День памяти Митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого).

Арсений (Стадницкий)

Митрополит Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий ; 22 января 1862, село Комарово, Бессарабская губерния - 10 февраля 1936 , Ташкент) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933-1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии. С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

Образование

Родился 22 января 1862 года в селе Комарово Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье молдавского священника.

Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но - прежде всего - архипастырь был требователен к самому себе. Тщательно следил за соответствием уставу церковной службы. Выдающийся проповедник и оратор (в том числе в Государственном совете), духовный писатель. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков.

Современник Арсения, историк Николай Порфиридов, отметил его так:

Энергичный, деловой и предприимчивый Арсений сразу же по его назначении в Новгород тряхнул, что называется, капиталами архиерейского дома. Построил прекрасную загородную дачу … при впадении летописной Пидьбы, на месте захудалой мызы. Для удобства сообщения с загородной дачей приобрел моторный катер, которому дал название «Перун». Такой роскоши не было даже у местных губернаторов .

Вместе с тем, все знавшие владыку отмечали его «широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер, строгость к подчиненным и себе».

Награды

  • Орден Святого Александра Невского (1915 год)
  • Орден Святого Владимира 2 степени (1911 год)
  • Орден Святой Анны 1 степени (1903 год)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (1900 год)
  • Орден Святого Станислава 3 степени (1891 год)
  • Орден Короны Румынии 3 степени (1898 год)
  • Орден Святого Саввы 2 степени (Сербия, 1899 год)

Иерархические награды

Митрополит Арсений (Стадницкий) родился в селе Комарово Кишиневской губернии в 1862 году. Его отец протоиерей Григорий Стадницкий происходил из польского рода, ведущего своё начало с XIV века. Будущий митрополит закончил духовную семинарию в Кишиневе и недолго преподавал в местной школе. Затем поступает в Киевскую духовную академию в 1881 г., обучение в которой завершает в 1885 г., получив степень кандидата богословия. Еще обучаясь в этом престижном духовном заведении, он дважды совершил поездки на святую гору Афон. После отец Арсений напишет книгу «Дневник студента-паломника на Афоне», она будет издана и получит Макарьевскую премию через 10 лет после написания.

По окончании духовной академии трудится преподавателем греческого языка, а позже и церковного пения в духовной семинарии Кишинева. В 1895 году защищает магистерскую диссертацию и назначен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии. В этом же году становится монахом. В 1896 году рукоположен в иеромонаха и назначен ректором этой же семинарии. Также становится настоятелем новгородского монастыря святого Антония Римлянина. Через год получает назначение на должность инспектора Московской духовной академии, несколько позже становится ее ректором.

В 1899 году отца Арсения (Стадницкого) возводят в сан епископа Волоколамского. Но все также он руководит духовной академией в Москве. Через год он вместе с другими преподавателями совершает поездку на Святую Землю. После напишет книгу «В стране священных воспоминаний», которая помимо уникальных впечатлений митрополита, содержит еще около 60 фотографий, сделанных им самим.

В 1903 году митрополит Арсений переведен на Псковскую кафедру, где служит в течение 7 лет. За это время проявил себя как блестящий педагог, оратор, миссионер, подвижник. Им на псковской земле были открыты школы для обучения псаломщиков, а также церковный музей, при котором создан историко-археологический комитет.

В 1904 году защищает диссертацию и получает степень доктора богословия. Его замечательные ораторские способности и педагогические таланты не остались не замеченными. И уже через год Священный Синод приглашает его на должность в свой Учебный Комитет, где митрополит руководит церковным просвещением в России.

В 1906 году становится председателем Синодального Учебного Комитета. Через год возведен в сан архимандрита. В 1910 году назначен епископом Новгородским и Старорусским. В 1913 году по личной инициативе архимандрита состоялось открытие церковно-археологического общества.

В 1917 году его вместе с владыками Тихоном Московским и Антонием Харьковским рассматривали на должность Патриарха. По воспоминаниям современников, отец Арсений (Стадницкий) ужасался этой возможности стать Патриархом и только и молил Бога, чтобы этого не произошло, понимая сколь велика ответственность Патриарха перед Богом и людьми. В этом же году становится митрополитом.

15 марта 2012 года, в день памяти свт. Арсения, епископа Тверского (+1409) в Великом Новгороде в связи со 150-летием со дня рождения и 75-летием со дня кончины, чтили память Митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого).

В этот день Митрополит Новгородский и Старорусский Лев и Епископ Боровичский и Пестовский Ефрем, в сослужении духовенства Новгородской епархии совершили Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Софийском кафедральном соборе.

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Светланы Михайловой.

По окончании Литургии по Митрополиту Арсению (Стадницкому) была совершена панихида.

Владыка Лев обратился к собравшимся с проповедью, в которой отметил заслуги Митрополита Арсения, как выдающегося церковного иерарха, духовного писателя и ученого, оставившего своим последователям немалое количество богословских трудов, востребованных и сегодня.

Митрополит Лев и Епископ Ефрем, духовенство Епархии и прихожане Софийского собора направились к Епархиальному дому, сооруженному Митрополитом Арсением в 1912 году и названному Священным Синодом «Арсеньевским», в котором до 1920 года располагалось церковно-археологическое древлехранилище, а в настоящее время находится областная филармония, и возложили цветы к расположенной на стене здания памятной доске, надпись на которой гласит: "В этом здании в 1910-1918 годах жил и работал иерарх Русской Православной Церкви, видный общественный и государственный деятель России Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий)".

Затем Архиереи посетили выставку "Да будет воля Твоя..." в здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника, посвященную 150-летию со дня рождения Митрополита Арсения, на которой были представлены документальные и фотоматериалы из личного архива Владыки Арсения.

Митрополит Арсений (Стадницкий)

Родился 22 января 1862 года в селе Комарово, Хотинского уезда, Кишиневской губернии, в семье сельского священника. Принадлежал к молдавскому роду.

В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия.

В 1885 году А. Стадницкий дважды посетил Афон. Впечатления об Афоне он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», впоследствии удостоенном Макарьевской премии.

По окончании академии назначен в Кишиневскую семинарию преподавателем греческого языка, с 1886 года преподавал также церковное пение, догматическое богословие и ряд других предметов.

В 1887-1895 годах был редактором и самым деятельным и плодовитым сотрудником «Кишиневских епархиальных ведомостей», для которых лично написал около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания.

В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров.

В 1895 году был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии.

30 декабря 1896 года принял монашеский постриг с именем Арсений в честь святителя Арсения Тверского. 31 декабря рукоположен во иеродиакона, 1 января следующего года - во иеромонаха.

В 1986 году назначен ректором Новгородской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря святого Антония Римлянина в Новгороде. Удостоен степени магистра богословия за сочинение «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Кишиневский».

10 января 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре библейской истории.

18 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с оставлением в должности ректора МДА.

В 1903 году переведен на Псковскую кафедру. 21 декабря за прощальной Литургией в Троицком соборе Лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) во иеромонаха.

С 1903 по 1910 год управлял Псковской епархией, основал в Пскове школу псаломщиков и Церковно-археологический музей.

В 1904 году удостоен степени доктора церковной истории за сочинение «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Эта работа, наряду с другими научными трудами епископа, получила высокую оценку общественности.

В 1906 году назначен председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о церковно-учебных заведениях.

31 января 1907 года возведен в сан архиепископа и избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства, где отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви.

В 1909 году утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии.

В 1913 году по его инициативе открылось Новгородское церковно-археологическое общество, занимавшееся вопросами сохранения святынь Новгородской земли.

Архиепископ Арсений занимался просвещением паствы, заботился о преподавании Закона Божия и церковного пения в школах, организовал курсы псаломщиков, миссионерские курсы для духовенства, много сил отдал борьбе с пьянством. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев-беспоповцев, переписывался с тремя восточными православными Патриархами. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в судьбе раненых русских солдат, собирал средства для нужд фронта.

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 года избран заместителем председателя и возглавил два отдела: Правовое положение Церкви в государстве и Издательский отдел.

Архиепископ Арсений был одним из трех кандидатов на Патриарший престол.

В 1918 году участвовал во 2-й сессии Собора, руководил работой пленарных заседаний, 6 марта избран в Высший церковный совет; как член Синода находился в Москве при Патриархе Тихоне.

На короткий срок возвращался в Новгород, где пережил убийство своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей.

В феврале 1921 года арестован повторно и осужден. Ссылки удалось избежать.

В 1922 году принимал участие в сборе средств для голодающих Поволжья и Предуралья. Привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей.

В 1923 году арестован в Москве и почти год находился в заключении в Бутырской тюрьме. Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, через 5 дней был вновь арестован и заключен в тюрьму.

В 20-х - начале 30-х годов оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через викария архиепископа Хутынского Алексия (Симанского).

В 1927 году стал постоянным членом Временного Патриаршего Синода. Находясь в ссылке, не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни, но никогда не ставил под сомнение полномочия митрополита Сергия (Страгородского).

Митрополита Арсения почитают как выдающегося церковного иерарха в Новгородской и Ташкентской епархиях Московского Патриархата. В Новгороде по инициативе местной епархии и областных научных и культурных организаций с 1993 проходят Арсениевские чтения.

По оценке, помещенной в жизнеописании, составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Был сторонником уставной церковной службы и пения. Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но прежде всего архипастырь был требователен к самому себе.

Священномученик Иоасаф (Жевахов) в своих воспоминаниях выделяет его как члена Святейшего Синода, который фактически обладал решающим голосом и всячески саботировал любые инициативы, исходящие от обер-прокуратуры.

Митрополит Арсений был выдающимся оратором и блестящим проповедником. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими образцами выдающейся импровизации. Особый колорит его речам придавал сильный голос – бас.

Литературные труды митрополита Арсения способствовали его репутации выдающегося духовного писателя и ученого. Он являлся автором многочисленных богословских трудов, отмеченных множеством орденов. Митрополит Арсений был почетным членом многих научных обществ.

Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Владыка был неутомимым исследователем в области местной церковной старины.

Митрополит Арсений был духовным руководителем Патриарха Алексия I и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Последний так отозвался на смерть Арсения: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы».

- 11 августа

Рождение 22 января (3 февраля) (1862-02-03 )
село Комарово , Хотинский уезд , Бессарабская область , Российская империя

Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий ; 22 января [3 февраля ] , село Комарово , Бессарабская губерния - 10 февраля , Ташкент) - епископ Русской Православной Церкви , митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933-1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии . С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился в семье протоиерея Георгия Григорьевича Стадницкого (1824-1901) из польского рода Стадницких . Мать - Мария Авксентьевна Черноуцан.

    Научно-педагогическая деятельность

    Важным событием в истории МДА стала паломническая поездка, совершенная в 1900 году группой студентов и преподавателей во главе с епископом Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока . Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал епископ Арсений.

    Епископ Псковский и Порховский

    С 5 декабря 1903 года - епископ Псковский и Порховский . Создал в епархии школу псаломщиков. Основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован историко-археологический комитет, устав которого утвердил Св. Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.

    С 1906 года - член Предсоборного Присутствия, председатель его пятого отдела: о реформе церковно-учебных заведений.

    31 января 1907 года был возведён в сан архиепископа . В том же году стал членом Государственного Совета от монашествующего духовенства.

    Новгородский архиерей

    Состояние церковного пения в храмах и монастырях Великого Новгорода вызвало у него скорбь: «Это запущенность пения, нерадивость исполнения, отчуждение церковного пения от древних прекрасных церковно-певческих образцов и отклонение их в сторону бессодержательных, голых напевов бахметевского обихода» .

    Проявлял себя знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Большое внимание уделял сохранению памятников церковной старины. Стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря . Принял активное участие в XV Всероссийском археологическом съезде , который проходил в июле-августе 1911 года в Новгороде и выступил на нём с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде (там когда-то размещалось училище, в котором преподавали братья Лихуды). В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 году псаломщицкая школа. В 1912 году в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нём, кроме обширного зала для религиозно-нравственных чтений, разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства. В 1913 году в Новгороде по его инициативе открылось церковно-археологическое общество.

    Современник Арсения, историк Николай Порфиридов, отметил его так:

    Энергичный, деловой и предприимчивый Арсений сразу же по его назначении в Новгород тряхнул, что называется, капиталами архиерейского дома. Построил прекрасную загородную дачу … при впадении летописной Пидьбы, на месте захудалой мызы. Для удобства сообщения с загородной дачей приобрёл моторный катер, которому дал название «Перун». Такой роскоши не было даже у местных губернаторов .

    Представил к епископскому служению многолетнего миссионера архимандрита Варсонофия (Лебедева) и в январе 1917 года сам возглавил его хиротонию во епископа Кирилловского.

    На первом собрании Святейшего Синода после февральской революции из зала заседаний было вынесено кресло обер-прокурора , находящееся до этого во главе стола. Тогда архиепископ Арсений воскликнул фразу произнесённую многими: «Вот выносят символ цезарепапизма!».

    Тогда же было решено в день Успения Божией Матери 15 августа (по старому стилю) 1917 года созвать Поместный Собор . Для его созыва при Синоде был создан Предсоборный Совет, в котором митрополит Арсений стал Председателем.

    В начале революции, когда передвижения по Москве не было, извозчики исчезли, трамваи не ходили, и от снега улицы не расчищались, а зима была снежная, мы, сёстры храма Христа Спасителя, считали своим митрополитом митрополита Новгородского Арсения, второго кандидата на Патриарший престол. Митрополит жил недалеко, и часто служил по воскресениям и малым праздникам, а по будням за литургией бывал почти ежедневно. Обладал хорошим голосом. Владыка был очень требователен к уставу во время службы (издана была замечательная его книга «Спутник псаломщика»). Если дьякон, перед Апостолом, забывал сказать глас, то из алтаря слышался грозный голос Владыки: «глас, глас…». Проповедник он был замечательный и по содержанию, и по форме, и по знанию. <…> Благословляя после литургии, он любил петь с народом. <…> По вторникам митрополит вел беседы, толкуя книгу Деяний апостольских. Он бывал в Палестине. Увлекательно описывал местность, а, главное, вдохновенно толковал каждое слово Деяний. Народу бывало так много, что не только сесть, но и стоять не было места, так как беседы велись не среди храма, а в боковой галерее, где были поставлены скамьи. Беседы велись вечером. По окончании Владыка разводил мальчиков прислужников по домам, по темным улицам, и ждал у дверей черных лестниц, так как парадные входы были все закрыты, частью из-за воровства, частью потому, что парадный ход считался буржуазным предрассудком.

    В марте 1922 года , в связи с голодом в Поволжье, призвал духовенство жертвовать в пользу голодающих «драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления». А после начала массового изъятия церковных ценностей 19 апреля издал новое обращение:

    Об одном молю вас, дорогие мои чада паствы моей. Отнеситесь по-христиански, с покорностью воле Божией, если придется расстаться с любимым нами благолепием наших храмов во имя той вопиющей нужды, в которой находятся наши братья. Если у нас есть что пожертвовать взамен церковных вещей, не упустите этой возможности. Если же нечем жертвовать, то и без золота и серебра храмы наши останутся храмами, и святые иконы - святыми иконами. Бог на Страшном Суде спросит нас прежде всего не о том, украшали ли мы золотом и серебром храмы и иконы, а о том, накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели ли нагого? Прошу Вас не допускать при этом никакого насилия в той или иной форме, - ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм, как дом мира и любви Христовой… Прошу также и о том, чтобы это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей.

    Изъятие ценностей из храмов Новгородской губернии благодаря этому воззванию прошло «безболезненно». После того, как все ценности были изъяты, митрополита вызвали из Новгорода в Москву, в ГПУ, где его арестовали и привлекли к суду вместе с Патриархом Тихоном по обвинению в сопротивлении изъятию.

    В тюремном заключении находился с перерывами до 10 января 1924 года . Почти сразу же после освобождения был вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Его принуждали перейти к «обновленцам», активно сотрудничавшим с большевиками. Сохранилось описание одной из таких попыток властей:

    Ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский) , обновленческий «митрополит», в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской Академии: «Но ведь вы же знаете, что обновленчество беззаконно». «Что ж поделать, они требуют», - ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему: «Ну и сгнивайте в тюрьме!». И с этим покинул узника.

    (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

    18 февр. 1899 г. А. был назначен епископом Волоколамским, 3-м викарием Московской епархии с оставлением в должности ректора МДА, хиротония состоялась 28 февр. в Христа Спасителя храме . 5 дек. 1903 г. А. был переведен на самостоятельную Псковскую кафедру. Расставаясь с академией, А. пожертвовал 1000 р. на исследование по истории МДА в связи с приближающимся столетием (1914), по 500 р. на академическую б-ку и Покровскую церковноприходскую школу, 500 р. на памятник проф. прот. Д. Ф. Голубинскому . 21 дек. за прощальной литургией в Троицком соборе ТСЛ А. рукоположил иеродиак. Алексия (Симанского) во иеромонаха, 30 дек. прибыл во Псков.

    На Псковской кафедре: 1903-1910 гг.

    А. полагал, что «пастырям Церкви необходимо поднять свой научный уровень, расширить свой духовный кругозор и объединиться между собой для совместной работы на благо Церкви и пользу русского народа» (Великолукский филиал ГА Псковской обл. Ф. 39. Оп. 1. Д. 282. Л. 48). Особенно нуждались приходы в подготовленных низших членах церковного клира. Будучи знатоком уставного богослужения, А. обращал особое внимание на правильную постановку церковного пения, на подготовку псаломщиков и регентов, для чего создал во Пскове псаломщическую школу. Летом 1904 г. во Пскове состоялся съезд учителей церковного пения, 6 сент. следующего года было освящено здание певч. школы, получившей по имени ее основателя наименование «Арсениевской». Много сил А. отдавал устройству церковноприходских школ, организации преподавания Закона Божия в светских учебных заведениях. 9 авг. 1906 г. трудами архипастыря был открыт Псковский церковно-археологический музей.

    В связи с началом русско-япон. войны А. призвал духовенство епархии стать первыми жертвователями в губернии на военные нужды. Помимо материальной помощи рус. войскам, направлявшейся Псковской консисторией, значительные средства шли от организованного А. при Псковском жен. епархиальном уч-ще благотворительного об-ва «Дамский комитет для помощи армии». Революционные события 1905 г., манифест об учреждении Гос. Думы, а также появление радикально-реформационного движения в Церкви, объединенного вокруг «группы 32 санкт-петербургских священников» (см. Союз церковного обновления), вызвали брожения и во Псковской епархии. В нач. лета 1905 г. А. организовал первое пастырское епархиальное собрание, на к-ром призвал духовенство и паству с осторожностью относиться к происходящим социальным изменениям.

    14 янв. 1906 г. А. был назначен присутствующим в Синоде и Председателем (до 1907) Учебного комитета «с оставлением за ним управления епархией», а также членом особого Присутствия по подготовке буд. Всероссийского Поместного Собора, 6 марта А. стал членом постоянного действующего при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия , возглавив в нем отдел церковно-учебных заведений. Принимая участие в заседаниях Святейшего Синода, А. видел мн. нестроения церковной жизни нач. XX в., связанные с безграничной властью обер-прокурора, при к-ром члены Синода, по словам А., «являются в качестве статистов». В 1907 г. А. был избран членом Гос. Совета от курий монашествующего духовенства. В Гос. Совете А. отстаивал принцип единения власти и правосл. Церкви, необходимость сохранения за правосл. Церковью статуса государственной, выступал против принятия закона о правовом статусе старообрядческих общин (см. Старообрядчество), против закона о переходе из одного вероисповедания в другое, предлагал принять новое законодательство по борьбе с пьянством в России, неоднократно выступал против расширения продажи крепких напитков.

    3 нояб. 1904 г. А. был удостоен степени д-ра церковной истории за соч. «Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви». К этому времени научные труды А. получили высокую оценку: он был почетным членом МДА и КДА, членом имп. Палестинского правосл. об-ва и мн. др. научно-общественных орг-ций, его докт. дис. была отмечена Уваровской премией Российской имп. АН и медалью «Bene Merente» 1-й степени, присуждавшейся румын. королевским домом за выдающиеся научные труды.

    31 янв. 1907 г. А. был возведен в сан архиепископа. 5 нояб. 1910 г. переведен на Новгородскую кафедру, 22 нояб. он покинул Псковскую епархию, оставив на церковно-просветительские и благотворительные нужды 3000 р.

    На Новгородской кафедре (до ареста): 1910-1920 гг.

    Одним из первых дел А. в Новгороде стало сооружение епархиального дома. Существовавшее ранее одноэтажное здание, построенное в 1826 г., было непригодно для задач епархиальной жизни нач. XX в., когда регулярно проводились съезды и собрания духовенства, религ. беседы; новые помещения требовались также для многочисленных епархиальных архивов. Возведение здания велось по проекту архит. Н. К. Рагулина с использованием новейших достижений техники. На торжественном открытии епархиального дома 2 дек. 1912 г. присутствовало ок. 3 тыс. гостей, в т. ч. С.-Петербургский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , обер-прокурор Синода В. К. Саблер . По благословению Синода дом был назван «Арсениевским». В нем расположились зал-аудитория для лекций, бесед и собеседований, консистория, училищный и миссионерский советы, б-ка, иконно-книжная лавка епархиального братства Св. Софии, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских ЕВ», неск. покоев предназначалось для приезжавших в епархиальное управление священнослужителей.

    В преддверии археологического съезда в Новгороде А. поддержал инициативу духовенства по сбору сведений о храмах и мон-рях епархии. Было изучено более 400 храмов в Старорусском, Новгородском, Великолукском, Порховском, Валдайском, Тихвинском, Кирилловском, Белозерском, Устюжском и Боровичском уездах. Ряд уникальных предметов церковной старины был выставлен в митрополичьих покоях архиерейского дома, эта экспозиция составила основу церковного музея, впосл. организованного А. В 1911 г. состоялся XV Новгородский археологический съезд, А. выступил с сообщением «О современном состоянии собора святой Софии в Новгороде», в к-ром остановился на пагубных последствиях реконструкции, завершившейся к 1900 г. и приведшей к обветшанию собора уже спустя 10 лет. Констатировав плачевное состояние предметов церковной старины в России, участники съезда предложили провести регистрацию икон и утвари, а утратившие богослужебное значение старинные предметы поместить в Новгородский церковно-археологический музей.

    В февр. 1911 г. А. опубликовал в «Новгородских ЕВ» распоряжение «о точном исполнении существующих по Духовному ведомству постановлений относительно охранения в церквах и монастырях предметов древности». В июне 1911 г. вместе с архит. В. Т. Георгиевским и искусствоведом Ю. А. Олсуфьевым А. посетил Ферапонтов Мартинианов мон-рь , обнаружив «катастрофическое состояние» ц. Рождества Пресв. Богородицы с фресками Дионисия . 6 февр. 1912 г. А. получил разрешение Синода на всероссийский сбор средств для восстановления фресок, благодаря чему в мон-ре были проведены необходимые комплексные реставрационные работы.

    15 мая 1912 г. по инициативе и под председательством А. состоялось собрание духовенства и ученых мирян для создания Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного 3 янв. 1913 г. При об-ве были созданы б-ка, архив и церковно-археологическое древлехранилище. Почетными членами об-ва являлись акад. А. И. Соболевский , профессора С. Т. Голубев и А. А. Дмитриевский , среди действительных членов - искусствоведы В. К. Мясоедов , Л. А. Мацулевич , Н. П. Сычёв , П. Л. Гусев. Об-во, просуществовавшее до апр. 1917 г., имело неск. задач: описание икон, книг, рукописей, утвари, находящихся в храмах Новгородской епархии; собирание коллекции музея-древлехранилища, открытого в Арсениевском доме; исследовательская работа в архивах консистории и архиерейского дома; наблюдение за состоянием архитектурных памятников Новгорода и губернии. За время работы об-ва были составлены подробные описания новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря , Сковородского мон-ря , Реконской пуст . В 1916-1917 гг. А. вместе с Церковно-археологическим об-вом и Об-вом любителей древности хлопотал о сохранении фресок в ц. Спаса на Нередице (см. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь), к-рые могли осыпаться в результате строительства железной дороги Петроград-Орёл.

    Одну из важнейших задач своей архипастырской деятельности А. видел в укреплении религиозно-нравственного начала в своей пастве и просвещении народа. Поэтому А. много внимания уделял устроению правильного преподавания в церковноприходских школах и Закона Божия в народных школах: в нач. 1911 г. он опубликовал в «Новгородских ЕВ» статью «О надзоре за преподаванием Закона Божия в народных школах», 18 февр. издал распоряжение о введении этой дисциплины в гражданских начальных школах епархии. А. активно содействовал развитию церковно-певч. культуры, особенно в церковноприходских школах, т. к. их ученики составляли значительную часть церковных хоров. 4 апр. 1912 г. при обсуждении проекта закона о начальном образовании в Гос. Совете А. настаивал на обязательности преподавания пения в народных школах. В Новгородской губ. проводились певч. съезды с одновременной организацией краткосрочных певч. курсов, 18 сент. 1911 г. при новгородском архиерейском доме в Лихудовском корпусе были открыты курсы для псаломщиков на 25 чел. По инициативе А. в Софийском (со 2 окт. 1911) и Знаменском соборах (с 7 окт. 1911) регулярно проводились религиозно-нравственные беседы, 20 авг. 1912 г. были учреждены Новгородские миссионерские курсы для духовенства. Много сил отдавал А. борьбе с пьянством, он возглавлял Новгородское епархиальное братство трезвости, был членом губернского комитета попечительства о народной трезвости, председателем открывшегося 6 авг. 1912 г. в Москве Всероссийского съезда практических деятелей в борьбе с алкоголизмом на началах религиозно-нравственных.

    7 июня 1911 г. А. освятил мраморный крест в основание закрытой в 1764 г. Антониевой Черноезерской пуст . в Череповецком у., призванной осуществлять правосл. миссию среди беспоповцев Спасова согласия , имевших в этом крае скиты. Начальное управление пустынью А. поручил игум. Леушинского мон-ря прп. Таисии (Солоповой) . В сент. 1911 г. группа старообрядцев-беспоповцев Старорусского у. через епархиальный миссионерский совет обратилась к А. с прошением принять их в лоно правосл. Церкви и разрешить строительство единоверческого храма в дер. Соловьёво. Просьба была удовлетворена, 12 мая 1913 г. состоялась торжественная закладка Феодоровского храма.

    Вскоре после назначения на кафедру А. возглавил Новгородское отд-ние Палестинского об-ва. В «Новгородских ЕВ» по его благословению появился раздел, посвященный Св. земле. А. поддерживал дружеские отношения с иерархами Вост. Православных Церквей. Со времени паломничества в 1900 г. в Палестину А. был лично знаком и состоял в переписке с Антиохийским Патриархом Григорием IV Хаддадом , Иерусалимским Патриархом Дамианом , а также Александрийским Патриархом Фотием . В 1913 г. принимавший участие в праздновании 300-летия дома Романовых Патриарх Григорий посетил Новгород и 28 апр. возглавил хиротонию архим. Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

    В период осуществления реформ П. А. Столыпина А. призывал новгородскую паству помогать переселявшимся в Сибирь и на Дальн. Восток безземельным крестьянам, жертвовать средства на возведение храмов в этих регионах. В годы первой мировой войны А. нес попечение об открытии лазаретов для раненых, в т. ч. в Юрьевом новгородском мон-ре и Арсениевском епархиальном доме, совершал в них молебны, напутствовал отправлявшиеся на фронт гарнизоны и посещал раненых в лазаретах. Организовывая сбор средств на нужды фронта, обращался к настоятелям мон-рей и храмов Новгородской епархии с просьбой передавать доходы на нужды армии. По инициативе А. в 1915 г. Саввин вишерский мон-рь близ Новгорода был предоставлен для эвакуированных 200 насельниц жен. обителей Риги и Митавы. В том же году под председательством А. был организован комитет по оказанию помощи беженцам. Увеличились церковные сборы в пользу Красного Креста, поступали отчисления из епархиальной кассы на поддержку обездоленных.

    Слова и речи А. собраны в одном из лучших проповеднических сборников нач. XX в. «На духовной страде» (СПб., 1914), включающем в себя проповеди в дни двунадесятых праздников, рассуждения о памятных событиях церковной и гражданской истории, пастырские поучения.

    Труды А. были отмечены орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом св. Анны 1-й степени, серб. орденом св. Саввы 2-й степени, тур. орденом Меджидие 1-й степени, а также мн. дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении. А. являлся почетным членом КДА (1900), СПбДА (1910), КазДА (1910), Псковского археологического об-ва, губернского статистического комитета (1904), Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА (1909), Археологического русского ин-та в К-поле (1910-1913), имп. Русского археологического об-ва (1913), почетным или действительным членом правосл. братств и орг-ций: Богоявленского братства при КДА (1896), Палестинского об-ва (1900), московского Общества любителей духовного просвещения (1900-1902, 1905), братства прп. Сергия Радонежского при МДА (1907), Холмского правосл. Свято-Богородицкого братства (1915). Труды А. на ниве благотворительности также отмечены почетным членством в Новгородском управлении российского Красного Креста об-ва (1901) и в Александро-Мариинском доме призрения (1902).

    15 апр. 1917 г. обер-прокурор В. Н. Львов огласил указ Временного правительства о прекращении зимней сессии Синода, увольнении его членов (в т. ч. А.) и о созыве на летнюю сессию новых членов во главе с постоянным членом Синода архиеп. Карталинским, экзархом Грузии Платоном (Рождественским) . 26 апр. 1917 г. состоялось первое заседание Синода нового состава, было принято послание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Церкви, в к-ром важнейшей задачей объявлялась подготовка к Поместному Собору. Синод также постановил, что все правящие архиереи РПЦ должны быть утверждены на своих кафедрах или переизбраны на созванных в кратчайший срок епархиальных съездах духовенства и мирян. Вернувшись в Новгород, на собрании клириков епархии 26 марта А. информировал духовенство о переменах во взаимоотношениях Церкви и гос-ва, призвал к осмотрительности в реформировании церковной жизни. Новгородский епархиальный съезд, открывшийся 24 мая 1917 г. в мон-ре Антония Римлянина, подавляющим большинством голосов 31 мая избрал А. на Новгородскую кафедру, вместо консистории был избран епархиальный совет.

    В июне-июле 1917 г. в Петрограде под председательством А. проходили заседания Предсоборного совета, на к-рых обсуждались наиболее важные вопросы церковной реформы, в частности правовой статус РПЦ при новом гос. строе. Излагая позицию Предсоборного Совета по данной проблеме на заседании 13 июля 1917 г., А. утверждал: «Церковь должна быть автономной в своей внутренней жизни, но это не значит, что Церковь должна быть отделена от государства, союз Церкви с государством может быть не внешним, а внутренним. И государство не будет считать Церковь своим ведомством, но дружелюбно будет относиться к Церкви, признавая ее культурно-просветительское значение и не отказывая ей в материальной помощи» (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. № 234. Л. 20).

    По окончании 2-й сессии Собора А. 25 апр. вернулся в Новгород. 28 июня в Десятинном мон-ре под председательством А. прошло епархиальное собрание, на к-ром архиерей рассказал о работе Собора, восстановлении Патриаршества и о декрете Совнаркома, на собрании был избран епархиальный совет во главе с прот. Иоанном Семёновским. Вскоре А. вновь выехал на заседания Собора в Москву. В кон. сент. 1918 г. А. был назначен председателем образованного при ВЦУ Школьно-просветительского отдела, 28 марта 1919 г.- председателем комиссии для обсуждения вопросов о задачах, цели и типе совр. пастырей. В сент. 1918 г. Поместный Собор завершил свою работу, но А. не смог вернуться в Новгород, поскольку как член Синода должен был находиться возле Патриарха в сложное для Церкви время. В дек. 1918 г. свт. Тихон поручил А. дело «оживления церковного учительства» в храмах 8-го благочиния Москвы: участие в воскресных и праздничных богослужениях, произнесение проповедей и совершение бесед с паствой.

    Временное управление Новгородской епархией А. возложил на еп. Тихвинского Алексия (Симанского), к-рый осуществлял руководство епархией в 1917 г., между архиереями продолжалась активная переписка. 3 июня 1918 г. Новгородский губисполком издал постановление о передаче в ведение Отдела народного образования зданий Арсениевского епархиального дома, Новгородской ДС и ДУ, в помещениях епархиального дома открылся Дом искусств, в семинарии поселились красноармейцы, церковно-ликвидационный подотдел наложил арест на всю переписку и канцелярию митрополита. Осенью 1918 г. в Новгородской епархии начались аресты и расстрелы духовенства, разорение храмов и мон-рей, преобразование их в трудовые коммуны, к кон. 1918 г. в Новгородской епархии без суда и следствия были расстреляны еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев) , сщмч. Павел Кушников , сщмч. Иоанн Иванов , игум. Ферапонтова мон-ря прмц. Серафима (Сулимова) и др.

    После постановления Наркомата юстиции от 14 февр. 1919 г. по всей России началась кампания по вскрытию мощей . В Новгородской епархии зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского , прав. Иакова Боровичского , святых, почивавших в Софийском соборе. В этих условиях Патриарх Тихон 17 февр. 1919 г. обратился к епархиальным архиереям с указом, в к-ром предписывал «по обстоятельствам времени… с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где признано будет… необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду» (Акты свт. Тихона. С. 158). В личном разговоре с еп. Алексием (Симанским) А. определил, какие меры должны быть приняты в Новгородской епархии во исполнение послания Патриарха. В февр.-марте еп. Алексий и клирики епархии освидетельствовали мощи в Софийском соборе Новгорода, в Сковородском и Антониевом мон-рях, изъяли из рак вату, лишние пелены и др. предметы.

    Аресты, судебные процессы, ссылка

    5 янв. 1920 г. А. был вызван из Москвы в Новгород, 20 янв. арестован, 27 янв. освобожден, однако церковно-ликвидационный подотдел Новгородского губисполкома контролировал его деятельность, ограничивая передвижение по епархии. Верующие неоднократно обращались к властям с просьбами разрешить А. выезжать на служение в приходы епархии. Уступая этим просьбам, власти регулярно выдавали архипастырю удостоверение на посещение городов и сел епархии. На Вербное воскресенье 1920 г. А. возглавил в Новгороде хиротонию архим. Тихона (Тихомирова) во епископа Череповецкого, викария Новгородской епархии. С июля по окт. 1920 г. А. неоднократно выезжал на неск. дней в Грузино, Борисово, Косино, Бологое, Ст. Руссу, совершал богослужения в Софийском соборе.

    1 июня 1920 г. помещение Новгородского епархиального совета было подвергнуто обыску, представитель новгородских властей произвел ревизию, изъятие документов и книг, 15 сент. помещение совета было опечатано, совет ликвидирован. 1 нояб. 1920 г. в Новгороде начался судебный процесс, в к-ром еп. Алексий (Симанский), архимандриты Никодим и Анастасий, игумены Гавриил и Митрофан обвинялись в тайном освидетельствовании мощей святых в Софийском соборе перед их офиц. вскрытием, А. был привлечен в качестве свидетеля. Обвиняемые были осуждены, постановлением ВЦИК от 6 нояб. 1920 г. амнистированы.

    В февр. 1921 г. в помещении бывш. Арсениевского дома начался судебный процесс над А., еп. Алексием (Симанским), протоиереями Яцковским, Вихровым, Соколовым, мирянами Финиковым и Скородумовым, обвиненными в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства». Нарушение декрета заключалось в том, что А. «утверждал журналы епархиального совета... рассылал от своего и совета имени указания касательно бракоразводного процесса, судопроизводства церковников». Кроме того, А. был обвинен в том, что издаваемые им указы о трудовых общинах способствовали сохранению собственности монахов, что поручал строительно-хозяйственные дела благочинным, следов., в епархии велось храмостроительство, что он не запретил принимать сборы и пожертвования на упраздненные учреждения епархии, в т. ч. братство Св. Софии. А. виновным себя не признал. 19 февр. 1921 г. трибунал признал всех подсудимых виновными, но, учитывая амнистию ВЦИК от 6 нояб. 1920 г., наказание было определено условным. Наряду с условным осуждением на 5 лет А. предписывалось выехать на постоянное жительство в Архангельскую губ. В кассационной жалобе, направленной в Наркомат юстиции, А. писал о невозможности 2 наказаний за одно преступление. Кассационный трибунал ВЦИК на заседании 15 июня 1921 г. рассмотрел решение Новгородского ревтрибунала и отменил ссылку в Архангельск.

    23 февр. 1922 г. был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья и Предуралья. Откликаясь на воззвание Патриарха Тихона от 28 февр., А. приступил к организации Новгородского комитета помощи голодающим, о чем составил обращение к верующим епархии, но оно не было разрешено к публикации в печати, тогда А. принял решение проповедовать о посильных пожертвованиях во время богослужений. В марте 1922 г. в газ. «Звезда» (№ 65) было опубликовано послание А., в к-ром говорилось о необходимости сбора средств: «Пожертвования могут быть деньгами, вещами и продовольствием... Святейший Патриарх благословил духовенству... приносить в жертву голодающим и драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления». В апр. 1922 г. А. передал в губернский комитет помощи голодающим личные драгоценности: золотой крест с 11 бриллиантами, золотой наперсный крест, золотую панагию с золотой цепью. Примеру архипастыря последовали мн. новгородские священники. Предвидя возможное сопротивление верующих изъятию ценностей, А. по предложению зам. председателя губисполкома П. Т. Терешкова неск. раз обращался к пастве с воззваниями, в к-рых просил «не допускать... насилия в той или иной форме - ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм как дом мира и любви Христовой… Прошу также и о том, чтобы это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики» (Звезда. 1922. № 86. С. 1). Губернская комиссия по изъятию церковных ценностей, в к-рую были включены 4 священнослужителя, выработала положение об изъятии и учете ценностей: верующие и духовенство были допущены к учету и упаковке ценностей, к участию в делегациях, сопровождавших ценности в центр. Особо оговаривалось, что перенос мощей при извлечении из рак «производится исключительно духовенством».

    В нек-рых местах при изъятии произошли столкновения между отрядами милиции и верующими, имелись человеческие жертвы. 16-19 марта 1922 г. в Ст. Руссе верующие оказали сопротивление властям. В результате расследования, проведенного выездной сессией губернского ревтрибунала, было арестовано 22 чел., в т. ч. священники В. Пылаев и В. Орлов. Трибунал приговорил священников и одного мирянина к расстрелу (позднее Пылаев и Орлов были помилованы), остальным назначил различные сроки заключения. Особым постановлением к уголовной ответственности привлекались Патриарх Тихон, А. и вик. Новгородской епархии еп. Старорусский Димитрий (Сперовский) . Материалы, собранные в губернии, переправлялись для предварительного следствия в Верховный трибунал при ВЦИК. В кон. мая 1922 г. А. был признан виновным.

    Петра (Полянского) А. был назначен 3-м кандидатом на должность Местоблюстителя. В 1926 г. переведен в Ташкент, где и находился безвыездно до своей кончины, постановлением ОСО при ОГПУ СССР от 28 марта 1927 г. А. разрешалось свободное проживание в пределах Ср. Азии.

    В 20-х - нач. 30-х гг. А. оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через викария архиеп. Хутынского Алексия (Симанского). В мае 1927 г. А. был включен во Временный Патриарший Свящ. Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Находясь в ссылке, А. не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни, но он никогда не ставил под сомнение полномочия митр. Сергия. Подпись А. стоит под «Декларацией» митр. Сергия и Синода от 29 июля 1927 г. 11 авг. 1933 г. на освободившуюся кафедру был назначен А. с титулом «Ташкентский и Туркестанский». Новгородскую кафедру занял архиеп. Алексий (Симанский). За ревностное служение указом Синода от 9 мая 1934 г. А. был награжден правом ношения двух панагий, в 1935 г.- правом предношения креста за богослужением. В Ташкенте А. много внимания уделял церковному пению, любил управлять хором, часто пел на клиросе. Несмотря на, казалось бы, совершенную невозможность развивать церковную науку, А. пытался поощрять церковно-исторические исследования. По отзыву А. 2-ю часть работы «Святые Вологодского края» (Ч. 1 опубл.: М., 1895) ее автор прот. Н. Коноплёв в 1935 г. был удостоен Синодом степени магистра богословия.

    Предчувствуя кончину, А. просил близкого ему свящ. Александра Щербу похоронить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы. А. скончался от кровоизлияния в мозг, погребен на ташкентском Александро-Невском кладбище около могилы митр. Никандра. Мн. годы могилы иерархов находились в забвении, в послевоенное время были приведены в порядок, а в год столетия Ташкентской епархии (1971) были украшены новыми надгробиями.

    В 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Новгороде состоялись Первые, в 1995 г.- Вторые Арсениевские чтения. На бывш. Арсениевском доме установлена мемориальная доска. 11 нояб. 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II посетил Александро-Невское кладбище Ташкента и отслужил литию по всем церковным пастырям, подвизавшимся на узбекской земле.

    Арх.: АПРФ. Ф. 3; ГАНО. Ф. Р.- 213, 268, 822, 1558, 480, 481, 482, 483, 835; ГАРФ. Ф. 130, 550 [Арсений, митр. Новгородский и Старорусский], 1005, 1064, 1235; ЦА ФСБ. ДН-1780.

    Ист.: Корсунский И . Н . Наречение и хиротония ректора МДА архим. Арсения во еп. Волоколамского, третьего викария Московской епархии // БВ. 1899. № 3. С. 471-495; Новгородская церковная старина. Новгород, 1914. (Тр. Новгор. церк.-археол. об-ва; Т. 1); В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей новгор. духовенства). Новгород, 1920; «Духовная власть» перед судом революции: (Процесс бывш. Новгородского епарх. совета) // Звезда. Новгород, 1921. № 32; К делу епархиального совета // Там же. № 25; За серебро и золото: Контрреволюционное выступление духовенства и мирян в Ст. Руссе: (Судебный процесс) // Там же. 1922. № 105-110; Под флагом церковной общественности. (Судебный процесс новгородских церк. деятелей) // Там же. № 115-119; Дело о кровавых беспорядках 16 марта в связи с изъятием церковных ценностей // Красный пахарь. Ст. Русса, 1922. № 40-44; Обвинительное заключение по делу граждан Белавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст.ст. Уголовного кодекса. М., 1923; Микулин А ., прот . Из Среднеазиатской епархии // ЖМП. 1947. № 8. С. 43-44; Акты свт. Тихона; Евлогий (Георгиевский), митр . Путь моей жизни. М., 1994; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): Сб. М., 1995; Боровичское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // София. 1997. № 2; Новгородское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 1; Демянское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 4; Старорусское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 3; Тихвинское викариатство Новгородской земли // Там же. 1998. № 2; «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний»: Письма еп. Ямбургского Алексия (Симанского) митр. Новгородскому Арсению (Стадницкому), 1921-1922 гг. // ИА. 2000. № 1; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000.

    Лит.: Бенеманский М . И . Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения. Псков, 1904; Польский . Ч. 1; Мануил . Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 392-399; Савинова И . Д . Митрополит Арсений // София. Новгород, 1992. № 3; она же . Дело митрополита Арсения Стадницкого // ВИ. 1999. № 6; Арсениевские чтения: Сб. Новгород, 1993. Вып. 1; 1996. Вып. 2; Бовкало А . Новгородская епархия в 1917-1919 годах // София. Новгород, 1993. № 6, 7; Гросул В . Я . Архив митр. Арсения Стадницкого как источник по истории русской и румынской православных церквей // Ежег. Ин-та истории «А. Д. Ксенопол». Яссы, 1994. Т. 31 (на румын. яз.); Кривова Н . А . Власть и церковь в 1922-1925 гг. М., 1997; Голубцов С . Московская Духовная Академия в начале ХХ в.: Профессура и сотрудники. М., 1999; он же . Стратилаты академические. М., 1999. С. 5-47 [Библиогр.]; Фотий (Нечепоренко), иером . Митрополит Арсений (Стадницкий) и его деятельность: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2000. Ркп.

    Иером. Фотий (Нечепоренко)

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...