Что значит «Я Господь, Бог твой»? Совместим ли эзотеризм с христианскими убеждениями.

Неизбежная гибель 2-й ударной армии

Ленинград был поручен заботам Мерецкова, назначенного командующим Волховского фронта, который был создан в целях объединения армий, действующих к востоку от реки Волхов. В задачи фронта входило помешать наступлению противника на Ленинград, а в дальнейшем при участии Ленинградского фронта разгромить врага и прорвать блокаду северной столицы. Первые удары там начались еще в конце декабря, но потом, по словам самого Мерецкова, стала очевидной необходимость «приостановить наступление 4-й и 52-й армий, привести их в порядок, пополнить людьми, вооружением и с подходом 59-й и 2-й ударной армий снова атаковать противника. Однако, стремясь как можно быстрее прорвать блокаду Ленинграда, положение которого было исключительно тяжелым, Ставка считала, что наступление войск Волховского фронта должно развиваться без оперативной паузы. От нас неоднократно требовали ускорить подготовку к наступлению всеми силами и как можно скорее преодолеть рубеж реки Волхов». На Волховский фронт был отправлен Мехлис в качестве представителя Ставки, «который ежечасно подгонял нас». Но, несмотря на это, Мерецков смог добиться, что «срок перехода в наступление всеми силами фронта был перенесен на 7 января 1942 года. Это облегчало сосредоточение, но прорыв с ходу теперь отпадал, так как противник основательно закрепился за рекой и на плацдармах и организовал систему огня. Можно было продолжать операцию, лишь прорвав вражескую оборону… Тем не менее в назначенный срок фронт не был готов к наступлению. Причиной явилась опять-таки задержка сосредоточения войск. В 59-й армии прибыли к сроку и успели развернуться только пять дивизий, а три дивизии находились в пути. Во 2-й ударной армии исходное положение заняли немногим больше половины соединений. Остальные соединения, армейская артиллерия, автотранспорт и некоторые части следовали по единственной железной дороге. Не прибыла и авиация…»

Тыловых служб и подразделений Волховский фронт практически не имел – не успели их собрать и организовать. Снабжение шло, как говорится, «с колес», при том, что оборудованных путей подвоза всего необходимого тоже не было. Основной транспортной силой были лошади, которые, в свою очередь, нуждались в корме.

«Неподготовленность операции предопределила и ее исход, – вспоминал Мерецков. – Перешедшие 7 января в наступление войска фронта враг встретил сильным минометным и пулеметным огнем, и наши части вынуждены были отойти в исходное положение. Тут выявились и другие недостатки. Боевые действия показали неудовлетворительную подготовку войск и штабов. Командиры и штабы не сумели осуществлять управление частями и организовать взаимодействие между ними. Чтобы устранить выявленные недочеты, Военный совет фронта попросил Ставку отложить операцию еще на три дня. Но и этих дней оказалось недостаточно. 10 января между Ставкой и Военным советом фронта состоялся разговор по прямому проводу. Он начался так: «По всем данным, у вас не готово наступление к 11-му числу. Если это верно, надо отложить еще на день или на два, чтобы наступать и прорвать оборону противника». Чтобы подготовить наступление по-настоящему, требовалось по меньшей мере еще 15–20 суток. Но о таких сроках не могло быть и речи. Поэтому мы с радостью ухватились за предложенную Ставкой отсрочку наступления на два дня. В ходе переговоров выпросили еще один день. Начало наступления, таким образом, было перенесено на 13 января 1942 года».

Учитывая, что противник ожидал наступления Красной армии на хорошо подготовленных позициях, оборудованных системой узлов сопротивления и опорных пунктов, с большим количеством дзотов и пулеметных площадок, шансов на успех было не много. Передний край немецкой обороны проходил по западному берегу реки Волхов, а по насыпи железнодорожной линии Кириши-Новгород шел второй оборонительный рубеж. И всю эту линию обороны занимали тринадцать дивизий вермахта.

По словам Мерецкова, «общее соотношение сил и средств к середине января складывалось, если не учитывать танковых сил, в пользу наших войск: в людях – в 1,5 раза, в орудиях и минометах – в 1,6 и в самолетах – в 1,3 раза. На первый взгляд, это соотношение являлось для нас вполне благоприятным. Но если учесть слабую обеспеченность средствами вооружения, боеприпасами, всеми видами снабжения, наконец, подготовку самих войск и их техническую оснащенность, то наше «превосходство» выглядело в ином свете. Формальный перевес над противником в артиллерии сводился на нет недостатком снарядов. Какой толк от молчащих орудий? Количество танков далеко не обеспечивало сопровождение и поддержку даже первых эшелонов пехоты…» При таких обстоятельствах началась печально известная Любанская операция, не достигшая ни одной из намеченных целей.

13 января 1942 года советские войска перешли в наступление. Авангарды 2-й ударной армии пересекли реку Волхов и освободили несколько населенных пунктов. Через неделю вышли ко второму оборонительному рубежу немцев, располагавшемуся вдоль железной и шоссейных дорог Чудово-Новгород, но захватить его с ходу не удалось. После трех дней боев армии все же удалось прорвать вражескую полосу обороны и овладеть Мясным Бором. Но далее наступление захлебывалось.

9 марта на Волховский фронт для оценки ситуации прибыла делегация во главе с Ворошиловым и Маленковым. Однако время было упущено: еще 2 марта на совещании у Гитлера было принято решение о переходе в наступление на Волхове до 7 марта.

В начале апреля 1942 года Мерецков направил своего заместителя генерал-лейтенанта А. А. Власова во главе специальной комиссии Волховского фронта в попавшую в окружение 2-ю ударную армию для оценки положения дел в ней. В течение трех дней комиссия собирала информацию, а потом вернулась в штаб фронта, где 8 апреля и был зачитан доклад о найденных в частях недостатках. Во 2-й армии остался А. А. Власов – ее командир генерал Н. К. Клыков серьезно заболел и был отправлен на самолете в тыл. А вскоре Совет Волховского фронта во главе с Мерецковым поддержал идею назначить Власова командующим, поскольку у него был опыт выведения войск из окружения. 21 июня 1942 года был пробит узкий, меньше километра шириной, коридор, который удалось удержать два дня, а потом, после продолжительных боев, к утру 24 июня его открыли вновь. Но уже через день спасительный коридор был окончательно перекрыт. Из окружения успело выйти около шестнадцати тысяч человек, после чего разразилась печально известная катастрофа под Мясным Бором. 2-я ударная армия практически перестала существовать, а ее командующий Власов сдался немцам в плен.

Согласно данным, приведенным в издании «Россия и СССР в войнах ХХ века» безвозвратные потери Волховского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта во время Любанской операции с 7 января по 30 апреля 1942 года составили 95 064 человек, санитарные – 213 303 человек, всего – 308 367 человек. Уцелел, избежав плена, гибели или ранения, только каждый двадцатый из участвовавших в операции.

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Гибель «С-80» В январе 1961 года, вечером, ко мне зашел мой товарищ, старший лейтенант Анатолий Евдокимов, Мы вместе учились в Ленинграде, познакомились еще курсантами на танцах. Своих будущих жен нашли в педагогическом институте им. Герцена и, оказавшись оба в северном

Из книги Наступление маршала Шапошникова [История ВОВ, которую мы не знали] автора Исаев Алексей Валерьевич

«Долина смерти» 2–й ударной армии Сражение за любаньский выступ, который занимала с января 2–я ударная армия, должно было стать главным событием весны 1942 г. в северном секторе советско–германского фронта. Еще 5 апреля 1942 г. Гитлером была подписана директива ОКВ №41, в

Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север Александр

Трагедия 2-й ударной армии глазами военной контрразведки О трагедии 2-й ударной армии Волховского фронта, которая летом 1942 года была почти полностью уничтожена противником, знают или хотя бы слышали все. Кратко лишь напомним хронику трагедии.В начале января 1942 года по

Из книги Возвышение Сталина. Оборона Царицына автора Гончаров Владислав Львович

23. Приказ войскам СКВО о создании Северной ударной группы № 2/А, г. Царицын2 августа 1918 г., 24 час.Прорвавшиеся у Арчеды казаки вчера, 1 августа, захватили с. Александровское (что выше Пролейки) и в этом пункте прервали сообщение по Волге Царицына с Камышином. Приток военных

Из книги Танковый прорыв. Советские танки в боях, 1937–1942 гг. автора Исаев Алексей Валерьевич

72. Приказы командованию 10-й армии о содействии войскам 9 армии в наступлении На № 94 и 565 декабря 1918 г.Мы приняли ваш первый план. 9-я армия истекает кровью и выполнила уже почти задачу, между тем, как 10-я [армия] остается пассивной, что является ничем не объяснимым и ставит

Из книги Казачество в 1812 году автора Шишов Алексей Васильевич

IV. Действия северной ударной группировки 25–27 июня К началу войны 19-й механизированный корпус имел всего 450 танков, треть из них составляли малые плавающие танки Т-38, которые можно было использовать лишь в качестве разведывательных. Самой боеспособной дивизией корпуса

Из книги Наступает ударная автора Семенов Георгий Гаврилович

V. Действия южной ударной группировки 25–27 июня Итак, 25 июня ударные соединения Юго-Западного фронта выполнить приказ о переходе в запланированное единое наступление не смогли. Действия механизированных корпусов свелись к отдельным разрозненным контратакам на разных

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть IV. 1915-1945 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

Глава третья. От Малоярославца до Красного. Казачий авангард Главной русской армии. Старая Смоленская дорога. Истребление Великой армии императора Бонапарта «степными осами». В разгар Тарутинского сражения, то есть днем 6 сентября, к главнокомандующему русской армией

Из книги Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной. Битва за Орел автора Щекотихин Егор

ШТАБ УДАРНОЙ АРМИИ 1В конце сентября 1942 года часто выпадали теплые солнечные дни. Иногда налетал ветер, срывая пожухшую листву. В такое вот яркое ветреное утро командир дивизии получил указание: откомандировать подполковника Семенова для прохождения дальнейшей службы в

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

Гибель С 21 по 23 марта 1941 г. в южных водах Исландии “Худ”, линкоры “Куин Элизабет” и “Нельсон” осуществляли поиск германских линкоров “Шарпхорст” и “Гнейзеиау”, вышедших из своих баз с целью прорыва в Атлантику. Поиск окончился безрезультатно, так как германские

Из книги Как СМЕРШ спас Москву. Герои тайной войны автора Терещенко Анатолий Степанович

ФОРМИРОВАНИЕ СОЕДИНЕНИЙ УДАРНОЙ ГРУППЫ БАДАНОВА Известно, что в Бориловском сражении наряду с 4-й танковой армией принимали участие 5-й и 25-й танковые корпуса. К началу операции «Кутузов» (12 июля) эти корпуса были полностью согласно штатному расписанию укомплектованы и

Из книги Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1915 год. Апогей автора Айрапетов Олег Рудольфович

Гибель 33-й армии Алексей Исаев пишет о тогдашней ситуации так: «Командование Западного фронта и Ставка не видели больше необходимости держать в тылу врага войска генералов Ефремова и Белова. Они получили приказ пробиться к своим. Штаб фронта указал им полосу – через

Из книги Чудо Сталинграда автора Соколов Борис Вадимович

Абакумов в Первой Ударной Было уже за полночь. На столе у Абакумова зазвонил прямой телефон с наркомом. Виктор Семенович резким движением поднял трубку.– Слушаю, Лаврентий Павлович, – звонко проговорил начальник Управления особых отделов НКВД.– Зайдытэ, – с

Из книги автора

Разгром 10-й армии и гибель 20-го корпуса Численность германских сил в Восточной Пруссии оценивалась штабом Северо-Западного фронта и Ставкой примерно в 76-100 тыс. штыков1. Войска Ф. В. Сиверса с конца 1914 г. по-прежнему упирались в линию фронта противника, основанную на

Из книги автора

Разгром 10-й армии и гибель 20-го корпуса 1 Каменский М. П. (Супигус). Гибель XX корпуса 8/21 февраля 1915 года (По архивным материалам штаба 10-й армии). Пгр., 1921. С. 22; Коленковский А. [К.] Мировая война 1914–1918 гг. Зимняя операция в Восточной Пруссии в 1915 году. С. 23.2 Каменский М. П. (Супигус).

Из книги автора

Гибель 6-й армии После провала попытки деблокирования окруженная в Сталинграде немецкая группировка превратилась, по меткому выражению маршала Чуйкова, в «лагерь вооруженных пленных».По воспоминаниями К. Ф. Телегина, командующий 62-й армией Чуйков говорил Рокоссовскому

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Недавно у нас в гостях были несколько монахов. Сидели за столом, ели и пили то, что Бог послал. Говорили они в основном о поездке на Афон, откуда вернулись недавно, и о прочих интересных вещах: о расколе, о Божественной Литургии, обсуждали Евангелие от Луки, говорили о том, как поют в Греции, и вообще о тонкостях греческого языка… Чем живет человек? Какие у него интересы, стремления? Всё проявляется за столом, в общей беседе, ведь «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34).

Есть люди, для которых застолья являются чуть ли не смыслом жизни: к приходу гостей хозяева делают генеральную уборку, закупают продукты, готовят разнообразные блюда. А люди, собираясь в гости, подбирают соответствующую одежду, «скидываются», чтобы купить спиртные напитки, – каждому из нас это знакомо, ведь мы, разумеется, время от времени тоже принимаем участие в различных пиршествах.

Дни рождения, свадьбы, всевозможные праздники мирские люди отмечают, как говорится, «с размахом»: с пьяными песнями, неуклюжими танцами, и, несмотря на хроническую нехватку денег, столы ломятся от еды и спиртных напитков. И гости, и хозяева, как правило, громко разговаривают, жестикулируют, яростно спорят, неистово веселятся: «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4: 10–11).

О чем говорят люди за столом? Они сетуют на плохо сделанный ремонт, вновь сломавшуюся машину, покосившийся забор на садовом участке, пошатнувшееся здоровье, злобно обсуждают политику, ехидно смеются над «звездами», которых видят на экранах своих телевизоров. И заодно они часто – с неприкрытой ненавистью – обсуждают духовенство.

При этом совсем не понимая, что представляют собой священнослужители. Откуда берется столько ненависти, в чем причина? Не в этом ли: «ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3: 11–13).

Что же представляет собой наш современный мир? Какой он?

Эгоизм – трудноизлечимая болезнь нашего века, болезнь, когда отдельно взятый человек ставит себя и свои интересы выше, чем интересы кого-либо, – в этом случае ближний на втором месте с конца, а для Бога места нет вообще: «каждый должен любить в первую очередь себя», – утверждают современные мужские, женские, подростковые журнальчики; те же самые слова мы слышим в популярных песнях, которые нет желания цитировать; тот же смысл несут всевозможные ток-шоу и бесчисленные сериалы.

Следствие эгоизма, инфантилизма, которым больны как женщины, так и мужчины, – это аборты. Особи мужского пола бросают на произвол судьбы своих забеременевших подруг, не желая нести ответственность за собственного ребенка. А особи женского пола, обиженные и разочарованные такой несправедливостью, ошалевшие от собственной гордыни и упивающиеся своей независимостью, идут в абортарий.

Убив ребенка, несостоявшиеся родители живут дальше как ни в чем не бывало: женщина продолжает возмущаться несправедливостью бытия и жалеть себя, а мужчина, вздохнув с облегчением, пускается на поиски новых приключений – ведь он так молод, и у него еще вся жизнь впереди!

Через год, два, через пять лет человек снова и снова «заваливает экзамен», милостиво предложенный ему для пересдачи, и окончательно убеждается в том, что у него впереди вся жизнь. Он забывает о последствиях своей «свободы» – об абортах (то есть о посланных Богом, но убитых детях), о бабушке, нянчившей его с пеленок и до школы, которую он бросил – отправил в больницу умирать, даже не пригласив к ней священника, о престарелых родителях, о первой школьной учительнице, благодаря которой он осилил школьную программу… Зачем помнить прошлое, если самое главное – то, что происходит сейчас? Но почему мы так близоруки?

Недавно я была в одной из московских больниц, где видела умирающего старика, который только и мог, что пошевелить рукой, – он был беспомощен, как новорожденный ребенок. Взгляд его был по-младенчески мутным и одновременно пронзительным: находясь на пороге между жизнью и смертью, этот человек осознавал смысл происходящего, как никогда ранее, и в то же время наша реальность была уже прикрыта от него мутной пеленой, которая накинула на его глаза смерть. На теле лежащего в подгузнике старичка были татуировки. Изображенная на рисунках удаль, ярость и гордость никак не вязались со взглядом человека, лежащего неподвижно на каталке в ледяном коридоре, по которому гуляли безжалостные сквозняки, – а обладатель татуировок не мог даже накрыть себя маленькой одноразовой, постоянно сползающей пеленкой.

Разумеется, я не могу судить о жизни этого человека – я видела лишь то, что он лежит один, никому не нужный.

Что ждет эгоистов? Красивая жизнь? Обеспеченная старость? И – одинокая смерть, ведь никто их не держит за руку в момент ухода из жизни и никто не помолится о них, когда они покинут этот мир. Только, быть может, пробегающая мимо молоденькая медсестра поправит на одном из них одноразовую пеленку. Собственно, они сами такие же, как эта пеленка, – одноразовые. Потому что ближний для них – на втором месте с конца.

Чем будет Вечность для человека, в жизни которого не было места для Бога, наверное, понятно всем.

А какое место Бог занимает в жизни тех, кто называет себя православными?

«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» (Мк. 12: 30).

«Когда мы кого-то любим, то стремимся быть с объектом своей любви, и мысли о любимом занимают наш ум, сердце, а все наши силы направлены на него. Первая заповедь – о любви к Богу. Следуем ли мы ей? Как мы можем ее исполнить, если занимаем себя чем угодно, кроме общения с Богом? Просыпаясь по утрам, все ли мы благодарим Бога еще до того, как разомкнули веки? Молимся ли мы перед едой или садимся за стол, не помолившись, словно свиньи? Как надеемся мы в вечности оказаться в блаженной радости и общении с Тем, с Кем не научились пребывать и общаться здесь, на земле?

Часто мы, православные христиане, за столом, на работе, учебе, в транспорте, на улице и в других местах говорим о чем угодно, кроме Бога, а разговоры о Боге нас тяготят. А ведь это признак глубокой духовной болезни. Иногда приходится слышать, как нецерковные люди, стремящиеся, по их словам, попасть в Рай, сетуют на то, что в церкви им душно, плохо, запах ладана вызывает аллергическую реакцию и что вообще атмосфера храма их тяготит. И когда им говоришь, что, возможно, у них есть нераскаянные грехи, они только отмахиваются, не желая ни о чем слышать: какие могут быть грехи? Ведь это их обидели, их унизили, их предали: политики, начальники, бывшие друзья, любимые – людям спокойнее думать, что в храме духота, чем попытаться увидеть проблемы в себе.

А сколько людей идут в храм по долгу, но не по стремлению сердца и спешат оттуда поскорее уйти? Если молитва тяготит, то нужно глубоко задуматься: а не началась ли духовная деградация? Происходит это следующим образом: сначала человека начинают раздражать разговоры о Боге – всегда есть что-то важнее, например послушать церковные сплетни, и если человек будет себе потакать в этом охлаждении, то молитва станет ему не в радость, церковная служба начнет вызывать раздражение и человек, незаметно для себя, будет сползать вниз.

Как может человек наивно полагать, что тот Бог, к Которому он не проявлял должного внимания в этой, временной, земной жизни, вдруг станет очень интересен в Вечности? Бог – Он не гордый, Он не будет доказывать нам, что Он интересен, прекрасен, благ, что Он – Жизнь и источник Жизни.

Если Он не нужен и не интересен, это личная трагедия и беда, с которой человек, если ничего не изменит прямо сейчас, уйдет в вечность, где, как сказано, будет плач и скрежет зубов.

Разве может человек, не читающий Библию каждый день, говорить, что Бог ему интересен? Работать Богу должны ум, тело, чувства, а сердце должно покоряться воле Божией. Очень глупо надеяться на какие-либо изменения в нас после смерти. Настанет печальная реальность: какие отношения человек построил с Богом здесь, при жизни, такие они будут и в Вечности.

Бог есть источник жизни, счастья, радости – вот почему слово «богатство» происходит от слова «Бог», а не от слова «деньги».

В нашей земной жизни мы должны научиться молитве, радоваться, находясь на богослужении в храме, радоваться, читая Священное Писание и отцов Церкви, радоваться, размышляя о Боге, радоваться, делая добрые дела во славу Божию, плакать о грехах и благодарить Бога за всё».

Давайте учиться радоваться Богу, пока не поздно, ведь Он – источник настоящего неподдельного мира, красоты, совершенства.

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф.6:21

Недавно у нас в гостях были несколько монахов. Сидели за столом, ели и пили то, что Бог послал. Говорили они в основном о поездке на Афон, откуда вернулись недавно, и о прочих интересных вещах: о расколе, о , обсуждали Евангелие от Луки, говорили о том, как поют в Греции, и вообще о тонкостях греческого языка… Чем живет человек? Какие у него интересы, стремления? Всё проявляется за столом, в общей беседе, ведь «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34).

Есть люди, для которых застолья являются чуть ли не смыслом жизни: к приходу гостей хозяева делают генеральную уборку, закупают продукты, готовят разнообразные блюда. А люди, собираясь в гости, подбирают соответствующую одежду, «скидываются», чтобы купить спиртные напитки, - каждому из нас это знакомо, ведь мы, разумеется, время от времени тоже принимаем участие в различных пиршествах.

Дни рождения, свадьбы, всевозможные праздники мирские люди отмечают, как говорится, «с размахом»: с пьяными песнями, неуклюжими танцами, и, несмотря на хроническую нехватку денег, столы ломятся от еды и спиртных напитков. И гости, и хозяева, как правило, громко разговаривают, жестикулируют, яростно спорят, неистово веселятся: «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4: 10-11).

О чем говорят люди за столом? Они сетуют на плохо сделанный ремонт, вновь сломавшуюся машину, покосившийся забор на садовом участке, пошатнувшееся здоровье, злобно обсуждают политику, ехидно смеются над «звездами», которых видят на экранах своих телевизоров. И заодно они часто - с неприкрытой ненавистью - обсуждают духовенство.

При этом совсем не понимая, что представляют собой священнослужители. Откуда берется столько ненависти, в чем причина? Не в этом ли: «ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3: 11-13).

Что же представляет собой наш современный мир? Какой он?

Трудноизлечимая болезнь нашего века, болезнь, когда отдельно взятый человек ставит себя и свои интересы выше, чем интересы кого-либо, - в этом случае ближний на втором месте с конца, а для Бога места нет вообще: «каждый должен любить в первую очередь себя», - утверждают современные мужские, женские, подростковые журнальчики; те же самые слова мы слышим в популярных песнях, которые нет желания цитировать; тот же смысл несут всевозможные ток-шоу и бесчисленные сериалы.

Следствие эгоизма, инфантилизма, которым больны как женщины, так и мужчины, - это . Особи мужского пола бросают на произвол судьбы своих забеременевших подруг, не желая нести ответственность за собственного ребенка. А особи женского пола, обиженные и разочарованные такой несправедливостью, ошалевшие от собственной гордыни и упивающиеся своей независимостью, идут в абортарий.

Убив ребенка, несостоявшиеся родители живут дальше как ни в чем не бывало: женщина продолжает возмущаться несправедливостью бытия и жалеть себя, а мужчина, вздохнув с облегчением, пускается на поиски новых приключений - ведь он так молод, и у него еще вся жизнь впереди!

Через год, два, через пять лет человек снова и снова «заваливает экзамен», милостиво предложенный ему для пересдачи, и окончательно убеждается в том, что у него впереди вся жизнь. Он забывает о последствиях своей «свободы» - об абортах (то есть о посланных Богом, но убитых детях), о бабушке, нянчившей его с пеленок и до школы, которую он бросил - отправил в больницу умирать, даже не пригласив к ней священника, о престарелых родителях, о первой школьной учительнице, благодаря которой он осилил школьную программу… Зачем помнить прошлое, если самое главное - то, что происходит сейчас? Но почему мы так близоруки?

Изображенная на тату удаль никак не вязалась со взглядом человека, лежащего неподвижно на каталке.

Недавно я была в одной из московских больниц, где видела умирающего старика, который только и мог, что пошевелить рукой, - он был беспомощен, как новорожденный ребенок. Взгляд его был по-младенчески мутным и одновременно пронзительным: находясь на пороге между жизнью и смертью, этот человек осознавал смысл происходящего, как никогда ранее, и в то же время наша реальность была уже прикрыта от него мутной пеленой, которая накинула на его глаза смерть. На теле лежащего в подгузнике старичка были татуировки. Изображенная на рисунках удаль, ярость и гордость никак не вязались со взглядом человека, лежащего неподвижно на каталке в ледяном коридоре, по которому гуляли безжалостные сквозняки, - а обладатель татуировок не мог даже накрыть себя маленькой одноразовой, постоянно сползающей пеленкой.

Разумеется, я не могу судить о жизни этого человека - я видела лишь то, что он лежит один, никому не нужный.

Что ждет эгоистов? Красивая жизнь? Обеспеченная старость? И - одинокая смерть, ведь никто их не держит за руку в момент ухода из жизни и никто не помолится о них, когда они покинут этот мир. Только, быть может, пробегающая мимо молоденькая медсестра поправит на одном из них одноразовую пеленку. Собственно, они сами такие же, как эта пеленка, - одноразовые. Потому что ближний для них - на втором месте с конца.

Чем будет Вечность для человека, в жизни которого не было места для Бога, наверное, понятно всем.

А какое место Бог занимает в жизни тех, кто называет себя православными?

«И , и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» (Мк. 12: 30).

«Когда мы кого-то любим, то стремимся быть с объектом своей любви, и мысли о любимом занимают наш ум, сердце, а все наши силы направлены на него. Первая заповедь - о . Следуем ли мы ей? Как мы можем ее исполнить, если занимаем себя чем угодно, кроме общения с Богом? Просыпаясь по утрам, все ли мы благодарим Бога еще до того, как разомкнули веки? Молимся ли мы перед едой или садимся за стол, не помолившись, словно свиньи? Как надеемся мы в вечности оказаться в блаженной радости и общении с Тем, с Кем не научились пребывать и общаться здесь, на земле?

Людям спокойнее думать, что в храме духота, чем попытаться увидеть проблемы в себе

Часто мы, православные христиане, за столом, на работе, учебе, в транспорте, на улице и в других местах говорим о чем угодно, кроме Бога, а разговоры о Боге нас тяготят. А ведь это признак глубокой духовной болезни. Иногда приходится слышать, как нецерковные люди, стремящиеся, по их словам, попасть в Рай, сетуют на то, что в церкви им душно, плохо, запах ладана вызывает аллергическую реакцию и что вообще атмосфера храма их тяготит. И когда им говоришь, что, возможно, у них есть нераскаянные грехи, они только отмахиваются, не желая ни о чем слышать: какие могут быть грехи? Ведь это их обидели, их унизили, их предали: политики, начальники, бывшие друзья, любимые - людям спокойнее думать, что в храме духота, чем попытаться увидеть проблемы в себе.

А сколько людей идут в храм по долгу, но не по стремлению сердца и спешат оттуда поскорее уйти? Если молитва тяготит, то нужно глубоко задуматься: а не началась ли духовная деградация? Происходит это следующим образом: сначала человека начинают раздражать разговоры о Боге - всегда есть что-то важнее, например послушать церковные сплетни, и если человек будет себе потакать в этом охлаждении, то молитва станет ему не в радость, начнет вызывать раздражение и человек, незаметно для себя, будет сползать вниз.

Как может человек наивно полагать, что тот Бог, к Которому он не проявлял должного внимания в этой, временной, земной жизни, вдруг станет очень интересен в Вечности? Бог - Он не гордый, Он не будет доказывать нам, что Он интересен, прекрасен, благ, что Он - Жизнь и источник Жизни.

Если Он не нужен и не интересен, это личная трагедия и беда, с которой человек, если ничего не изменит прямо сейчас, уйдет в вечность, где, как сказано, будет плач и скрежет зубов.

Разве может человек, не читающий Библию каждый день, говорить, что Бог ему интересен? Работать Богу должны ум, тело, чувства, а сердце должно покоряться воле Божией. Очень глупо надеяться на какие-либо изменения в нас после смерти. Настанет печальная реальность: какие отношения человек построил с Богом здесь, при жизни, такие они будут и в Вечности.

Бог есть источник жизни, счастья, радости - вот почему слово «богатство» происходит от слова «Бог», а не от слова «деньги».

В нашей земной жизни мы должны научиться молитве, радоваться, находясь на богослужении в храме, радоваться, читая Священное Писание и отцов Церкви, радоваться, размышляя о Боге, радоваться, делая добрые дела во славу Божию, плакать о грехах и благодарить Бога за всё».

Давайте учиться радоваться Богу, пока не поздно, ведь Он - источник настоящего неподдельного мира, красоты, совершенства.

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Мф.6:21

Недавно у нас в гостях были несколько монахов. Сидели за столом, ели и пили то, что Бог послал. Говорили они в основном о поездке на Афон, откуда вернулись недавно, и о прочих интересных вещах: о расколе, о Божественной Литургии, обсуждали Евангелие от Луки, говорили о том, как поют в Греции, и вообще о тонкостях греческого языка… Чем живет человек? Какие у него интересы, стремления? Всё проявляется за столом, в общей беседе, ведь «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34).

Есть люди, для которых застолья являются чуть ли не смыслом жизни: к приходу гостей хозяева делают генеральную уборку, закупают продукты, готовят разнообразные блюда. А люди, собираясь в гости, подбирают соответствующую одежду, «скидываются», чтобы купить спиртные напитки, – каждому из нас это знакомо, ведь мы, разумеется, время от времени тоже принимаем участие в различных пиршествах.

Дни рождения, свадьбы, всевозможные праздники мирские люди отмечают, как говорится, «с размахом»: с пьяными песнями, неуклюжими танцами, и, несмотря на хроническую нехватку денег, столы ломятся от еды и спиртных напитков. И гости, и хозяева, как правило, громко разговаривают, жестикулируют, яростно спорят, неистово веселятся: «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4: 10–11).

О чем говорят люди за столом? Они сетуют на плохо сделанный ремонт, вновь сломавшуюся машину, покосившийся забор на садовом участке, пошатнувшееся здоровье, злобно обсуждают политику, ехидно смеются над «звездами», которых видят на экранах своих телевизоров. И заодно они часто – с неприкрытой ненавистью – обсуждают духовенство.

При этом совсем не понимая, что представляют собой священнослужители. Откуда берется столько ненависти, в чем причина? Не в этом ли: «ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3: 11–13).

Что же представляет собой наш современный мир? Какой он?

Эгоизм – трудноизлечимая болезнь нашего века, болезнь, когда отдельно взятый человек ставит себя и свои интересы выше, чем интересы кого-либо, – в этом случае ближний на втором месте с конца, а для Бога места нет вообще: «каждый должен любить в первую очередь себя», – утверждают современные мужские, женские, подростковые журнальчики; те же самые слова мы слышим в популярных песнях, которые нет желания цитировать; тот же смысл несут всевозможные ток-шоу и бесчисленные сериалы.

Следствие эгоизма, инфантилизма, которым больны как женщины, так и мужчины, – это аборты. Особи мужского пола бросают на произвол судьбы своих забеременевших подруг, не желая нести ответственность за собственного ребенка. А особи женского пола, обиженные и разочарованные такой несправедливостью, ошалевшие от собственной гордыни и упивающиеся своей независимостью, идут в абортарий.

Убив ребенка, несостоявшиеся родители живут дальше как ни в чем не бывало: женщина продолжает возмущаться несправедливостью бытия и жалеть себя, а мужчина, вздохнув с облегчением, пускается на поиски новых приключений – ведь он так молод, и у него еще вся жизнь впереди!

Через год, два, через пять лет человек снова и снова «заваливает экзамен», милостиво предложенный ему для пересдачи, и окончательно убеждается в том, что у него впереди вся жизнь. Он забывает о последствиях своей «свободы» – об абортах (то есть о посланных Богом, но убитых детях), о бабушке, нянчившей его с пеленок и до школы, которую он бросил – отправил в больницу умирать, даже не пригласив к ней священника, о престарелых родителях, о первой школьной учительнице, благодаря которой он осилил школьную программу… Зачем помнить прошлое, если самое главное – то, что происходит сейчас? Но почему мы так близоруки?

Недавно я была в одной из московских больниц, где видела умирающего старика, который только и мог, что пошевелить рукой, – он был беспомощен, как новорожденный ребенок. Взгляд его был по-младенчески мутным и одновременно пронзительным: находясь на пороге между жизнью и смертью, этот человек осознавал смысл происходящего, как никогда ранее, и в то же время наша реальность была уже прикрыта от него мутной пеленой, которая накинула на его глаза смерть. На теле лежащего в подгузнике старичка были татуировки. Изображенная на рисунках удаль, ярость и гордость никак не вязались со взглядом человека, лежащего неподвижно на каталке в ледяном коридоре, по которому гуляли безжалостные сквозняки, – а обладатель татуировок не мог даже накрыть себя маленькой одноразовой, постоянно сползающей пеленкой.

Разумеется, я не могу судить о жизни этого человека – я видела лишь то, что он лежит один, никому не нужный.

Что ждет эгоистов? Красивая жизнь? Обеспеченная старость? И – одинокая смерть, ведь никто их не держит за руку в момент ухода из жизни и никто не помолится о них, когда они покинут этот мир. Только, быть может, пробегающая мимо молоденькая медсестра поправит на одном из них одноразовую пеленку. Собственно, они сами такие же, как эта пеленка, – одноразовые. Потому что ближний для них – на втором месте с конца.

Чем будет Вечность для человека, в жизни которого не было места для Бога, наверное, понятно всем.

А какое место Бог занимает в жизни тех, кто называет себя православными?

«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» (Мк. 12: 30).

«Когда мы кого-то любим, то стремимся быть с объектом своей любви, и мысли о любимом занимают наш ум, сердце, а все наши силы направлены на него. Первая заповедь – о любви к Богу. Следуем ли мы ей? Как мы можем ее исполнить, если занимаем себя чем угодно, кроме общения с Богом? Просыпаясь по утрам, все ли мы благодарим Бога еще до того, как разомкнули веки? Молимся ли мы перед едой или садимся за стол, не помолившись, словно свиньи? Как надеемся мы в вечности оказаться в блаженной радости и общении с Тем, с Кем не научились пребывать и общаться здесь, на земле?

Часто мы, православные христиане, за столом, на работе, учебе, в транспорте, на улице и в других местах говорим о чем угодно, кроме Бога, а разговоры о Боге нас тяготят. А ведь это признак глубокой духовной болезни. Иногда приходится слышать, как нецерковные люди, стремящиеся, по их словам, попасть в Рай, сетуют на то, что в церкви им душно, плохо, запах ладана вызывает аллергическую реакцию и что вообще атмосфера храма их тяготит. И когда им говоришь, что, возможно, у них есть нераскаянные грехи, они только отмахиваются, не желая ни о чем слышать: какие могут быть грехи? Ведь это их обидели, их унизили, их предали: политики, начальники, бывшие друзья, любимые – людям спокойнее думать, что в храме духота, чем попытаться увидеть проблемы в себе.

А сколько людей идут в храм по долгу, но не по стремлению сердца и спешат оттуда поскорее уйти? Если молитва тяготит, то нужно глубоко задуматься: а не началась ли духовная деградация? Происходит это следующим образом: сначала человека начинают раздражать разговоры о Боге – всегда есть что-то важнее, например послушать церковные сплетни, и если человек будет себе потакать в этом охлаждении, то молитва станет ему не в радость, церковная служба начнет вызывать раздражение и человек, незаметно для себя, будет сползать вниз.

Как может человек наивно полагать, что тот Бог, к Которому он не проявлял должного внимания в этой, временной, земной жизни, вдруг станет очень интересен в Вечности? Бог – Он не гордый, Он не будет доказывать нам, что Он интересен, прекрасен, благ, что Он – Жизнь и источник Жизни.

Если Он не нужен и не интересен, это личная трагедия и беда, с которой человек, если ничего не изменит прямо сейчас, уйдет в вечность, где, как сказано, будет плач и скрежет зубов.

Разве может человек, не читающий Библию каждый день, говорить, что Бог ему интересен? Работать Богу должны ум, тело, чувства, а сердце должно покоряться воле Божией. Очень глупо надеяться на какие-либо изменения в нас после смерти. Настанет печальная реальность: какие отношения человек построил с Богом здесь, при жизни, такие они будут и в Вечности.

Бог есть источник жизни, счастья, радости – вот почему слово «богатство» происходит от слова «Бог», а не от слова «деньги».

В нашей земной жизни мы должны научиться молитве, радоваться, находясь на богослужении в храме, радоваться, читая Священное Писание и отцов Церкви, радоваться, размышляя о Боге, радоваться, делая добрые дела во славу Божию, плакать о грехах и благодарить Бога за всё».

Давайте учиться радоваться Богу, пока не поздно, ведь Он – источник настоящего неподдельного мира, красоты, совершенства.

Елена Живова

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служим им»1 (Исх 20, 2-5).

Написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4, 10).

1 Ср. Втор 5, 6-9.

  1. I. «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему служи»

Любовь

2093-
Вера в любовь Божию несет с собой призыв и обязанность отвечать на Божественное милосердие искренней любовью. Первая Заповедь повелевает нам любить Господа превыше всего и всех творений, для Него и ради Него1 .

Поклонение

2096-
Поклонение есть первое действие религиозной добродетели. Поклоняться Богу - это значит признать Его как Бога, как Создателя и Спасителя, Господа и Владыку всего сущего, Любовь бесконечную и милосердную. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк 4, 8), - сказал Иисус, ссылаясь на Второзаконие (Втор 6, 13).

Матерь наша Церковь радуется, обретая в своем лоне многих мужчин и женщин, которые еще более следуют уничижению Спасителя и ярче проявляют его, принимая на себя в свободе детей Божиих нестяжания и отрекаясь от своей собственной воли; ибо они, сверх меры заповеди, подчиняются человеку ради Бога в делах, относящихся к совершенству, чтобы полнее сообразоваться Христу в послушании Его2 .

В некоторых случаях Церковь может освобождать от обещаний и обетов, если на то есть достаточно веские причины3 .

1 Ср. CIC кан. 654;2 LG 42;3 Ср. CIC кан. 692; 1196-1197.

Религиозная социальная обязанность и право религиозной свободы

Право на религиозную свободу само по себе не может быть ни беспредельным1 , ни ограниченным только «общественным порядком», понимаемом в позитивистском или натуралистическом смысле2 . «Справедливые пределы», ему присущие, должны быть политическим благоразумием определены отдельно для каждой социальной ситуации, согласно требованиям общего блага, и утверждены гражданской властью в соответствии с «юридическими правилами, сообразными объективному моральному порядку»3 .

1 Ср. Пий VI, Послание «Quod aliquantum»;2 Ср. Пий IX, Энциклика «Quanta cura»;3 DH 7.

III. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»

2110-
Первая заповедь запрещает поклоняться другим богам, кроме Единого Господа, явившего Себя Своему народу. Она запрещает суеверие и безбожность. Суеверие представляет собой, в какой-то степени, порочный избыток религиозности; безбожность - это порок, который, будучи отрицанием, противоположен религиозной добродетели.

Суеверие

2111-
Суеверие - это искажение религиозного чувства и предписываемого им поведения. Оно может оказать влияние и на поклонение истинному Богу, например, когда приписывают как бы магическое значение действиям, в ином плане законным или нужным. Связывать действенность молитв или сакраментальных знаков с одной только материальной их стороной, вне требуемого ими внутреннего расположения, означает впасть в суеверие1 .

1 Ср. Мф 23, 16-22.

Идолопоклонство

2112-
Первая заповедь осуждает многобожие (политеизм) . Она требует от человека не верить в других богов, кроме Бога, не поклоняться другим божествам, кроме Единого. Писание постоянно напоминает о необходимости отвергать «идолов - серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят»... Эти пустые идолы делают человека пустым: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс 115, 4-5. 8)1 . Бог, напротив, есть Бог Живой (Ис Нав 3, 10; Пс 42, 3 и т.д.), дающий жизнь и являющий себя в истории.

1 Ср. Ис 44, 9-20; Иер 10, 1-6; Дан 14, 1-30; Вар 6; Прем 13, 1-15. 19.

2113- 398, 2534, 2289,
Идолопоклонство касается не только ложных языческих верований. Оно остается постоянным соблазном веры. Оно состоит в обожествлении того, что не есть Бог. Идолопоклонство возникает в тот момент, когда человек благоговеет перед сотворенным существом, ставя его на место Бога, и поклоняется ему - будь то божества или демоны (сатанизм, например), или власть, или наслаждение, или раса, или предки, государство, деньги и т.д. «Не можете служить Богу и маммоне», говорит Иисус (Мф 6, 24). Множество мучеников предпочли смерть поклонению «Зверю»1 , отказавшись даже симулировать такое поклонение. Идолопоклонство отрицает единое владычество Божие; значит, оно несовместимо с общением с Богом2 .

1 Откр 13-14;2 Ср. Гал 5, 20; Еф 5, 5.

2114-
Поклонение Единому Богу интегрирует человеческую жизнь. Заповедь поклоняться Единому Господу упрощает человека и спасает его от бесконечного разделения. Идолопоклонство - это извращение врожденного религиозного чувства в человеке. Идолопоклонник - тот, кто «приписывает чему угодно, кроме Бога, свое неистребимое ощущение Бога»1 .

1 Ориген, Против Цельса 2, 40.

Гадание и магия

2115-
Бог может открыть будущее Своим пророкам или другим святым. Тем не менее праведное христианское поведение состоит в том, чтобы с доверием предать себя в руки Провидения в том, что касается будущего и отказаться от всякого нездорового любопытства по этому поводу. Неосторожность может оказаться недостатком ответственности.

2116-
Любые формы гадания должны быть отброшены: попытки прибегать к сатане или к демонам, вызывать умерших, а также иные методы, якобы «открывающие» будущее1 . Обращение к гороскопам, астрология, хиромантия, толкование предзнаменований и судеб, феномены ясновидения, обращение к медиумам - скрывают за собой желание получить власть над временем, над историей и, в конечном счете, над человеком, и одновременно стремление расположить к себе некие оккультные силы. Все эти явления находятся в противоречии с поклонением и почтением, соединенными со страхом, исполненным любви, которые подобают одному только Богу.

1 Ср. Втор 10, 18; Иер 29, 8.

2117-
Какое бы то ни было применение магии или колдовства , с помощью которых пытаются приручить оккультные силы, чтобы пользоваться ими и обладать сверхъестественной властью над ближним - хотя бы и для того, чтобы дать ему здоровье, - серьезно противоречит религиозной добродетели. Такого рода практика тем более предосудительна в том случае, если к ней прибегают с намерением повредить кому-то или если речь идет о вмешательстве бесов. Также заслуживает порицания привычка носить амулеты. Спиритизм часто ведет к гаданию или магии. Поэтому Церковь предупреждает верных о том, что надо избегать его. Обращение к так называемой народной медицине не узаконивает ни призывания злых духов, ни эксплуатацию чьей-то доверчивости.

Безбожность

2118-
Первая Заповедь осуждает основные грехи безбожности: искушение Бога словом или делом, кощунство (святотатство) и симонию (святокупство).

2119- 394,
Искушение Бога означает попытку подвергнуть испытанию, словом или делом, Божие милосердие и Его всемогущество. Так сатана хотел добиться, чтобы Иисус бросился вниз с храма и этим жестом заставил Бога вмешаться1 . Иисус возражает ему Божиими словами: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор 6, 16). Вызов, содержащийся в подобном искушении Бога, нарушает уважение и доверие, которые мы должны оказывать нашему Создателю и Господу. В нем всегда присутствует сомнение в Его любви, в Его Провидении и Всемогуществе2 .

1 Ср. Лк 4, 9;2 Ср. 1 Кор 10, 9; Исх 17, 2-7; Пс 95 (94), 9.

2120-
Кощунство состоит в надругательстве над таинствами или иными литургическими действами или в непочтительном обращении с ними, а также с лицами, вещами или местами, посвященными Богу. Кощунство есть грех особенно тяжкий, когда касается Евхаристии, ибо в этом таинстве само Тело Христа присутствует субстанциально1 .

1 Ср. CIC кан. 1367; 1376.

2121-
Симония 1 - это покупка или продажа духовных благ. Симону Волхву, хотевшему купить духовную власть, действие которой он наблюдал у апостолов, Петр отвечает: «Серебро твое да будет погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян 8, 20). Он сообразуется здесь со словами Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф 10, 8)2 . Невозможно присвоить себе духовные блага и обращаться с ними как собственник или хозяин, ибо источник их - в Боге. Их можно только безвозмездно получить от Него.

1 Ср. Деян 8, 9-24;2 Ср. Ис 55, 1.

«Вне приношений, разрешенных компетентной властью, священнослужитель не должен испрашивать ничего за совершение таинств, всегда следя за тем, чтобы нуждающиеся не были лишены помощи таинств из-за своей бедности»1 . Компетентная власть указывает сумму приношений на основе принципа, по которому христианский народ должен обеспечивать содержание духовенства. «Трудящийся достоин пропитания» (Мф 10, 10)2 .

1 CIC кан. 848;2 Ср. Лк 10, 7; 1 Кор 9, 5-18; 1 Тим 5, 17-18.

Атеизм

2123-
«Многие из наших современников совсем не замечают глубокой жизненной связи с Богом или же открыто отвергают ее, а поэтому атеизм надлежит считать в числе самых серьезных явлений нашего времени»1 .

1 GS 19, § 1.

2124-
Под именем атеизма скрываются самые разные явления. Часто встречающаяся его форма - это практический материализм, ограничивающий местом и временем нужды и устремления человека. Атеистический гуманизм ложно полагает, что человек «является самоцелью, единственным кузнецом и демиургом своей истории»1 . Другая форма современного атеизма - ожидание освобождения человека от экономического и социального закрепощения, которому «противостоит религия, поскольку по своей природе она возлагает надежду человека на будущую и призрачную жизнь, отвлекая ее от созидания земного града»2 .

1 GS 20, § 1;2 GS 20, § 2.

2125-
Отвергая или отрицая существование Бога, атеизм становится грехом против религиозной добродетели1 . Но обстоятельства и намерения могут значительно смягчить виновность в нем. В зарождении и распространении атеизма «немалую вину могут нести сами верующие, поскольку о них можно сказать, что пренебрегши воспитанием веры, или вследствие ложного изложения учения, или также в силу недостатков их религиозной, нравственной и социальной жизни, они более скрывают, нежели раскрывают подлинный облик Бога и религии»2 .

1 Ср. Рим 1, 18;2 GS 19, § 3.

2126- 396,
Часто атеизм основывается на ложной концепции независимости человека, вплоть до отрицания какой бы то ни было зависимости его от Бога1 . Но «признание Бога ни в коей мере не противоречит достоинству человека, поскольку достоинство это в Самом Боге основывается и совершается»2 . Церковь знает, «что ее благовестие созвучно глубочайшим устремлениям человеческого сердца»3 .

1 GS 20, § 1;2 GS 21, § 3;3 GS 21, § 7.

Агностицизм

2127-
Существуют разные формы агностицизма. В некоторых случаях агностик отказывается отрицать Бога; он, напротив, утверждает, что есть трансцендентное существо, которое якобы не может явить себя и никто не может ничего сказать о нем. В других случаях агностик не высказывается по поводу существования Бога, заявляя, что доказать его невозможно и невозможно даже утверждать или отрицать, что Бог есть.

2128-
Агностицизм может иногда содержать в себе некие поиски Бога, но может также быть безразличием, бегством от главного вопроса существования, а также леностью совести. Агностицизм слишком часто равносилен практическому атеизму.

  1. IV. «Не делай себе кумира и никакого изображения...»

2129- 300,
Божие повеление означало, что запрещено любое изображение Бога человеческой рукой. Второзаконие объясняет: «(...) вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-нибудь кумира» (Втор 4, 15-16). Бог, явивший Себя Израилю, - это Бог абсолютно Трансцендентный. «Он есть все», но, в то же время, «Он превыше всех дел Своих» (Сир 43, 29-30), «Он Виновник красоты» (Прем 13, 3).

2130-
Однако, уже в Ветхом Завете Бог повелел или позволил создавать изображения, которые символически приводили бы к спасению через Воплощенное Слово: это - медный змей1 , ковчег Завета и херувимы2 .

1 Ср. Чис 21, 4-9; Прем 16, 5-14; Ин 3, 14-15;2 Ср. Исх 25, 10-22; 3 Цар 6, 23-28; 7, 23-26.

2131-
Именно основываясь на тайне Воплощенного Слова Седьмой Вселенский Собор в Никее (в 787 г.) осудил иконоборцев и утвердил почитание икон: изображений Христа, а также Богоматери, ангелов и всех святых. Воплотившись, Сын Божий начал новое «домостроительство» образов.

2132-
Христианское почитание изображений не противоречит Первой Заповеди, запрещающей идолов. Действительно, «почитание, воздаваемое образу, обращено к прообразу»1 , и «тот, кто почитает образ, почитает изображенную на нем личность»2 . Почитание икон - это «выражение глубокого почтения», а не поклонение, которое подобает одному только Богу.

Изображения почитаются не сами по себе как вещи, а потому что ведут нас к Воплощенному Богу. Таким образом, почитание изображения как такового не останавливается на нем, но направлено к тому, кто представлен3 .

1 Св. Василий Кесарийский, Книга о Духе Святом 18, 45;2 II Никейск. Соб.: DS 5601; ср. Трид. Соб.: DS 1821-1825; SC 126; LG 67;3 STh 2-2, 83, 3, ad 3.

Коротко

2133-
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6, 5).

2134-
Первая Заповедь призывает человека верить в Бога, уповать на Него и любить Его превыше всего.

2135-
«Господу твоему поклоняйся» (Мф 4, 10). Поклоняться Богу, молиться Ему, воздавать Ему почитание, подобающее Ему, исполнять обещания и обеты, Ему данные, - все это проявления религиозной добродетели, проистекающие из повиновения Первой Заповеди.

2136-
Долг подлинного поклонения Богу касается человека и в личном, и в социальном плане.

2137-
Человек «должен иметь возможность свободно исповедовать религию и в частном порядке, и публично»1 .

2138-
Суеверие есть искажение нашего поклонения истинному Богу. Оно находит сильнейшее выражение в идолопоклонстве, так же, как и в различных формах гадания и магии.

2139-
Искушение Бога словом или делом, кощунство, симония суть грехи безбожности, запрещенные Первой Заповедью.

2140-
Поскольку атеизм отвергает или отрицает существование Бога, он является грехом против Первой Заповеди.

2141-
Почитание святых изображений основывается на тайне Воплощения Слова Божия. Оно не противоречит Первой Заповеди.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...