Духовное зрение и физическое. О духовном зрении

Духовное зрение

Существует обычное зрение, когда мы видим то, что перед нашими глазами. Духовное зрение - это когда мы видим то, чего нет перед глазами, но существует в скрытом виде. Атом или молекулу я не вижу, но знаю об их существовании и даже о некоторых их свойствах. Я представлю и «вижу» то, что существует невидимо для моих глаз, но могу обнаружить с помощью приборов. Однако я могу видеть вещи, телесно не существующие, например отношения брат-сестра, которые я вижу умозрительно. Этот человек стыдится, и это я вижу через его поведение благодаря умозрению. Свой собственный стыд я вижу по своим переживаниям, которые обозначаются словом «стыдно». Однако к стыду можно относиться не только как к объекту умозрения и понимания, а как к средству, с помощью которого я могу увидеть такое, что невозможно увидеть, не переживая стыда, а именно - черты своей Я-концепции.

Из книги Застывший взгляд автора Пацлаф Райнер

1. Зрение и телевидение Активная работа глазаТот, кто рассматривает картину на стене или фото в иллюстрированном еженедельнике, диапозитив на холщовом экране или картинку в комиксах, полностью свободен в этой ситуации - он может глядеть больше или меньше, удивляться

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Внутреннее зрение Слепой дервиш сидел в тени храма. «Это великий мудрец», - говорили о нем люди. Один любопытный приблизился к нему и спросил:- О, почтеннейший, прости за мой вопрос, но как ты ослеп?- Я слеп от рождения, - ответил старец.- Каким путем мудрости ты следуешь?

Из книги Энциклопедия блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

3.22.7. ЗРЕНИЕ Применение внешней визуальной шанжировки достаточно подробно изложено в

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Зрение При помощи зрения оценивается все: форма лица, разрез и цвет глаз, форма носа, характеристика волос, цвет и состояние кожи, пропорции фигуры и еще десятки почти неосознаваемых признаков. Первый контакт будущих влюбленных обычно совершается путем пересечения

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Зрение Более всего накоплено опытных данных, показывающих повышение в гипносомнамбулизме остроты зрения. Французский нейрофизиолог д-р Тагэ (Targuet) оспаривает заключение английского психиатра Г. Тьюка, будто бы в гипнозе острота зрения бывает значительно понижена.

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Зрение Закройте глаза, не напрягайтесь. Представьте себе темную точку, удержите это представление. Естественно, при этом вам не удастся полностью отвлечься от своих мыслей. Не обращайте на них внимания, пусть они приходят и уходят… Когда мысли успокоятся, перед вашим

Из книги Романтические эссе автора Лурия Александр Романович

Зрение С ним что-то случилось, что-то никогда не бывавшее раньше.Он смотрит вокруг - и что же это? Он не может увидеть сразу ни одной вещи: мир раздроблен на куски, и куски не складываются в целые предметы, целые картины. Правой стороны того, на что он пытается смотреть,

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Слух и зрение Изард считает, что стыд в большей степени связан со зрением и зрительными образами, в то время как вина, по его мнению, имеет, скорее, слуховой характер. Возможно, это так и есть. Если спросить: «Какой орган чувств преобладает в стыде, который вы испытали

Из книги Потерянный и возвращённый мир автора Лурия Александр Романович

Из книги Глаз разума автора Сакс Оливер

Остаточное зрение Дневник17 декабря 2005 года, в субботу, я, как обычно, поплавал в бассейне, а потом решил пойти в кино. В зал я вошел рано и занял место в заднем ряду. Не было никакого предчувствия чего-то необычного, пока не пошли на экране анонсы. Я сразу заметил какое-то

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Настольная книга развития сверхспособностей сознания автора Крескин Джордж Джозеф

Зрение Я провел много часов, объезжая в полицейских машинах квартал за кварталом в опасных и запущенных старых районах города, чтобы помочь полиции обнаружить зацепки в трудных криминальных случаях. И на меня произвела огромное впечатление настороженность офицеров,

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Улучшаем зрение Известно, что зрение с возрастом ухудшается.Но это можно исправить! Особенно если ваше зрение напрямую связано с эмоциями.Кэрол Лук неоднократно слышала от своих клиентов, что таппинг помогает улучшить зрение, и не могла не заняться изучением этого

Мы все разные и у всех разное восприятие окружающего мира. Но те из вас, кто достиг высокого уровня вибраций и избавился от страхов: увидеть что-либо до сели неизвестное, невиданное, не такое, к чему мы обычно привыкли, - могут получит духовное зрение .

И речь сейчас не пойдёт о ясновидящих, которым этот дар достался по наследству, или тех, кто в настоящее время активировал свой третий глаз. Я говорю об обычных людях, выбравших путь Вознесения.

Это новое зрение пока на начальной стадии активации и настройки. Вам будут показывать лишь небольшие картины нового мира. И иногда они будут занимать всего лишь пару секунд вашего времени. Но это на столько прекрасно, что и их вам будет достаточно для того, чтобы окунуться в новый реальный мир, где вас давно ждут.

Этот новый мир - мир пятой плотности, он не где-то там, он здесь, вокруг вас. Но многие его не видят, не достигли нужного духовного уровня развития. И лишь тем, кто приблизился очень близко, его показывают по чуть-чуть, понемногу…

Но что вы можете увидеть, дорогие мои, что вас может удивить? Я не буду сегодня говорит о том, что вас ждёт в мире пятой плотности и как он выглядит.

Это большая и сложная тема, её необходимо передавать по частям. И нам не открывают полную картину видения для того, чтобы мы не увлекались своими мечтами о прекрасном будущем, не теряли интерес к трёхмерной жизни, а жили здесь и сейчас, в плотном плане.

Чтобы мы не забывали совершенствоваться и духовно развиваться, так как только от этого мы приближаемся к реальному моменту перехода в новый мир.

И сегодня я расскажу лишь о том, что видела в нашем трёхмерном мире, какие проявления пятого измерения. И, возможно, это видели и вы, а кто-то увидит в ближайшее время.

Новая высокочастотная энергия.

Вы уже знаете, что космическая энергия огромным потоком спускается к нам на землю и покрывает всё вокруг своим Светом. Его иногда можно увидеть новым духовным зрением.

По утрам, когда ваши глаза ещё не отошли ото сна, не настроились на рабочий лад, вы можете посмотреть на улицу, на воздух и увидеть блестящие кристаллики, летающие в пространстве, искорки золотистого света. Можно увидеть их на деревьях, на земле, повсюду…

Иногда в пространстве появляются волны энергий различных цветов. Они витают, плавают то там, то здесь… Может меняться цвет облаков и самого неба, солнца и его ореола. Присмотритесь - это бывает в очень сильные энергетические дни.

Вы также можете увидеть свет, исходящий от людей, животных, растений и даже минералов. Это светится их божественная энергия. Свет может исходить из всего пространство вокруг вас. Пятое измерение более яркое, чем наше. Оно наполнено сочными цветами.

Отключение от трёхмерной системы.

А иногда вам кажется, что вас отключили от тела, от системы, от мира… И вы, как будто парите над своей физической оболочкой и чувствуете, что весь мир вокруг вас, - это огромная иллюзия, игра с большим количеством игроков: которые что-то делают, куда-то идут, чего-то хотят…

Вы смотрите на своих близких людей: детей, родителей, братьев, сестёр… и чувствует, что это лишь души, пришедшие для получения опыта. И вы можете увидеть саму их душу или кристалл, сияющий в их сердечном пространстве.

Вы смотрите на мир не глазами человека, а духовным зрением. Вы как бы парите в пространстве и понимаете, что вам совсем не надо ничего материального, вы хотите чего-то больше… И это явное проявление отключения от системы.

Перестройка мира, замена энергетических матриц и программ.

А иногда вам кажется, что мир вокруг вас какой-то размытый, несуразный и не влезает в свои обычные границы. Как будто он резиновый и всё пространство плавает, не может зафиксироваться на одном месте. И от этого начинает кружится голова, болеть глаза, льются слёзы от напряжения зрения… И это нормально, мир перестраивается…

Наложение миров друг на друга.

Вы можете увидеть наложение одного мира на другой и я приведу различные примеры.

Вы смотрите на автомобиль и видите его своим человеческим зрением. Он есть, но при этом вы также видите, что его и нет. Вы можете смотреть сквозь него, как будто переключаете своё зрение с одного плана на другой. Это возможно, так как наших автомобилей в пятой плотности нет.

Вы смотрите на маленькое захудалое зелёное деревце и видите как его, так и совершенно новое дерево, стоящее на том же самом месте, но при этом другое: крепкое, сильное и имеющее листву необычного розового цвета.

Вы можете, лёжа на кровати, смотреть в потолок и видеть как его, так и сквозь него. Видеть прекрасное звёздное небо, а когда выглянете в окно, то окажется, что там не так уж темно, не видно звёзд и занесено всё тучами…

Вы можете сидеть в офисе за работой и неожиданно заглянуть сквозь стенку своего кабинета, а там - прекрасное живописное место у озера и летающие бабочки размером с ладонь. Это возможно, так как наших домов в пятой плотности нет.

Также вы можете мельком увидеть существ другого мира. Они «проплывают» мимо вас как прозрачные и еле видные тени. Может быть видна лишь их светлая телесная окантовка.

А бывает, вы видите своим угловым зрением, что кто-то прошёл мимо вас, проскочил, но при этом там никого нет. И кажется, что это ошибка вашего зрения, но это совсем не так. Вы не можете пока их видеть четко, вам не хватает вибраций.

И я сейчас не говорю о явных контактах с жителями другого мира, так как многие люди уже на это способны. Я не говорю о посещении пятого измерения, так как это тоже возможно.

Я говорю лишь о том, что вы можете увидеть прямо сейчас в мире третьей и четвёртой плотности. Вы можете увидеть проявление нового мира, доказательства его существования, и это всё вам не кажется.

Ничего не бойтесь, вы этого давно ждали и мир вокруг вас меняется!

Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?

Исх.4:11

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Иоан.9:39

Его заявление о том, что Он делает зрячими или слепыми не больше и не меньше чем подтверждение Божественной сущности Иисуса Христа. Когда Он, в синагоге Назарета, читал пророческие слова Исайи о Своем предназначении, там были слова о том, что Он будет проповедовать слепым прозрение. Любой евангелист скажет, что речь идет об исцелении физической слепоты, и будет прав, но только отчасти.

О каком же зрении говорит Иисус? Если мы прочитаем весь контекст сказанных Иисусом слов, то увидим, что эти слова были сказаны после чудесного исцеления слепорожденного. Отталкиваясь от этого чуда, Иисус, говоря с человеком получившим исцеление и фарисеями, переходит к совершенно иному виду зрения, духовному.

Зрение, о котором говорит Иисус – это способность иметь:

  1. Правильный взгляд на истину.
  2. Правильное понимание истины.
  3. Адекватную оценку того, что происходит вокруг нас.

Кто-то задаст вопрос, Бог забирает зрение? Я думаю, что когда Библия говорит о негативных действиях Бога по отношению к человеку, то речь идет о том, что Бог позволяет этим вещам приходить в жизнь человека. Но при этом, важно помнить, что Бог не является источником, тьмы, Он есть свет, и в Нем нет тьмы! Он не крадет зрение, но если человек избирает иной путь, то Бог позволит этому человеку стать слепым. Другими словами, Он позволит тьме ослепить человека.

Если же и закрыто Благовествование наше , то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы , чтобы для них не воссиял свет Благовествование о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

2Кор.4:3,4

Источником тьмы является дьявол, это он ослепляет людей. Тьма, является той удерживающей силой, которая препятствует людям приходить к Богу. Другими словами если человек находится во тьме, то для дьявола это гарантия что его власть над данным человеком сохраниться. Тьма это гарантия рабства. Но как только приходит свет, как только человек прозревает, то рабство сатаны разрушается, приходит свобода, радость и благословения!

Процесс п розрения.

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Мар.8:22-25

Процесс прозрения в нашей жизни, похож на то, что произошло в жизни этого человека. До покаяния, каждый человек находится во тьме. Он не понимает Бога, не понимает Его Слово. Когда неверующий человек начинает читать Библию, он ничего в ней не понимает, она полностью закрыта для него.

1 этап прозрения – это вопрос спасения. Когда мы получаем спасение, Слово Божье открывается для нас, и мы начинаем понимать смысл написанного. Это не значит, что мы все знаем и понимаем, но это означает, что Библия перестает быть для нас закрытой книгой. Мы обретаем зрение, которое позволяет нам видеть и понимать истину. Однако это не приводит нас автоматически к ясному, четкому и глубокому пониманию Божественных истин, мы видим, но так, как этот человек, людей, словно деревья. Он уже не слеп, но ему необходимо «второе прикосновение Иисуса».

2 этап прозрения – это приобретение четкого и ясного понимания истин из Божьего Слова. Павел говорит об этом уровне в первой главе послания к Ефесянам.

Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего , дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его…

Еф.1:15-19

Павел говорит, что непрестанно молится о святых в Ефесе, что бы Бог просветил глаза их сердец, что бы они могли получить познание о:

  • Надежде призвания, это понимание нашего предназначения, нашей судьбы, нашего призвания.
  • Богатство славного наследия, это благословения духовные и физические, которые Бог приготовил для каждого верующего.
  • Безмерное могущество Его в нас, это исцеляющая и освобождающая сила Духа Святого, которая действует через верующих в этом мире.

Это то, что должен познать каждый из нас.

Павел пишет это «святым и верным во Христе Иисусе», т.е. людям, которые уверовали и получили первое прикосновение, а значит, уже не слепы. Это означает, что Павел молится именно о «втором прикосновении Иисуса». Итак, мы непосредственно подходим к условиям, для «второго прикосновения».

В Ефесянам 1:15, Павел называет 2 важных условиях (о третьем мы поговорим позже) для обретения полного духовного зрения. Можно сказать, что Павел ожидал, пока эти условия будут выполнены, и только после этого начал молиться о просвещении их сердец. Итак, давайте снова посмотрим на текст и увидим, о чем же говорит здесь апостол Павел.

Посему и и о любви ко всем святым , непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его…

Еф.1:15-19

Таким образом, условиями для «второго прикосновения Иисуса» являются вера и любовь ко всем святым. Если эти два условия не выполнены, то смысла в том, что бы познавать надежду призвания, богатство славного наследия для святых, а так же безмерное могущество Его в нас просто напросто нет. Человек полный неверия и эгоизма никогда не сможет раскрыться в призвании, стать каналом для Божьих благословений и Божьей силы. Именно поэтому Павел, находясь, долгое время в Ефесе, не говорил им об этих вещах. Два года в училище некоего Тиранна он учил их двум важным истинам, вере в Бога и любви ко всем святым. Он засевал их сердца добрыми зернами, он поливал эти зерна, ожидая урожая. И вот Павел получил свидетельство о внешних, он говорит, «посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым «. Семена, посеянные им наконец, взошли и принесли плод. И только теперь Павел начинает молиться о полном просвещении их сердец.

Сегодня мы многому учим людей, говорим о разных вещах, но упускаем главное, мы хотим быстрее, а получается медленнее. Возможно, нам нужно вернуться к опыту Павла и учить людей этим двум важным истинам, вере и любви, прежде чем говорить о чем-то еще. При этом мы не должны рассуждать так, «ну я уже пару проповедей им на эти темы сказал, наверное, хватит». Напротив, мы должны сеять так, что бы получить обильный урожай веры и любви в их жизнях. А уж потом этих людей можно высылать в служение, они могут стать каналами, как духовных, так и физических благословений. Уча людей вере и любви, мы искореняем из их сердец неверие и эгоизм, и это здорово! Мы как церковь сегодня как никогда нуждаемся в этом.

Вера.

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Евр.11:6

Мы не можем без веры угодить Богу, это не возможно. Все начинается с веры и движется только ею! Моисей верой видел Невидимого, и это сделало его твердым (Евр.11:27). Вера позволяет человеку заглянуть дальше его физического зрения, Она позволяет ему увидеть Бога, Его силу и славу.

В то же время неверие – это возможность для дьявола ослеплять (2Кор4:4). Теряя веру, человек попадает под влияние князя тьмы, который не упустит возможности для того, что бы потушить свет в глазах человека, наполнив их тьмой этого мира.

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

2Кор.3:14-16

Когда человек теряет веру, то, что описано в этих стихах происходит в обратном порядке. Дьявол сразу набрасывает покрывало на истину и тогда человек уже не может видеть истину слова Божьего адекватно. Вот почему разочаровавшемуся человеку так трудно донести очевидные истины.

Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.

1Тим.4:6

Нам нужно постоянно питаться словами веры. Без этой пищи мы никогда не сможем быть добрыми служителями Иисуса Христа. Голодный солдат, это плохой солдат, это слабый солдат. Удаляйся людей полных неверия и ропота, людей которые основывают свои рассуждения только на видимых и негативных вещах.

Любовь.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете , и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме , и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза .

1Иоан.2:9-11

Неправильные отношения, отсутствие любви, приносит тьму, и человек становиться неспособным видеть истину. Люди могут говорить разные вещи, делиться разными «откровениями», но Библия недвусмысленно заявляет о том, что тот, кто ненавидит своего брата, ослеплен тьмой.

Истина, рассматриваемая через призму тьмы, будет не чиста, порочна.

Любовь же наоборот дает нам возможность правильно видеть, она выводит нас во свет. Бог есть свет потому, что Он есть любовь!

Смирение.

Теперь давайте коснемся третьего условия, которое мы пропустить, просто не имеем права, это смирение.

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Откр.3:17,18

Состояние самодостаточности очень опасно. Когда человек говорит, мне это не нужно, или мне не нужен этот человек, я имею все что мне нужно, то без сомнения в нем говорит гордость. Гордость делает человека слепым, она создает в жизни человека иллюзию успеха, независимости и безопасности, но это всего-навсего иллюзия. Именно поэтому Господь говорит ангелу Лаодикийской церкви слова, которые идут в полном разрезе с представлениями его самого.

Одной из проблем гордости является то, что она изолирует человека от тех людей, в которых он нуждается. Но нам важно помнить, что мы нуждаемся в людях и не можем быть автономны или независимы. Более того, мы особенно нуждаемся в людях, которые думают не так как мы, которые мыслят иначе. Если мы смиренны, эти люди смогут помочь нам увидеть то, что без них мы увидеть оказываемся неспособны. В этом контексте мне вспоминается одна Библейская история.

И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст [его] в руки царя. И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня , чтобы нам вопросить чрез него Господа? И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его , ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, — это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.

3Цар.22:6-8

Очень интересная ситуация, царь Израильский говорит о том, что не хотел бы звать Михея, потому, что не любит его. Нам всем нравится, когда нас окружают люди, которые говорят о нас доброе. У царя Израильского их было 400 человек. Они всегда были готовы поддержать мнение или решение царя. Но в тот момент, когда решалась судьба самого царя, эти подпевалы оказались для него абсолютно бесполезны. Мы не должны окружать себя теми, кто бы только льстил нашему самолюбию, но теми, кто в нужный момент мог бы стать нашими глазами. Итак, нужен ли был царю пророк, который не говорил о нем доброго? Зная конец истории, мы можем с уверенностью сказать, он был для него жизненно важен! В тот момент именно от этого человека завесила жизнь царя, но царь этого не понял.

Христиане должны понять одну важную истину, мы не самодостаточны, нам нужна церковь поместная, а не вселенская. Нам нужны служители, нам нужны люди которые могли бы сказать правду, такой, какая она есть на самом деле и через это открыть нам глаза на очевидные вещи. А это возможно лишь тогда, когда мы достаточно смиренны.

Подводя итог написанному, я хотел бы сказать о том, что мы нуждаемся ясном духовном зрении. Нам нужно так много познать у Господа, т.к. если бы все наше знание и понимание было абсолютно точным, оно бы работало на все 100%, как в первоапостольской церкви. Пока этого нет, нам есть над, чем работать.

монахиня Иулиания (М.Н. Соколова)

Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.

Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия.

Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.

Между тем, изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.

Евангелие говорит: Чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистое сердце - это смиренное сердце. Высочайший образец смирения и чистоты нам дан Самим Господом Иисусом Христом, и к следованию Ему призваны все.

Достижение же этой чистоты сердца есть дело жизни и духовного опыта. Ни из слов, ни из книг этому научиться нельзя. Поэтому нельзя научить и видению духовному.

Оно дается не только живущему жизнью духовной, но и достигшему уже чистоты сердца; дается как дар Божий и не всем в равной степени.

История Святой Церкви от самых первых дней Христовой Церкви до настоящего времени изобилует примерами дивного просветления духовного зрения. Преподобная Мария Египетская, никогда не видавшая преподобного Зосиму, назвала его по имени, объявила его священный сан, а потом повелела передать игумену его монастыря, чтобы он внимательнее смотрел за собою и за братией, ибо им надо во многом исправиться. Они тоже были подвижниками, но, по-видимому, многого за собою не замечали.

Преподобный Андрей, Христа ради юродивый, видевший Покров Божией Матери во Влахернском храме, встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, которому исповедовали свои грехи и давали много золота для раздачи нищим. Проходя мимо него, преподобный Андрей увидел, что его обвивает страшный змей, а вверху, в воздухе, он прочел надпись черными буквами: Корень всякому беззаконию - змий сребролюбия. Инок же не видел и не чувствовал своей беды.

Преподобный Сергий, сидя за трапезой с братией, вдруг встал и молча поклонился до земли святителю Стефану Пермскому, направлявшемуся в то время в Москву, не имевшему времени заехать в обитель Сергиеву и издалека благословившему Преподобного и его братию. Ученики же только потом узнали от своего святого игумена причину такого его поступка. Старец Амвросий Оптинский задержал на три дня гостившего у него купца, хотя тот очень торопился по делам домой, а после, отпуская его, заповедал ему со временем поблагодарить Бога за Его к нему милость.

И только через несколько лет, уже после смерти старца, открылось, что тогда купца на дороге три дня подстерегали убийцы.

Дети, не испорченные дурным воспитанием или товариществом, за чистоту своих сердец также иногда способны бывают видеть сокровенное. Старец иеросхимонах Гавриил рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоковерующую крестьянку. Она его предостерегала и просила не вдаваться в это.

С годами эта способность у него пропала и снова возникла, когда он стал уже иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие, как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии, удостаивался видеть усопших и угодников Божиих. Старец понял, что способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте его сердца.

Рассказывая кое-что об этом, он с умилением говорил: Воистину справедливо слово Христово: чистии сердцем Бога узрят и не только Бога, но в Боге и все сокровенное мира сего узрят.

Такого просветления духовного зрения сподобляются ревнующие о чистоте сердца в конце борьбы с самим собою и с врагом рода человеческого.

Но духовное прозрение имеет множество степеней.

Через деятельное следование за Христом, через молитву, при сосредоточенном внимании ко всему тому, что человек делает, говорит и мыслит, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно накапливается у него духовный опыт. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. О нем можно философствовать, читать, рассуждать и быть в нем мертвым и слепым.

И если направление пути взято правильное, то человек, прежде всего, начнет видеть свои недостатки, ошибки, свое подлинное лицо без прикрас. Увидит и путь, по которому идет, где опасности и как их избегать и т. д. Это и есть начало просветления духовного зрения. О нем мы и молимся постоянно и на утренних и вечерних молитвах, и в богослужениях, и в Псалтири, и в акафистах, и в других молитвословиях. Молим Твою безмерную благость: просвети наша мысли, очеса и ум наш от тяжкаго сна лености восстави (Утренние молитвы). Свет невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети (Утренние молитвы). Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть (Вечерние молитвы). Иисусе, Свете мой, просвети мя (Акафист Спасителю). Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека… и т. д. (Молитва 1-го часа).

Все случающееся в жизни нашей: скорби, болезни, страсти душевные и телесные, самые грехопадения - попускается нам для того, чтобы не в теории, а из опыта каждый познал свою глубокую немощь. Познавая же себя, мы смиряемся, по мере преуспеяния в смирении очищаемся, покаянием привлекаем благодать Божию, которая врачует духовную слепоту и дает прозрение духовным очам. Без такого, хотя бы начального, прозрения в области духовной что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни?

Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзнет выразить в красках.

Когда кто хочет, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - рассказать о доме каком, или о поле, или о царском дворце… надо наперед видеть и хорошо рассмотреть все такое и потом уже со знанием дела рассказывать о том. Кто может что сказать сам от себя о каком-либо предмете, который прежде не видел? Если таким образом о видимом и земном никто не может сказать что-либо верное, не видев то своими глазами, то как можно сказывать и извещать что-либо о Боге, о Божественных вещах и святых Божиих, то есть какого общения с Богом сподобляются святые, что это за ведение Бога, которое бывает внутри их и которое производит в сердцах их неизъяснимые воздействия; как можно сказать о сем что-либо тому, кто не просвещен наперед светом ведения?

Поэтому VII Вселенский Собор, деяния которого посвящены были утверждению иконописания, признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Они творят художества, ибо они опытно последовали Евангелию, имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что и как надлежит изобразить на иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся или к исполнителям, мастерам этого дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли у нас на Руси.

Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописцев.

Сами оные божественные отцы наши, учительски… объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев (VII Вселенский Собор, деяние 6-е).

Итак, повторяю, видение духовное есть дар Божий, и само по себе оно необъяснимо. Здесь мрак, как говорят святые отцы. Есть такое выражение: Он вошел во мрак видений. В первом ирмосе канона на День Святой Троицы поется: Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго… Ум - это дух.

Тина - здесь скорее не грех, ибо грех заваливает духовные (умные) очи, подобно непроницаемой глыбе камня, тиною же здесь может быть наша мечтательность, образность мысли, заволакивающая умные, духовные очи. Ум должен быть покрыт темновидным (Лествица), то есть необъяснимым даже на языке святых отцов смирением, должен очиститься от образов мира вещественного, и тогда его духовные очи могут прозреть, но опять не сами собою, а через прикосновение Божественных перстов.

Однако не следует думать, что сподобившийся этого дара способен бывает видеть тайны сокровенные так же свободно, как мы, например, видим окружающий нас мир внешним зрением. Под духовным просветлением зрения надо понимать особую чуткость, способность сокрушенного и смиренного сердца к восприятию того, что Богу угодно будет открыть человеку. В душах смиренных - небесные видения, - говорит Лествица. Это подтверждается примерами из Священного Писания и Житий святых.

Когда скорбящая о смерти сына сонамитянка бросилась к ногам пророка Елисея, а его ученик хотел отстранить ее, пророк удержал его, сказав: Оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне… ее горе (4Цар. 4, 27).

К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из таких видений и откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.

Итак, задачу развить видение внешнее и научить изображать увиденное берут на себя художественные школы и научают. Умение изображать то, что постигается душевным зрением и другими нашими чувствами, является достижением художника при наличии его трудолюбия и талантливости.

Видению духовному, проникающему в мир божественный, ни самому научиться произвольно, ни научить невозможно. Его можно наблюдать через соприкосновение с древней иконой, если подходить к ней не поверхностно, а глубоко, внимательно и пристально, с должной (церковной) точки зрения; можно ему удивляться и убеждаться в его правдивости и истинности, но восхитить произвольно дар Божий невозможно.

Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.

Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия. Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.

Между тем, изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.

Евангелие говорит: «Чистии сердцем Бога узрят » (Мф. 5, 8). Чистое сердце - это смиренное сердце. Высочайший образец смирения и чистоты нам дан Самим Господом Иисусом Христом, и к следованию Ему призваны все. Достижение же этой чистоты сердца есть дело жизни и духовного опыта. Ни из слов, ни из книг этому научиться нельзя. Поэтому нельзя научить и видению духовному. Оно дается не только живущему жизнью духовной, но и достигшему уже чистоты сердца; дается как дар Божий и не всем в равной степени.

История Святой Церкви от самых первых дней Христовой Церкви до настоящего времени изобилует примерами дивного просветления духовного зрения. Преподобная Мария Египетская, никогда не видавшая преподобного Зосиму, назвала его по имени, объявила его священный сан, а потом повелела передать игумену его монастыря, чтобы он внимательнее смотрел за собою и за братией, ибо им надо во многом исправиться. Они тоже были подвижниками, но, по-видимому, многого за собою не замечали.

Преподобный Андрей, Христа ради юродивый, видевший Покров Божией Матери во Влахернском храме, встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, которому исповедовали свои грехи и давали много золота для раздачи нищим. Проходя мимо него, преподобный Андрей увидел, что его обвивает страшный змей, а вверху, в воздухе, он прочел надпись черными буквами: «Корень всякому беззаконию - змий сребролюбия». Инок же не видел и не чувствовал своей беды.

Преподобный Сергий, сидя за трапезой с братией, вдруг встал и молча поклонился до земли святителю Стефану Пермскому, направлявшемуся в то время в Москву, не имевшему времени заехать в обитель Сергиеву и издалека благословившему Преподобного и его братию. Ученики же только потом узнали от своего святого игумена причину такого его поступка. Старец Амвросий Оптинский задержал на три дня гостившего у него купца, хотя тот очень торопился по делам домой, а после, отпуская его, заповедал ему со временем поблагодарить Бога за Его к нему милость. И только через несколько лет, уже после смерти старца, открылось, что тогда купца на дороге три дня подстерегали убийцы.

Дети, не испорченные дурным воспитанием или товариществом, за чистоту своих сердец также иногда способны бывают видеть сокровенное. Старец иеросхимонах Гавриил рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоковерующую крестьянку. Она его предостерегала и просила не вдаваться в это. С годами эта способность у него пропала и снова возникла, когда он стал уже иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие, как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии, удостаивался видеть усопших и угодников Божиих. Старец понял, что способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте его сердца. Рассказывая кое-что об этом, он с умилением говорил: «Воистину справедливо слово Христово: чистии сердцем Бога узрят и не только Бога, но в Боге и все сокровенное мира сего узрят».

Такого просветления духовного зрения сподобляются ревнующие о чистоте сердца в конце борьбы с самим собою и с врагом рода человеческого.

Но духовное прозрение имеет множество степеней.

Через деятельное следование за Христом, через молитву, при сосредоточенном внимании ко всему тому, что человек делает, говорит и мыслит, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно накапливается у него духовный опыт. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. О нем можно философствовать, читать, рассуждать и быть в нем мертвым и слепым. И если направление пути взято правильное, то человек, прежде всего, начнет видеть свои недостатки, ошибки, свое подлинное лицо без прикрас. Увидит и путь, по которому идет, где опасности и как их избегать и т. д. Это и есть начало просветления духовного зрения. О нем мы и молимся постоянно и на утренних и вечерних молитвах, и в богослужениях, и в Псалтири, и в акафистах, и в других молитвословиях. «Молим Твою безмерную благость: просвети наша мысли, очеса и ум наш от тяжкаго сна лености восстави» (Утренние молитвы). «Свет невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети» (Утренние молитвы). «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть» (Вечерние молитвы). «Иисусе, Свете мой, просвети мя» (Акафист Спасителю). «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека...» и т. д. (Молитва 1-го часа).

Все случающееся в жизни нашей: скорби, болезни, страсти душевные и телесные, самые грехопадения - попускается нам для того, чтобы не в теории, а из опыта каждый познал свою глубокую немощь. Познавая же себя, мы смиряемся, по мере преуспеяния в смирении очищаемся, покаянием привлекаем благодать Божию, которая врачует духовную слепоту и дает прозрение духовным очам. Без такого, хотя бы начального, прозрения в области духовной что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни? Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзнет выразить в красках.

«Когда кто хочет, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - рассказать о доме каком, или о поле, или о царском дворце... надо наперед видеть и хорошо рассмотреть все такое и потом уже со знанием дела рассказывать о том. Кто может что сказать сам от себя о каком-либо предмете, который прежде не видел? Если таким образом о видимом и земном никто не может сказать что-либо верное, не видев то своими глазами, то как можно сказывать и извещать что-либо о Боге, о Божественных вещах и святых Божиих, то есть какого общения с Богом сподобляются святые, что это за ведение Бога, которое бывает внутри их и которое производит в сердцах их неизъяснимые воздействия; как можно сказать о сем что-либо тому, кто не просвещен наперед светом ведения?»

Поэтому VII Вселенский Собор, деяния которого посвящены были утверждению иконописания, признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Они творят художества, ибо они опытно последовали Евангелию, имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что и как надлежит изобразить на иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся или к исполнителям, мастерам этого дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли у нас на Руси.

«Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописцев. Сами оные божественные отцы наши, учительски... объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев» (VII Вселенский Собор, деяние 6-е).

Итак, повторяю, видение духовное есть дар Божий, и само по себе оно необъяснимо. Здесь «мрак», как говорят святые отцы. Есть такое выражение: «Он вошел во мрак видений». В первом ирмосе канона на День Святой Троицы поется: «Божественным покровен медленноязычный мраком , извитийствова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго...» Ум - это дух. Тина - здесь скорее не грех, ибо грех заваливает духовные (умные) очи, подобно непроницаемой глыбе камня, тиною же здесь может быть наша мечтательность, образность мысли, заволакивающая умные, духовные очи. Ум должен быть покрыт «темновидным» («Лествица»), то есть необъяснимым даже на языке святых отцов смирением , должен очиститься от образов мира вещественного, и тогда его духовные очи могут прозреть, но опять не сами собою, а через прикосновение Божественных перстов.

Однако не следует думать, что сподобившийся этого дара способен бывает видеть тайны сокровенные так же свободно, как мы, например, видим окружающий нас мир внешним зрением. Под духовным просветлением зрения надо понимать особую чуткость, способность сокрушенного и смиренного сердца к восприятию того, что Богу угодно будет открыть человеку. «В душах смиренных - небесные видения», - говорит «Лествица». Это подтверждается примерами из Священного Писания и Житий святых. Когда скорбящая о смерти сына сонамитянка бросилась к ногам пророка Елисея, а его ученик хотел отстранить ее, пророк удержал его, сказав: «Оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне ...» ее горе (4 Цар. 4, 27).

К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из таких видений и откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.

Итак, задачу развить видение внешнее и научить изображать увиденное берут на себя художественные школы и научают. Умение изображать то, что постигается душевным зрением и другими нашими чувствами, является достижением художника при наличии его трудолюбия и талантливости.

Видению духовному, проникающему в мир божественный, ни самому научиться произвольно, ни научить невозможно. Его можно наблюдать через соприкосновение с древней иконой, если подходить к ней не поверхностно, а глубоко, внимательно и пристально, с должной (церковной) точки зрения; можно ему удивляться и убеждаться в его правдивости и истинности, но восхитить произвольно дар Божий невозможно.



Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...