Что такое святость определение. Значение слова «святость

Первый покоритель космоса, летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин сказал о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

Летчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза Бахчиванджи Григорий Яковлевич погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое, проявив героизм и самоотверженность при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями.

Детство и юность

Имя Григория Яковлевича Бахчиванджи хорошо известно на Кубани. Легендарный человек, ведущий летчик-испытатель, человек, который своей жизнью проложил дорогу в космос.

Родился Григорий Яковлевич в феврале 1909 года в станице Бриньковской Кубанской области. Его мать – Мария Евтихьевна Гречаная (Гречка) — была потомственной казачкой из станицы Приморско-Ахтарской. Отец – Яков Иванович Бахчиванджи был родом из украинского города Мариуполя, имел греческие корни. Мария Евтихьевна умерла рано, в 1912 году, Григория и его братьев воспитывала мачеха, Агнесса Степановна.

В станице Бриньковской Григорий окончил двухклассное училище, помогал отцу в работе на паровой мельнице. Яков Иванович имел редкую для того времени специальность: он был машинистом-механиком, специалистом по ремонту газовых двигателей. В станицу Бриньковскую его пригласил купец Хорошилов специально для работы на паровой мельнице. Мастерство Якова Ивановича высоко ценили. С помощью отца Григорий с детства начал разбираться в технике.

В 1926 году Яков Иванович с семьей переезжает в станицу Приморско-Ахтарскую и вместе с сыном работает в паровозном депо станции Ахтари.

Небо — его судьба

В 1927 году Григорий вступает в ряды коммунистического союза молодежи. А через год семья переезжает в Мариуполь. Григорий работает слесарем на Мариупольском металлургическом заводе имени Ильича. В 1931 году он был призван в Красную Армию. Окончил школу младших командиров, а затем школу техников по вооружению самолетов, где получил специальность авиатехника.

В 1932 году Григорий Яковлевич стал членом коммунистической партии большевиков и поступил на учебу в Оренбургскую летную школу, которую блестяще окончил. Он показывал великолепную технику пилотирования и глубокие знания самолета. Из-за этих качеств сразу после окончания школы он был назначен в НИИ ВВС летчиком-испытателем. В характеристике на Г.Я.Бахчиванджи было сказано, что он отлично летает, обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям.

В НИИ ВВС в то время шло создание и испытание новых боевых машин. В предвоенные годы Григорий испытал десятки самолетов различных конструкций. Он установил несколько рекордов высоты и скорости полета. Его заключения о самолетах и моторах были всегда высококвалифицированными.

В первый день Великой Отечественной войны Г.Я.Бахчиванджи добровольно ушел на фронт. Он воевал в составе 402 истребительного авиационного полка особого назначения, который был сформирован из летчиков-испытателей. С 1 июля по 10 августа 1941 года на истребителе МИГ-3 он совершил 65 боевых вылетов, участвовал в обороне Москвы, провел 26 воздушных боев, лично сбил 5 самолетов противника.

За проявленное мужество командир эскадрильи капитан Бахчиванджи был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. К сожалению, наградные документы не были вручены ему из-за несоблюдения формальностей.

Испытатель первого самолета-ракеты

10 августа 1941 года Г.Я.Бахчиванджи был отозван с фронта на испытательную работу на Урал, куда был эвакуирован НИИ ВВС. В это время конструкторами Александром Березняком и Алексеем Исаевым был создан самолет БИ-1 – ближний истребитель-перехватчик с реактивным (ракетным) двигателем. Когда решался вопрос назначения испытателей на экспериментальный первый истребитель-перехватчик, внимание командования НИИ ВВС остановилось на Г.Я.Бахчиванджи как на ведущем летчике-испытателе, имеющем большой опыт испытательных полетов и боевой опыт.

15 мая 1942 года Григорий Бахчиванджи совершил первый в мире полет на первом в мире самолете с ракетным двигателем. Он стал первым летчиком, который управлял самолетом-ракетой.

17 октября 1942 года наш земляк был награжден орденом Ленина – за храбрость, проявленную в боях с врагами Родины, и за отличные показатели при испытаниях новых самолетов.

В январе-марте 1943 года была проведена серия испытательных полетов, направленных на достижение максимальной околозвуковой скорости. Один из этих полетов был снят на видеопленку. Эти уникальные кадры вошли в документальный фильм В.Ротенберга «Воспоминание о летчике».

27 марта 1943 года состоялся очередной, седьмой по счету испытательный полет. Его целью было достижение максимальной скорости самолета в горизонтальном полете. Самолет достиг скорости 800 км/час. Летчик достиг такой высокой скорости ценой своей жизни…

Испытатель был похоронен недалеко от аэродрома на кладбище поселка Малый Исток под Свердловском (ныне Екатеринбург). Жизнь и деятельность Г.Я.Бахчиванджи долгое время были «засекречены». До февраля 1963 года его могила была безымянной. Благодаря энтузиастам на ней был установлен обелиск, имя летчика и его подвиг стали известны широким кругам.

28 апреля 1973 года капитану Г.Я.Бахчиванджи было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), через 30 лет после гибели.

Память жива и будет жить

Прошло более 100 лет со дня рождения и более 70 лет со дня гибели Г.Я.Бахчиванджи. Его имя высоко чтут специалисты в области авиации и космонавтики. Память о нем увековечена в названиях улиц, железнодорожных платформ, его имя носят музеи, школы, кратер на обратной стороне Луны, малая планета в Солнечной системе.

Администрация станицы Бриньковской совместно с командованием ВВС России периодически торжественно отмечает юбилейные даты, связанные с именем и подвигом знаменитого летчика. Так, в 2012 году было торжественно отмечено 70-летие полета Г.Я.Бахчиванджи. В праздновании принимали участие его «преемники» – летчики авиационной группы высшего пилотажа ВВС «Соколы России». Пилоты показывали в небе возможности современных боевых самолетов. Благодаря таким мероприятиям о Г.Я.Бахчиванджи теперь знают не только узкие специалисты, имя его получило широкую известность, особенно на Кубани.

В нашем городе, недалеко от въезда в него, в феврале 1979 года, в честь 70-летия со дня рождения Г.Я.Бахчиванджи, скульпторами Б.Г.Журавлевым и В.Ф.Лобковым был создан и установлен памятный знак в виде взлетающего в небо боевого самолета МИГ. На информационной табличке написано: «Подвигу Григория Бахчиванджи посвящается».

Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске , где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году - Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолета, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан» и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванжи награждается первым орденом Ленина.

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался и вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске .

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50? ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя летчик-испытатель Б. Н. Кудрин некоторое время еще продолжал испытания ракетного перехватчика.

15 Мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полет на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации.


Родился 20 февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. С 1925 года работал в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, работал на нем слесарем.

С 1931 года в Советской Армии. Окончил Оренбургское летное военное училище в 1934 году, имея 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика.

С 1935 г. на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (5) самолётов противника.

В середине августа 1941 г. отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.

Похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на "Аэрокобре", и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

Награжден Орденами Ленина (дважды) и медалями.

28 апреля 1973 г. Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена:

В наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославской ж.д.;

Установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе;

Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны

Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".

Летчик-испытатель, капитан

Герой Советского Союза
Первым в нашей стране совершил полет на реактивном самолете БИ в мае 1942 г.

В 1941 г. в составе легендарного 402-го иап воевал под Новгородом

402-й истребительный авиаполк был сформирован из летчиков-испытателей научно-исследовательского института и летчиков, сражавшихся на Северо-Западном фронте в начальный период войны. 23 июля 1941 г. полк перебазировался на Новгородскую землю - на аэродромы Кречевицы и Крестцы. 402-й иап выполнял задачи по прикрытию от авиации противника Новгорода, Сольцов, Шимска, Старой Руссы, Бологое. Здесь во всем своем блеске проявился летный талант капитана Григория Бахчиванджи. С 23 июля по 10 августа 1941 г. он произвел около 70 боевых вылетов на разведку, сопровождение своих бомбардировщиков, штурмовку противника, патрулирование и прикрытие наших войск. На Северо-Западном фронте летчик Г. Бахчиванджи сбил 7 самолетов противника.

10 августа 1941 года Григория Бахчиванджи, как опытного летчика, отозвали с фронта на Урал - для испытания первых советских реактивных самолетов на базе НИИ ВВС в Свердловске. С аэродрома «Кольцово» 15 мая 1942 года капитан Бахчиванджи поднял в небо реактивный самолет конструкции В.Ф. Болховитинова БИ-1 - самолет, который проложил путь не только реактивной авиации, но и раскрыл двери для завоевания космоса. Известны слова Юрия Гагарина: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно бы, не было и 12 апреля 1961 года».

Летчик Г. Бахчиванджи погиб во время очередного испытательного полета на БИ-1. Похоронен под Свердловском (ныне Екатеринбург) - на кладбище поселка Малый Исток, неподалеку от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 г. на могиле установлен обелиск.

Звание Героя Советского Союза «За героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями» было присвоено Г.Я. Бахчиванджи 28 апреля 1973 г. (посмертно).

Награжден двумя орденами Ленина. Уроженец Краснодарского края.

Именем Григория Бахчиванджи названы: поселок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область), платформа 41 км Московской железной дороги; улицы, площади, школы в городах Урала и Краснодарского края. Памятники установлены: на родине героя в станице Бриньковская, на могиле и близ места падения самолёта БИ-1 (Свердловская обл.), у международного аэропорта «Кольцово» и бюст на ул. Бахчиванджи (Екатеринбург). Именем Григория Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны.

Литература к справке

Полынин Ф.П. Боевые маршруты. - М.: Воениздат, 1972. - С. 164. - Глава «На Северо-Западе».
. Экономов Л. А. Капитан Бахчиванджи: док. повесть. - М.: ДОСААФ, 1972. - 272 с.
. Пономарев С. Он воевал под Новгородом // Новгородская правда. - 1973. - 19 авг.
. Советская военная энциклопедия. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1976. - С. 412.

Бахчиванджи Григорий Яковлевич (1908-1942).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1973 г.).

Родился 7 февраля (20 февраля) 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.
В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.
С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
С 1932 года член ВКП(б).
В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов.
В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на истребителе МиГ-3 , провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

04.07.1941 г. — Дорнье-217 — лично
05.07.1941 г. — Юнкерс-88 — лично
07.07.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с А.Г.Прошаковым
10.07.1941 г. — Хейнкель-112 — в группе с Кожевниковым
02.08.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с П.Х.Ананековым и Жаровым

В середине августа 1941 года отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого советского ракетного истребителя БИ-1 . 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел… взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.
15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-летчиком А.Г.Кочетковым и другими испытателями.
Похоронен был лётчик под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

Награды:
-два ордена Ленина.
-Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Г.Я.Бахчиванджи у опытного перехватчика БИ-1.

Список источников:
Бахчиванджи, Григорий Яковлевич. Cайт «Герои Страны».
В.Мишин. Полет в реактивную эру.
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...