Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии. Философия одна только отличает

Адвайта-Веданта, как и многие другие индийские школы, действительно верят, что наличный мир есть только одна из не имеющих начала серий предшествовавших миров и нынешнему рождению предшествовала такая же не имевшая начала... данные в опыте, и убеждения в их частных формах, находятся в противоречии с возможным будущим опытом. Таким образом, философия должна разумно отличать одно убеждение или опыт от другого, и каждому из них критически отводить надлежащее место. На этих рациональных основах Шанкара...

https://www.сайт/journal/141895

Чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. ГЕРАКЛИТ Другие философы древности рассматривали бытие как... предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух.(пустота). Мир дышит...

https://www.сайт/journal/141362

И правоверные мусульмане, и Куфр (неверные). Суфизм – это религия, если человек хочет научиться религии; это философия , если человек ищет мудрости; это мистицизм, если человек нужно руководство в развертывании своей души. И при этом... путешествие к совершенству включат в себя необходимость подняться над ограничениями; подняться так высоко, что станет виден не горизонт одной только страны или континента, а горизонт всего мира. Чем выше мы поднимаемся, тем шире горизонт. Суфий не предписывает никому...

https://www.сайт/journal/144141

Одной любовью я живу...

Одной любовью я живу,
Стихи только одной пишу.
И,до смешного,верю жду
Её,только её одну.

А жизнь по кругу с каждым днём,
Лишь укорачивает бег.
Я верю,что её найду
На повороте... или нет.

Виток,ещё один виток,
И не изменчива судьба.

Взаимосвязь и взаимовлияние философии и науки иллюстрируется известным изречением: «Наука без философии слепа, философия без науки пуста». Наука без философии столь же ущербное понятие, как и наука без физики или математики. Видный историк философии В. Виндельбанд отмечал, что будучи сначала вообще единой нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становится отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук в одно общее познание, отчасти проводником нравственной или религиозной жизни… Составляя первоначально саму науку и всю науку, философия есть позднее либо резюме всех отдельных наук, либо учение о том, на что нужна наука, либо, наконец, теория самой науки1. Наука и философия подвергают друг друга взаимной критике и поставляют одна другой материал для творческого воображения. Философская система должна представить разъяснение конкретного факта, от которого наука абстрагируется. Специальные науки должны найти свои принципы в конкретных фактах, представляемых философской системой. История мышления есть история ошибок и успехов в этой совместной деятельности2.

Вместе с тем философия как самопознание духа взаимодействует не только с наукой, но и с другими формами общественного сознания: искусством, религией, политикой, правом. Но их взаимодействие специфично. Наука расчленяет предмет, «анатомирует» его, искусство дает целостное восприятие мира. Наука имеет прикладное значение, она направлена на изменение внешнего мира, искусство – бескорыстно направлено на преобразование внутреннего мира человека. Аналогичную функцию выполняет и философия. Однако философия обращается больше к самому человеку, преобразует его мышление, помогает осознать свое место в природе и обществе и посредством этого изменить окружающий мир. Если искусство воспитывает чувства, то философия формирует интеллект, развивает способности к теоретическому мышлению. Философия дает материал для размышлений и сам инструментарий для мыслительной деятельности.

Философствование есть размышление человека о самом себе. Размышляя, он осознает свои стремления, трудности, проблемы и тем самым неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции. Техницизм и сциентизм отрицательно влияют на способы мышления человека, на философию, выхолащивают её этическое содержание. Происходящие в обществе изменения привели к дефициту духовности. Политизация общественной жизни и тенденция к тоталитаризму ведет к конформистской личности, негативно сказывается на её развитие. Поэтому столь важно умение философски мыслить, формировать определенную культуру мышления и критически оценивать действительность.



Стандартность нашего мышления и поведения порой настолько велика, что мы проходим мимо простых решений. Неспроста английский физик Томсон У. Кельвин говорил, что из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации. И. Ньютон первым пришел к открытию дифференциальных и интегральных исчислений. Но его скептическое отношение к философии помешало ему придать открытию необходимую форму. Это сделал философ Лейбниц, который пришел к этому математическому открытию самостоятельно, независимо от Ньютона. Французский математик А. Пуанкаре в начале ХХ века был близок к открытию теории относительности. Однако, по мнению одного из крупнейших физиков современности Луи де Бройля, сделать это открытие ему помешало порочная философская позиция. Философия способствует развитию гибкого, творческого мышления, умению видеть реальность с разных точек зрения. Ещё Р.Декарт отмечал, что философия одна только отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, чем иметь истинных философов1.

Философия, как теория о мире в целом, человеке и его отношении с этим миром выполняет множество функций: мировоззренческую, гносеологическую, методологическую, мыслительно-теоретическую, аксиологическую, праксиологическую, социологическую, гуманистическую и др. Все эти функции сводятся к трем основным моментам: синтеза знаний и создания единой картины мира, обоснования и оправдания мировоззрения, разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира и должна ответить на вопрос – каков мир и каковы законы его развития? Она вооружает людей знанием всеобщих законов развития мира, помогает овладевать научно-обоснованной картиной мира. Методологическая функция вырабатывает наиболее общие методы и формы научного познания и преобразования мира и в этом смысле философия является руководством к действию. Гносеологическая функция обосновывает принципиальную возможность познания и преобразования мира, показывает активную роль человека взаимодействующего с объективной действительностью, разрабатывает законы и принципы познания. Мыслительно-теоретическая функция состоит в том, что философия учит мыслить концептуально и теоретизировать, т.е. обобщать знания об окружающей действительности, создавать мыслительно-логические схемы и конструкции. Аксиологическая функция заключается в выработке системы различных ценностей (нравственных, эстетических, социальных, научных и т.д.) и оценки различных явлений объективного мира с точки зрения этих ценностей. Это своего рода «сито» через которую человек пропускает нужное, ценное и полезное для него и отбрасывает все что отжило и устарело. Гуманистическая функция содействует культивированию в социуме гуманных ценностей и идеалов, привитию их человеку и обществу, укреплению морали в коллективах, помогает индивиду адаптироваться в сложном окружающем мире и найти смысл жизни.

Философия привлекательна для многих тем, что затрагивает множество актуальных проблем. Представители религиозной философии отмечают, что человек порабощен и физически, и духовно. Философия освобождает человека от внешнего насилия и дает ему внутреннее содержание, развивает человеческое в человеке. Она необходима для разработки и обоснования общественных идеалов. Философия есть своеобразный поиск и нахождение ответов на основополагающие вопросы своего бытия. Философия нужна для возвышения человека, для обеспечения универсальных условий его совершенствования, для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к добру, благородству, истине, прекрасному.

Начиная с античности, философия находится в постоянном взаимодействии с конкретными науками. Не случайно многие крупные ученые были и философами (Пифагор, Аристотель, Д. Бруно, Н. Коперник, Р. Декарт, З. Фрейд, Б. Рассел и др.). Многие идеалы науки (доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний) были выработаны сначала в философии. Там где наука расщепляет, разъединяет, философия синтезирует, объединяет. Философия постоянно обобщает знания разных наук, интегрирует их и образует единую научную картину мира. Вместе с тем философия не претендует на роль науки наук, она не включает в себя все знания. Конкретные науки имеют свой предмет исследования, свой уровень обобщения действительности, философия обобщает обобщения конкретных наук, т.е. имеет дело с более высоким уровнем интегрирования, и следовательно более высокий уровень теоретизации. Философия не только испытывает влияния со стороны конкретных наук, но и сама оказывает мощное воздействие на их развитие через философское мировоззрение.

Из частнонаучных дисциплин наиболее тесное взаимодействие у философии с медициной. Как и философия медицина имеет дело с человеком. Без знания мировоззренческих проблем медицина никак не может обойтись. Поэтому крупнейшие врачи были и философами (Эмпедокл, Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Секст Эмпирик, Авиценна, Парацельс, М. Сервет, Галилей, Ламетри, Линней, Фрейд, Ясперс, Селье). Философия помогает глубже проникнуть в свою специальность, лучше, эффективнее использовать медицинские знания для практики и науки. И это достигается формированием медицинской картины мира 1.

По аналогии с физической, медицинской картиной мира мы можем говорить и о картине мира, сформированной и другими науками (химия, биология, математика и др). Картина мира исторически изменчива и начала осмысливаться одновременно с историческим анализом науки. Например, медицинские представления древнего мира отличаются от средневековых, а тем более от современных. Целостный подход к человеку и его болезням античности сменяется дуализмом в средневековой эпохе. Предметом медицины становится тело, оторванное от души. В это время формируется гуморальная концепция болезней. Патология возникает как результат расстройства соотношения четырех жидкостей (кровь, лимфа, черная желчь и слизь). В 17 веке формируется синдромологическая медицинская картина, начинается систематизация и классификация болезней. В 18 – 19 веке устанавливается анатомо-клиническая медицина с соответствующими понятиями, причинами. Последняя эволюционирует как функциональная, психосоматическая медицина.

1.6. Современная философия – философия выживания

Взаимодействие философии и науки имеет и другое практическое значение. Сегодня реальность такова, что в условиях существующих технологий и актуальной человеческой деятельности цивилизация не может обеспечить нормальный уровень жизни. Человек биосоциальное существо и он не может жить вне биосферы. Занимая определенное место в системе живых форм, он зависит от них. Благо человека связано с жизненными процессами земли. Поэтому современная философия должна быть философией выживания 1 .

Уже установились мнения, что выживание человечества может быть обеспечена только в случаях ноосферной ориентации общественного развития, когда изменение мира рационально управляема, когда новые цивилизации будут результатом становления ноосферы2 . Ноосферная парадигма предпочтительнее других идей общественного развития. Проблеме выживания и её различным аспектам были посвящены шесть международных научных конференций, организованных кафедрой философии и биоэтики Государственного Университета медицины и фармации им. Николая Тестемицану Республики Молдова. Участники этих научных форумов единодушно согласны, что современная цивилизация «катится» к глубочайшей антропоэкологической глобальной катастрофе. Человечество может существовать не иначе как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, биологической и социосферы. Как в физическом, так и в биологическом и социальном смысле цивилизация «держится на острие». Человечество, как часть ноосферы, вступило в эпоху необратимого развития. Последнее обстоятельство связано с различного рода катаклизмами глобального характера. Актуальнейшей задачей становится разработка стратегии развития человека, согласованной со стратегией природы. Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды . Стратегия человечества должна принять и новые модернизации, поэтому она должна иметь и новую философию – философию выживания. Медицина, которая занимается человеком и оптимизацией социальных и природных условий, может способствовать выработке стратегии человечества, решению глобальных проблем, выработке новых ценностных ориентаций, новых парадигм выживания, которые регламентировали бы использование биотехнологий.

Современная техногенная цивилизация с её потребительской индустрией должна быть заменена новой цивилизацией – информационно-экологической, а затем и ноосферной, с её общечеловеческими ценностями, которые обеспечивали бы достойное существование человечества. Речь идет о формировании и обосновании новых принципов человеческого бытия, новых идеалов человеческой деятельности, перспектив развития человека и общества. В реализации этих императивов исключительную роль принадлежит философии, биоэтике и медицине.

Ноосферное общество должно обеспечить подлинную коэволюцию природы и общества, человека и биосферы. Ноосферная парадигма выживания человечества предполагает преобладание и главенство интеллекта не отдельной личности, а социального интеллекта. Становление ноосферы и ноосферной картины мира возможна благодаря применению нетрадиционных методов и исключительную важность учета таких аспектов современного социума как интеллектуализация, гуманизация, информатизация, экологизация и аксиологизация социального прогресса. Это соответствует требованиям концепций выживания человечества и тенденциям устойчивого и безопасного развития. Ноосферная парадигма предполагает системное и комплексное изменение всех сфер общества.

Литература

Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М., 1983.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997.

Библер В.С. Что есть философия. // Вопросы философии. 1995. № 1.

Кессиди К.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

Лосев А. Ф. Дерзания духа. М., 1988.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1980.

Философия и методология науки. Под ред. Купцова В.И . М., 1996.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 7.

Ţîrdea Teodor N . Filosofie şi Bioetică: istoria, personalităţi, paradigme. Chişinău, 2000.

Ţîrdea Teodor N . Elemente de informatică socială, sociocognitologie şi noosferologie (Culegere de articole ştiinţifice publicate în anii ‘90 ai sec. al XX-lea) Chişinău, 2001.

Философское осмысление человека приводит к формированию: философской антропологии, анализирующей человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии, претендующей на то, чтобы не просто изучить человека, но и постичь смысл его появления в мире.

И, наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни человека возникает целый комплекс философских наук о духовных явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня более широко используется термин «эпистемология»), которая исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеком мира и самого себя, общие предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его истинности; логика - учение о формах мышления; этика, объектом изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает закономерности художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в развитии общества; философия религии, которая изучает и осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия и др.; философия права, исследующая основания правовых норм, человеческую потребность в правотворчестве; история философии, которая изучает возникновение и развитие философской мысли, осмысливает перспективы ее развития. К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют также философские проблемы информатики, т. е. исследование современных способов и средств познания мира.

Итак, философия - сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека, поэтому ее нельзя сводить к науке.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат. functio - выполнение). Функции философии - это отношение философии к другим областям человеческого знания и сферам жизни, на которые она оказывает определенное влияние. Важнейшие из них такие:

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой социальной и природной действительности, философия является основой социальной ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений.



Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека.

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Метод и методология познания - это та «нить Ариадны», которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.



Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах.

Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. Она прививает интерес и вкус к самовоспитанию, усиливает стремление человека к самосовершенствованию, содействует творческому подходу к жизни, поиску жизненных приоритетов.

Аксиологическая функция. Аксиология - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер поступков. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. И ценность философии в этих поисках состоит не в том, что она дает готовые ответы на острые вопросы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и более широкий духовный опыт человечества как настоящую мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает, а с другой - предлагает.

Интегративная функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. Выполняя эту функцию, философия в идеале стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и отрицательный исторический опыт.

Критическая функция. Формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов, конечно, сопровождается критикой всяких предрассудков, ошибок, стереотипов, которые возникают на этом пути. Задача критического мышления - разрушать, расшатывать догмы и устаревшие взгляды. Это означает, что в системе культуры философия осуществляет критическую «селекцию», аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям.

Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Названные функции имеют как индивидуально-личностное, так и общественное значение. Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности. Однако различные направления философии реализуют эти функции по-разному в зависимости от своего содержания, и результат их реализации для общества может быть как положительный, так и отрицательный.

Современная философия приобретает новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального теоретического и практического содержания. Это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, узкого практицизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире относительно постиндустриальной эпохи и соответствующего ей уровня достижений науки. Она является теоретической моделью нарождающейся информационно-технологической цивилизации и способствует решению глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

Формирование современной философии имеет необходимые предпосылки. К основным из них следует отнести:

а) социальные, которые обусловлены становлением информационно-технологического производства, изменением характера общественных отношений и социальной структуры, ростом во всем мире «средних» слоев населения. Становление постиндустриального общества связано с возникновением нового типа работника, в котором соединены высокий уровень профессионализма и культуры со знанием основ нового философского мышления;

б) научные, связанные с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук (синергетика, теория вакуума, микроэлектроника и т. п.), определившими разработку современной картины мира;

в) теоретические, обусловленные новыми разработками в области самой философии, ее связями с практикой.

Современная философия получила реальные возможности для позитивных контактов с различными школами. И такое взаимодействие изменяет ее мировоззренческие позиции, обеспечивает возможность творческой разработки фундаментальных теоретических проблем и социальной практики.

Вопросы и задания:

1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор.

Философия - это:

а) «наука наук»;

б) система наиболее общих понятий о мире;

в) теоретическая основа мировоззрения;

г) наука об общих методах познания;

д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

е) наука о познании;

ж) подсознательное переживание человеком своего существования;

з) логический анализ языка;

и) наука о месте и роли человека в мире;
к) наука об отношении человека к миру.

2. Проанализируйте каждое из высказываний, выделите правильное и обоснуйте его.

Материализм - это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.);

б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека;

в) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, идеального;

г) практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т. д.

3. Выделите правильное высказывание и аргументируйте свой выбор.

Идеализм - это:

а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству;

б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления;

в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

г) стремление к идеалам;

д) убеждение, что материальный мир существует лишь в сознании человека;

е) убеждение в огромной роли идей;

ж) убеждение в том, что мир сотворен Богом;

з) убеждение в непознаваемости мира;

и) убеждение в том, что мнения правят миром.

4. Французский философ О. Конт утверждал, что эпоха философии миновала навсегда, что положительные науки, или «позитивные» (физика, химия, биология и т. д.), не нуждаются в философии, так как в состоянии сами решать все задачи. Они «сами по себе» философия. Прав ли Конт?

5. Проанализируйте суждение М.В. Ломоносова о том, что «истинный химик должен быть теоретиком и практиком. Сле­довательно, должен быть также философом».

6. Почему одной профессионально-технической подготов­ки недостаточно для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и компетентно разбираться в своей работе, а нужно еще хорошо владеть философской теорией?

7. Какое из нижеприведенных утверждений является пра­вильным?

а) Философия - чисто дедуктивная наука, и все ее положения доказываются умозрительно.

б) Философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развития науки.

в) Философские положения подтверждаются большим количеством примеров из различных областей действительности.

г) В философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие того или иного положения на веру.

8. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

а) В чем смысл существования человека?

б) Каковы пути решения экологического кризиса?

в) Что есть истина?

г) Существует ли внеземная цивилизация?

д) Есть ли жизнь после смерти?

9. «Истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво». К какому периоду формирования философии относится это высказывание? Какая особенность философии здесь выражена?

10. Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удив­ление побуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить ответы на все вопросы?

11. «Онтология», «гносеология», «аксиология». Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии?

12. «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образо­ван, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начало фи­лософии»). Проанализируйте это положение Декарта.

13. «Философия - мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фей­ербах). Согласны ли Вы с таким определением философии?

14. Можно ли сказать, что философия - это познание, философия - это нравственность, философия - это эстетика, философия - это логика?

15. Каждая наука имеет свои средства познания: у есте­ственных наук - это различные приборы, у кибернетиков, ма­тематиков - это вычислительные устройства, у социологов - это анкеты, статистические данные. У философов нет анало­гичных средств познания, поэтому философия не является на­укой. Найдите ошибку в этом рассуждении.

16. Каково соотношение между философией и мировоззре­нием? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

17. Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. - М., 1954., С. 7).

Согласны ли Вы с таким определением предмета и места фило­софии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте.

18. «В наше время физик вынужден заниматься философс­кими проблемами в гораздо большей степени, чем это прихо­дилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физи­ков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без тео­рии познания становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч. в 4 т., Т. 4., С. 248, 310).

Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчерки­вает Эйнштейн в данном высказывании?

19. Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии.

а) Существовать - значит быть воспринимаемым.

б) Бог не существует.

в) Я мыслю - значит, существую.

г) Сознание - это свойство материи.

д) Мир существует вне сознания людей.

е) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

ж) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

з) Основа мира - это число и гармония.

и) Выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам.

20. Какой из перечисленных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса философии?

а) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей?

б) В каких формах совершается мышление и каким законам оно подчинено?

в) В чем цель и смысл человеческого бытия?

г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинен закономерности?

21. «Философия есть не что иное, как стремление к мудро­сти и истине». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание?

22. Как Вы понимаете слова С.И. Вавилова о том, что фи­лософские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки?

Тема 2. Античная философия

Античная философия охватывает философию Древней Греции и Древнего Рима и период времени с VI в. до н.э. по VI в. н.э. Начало античной философии принято связы­вать с именем Фалеса Милетского, а конец - с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии фило­софских школ в Афинах (529 г. н.э.).

Периодизация античной философии (этапы):

1) период становления философии - философия при­роды или натурфилософия. Этот этап характеризуется космологической проблематикой (VI-V вв. до н.э.);

2) период античного просвещения - философия гума­нистического характера (V в. до н.э.);

3) классический период (IV в. до н.э.);

4) период античных философских систем, в который важное положение занимали проблемы этики (III - I вв. до н.э.);

5) период влияния на греческую философию других систем - иудаизм, христианство - философия религиоз­ного характера (I в. до н.э. - V в. н.э.).

Основные идеи античной философии:

1) природа - единственный абсолют. Боги - неотъем­лемая часть природы, они олицетворяют ее стихии;

2) гилозоизм и панпсихизм - одушевление природы;

3) пантеизм - обожествление;

4) человек живет не только по природе, но и по уста­новлению, на основе разумного обоснования;

5) номос - закон, который возвышается над частны­ми интересами; рациональное установление, принятое все­ми жителями города, обязательное для всех;

6) основные предметы рассмотрения: фюзис (природа), который выступает предметом физики; первоначала - предмет метафизики; гражданский характер обществен­ной жизни, роль в ней личностного начала, обоснование человеческих добродетелей - предмет этики;

7) отказ от мифологического образа мироздания, кото­рый обусловливает выдвижение требования поиска без­личного основания всех вещей, первосубстанции, которая в первое время отождествлялась со стихиями;

8) космология и космогония заменяются онтологией, при этом этическая проблематика не отделяется от про­блем мироустройства;

9) цель античной философии - обоснование рациональ­ного мироустройства, включая разумный порядок вещей и человеческой жизни.

Натурфилософия

Все философские школы этого периода можно разделить на следующие группы:

■ милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

■ эфесская школа (Гераклит);

■ школа Пифагора;

■ элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон);

■ Эмпедокл;

■ Атомизм (Левкипп, Демокрит);

■ афинская школа (Анаксагор).

Милетская школа. Милетская школа представлена именами Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Предме­том размышлений этих философов была природа, поэтому Аристотель называл их физиологами, или теоретиками природы (натурфилософия). Исходный вопрос, который они ставили перед собой, был следующий: каково было начало природы? То есть эти наиболее древние философы хотели выяснить, каков изначальный вид тел, из кото­рых развивается природа? В философии этот вопрос изве­стен как вопрос о первичной материи.

Согласно Фалесу, вся природа развивается из воды, она есть первичная материя. Все есть вода, все из воды проис­ходит и в воду превращается. Фалес впервые поставил именно философскую проблему первоначала мира. В ми­фологии существовало представление о том, что в начале мира была вода, так же считали и предшественники Фа­леса. Но в отличие от мифологического способа познания действительности, философ не задается вопросом, кто со­творил мир и что было до мира. Это вопросы, прежде все­го, мифологического познания, одной из особенностей ко­торого является генетизм, то есть когда сущность како­го-либо явления познается через его происхождение, воз­никновение. Фалес впервые задается именно философ­ским вопросом о том, что было началом мира, что есть его сущность.

Развитие идей Фалеса происходило в творчестве друго­го древнего философа Анаксимандра. Если Фалес размыш­лял над началом мира, то Анаксимандр стал применять термин «начало» («архэ»). Он понимал «архэ» не только как начало и первичную природу вещей, но и как прин­цип вещей, как их собственную природу.

У Анаксимандра трансформировалось понятие «при­рода». Этимологически этот греческий термин («фюзис») означал то, что становится, развивается и порождается. У Анаксимандра этот термин начинает означать то, что неизменно, то, что было, есть и будет. Термин, которым обычно обозначалось становящееся, подвергающееся из­менению в вещах, в философии начал означать то, что не подлежит изменению. То есть появилось утверждение, что изменяющиеся явления имеют устойчивую природу. Яв­ления доступны чувствам, а природа, в том смысле, в котором это понятие использовал Анаксимандр, скры­та, и необходимо ее найти; явления разнородны, а приро­да едина; явления случайны, а природа необходима.

Поэтому у Анаксимандра первичная материя не до­ступна чувствам. Начало всего существующего, с его точ­ки зрения, есть апейрон («беспредельное»). Характерис­тиками апейрона являются безграничность и качествен­ная неограниченность. Апейрон - это первоначало, из которого возникает материя и все существующее.

Другой представитель милетской школы Анаксимен сохранил взгляды Анаксимандра о том, что мир беспреде­лен. Но беспредельность - это не нечто неопределенное, как у Анаксимандра. Первичной материей является один из видов материи - воздух.

Эфесская школа представлена именем Гераклита. Одна из тем творчества Гераклита связана с поисками первона­чала - «архэ». Этим началом для него выступает огонь. Огонь - начало мира. Огонь становился морем, возду­хом, землей и вновь возвращался к самому себе. Огонь из верхних своих вместилищ превращался в воздух - воз­дух в воду - вода, падая на землю, впитывалась в нее - земля парила, создавая влагу, которая превращалась в тучи - возвращалась к исходным своим вершинам в виде огня. Превращение огня в другое говорит о его изменчи­вости.

Выявляя в качестве первоначала огонь, Гераклит под­мечает еще одну характеристику природы, а именно, ее изменяемость, образом которой является река. «Все те­чет, все изменяется», «дважды нельзя войти в одну и ту же воду». В природе нет ничего устойчивого, в ней все умирает и рождается. Невозможно сказать, что что-то есть, потому что все существует и не существует одновременно. Истинно только то, что все меняется. Вещи кажутся нам устойчивыми, но эта устойчивость - заблуждение. Не су­ществует вещей, имеющих устойчивые характеристики, есть только становление. Выявление изменчивости в ка­честве фундаментальной характеристики природы и все­го универсума приводит Гераклита к релятивизму.

Единственная устойчивая характеристика вещей, со­гласно Гераклиту, это их изменчивость. Но сами измене­ния подчинены определенному порядку, закону, который правит как миром, так и человеком. Этот закон - Логос, мировой разум, который является способностью не толь­ко человеческой, но и мировой.

Школа Пифагора представляла собой этически-рели­гиозный союз. Нравственно-практическая цель, а имен­но, очищение человеческой души для спасения ее от кру­говорота перерождений, достигалась посредством опре­деленных практик членов ордена. «Одним из важнейших средств очищения пифагорейцы считали научные заня­тия, прежде всего занятия математикой и музыкой». То есть школа Пифагора - это не только мистическое объединение, но такой религиозный орден, который, мож­но сказать, занимался научными исследованиями.

Научные поиски, которые предпринимались в пифаго­реизме, касались, прежде всего, математики. «Пифаго­рейцы первыми возвысили математику до ранее неведо­мого ей ранга - стали рассматривать числа и числовые отношения как ключ к пониманию Вселенной и ее струк­туры». Философская концепция пифагореизма связана с числами. Началом мира является число. А число - это не некий субстрат, то есть то, из чего состоят вещи, а то, что вещи определяет, оформляет. Поэтому пифагорейцы впервые в качестве фундаментальной характеристики мира, всей действительности установили не материаль­ную сущность, а формальную, то есть идеальную.

Согласно Пифагору, все в мире есть число, исследова­ния в школе Пифагора в большей степени были связаны с исследованием числа, числовых соотношений, в том числе и применительно к движению небесных тел, к музыке (была установлена связь числовых пропорций и музыкальной гармонии). Многие исследователи непосредственно связы­вают учение о числе пифагорейцев с учением о гармонии, так же как и Аристотель, который писал, что пифагорей­цы «видели, что свойства и соотношения, присущие гармо­нии, выразимы в числах; так как, следовательно, им каза­лось, что все остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа - первое во всей природе, то они пред­положили, что элементы чисел суть элементы всего суще­ствующего и что все небо есть гармония и число».

Элейская школа в древнегреческой философии связа­на с именами Ксенофана, Парменида и Зенона. Парменид известен своим учением о бытии. Исходной чертой бытия выступала его устойчивость, а изменчивость мира, в противоположность Гераклиту, отрицалась.

Бытие существует, небытия не существует - одно из основных положений учения о бытии Парменида. При этом бытие не имеет начала. В противном случае, если бы оно имело начало, то начаться оно должно было бы из небытия. Но небытия нет. Следовательно, бытие не имеет начала. Поэтому же оно и не имеет конца. Бытие протя­женно, поскольку любой прорыв протяженности означает небытие; неподвижно; неизменно; неделимо; устойчиво и едино. Бытие не имеет в себе различий. Бытие Парме­нида имеет определенную форму: оно подобно шару или сфере.

Еще одно важное положение учения о бытии Парменида заключается в том, что мысль о бытии и бытие есть одно и то же. Парменид впервые провозгласил тожде­ство мышления и бытия. Бытие существует, потому что мы имеем мысль о бытии, мы можем его помыслить; не­бытия же не существует, потому что мы не можем его помыслить. Небытие нельзя ни познать, ни сказать что-либо о нем. Если вещь существует, значит, она мыслима. Если мы помыслим небытие, то таким образом сделаем его предметом мысли, а следовательно, бытием. Поэтому небытия нет, - утверждал Парменид.

Небытие - это пустота, пустое пространство. Но не­бытия нет, поэтому в мире нигде нет пустоты, нет ничем не заполненного пространства. Отсюда следует вывод, что мир един, в нем и не может быть никакого множества отдельных вещей. Поистине существует только единство, множества нет. В природе нет никаких пустых промежут­ков между вещами, нет щелей или пустот, отделяющих одну вещь от другой, а, следовательно, нет никаких от­дельных вещей.

Из отрицания пустоты следует гносеологический вы­вод: мир един, нет никакого множества и никаких от­дельных частей, поэтому множество вещей, как будто бы удостоверяемое нашими чувствами, есть на самом деле только обман чувств. Картина мира, внушаемая нам чув­ствами, не истинная, иллюзорная.

Известный немецкий философ XX века Мартин Хайдеггер отмечал огромную заслугу Парменида в разработ­ке учения о бытии. Он утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предопределили судьбу запад­ного мира. Это означает, во-первых, что, начиная с ан­тичности, в культуру и мировоззрение было введено пред­ставление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершенного, неизменного, истинно­го. Во-вторых, Парменид показал, что возможно позна­ние, отличное от познания видимого мира, а именно: по­знание рациональное, познание мыслью, разумом. В-тре­тьих, решение проблемы бытия Парменидом открыло возможности для метафизики, то есть учения, в котором люди пытаются говорить не только о материальном, но и о нематериальном бытии, не зависящем ни от человека, ни от человечества, искать последние идеальные причины природ­ных сущностей и, в конце концов, - всего существующего.

Один из важнейших вопросов, поставленных элейской школой, был вопрос о том, каким образом можно полу­чить истинное знание. Философы этой школы утвержда­ли, что истинное знание может быть получено только с помощью разума, а чувственное познание понималось ими как познание недостоверное. Зенон продолжил развивать эту идею, выдвинув свои апории. Всего Зенон разработал 45 апорий, из которых до нас дошло 9. Самыми известны­ми апориями являются следующие: «Дихотомия», «Ахил­лес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Эти апории дока­зывают невозможность движения. Оказывается, процесс движения, удостоверяемый нашими органами чувств, на самом деле невозможен. Например, в апории «Дихотомия» указывается на то, что любое движущееся тело, для того чтобы преодолеть определенное расстояние, прежде все­го, должно пройти половину данного расстояния; чтобы пройти эту половину, то есть достичь середины установ­ленного первоначального расстояния, тело должно до­стичь середины половины этого расстояния и т.д. То есть движение сводится к бесконечному преодолению множе­ства середин, а, следовательно, тело никуда не движется.

Родоначальник новоевропейской философии Рене Декарт (1596—1650), подобно Сократу, отказался «от всех суждений, принятых человеком ранее на веру», и писал, «что то немногое, что я узнал до настоящего времени, почти ничто в сравнении с тем, чего я не знаю и что я не отчаиваюсь узнать»1.
Философия возвращалась к здравому смыслу. Как Сократ предпочитал не рассуждать о небесном и божественном, поскольку о нем ему ничего не известно, так и Декарт, «узнав... что истины, познаваемые путем откровения, выше нашего разумения... не осмелился сделать их предметом... слабых суждений и полагал, что для успешного их исследования нужно иметь некое сверхъестественное содействие неба и быть более, чем человеком»2.
Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифологии. Наступило возрождение философии как часть возрождения культуры. Были обретены нити, потерянные Средневековьем, и восстановлена преемственность. Престиж философии резко взмывает вверх. «Философия... одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»3.
Как Сократ, Декарт призывает познать прежде всего самого себя, но декартовский человек — субъект и находится в основании всего. Первый принцип метафизики Декарта — «я мыслю, следовательно, я существую». «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который так мыслит, был чем-нибудь»4. О самом своем существовании человек узнает только потому, что он мыслит.
Не только мысль, но мыслящий человек становится в основание сущего.
Декарт — родоначальник рационализма Нового времени, как Сократ — основатель философии как рационального подхода к целостному бытию, и неудивительно, что для Декарта столь же большое значение имел метод.
Сократ боролся против предрассудков софистов и обывательских суждений толпы, и то же делал Декарт, выражая сомнение в истинности общепринятого мнения. Его сомнение не убеждение агностика, а предварительный прием. Можно сомневаться даже в существовании внешнего мира, но если я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, существую.
Критерием истинности познания Декарт признает ясность и отчетливость идей. Его ясность и отчетливость сродни аристотелевой очевидности: «А самое достоверное из всех начал — то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякой предположительности»1.
Декарт формулирует правило: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению»2. Принципы Декарта — в отличие от сократовской майовтики — методы научного познания. Тут и анализ, и переход от простого к сложному, и полнота охвата исследуемого предмета. За образец принимается математика. Математическое знание, по Декарту, совершенно достоверно и обладает всеобщностью и необходимостью. Декарт отводил исключительную роль дедукции, под которой понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Вооруженный интуицией и дедукцией, разум может достичь полной достоверности во всех областях знания. Метод Декарта представляет собой распространение на все познание приемов, применяемых в математике.
Совершенство знания и его объем определяются зависимостью нашего познания от врожденных"идей. О телесных вещах достоверно известно очень немногое, гораздо больше — о человеческом духе и еще больше — о Боге. При этом чем дальше мы продвигаемся в познании, тем необходимее данные органов чувств.
Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания, врожденных идеях, интуитивном характере аксиом — опора рационализма Нового времени. Метод Декарта направлен не на спор с другими людьми, как у Сократа, а на овладение бытием, господство человека над силами природы, открытие новых технических средств, усовершенствование природы человека.
Философия Нового времени сформулировала представление о субстанции как вещи, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. Аналогично тому, как Сократ ввел понятия в противоположность вещам, так Декарт — духовную субстанцию, атрибутом (главным свойством) которой является мышление, в противоположность телесной субстанции, атрибут которой — протяжение. От декартовых субстанций идут споры о соотношении материального и идеального и о том, что из них первично.
По Декарту, восприятие, воление относятся к мыслящей субстанции; к телам относятся величина, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину; фигура, движение, расположение и делимость частей и прочие свойства, больше относящиеся к форме тел, чем к содержанию.

Задания для практических занятий

Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества

  1. Выберите верное высказывание из следующих:

1. Философия – это наука о мире в целом, обобщающая данные всех других наук.

2. Философия – наука об общих методах познания.

3. Философия - не наука, а выражение человеческого отношения к миру.

4. Философия – это наука о всеобщем в действительности и об общих закономерностях в познании.

Преподаватель поставил вопрос: «Что изучает философия?»

А н т о н о в. Философия изучает общие законы природы и человеческого общества.

П р е п о д а в а т е л ь. Думает ли кто иначе?

К о н е в. Я считаю, что философия – это наука обо всём.

П р е п о д а в а т е л ь. Есть ли иные соображения?

С и д о р о в. Я не согласен с Антоновым и Коневым, так как общие законы изучает и физика и политэкономия и другие науки. Я считаю, что философия не может изучать всего, так как тогда бы не осталось места для других наук. Фило-софия, по-моему, изучает всеобщие законы природы, человеческого общества и мышления.

Кто прав?

3. Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров… каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р.Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение Декарта.

Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии.

а) Существовать – значить быть воспринимаемым.

б) Бог не существует.

в) Мир существует вне сознания людей.

г) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

д) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

6. У К.Лассвица есть фантастический рассказ, в котором изобретатель, открыв способ безболезненного уменьшения человека в пространстве и времени, переносится на поверхность мыльного пузыря, только что выдутого его сыном. Оказалось, что там были разумные обитатели, которые горячо спорили о происхождении своей «планеты» и при этом разделились на две партии. Одни утверждали, что мир состоит из жира и щелочи и существует извечно. Другие полагали, что «мир выдут устами исполина, имя коего Рудипуди».



Можно ли считать, что первые были материалистами, а вторые идеалистами? Можно ли считать идеалистическим предположение, что жизнь на какой-либо планете возникла в результате эксперимента, поставленного разумным существом из космоса? Можно ли опровергнуть или принять подобные гипотезы чисто философским путем?

7. Преподаватель, читавший лекцию о познаваемости мира, получил записку, содержащую такой вопрос: «Мир бесконечен, и мы никогда не сможем познать его до конца. Разве отсюда не следует, что мир непознаваем?». А как думаете Вы?

8. Объясните следующие теоретические понятия : «объективная диалектика», «стихийная диалектика», «идеалистическая диалектика», «материалистическая диалектика» . В связи с этим проанализируйте положение Ф.Энгельса: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 5).

9. В западной философии распространен взгляд, согласно которому такие черты, как алчность, зависть, жестокость и т.п., извечно присущи человеку, а чело-веческая природа неизменна. Дайте философскую оценку этой точки зрения.

10. Какую философскую оценку можно дать такому подходу, когда, исходя из современных научно-технических представлений, безоговорочно заключают об ограниченности ресурсов нашей планеты. Какая характеристика явлений здесь не учитывается?

11. М.Борн, сыгравший важную роль в истории создания квантовой механики, писал: «Кто думает, что единственно важная реальность – область идей, духовное, тот не должен заниматься естествознанием. Ученый обязан быть реалистом. Он в своих чувственных впечатлениях должен видеть больше, чем галлюцинации, именно извещения о реальном внешнем мире». Какое философское направление критикует М.Борн?

12. Как Вы понимаете слова С.И.Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки?

13. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поко-лений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т.4. С. 248). Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?

14. Ф.Энгельс на похоронах К.Маркса сказал : «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития челове-ческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслое-ниями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусст-вом, религией и т.д., что, следовательно, производство непосредственных матери-альных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономического развития на-рода или эпохи образует основу, на которой развиваются государственные учреж-дения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которых они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 19. С. 350-351).

Проанализируйте решение основного вопроса философии К.Марксом применительно к развитию общества.

Античная философия

  1. Гераклит Эфесский считал,что первоэлементом является:

а) вода; б) огонь; в) земля; г) воздух; д) дерево.

  1. Анаксимандр был учеником:

а) Сократа; б) Аристотеля; в) Фалеса; г) Анаксимена.

3. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:

а) Фалес; б) Анаксимандр; в) Гераклит; г) Левкипп.

  1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то и вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.

  1. Майевтика – это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чём»;

г) общение с собеседником с целью обретения им истины.

  1. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что по мнению

философа, лежит в основе всего сущего, это:

а) порядок; б) Бог; в) разум; г) число.

  1. Основателем этики в западноевропейской философии считается:

а) Фалес; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.

  1. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:

а) Парменид; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.

  1. Основополагающей категорией Аристотель считал:

а) сущность; б) обладание; в) положение; г) время.

  1. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

  1. О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили :

а) Сократ и Платон;

б) Платон и Аристотель;

в) Платон и Пифагор;

г) Платон и Диоген.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...