Дюрер. Апокалипсис

Взволнованный рассказ Иоанна Богослова продолжается. Ангелы на облаках получают трубы, и не музыкальные инструменты, а трубы для сражений, такие обычно использовались, чтобы наводить ужас на противника.

И снова - картина уничтожения…

Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

«И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить!»

Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

Такие трубы издают громкий однотонный звук, подобный реву. Их сигнал звучал над войсками, готовыми броситься на штурм обороняющегося города. И мы знаем этот страшный звук, хотя никогда и не слышали. От него замирает душа, как от волчьего воя. Наверное, такое же впечатление производили предупреждающие сирены при бомбежках Второй мировой. И вот - ангелы затрубили в трубы, на землю обрушился огненный град, и хлынула кровь. Горят деревья и трава. Море обращается в кровь. Рушится с неба в колодец звезда Полынь, и горькой становится вода на земле. Колодец, куда упала звезда, Дюрер строит из больших, грубо отесанных камней и соединяет камни металлическими скрепами. Реальный такой, обычный колодец.

Со всех сторон надвигается черная тьма. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды. Еще одна звезда падает на землю, отворяя ещё один колодец - вулкан. Оттуда поднимается дым. Он омрачает солнце и небо, и справа - посмотрите - дым превращается в хищную саранчу, падающую на землю.

Огромные руки высовываются из облака, и швыряют в море огненную гору. Она взрывается огнем и паром, и вода вокруг нее закипает. Об огненной горе в «Апокалипсисе» говорится, но о руках, бросающих ее в море, там нет ни слова. Нет ничего подобного и ни у одного из прежних иллюстраторов… ангельские руки - маленькие в небе, приблизившись к земле, стали зловеще-огромными...

Вверху, за алтарем, восьмой ангел. Он бросает на землю карающий жертвенный огонь. Удивительно его лицо. В нем - ни гнева, ни угрозы. И мимика - какая-то неопределённо-детская, он чуть ли не улыбается, и почти любопытен. Не знаю, может быть, это такое воплощение беззаботной жестокости.

Мрачнеют луна и солнце, и буря топит корабли. Ах, «о всех кораблях, ушедших в море»… Плывут по воде обломки мачт, лодку захлестывает волна, и в ужасе поднимает руки гребец. Другой пытается спастись вплавь, но плыть - некуда, впереди - пылающий берег.

На корабле, составляющем лишь одну из малых подробностей гравюры, точно изображен прямой парус, вздутый шквальным ветром. А соседний корабль - галера. Он спустил парус, и гребцы взялись за весла. Гребцы и весла созданы крошечными, едва заметными черточками. Мельчайшие штрихи показывают стремительное движение галеры к берегу…

Дюрер соединил сразу несколько событий, и ему удалось передать не мгновенное, а протяженное во времени состояние ужаса.

Наискосок пересекает небо хищный орел, из его клюва вырывается клич: «Горе, горе, горе!» Художник написал это слово буквами! Короткий текст, включенный в изображение, обращает на себя внимание…

Дюрер верил в пророчества «Апокалипсиса». Ему важно было передать не правильное и красивое, как его наставляли ренессансные итальянские учители, а впечатляющее и достоверное. И ему это удалось, благодаря именно его «анти-ренессансности». В дюреровской эстетике чувства и эмоции побеждают арифметику всяких там расчленёнок, пропорций и геометрических штудий. И видение становится не только зримым и понятным… но и пугающе жизнеподобным…

По материалам

Теперь в Апокалипсисе повествуется о последних трёх трубных гласах. Что за «три горя» постигнут мир при его кончине? Укажем здесь еще на одно понимание, открываемое Иоанну через трубные гласы ангелов. Это описание геенских мучений после Страшного суда. В таком случае значение предыдущих «трубных гласов» таково:

Первый трубный глас: общее описание грешников в геенне.

Второй трубный глас: по воскресении после Страшного суда море с живущими в нем будет гореть очистительным огнём.

Третий трубный глас: «полынь» указывает на горечь мучений в геенне. Грешники при этом названы водами.

Четвертый трубный глас: состояние в геенне, противоположное состоянию Божественного света в жизни вечной.

Пятый трубный глас. Первое горе. Видение саранчи

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

То, что Иоанн видит звезду, падшую с неба , указывает на то, что все эти казни совершаются по попущению Бога, приходят с неба. Без промыслительной воли Божией ничто не совершается на земле. Кого означает эта звезда ? Звезде этой дан был... ключ от кладязя бездны. Мы видели уже, что ключ от ада имеет в руках Своих Христос (1,18; 3,7). Так под этой звездой можно разуметь Самого Христа. Если же считать, что Христос, явленный в виде Агнца у престола, в ином виде в этих картинах Апокалипсиса не является, то здесь можно разуметь ангела Божия, действующего от лица Христова. И вот перед тайновидцем открывается некое новое и страшное место – кладязь бездны. Кладязь бездны – это особое местопребывание злых духов, демонов, связанных Христом на Кресте. Это место Иоанн описывает еще в гл. 20,2–3, где он видит, как сатана сковывается, низвергается в бездну, заключается и запечатывается в ней. Бездна – запечатанный колодец. Бесы знали, что Христос намерен их туда заточить, верили в это и трепетали (). Поэтому, когда они увидели Христа, странствующего в стране Гергесинской, то «закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас» (). Они знали, что наступает время их мучений, и «просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (). Но на Голгофе, на Кресте Христос их связал и «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (). Как о том пишет и апостол Иуда, что Господь «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (). Так содержатся ныне прелукавые демоны связанными в этом страшном месте кладязи бездны, запечатанной Крестом. Наводняя мир бесчисленными грехами и несчастьями, они однако не могут в нем полновластно царствовать, ибо царствует Христос и имя Его прогоняет их полчища. В этой бездне, во мраке и узах демоны ждут часа своего суда. Но перед Судом, еще раз на краткое время они будут выпущены. Еще раз им дана будет свобода и власть. Это будет при антихристе, что дальше и описывается.

Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

Она – эта звезда, небесная сила (или Сам Христос с ключом) отворила кладязь бездны , ибо кончился день благодати, «лето Господне благоприятное» (). И как только отворился кладезь бездны, вышел дым из кладязя, как дым из большой печи. Можно представить себе этот кладязь преисполненный дымом, который густыми клубами повалил, как только открыто было отверстие. В результате помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Помрачение солнца и воздуха означает душевное ослепление людей и их удушье. Они не видят истинного света, для них помрачено солнце Божественной правды. Они и не дышат чистым горним воздухом молитв и Духа Святого, но задыхаются в дыму грязных дел и помышлений. Исшествию самих демонов (ст. 3) предшествует этот всеомрачающий и удушающий дым. Дым – это мрак, предшествующий делам демонским. Еще не вышли демоны из бездны, не воцарился антихрист, но клубы адского дыма атеизма, греховных пороков, нравственного опустошения застилают солнце и отравляют воздух. Сквозь это не видны больше истинные ценности, красота непреходящая. Ложь и неверие, пьянство и наркомания, разврат, безумная музыка и карикатурные моды – все это дым, валящий из бездны и предваряющий демонов. И как в человеке душевное отражается внешне на лице, так и здесь мрак дыма, застлавший и отравивший души, исказил сам облик природы. Над городами ползают мрачные и ядовитые облака дыма от заводов, атмосфера задымлена и отравлена. В людской толпе из каждого почти рта валит табачный дым! Не кладязь ли бездны отверзается? Не демоны ли скоро последуют?!

И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

Из дыма злых дел, греха и безбожия выходят, выползают демоны, уподобленные саранче. Все худое есть дым, из которого выходят демоны, эти слуги сатаны. Атеизм отрицает демонов, но он сам и есть дым, из которого они появляются. Здесь Иоанн видит освобождение демонов в кончину века, которое предварялось великим отступлением народов от Бога, Христа, Истины. Сейчас демоны связаны Христом «узами адского мрака», тогда же еще раз будут выпущены: дана была ей власть , и адский мрак наложит свои узы на людей. Демоны не сами захватят власть, но она им будет дана по попущению Божию. Саранче, демонам власть даётся та, какую имеют земные скорпионы . А какую власть имеют скорпионы? – жалить и умерщвлять. То есть конец злых дел и неверия – душевная смерть. Сейчас, гордо величаясь своими делами, люди только «пыль пускают в глаза», но пыль этих дел и безбожия пройдет и останутся одни демоны, пагубные, как саранча и скорпионы. (Атеизму суждено было потерять свою власть над умами в России к концу 1980-х годов. Дым развеялся. И полезла «саранча» – расцвёл в 1990-х годах демонизм в виде нетрадиционных целительств, экстрасенсорики, НЛО, сатанизма. – Ред.).

Назначение саранчи и её дела

И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

И сказано было ей – саранче, то есть дальнейшее соответствует не природным свойствам этой саранчи (демонов), а зависит только от повеления Божия. Что им попустил делать, то они и будут делать, больше же они ничего не могут. И сказано было саранче (демонам), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Тварь, стенающая из-за наших грехов (), не подвергается одинаковому с грешниками наказанию. И здесь мы видим над ней охраняющую десницу Божию. Демонам не дается власть губить растительный мир. Чем-то это напоминает одну из новейших выдумок: нейтронную бомбу, которая губит только людей и оставляет невредимой природу.

Демоны, духи бесплотные, и посылаются здесь для того, чтобы только мучить души людей. И к людям им не ко всем позволено прикасаться, а только к тем, которые не имеют печати Божией на челах своих. Это подобно тому, как Господь не попустил ангелу-губителю в Египте входить и поражать первенцев в домах, где на перекладине и косяках дверей была кровь пасхального агнца (). Так не попускает Господь демонам вредить людям, запечатленным Духом Святым и печатью животворящего Креста Господня. (Сравните видение о 144000 запечатленных – 7,3). Всегубительное действие демонов коснется только принявших на чело свое печать антихристову. Как поэтому должны мы все возревновать о печати Христовой и молиться в грехах наших вместе с Давидом: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» (). Великую силу в нашей жизни имеет часто наличие печати высокопоставленного лица. Но превыше небес поставлен престол Божий и от всякого зла огражден «имеющий печать Бога Живаго» (7,2).

И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

И дано ей – дальнейшее ограничение Божие демонам. Они ограничиваются не только тем, что могут истязать лишь не запечатленных Богом грешников, но ограничены и сама степень мучений, и время мучений: не убивать их, а только мучить пять месяцев. Человек не может вынести всю неограниченную ярость служителей ада, а потому и не попускает этого. Пятимесячный срок указывает на то, что из-за тяжести этих мучений Бог сокращает их сроки. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (). Это горе будет длиться всего пять месяцев. Пять месяцев из сорока двух, которые будет длиться великая скорбь (3,5 года = 42 месяцам). Имеет это еще и такое значение. Грех входит в наше сердце через пять внешних чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Так же и пятерично число времени, в которое за эти грехи человеку посылается наказание. А возможно, что это определенное, известное одному Богу время. Кстати, саранча в действительности живет не более пяти летних месяцев: с апреля по август, или с мая по сентябрь. Так что пять месяцев – это время, данное саранче – демонам на наказание и устрашение грешников. Точно это время знает только Бог.

И мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. Этим указывается страшная мучительность страданий. Чем же они жалят человека? Грехом, ибо «жало же смерти – грех» (). Это то жало, которое, вонзаясь в человека, приносит ему нестерпимые страдания. Конец обычным страданиям, и через то как бы облегчение, приносит смерть. Но здесь не будет смерти. Даже не прекратит этих мучений, ибо ее не будет. Когда царь Давид согрешил и ему было предложено выбрать одно из трех наказаний, то он сказал пророку Гаду: «Тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (). Если столь страшно впасть в немилосердные руки человеческие, то каково впасть в руки демонов?!

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но убежит от них.

В те дни люди будут искать смерти – это указывает на ужас страданий, которым подвергнутся люди в то время. Столь велики будут мучения, что и сама покажется желанной! И не только будут желать смерти, как средства для избавления от страданий, но будут усердно ее искать, приложат к тому усилия. Но не найдут ее; пожелают умереть, но убежит от них. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (). Как скоро настигает боящегося и избегающего ее, так убежит она от ищущих ее. Господь не попустит тем грешникам через смерть избежать заслуженных ими мучений. Они будут в отчаянии рвать волосы и скрежетать зубами, но не найдут смерти. И многие восплачут, как Иов: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (). Это особенно показывает, что и жизнь и смерть наши – все в руках Божиих, и мы ничего не можем сделать, что не определено Им. Кажется, что проще, как лишить себя самого жизни? – но и этого не может сделать человек, доколе того не допустит Бог. Сохрани же, Господи, каждого из нас от жизни, которая хуже смерти!

Мы видели, что бедствия первых четырех трубных гласов могут быть рассматриваемы как вечные мучения в геенне. Так и здесь перед нами раскрывается картина этого страшного состояния. В таком случае звезда, падшая с неба на землю , – это ангел Божий, посланный для наказания. Или же это Христос, который будет судить мир в кончину века и «может и душу и тело погубить в геенне» (). Кладезь бездны можно рассматривать как саму геенну, в которую ввергнуто будет всякое нечестие. И помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя , то есть в геенне для мучимых скрыты будут солнце и воздух, как физически, так и духовно. И тела и души будут охвачены вечным мраком и удушьем. Саранча – это те геенские черви, о которых еще Исайя говорил: «ибо червь их не умрет» (). То, что эта саранча не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву , говорит о том, что сама природа в геенну ввержена не будет. Небо и земля не найдут себе места у белого престола Божия (20,11), они убегут от него, ибо испорчены грехом. Однако в геенну они ввержены не будут, но изменятся. И будут новое небо и новая земля. Поэтому и сказано, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (). И силы геенны не могут причинить вреда творению Божию. Не могут они причинить никакого вреда и имеющим печать Божию , ибо Богом запечатленные не увидят геенны, «не потерпят вреда от второй смерти» (2,11). Эта страшная участь ожидает только тех, которые не имеют печати Божией на челах своих , которые не приняли Духа Святого, не склонились перед Крестом, и ушли из этого мира нераскаянными. Гееннской саранче дано не убивать их, а только мучить. Потому в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но убежит от них. Это все говорит о том, что муки геенны будут бесконечны. Саранче, червям и огню не дано будет убивать их, а только мучить. С воплями и скрежетом зубов они будут в геенне искать смерти, но ее не будет. Они пожелают смерти как прекращения своих мучений, но смерть убежит от них. Тогда «истребится смерть» () и останется один ужас безысходных непрекращающихся мучений, «вечное поругание и посрамление» (). То, что саранче дано мучить пять месяцев, Андрей Кесарийский разумеет так: не имеющие печати жестоко мучимы будут только некоторое время, потом же – легче, но вечно.

Внешний вид и образ действий саранчи

По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие.

Здесь апостол Иоанн описывает внешний вид виденной им саранчи (демонов) и ее образ действия. По своему внешнему виду саранча вовсе не была похожа на обыкновенную. Поэтому и понимать ее надо образно, и каждый штрих ее внешности имеет свое значение. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну. Кони в Писании являются символом воинственности, как и Соломон говорит: «Коня приготовляют на день битвы» (). Люди стремятся к миру, ждут его, борются за него, но преисподние демоны исходят и нарушают его, разжигают войны. «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. От Дана слышан храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней» (). От колена Данова придет антихрист, а храп коней уже слышен. Ржут жеребцы и готовятся пути, по которым помчатся истребительные кони преисподней. Уже дрожит земля, готовится к предсмертным судорогам. «Слышен храп коней», но спят многие христиане, в безумных наслаждениях нежится мир. Восстань, о, спящий, приготовься к брани, ибо день Господень близок! «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень» (). Демоны уже стоят подобно коням, приготовленным на войну . Иоиль: «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы» (). В описании вида саранчи святой Иоанн везде употребляет частичку «как бы». На земле нет ничего более мерзкого, чем демоны, и в описании их он пытается найти какие-то земные сравнения. Далее Иоанн описывает эту саранчу: и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые. То, что видит Иоанн, нельзя назвать венцом. Венцом увенчан Христос и увенчивает Своих последователей (2,10). Как мы и действительно видим, 24 старца увенчаны золотыми венцами (4,4). Здесь же только подражание. Не венцы, а как бы венцы, и не золотые, а похожие на золотые . Так у сатаны всё только подражательно. Он не может предложить что-то истинное и существенное. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (). И вот мы видим, как всё у служителей греха имеет только вид ценности, красоты, истины, так и награда их имеет только вид «как бы венца». И венцы эти только похожие на золотые . Так прельщает сатана. Весь мир теперь – сплошная иллюзия и обман. Люди гонятся за властью, богатством, знанием, чинами, забывая простую народную мудрость, что не все золото, что блестит. Да и среди верующих сколько лжеименного знания! И среди еретиков есть профессора богословия и пр., но всё «это имеет только вид мудрости в самовольном служении (нет истинного апостольского рукоположения и послушания Церкви)» (). Так, верующие и неверующие строят «воздушные замки», гонятся за миражами, прельщаясь ими, служат им всю жизнь. Но «если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (). И вот после иллюзорной жизни – иллюзорная награда. Да и на что могут надеяться служители того, кто и сам имеет только иллюзорные венцы! Эти недействительные венцы указывают и на то, что победы демонов являются кажущимися, мнимыми, временными. В буквальном смысле некоторые толкователи видят в этих подобиях венцам те ярко-желтые (золотые) четыре щупальца-рожка, которыми снабжена голова обыкновенной саранчи.

Лица же ее (саранчи) – как лица человеческие. Человекообразным было, пожалуй, лишь лицо у саранчи, голова могла оставаться и саранчеобразной с щупальцами. То, что лица саранчи подобны человеческим, говорит о разумности этих существ. Таковыми и действительно являются демоны. Человекообразность лиц говорит об их обольстительности. Истинного человеческого лица, каковое имел , Сын Божий, они не имеют, но они приходят обольщать.

И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

И волосы у ней – как волосы у женщин. Этим указывается на бесовское сладострастие и возбуждение к блудодеянию и любодеянию. Так что, если человек ощущает в себе подобное, то это есть в нем результат демонических сил.

А зубы у ней были, как у львов. Это указание на их свирепость и убийственную силу. Этим указывается, что они есть слуги того, кто «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). Можно здесь увидеть и указание на то, что внешне саранча имеет как бы женственный мягкий характер (волосы, как у женщины), а на самом деле она жестока и кровожадна (зубы, как у льва).

На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну.

На ней были брони, как бы брони железные. И здесь – не железные, а как бы брони железные , только подражание истинному. Означает же это демонское жестокосердие саранчи, ее готовность к брани и неприступность. А шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну. Подобно множествам фараоновых колесниц, гнавшимся за израильтянами, бездна выпускает на святых эти демонические колесницы. «Скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени» (). И такова даже еще не сама саранча, а только шум от крыльев ее . Слышится уже стук колесниц ада, с шумом рассекают воздух ангелы бездны – бодрствуйте христиане, мужайтесь!

У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев.

У ней (у саранчи) были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала. Весь 10-й стих есть просто дополнение 5-го стиха. Жало это есть грех (), «а сделанный рождает смерть» (). Находятся эти убийственные жала на хвостах саранчи, подобной скорпионам. Этим подчеркивается омерзительность этих существ. Власть же ее была – вредить людям пять месяцев (9,5).

Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

Этим завершается картина о саранче. Вслед за полчищами демонов выступает их предводитель «вельзевул, князь бесовский» (), сатана. То, что сатана действительно был, как и прочие демоны, заключен в бездну, мы видим в 20,3, где описано, что Христос «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». В кончину же века сатана со всеми своими полчищами демонов будет выпущен из бездны. Дьявол, этот ангел бездны (царь саранчи), найдет себе тогда в лице антихриста достойного выразителя своей злобы и сделает его сыном погибели () и даст ему силу свою (13,2) и великую власть.

Здесь мы видим также, что и среди демонов есть разные чины. Демоны – падшие ангелы, и из какого лика отпали от Бога, в таком лике пребывают и в преисподней. Так и апостол перечисляет среди них начальства, власти, мироправителей (). Здесь же мы видим ангела бездны , царя, князя бесовского. Это – падший херувим и царь преисподней.

Имя этому ангелу по-еврейски Аваддон . Еврейское слово «аваддон» непосредственно означает «гибель». Со временем оно сделалось названием места гибели и истребления, царства смерти. А так как дьявол «имеет державу смерти», является виновником смерти, «человекоубийца от начала» ( Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Кончились бедствия пятого трубного гласа (первое горе) – идут еще два горя на вселенную (шестой и седьмой трубный гласы). Либо нужно думать, что действительно будет смена одного горя другим. Либо, что более вероятно, это только смена видений, явленных Иоанну, а реально это все просто описания великой скорби в кончину века.

Шестой трубный глас. Второе горе. Об ангелах при Евфрате и конном воинстве

Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом.

Из всего явленного Иоанну в Апокалипсисе мы видим ту огромную и таинственную роль, которую играют ангелы во всех событиях земной жизни. И только наша духовная слепота не позволяет нам все это ясно видеть. Если бы мы сейчас могли прозреть, то увидели бы, что мир вокруг нас горит и полыхает огнем, даже воздух той комнаты, где мы находимся, заполнен бесами, которые, как пчелы, роем нападают на человека и ищут, где бы проникнуть в него. Но увидели бы мы и воинство небесное, которое ведет брань с демонами, как и говорит русский писатель Достоевский, с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Так, за каждой нашей мыслью, словом, поступком стоят ангелы. Идет борьба ангелов и за судьбы народов, как это особенно явлено было пророку Даниилу. Он видел, что участь еврейского, персидского, греческого народов определялась борьбой ангелов этих народов (). Священник Павел Флоренский говорил, что если бы мы были духовно зрячи, то нам в храме не нужен был бы иконостас, мы бы тогда видели, что на этом месте на самом деле предстоят ангелы и святые.

Начиная с 2011 года, весь мир потрясло необычное происшествие – отовсюду раздавался странный гул неизвестного происхождения. Учёные в растерянности, ведь ни в одной старинной рукописи не встречалось даже упоминания, не говоря о подробном описании подобного явления, или хотя бы схожего по каким-то параметрам. Официальная наука «обезоружена», у неё нет никаких сведений о происхождении, причинах и природе гула Земли, о возможных последствиях. Нет и вариантов, как этих предполагаемых последствий избежать. Ответа нет, но всё же есть некоторые предположения…

Исследователи обнаружили, что Земля, а также другие планеты, умеет «петь». Причём каждая звучит по-разному: шум пульсара напоминает вертолётное тарахтение, солнечные протуберанцы — гудят, спутник Сатурна практически по-человечески шепчет. Можно ли предположить, что гул каким-то образом связан с этим пением? В них есть что-то общее. Гул так же разнообразен — в одних местах он напоминает невыносимый скрежет, словно металлические пластины трутся друг о друга, в других местах люди его описывают как рёв какого-то огромного механизма, вертолётного двигателя или чего-то подобного. Кто-то слышал гул, похожий на шёпот и на свист, а кто-то описывал гул, напоминающий стук колёс. Что же это такое? Неужели люди слышали один и тот же звук и просто дали ему неправильную трактовку? Ошиблись в описании? Или они действительно слышали разные шумы? И как в таком случае звучат планеты?

Голоса планет удалось зафиксировать при помощи специальной аппаратуры научно-исследовательской организации NASA, изучающей радиационный пояс нашей планеты. Об этом было подробно рассказано в докладе «Хор земли».

Обнаружив, что магнитные пояса захватывают мелкие частицы солнечного ветра и воспроизводят невероятные звуки, учёным удалось преобразовать записанные импульсы в сигналы, доступные для человеческого восприятия. Сейчас этот саундтрек, напоминающий музыку в стиле эмбиент, свист ветра, гул колокола и птичье щебетание, пользуется большой популярностью в сети Интернет. Иначе, без такого преобразования, «невооружённым ухом» услышать их было бы невозможно, как минимум, из-за вакуума, в котором не распространяются звуковые волны.

После того как по всему миру прокатилась волна необычных шумов неизвестной природы, которая напугала множество жителей планеты, ставших невольными свидетелями данного явления, многие стали подозревать, что эти звуки ни что иное как «предвестники Апокалипсиса». В мифологии различных народов есть упоминание о том, что именно так начнётся конец света. Даже в Библии есть упоминание о неком шуме, который там именуется «трубным гласом».

Менее религиозные граждане, как учёные, так и простые обыватели, выдвигают иные версии, порой самые невероятные. Кто-то считает их предшественниками землетрясения, извержения вулканов и образования цунами, кто-то называет проделками инопланетян, а кто-то звуками техногенного характера и отголосками военных учений. Однако окончательного ответа нет. Не выявлено даже некой системности в этом мрачном гуле.

На данный момент информация о странных шумах уже поступала из Украины, России, Бельгии, Великобритании, Испании, Австралии, Чехии и многих других стран.

Безусловно, такое «нашумевшее» во всём мире явление не могло остаться без внимания учёных и исследователей. На данный момент окончательного ответа нет, но выдвигаются различные версии, объясняющие возможную природу данного явления. Из них – две версии наиболее понятны, достаточно популярны, и, можно так сказать, диаметрально противоположны, как «небо и земля». Хотя с точки зрения геофизики вполне логично объясняются.

Первая, это взаимосвязь гула Земли с процессами, происходящими в земном ядре и солнечной активностью. Так, Международной системой геодинамического мониторинга в ноябре 2011 года был зарегистрирован энергетический выброс небывалой силы, исходящий из ядра Земли.

Почему это произошло? Президент GNFE Эльчин Халилов считает, что акустико-гравитационные волны можно объяснить. Они не возникают из ниоткуда, а являются следствием крупномасштабных энергетических процессов различного рода. Например, они могут быть следствием участившихся солнечных вспышек, гигантская энергия которых устремляется к земной поверхности и дестабилизирует различные земные сферы. Учитывая этот факт, можно предположить, что именно Солнце является истинным «виновником» странного гула. Но, такое предположение пока не нашло своего подтверждения, т.к. чёткой системы выстроить пока не удалось: гул наблюдался в разных странах, в разное время года, при различных показателях влажности, температурных и других показателях. Однако всё же наблюдается некоторая взаимосвязь между гулом и активностью Солнца: так, впервые гул обнаружили в тибетской пещере, 25 февраля 2011 года, а солнечная активность, в частности, частота и сила солнечных вспышек, резко возросла, начиная, примерно, с середины 2011 года. Существует большая степень вероятности, что именно повышенная солнечная активность стала «спусковым механизмом» для порождения этого таинственного гула, исходящего то ли с земных глубин, то ли с неба.

Ещё одна причина, которая, вероятно, может объяснить природу данного гула, находится глубоко под землёй, а именно – на уровне ядра.

За последние пять лет дрейф северного магнитного полюса возрос более чем на пятьсот процентов и с тех пор не уменьшается. Это говорит о том, что энергетические процессы, происходящие в земном ядре и формирующие магнитное поле, чрезвычайно активизировались.

Как уже упоминалось, в ноябре 2011 года мощный гравитационный импульс зафиксировали фактически одновременно все геофизические станции, притом что расстояние между ними составляет около десяти тысяч километров. Такое явление не было бы возможно, если бы источником мощного энергетического выброса не было ядро. По мнению специалистов, именно так оно повествует, что внутренняя энергетика Земли переходит в новую фазу – фазу активности. И именно по причине активации энергетических процессов сформировалось геомагнитное поле, которое с помощью цепной реакции породило звуковые волны, которые услышали люди, проживающие в разных уголках планеты.

Какая бы из теорий ни была правильной, и что бы ни было причиной этого гула, земля или небо — ни то, ни другое ничего хорошего людям не сулит. Акустико-гравитационные волны, порождаемые вследствие повышения уровня активности ядра или активности Солнца, могут стать причиной многочисленных катаклизмов на нашей планете.

Солнечные вспышки угрожают здоровью и самочувствию людей и инфраструктуре, а процессы, происходящие в ядре и управляющие внутренними энергетическими запасами земли, угрожают ростом землетрясений, гигантскими цунами, извержениями вулканов и др. Предположительно, пик активности данных катаклизмов ожидается в 2013-2014 году.

Еще одна версия возникновения странных звуков — это следствие деятельности внеземных цивилизаций или аномальных зон.

Так, российский исследователь, экстрасенс, изучающий аномальные зоны В. Москалёв, однажды во время посещения аномальной зоны под названием «Медведецкая гряда» в Волгоградской области столкнулся с неожиданным явлением – доносящимся из-под земли гулом. Не сразу, а лишь пару суток спустя, Москалёв обратил внимание на странный земной гул. Он был очень громким и отчётливым и повторялся каждый вечер или в ночное время. Словно по графику, к часу ночи гудение прекращалось.

Москалёв утверждает, что гул напоминал какие-то рабочие шумы, словно где-то функционировал завод или мастерская, и шумели работающие под землёй механизмы

Мысль, что шум каким-то образом может идти с автомобильного шоссе, исследователь сразу отбросил. Шоссе располагалось на расстоянии более двадцати километров от палаточного городка, где он обосновался, и звук никак не мог распространяться на такое большое расстояние.

Позже, уже в середине девяностых годов, на том самом месте, где исследователь слышал гул из-под земли, были обнаружены многочисленные ходы и пещеры. Однако их никто не прокладывал – никаких официальных данных о каких-либо строительных или прочих работах, проводимых тут, нет. Самое удивительное, что исследовать тоннели так никому и не удалось. Все попытки заканчивались неудачно, словно какие-то внеземные силы не пускали туда исследователей.

Бытует мнение, что это может быть инопланетная база, где инопланетяне занимаются ремонтными работами, а потому и гудит земля по всей округе.

Российский доктор минералогических наук хорошо известный в своих кругах профессор Георгий Бискэ отвергает вероятность природного происхождения этого странного гула.

Он утверждает, что это либо гул техногенного характера, либо, 99% вероятности, – психологического. По его мнению, психика и нервная система жителей крупных городов просто не выдерживает нагрузки, а потому у них возникают слуховые галлюцинации подобного рода. А вот жители сельской местности, с такими явлениями не знакомы из-за более качественного отдыха и более спокойного и размеренного ритма жизни.

Президент российской психиатрической академии Михаил Буянов не согласен с такой точкой зрения. Он не отрицает, что массовые галлюцинации и бредовые идеи могут быть, однако явление это крайне редко и зачастую религиозного характера. Буянов говорит, что за последние 50 лет своей практики, он ни разу не сталкивался с таким явлением как массовые галлюцинации. Если говорить о них как истинных. Бывают единичные случаи, когда массовые галлюцинации оказывались просто результатом чьей-то глупой шутки, розыгрыша. Хотя, безусловно, нельзя отрицать, что есть внушаемые люди, которые верят во всё, что им только не скажут, но, в общем, времена давно изменились, общество стало более развитым и давно ушло от массовых психозов, как в петровские времена, когда люди тысячами занимались самосожжением при звуке «трубных гласов». К тому же, слишком много очевидцев данного явления и слишком большое расстояние, на котором они находятся друг от друга, чтобы объяснять всё «массовыми галлюцинациями».

К слову, не только Буянов не согласен с мнением Георгия Бискэ. Оно категорически неприемлемо для большинства врачей и исследователей. Оно ошибочно, как минимум, потому, что основывается на утверждении, будто гул слышали только жители мегаполисов. Но это не так. В маленькой деревушке графства «Дарем» сильный гул по ночам мешал спать местным жителям ежедневно на протяжении более двух месяцев. Звук был настолько сильным и отчётливым, что причинял массу неудобств, вселял в людей страх и непонимание. Подобные шумы слышали жители Новой Зеландии, небольших российских деревень и др. Звук, возникший в Вудланде, и вовсе слышали абсолютно все люди, находившиеся на его территории. В некоторых местах он был громче, а в некоторых слышался слабее. Он словно лился отовсюду, пронизывая пространство, включая крыши и стены домов. Конечно, природу этого гула можно было бы назвать физиологической и «списать» его на проблемы с психикой, массовые галлюцинации и игру воображения. Однако это не соответствует действительности, потому что люди единогласно утверждали, что стоило лишь закрыть уши, и гул сразу пропадал.

Сейчас, когда наступило некоторое затишье, все расслабились. Однако надеяться, что это явление больше никогда не повторится, было бы, по меньшей мере, глупо.

У учёных есть возможность и некоторое количество времени, чтобы найти ответы на все вопросы. Земля о чём-то предупредила людей и на время успокоилась. Главное, чтобы это не оказалось «затишьем перед бурей».

No related links found



О . Генри

Трубный глас

The clarion call , 190 5

Перевод под редакцией Владимира Азова (1924)

Одну часть этого рассказа можно найти в архиве полицейского управления, другая же извлечена из конторы одной газеты. Как-то раз, недели через две после того, как миллионер Нордкрасс был найден мертвым у себя дома, убитый грабителями, -- убийца, безмятежно прогуливавшийся по Бродвею, вдруг встретился лицом к лицу с сыщиком Барни Вудсом. -- Ты ли это, Джонни Кернан? -- спросил Вудс, уже пять лет страдавший на людях близорукостью. -- Я самый! -- сердечно воскликнул Кернан. -- Да ведь это Барни Вудс, старый Барни Вудс из Сент-Джо! Ну, брат, покажись-ка! Что ты поделываешь здесь, на Востоке? Неужели можно было доехать зайцем до самого Нью-Йорка? -- Я уже несколько лет как живу в Нью-Йорке, -- сказал Вудс. -- Я служу сыщиком в городской полиции. -- Ну, ну! -- сказал, улыбаясь и весь сияя от удовольствия, Кернан и похлопал сыщика по плечу. -- Зайдем к Мюллеру, -- сказал Вудс, -- и отыщем там спокойный уголок. Я с удовольствием поболтаю с тобой. Было без нескольких минут четыре. Отлив из контор еще не начался, и они нашли в кафе укромное местечко. Кернан, хорошо одетый, с несколько хвастливым и самоуверенным видом, сел напротив маленького сыщика, обладавшего светлыми, выцветшими льняными усиками и косыми глазами и одетого в шевиотовый костюм из магазина готового платья. -- Чем ты теперь занимаешься? -- спросил Вудс. -- Ты уехал из Сент-Джо за год до меня. -- Продаю акции моего медного рудника, -- сказал Кернан. -- Я, может быть, открою здесь контору. Ну-ну! Итак, старина Барни теперь нью-йоркский сыщик? Тебя всегда тянуло к этому. Ты ведь и в Сент-Джо служил в полиции после того, как я уехал. Не правда ли? -- Шесть месяцев, -- сказал Вудс. -- А теперь еще один вопрос, Джонни. Я довольно внимательно следил за твоими похождениями с тех пор, как ты обработал это дело в гостинице в Саратоге, и я не помню, чтобы ты когда-нибудь пускал в ход револьвер. Почему ты убил Нордкрасса? Кернан несколько минут пристально и сосредоточенно глядел на кусочек лимона в стакане виски с содовой; затем он взглянул на сыщика с неожиданной, несколько кривой, но радостной улыбкой. -- Как ты догадался, Барни? -- спросил он с восхищением. -- Честное слово, я думал, что я обделал это дело так чисто и гладко, что комар носу не подточит. Неужели я оставил там где-нибудь свою визитную карточку? Вудс положил на стол небольшой золотой карандаш в виде брелока. -- Я тебе подарил его на Рождество, в последний год, когда мы проводили праздники вместе в Сент-Джо. У меня до сих пор твой прибор для бритья. Эту штучку я нашел под ковром Нордкрасса в комнате. Предупреждаю тебя, чтобы ты был осторожен в своих словах. Мы когда-то были друзьями, но теперь я должен исполнить свой долг. Тебе придется сесть на стул за Нордкрасса. [На электрический стул -- орудие смертной казни в Америке.] Кернан рассмеялся. -- Счастье мне не изменило, -- сказал он. -- Кто бы подумал, что именно старина Барни следит за мной! Он сунул руку под пальто, но Вудс в ту же минуту приставил ему к боку револьвер. -- Убери эту штуку, -- сказал Кернан, морща нос. -- Я только произвожу одно исследование. Ага! Говорят, нужно девять портных, чтобы создать человека, но достаточно одного портного, чтобы его погубить. В кармане этого пиджака есть дырка. Я снял этот карандаш с цепочки на случай какой-нибудь схватки. Спрячь револьвер, Барни, и я тебе скажу, почему мне пришлось застрелить Нордкрасса. Этот старый болван погнался за мной в холл, стреляя в пуговицы на моей спине из поганого маленького револьверишки двадцать второго калибра, и мне пришлось остановить его. Старуха, та была прямо дуся. Она просто лежала себе в кровати и, не пикнув, глядела, как исчезало ее двенадцатитысячное ожерелье, и только когда я взял тоненькое золотое колечко с гранатом, доллара на три, она стала ныть, как нищая, умоляя меня оставить ей его. Я уверен, что она вышла за старика Нордкрасса по расчету. Все они трясутся вот так над какой-нибудь пустяковиной -- сувениром от человека, которого любили в молодости. Всего нашлось шесть колец, две брошки и часы с цепочкой. Тысяч на тридцать. -- Я предупредил тебя, чтобы ты не говорил лишнего, -- сказал Вудс. -- О, это ничего! -- сказал Кернан. -- Все барахло у меня в чемодане, в гостинице. А теперь я скажу тебе, почему я так откровенно говорю тебе обо всем. Да потому, что это совершенно для меня неопасно. Ты мне должен тысячу долларов, Борни Вудс, и даже если бы ты хотел меня арестовать, у тебя рука не поднялась бы. -- Я не забыл, -- сказал Вудс. -- Ты отсчитал мне тогда двадцать пятидесяток, не поморщившись. Я когда-нибудь тебе заплачу. Эта тысяча спасла меня... когда я тогда вернулся домой, они уже начали выносить мою мебель на тротуар. -- И потому, -- продолжал Кернан, -- ты, будучи Барни Вудсом, благородным как золото, человеком, должен играть честно, и ты не смеешь пальцем пошевельнуть, чтобы арестовать человека, которому ты должен. О, в нашем деле приходится изучать не только системы замков и задвижек на окнах, а также и людей. Ну, теперь сиди смирно, пока я позвоню лакея. Вот уже год или два, как меня постоянно мучит жажда; это меня прямо беспокоит. Если меня когда-нибудь поймают, счастливой ищейке придется делить славу со стариной Виски. Но я никогда не пью на работе. А теперь, покончив с делами, я могу со свободной совестью раздавить стаканчик-другой с моим старым другом Барни. Что выпьешь? Лакей принес графинчик и сифон и опять оставил их вдвоем. -- Значит, ты требуешь услуги за услугу, -- сказал Вудс, задумчиво катая указательным пальцем маленький золотой карандаш по столу. -- Придется отпустить тебя. На тебя у меня рука не поднимется. Если бы я отдал тебе эти деньги... но я не отдал их, и этим все сказано. Здорово я теперь должен сдрейфить, Джонни, да ничего не поделаешь. Ты меня однажды выручил, и я обязан отплатить тебе тем же. -- Я так и знал, -- сказал Кернан, поднимая стакан и самодовольно улыбаясь. -- У меня верный глаз на людей. За твое здоровье, Барни... -- Я думаю, -- спокойно продолжал Вудс, точно думая вслух, -- что, если бы наши денежные счеты были сведены, все деньги во всех банках Нью-Йорка не могли бы заставить меня выпустить тебя из рук. -- Я это знаю, -- сказал Кернан. -- Поэтому-то я и уверен, что от тебя-то опасность мне не угрожает. -- Большинство людей, -- продолжал сыщик, -- косо смотрят на мое ремесло. Его не причисляют к искусствам или благородным профессиям. Но я всегда как-то глупо гордился им. И вот тут-то я и сел в лужу. Оказалось, что я прежде всего человек, а потом уже сыщик. Придется мне отпустить тебя, а потом подать в отставку. Ну что же! Я думаю, я сумею получить место фургонщика. Твоя тысяча долларов теперь еще дальше от тебя, чем раньше, Джонни. -- Сделай милость, держи ее у себя, -- с видом щедрого благодетеля сказал Кернан. -- Я с удовольствием совсем забыл бы этот долг, но я знаю, что ты сам этого не захочешь. Счастливый это был для меня день, когда ты занял у меня деньги. А теперь довольно об этом. Завтра с утренним поездом я уезжаю на Запад. Я знаю там одно место, где мне удастся сбыть нордкрассовские сверкачи. Выпей-ка, Барни, забудь горе! Мы с тобой повеселимся, пока полиция будет ломать себе голову над этим делом. Я сегодня жажду влаги, как Сахара. Но я в руках, в неофициальных руках моего старого друга Барни, и мне даже не приснится фараон. Под пальцем Кернана заработали сначала звонок а потом и лакей. Чем дальше, тем больше проявлялись его дурные стороны -- неимоверное тщеславие и наглый эгоизм. Он раскрывал историю за историей про все свои удачные грабежи, хитроумные планы и гнусные преступления, пока, наконец, Вудс, несмотря на все свое близкое знакомство со злодеями, почувствовал, как в душе его растет сильное отвращение к этому вконец развращенному человеку, когда-то оказавшему ему благодеяние. -- Я, разумеется, для тебя обезврежен, -- сказал наконец Вудс. -- Но я все же советую тебе некоторое время сидеть смирно. Нордкрассовское дело могут подхватить газеты. Этим летом в городе была настоящая эпидемия ограблений и убийств. Эти слова вызвали у Кернана вспышку мрачной, мстительной злобы. -- К черту все эти газеты! -- проворчал он. -- Ни черта в них нет, кроме хвастовства и сапогов всмятку. А если они даже и займутся каким-нибудь делом, к чему это приводит? Полицию провести за нос нетрудно, но что же делают газеты? Посылают на место преступления кучу репортеришек, а те отправляются в ближайший бар и пьют там пиво, и снимают старшую дочь хозяина в вечернем платье, а потом помещают этот снимок под видом фотографии невесты молодого человека с девятого этажа, которому показалось, что он услышал внизу какой-то шум в ночь убийства. Дальше этого газеты не идут в деле расследования преступлений. -- Ну, не скажи, -- задумчиво проговорил Вудс. -- Некоторые газеты совсем недурно работают в этом направлении. Вот, например, "Утренний Марс". Он раза два-три верно указал на преступника, и его ловили, когда полиция уже давно дала остыть его следам. -- Я сейчас докажу тебе, -- сказал Кернан, вставая с места и выпячивая грудь, -- я докажу тебе мое мнение о газетах вообще и о твоем "Утреннем Марсе" в частности. Шагах в трех от их столика находилась телефонная будка. Кернан вошел внутрь и присел у телефона, оставив дверь открытой. Он нашел номер в книжке, снял трубку и вызвал центральную. Вудс сидел безмолвно, глядя на насмешливое, холодное лицо, выжидательно склоненное над трубкой, и прислушиваясь к словам, произносимым тонкими, жесткими губами, сложившимися в презрительную улыбку. -- "Утренний Марс"? Мне нужно поговорить с редактором... Ах, так?.. Так скажите ему, что это насчет убийства Нордкрасса... Редактор?.. Ладно!.. Я -- убийца старика Нордкрасса... Стойте! Не разъединяйте! Это вовсе не обычная мистификация. О нет, опасности нет ни малейшей! Я сейчас все обсудил с одним моим приятелем, сыщиком. Я убил старика в два часа тридцать минут утра; завтра этому будет две недели... Что? Приглашаете выпить с вами стаканчик? Ну, знаете, эти шуточки лучше предоставьте вашему юмористу. Неужели вы не можете разобраться в том, смеется ли над вами человек или предлагает вам самую крупную сенсацию, которая когда-либо появлялась в вашем бездарнейшем листке, годном лишь на то, чтобы в него селедки заворачивать?.. Ну, да, именно так... это колоссальная сенсация... но не можете же вы ожидать, чтобы я вам назвал свою фамилию и адрес... Почему? Да потому, что вы, как я слышал, специализировались на разгадывании преступлений, от которых полиция становится в тупик... Нет, это еще не все. Я хочу вам сказать, что ваш ерундовый, лживый, грошовый листок может проследить умного убийцу или разбойника не лучше, чем слепой пудель... Что?.. Нет, это не редакция соперничающей с вами газеты; вы имеете эту информацию из первых рук. Убийство Нордкрасса -- мое дело, и драгоценности лежат у меня в чемодане, в "гостинице, название которой не удалось установить". Вы знаете это выражение, не правда ли? Совсем газетное. А ведь небось жутко вам стало, что таинственный злодей звонит к вам -- великому, могучему органу права и справедливости, -- и объявляет вам, что ваша газета -- старая тряпка... Бросьте это, вы не так глупы, -- вы вовсе не считаете меня самозванцем. Я по вашему голосу слышу... Ну, слушайте, я вам скажу одну вещь, которая вам это докажет. Разумеется, весь ваш штат юных остолопов уже обследовал это дело во всех подробностях. У миссис Нордкрасс на халате вторая пуговица наполовину обломана. Я это заметил, когда снимал гранатовое кольцо у ней с пальца. Я принял его за рубин... Бросьте эти штуки. Этот номер не пройдет. Кернан с дьявольской улыбкой повернулся к Вудсу. -- Я его подвинтил. Теперь он мне поверил. Он даже не прикрыл плотно рукой трубку, когда велел кому-то вызвать по другому телефону центральную и узнать наш номер. Я ему еще раз наддам жару, а потом мы улепетнем. -- Алло... Да, я все еще у телефона. Неужели вы думали, что я стану удирать от какой-то вонючей, паршивой газетки?.. Не пройдет двух дней, как вы меня изловите? Бросьте, вы меня уморите! Вот что: оставьте-ка вы взрослых людей в покое и занимайтесь своим делом -- вынюхивайте про всякие разводы, да про несчастные случаи в трамвае и печатайте себе спокойно грязь и сплетни, которые дают вам ваш хлеб насущный. До свиданья, дружище, сожалею, что у меня нет времени заглянуть к вам. Я чувствовал бы себя в вашем дурацком заведении в полной безопасности. -- Он взбесился, как кошка, упустившая мышь, -- сказал Кернан, вешая трубку и выходя из будки. -- А теперь, Барни, сынок, мы с тобой отправимся в театр и повеселимся, пока не настанет подходящее время, чтобы лечь спать. Мне нужно вздремнуть часика четыре, а потом на западный поезд. Приятели пообедали в ресторане на Бродвее. Кернан был доволен собой. Он сорил деньгами, как сказочный принц. Затем они всецело погрузились в созерцание фантастической, роскошно поставленной оперетки. После этого они ужинали с шампанским, и Кернан был наверху самодовольного блаженства. В половине четвертого утра они очутились в уголке одного ночного кафе. Кернан продолжал хвастаться, но уже несколько туманно и бессвязно. Вудс мрачно размышлял о том, что настал конец его полезной деятельности в качестве блюстителя закона. Но вдруг, посреди этих размышлений, он поднял голову, и в глазах его мелькнул луч идеи. -- Хотел бы я знать, возможна ли такая штука? -- сказал он про себя. -- Хотел бы я знать... Вдруг относительная тишина раннего утра на улице была нарушена раздавшимися там слабыми, неясными звуками, которые прорезали тишину, как светлячки прорезают мрак; одни становились громче, другие -- тише; они росли или замирали посреди грохота телег молочников и редких трамваев; когда они приближались, они становились пронзительными. Это были хорошо знакомые выкрикивания, имевшие множество разных значений для тех из погруженных в сон миллионов жителей большого города, которые, проснувшись, слышали их. В этих многозначительных криках, несмотря на их малый объем, таилась вся тяжесть мировой скорби, и смеха, и восторга, и напряжения всего мира. Одним, скрывавшимся под защитой эфемерного покрова ночи, они приносили известия о грозном рассвете дня; другим, погруженным в счастливый сон, они возвещали о наступлении утра, более мрачного, чем самая темная ночь. Для многих богачей они оказались той метлой, которая смела все, что принадлежало им, пока горели звезды; беднякам они приносили -- еще один день. По всему городу раздавались эти крики, резкие, звонкие, возвещая о новых возможностях, возникших при новом повороте колеса в механизме времени, и распределяя между спящими и еще беззащитными против судьбы людьми прибыль, мщение, горе, награды или роковой приговор, -- смотря по тому, что предназначал для них новый листок календаря. Пронзительны и вместе с тем жалобны были эти крики, как будто юные голоса скорбели о том, что в безответственных руках их владельцев сосредоточено столько зла и так мало блага. И по улицам беспомощного города раздавались возвещающие миру новейшие постановления богов выкрикивания газетчиков -- Трубный Глас Прессы. Вудс швырнул лакею десять центов и сказал: -- Достаньте мне "Утренний Марс". Когда принесли газету, он взглянул на первую страницу, затем вырвал листок из записной книжки и начал писать на нем золотым карандашиком. -- Какие новости? -- зевая, спросил Кернан. Вудс перебросил ему через стол записку. На ней было написано: "В Контору газеты "Утренний Марс". Прошу уплатить за поимку Джона Кернана одну тысячу долларов, т. е. сумму награды, причитающейся мне за его арест и изобличение.

Бернард Вудс".

Я так и думал, что они это сделают, объявят награду, -- сказал Вудс, -- когда ты там разносил их по телефону. Ну, Джонни, а теперь ты отправишься со мной в полицию. Трубный глас (The clarion call), 1905. На русском языке в книге: О. Генри. Шуми-городок над Подземкой. Л.--М., 1924, пер. под ред. В. Азова. Источник текста: О. Генри. Собрание сочинений в 5 т. Т. 2.: Сердце Запада; Голос большого города; Благородный жулик: сборники рассказов. М.: Литература, Престиж книга; РИПОЛ классик, 2006 -- 528 с. -- с. 221-384 . OCR: sad369 (07.11.2010 )

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...