Для чего был построен успенский собор. Из истории Успенского собора

Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире . Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду . А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

Архитектура Успенского собора Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире . В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится "как един камень". Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его "величеством и высотою, и светлостью и пространством". Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими".

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах - Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию "Страшный Суд." Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы , другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире . В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и "Святой Георгий", "Троица"и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место - у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства - один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту - Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно - прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Успенский собор Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже - и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь , Вы увидите Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

Католик по вероисповеданию, военный инженер и гениальный архитектор Аристотель Фиораванти построил главный собор Московского царства, самую красивую в России крепость на Боровицком холме, пережил опалу, войну и тюрьму и навсегда остался в истории русского государства.

Человек эпохи Возрождения

Почти каждый россиянин хоть раз бывал в Московском Кремле и знает, что там на Соборной площади столицы стоит главный храм православной Руси - патриарший кафедральный собор Успения Божьей матери, или просто Успенский собор. Тот самый, где венчали на царствие русских царей и где сейчас служит патриарх. Знаменитый храм настолько вошел в нашу жизнь, что мало кто задумывается об удивительном историческом парадоксе, ведь этот символ православия и культурных традиций Руси построил итальянец, католик по вероисповеданию, Аристотель Рудольфо Фиораванти.

Новая эпоха - новые задачи

Вторая половина XV столетия принесла поистине судьбоносные перемены в жизнь Руси. Из конгломерата враждующих между собой небольших княжеств, вынужденных постоянно оглядываться на Орду, она превратилась в сильное государство, которое сразу выдвинулось в число крупнейших в Европе. Татарское иго само собой ушло в прошлое - против единой русской силы ханы были обречены. Наверное, формальное освобождение могло произойти и раньше, ведь ментально Русь была готова к единению еще во времена Куликовской битвы, да помешала московская междоусобица, по сути, укравшая у нашей страны полвека.

С рождением нового независимого государства встал вопрос о символах власти, государственных регалиях и атрибутах. В средневековом обществе к этому относились серьезно. Естественный ход вещей диктовал возрождение православных традиций - Константинополь пал, и Москва как бы подхватила увенчанное двуглавым византийским орлом знамя. Теперь город стал именоваться «Третьим Римом», а значит, и выглядеть должен был под стать предшественникам.

На деле же столица Великого княжества Московского была вовсе непрезентабельна. Вековой белокаменный Кремль после многочисленных войн и пожаров выглядел жалко, к тому же он безнадежно устарел с точки зрения фортификации - его ведь строили еще до появления артиллерии. Построенный еще при Калите и митрополите Петре Успенский собор, которому минуло полтора века, никак не подходил на роль центрального храма нового государства как в силу размера, так и из-за ветхости. Иван III с боярами решил затянуть пояса, но лицо государства обновить. Начали с подновления стен (1462 год), а вот собор по настоянию митрополита Филиппа решили строить новый.

В это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие - так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей

Попытались справиться своими силами - пригласили доморощенных мастеров Кривцова и Мышкина. В апреле 1471 года со всеми почестями собор заложили. За три года возвели белокаменные стены «под своды», но в ночь на 20 мая 1474 года сооружение рухнуло:

«Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Землетрясения в наших широтах редкость, на него никто не закладывается. А этот «трясун» случился в очень неудачный момент: стены уже стояли, а скрепляющая их крыша - еще нет. Это и сыграло роковую роль. Хотя, по сообщениям летописи, были претензии и к качеству строительного раствора. Так или иначе, все нужно было начинать сызнова.

Вот здесь и возникает идея приглашения мастера из-за границы. Дело в том, что в это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие - так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей. Специфика же строительства больших зданий с тяжелыми куполами требовала точных расчетов, математических навыков и, главное, инженерных технологий.

Вопрос, откуда приглашать мастеров, не стоял - законодателем мировой архитектурной моды была Италия, где эпоха Возрождения началась почти на век раньше, чем во всей Европе. К тому же именно итальянцы стали продолжателями великих византийских архитектурных традиций, которые переселились туда вместе с беглецами из захваченного турками Константинополя. И еще один важный нюанс: к этому моменту у Москвы появилась прямая связь с Италией: в 1472 году Иван III венчался (во временном деревянном Успенском соборе) с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог, которая воспитывалась в Риме. Видимо, без ее протекции не обошлось, особенно когда пошел разговор о выборе конкретного мастера.

Потомственный зодчий

Воображаемый портрет Аристотеля Фиораванти кисти Лоренцо Лотто

Изображение: ru.wikipedia.org

В дореволюционных книгах можно встретить мнение, что Аристотель - это прозвище, которое мастер заслужил за свою мудрость. Но это не так. Греческое имя ему было дано при рождении, что подтверждают документы. В эпоху раннего Возрождения это было модно.

Аристотель родился в Болонье в семье потомственных архитекторов. С детства мальчик варился в творческом духе, так что иного пути у него, по сути, и не было. В то время не было строгого разделения на ученых, мастеров, механиков, художников - ищущие люди стремились заниматься всем. Дух возрождения был всеобъемлющим, шел изнутри людей, а юный Аристотель впитал его с пеленок.

Первое упоминание об Аристотеле как профессионале относится к 1436 году, когда юноше едва минуло двадцать. Тогда он участвовал в отливке колокола для башни Аринго (кстати, перестроенной его отцом) и придумал хитрое приспособление для поднятия колокола на самый верх.

Простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию

С 1447 года Аристотель работает самостоятельно, занимаясь возведением довольно сложных архитектурно-строительных комплексов. В 1455 году Фиораванти передвинул колокольню Делла Маджоне, причем это было первое здание в Болонье, перемещение которого было документально засвидетельствовано. 24-метровая колокольня была передвинута на 13 метров, что позволило освободить место для нового здания городского магистрата. Поскольку столь непростая работа была произведена за короткий срок и с большим искусством, городской совет присвоил молодому мастеру звание старшины ложи каменщиков и положил пожизненное материальное обеспечение.

Довольно быстро родной город стал тесен мастеру, к тому же у него возникли разногласия с представителями совета. Аристотель реставрировал древний мост в Павии, устраивал Пармский канал, передвигал башню Святого Ангела в Венеции. Последний опыт был трагическим: простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию.

Затем Аристотель работал на севере Италии у миланского герцога Франческо Сфорцы: строил каналы и шлюзы, реставрировал крепостные стены, передвигал башни и колокольни. Через семь лет он вернулся в Болонью уже знаменитым на всю страну и уважаемым мастером. В 1464 году Фиораванти получил приглашение от венгерского короля Матьяша Корвина, но три года не мог уехать - его не выпускала болонская ложа каменщиков. В Будапеште Фиораванти показал себя во всем блеске: он строил мосты через Дунай и создавал современные укрепления. Заслужив благодарность короля и заработав немалые деньги, зодчий вернулся в Болонью.

Потом были заказы в Риме и очередное возвращение в Болонью, а затем разразился скандал: заслуженный мастер был обвинен в фальшивомонетничестве и заключен в тюрьму. Его лишили всех титулов и привилегий. Через некоторое время обвинения вроде бы были сняты, но осадок, как говорится, остался. Вот тут-то и подоспело приглашение московского государя, переданное мастеру русским послом Семеном Толбузиным. Поразмыслив, шестидесятилетний мэтр принял предложение и в компании сына Андреа и ученика Пьетро отправился на край света. Кстати, у архитектора было на руках приглашение от турецкого султана, но он выбрал Москву.

Самый русский храм Руси

И высотой, и светлостью, и звонностью, и пространством, такой же прежде того не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви; а мастер - Аристотель.

Изображение: wikimedia.org

Наверное, России стоит благодарить фортуну, которая отправила к нам одного из самых ярких представителей эпохи Возрождения и, возможно, лучшего инженера своего времени. Иначе Москва выглядела бы совсем иначе.

Главной задачей, поставленной перед Аристотелем в России, было строительство центрального кафедрального собора, который должен был отражать величие государства и православия. Второй задачей было строительство новой крепости на месте московского Кремля, во всяком случае, разработка генерального плана.

При этом Иван III Васильевич хотел, чтобы Успенский собор был по виду типично православным, русским. По дороге из Италии Аристотель проезжал через Новгород и Псков (добирались через германские земли и Балтийское море), потом специально ездил в Суздаль и Владимир. В итоге именно владимирский Успенский собор решено было взять за образец. Это был принципиальный выбор: не византийские мотивы знаменитых Софийских соборов Новгорода, Киева и Константинополя, а именно крестово-купольный тип владимирского храма.

Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы

Чтобы по-настоящему оценить величие и гармоничность этого сооружения, посмотрите на него с юга, от Москвы-реки. Выйдите с Соборной площади, перейдите через дорогу и у парапета обернитесь. Обратите внимание, насколько строен, легок и пропорционален храм. Его огромные размеры не давят на человека, они совершенно не заметны глазу… Лишь когда замечаешь людей у подножия собора, становится понятно, насколько он грандиозен!

Собор стоит на вершине Боровицкого холма. Он строился так, чтобы его было видно издали, прежде всего с Москвы-реки, которая была главным транспортным путем. Он возвышался над Москвой, ведь остальные здания были гораздо ниже. Сейчас собор в кольце других строений и мы лишены возможности увидеть его в том контекстном пространстве, на которое рассчитывал автор. Что же, придется включить воображение.

    Из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»

    Изображение: Global Look Press

Обратите внимание - у собора нет привычно выступающей к востоку апсидной части. То есть она есть, но скрыта декоративной стенкой. А если приглядеться, то заметно, что стеночка не вертикальная, а наклонная, расширяющаяся книзу. Это один из нюансов, благодаря которым создается визуальная легкость и стройность.

Но главное - внутри. Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы. Собор «звонкий», как отметил один его современник. Это стало возможно благодаря гениальному чувству гармонии автора и новым технологиям, которые он использовал.

По внешнему виду московский Успенский собор напоминает владимирского предшественника, но технологически он совершенно иной. Внутри белокаменных стен находится кирпичная кладка, из кирпича сделаны перекрытия. Аристотелю пришлось построить в Москве кирпичные заводы (они располагались возле Андронникова монастыря), поскольку качество того кирпича, который делали у нас раньше, не соответствовало его требованиям. Из кирпича сделаны также столбы, на которых держится свод, перекрытия, крестовые своды, благодаря которым огромные барабаны куполов словно висят в воздухе. Вместо привычных деревянных балок мастер использовал металлические скрепы, а за качеством раствора он следил лично.

Во внешнем убранстве Аристотель использовал традиционно русские элементы декора (аркатурный пояс, перспективный портал и другие), но каждое из них он довел до тончайшей гармонии. Красота собора и состоит в его удивительной пропорциональности и гармоничности. В этом и состоит дух эпохи Возрождения: он не в каких-то конкретных архитектурных деталях, а именно в неописуемом ощущении гармонии, которую средневековые мастера черпали у античных предшественников. И в этом смысле Успенский собор - одно из самых выдающихся зданий эпохи раннего Возрождения, настоящий мировой шедевр. Он русский по характеру и европейский по духу.

    Успенский собор на Соборной площади Московского Кремля. Вид сверху

    Фото: Ольга Липунова / Фотобанк Лори

    Интерьер Успенского собора Московского Кремля

    Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Успенский собор был построен феноменально быстро - за два года здание было возведено, еще два года ушло на внутреннее убранство. В оформлении Фиораванти активного участия не принимал, его занимали другие заботы, прежде всего, строительство стен Кремля. Видимо, общий план этого грандиозного фортификационного сооружения тоже принадлежит Аристотелю. Кроме того, он поставил монетный и пушечный дворы, строил пушки, лил колокола и даже… воевал. По настоянию Ивана III престарелый мэтр участвовал в новгородском походе и поразил всех тем, как лихо навел понтонный мост через Волхов для перевозки пушек.

О последних годах мэтра нам известно мало. Вроде бы после казни его соотечественника-врача он затосковал и хотел бежать, но был пойман. Вроде бы его даже в темницу заточили. Но вскоре он был упомянут среди участников похода на Тверь 1485 года … Как умер и где похоронен великий мастер, к сожалению, нам неизвестно. Мы не знаем, скончался ли он в России или уехал на родину. Но нам остался удивительный Успенский собор - лучший памятник выдающемуся зодчему, который сделал память о нем бессмертной.

Георгий Олтаржевский

Описание:

История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовашего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собойшестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для поситетелей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, свв. первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни храма

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт:

Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.

«Тайное имя»

Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше - с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.

«Сердце града»

На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».

Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?

Перестройка

Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.

Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.

Софья и«латинская вера»

Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.

Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.

Что же произошло?

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть?

Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи.

Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.

Введение

Тема моего реферата актуальна тем, что на современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, Успенский собор, как сердце Кремля, в свою очередь, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль - отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Хотя до меня многие затрагивали тему моего реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать разрозненные сведения и источники. Мне, как будущему строителю, очень важно изучить все тонкости и нюансы в строительстве такого шедевра отечественной культуры, как Успенский Собор в Кремле. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения. По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, истории создания и строительства памятников архитектуры, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в молодежи чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в историю развития и перспективы строительной отрасли. Сначала немного о памятнике архитектуры…

Строительство Успенского собора

"СердцеМосквы"

В центре Москвы, за древними крепостными стенами расположился островок истории, сохранивший свою самобытность на протяжении времени. Редко можно встретить на Земле место, где бы минувшие века оставили столь яркие и неизгладимые следы. Только здесь вы без труда совершите путешествие из века XXI в средневековье.

Во второй половине XV века Московская Русь, после присоединения Новгорода, Твери, Ярославля, Перми, других городов и земель, превращается в единое, мощное государство. Значительную роль в укреплении международного авторитета Москвы сыграла женитьба великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Столица государства, сбросившего татаро-монгольское иго и окрепшего в политическом отношении, становится одним из центров притяжения международной политики. Все это, в свою очередь, привело к необходимости перестройки и украшения княжеской резиденции - Московского Кремля.

В 1326 году митрополит Петр перенес из Владимира митрополичью кафедру в Москву, которая тем самым становится центром православной Руси. Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. В конце следующего столетия (1472г.) на месте старого, обветшавшего собора был заложен новый храм. Его строительством руководили московские зодчие Кривцов и Мышкин. Однако через два года почти завершенное здание рухнуло. Иван III предлагает псковским мастерам начать новое строительство, но те отказываются.

Великий князь дает поручение русскому послу в Италии, Семену Толбузину, для строительства первопрестольного храма Русского государства - Успенского собора - подыскать архитектора-итальянца. Выбор был не случаен, ведь претендующий на почетное место среди европейских государей Иван III следовал их примеру. Итальянцы, лучшие строители в Европе этого времени, работали в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Теперь им была открыта дорога в Москву. Следует отметить, что в это время начинает оформляться концепция "Москва - третий Рим", согласно которой славу первого Рима, столицы Римской империи, унаследовал второй Рим - Константинополь, а наследницей Константинополя стала Москва. Поэтому приглашение именно итальянских зодчих было делом политическим.

Семен Толбузин нанимает за огромную по тому времени сумму - 10 рублей в месяц - болонского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти.

Строительство московского Успенского собора в Московском Кремле начинается в апреле 1475 года по образцу Успенского собора г. Владимира, второй после Киева столицы Руси, и завершается в 1479 году. Теперь в северной части Соборной площади на традиционном месте, где изначально находился один из древнейших в Кремле культовых центров, высится каменное чудо, совершенное творение архитектурной мысли. Торжественное освящение Успенского собора проходит в 1479 году в присутствии великого князя и русских иерархов. Во внешнем облике собора повторены наиболее характерные формы древнерусской архитектуры в содружестве с необычной для русских храмов совершенной симметрией конструкции. Построенный из белого камня Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый крестово-купольный храм. Грандиозное и величественное здание собора необычайно торжественно. Его фасад ровно посередине делит аркатурно-колончатый пояс из колонок, заимствованный из арсенала владимиро-суздальской архитектуры. Порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего двора, оформлены арками и украшены росписью. Мастер оригинально решает обязательные для русских церквей выступающие полуцилиндры апсид. Он их делает глубокими, как пеналы, но слабо выступающими из тела здания, и прикрывает боковыми пилонами. Благодаря этому создается впечатление редкой цельности постройки. "Яко един камень!", - так говорили летописцы. Интерьер Успенского собора не менее интересен и необычен. Он поражает необычной для русского средневековья просторностью и обилием света. Подобный огромному парадному залу, с высоко вознесенными сводами, интерьер при отсутствии традиционных храмовых хоров и выделения центрального пространства имеет сходство со светским залом. Собор, игравший важную роль в жизни государства, украшается с особым великолепием. Стенопись, в основном XVII в., сохранившаяся до наших дней, отличается полнотой живописных циклов и полемической заостренностью тематики композиций "Семи вселенских соборов", расположенных в нижнем регистре. Ансамбль росписей объединяет 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных изображений святых.

Сохранившийся до наших дней величественный иконостас уникален. В 1653 году он был создан по заказу патриарха Никона, проводившего реформу церкви с целью преобразования ее по греческому образцу. Для собора был выполнен новый шестнадцатиметровый иконостас в серебряном с позолотой басменном окладе.

Икона "Спас Ярое Око" из иконостаса Успенского Собора

В наши дни Успенский собор - сокровищница древнерусских икон. С XVI века здесь собирались лучшие иконы со всей Руси. Здесь находятся уникальные произведения русского искусства - икона "Святой Георгий" XII века, "Спас ярое око" - середина XIV века и др. В интерьере собора были моленные места митрополитов. В середине XVI века было установлено царское моленное место Ивана Грозного - "Мономахов трон". Царицыно моленное место установлено перед иконостасом в конце XVII века.

В юго-западной части собора находится шатер из бронзы, отлитый мастером Дмитрием Сверчковым и предназначенный для хранения церковных реликвий. Ныне здесь хранится рака патриарха Гермогена.

Одной из достопримечательностей собора является массивное паникадило (люстра) весом 328 кг, отлитое из русского серебра, отбитого у отступающей наполеоновской армии в 1812 году.


Успенский собор. Вид с юга.Май 2001 г.

На протяжении многих столетий в ризнице Успенского собора хранились русские святыни, многие из них теперь можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.

Строившийся для проведения парадных церемоний и обрядов общегосударственного значения, Успенский собор в течение ряда столетий остается главным храмом и общественным зданием России. Здесь происходили избрания на великое княжение, венчания на царство, позднее - коронации императоров. В соборе совершался ритуал "поставления" (избрания) главы русской православной церкви. Многие русские митрополиты и патриархи похоронены здесь.

Таким образом, Успенский собор - сокровищница древнерусского искусства, один из великолепнейших памятников музея "Московский Кремль", где в дни церковных праздников проводятся торжественные богослужения.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...