Духовные путешествия. Духовный туризм в Горном Алтае

Дорогие друзья.

Сейчас многие из вас начали осознавать, что человек не просто физическое тело. И что-то их тянет к разным духовным направлениям.

Да, вы с интересом слушаете, читаете и... этим ограничиваетесь. Очень немногие из вас применяют духовные знания и практики в своей жизни.

Многие из вас подменяют духовное развитие накоплением различной информации — смотрят телевизор, слушают радио, сидят в Интернете часами, выискивая, что там еще поинтересней можно найти.
Большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись у экранов с сериалом под названием «Современная духовность». И с интересом наблюдают сменяющуюся череду разных Мастеров и Гуру...

Все интересно и красиво — огромный выбор. Люди там с горящими глазами, с разными открывшимися способностями... А раз так, хочется попробовать! Все и сразу!

Вот поэтому люди и застревают в этой обстановке. Они руководствуются логикой потребления. И вот они ходят от «отдела к отделу», выбирая себе различные «духовные товары». Покупают разные тренинги, курсы, книги, семинары...

А потом показывают их друг другу, как трофеи - «Я прошел такую-то школу, вот эти курсы, меня посвятили в Мастера...» (это после месяца занятий)...

Это похоже на хождение по разным достопримечательностям раскрученного туристического маршрута.

Это нормально на первом этапе, когда вы ищете свой путь, свою Истину. Но когда вы годами путешествуете от одного места к другому, не задерживаясь там надолго, это не духовность. а именно духовный туризм...

Мало кто может честно себе ответить на вопрос о цели своего интереса к духовному развитию.

Зачем всё это? Какова конечная цель?

Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают, при этом, какие-то личные выгоды, признание, могущество... или же, личное счастье, гармонию в отношениях... или экстаз, блаженство, нирвану...

Все это скрытые представления об удовольствии, завёрнутом в фантик духовности.

Мир устроен так, что вы всегда получаете все, что хотите получить. И если духовных искателей миллионы, а пробужденных единицы, то вывод прост: люди не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого, лишь маскирующегося под духовность.

Большинство приходит к Мастерам, чтобы получить ответы на свои вопросы. Но у Мастера другая задача — показать, что все ответы на ваши вопросы внутри вас. Что вы сами являетесь Мастерами...

Но, не получив ответ, духовный путешественник идет дальше, к другому Мастеру... И обязательно найдется тот, кто начнет отвечать на вопросы, давать советы...

Но это ни на шаг не продвинет вас по пути духовного развития.

И если вам нужен Учитель, выбирайте его сердцем, идите с ним до тех пор, пока не осознаете, что лучший Учитель — это жизнь, и вы сами выбираете свои уроки. И что все ответы — внутри вас.

И вам большого количества информации извне не нужно, на самом деле. Нужны инструменты, которые помогут вам докопаться до истины внутри себя.

Поймите, все практики и методы — это инструменты, и их нужно применять, а не коллекционировать.

Причем, применять в условиях реальной жизни, не убегая от нее в ашрамы...

Наше время - просто подарок для того, кто действительно заинтересован в пробуждении, потому что современный социум способствует тому, что деструктивные тенденции ума постоянно всплывают наружу. И это, конечно же, нелегко, но и очень эффективно. Так жизнь показывает то, от чего тебе нужно избавиться, остается только применить инструменты и от этого освободиться.

И если ты сейчас поймал себя на том, что ты не духовно развиваешься, а духовно путешествуешь, то задай себе вопрос — ЗАЧЕМ?

И только ответив на него, начнешь свой истинный духовный путь.

В последнее время нам всё чаще приходится сталкиваться с этим непривычным словосочетанием. Так что же это такое – духовный туризм? Может быть, уместнее использовать более привычное «эзотерический туризм»? Как и в чём могут пересекаться духовность и, скажем, поход в горы?...

Любое путешествие, предпринятое человеком с целью самопознания, раскрытия и преобразования собственного внутреннего мира, поиска красоты и гармонии – есть путешествие духовное. может принимать самые причудливые и неожиданные формы, но суть его остаётся неизменной. И для кого-то походы в горы могут оказаться куда более эффективными, чем посещение храмов и соблюдение строгих аскез. Главное – ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

По моему глубокому убеждению, понятие «духовный туризм» является гораздо более широким, чем « ». Последний скорее является лишь малой частью туризма духовного.

Эзотерический туризм предполагает удаление человека из привычной ему зоны комфорта, самонаблюдение и работу над внутренним миром, выполнение эзотерических практик, результатом которых является достижение им состояния внутреннего порядка, гармонии и наполненности. С этим всё ясно.

А вот если убрать эзотерическую составляющую? Скажем, отправился человек в поход по Крыму, не ставя перед собой целей выполнять , посещать ... Отправился просто так – отдохнуть душой и телом, полюбоваться на красоту окружающего мира, послушать пение птиц на рассвете. Но в этом «просто так» уже присутствует духовность! Конечно, и такой – «чистый» туризм, безо всякой эзотерики, можно отнести к духовному туризму. И если в походе ты ищешь красоту и гармонию – это духовность. Как уже говорилось выше, главное – это ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

Третьей составляющей частью духовного туризма можно считать религиозные паломничества по святым местам. Ну, тут комментарии излишни. С глубокой древности миллионы людей преодолевали тысячи километров, чтобы поклониться различным религиозным святыням. В наши дни духовный туризм в Крыму насчитывает множество приверженцев! В маршрутах Клуба «Неизведанный Мир» предусмотрено посещение знаменитых раннехристианских монастырей, скитов и храмов; любой желающий может присутствовать на церковной службе, пообщаться с монашеской братией или, скажем, омыться в купели со святой водой. Многие идут в поход и за этим...

Четвёртой составляющей духовного туризма является посещение мест силы. Почему так? Не вполне корректным было бы объединять их с эзотерическим туризмом: ведь эзотерик работает над собой самостоятельно, а при посещении места силы оно «само» делает всю работу за вас. В этом отличие! И, уж тем более некорректно было бы попытаться объединить этот пункт с паломничествами – религиозная составляющая отсутствует... А посещение мест силы и выполнение в них различных практик – мощный и действенный способ на пути духовного развития.

Таким образом, коснувшись четырёх основных составляющих духовного туризма, можно смело заключить: при надлежащем отношении, им не являются, пожалуй, только шоппинг-туры или сафари... Всё остальное, позволяющее вам гармонично раскрыть свой внутренний мир или ощутить красоту и гармонию в окружающем вас мире, может быть причислено к духовному туризму.

Главное – ваше личное отношение...

Священник Константин Камышанов

Когда Пушкин писал стихи, он настрого запрещал его беспокоить. Особенно просил унять детей. Прежде чем начать учить народ, Серафим прошел искус созерцания и воздержания в течение десятков лет. И то вышел не сам, а по благословению Бога и Божией Матери.

Монастыри создавались для того, чтобы в уединении быть лабораторией духа, оранжереей, из которой берется рассада для насаждения епископов и духовников. Настоящий монастырь – это филиал Рая, в котором в тишине и молитве взращиваются люди, подобные ангелам.

Монастыри – как леса земли. Они дают кислород души. Выруби, вытопчи, благоустрой асфальтовыми дорожками – и планета умрет, задохнувшись в собственных испарениях. Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса. Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то умрут, как умерла захламленная, чебуречная, музыкальная сочинская набережная и ее отравленное мутное море. Мусор, шаурма и пляжники задушат все.

Туристы, как тараканы, сожрали все пространство, от пустынных синайских монастырей до Соловков. Полуголые бездельники встречают рассвет на горе Синай. Где Моисей и где эти люди, оплатившие верблюдов, одеяла и арапчат, за деньги купившие возможность стать на место явления силы Бога? Это не духовность. Это сюр мещанства, уверенного в своей духовности. Уверенного в своем праве сожрать все, что доступно.

Да, паломники были всегда, но чтобы возить их миллионами – автобусами, поездами, самолетами, – такого никогда не было. Да и не паломники это. Паломники на Соловках жили тысячами и годами трудились. А это что? Съел пирожок, перекрестился, и нету ваших!

Пришло такое время, когда никто нигде не может укрыться. Ни зверь, ни человек. За последними львами ходит толпа с кинокамерой. Из-под земли, из Марианской впадины все достанут, и если не сожрут, так сфотографируют. Везде скучающие дамы в пляжных шлепанцах на босу ногу, с мороженым, фотоаппаратом и розовым кошельком. Луна и Афон на очереди.

Зима спасет Соловки и Валаам. Но надолго ли?

Экспресс-старцы и демоверсия христианства

Преподобный Сергий и преподобный Серафим ни разу не были на Афоне. И что-то я не слышал, что те, кто бывает регулярно в паломнических поездках, спасается лучше тех, кто остается в городе. Зато я знаю, что те, кто дает хлеба нищим, помогает в больницах, поддерживает несчастных, спасаются точно.

Да, священник при необходимости может направить свое духовное чадо к конкретному человеку, в конкретном монастыре. Точно так же, как врач где-то в Кемерово, понимая, что в работе с данным пациентом ему не хватает квалификации, может отослать его в Москву. Но не для того, чтобы больной бродил по улицам столицы. Он может отослать, например, в институт МОНИКИ, но не для того, чтобы пациент шатался по коридорам и заглядывал в процедурные кабинеты и подсобки. Больные не ездят целыми автобусами и вагонами в институт клинических исследований сердца попить чаю с главврачом. Направляют к конкретному специалисту. Так должно быть и в духовной жизни.

Настоящий священник, как и настоящий врач, не имеет права убить, выполняя капризы сумасшедшего и самовлюбленного больного. Он должен лечить. А лечение может длиться годами. Нужно соблюдать режим и регулярно принимать лекарства под наблюдением своего врача. При чем тут турпоездка в обитель?

«Духовный» туризм – чума монастырей. Но многим монастырям он нравится. И многие из них заточены на эту демоверсию христианства: игумены с показушными барашками на руках, монахи с волками, енотами и страусами, хлеб, мед, молоко, галантерея, колокола, постные супчики, оладушки, творожок с молочком, прогулка на источник, беспрерывный треп туристов, экспресс-старец и пророчества за пять минут.

Экспресс-старцы делают вид, что духовно лечат. А экспресс-больные делают вид, что лечатся. Они нашли друг друга. Пьют экспресс-кофе, едут на экспрессах в экспресс-туры и подключены к экспресс-тарифам. Экспресс-жизнь, экспресс-любовь и экспресс-смерть. Все включено. Все, что НЕ нужно для настоящей жизни.

А приедут такие туристы домой – и грызутся там как собаки. Экспресс-старец поулыбался – и пошел гонять монахов метлой по монастырю. Спонсоры ушли на источник. Демоверсия выключена.

У нас в одном «брендовом» монастыре был случай. Иеродьякон ночью кирпичами побил все пластиковые окна, вытоптал розы, согнул фонари с криками: «Туризм, говоришь? Музей?! Нет!.. Шутишь!!! Вот тебе туризм с музеем!» Монастырь всю ночь тихо внимал побоищу. Старец с наперсником и родственником-настоятелем жил вдалеке и не слышал. Монахи хранили сугубое молчание и тихо молились на своих ложах, не считая нужным вмешаться.

Брат иеродьякон лупашил «красоту» всю ночь. Его, разумеется, выгнали…

Слава Богу, что страусов у нас нет

На всех автобусных остановках Рязани развешаны объявления об организованных нашествиях:

– К старцу Владимиру (от винопития), село…
– К монаху Илиодору на отчитку, монастырь…
– Поездка в монастыри: Дивеево, Коломну, Санаксар – 4 дня, 3 ночи…
– К батюшке Иоанну за советом…
…Стоимость такая-то, звонить по такому-то телефону…

Сейчас ни одна обитель, ни в какой глуши, не может скрыться от туристов. Везде достанут и заставят пить чай и слушать треп. Слава Богу, что Он миловал наш монастырь, расположенный в центре рязанского Кремля. Нет ни гостиных келий, ни монаха-экскурсовода, ни пасек, ни оладушков со старцами, ни пророчеств, ни отчиток, ни землицы, ни источников, ни енотов с верблюдами и алабаями. Слава Тебе, Господи, особенно за алабаев и страусов, что их нет. Туристы ходят сквозь обитель, но это ничего. Хоть не лезут. И пьяных гоняет кремлевская милиция.

Конечно, в Кремле всю дорогу городская тусовка. Песни орут в мегафон в самую службу. И это стало нормой. Как погожий день, так у города опять день рождения и пятница. У них этих пятниц пять дней в неделю. Закрыться в обители, разумеется, нельзя.

Иностранцы – на первом месте. Их принимают без очереди, самые первые – это седьмая вода на киселе белой эмиграции. «Нам есть любопытно, как русские про Бога говорьят… Невёроятно… Мы думали, тут красный метдвет с красным знаменем ходит». Приехали, как в зоопарк посмотреть на говорящую собачку, и им великое почтение. А что? Туристы!..

От этого нет защиты, словно монах туристам на смех и на растерзание дался, как ведро, в которое нужно слить помои с сердца, и чтобы погадал на будущее. Как бесплатный психотерапевт, как подушка-подружка…

Монастырское пространство считается у нас достоянием «народа». Но дух монастырей и время молитвы – разумеется, этому «народу» не достояние, а обуза. То молодожены шампанское наливают под окнами алтаря и кричат: «Горько!» То девки полуголые глазеют на монахов. Но это все ничего, по сравнению с Дивеево или иными «брендовыми» туробителями. У нас, в сердце Рязани, относительная внутренняя тишина.

В миру жил в тишине, а в монастыре – как на вокзале

Вот жил благочестивый муж. Ходил на завод или в контору. Тихо спасался. Был как тень. Всем привет и ласка. Обо всех помолится. Утром и вечером у него правило. На службе горит как свечка. Пред иконостасом стоит весь в созерцании. По сути дела, был невидимый монах. И вдруг колет его шилом, и делается зуд: «В монастырь!!!» Как чеховские сестры: «В Москву. В Москву. В Москву!!!»

Приходит в монастырь, и понеслось. Какое там созерцание! То туристы, то активисты, то епархиальный секретарь. Прощай, тишина сердца. Прощай, умное делание. Жил в тишине, а стал как на вокзале. Зачем пошел – сам не знает. Выдумал из головы книжный монастырь, а тут… То мужское общежитие с вином и барабанным боем в обители, то бесконечное занудное нытье паломниц. Куда попал?

Лежал крестом на полу, волновался до слез, думал принять ангельский облик, а выдают должность завхоза. Умом понять ничего нельзя. Мантия, крест, все дела, а на душе скребут кошки. Тут или обнаглеешь, или монастырские фонари пойдешь лупашить бутылками.

Зачем в монастырь уходить, если весь день как на съемочной площадке Мосфильма? Дома тишины больше было. Монахи специально одевались в дерюги, чтобы их видно не было, а стали как поп-звезды.

Такая редкость и драгоценность – небесное масло, которое добывает монах в трудах и созерцании, в откровении служения и в чтении богодухновенных книг, туристами меняется на болтовню и творожок с молочком, на дешевую галантерею монастырской лавки.

Как в песне Башлачева:

Hюсь, держи, а то помру
В остроте момента!
В цеpквy едут поутру
Все интеллигенты.

Были к дьякону, к попу ли,
Интересовалися.
Сине небо вниз тянули –
Фу ты, надорвалися.

Нету мотива
Без коллектива.
А какой коллектив –
Такой выходит и мотив.

У монаха нет задачи спасать народ

В назойливом посещении монастыря, в который тебя никто не зовет, есть какая-то ужасающая духовная неделикатность и невежливость. Воровство драгоценных камней – грех, а воровство времени монаха – сугубое воровство. В уставах монастырей нет ничего о том, что эти полу-ангелы должны учить народ. Учительство – это особый дар. И оно осуществляется в самом народе: на кафедрах церквей, приходах, на проповеди словом и делом. Сам же монастырь – тихий сад, в котором невидимо зреют плоды и растут небесные цветы. Задача монаха не спасать народ, а спасти себя. Когда спасет себя, тогда, если Богу угодно, Бог благословит его поступить по слову преподобного Серафима:

– Стяжи мир, и тысячи спасутся вокруг тебя.

Но это не для всех. У Бога вообще нет иллюзий насчет народа. Он Сам прекрасно знает, что много званых, но мало избранных, и спасется только малое стадо. И задача Бога – не загнать весь гурт в Рай, а селекция насельников райского сада. Монастырь – это лаборатория Божией селекции, а никак не то место, о котором спел поэт:

Как по райскому саду ходят злые стада;
Ох измена-засада, да святая вода…
Наотмашь по сердцу, светлым лебедем в кровь,
А на горке – Владимир, а под горкой Покров…

Бьется солнце о тучи над моей головой.
Я, наверно, везучий, раз до сих пор живой,
А над рекой кричит птица, ждет милого дружка –
А здесь белые стены да седая тоска.

Нужна благодать? Послужи жене, как Христу

Как-то раз я был свидетелем такой сцены. Богатый человек просил моего друга составить ему компанию на Афон. А надо сказать, у богатых поездка на Святую гору стала комильфо. Солидный монастырь для солидных людей. Солидный Господь для солидных пацанов.

И друг отвечает:

«Все это здорово для нас с тобой. Выпивка в ресторане Уранополиса. Катер, чайки, турпоход. Бабы дома и не гудят. Дети… хорошие у нас дети, но вот раз в году – ну их подальше. Турпоход, рюмочка ракии. Нет. В Русик мы не пойдем. Там малороссы и цены высокие. Там невежливые монахи. Мы в сербские и греческие. Там в стасидиях поспим. Погуляем на осеннем солнышке по горам.

Нам будет хорошо. А монахам от нас? Вот мы, с такими рожами, возьмем да и припремся. Скажи мне, друг: зачем монахам видеть наши рожи?! Мы зачем туда придем? Чтобы показать им, какие бывают бесы в человеческом обличии? Зачем?.. Вынести мозги прекрасным людям – монахам? Найти среди них таких же, как мы, и потолковать о маразме последних времен? Нас туда звал кто-нибудь?

Ты жене стал как Христос? Ты ведь это обещал, когда венчался с ней. Я же знаю, кто мы с тобой для жен – негодяи. Ты на работе послужил работникам, как хозяин Божиего виноградника? Нет? А чего ты на Афон прешься?

Скажи мне, что ты думаешь о Христе? Ты не знал, что Он вездесущий? И что в нашем приходском храме, на причастии, Он выезжает на ослике точно так же, как Он въезжал в Иерусалим? Чем тебе Христос не нравится в Рязани? Чем Он слаще на Афоне? Ты что, в Бога не веруешь?

Ты просто хочешь смыться от забот и позволить себе мальчишеский турпоход под благовидным предлогом. Не обманывай ни себя, ни Бога.

Вспомни, как Христос сказал мужику, который принес в храм жертву-корван:

– Не приму жертвы. Иди упокой отца, а потом приходи.

Санек, ты – миллионер. Купи, наконец, книжку про этикет. Стоит 200 рублей. Не вопрос. Погляди, как люди в гости ходят.

Почему бы нам не молиться в своем храме? Там Христос точно такой же. Кого мы ищем в православном туризме, если Бог всегда рядом?»

Монах, постригаясь, не давал клятвы быть пастырем или аниматором. Монах – от греческого μόνος – «одинокий, один».

А какие монахи могут быть в туристической обители? Какого они наберутся духа в этом рое клубящихся, часто развращенных, бездельников? Ясно, какого. И набираются. Какой старец может быть в обители, являющейся частью туристического бизнеса, – продолжением гостиницы, пляжа и сувенирных магазинов?

Разве монастырь должен быть тем местом, где можно забесплатно «вынести мозги» человеку, который принужден тебя слушать и не может никуда уйти, потому что идти ему некуда?..

Духовный туризм в его нынешнем виде – это жуткий суррогат и имитация духовной жизни. Нужна благодать? Послужите жене, как Христу. На Страшном Суде вас не спросят, сколько раз вы были на Афоне, а только о том, кому вы что хорошее сделали. Помните смертный час и главный вопрос Страшного Суда.

Царство Божие внутри нас, и нигде больше. Как говорил Серафим: «Тут, в этом лесу, мне и Иерусалим, и Иордан, и гора Фавор».

Что мы ищем вне сердца своего?

Горный Алтай – это сила, могущество, величественность, власть Природы и стихий Планеты Земля. Что еще можно сказать об этой сакральной благословенной земле. Только то, что пребывание на ней повышает вашу внутреннюю энергетику, дает прикоснуться к чему- то таинственному, девственному и прекрасному. Эта земля – островок, несущий потоки божественной благодати и силы, которые начинаешь ощущать, только пересекая неведомые границы алтайской земли. Сокровище, которое дали в наследие алтайскому народу, чтобы он мог беречь и сохранять его. Сказочный мир Беловодья , который всегда рядом и бесконечно далек, грезы о волшебной затерянной Шамбале и фантастическая реальность природы божественной красоты. Алтай – это сказки, мифы прошлого, но когда попадаешь в эти места, начинаешь верить в их реальность.

Одно из благословенных мест Горного Алтая и всего мира - это гора Белуха , куда устремлены взоры всех духовных Искателей современности. То место, где на вершине за облаками скрывается знаменитая Шамбала, и находятся небесные врата. Душа и сердце земли. И не зря тысячи и тысячи поклонников стремятся к ее подножию и число их с каждым годом растет. Также непередаваемо красивы места вокруг Уймонской долины , где проездом бывал Николай Рерих. Здесь, кажется каждый камень наполнен силой, а горы звучат и поют, пение их напоминает мощные аккорды, которые то стихая, переходят в гул и смолкают, то с пронзительным криком словно птица стремительно летят вверх.

Описывать Алтай можно бесконечно, потому что красота его удивительна и не забываема, она манит и зовет снова и снова прикоснуться к таинству слияния со стихиями Земли. Поэтому все это надо видеть своими глазами здесь и сейчас , слушать, как с тобой разговаривает Алтай, ощущать и впитывать мудрость веков, наполняясь силой и знаниями, которыми с тобой щедро делятся духи Алтая.

Мы приглашаем вас к духовным путешествиям по этим местам. Окунуться воочую в силу и мощь, на себе почувствовать те энергетические потоки, которые проходят по вам, когда вы находитесь в местах силы и вы можете пройти инициацию. Поэтому у многих участников наших тренингов и путешествий после посещения этих сакральных мест жизнь очень часто меняется. Начинают пробуждаться скрытые дарования и таланты, кто-то начинает рисовать, кто-то писать стихи, кто-то начинает задумываться о смысле жизни. Алтай не оставляет равнодушным и безучастным никого, особенно, если вам удалось посетить места, которые называются местами силы.

В том году мы проводили семинары на Алтае в Уймонской долине, посетив Мультинские озера, Красную гору, музей Рериха, музей Солнца и места силы, которые мы знаем. Они запомнились многим участникам по красоте и удивительной энергетике, наполняющей вас. Даже впервые практикующие в наших групповых медитациях четко ощущают Потоки, насыщаются ими и чувствуют неожиданно для себя пробуждение скрытых резервов своего Разума. А некоторые нашли и утвердились в своем Пути ДАО

Это были духовные путешествия - паломничества, каждый раз разные по внутренним ощущением и наполнению. Удивительно, что энергия всех мест силы в ощущении реально абсолютно разная. Звенящая и прозрачная энергия Мультинских озер с их необыкновенной красотой, переходит в особую гулкую, тяжелую энергетику Красной горы. При посещения музея Рериха мы получаем состояние прикосновения к реальности эзотерического, сакрального и таинственного мира. Время останавливается, и мы окунаемся в прошлое столетие. Сердце наполняется щемящей тоской - мы видим картины и слышим гулкий Зов божественного огня, о котором так много писала Елена Рерих. Божественный огонь должен прийти на землю и очистить ее от темных сил и наполнить светом и любовью.

Духовный туризм, духовное путешествие – это паломничество к сакральным местам и местам силы, которых много на нашей планете. Они предназначены для человека разумного для получения определенного энергетического заряда и знаний, которые ему благословенно открывает Бог. В природный Храм места силы вы входите с трепетом и любопытством ребенка, с почтением перед могуществом небесного отца и создателя, чтобы приобщиться к тому сокровенному, что укрыто от нас в суете повседневной жизни.

История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. В средние века паломничество принимает массовый характер и своеобразные формы. Так в ХI-XII в. - крестовые походы против мусульман на Иерусалим, за освобождение от них святых мест христианства.

Паломническое движение расширяется в XV-XVI в. Но только в XIX в. оно принимает организованные формы. Начиная с 1861г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек.

В настоящее время религиозная мотивация оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно совершают паломничество. При этом около 150 млн. чел. в этом потоке составляют христиане .

Религиозный туризм: цели и классификация видов

В первой части этой главы хотелось бы уделить внимание понятию религиозного туризма, какие преследуются цели и на какие виды он подразделяется.

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношение. Религия влияет на формирование самосознание и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях одним из важнейших.

религиозный туризм ресурс природный

В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии, одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижением народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это вызвано определённым кризисом религий наступившем в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последнее несколько десятилетий.

Во многих учебных пособиях понятие религиозный туризм это: Виды деятельности связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребности которые направлены к святым местам, центрам за пределами их обычной среды обитания.

По видам религиозный туризм можно разделить на:

религиозно - экскурсионный туризм;

паломничество.

В первом случае интересует иным образом посещение монастырей, храмов, памятников религиозной тематики, музеев, выставок с целью просвещения, познания нового, интерес к святым местам, даже если человек исповедует не ту религию на экскурсию, которой он поехал.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловленными культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящих в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении слуг в области религиозного туризма.

Одной из целью религиозного туризма является любопытство ко всему новому. Будучи православным, католиком или атеистом, человек все равно может отправиться в Мекку - наблюдать за религиозным действом. Люди даже если приехали с целью познания для них чего-то нового, они всё же стараются попасть на службу.

Даже если чужая религия - но природное любопытство, тяга к познанию ведут человека в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь.

Не только для верующих, но и для обычных туристов часто имеет значение, а есть ли там куда они направляются храм? Часто, кроме церкви, в городке нет ничего интересного но если есть храм или монастырь, человек обязательно задержится ненадолго.

Во втором случая подвида религиозного туризма это паломничество. В обществе, СМИ, среди преподавателей идёт дискуссия: можно ли считать паломничество туризмом?

М. Б Биржаков отвечает, что паломничество является наиболее ранним видом организационного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничество по своим общим признаком он относит к туризму, поскольку все они содержат единообразно определяемы признаки туризма и туристического продукта .

Если в первом случае туристы интересовались храмами, церквями, монастырями с точки зрения интереса познать что-то новое, то во втором случае паломников интересует непосредственное участие в культурно - массовых действиях таких как:

крестный ход;

купание в святых источниках;

посещение утренних и вечерних служб.

Паломничество в отличие от религиозно - экскурсионного туризма всегда имеет, как правило, одну основную цель - поклонение святыне, что связано с большой напряженной духовной работой, с молитвами и богослужениями. Иногда паломничество связано с физической работой, когда "трудникам" (так называются эти паломники) приходится выполнять физическую работу в святых местах. Паломничество - это часть религиозной жизни каждого верующего человека. Паломничество притягивает сотни тысяч, и даже миллионы людей, ведь в святом месте молитвы более действенны, а все православные верующие мечтают посетить святые места, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Очень важно, что человек несёт с собой в душе во время паломничества к святыне, насколько он искренен. Если он приходит в паломническом туре только ради любопытства это уже не паломничество. А если человек прибывает к святому месту с трепетной молитвой и мольбой к Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородицы, исходящей от самой души, с верою, то человек получает в святом месте особую Божью благодать.

Туристы - паломники исповедуют ту религию, святым местам которым они приехали поклониться, приложиться к святым мощам. Экскурсии, посещение памятников, музеев для них не самое главное в поездке, можно даже сказать это второстепенное действие .

В средние века паломничество, особенно на Западе, часто приобретало форму "эпидемии", многие считали, что чем больше паломничество совершат, тем больше грехов им отпустится. Отправляясь в подобные путешествия, мужчины опускали бороду, одевались в паломническую одежду - коричневый или серый плащ, огромный капюшон, шляпу с весьма широкими полями, украшенную раковинами. Паломничество было мероприятием весьма опасным. Но усердное желание поклониться святыням своей вере, помолиться Богу преодолевала все тяжести путешествия.

К началу ХХ века число паломников в Святую Землю достигало 30 тысяч в год. Большая заслуга в развитии паломничества принадлежит Русской духовной миссии в Иерусалиме и Императорскому православному Палестинскому обществу. Деятельности этого общества посвящен значительный раздел выставки. Здесь собраны такие раритеты, как гравюры XIX века с видом Иерусалима с Елеонской горы и с изображением гроба Господня, плакатный паспорт 1905 года, изданный обществом разговорник для путешественников, письмо паломницы Мелании Петровны Пупыниной, в котором жительница Тамбовской губернии описывает трудности, подстерегавшие паломников в те годы.

Посетив святыни, паломник обязательно привозил домой что-нибудь памятное. В коллекции музея представлены привезенные из Святой Земли кипарисовые кресты конца XIX - начала XX века, перламутровые раковины (одна из них - величиной с ладонь, с изображением Тайной вечери). Паломник, побывавший в Троице-Сергиевой лавре, мог привезти домой двухлитровую бутыль с иконой преподобного Сергия Радонежского и Богородицы внутри - монахи собирали их пинцетом через узкое горлышко прямо внутри бутылки; из других мест - пузыречки для освященного масла и святой воды с оттисками образов святых. Например, бутылочку 1903 года с надписью "Вода из источника преподобного Серафима Саровского".

Монастыри и храмы, через которые пролегают паломнические маршруты, не место развлечения отдыхающих. Большинство людей пришли сюда для молитвы, надо постараться чтобы Ваше поведение и внешний вид не отвлекали и не мешали им в этом. В монастырях, как правило стараются накормить всех паломников, это делается не от избытка средств, конечно, а в соблюдении в многовековой традиции гостеприимства, служения странника. А традицией странников было жертвовать монастырю на поминовения близких - живых и усопших. Многие люди, не раз бывшие в паломнических поездках, зная, что едут в монастырь, берут с собой, что ни будь для пожертвования. Даже в складчину выкупают муку, сахар, какие - то продукты, а иные везут одежду для братии. Благочестиво вспомнить на святом месте не только о себе, но и об оставшихся дома близких. Подать в храме записочки - помилования о живых и усопших родственниках и знакомых .

Современных паломников можно условно разделить на две категории. Первая и, увы, пока меньшая по численности, включает людей укоренённых в Православии, как правило, образованных, хорошо ориентирующихся в реалиях церковно-общественной жизни, чётко представляющих себе цели и задачи паломничества. Их впечатления от поездок информативны, изложены церковным языком, часто с привлечением исторических сведений.

Другая категория паломников - люди, недавно переступившие порог храма. Направляясь в паломничество, они руководствуются самыми разными источниками информации, в том числе рассказами других паломников, далеко не всегда компетентных. На их мотивацию большое влияние оказывает характер подачи информации о поездках, предоставляемой паломническими структурами. К сожалению, даже самое беглое знакомство с содержимым рекламных листовок, в изобилии распространяемых сегодня по храмам, а также рекламы в Интернете выявляет примеры удручающей духовной безграмотности. Продолжает процветать пропаганда утилитарного, прагматичного подхода к посещению святых мест, многократно подвергавшаяся обоснованной критике на многих конференциях. Собранием характерных "перлов" является рекламный текст, размещённый на сайте одной из паломнических служб северной столицы. Эта служба образована, как особо подчеркивается в тексте, "с Божьей помощью" и "с учётом главных интересов православного паломника: посетить монастыри и труднодоступные святые места русской глубинки, встретиться со старцами и духоносными священниками…". В качестве ремарки хочется заметить, что цель паломничества всё же поклонение святым местам, разумеется, вне зависимости от их досягаемости, а коммерциализированная и поставленная "на поток" организация встреч со "старцами и духоносными священниками" вообще недопустима. Аргументом в пользу посещения монастырей, является наличие в них "святых целебных источников и других святынь". Апофеозом недомыслия, другое слово в этом случае трудно подобрать, представляется утверждение: "во время нашего путешествия царит атмосфера Божьей благодати и любви к ближнему, благодаря чему на время поездки обычный человек и становится паломником"! Подобным псевдоцерковным нравоучительным тоном нередко злоупотребляют и сопровождающие паломнические группы, полагая, что таким образом они свидетельствуют о своей компетентности. К сожалению, этот стиль у них нередко перенимают паломники, ошибочно считающие, что только так можно говорить о Православии. В результате нередко рассказы о посещении православных святынь изложены высокопарным напыщенным слогом, чуждым реальному живому языку и не воспринимаемым обычными читателями .

Неверно расставленные организаторами паломничеств акценты дезориентируют неопытного паломника, а у более сведущих вызывают неприятие. Например, приглашения совершить паломничество с целью посещения "старца" или участия в совершаемом им богослужении, многими уже воспринимаются очень критично, что свидетельствует о здравом православном взгляде. Подобное предложение, исходящее от московской паломнической организации, на одном из форумов было прямо названо кощунством .

Туризм с религиозной тематикой, а также паломничество уже давно приобрело массовый характер во многих регионах, в том числе и Нижегородской области. Сегодня очень много возрождается традиционных и народных форм религиозного туризма. Например, многодневны крестные ходы к определённой святыне, или от одной к другой. Многие паломники - туристы приезжают в Москву и Санкт - Петербург, также очень популярным религиозным паломническим центром Стало с. Дивеево Нижегородской области, там можно создавать как обычный экскурсионный тур с посещением храмов, также приезжать паломником поклонятся святыням.

Туристы - экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туристических операторов и туристических агентов, реализующих туристический продукт. Паломники во многих случаях пользуются также и другими услугами; живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пункта назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями в определённое время года.

При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности.

На Российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставление услуг в области религиозного туризма .

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...