Экуменические съезды. Русская православная церковь и экуменическое движение

  1. усиления влияния христианства;
  2. сопротивления секуляризации ;
  3. выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами;

Сторонники экуменизма считают, что это будет исполнением слов Христа

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Ин. )

Отношение различных христианских конфессий к экуменизму

Ранние формы экуменизма

Известны экуменические тенденции, проявившиеся на средневековом христианском Востоке . Эти явления были в значительной мере обусловлены расцветом культуры арабского Халифата .

Через полгода после издания данной энциклики Константинопольский патриархат принимает участие в экуменической конференции в Женеве (август 1920), которая занималась разработкой принципов экуменического движения.

Следующим заметным этапом в экуменической деятельности Константинопольского патриархата стал «Всеправославный конгресс» 1923 года в Константинополе. В нём приняли участие представители только пяти поместных православных Церквей : Константинопольской, Кипрской, Сербской, Элладской и Румынской.

Конгресс устанавливает изменение церковного календаря, допускает второбрачие для духовных лиц и принимает другие постановления.

А я не вижу их (ереси) нигде! Я вижу лишь истины, частичные, урезанные, оказавшиеся иной раз не на месте и притязающие на то, чтобы уловить и заключить в себе неисчерпаемую тайну…

Экуменизм и Русская Православная Церковь (Московская Патриархия)

На Архиерейском Соборе РПЦ МП под председательством Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 году были приняты «Основные принципы отношения к инославию», в которых сказано, что :

Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая „теория ветвей “, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей“» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены».

Однако, засвидетельствовав таким образом несогласие с протестантской «теорией ветвей», «Основные принципы» подчеркнули позитивную цель экуменического движения:

При этом отношение РПЦ к экуменическому движению (как отмечено в специальном приложении) формулируется следующим образом: «важнейшая цель православного участия в экуменическом движении всегда состояла и должна состоять в будущем в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей». Членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей, говорится далее, не означает признания его церковной реальностью самого по себе: «Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины».

Экуменизм и Католическая Церковь

Декларация Конгрегации вероучения Католической Церкви Dominus Iesus, разъясняющая позицию католиков по данному вопросу, гласит :

Католики призваны исповедовать, что существует историческая непрерывность - укорененная в апостольской преемственности - Церкви, основанной Христом и Католической Церковью: «Это и есть единственная Церковь Христова, … которую Спаситель наш по Воскресении Своем поручил пасти Петру (ср. Ин 21,17) и ему же, как и другим апостолам, вверил ее распространение и управление (ср. Мф 28,18) и навсегда воздвиг ее как „столп и утверждение истины“ (1 Тим 3,15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как сообщество, пребывает („subsistit in“) в католической церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним». Словосочетанием «subsistit in» («пребывает в») II Ватиканский Собор стремился уравновесить два вероучительных высказывания: с одной стороны, что Церковь Христова, несмотря на разделения, существующие между христианами, пребывает в полноте лишь в католической церкви; с другой стороны - то, что «вне ее ограды также можно встретить множество крупиц святости и истины» (то есть в Церквах и церковных общинах, не состоящих в совершенном общении с Католической Церковью). Однако, принимая это во внимание, необходимо утверждать, что «сила их исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви».

Суть католического экуменизма состоит не в отказе от части своей догматики ради создания приемлемого для всех конфессий компромиссного вероучения, а в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической вере: «необходимо, чтобы католики с радостью признавали и ценили подлинно христианские блага, восходящие к общему наследию, которыми обладают отделённые от нас братья. Справедливо и спасительно признавать богатства Христовы и действия Его сил в жизни других, свидетельствующих о Христе, иногда даже до пролития собственной крови, ибо Бог всегда дивен, и надлежит восхищаться Им в Его делах» .

Христианам… нельзя полагать, что Церковь Христа - просто собрание - разделенное, но, тем не менее, в чем-то единое - Церквей и церковных Общин; также нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она - цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, «элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах .

Различные Православные церкви, не входящие в систему мирового Православия (ИПЦ , Старообрядческие Православные церкви и согласия , Старостильные церкви и др.), могут иметь принципиально различные точки зрения на экуменическое движение. В частности, Истинно-Православные церкви считают экуменизм ересью, и Православные церкви, входящие в систему мирового Православия, соответственно, еретическими и отпадшими от Православия.

В соответствии со своими догматическими воззрениями, ИПЦ не принимают и критикуют «Основные принципы отношения к инославию», принятые РПЦ МП.

Участие РПЦ МП в экуменическом движении стало одним из основных поводов разрыва с ней бывшего епископа Диомида .

Экуменистические организации

  • Европейская конференция церквей

Источники

  1. http://www.ipc-russia.ru/menuekum/24-istekumenizm/135--1902-1948-
  2. Селезнев, Н. Н., «Послание о единстве» багдадского мелькита в составе энциклопедического «Свода» арабоязычного копта XIII века // Государство, религия, церковь в России и за рубежом 3 (М.: РАГС, 2010), C. 151-156.
  3. Селезнев, Н. Н., Западносирийский книжник из Арфāда и иерусалимский митрополит Церкви Востока: «Книга общности веры» и её рукописная редакция на каршуни // Символ 58: Syriaca & Arabica (Париж-Москва, 2010), С. 34-87.
  4. Селезнев, Н. Н., Средневековый восточнохристианский экуменизм как следствие исламского универсализма // Философский журнал / ИФ РАН 1(8) (2012), С. 77-85.
  5. Окружное послание Вселенского патриархата 1920 г. «Церквам Христа, везде сущим» на сайте «Образование и православие»
  6. О. Клеман. Беседы с патриархом Афинагором. Теология
  7. Архив ОВЦС, д. 180 // Публ. в: Бубнов П. В. Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей: предыстория взаимоотношений в 1946-1948 гг. // Труды Минской Духовной Академии. Жировичи, 2005, № 3, с. 83
  8. Деяния совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ МП
  9. см. «Журнал Московской Патриархии » (ЖМП), специальный номер, 1948 г.
  10. см. «ЖМП» № 6/1958, с.67-73)
  11. «Церковная жизнь», № 5-7/1961, с. 95-96
  12. Кроме Болгарской и Грузинской, вышедших из ВСЦ в 1997-98 гг.
  13. «ЖМП», 1980, № 5, с. 3-6.
  14. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября - 2 декабря 1994 года. Москва. Документы. Доклады. - М.: Изд. МП, 1995. - С.98-100.
  15. «Основные принципы отношения к инославию» (II. 7).
  16. «Основные принципы отношения к инославию» (II. 1)
  17. «Основные принципы отношения к инославию» (II. 2)
  18. Декларация Dominus Iesus
  19. Декларация Dominus Iesus на сайте unavoce.ru
  20. Unitatis Redintegratio (рус.) . Декрет II Ватиканского Собора (21 Вселенский Собор). О католических началах экуменизма; Об осуществлении экуменизма; О Церквах и церковных общинах, отделённых от Римского Апостольского Престола: Об особом уважении к Восточным Церквам, Об отделённых Церквах и церковных общинах на Западе. . Православная Католическая церковь в Одессе (16.05.2008). Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 4 октября 2009.
  21. «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» - Архиепископ Серафим (Соболев) (рус.) . Экуменическое движение и Православная Церковь. Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской православной церкви . pravoslavieto.com (17 июля 1948). - материалы публикуются по: Всеправославные совещания: Московское совещание Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей (9-17 июля 1948 года) Журнал Московской Патриархии. М., 1948. №спец.номер. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 5 февраля 2010.
  22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ "О КАНОНИЧЕСКОМ СТАТУСЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ И ДРУГИХ ЦЕРКВЕЙ «МИРОВОГО ПРАВОСЛАВИЯ»
  23. Иеромонах Григорий (В. М. Лурье) Екклисиология отступающей армии (богословие)
  24. Иеромонах Григорий (Лурье) Истинно-Православная Церковь и World Orthodoxy: история и причины разделения
  25. Экуменизм: арабская модель, или Что грозит Московской патриархии? - ВЕРТОГРАДъ № 2 (47) (1999)
  26. Иеродиакон Феофан. НОВАЯ ВЕРСИЯ ПАТРИАРХИЙНОГО ЭКУМЕНИЗМА. Об основах концепции МП по вопросу об инославии

По свидетельству духовно опытных старцев-современников, мы живем во времена апостасии - массового отступления от Истины, Ее предательства. Одно из многочисленных проявлений, апостасии - широкое распространение в сознании людей, в том числе и христиан, мнения, что все духовные пути ведут к Богу, что все религии по-своему спасительны. Все это следствие того, что современные люди становятся равнодушными к Правде, поверхностными и легкомысленными в духовных суждениях,

не считающими нужным признавать факт наличия духовности положительной и духовности под знаком минус", то есть сатанинской.

Действительно, все народы Земли имели и имеют религии, все народы стремятся познать Бога, войти с Ним в единение, построить жизнь по Его закону. В то же время Православная Вера учит, что человеческий разум по причине своей ограниченности и греховной поврежденности не способен самостоятельно найти дорогу к Божественной Истине.

Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления - плоды фантазии, навеиваемые носителями падшего духовного мира.

По нашей вере, одна религия есть истинный свет миру - свет, возжженный Самим Богом Иисусом Христом. От Него, а не от людей идет этот истинный свет. И Он же "нас ради человек и нашего ради спасения" Своими добровольными страданиями искупает первородный грех, Своим Воскресением являет победу над Адом и Смертью.

Тем самым Господь Иисус Христос приводит человека к осуществлению той цели, для которой человек был создан - уподоблению Богу по благодати. И поэтому только Он мог сказать слова: "Приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ин. 6, 35).

Сегодня мы видим настоящий переворот в современном духовном сознании. Если раньше вся духовная жизнь вращалась вокруг Христа, то сегодня центром мира становится некая аморфная безликая божественность.

По христианскому же мировоззрению, ничто духовное не бывает безличным: или оно Божие, или же сатанинское. Те духовные явления, которые от Бога, характеризуются совершенно ясными и определенными чертами: это учение о покаянии, об истинной вере, о смирении, о вечной жизни. Там, где этого нет, действует дух бесовский, дух лести (лжи), каким бы названием он себя ни прикрывал.

В сегодняшнем духовном мире Сын Божий Иисус Христос превращается с другими пророками, учителями, космическими аватарами лишь как бы в одну из возможных духовных планет. "Бог один, отличаются лишь имена. Одни называют его Аллахом, другие Богом, кто-то Брахманом, кто-то Кали, кто-то Кришной, Иисусом, Буддой", - утверждал индийский жрец богини зла Кали - Рамакришна (1836-1886 гг.).

Характеризуя отношения Православия к католицизму, различным проявлениям протестантизма, Епископ Гурий говорит, что "расхождение между Православием и инославием заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а, в принципе, в том, что они противоположны между собой".

Православная Вера есть вера аскетическая и райское блаженство, обещанное Спасителем в жизни будущей.

Однако латиняне и протестанты не хотят с этим мириться по той простой причине, говоря откровенно, что мало верят в загробную жизнь. Больше пекутся о настоящей жизни, которую, напротив, Святой Апостол называет "исчезающим паром" (Иак. 4, 14). Вот почему псевдохристианский Запад не хочет и не может понять, как надо бороться с грехом.

Если проследить все заблуждения Запада, которые вошли в его вероучение, а также присущие его нравам, то увидим, что все они коренятся в непонимании христианства как постоянного подвига для усовершенствования христианина. Прежде всего необходимо отметить, что как католицизм, так и протестантизм являются ересями и в существе своем направленными против Церкви и ее вероучения.

Православие - это учение и жизнь с искоренением страстей, усвоение добродетелей при наличии правильной веры и благодатных священнодействий, жизнь, у которой единое назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству.

Этот путь к совершенству любви невозможен вне опыта Святых Отцов.

Дело в том, что они "являются наиболее правоспособными хранителями и истолкователями сей истины по святости своей жизни, по глубокому знанию Слова Божия и по обилию обитавшей в них благодати Святого Духа".

Сегодняшний экуменизм в интерпретации Всемирного Совета Церквей предусматривает возможность игнорирования Истины ради сближения Православных с инославными и даже нехристианами на основе "общечеловеческих моральных ценностей". Экуменизм как уникальное и широкое движение, по сути, есть ложная попытка соединить "свет с тьмой" и "Христа с велиаром".

Духовный плюрализм экуменического движения беспределен. Можно привести яркий пример. "Во имя духовного единения" - так названо обращение совещания шаманов, которое прошло в Улан-Удэ. В нем, обращаясь к буддистам и Православным, участники говорят: "Какое дело человеку разумному до фанатичного соблюдения устоев той или иной религии. Бог не требует от нас такого разделения, это страшное заблуждение".

По ихнему, во имя мира, единства и процветания мы, Православные, должны объединиться в единой вере с буддистами и шаманами. Но, как известно, буддизм - это нравственное учение, в нем нет Бога, а шаманы связаны с общением не с миром ангелов, а с дьяволом.

Вот куда в данном случае призывает нас дух единения. И это неизменно сохраняется во всех экуменических проявлениях, ибо экуменизм, по сути своей, представляет собой ересь ересей.

"Нечестивыми" называли Святые Отцы все учения, искажавшие истинные представления о Боге, а значит, нарушавшие живую спасительную связь с Ним. Провозглашая идею, что истина - везде, а, значит, конкретно нигде, экуменизм как учение восстает на слова Спасителя: "Я есмь путь, истина и жизнь" (Ин. 14, 6) и "все, кто были прежде Меня, суть воры и разбойники".

"Истина" всегда уникальна. Полноту и чистоту Божественного Откровения содержит и хранит сегодня только Святая Православная Церковь. И Истина - надмирна и вневременна. Это очень важно осознавать сейчас, когда весь мир все больше погружается в пучину греха.

Например, в Америке и других странах, воспринявших современную "культуру", усиленно пропагандируется официальная отмена брака и легализация вместо брака "свободной любви" (так называемая "Семья" и другие сектантские группы). Узаконен гомосексуализм, вплоть до установления для гомосексуалистов особого чина «церковного» бракосочетания и т.п.

Если Церкви идти "в ногу со временем", это будет не Церковь, а "Содом и Гоморра", которые не избегнут рано или поздно кары Божией. Но в этом море греха Сам Господь сохраняет Свою Святую Церковь в чистоте и непорочности. Она по-прежнему остается источником святости , рождая новых небожителей. И именно поэтому на нее ополчились все силы ада.

Закономерно, что большинство тоталитарных сект, объявляют ее в качестве своего единственного врага. Это признак того, что только Православная Церковь на сегодня представляет для сил тьмы реальную опасность, являя собой твердыню света.

Вступление в 1961 году Русской Православной Церкви в экуменическое движение оправдывалось желанием засвидетельствовать Истину перед псевдохристианскими течениями. Сегодня нет необходимости в этой форме свидетельства. Почему? На этот вопрос нам дает ответ реальная обстановка сегодняшнего дня: дружеские контакты Русской Православной Церкви используют для миссионерской деятельности протестанты, католики и различные секты. Поэтому, без сомнения, Русская Православная Церковь сегодня не испытывает никакой нужды в экуменическом движении.

Общение православного христианина с сектантом, представителем инославия может сказываться на духовном состоянии человека. Оно ведет к ослаблению церковной жизни и вкуса к Православию, приводит к стиранию в сознании человека границ и рамок дозволенного и недозволенного. Так, общение и контакты с инославием приводят к новым мнениям, противоположным учению Церкви. Вкратце перечислим их:

1. Теория о возможности спасения вне Церкви Православной, которая противоречит всему Священному Писанию и перечеркивает весь смысл и значение искупительного подвига Христа.

2. Отрицание учения о первородном грехе как наследственном от Адама и Евы; ответственности за грех прародителей каждого рождающегося человека и потому нуждающегося с младенчества в крещении, на чем основано решение Карфагенского Собора (124-е правило о крещении младенцев). Цель ясна - допустить в сознание человека идею спасения вне тела Христова, то есть вне Церкви.

3. Признание благодатности таинств у еретиков: латинян, монофизитов, несториан, а также совершенно пустые утверждения о якобы сохраняющемся апостольском преемстве у еретиков. Обе идеи не имеют никакого основания в учении Церкви. Напротив, в послании Святителя Василия Великого Амфилохию, Епископу Иконийскому, которое вошло в обязательный для каждого христианина сборник канонических правил, мы находим полное их опровержение и недопустимость.

Сегодня как никогда мы должны и обязаны осознавать, в какое время мы живем, и словом и делом защищать истину от посягателей, хулителей веры, понять, что экуменизм лишит первородства, то есть Благодати.

Земной путь нашей Церкви подобен земному пути Господа Иисуса Христа. Он исполнен страданий, гонений и непонимания, ибо царствие ее "не от мира сего". Таков путь и всякой христианской души, жаждущей спасения...

"Православная Церковь - это истинная Церковь Христа, которая несет на себе Его раны и не идет на компромиссы в вопросах веры, не добивается власти над миром и славы, а остается в простоте и смирении, как ее Основатель", - говорит современный Афонский подвижник. Но этот скорбный и узкий путь является, по словам Самого Господа, единственно спасительным.

Поэтому на входе одного из Афонских монастырей написаны слова: "Православие или смерть".

Мы отвергаем экуменизм как еретическое учение не из-за недостатка любви к человеку, наоборот, по безграничной любви к нему, потому что вне истинной Церкви нет спасения . Этому учат нас Святые Отцы. И в своей утренней молитве мы, обращаясь к Господу, произносим слова: "Отступивших от Православной Веры и погибельными ересями ослепленных, светом Твоего познания просвети и к Святой Твоей Апостольской Соборной Церкви сопричти".

О лжепророках и лжеучителях

«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» (Ин. 10,8).

Под ворами и разбойниками, приходившими прежде Господа, мы должны разуметь (как этому учит Блаженный Иероним Стридонский) лжепророков, лжеучителей, а затем еретиков всех оттенков и времен, которые не были посланы Господом (Рим. 10,15), но приходили по собственной воле. Истинные же пророки и учителя всегда были посылаемы Господом (Исх. 3,10-12; Иер. 1,5; Ин. 20,21), а ложных Господь никогда не посылал, они сами пошли пророчествовать и лжеучительствовать во имя Божие (Иер. 14, 14) и вводить пагубные ереси (2 Пет. 2,1-2).

Слово Божие указывает признаки ложных пророков и лжеучителей:

Ис. 41, 22. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем.

Иер. 28, 9. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка.

Мф. 24, 24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Мф. 24, 25. Вот, Я наперед сказал вам. Мф. 24, 26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте;

Мф. 24, 27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.

2 Пет. 2,1. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. 2 Пет. 2, 2. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

Мф. 7, 20. Итак по плодам их узнаете их. Они суть хищные волки, коих нужно остерегаться:

Мф. 7, 15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Ср.: 1 Ин. 4,1.

Осмеливаются возвещать ложные видения во имя Божие:

Иер. 14, 14. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Ср.: Иер. 23, 26-27.

Свидетельства Слова Божия о наказаниях ложным пророкам:

Иер. 23, 30. Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.

Иер. 23, 32. Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.

Деян. 13, 10. Сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

Деян. 13, 11. И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

Наказание тем, которые слушают лжепророков:

Иер. 14, 16. И народ, которому они (лжепророки) пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их.

Иез. 14, 10. И понесут вину беззакония своего: какова вина вопрошающего, такова будет вина и пророка.

Апостол предостерегает верующих, чтобы они берегли себя от обольщения учительством: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3,1). Почему? Да потому, что учителя в Церкви уже есть Богом поставленные (1 Кор. 12, 28; Еф. 4,11). Потому еще, что «как проповедывать, если не будут посланы»? (Рим. 10, 15). А кто посылает или послал всюду рассеявшихся теперь сектантских проповедников? «Нас Бог посылает», — говорят они. Но где свидетельство этого посланничества? Для истинных проповедников свидетельством служит их рукоположение, преемственное от апостолов (Деян. 14,23; 1 Тим. 4,14; Тит. 1, 5 и др.).

Сам Иисус Христос указал на необходимость пастырского руководства в Церкви, когда говорил Петру: «Паси овец... агнцев Моих» (Ин. 21,15-17). И мы из Писания видим, кто именно и как пользовались этой властью в Церкви Христовой (2 Тим. 4, 2; Тит. 1,13).

Итак, бросьте бесправных решителей грехов ваших (лжепророков и лжеучителей); они сугубо вяжут вашу совесть, обратитесь к богоучрежденному чину пастырей Церкви Божией, преемственно от Святых Апостостолов власть имеющих вязать и решить грехи (Мф. 18, 18) человеков, власть действительную, а не мнимую, не вымышленную.

Благословение Храма Покрова Пресвятой Богородицы
г. Никольск-Уссурийский
2003 год

Сегодня мы обсудим такой необычный христианский феномен как Экуменизм встречающийся в православной церкви, католической вере и других проявлениях христианской веры, а также попытаемся понять, что такое экуменизм – новая революционная и интегральная религия будущего способная объединить все христианские традиции и даже все другие религии в единое целое или очередная ересь, которую необходимо искоренить любыми силами?

Что такое экуменизм?

Слово «экуменизм» происходит от греч. οίκυμένη («ойкумене»), т.е. «обитаемый мир», «вселенная». Единая религия Христа, воцарившаяся на просторах этой «обитаемой вселенной» — вот какой образ скрыт в самой этимологии этого слова.

Однако слово «экуменизм» многозначно. Оно может употребляться в широком контексте диалога и сближения между политеистическими и монотеистическими религиями. Экуменизм, понятый подобным образом, наиболее распространен в эзотерической литературе, движении «new age».

Утверждается, что во всех религиях присутствует рациональное зерно, это просто «разные двери», за которыми стоит Бог. Это учение о грядущем объединении всех религий – христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других – в одну.

Но, как правило, экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению. В реальной жизни это выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений.

Немного из истории экуменизма

Экуменизм зародился на рубеже XIX-XX веков в протестантских церковных кругах Западной Европы и Америки. Результатом стали многочисленные форумы и конгрессы, совместные молитвы, которые проводились по всему христианскому миру.

Речь шла уже не только о возможности объединения отдельных ветвей христианства, но и диалоге с иными религиями, в числе которых находятся и «религии книги» (ислам, иудаизм), и политеистические религии.

Апофеозом этого процесса стало создание в 1948 Всемирного Совета Церквей – ВСЦ (со штаб-квартирой в Женеве). Примечательно, что русская православная церковь (РПЦ) вроде поддерживает экуменизм и является членом ВСЦ с 1959 года (в отличие от католической церкви, которая в ВСЦ не состоит).

Почему христиане часто нетерпимы к другим религиям?

Но почему-то на деле именно православная церковь все реже поддерживает экуменизм. На самом деле христианская нетерпимость к другим религиям существовала всегда и была обусловлена богословски и исторически.

Все, конечно, помнят христиан, отказавшихся предать Иисуса и отданных на растерзание львам в Древнем Риме. Но мало кто знает, что на самом деле римские власти вовсе не запрещали веру в Иисуса. Напротив, они были настоящими экуменистами в современном понимании этого слова.

Они были весьма толерантны ко всем многочисленным религиям своей огромной империи и взамен требовали такой же толерантности от христиан. «Признайте, что все боги равны », таким было их основное требование.

Почему преследовали древних хрестиан?

Древние же христиане к другим богам толерантны не были. Они утверждали, что нет Бога, кроме Иисуса Христа, никто ему не равен, и что все другие «боги» — это на самом деле бесы. За эту «нетерпимость» их, собственно говоря, и преследовали римские власти.

Позже, когда христианство победило и распространилось по территории Римской империи, христиане показали свою нетерпимость во всей красе. Уничтожение античных храмов и статуй, сжигание библиотек – все это было вызвано не только христианской необразованностью. Христиане видели в языческой материальной культуре воплощение зла, «князя мира сего», в цветных статуях – изображение сатаны, и поэтому, естественно, стремились все это уничтожать.

В наше время христиане, как правило, не опускаются до физических актов вандализма. Но настороженное, а то и агрессивное отношение к другим, политеистическим религиям, все-таки присутствует и имеет под собой ту же основу, что и две тысячи лет назад.

Почему христиане бывают нетерпимы друг к другу?

Более того, почему-то христиане разных конфессий также очень сильно недолюбливают друг друга — каждый считает только свою религию единственным носителем Христовой благодати и спасения.

Ни один не согласен обратиться в другую веру, ибо это утрата Христова благословения. Обращение католика в православие (и наоборот) расценивается как предательство крови Христовой и помрачение, добровольное впадение в ересь. То есть на сегодняшний день экуменизм в христианской и католической церкви скорее условный, чем реальный.

Отношение Православной Церкви к экуменизму

И конечно православная Церковь является наиболее консервативным ответвлением христианства. Все новые тенденции в РПЦ воспринимаются с подозрением и, как правило, оказываются отвергнуты большинством, блюдущим чистоту традиций и веры. Тем не менее, РПЦ состоит в ВСЦ с 1959 года и на формальном уровне поддерживает межконфессиональный диалог.

Из принятых в 2000 году «Основных принципов отношения РПЦ к инославию» (опубликованные в том числе на сайте patriarchia.ru) можно сделать вывод: безусловно, только Православная вера обладает полной Божественной благодати, несет в себе внутреннюю красоту и гармонию.

Католики и протестанты «повреждены», но «не отпали окончательно». На путь Божественной истины их может наставить только «покаяние, обращение и обновление».

Формулировки довольно туманные, но можно догадаться, что только обращение в Православие спасет от геенны огненной католиков (которых, напомню, в 2013 году было 1, 254 миллиардов против приблизительно 250 миллионов православных) и протестантов по всему миру. Не говоря уже, например, о 1, 25 миллиардах жителей Индии, которых иеромонах Серафим Роуз в своей книге «Православие и религия будущего» одним росчерком пера охарактеризовал как «проклятый народ».

Поддерживает ли церковь Экуменизм

Но другой дороги для заблудших душ не предвидится. Поэтому РПЦ признает необходимым вести с ними диалог, хотя бы из чистого христианского милосердия (что, впрочем, вовсе не означает, что диалог ведется на самом деле).

Впрочем, есть и менее радикально настроенные представители РПЦ, которые скромно признают, что все-таки нам, грешным, не дано знать, кто спасется, а кто нет. Но уж если спасутся православные, то только благодаря своему православию, а если католики – то вопреки своему католичеству.

Проще говоря, РПЦ в собственном восприятии и является Церковью Символа Веры – т.е. «Единой Святой Апостольской Соборной» Церковью. Т.е. экуменизм в православном восприятии – явление не только вредное, но и попросту лишнее.

Истинная Церковь Христа уже есть – это Православная Церковь. Православная Церковь никогда и не разделялась. Но если уж соединяться с «отпадшими» – то только на базе православия.

Экуменизм это новая лучшая вера или безверие?

Православные просветители говорят, что очень часто можно услышать: «Я православный, но считаю, что другие религии ничем не хуже, они равны православию».

При дальнейших расспросах, как правило, оказывается, что этот человек в церковь не ходит (поскольку «Бог должен быть в сердце»), не участвует в службах, не причащается, Библию не читает… То есть полностью всей своей жизнью отвергает и Священное Предание, и Священное Писание, которые являются ядром Православной Церкви. Можно ли считать его настоящим православным?

Это, скорее всего, просто очень хороший, добрый, терпимый человек, который тем не менее, вряд ли принадлежит к Православной Церкви. Легко утверждать, что «все религии равны», если ничего не знаешь о собственной религии. Как только человек начинает читать источники, иллюзия равенства, порожденная невежеством, испаряется…

Многие православные богословы (например, Н.Бердяев) говорят о том, что в интерконфессиональном сближении нет жизни, оно не обогащает, а обедняет своей механичностью. Если суждено быть объединению – то только волей Божью, а не усилиями человека.

Экуменизм – грех и ересь?

Большинством представителей Православной Церкви экуменизм в любых его проявлениях признается ересью, и даже не просто ересью, а сверх-ересью (Константинос Муратидис). Впрочем, отдельные православные богословы считают, что не все так однозначно.

Андрей Кураев

Например, диакон Андрей Кураев говорит — экуменизм не является еретическим движением, если понимается прежде всего, как межконфессиональный диалог, обмен культурным, богословским опытом. Эти тенденции о. Андрей считает исключительно положительными и необходимыми для сближения между церквями.

По его мнению, экуменизм опасен только в одном случае: если он утверждает, что Христовой Церкви на земле еще нет. Что создание настоящей Христовой Церкви возможно только сейчас, в результате объединенных усилий представителей трех христианских конфессий (или, как вариант, — основных мировых религий). Если все-таки придет время нашего объединения с католиками, то это будет объединение на базе православной догматики (а не литургики).

Экуменизм и глобализация глазами Православной Церкви

Некоторые представители РПЦ полагают, что экуменизм – это порождение глобализации, и очень не любят и то, и другое. Глобализация в глазах РПЦ – это стирание границ, приводящее в результате к стиранию уникальности, уничтожающее народ.

Глобализационные тенденции, поддерживаемые экуменизмом, в конце концов лишат русский народ корней, уничтожат его память и культурную и религиозную идентичность. Экуменизм, как и глобализация, признаны страшной духовной болезнью XX века, угрозой Православной Церкви и верующим людям.

Экуменизм патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл близок к экуменизму, так как неоднократно делал заявления относительно собственной приверженности к межконфессиональному диалогу. В то же время он отмечает, что в РПЦ существует сильнейшее антиэкуменистическое лобби, сам он постоянно сталкивается с отрицательным отношением к экуменизму и у представителей церкви, и у мирян.

РПЦ – сегодня крайне консервативная организация, замкнутая и склонная к изоляционизму. Патриарху постоянно приходится выдерживать жесткую критику в результате любого экуменистического жеста, будь то участие в экуменистическом съезде, поздравление католиков с Пасхой или Патриарх признает, что сделать РПЦ более открытой к диалогу пока что не удалось.

Экуменисты в Православной Церкви

Несмотря на столь серьезное противостояние в современной РПЦ экуменистическим тенденциям, ростки экуменизма в Православной церкви все-таки присутствуют, в основном на уровне участия в экуменистических конференциях и совместных молитвах, диалогах с другими религиями.

Последним таким событиям стало участие представителей РПЦ в Форуме «Молитва о мире», 6-9 сентября 2015 года, организованном католической Общиной святого Эгидия.

Особенное значение имеет межконфессиональный диалог в местах компактного проживания христиан и представителей других религий (например, в народных республиках). Однако эти события не оказывают значительного влияния на общую позицию РПЦ, которую она занимает в том числе и в публичных проповедях.

Экуменизм и католики

Католическая церковь открыла двери экуменизму после Второго Ватиканского собора. Это было отражено в ряде документов (например, декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и других).

В этих документах провозглашается необходимость уважения католиков ко всему тому в других религиях, что не противоречит католической вере. Безусловно, католиков можно признать в целом более открытыми к межконфессиональному диалогу, чем православные.

В качестве примера приведу ситуацию в Польше. В этой стране католичество обладает реальной силой и авторитетом для большинства населения, там нет «европейских пустых костелов», которыми так любят пугать русские священники. Безусловно признается истинность и исключительность католицизма, но при этом отсутствует какое-либо недоброжелательство по отношению к другим религиям.

Экуменизм поддерживается католичеством и католичеством церковью реально, а не только на словах. Проводятся экуменические конференции и съезды (один из самых известных – в Кодене, недалеко от Бреста). Даже существует экуменический ежемесячник для католической молодежи «Prosto z mostu» (желающие могут ознакомиться с номерами журнала на польском языке по адресу www.radioszczecin.pl).

Вы можете представить что-нибудь подобное для православной молодежи в России? Вот и я не могу… Наши пастыри оберегают православную молодежь от излишних познаний, как только могут…

Экуменизм и протестанты

Протестанты твердо стоят на позициях экуменизма, например, ими введено открытое причастие для каждого, кто признает Святую Троицу, на богослужениях они молятся за папу римского и православных патриархов.

О. Андрей Кураев иронично заметил, что современные протестанты уже находятся гораздо ближе к атеизму, чем к православию. Например, когда Пауля Тиллиха спросили, молится ли он, он ответил: «Нет, но я часто медитирую».

Будущее экуменизма

Наверное, надо признать, что прекрасный идеал экуменизма – реальное равенство всех религий, признанное всем человечеством – все-таки не достижим в современной, реальной земной жизни. Слишком уж много противоречий, которые были показаны в этой статье.

Но несмотря на это, конечно, межрелигиозный и межхристианский диалог необходим. Это не только условие мирного сосуществования людей и религий в нашем, и так очень конфликтном мире. Это также возможность объединения религиозных сил для преодоления секуляризационных (атеистических и светских) тенденций глобализации.

Ну а на этом мы заканчиваем, надеюсь вам стало хоть немного яснее что такое экуменизм и как сегодня обстоит дело с Экуменизмом в православной и других церквях.

Естественно, мы как портал саморазвития призываем хотя бы быть терпимыми и общается с представителями других религий, а не истреблять их в крестовых походах «за веру», и тем более, не проклинать их в своих молитвах к Богу, так как в итоге может оказаться что вы молитесь тому же самому Богу, который имеет множество обличий и имен, но так ли это определенно сказать ни может никто, кроме вашего собственного сердца.

Ну и конечно также если вам интересно изучайте этот вопрос глубже, почитайте о том. Почему , и , еще не обремененной официальной церковью, а также о сути и философии десятков других известных религиозных течей этого мира, включая и .


Лейтмотив этого документа - тревога перед "трагической ситуацией", которая, по мнению авторов, складывается внутри Русской православной церкви. При этом в обращении подчеркивается, что эта ситуация "принимает крайне опасный для Церкви и, следовательно, для государства характер".

В вводной части документа содержится призыв "всячески распространять данное обращение, подписать его и отправить по указанным адресам". В числе предложенных адресатов - президент РФ Владимир Путин, глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев, директор ФСБ Александр Бортников и министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, обращение должны получить члены Священного Синода РПЦ и главы епархий.

"Ересь экуменизма" - угроза национальной безопасности государства

Как считают авторы Обращения, самую серьезную угрозу для национальной безопасности России представляют собой два события, имевшие место в недавнем прошлом. Это принятый на недавнемАрхиерейском соборе РПЦ проект экуменической декларации"Отношения Православной церкви с остальным христианским миром" исовместная декларация , подписанная Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском в ходе встречи в Гаване .

В обращении подчеркивается, что проект экуменической декларации был одобрен Архиерейским собором "практически без обсуждения" и "вызвал серьезную критику верующих". При этом, как отмечают авторы, богословский анализ декларации "показал, что он не соответствует истинно православному учению, является апологией ереси экуменизма, призванной узаконить экуменическое движение" на Всеправославном соборе , который должен состояться в июне нынещнего года на острове Крит.

Встречу в Гаване авторы Обращения также подвергают серьезной критике. Решение о ней, говорится в документе, "было принято в нарушение правил соборности, тайно, келейно, при полном игнорировании мнения церковного народа". (Напомним, кстати, что сам патриарх Кирилл признался в том, что о подготовке встречи в Гаване знали лишь пять человек. По его словам, подготовить такую встречу в условиях гласности было невозможно, поскольку "есть мощные силы, которые этого не очень хотели".)

Патриарху Кириллу авторы Обращения ставят в упрек то, что он от лица всей Русской церкви подписал совместную с главой Ватикана декларацию, а это свидетельствует о признании предстоятелем РПЦ "канонического равноправия понтифика Римского Франциска и в его лице - всей римо-католической традиции". Факт подписания этого документа, по мысли авторов, "означает отказ от святоотеческого определения папизма как ереси, что в корне противоречит учению Православной Церкви и нарушает права православных граждан, никогда не делегировавших патриарху Кириллу таких полномочий".

Далее в Обращении описываются трагические последствия всех этих событий. Авторы считают, что гаванская Декларация изменяет положение католиков в России, что создает благоприятные условия для активизации в стране деятельности таких ватиканских "специализированных служб", как, например, Opus Dei, которые работают "в тесной связке с западными спецслужбами, занимаясь сбором информации и формированием общественного мнения, враждебного национальной и государственной политике России, особенно в области образования, культуры и религии".

Все это, говорится в Обращении, "представляет прямую угрозу национальной безопасности, возрастающую в условиях мобилизации иностранной агентуры в России в преддверии парламентских выборов". Авторы, напоминая о трагических событиях на Украине, прогнозируют аналогичное развитие событий в России, особенно учитывая растущую социальную напряженность в стране.

Переходя к внутрицерковным делам, авторы подчеркивают, что православное сообщество России "в абсолютном большинстве своем пребывает в тяжелом душевном состоянии, поскольку не может принять единение с еретиками". Большинство священников тоже якобы "не принимает единения с папистами и негативно оценивает встречу", но не могут открыто заявить о своей позиции, потому что архиереи молчат, а несогласное духовенство "находится под угрозой преследования, поскольку "те, кто спровоцировал смуту, обвиняют верных православных в провоцировании раскола".

Предлагается также "обратить пристальное внимание действующего Президента и соответствующих государственных органов на спровоцированную Гаванской декларацией реальную угрозу национальной безопасности нашей страны вследствие активизации полувоенных религиозных орденских структур государства Ватикан". Авторы при этом просят не допустить участия РПЦ во Всеправославном соборе на острове Крит. Они также требуют принять закон о недопустимости финансирования из-за рубежа религиозных СМИ и религиозного образования и прекратить преследование священнослужителей, открыто заявивших свое несогласие с Женевскими постановлениями и Гаванской декларацией.

Консолидация православных сил

Опубликованное "Институтом высокого коммунитаризма" обращение - не единственная акция по консолидации истинно православного народа. На том же сайте накануне была обнародована информация о состоявшемся в Петербурге круглом столе "Русская Православная Церковь и Гаванская декларация - победа или поражение?".

Как сказано в сообщении, в обсуждении заявленной темы приняли участие более 400 человек, приехавших из Молдавии, Украины, Москвы, Екатеринбурга, Камчатки и других регионов России. Выступавшие единодушно заявили о неприятии для РПЦ ериси папизма и экуменизма. Участники круглого стола потребовали от православных иерархов "стояния в истине", признания ошибочности и отмены декларации патриарха Кирилла с Римским Папой, признание экуменизма всеересью и отречения от ложных решений февральского Архиерейского собора.

Рассказывая о состоявшемся в Петербурге форуме, сайт "Русская народная линия" высказал предположение , что "город трех революций становится центром церковной фронды".

Напомним, что встречу патриарха и папы в Гаване один из священников РПЦ недавно уже открыто назвал "предательством" . Речь идет о настоятель Свято-Троицкого храма в Байкальске (Иркутская область) протоиерее Владиславе Емельянове. Свою точку зрения на переговоры глав Русской православной и Римско-католической Церквей священник изложил в открытом письме, опубликованном на официальном сайте движения "За сопротивление Новому Мировому Порядку".

"Известные печальные события побуждают меня возвысить свой голос в поддержку неравнодушных православных клириков и мирян, выступивших на защиту догматов и канонов Православной Церкви", - написал Владислав Емельянов.

"Встреча патриарха Кирилла с папой вообще вызывает ощущение предательства. Полное уничтожение соборности в РПЦ. Сперва потихоньку заменили Поместный собор Архиерейским. А теперь, как оказалось, даже с собратьями архиереями в таком серьезнейшем вопросе не посчитали нужным посоветоваться. Чистейшей воды папизм", - заявил священник. В Иркутской епархии РПЦ высказывания протоиерея охарактеризовали как вредные и неразумные.

Владислав Емельянов не одинок в своем отношении к последним событиям в религиозной сфере. В своем письме он подчеркивает, что выражает "полную поддержку обращениям священника Алексея Мороза".

Здесь необходимо рассказать о том, на кого ссылается Емельянов. Священник Алексей Мороз - настоятель храма Успения Божией Матери в селе Морево Новгородской области. Он - доктор психологических наук, член Союза писателей России и председатель Собора православной интеллигенции. Мороз занимается реабилитацией нарко- и алкозависимых, возглавляя Епархиальный амбулаторно-консультативный центр "Воскресение". Имеет многочисленные международные и отечественные награды, удостоен диплома Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Он автор и соавтор более 50 книг, 300 журнальных и газетных публикаций.

Обращение, которое упоминает протоиерей Владислав Емельянов, Алексей Мороз опубликовал на сайте "Координационного комитета против внедрения Универсальной электронной карты" .

"Сегодня наша Русская православная церковь стоит на грани раскола. После известных церковных событий начала февраля 2016 года многие прихожане боятся ходить в свои храмы, исповедоваться и причащаться. Сотни тысяч людей обращаются к своим духовникам с вопросом, что делать, если предстоятель Церкви вопреки канонам и православной традиции вступил в открытое общение с латинянами и их главой - Папой Римским и проповедует ересь экуменизма как неотъемлемую часть церковной жизни", - написал священник.

Он поднимает также вопрос о том, не являются ли несогласные со священноначалием верующие раскольниками и отвечает на него, подчеркивая, что если люди "не принимают губительные заблуждения ряда иерархов и верны вековым святоотеческим традициям, они как были, так и остаются верными чадами Церкви Христовой и никакого отношения к расколу не имеют". "А те, которые вносят еретические учения в жизнь Церкви, являются раскольниками и отпадают от мистического Тела Христова", - поясняет священник.

Он призывает "всех верных чад Русской православной церкви никуда из своей родной Церкви не выходить, советует "ходить в те храмы, где священнослужители строго придерживаются догматов православия и не принимают ересь папизма и экуменизма", рекомендует "требовать от архиереев и иереев стояния в Истине" и "писать соответствующие письма" в Московский патриархат.

Ответ священноначалия

Нельзя сказать, что священноначалие РПЦ не реагирует на заявления противников экуменизма. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в недавнем в интервью ТАСС заявил , что Церковь считает грехом выступления части паствы против сближения христиан.

"Если какие-то наши верующие считают, что разделение между христианами - это норма, и что оно должно сохраняться и углубляться, и что мы должны все свои силы употребить на то, чтобы никогда никакого сближения не произошло, то вряд ли их стоит успокаивать. Они не успокоятся", - сказал митрополит. Для того, чтобы понять ошибочность такой позиции, он предложил обратиться к Евангелию, где рассказывается о том, как Иисус Христос молился о единстве своих учеников.

Глава ОВЦС МП отметил, что эта заповедь о единстве была нарушена. "Можно спорить о том, кто был виноват, кто прав, но это очевидный факт. Сегодня христиане разделены", - сказал он, подчеркнув при этом, что РПЦ не говорит о том, что Церковь разделилась.

"Мы исповедуем веру во Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь, и мы веруем в то, что эта Церковь сохраняется в нашей Православной церкви, - сказал митрополит. - Тем не менее мы скорбим о том, что между христианами нет единства, нет единомыслия, нет единой евхаристии. И считать это нормой было неправильно и грешно".

Представитель РПЦ заверил, что "диалог между Русской православной и Римско-католической церквами не преследует цели преодолеть эти разделения и разногласия". Этот диалог, по его словам "ставит перед собой совсем другие цели". Они нашли отражение в Декларации - итоговом документе, подписанном Папой Франциском и патриархом Кириллом на встрече в Гаване. "Никаких иных целей, никакой скрытой повестки дня у нас нет, - сказал митрополит. - Если кто-то пытается внушить другим, что такая повестка есть, то такой человек либо заблуждается, либо находится под влиянием раскольников, либо движим какими-то недобрыми чувствами и устремлениями".

Ранее заместитель председателя ОВЦС МП архимандрит Филарет (Булеков) заявил на пресс-конференции в Москве, что Русская православная церковь не оставит без внимания критические высказывания некоторых православных о встрече Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

"Чаще всего с подобными критическими высказываниями выступают одни и те же люди", - сказал архимандрит, отметив, что "ничего нового в этом нет" и "если бы не эта встреча, то были бы другие причины для таких высказываний". "Но это не означает, что на это никак не нужно реагировать, и, в первую очередь, реакция церковная заключается в том, что мы выясняем, что же на самом деле произошло, и пытаемся ответить на вопросы и аргументы этих людей".

Представитель ОВЦС МП отметил, что "на большинство таких вопросов ответы уже были даны". "И то, что подавляющее большинство наших верующих восприняли и встречу, и результаты позитивно, это во многом предопределит и дальнейшее развитие этих отношений", - сказал он.

Пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков, также выступивший перед журналистами, отметил, что предстоятель РПЦ "в курсе обеспокоенности и даже не вполне адекватных выступлений, которые имели место быть". По мнению Волкова, такая реакция связана с тем, что "люди не до конца разобрались в том, что происходит".

"В этом нет ничего неестественного. Со временем все встанет на свои места", - уверен Волков.

Он отметил, что "патриарх благодарен своей пастве за молитвенную и человеческую поддержку, которую он чувствовал от большинства верующих".

Предупреждали

Отметим, что приведенные выше обращения, статьи и письма вряд ли можно отнести к категории сенсаций. О наличии подобных настроений среди верующих РПЦ известно давно. О том же, что встреча патриарха Кирилла с Папой Франциском может вызвать соответствующую реакцию, недавно говорил бывший редактор "Журнала Московской Патриархии", публицист Сергей Чапнин, который подчеркивал, что заявления о братстве Русской православной и Римско-католической церквей и их скорби об утрате единства, содержащиеся в совместной декларации патриарха и Папы, вызовут критику части православного сообщества.

"Несмотря на то что не делается никаких дальнейших заключений, тем не менее сам факт констатации того, что нет евхаристического общения между двумя церквами, - это, я бы сказал, очень сильное заявление, на грани богословского. Заранее предупреждалось, что главы церквей не будут обсуждать собственно богословские вопросы, а коснутся только тех проблем, которые связаны с актуальными событиями и тенденциями в современном мире. Тем не менее такой намек на то, что богословская проблематика в диалоге стоит и игнорировать ее нельзя, - это очень важно, хотя это сделано очень и очень аккуратно", - заявлял Чапнин.

Между тем в подписанной декларации, безусловно, есть моменты, которые могут вызвать противоречия среди верующих Русской православной церкви, считает Сергей Чапнин.

"Встреча была неожиданной, и я бы сказал, что с информационной точки зрения она плохо подготовлена - по крайней мере, в российском контексте. Дело в том, что внутри Православной церкви уже довольно давно существуют группы фундаменталистски, радикально настроенных православных, которые осуждают всякое сближение Русской православной церкви и Римско-католической. Для них любые жесты - прежде всего те действия, которые совершает предстоятель Церкви, Патриарх Московский и всея Руси, - это свидетельство отступления патриарха и церковного руководства от истинной веры. Я думаю, что такая риторика, как правило, очень эмоциональная и малосодержательная, будет звучать и дальше", - считает Чапнин.

Речь, по его словам, идет уже о самом факте встречи. "Позиция была такова, что Патриарх Московский и всея Руси никогда не встречался с Папой Римским: это хорошо, они никогда не должны встречаться. Соответственно, если они встретились, то всякие взаимные жесты внимания, уважения и стремления к сотрудничеству будут восприниматься как враждебные духу православия, потому что православие призвано противостоять католичеству, католической агрессии и так далее. У этой риторики есть очевидный круг последователей", - отметил Чапнин.

Противоречия, по его словам, может, например, вызвать второй пункт декларации, который начинается со слов "Наша братская встреча произошла на Кубе".

"Если православные радикалы считают католичество еретической Церковью, еретическим религиозным сообществом, то, конечно, называть Папу братом патриарх не может", - рассуждает публицист.

Одним из интересных и необычных христианских феноменов является экуменизм. Что это такое, грех и ересь или новое церковной движение, способное покрыть все разногласия и создать одну религию?

Что такое экуменизм

Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова - единая вселенная, где правит Иисус Христос.

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм - это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.

Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

История экуменизма

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и лютеранами, и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году.

В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы. Это привело к единому движению протестантов, а позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими религиями).

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ - Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. РПЦ является частью данного совета с 1959 года и поддерживает экуменическое движение в целом, в отличие от католической церкви.

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • общие собрания и фестивали;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Преследования других религий и христианства

Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.

Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.

Гонения на христиан первых веков

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами - они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги - это языческие идолы.

Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий - уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром - это насилие над людьми и проявление нетерпимости.

Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена - ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.

Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет.

Что такое экуменизм с точки зрения православия

Православная Церковь сегодня - это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример - отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

Важно! Идеал экуменизма - это реальное равенство и взаимоотношения всех религий.

Однако этот идеал недостижим. Причиной тому является наличие серьезных и многочисленных противоречий. Но для успешной евангелизации всего мира (что является единой целью всех религий) просто необходим межконфессиональный диалог. Он необходимо не только для уменьшения противоречий, но и для совместного влияния христианского мира на развращенное мировое сообщество.

Что такое экуменизм?

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...