
Комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет.
Гроты Юньган вырублены в скале из пористого материала. Они протянулись на 1 км с востока на запад. В декабре 2001 г. Юньганский пещерно-храмовый комплекс был включен в «Список всемирного культурного и природного наследия».
В отличие от природной Пещеры Тростниковой Флейты, где рукотворной является лишь великолепная подсветка, оттеняющая красоты подземного мира, пещерные гроты Юньган – это полностью дело рук человеческих. Стоит только представить, какой труд бы затрачен, чтобы это уникальное место появилось, как невольно проникаешься уважением и неподдельными восхищением талантами древних мастеров. Матмата(Тунис) Туристов, побывавших среди пустынных холмов Матматы в центральной части юга Туниса потрясает вдохновенная экзотика "лунного пейзажа" этих мест. Миллионы жителей нашей планеты видели их, не подозревая, что это Тунис, потому что Джордж Лукас снимал здесь "Звездные войны", а Стивен Спилберг "Индиана Джонс. В поисках потерянного ковчега".
Но главная достопримечательность Матматы - берберские жилища.Дома матматских берберов напоминают скорее не пещеры, а лисьи норы - они имеют округлые входы и ветвятся внутри мягкой местной породы. Часто на дверных косяках изображаются рыбы и ладони - охранительные символы берберов. Войдя в «дом», попадаешь в просторный внутренний двор под открытым небом (собственно, это ещё не нора), а вот уже из него в разные стороны прорыты пещерные комнаты - спальни, гостиные, детские и кладовки.
В здешней мягкой породе легче строить жилища изнутри, чем возводить из неё жилые дома снаружи. Даже в самую испепеляющую жару внутри дома не жарко. Зимой стены прекрасно держат тепло, и жилище можно натопить ничуть не хуже, чем обычную квартиру.
Настоящей популярностью среди туристов тунисский пещерный город пользуется с тех пор, как одна из пещер «снялась» в роли дома Люка Скайуокера в "Звездных войнах".

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Индия – уникальная страна, которая довольно далека от нас и в географическом, и в культурном плане. Мы уже писали про нее, но еще лучше понять ее историю, религию и искусство в виде архитектуры и скульптуры помогут пещерные храмы Индии, о которых мы и хотим сегодня поговорить.

Статья поведает, где искать их посреди священных индийских мест, в чем заключаются присущие им особенности и кратко расскажет о самых удивительных из них. Будет интересно и увлекательно.

Особенности храмовых пещер

Невероятной должна быть вера тех людей, которые приняли решение высечь святыню прямо в скалистой пещере, работа над которой занимает не один десяток лет. На индийских просторах встречается множество таких примеров безграничной веры. Они щедро украшены статуями, фресками, росписями.

Шедевры начали появляться еще со 2 столетия до нашей эры. Тогда материалы для строительства специально доставлять было сложно, поэтому людям пришла идея выдалбливать монастыри в пещерах на горных склонах. В зависимости от сезона такие сооружения спасали от жары и прятали от дождя.

Позже, в 4-6 столетиях нашей эры на этих местах стали образовываться целые города. Количество жителей могло исчисляться сотнями, а постройки «вырастали» ввысь.

Особенно славится своими пещерами штат Махараштра. Близ города Аурангабад расположилось несколько пещерных комплексов. Некогда это была столица Империи моголов и важнейшая торговая артерия.

В первую очередь речь идет об Эллоре и Аджанте. Здесь поочередно исповедовалось несколько верований: буддистское, индуистское, а затем джайнистское. Впрочем, они вполне могли мирно сосуществовать в одно и то же время.

Шедевр настенных узоров

Под этими словами подразумеваются пещеры Аджанты. Они находятся в сотне километров от бывшей могольской столицы, на берегу речки Вагхур. Строительство началось в Древней Индии, во 2 столетии до нашей эры, и продолжилось до 5 века нашей эры.

Технология постройки заключалась в том, что из базальта извлекали куски грунтовых пород, создавая тем самым рельефный фасад. Получившиеся 29 пещер располагались на подкововидном утесе.


Почти все подземные постройки и монастыри делились на 2 вида:

  • чайтья – помещения для молитв, вытянутые, с колоннами;
  • вихары – монашеские жилища, представлявшие собой общий квадратный зал с изваяниями Будды и имевших по три жилых комнаты.

Росписи на стене, изображающие мифические мотивы буддизма – главная ценность Аджанты.

Во второй половине 5 столетия у власти стоял царь Харишеша. Строительство и обустройство велось усиленными темпами по большей части на его средства. С кончиной правителя стройка почти прекратилась.

В 13 столетии на индийской территории пришло в упадок. Монахи массово покинули обжитый уголок, а со временем о нем позабыли и обитатели окрестных поселений.

Постепенно храмы обросли лесами, естественной порослью, которые закрыли входные отверстия. Так внутри образовался благоприятный микроклимат, позволивший сохранить святыню практически в первозданном виде – конечно, по меркам прошедшего времени.


В 1819 году англичанин Джон Смит, служивший в армии, отдыхал, охотясь за дикими зверями. Случайно он заметил на другом берегу реки нечто, похожее на вход.Это была пещера номер 10. Так человечество вспомнило о существовании Аджанты. Название пещерных зданий – их порядковый номер.

Постепенно дороги комплекса расчистили, и почти все бывшие монастыри были открыты. Каково было удивление археологов, когда они обнаружили невиданной красоту скульптуру и фресковую живопись.

Открыли почти все пещеры. Примечательно то, что все в них было продумано до мелочей — к примеру, у каждой был спуск к реке, чтобы добыть питьевую воду, а также система водонабора и водостока на время сезона ливней.

С 1983 года Аджанта находится под охраной ЮНЕСКО, а ее главной драгоценностью считается картина божества Падмапани.

Чудеса скульптуры

Аджанта, безусловно, прекрасна, но еще лучше понять архитектуру того времени поможет ее посещение в тандеме с Эллорой. Она находится неподалеку – в тридцати километрах на запад от города, на холмах Чаранандари, поэтому экскурсии в эти два комплекса можно объединить в один день.


Вместе их занесли в список ЮНЕСКО. Но прогулки по храмовым пещерам дадут понять, насколько они различны.

Эллора славится непревзойденными скульптурными шедеврами.

Строительство велось с 6 по 9 век – именно тогда, когда популярность Аджанты претерпевала затухание. Есть мнение, что, возможно, некоторые аджантские монахи перебрались сюда.

Эллора состоит из 34 пещер, которые также называются согласно порядковому номеру:

  • первые двенадцать (с 1 по 12) относятся к буддизму;
  • следующие семнадцать (с 13 по 29) – к индуизму;
  • последние пять (с 30 по 34) – к джайнизму.

Здесь можно встретить уникальные монашеские вихары высотой в три этажа, где жило больше сотни отшельников. До сих пор загадкой остаются нетривиальные расписные потолочные узоры.

Удивительнейшим из храмов все в унисон называют «Кайласанатха» или попросту «Кайлаш», он же пещера под номером шестнадцать. Это сооружение возвышается на тридцать метров и символизирует одноименную тибетскую гору, где, по преданию, обитает Шива. Поначалу фасад был отштукатурен белым цветом для большего сходства с оригиналом.


Храм восходит к Шиве. Несмотря на это, здесь можно увидеть дворовую площадку, где величественно стоят искусно высеченные каменные изваяния не только Шивы, но и Вишну, Лакшми, сопровождающих ее слонов, львов, мифических птиц, бутоны лотоса и божеств индусского пантеона.

Строительство велось почти целый век. Для этого мастера извлекли больше трехсот тонн базальта из цельной скалы. Даже статуи вырезались из цельного камня изнутри, что похоже на технологию 3D-печати.

Сейчас, спустя много веков, это кажется невероятным и указывает на то, что строители и архитекторы еще не начинали работать, но уже имели четкий план того, как будет выглядеть постройка в конечном счете.

Питхалкора

Будучи еще одним комплексом Махараштры, он находится в 80 километрах от Аурангабада, примерно в одинаковом отдалении от Эллоры и Аджанты.


Так же, как и последняя, Питхалакора начала создаваться во 2 веке до нашей эры,а ансамбль добавлялся украшениями в виде скульптур и фресок, датируемых 5-6 столетием.

До города Аурангабад можно добраться воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом и автобусом из многих мест, например, из мегаполиса Мумбая и туристического штата Гоа.

Комплекс составлен из тринадцати пещер и полностью относится к тхеравадинскому направлению. Таким образом, это самые крупные из пещерных монастырей , которые сохранились до нашего времени.


Архитектура Питхалкоры более проста в исполнении, но не менее изящна и тем более не менее ценна.

Пещеры Аурангабада

По сравнению с предыдущими комплексами они сравнительно небольшого размера – это 9 пещер, разделенных по признаку востока и запада.

Постройки были возведены во времена властвования семейств Вакатака и Чалукья, то есть в промежутке между 6 и 8 столетиями. Четвертое строение восходит к направлению тхеравады, а шестое относится к индуистскому божеству с головой слона Ганеше. Все остальные храмы – традиционно махаянские.


Западные сооружения можно назвать более живописными, точнее, вид оттуда. С горного склона можно разглядеть мавзолей Биби Ка Макбара, представляющий собой уменьшенную копию Тадж-Махала.

Канхери

Храмовый комплекс Канхери располагается в городке Боривали в сорока километрах от Мумбаи. Со всех сторон он окружен национальным парком Боривали. К слову, этот густой лес в свое время дал сохраниться пещерам в таком хорошем состоянии.


Постройки начали создаваться во 2 веке до нашей эры, а закончилась стройка лишь спустя 11 столетий. Через сооружения протекает сеть каналов и ручьев.

К главным пещерам относятся:

  • 3-я – прекрасное помещение для молитв в лучших традициях тхеравады;
  • 34-я – монашеское жилище, потолок которого изображает Будду;
  • 41-я – хранилище множества статуй, главная среди которых – изваяние Авалокитешвары с двенадцатью головами.

Элефанта

В народе строение называют «Пещеры слонов». Они находятся водах Аравийского моря, в центре острова Гхарапури. Уникальность заключается во внешнем виде – высеченные гигантские фигуры слонов будто охраняют 7 карстовых пещерных образований.


С 1987 года Элефанта находится под бдительным контролем ЮНЕСКО.

Одна часть их посвящена Шиве, вторая – учению Будды. Их начали облагораживать в 5 веке, и вплоть до 17 они сохранили статус религиозного центра, куда стекались как приверженцы индуизма, так и буддисты.

Заключение

Храмовые пещеры – достояние всей Индии и в особенности штата Махараштра, где их насчитывается большое количество. Они являют собой высшее проявление мастерства древних архитекторов, скульпторов, строителей, а также гармоничные взаимоотношения религий, соседствовавших на индийских землях на протяжении всей истории нашей эры.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам удалось окунуться в древность и лучше прочувствовать дух Индии благодаря сегодняшней статье. Если вы хотите продолжить наше совместное путешествие по странам Азии, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на почтовую рассылку и рекомендуйте статьи своим друзьям в социальных сетях.

До скорых встреч!

Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями.

Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны

1. Мы расскажем о 10 самых выдающихся храмах Индии и начнем обзор с пещер Эллоры. 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские пещеры прежде всего являлись монастырями — убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами

Внесенные в список Мирового Наследия, пещерные храмы Эллоры являются вершиной скальной архитектуры Декана. Они расположены в 30км от Аурангабада (Индия).

В течение более чем пяти столетий поколения монахов (буддистов, индустов и джайнов) вырезали монастыри, часовни и храмы в 2-ух километровом откосе скалы и обильно украшали их удивительно детальными скульптурами. Многие из пещер имеют сложные внутренние пространства и галереи.

Храмы Эллоры олицетворяют ренессанс индуизма во времена правления династий Чалукьев и Раштракутов, последующее его угасание во времена рассвета буддизма, и следующий за этим краткий всплеск джайнизма. Скульптуры характеризуют увеличивающееся влияние тантрических учений в трех основных религиях Индии, и их мирное сосуществование на одном участке указывает на длительный период религиозной терпимости.





2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта, которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.

Пещеры Аджанты — 29 буддистских храмов в Индии, многие из которых берут свое начало со 2-ого столетия до н.э. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Пещеры Аджанты были созданы во 2-ом столетии до н.э из утеса в форме подковы вдоль Реки Вагора. Они использовались буддистскими монахами как молитвенные залы и монастыри в течение приблизительно девяти столетий, после чего неожиданно были брошены. Пещеры ушли в забвение, пока они не были открыты вновь в 1819

Пещеры пронумерованы с востока на запад, от 1 до 29. Сегодня все пещеры соединены между собой террасой, но в древние времена к каждой из пещер вел отдельный ход от набережной. Смотровая платформа на реке предоставляет отличный вид на всю территорию Аджанты - естественная красота этой области дает понять, почему монахи выбрали именно эту область спасаясь от религиозного преследования.

Здесь хранится множество шедевров буддистского искусства. Будда здесь изображен только в символической форме, в виде трона или следов. В других пещерах находятся красочные фрески и статуи, изображающие жизнь (и прежние жизни) Будды. Пещеры также изображают сцены из повседневной жизни, и многие содержат надписи о правителях и принцах.

Самые красивые пещеры Аджанты - пещера 1 и 2, о них и пойдет речь ниже. Пещера под первым номером - одна из последних пещер, построенных здесь, поэтому лучше всего сохранилась. В этой пещере находятся одни из самых сложных резных фигурок на фасаде с дополнительными скульптурами на горных хребтах. Есть сцены из жизни Будды так же как и множество других буддистских мотивов. Два портика, видимые на фотографиях 19-ого столетия, с тех пор не сохранились. Каждая стена зала внутри составляет почти 12 метров в ширину и 6 метров в высоту. Колоннада поддерживает потолок, создавая просторные проходы вдоль стен

Фасад пещеры №2 кардинально отличается от первой пещеры. Даже резные фигурки фасада, кажется, различны. Внутри же пещера также укреплена огромными столбами и украшена росписями, здесь есть много общего с остальными пещерами Аджанты

Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты. У этих фресок есть определенная уникальность - они неповторимы даже в пределах истории южноазиатского искусства

Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей буддийского искусства

Живопись Аджанты — уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории. Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних буддистских мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимозависимо — люди, боги и животные, небо и земля.

Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками

3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами — ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми

В святилище (конец VII в.) есть колонны, в основании которых высечены львы и стражники-дварапалы , охраняющие вход в святилище. На одной из четырех панелей изображено воплощение-аватара Вишну в виде кабана, поднимающего Землю-Бхудеви из первобытного океана (левая стена). На другой показана Гаджалакшми - восседающая на лотосе богиня Лакшми, которую поливает водой из хоботов пара слонов. На следующей панели изображен Вишну-Тривикрама, принявший воплощение брахмана-карлика Ваманы, чтобы победить демонического царя Бали. Став огромным, Вамана тремя шагами покоряет все три мира. На последней панели представлена четырехрукая богиня Дурга.

4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти - индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами

5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы - первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая — Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их

Древние пещеры острова покоряют его гостей с первого взгляда. Они сделаны в скале и представляют из себя сакральный храмовый комплекс, посвященный одному лишь божеству - Шиве. Надо сказать, в Индии к этому богу отношение особое. Шива - основатель йоги, олицетворение разрушительного и созидательного начал и одно из древнейших божественных сущностей человечества.

Шива предстает перед путешественниками в самых разных скульптурах и каждый раз в новом образе. Однако самым известным изображением божества на острове является огромный пятиметровый бюст трехголового Шивы. Он воплощает в себе Создателя, Охранителя и Разрушителя. Кстати, этот образ считается одним из шедевров индийского искусства. Здесь же и женитьба Шивы и Парвати, и еще одна скульптура, где Шива представлен как единство обоих полов в одном теле.

Наполненные тишиной и величием, тайной и древностью, гулкие пещерные залы комплекса заставляют понизить голос и затаить дыхание.

История гласит, что пещеры появились здесь предположительно в V-VIII веках и были сделаны монахами, жившими на острове. К сожалению, пещеры и их статуи не сохранились до наших дней в первозданном виде - многие изваяния серьезно пострадали во время захвата страны португальцами.
Солдаты, не признающие индийскую религию, с хохотом расстреливали ни в чем не повинные скульптуры, упражнялись в стрельбе по священным изваяниям. Пострадали пещеры и от рук англичан - внимательные туристы могут даже найти здесь надписи типа «тут был Джон в 1860 году». Одну из основных статуй - огромного слона - англичане даже попытались увезти с собой в Великобританию. Однако довезли изваяние лишь Мумбая, где она и осталась и хранится до сих пор. Говорят, так захотели высшие силы и сделали так, что статуя осталась в городе и не покинула страну.

К счастью, сегодня пещеры находятся под строгой охраной, а в 1987 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

6. В отличие от многих храмов Индии, Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающий от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива

История открытия пещеры . Говорят, что когда-то мусульманский пастух Бхута Малик встретил садху, который дал ему полный мешок угля. Дойдя до дома, пастух с удивлением обнаружил, что мешок был полон золотых монет. Он бросился назад, чтобы поблагодарить садху. Но не найдя святого, Бхута Малик обнаружил на месте их встречи пещеру. Он рассказал всем об открытии. И вскоре паломники стали приходить к этому святому месту.

Древние сказания повествуют о другой истории. Долина Кашмира находилась под водой огромного озера. Но Кашьяпа риши осушил его воды. Первым, кто лицезрел эту пещеру, был посещавший в те дни эти места Бхригу муни, который поведал о ней богам. Позже от богов люди узнали о Лингаме и пещера Амарнатх стала для них местом почитания Шивы. С тех пор сотни тысяч верующих совершают паломничество через суровую местность к вечному счастью.

Фаллос Шивы. Ледяной лингам в - естественного происхождения...

7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова

8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.

9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На фото пещерные кельи Бхимбетка:

10. 5 храмов Бадами чрезвычайно живописны, так как располагаются в самом сердце зеленого ущелья. Пещеры были вырезаны вручную в 6-ом столетии нашей эры в склонах песчаника юго-западной Индии. Они чтят богов Вишну и Шиву, и принципы джайна. Архитектурой храма больше всего восхищаются за ее артистическое использование стилистических элементов Северной Индии и Южной Индии

Невероятные пещерные храмы Индии освещают повседневный быт ранних людей, демонстрируют их веру, и являются замечательными аренами искусства — ими невозможно не восхищаться

В 30 километрах от Аурангабада расположены всемирно известные пещерные храмы Эллора, благодаря хорошей сохранности и поразительным размерам пещеры привлекают туристов со всего мира. Именно пещерные храмы Эллоры и Аджанты наполняют отели города Аурангабад под завязку.

Пещеры в Эллоре могут соперничать с такими признанными чудесами света как Египетские пирамиды, Камбоджийский Ангкор Ват и т.д.. Весь пещерный комплекс, состоящий из 34 пещер внесен в список ЮНЕСКО и ревностно охраняется этой уважаемой организацией.

Все пещерные храмы в Эллоре можно разделить на несколько групп, буддистские, индуистские, джайнские и отдельно от всех храм Кайласа (Kailasa Temple пещера 16). Для удобства туристов, все пещеры пронумерованы и имеют информационные таблички (на английском), так что проблем с поиском необходимых пещер быть не должно.

История пещер Эллоры

По вопросу происхождения и целесообразности постройки пещерных храмов постоянно ведутся научные дискуссии и на сегодняшний день имеется несколько теорий о том, для чего же обычные смертные выгрызли из скалы такие красоты.

Считается что пещерные храмы Эллоры были построены на пути крупного торгового пути, и в непосредственной близости к сегодняшнему Даулатабаду , в окрестностях которого тоже имеются буддистские пещеры. Успешные купцы жертвовали часть своей прибыли на постройку храмов, что могло лишь способствовать процветанию их торговли.

Удивляет факт толерантности, ведь три верования прекрасно уживались бок о бок и прекрасно вели хозяйственную деятельность, так некоторые пещеры изначально предполагались под одну религиозную ветвь с легкостью могли быть перестроены под нужды другой религии и никто не воевал.

Всего в Эллоре 34 пещеры, 12 буддистских, построенных в период с 600 по 800 года н.э., 17 индуистских, построенных в период с 600 по 900 года н.э. и всего 5 джайнских, построенных в период с 800 по 1000 года н.э.

Если посмотреть вглубь истории, то Эллора отчетливо демонстрирует период возрождения индуизма во времена династий Чалукья и Раштракута, за которым следует упадок буддизма на территории Индии. Что характерно, так это джайнские храмы в Эллоре, их всего 5, но могло быть значительно больше, ведь власть активно поддерживала это религиозное направление.

Все пещеры на территории комплекса пронумерованы, нумерация начинается с южной стороны (буддистские пещеры), первые номера пещер расположены по правой стороне от храма Кайлас, который сразу напротив входа.

Самой грандиозной постройкой в Эллоре является храм Кайласа - это имитация горы Кайлас в Гималаях, на которой по легенде живет бог Шива. Фотографии уникального храма Кайлас можно найти в любом туристическом путеводителе по Индии, но вживую храм поражает еще сильнее.

12 буддистских пещер расположены южнее от храма Кайласа и многие из них выглядят очень просто и не вызывают восхищения, но особняком стоит пещера номер 10, она считается самой красивой буддистской пещерой во всей Индии. Обязательно посетите пещеру номер 10.

Индуистские пещеры настолько эмоциональны (к примеру тот же храм Кайласа), что вы их сразу отличите от всех остальных. Еще одна отличительная черта индуистских пещер - наличие фаллических лингамов, характерных особенностей присутствия бога Шивы. Большинство индуистских пещер в Эллоре вырезали сверху вниз, так что никаких строительных лесов древние строители не использовали.

Все живое на нашей планете хочет любви. Вот только понимает это понятие каждый по-своему. Для кого-то любовь — это страсть, для другого — единение душ. Кто-то стремится лично дарить это чувство, а кому-то необходимо просто греться в лучах любви. В любом случае каждый из нас ищет в своей жизни того, кто был бы способен дать в отношениях то, что нужно именно ему.

Монастырок — и есть такое удивительное место силы, которое помогает найти свою любовь. Это небольшое село в Борщевском районе, Тернопольской области, расположено на берегах реки Серет, в 6 ​​км от села Бильче-Золотое. Раньше, в советское время, его называли Межгорьем. Это одно из самых живописных мест Тернопольщины, поражающее воображение невероятно захватывающими видами на долину реки Серет.

На окраине села, просто в известняковой скале размещен пещерный храм , возвышающийся над обрывом, где течет река.

Координаты для GPS:

48°43"50""N

25°51"30""E

Храм называют древнерусским, а пещеру, в которой он расположен — Языческой. Говорят, что этот храм был основан в XI веке, хотя есть версия, что он намного древнее, чем считают археологи и историки. По сути, до сих пор его еще никто тщательно не исследовал. До крещения Руси здесь был расположен древнеславянский храм, который впоследствии стал христианским. Поэтому, если учесть что православие пришло на эти земли в X в., храм никак не мог быть основан в XI веке. Пещерный храм Монастырка представляет собой идеальное древнее капище.

Языческие капища и святилища — совершенно разные культовые сооружения. Неотъемлемыми атрибутами капища есть грот или пещера, где на потолке собираются капли влаги. Собственно, от слова "капище" пошло и украинское "каплица". Святилища же — это открытые культовые сооружения по типу дольменов и кромлехов, не связанных с гротами и пещерами. Капище — это место взаимодействия с женским началом, а святилище — с мужским.

Пещерный же храм в селе Монастырок и прилегающая к нему территория представляют собой гармоничное взаимодействие мужского и женского начал.

Так, пещера храма, как древнее капище, дает возможность взаимодействовать с планетарной, женской энергией. А место взаимодействия с мужской энергией, обозначено каменной плитой — так называемым жертвенным камнем.

Эта плита лежит на трех каменных опорах, и, возможно, ее использовали и в более ранние времена как крестильную чашу в баптистерии — пристройке к церкви или отдельном здании, предназначенном для совершения таинства крещения. О чем свидетельствует выдолбленный в ней крест и, ведущий от него, небольшой желоб.

Считают, что не всегда этот камень лежал здесь. Что его принесли к скальному храму монахи в XVII веке. Вот только форма каменной плиты вызывает сомнения в этой версии. Если мысленно поставить камень вертикально на основание, он будет очень похож на крымские менгиры с ровно обтесанной и заостренной вершиной.

Менгир — самая простая каменная скульптура в виде грубо обработанного дикого камня, установленного человеком, вертикальные размеры которой заметно превышают горизонтальные. Менгиры — фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наши дней. Кроме того, их могли использовать с культовой ритуальной целью, как символ центра, или они могли быть элементами ритуалов перехода или плодородия, олицетворять мужское начало.

Даже сейчас, вода, собирающаяся в полости креста на камне, во время дождя, становится красноватой. А на фотографиях, сделанных при любой погоде, видны странные облака "туман" над этим камнем.

Немного в отдалении от пещерного храма можно увидеть христианскую святыню — поклонный крест. Древняя легенда гласит, что если на Воздвижение девушка украсит этот крест цветами, то через год она выйдет замуж. Другие легенды говорят, что это место и крест помогают познать любовь и семейное счастье в браке.

Скорее всего, именно на месте расположения поклонного креста и было сначала установлено менгир, впоследствии свергнут монахами-христианами и превращен в жертвенный камень.

Кстати, крест — это древнейший символ, а главное — символ Космоса, сведен к простейшей форме. Он олицетворяет центр мира, является символом света и огня, в частности света Истины, что распространяется по миру, священного центра Земли, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью. Собственно пересечение линий креста — это точка соединения между энергиями Неба и Земли.

Крест символизирует четыре элемента — Воздух, Землю, Воду и Огонь. Это символ связи микро и макрокосмоса, единства духа (вертикаль) и тела (горизонталь). Именно в этом древнейшем символе заложена идея сочетания мужского и женского начал. Вертикальная линия любого креста — небесная, духовная, интеллектуальная, активная, позитивная, мужская. Горизонтальная же линия — земная, рациональная, пассивная, негативная, женская. Поэтому крест является вполне достойной заменой давнему менгиру. И еще в большей степени он способен давать человеку то, о чем она мечтает и о чем просит. Иными словами, монахи в своем стремлении утвердить веру в единого Творца заменили древний менгир язычников на еще более мощный символ — крест.

Так или иначе, сейчас пещерный храм в маленьком селе Монастырок — христианский. Службы здесь ведутся прямо в пещере, ведь местные жители убеждены, что это место обладает особой силой.

Размер грота составляет 9,4 х 4,8 м. Вход в пещеру расположен в глубине между каменными глыбами а сверху покрыт скальным навесом, который выступает над землей почти на шесть метров. Навес этот поддерживают три опоры из неотесанного камня. Сделал опоры в конце XIX в. Леон Сапега, заменив ими изначально природные, разрушенные временем. Грот, как и обычный храм, условно разделен на три части: притвор, неф и алтарь. И так же как и в церквях, алтарь обращен к востоку.

Каменная стена алтаря с самого начала напоминала иконостас со святым образом. Ее и сегодня украшает лик Иисуса с прикрытыми глазами, символизируя то, что Всевышний не может смотреть на те злодеяния, которые творятся в мире.

Люди верят, что здесь Господь отпускает даже самые тяжкие грехи. Легенда гласит, что изображение Иисуса явилось монахам как игра света и тени каменных стен храма. А фреска, которую мы видим сегодня, была написана монахами уже поверх явившегося чудотворного образа.

Что касается соискателей личного счастья в селе Монастырок, прежде всего нужно принести с собой цветы к поклонному кресту, который стоит возле священной пещеры. Это ваша дань Богу за то, что Он сотворил вас, символ вашего уважения к этому особенному месту силы и благодарность за ту помощь, о которой Вы просите. Несите цветы и надейтесь получить желаемое.

Если же о любви просит мужчина, он должен пойти в пещеру и зажечь там свечи, помолившись о даровании ему пары или счастливой судьбы.

Верьте, и все, что Вы просите у Творца, будет дано Вам по вере вашей!

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...