Эволюция и революция обществознание кратко. Эволюция и революция как формы социального изменения


Эволюция и революция . - Эволюция - медленное, постепенное нарастание количественных изменений; революция- быстрое коренное, качественное изменение. Метафизическое представление о развитии сводится к признанию лишь количественного изменения, постепенного, эволюционного роста. Такое понимание развития отрицает скачки, революционные перевороты и неспособно объяснить возникновение качественно нового. Диалектический материализм борется против такого понимания развития и учит, что движение имеет двоякую форму: эволюционную и революционную. Эволюционно происходят незначительные, скрытые, непрерывные, количественные изменения, которые подготовляют коренные, качественные, революционные изменения. Качественные же изменения совершаются скачкообразно.

Поэтому развитие нужно понимать не только как количественное изменение, но и как развитие скачкообразное, революционное, как перерывы постепенности, превращение количества в качество. Таким образом, эволюцию и революцию нельзя отрывать друг от друга; они неразрывно связаны между собой, и действительное развитие есть единство эволюции и революции.

«Движение эволюционно, когда прогрессивные элементы стихийно продолжают свою повседневную работу и вносят в старые порядки мелкие, количественные, изменения.
Движение революционно, когда те же элементы объединяются, проникаются единой идеей и устремляются против вражеского лагеря, чтобы в корне уничтожить старые порядки и внести в жизнь качественные изменения, установить новые порядки.

Эволюция подготовляет революцию и создаёт для неё почву, а революция завершает эволюцию и содействует её дальнейшей работе» .
Марксизм-ленинизм ведёт борьбу с оппортунизмом, который отрицает революцию как орудие коренного изменения социальных порядков и заменяет революционную борьбу борьбой за реформы. Для революционера реформа есть лишь побочный продукт революции. Главное для него революционная борьба. Марксизм-ленинизм ведет также борьбу и с теорией, отрывающей революцию от эволюции, признающей одну революционную форму движения и отрицающей необходимость эволюции, постепенной подготовки и организации масс для революционного действия. Отвлекая массы от задач подготовки революционного скачка, эта мелкобуржуазная теория приносит большой вред рабочему движению; она столь же реакционна, как и теория эволюционизма. Отрицание необходимости эволюционного развития характерно для анархо-синдикалистов. «Анархо-синдикалист отвергает «мелкую работу»,особенно использование парламентской трибуны.

На деле эта последняя тактика сводится к поджиданию «великих дней» при неумении собирать силы, создающие великие события». Главари современных правых социалистов используют буржуазно эволюциовистские теории для теоретического оправдания предательства интересов рабочего класса и всех прудящихся. Так, австрийский реформист Реннер в книге «Новый мир и социализм» проповедовал, что движение от капитализма к социализму должно осуществляться при постепенном продвижении «от успеха к успеху», путём реформистского обновления буржуазного строя, а не в итоге социалистической революции. Марксизм-ленинизм разоблачает этих прислужников капитала и 5?чит, что только путём революции, революционного скачка можно уничтожить капитализм и построить социализм.

Однако диалектика требует исторического подхода к понятию революции, которая завершает всякое эволюционное развитие. Только тогда, когда общество разделено на враждебные классы, скачок имеет характер политической революции, взрыва, т. е. происходит свержение существующей власти и создание новой власти. В условиях, когда общество не имеет враждебных классов, переход от старого качества к новому утрачивает форму политических революций взрывов. (См. .также

Философский анализ истории требует ответа на вопросы о характере и направленности ее развития. Что касается характера развития, то в зависимости от скорости и глубины общественных преобразований, принято выделять эволюцию и революцию . ЭВОЛЮЦИЯ - постепенное, относительно медленное изменение общественной жизни, не затрагивающее ее глубинных оснований . Эволюция «слепа» и «глуха» - она не знает цели , не ведает, что творит. Общественная необходимость здесь не осознается людьми, она пробивает себе дорогу через многочисленные пробы и ошибки. В целом эволюция – это преимущественно стихийный процесс . РЕВОЛЮЦИЯ – напротив, относительно быстрые, динамичные изменения, затрагивающие коренные основания общественной жизни. Революции осуществляются наиболее передовыми социальными группами, классами, которые ставят и осуществляют свои цели осознанно. Эволюции и революции в историческом процессе чередуются. В их оценке всегда были сторонники, как одного, так и другого характера развития. Марксисты , например, преклонялись перед революциями, называя их «локомотивами истории». Существуют и противники революций – реформисты , обличающие революции за их чрезмерно разрушительный характер. Истина же состоит том, общественное развитие по своему характеру не может быть однообразно. И эволюция и революции в одинаковой степени необходимы, в зависимости от конкретных исторических условий.

44.Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы.

Проблема закономерности общественного развития. Развивается ли общество по объективным, независящим от людей законам, или же люди сами сознательно определяют ход истории, направляя ее в нужное русло? Эта проблема по-разному решалась в исторических науках и философии. Долгое время не признавалось наличие закономерностей в общественном развитии на том основании, что в человеческой истории каждое явление уникально и неповторимо. Однако, начиная с ХIХ века взгляд на историю, как на процесс, происходящий по определенным законам, становиться преобладающим. Разногласия же существуют по вопросу характера этих законов и их проявления. Как работают социальные законы? Какие из них являются основными, преобладающими? Основные подходы в решении этих проблем - Формационный, цивилизационный и культурологический.

1. Формационный или марксистский. К.Маркс рассматривает развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно- экономических формаций . Общественно-экономическая формации (ОЭФ) – это общество в единстве всех его сторон на определенном этапе своего развития, с присущими ему базисом и надстройкой. Критерием, отличающим одну ОЭФ от другой, по Марксу, выступает способ производства . Изменения способа производства ведет к смене ОЭФ. Так развивается история, в которой Маркс выделил первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное и коммунистическое общество и соответствующие ОЭФ. В этом подходе решающее значение в историческом развитии отводится способу производства, экономическому фактору. Духовная жизнь общества выступает как вторичная, зависящая от материального производства. Это обстоятельство заставило многих авторов дополнить формационный подход культурологическим или цивилизационным.


2. Культурологический подход исходит из того, что человеческая история есть процесс смены одной культуры другой. 3 . Цивилизационный подход содержанием истории считает смену цивилизаций. Понятия «культура» и «цивилизация» будут рассматриваться в следующей теме»: Философия культуры». Отметим только, что достоинствами двух, указанных выше , подходов является признание духовной жизни, как важнейшей сферой социальной реальности и человеческой истории в целом.

Кроме указанных, следует отметить подходы, сформулированные современными западными исследователями: У.Росоу, Д. Беллом, Р.Ароном, О Тоффлером. У.Ростоу, например, выделяет три стадии истории , стадии роста : 1) традиционное общество , которое характеризуется натуральным хозяйством, сословной иерархией, 2) индустриальное общество , отличающееся от традиционного рыночным хозяйством, наличием демократического строя, 3) постиндустриальное общество , которому свойственен переход от экономики производства товаров к экономике услуг. О.Тоффлер рассматривает общество как непрерывное волновое движение и выделяет в ней три этапа или три волны . Первая волна – аграрная .Вторая волна – промышленная , Третья волна – информационная .

Таким образом, человеческая история это не хаос и не случайное нагромождение фактов и событий. В ней есть свой порядок, свои законы, своя внутренняя логика развития, хотя не исключены моменты случайностей, сбоев и непредсказуемых поворотов.


Закон перехода количества в качество определяет характер процесса развития. Для уяснения этого рассмотрим два пути развития: революционный и эволюционный.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что нет противоречия между революционными и эволюционными процессами. Более того, это не различные процессы, а две стороны одного и того же процесса развития, настолько близкие, что их трудно отделить друг от друга. Каждый из них является составной частью друг друга. Любая система состоит из множества частей. Каждый объект является частью большой системы, с другой стороны он сам состоит из множества элементов. Развитие объекта происходит путем преобразования каждого элемента революционно, в то время как совокупность этих переходов по мере их накопления и представляет собой эволюционный процесс. Революционный процесс – это одновременное лавинообразное изменение состояния большинства его элементов.

С другой стороны, революционный процесс есть составляющая часть более общего процесса эволюции. Развитие каждого объекта происходит постепенным накоплением скачкообразных переходов элементов, и, когда их набирается достаточное количество, объект теряет свое состояние равновесия и переходит в новое с одновременным изменением состояния остальных входящих элементов. Эволюция системы происходит путем микрореволюций своих составляющих без заметных изменений характера системы. Когда эти микроизменения накапливаются, на заключительном этапе происходит лавинообразное ускорение общего эволюционного процесса, приводящее к качественным изменениям всей системы. Это и есть революция.

С этой точки зрения эволюция сознания масс во время империалистической войны есть составная часть (начальный этап) Великой Октябрьской революции, а сама Октябрьская революция есть составная часть всемирного эволюционного процесса.

Каждая составляющая в свою очередь представляет тоже сложную систему, в которой также развитие идет чередованием эволюции и революции. Сходство и переплетение революций и эволюций настолько велико, что зачастую трудно различить революционные изменения, являющиеся следствием революционного процесса, от нередко быстро протекающих изменений эволюции. Разница в том, что при эволюции система сохраняет себя вблизи того же состояния равновесия, а при революции она переходит в качественно новое состояние равновесия. Революция обычно быстрее эволюции, но далеко не всегда. Революции и эволюции происходят под влиянием как внутренних, так и внешних причин. К внутренним относим назревшие внутренние противоречия, которые готовы снять себя сами, разорвав систему, внешние - это внешние воздействия, сопротивляться которым система не в силах.

Каждый долго сохраняющий равновесие объект является гомеостатом. Гомеостат — это объект, на всякое внутреннее и внешнее воздействие вырабатывающий своё противодействие, позволяющее ему сохранять равновесие. Назовем это противодействие силой возврата. Сила возврата обычно значительно больше возмущения. С ростом возмущения растет и сила возврата, но в меньшей степени. Приближение возмущения к силе возврата уменьшает устойчивость объекта. Будем называть такое явление возрастанием напряженности. На фоне процесса развития это приводит либо к эволюции объекта, либо к слому объекта, то есть к революции. Для революции достаточен при большой напряженности даже малый толчок – микрокризис.

Изменение качества объекта под влиянием накопившихся противоречий и повышения напряженности — всегда процесс революционный, происходящий скачком.

Процесс эволюции постепенный, при нём происходит накопление изменений объекта, не меняющих его сущности, но снижающих напряженность. Рано или поздно количество этих изменений вызовет изменение сущности объекта и переход его в новое качественное состояние скачком. Скачкообразный переход означает только то, что переход происходит без промежуточных состояний, но не обязательно мгновенно. Революционные и эволюционные процессы переплетаются, и из них состоит общий процесс развития и перехода системы в новые качественные состояния.

Использование закона о переходе количества в качество дает возможность рассчитать как напряженность, так и количество накопившихся изменений и просчитать с большой долей вероятности грядущие события и революции и эволюции.

Социалистическая революция

Социалистическая революция — это революционное преобразование в политической и экономической области. Политическое преобразование — это приход к власти сил, которые будут в состоянии совершать дальнейшие преобразования построения социализма. Такая сила известна: это пролетариат во главе с пролетарской партией, вооруженной марксизмом-ленинизмом. Власть при этом должна осуществляться посредством установления диктатуры пролетариата.

Экономическое преобразование — это обобществление средств производства и природных богатств в руках всего народа и передача их под управление государственной власти (диктатуре пролетариата).

Революция может быть осуществлена только благодаря действию заинтересованной части населения, если она будет иметь силы для свершения революции. Заинтересованной частью населения является пролетариат и некоторые полупролетарские слои. Силу и влияние на ситуацию в стране имеет только пролетариат. Таким образом, движущей силой социалистической революции может быть только пролетариат. Немаловажное значение имеет привлечение к революции полупролетарских и мелкобуржуазных слоев. Многие из их представителей оказались в этих слоях из-за безработицы и безысходности.

Для возникновения революционной ситуации должен произойти рост напряженности в обществе до критического предела. При отсутствии критического уровня поляризации все может кончиться поражением восстания.

Взятие власти и установление диктатуры пролетариата это не одно и то же. Установление диктатуры пролетариата это создание полноценной управляющей структуры на всей территории страны. Это принятие всеохватывающего кодекса законов. Это реализация условий для выполнения этих законов.

История человечества показывает процессы развития диктатуры и демократии. Диктатура — это неограниченная власть одной личности или группы лиц, отличающихся по какому либо признаку: по рождению, по сословию, по обладанию военной силой, по экономическому положению. При единоличной диктатуре демократии, конечно, нет, но при групповой диктатуре внутри господствующей группы в той или иной степени используется демократия, то есть коллективный, равноправный способ принятия решений. Демократия внутри хунты или аристократии – демократия узкого круга лиц, буржуазная демократия – демократия более широкого круга лиц — демократия подавляющего меньшинства, живущего за счет большинства и принуждающего большинство к работе на это меньшинство. Подавляющего – потому что подавляемое большинство всегда будет сопротивляться экономическому и политическому принудительному неравенству.

Буржуазная диктатура (демократия) для подавления использует два метода принуждения: экономический (власть голода) и силовой (наемные охранники власти всех видов). Диктатура пролетариата (пролетарская демократия) по своей природе не предусматривает обязательного подавления, но применяет таковое в случае вооруженного или экономического сопротивления революционным преобразованиям.

Первым шагом к ликвидации диктатуры буржуазии могли бы быть меры по установлению справедливости в проведении выборов. Сейчас результат выборов зависит от многих факторов, но, в конечном счете, от используемых финансовых средств. Выравнивание финансовых возможностей кандидатов может быть осуществлено при запрете использования собственных средств. Все предвыборные действия только за счет государства. Источником может быть специальный избирательный налог. В сочетании с производственным принципом выборов это растворит буржуазную диктатуру. Диктатуру пролетариата при этом нужно будет еще устанавливать.

Революции – естественная составляющая процесса развития и избежать их не удастся, последствия революций зависят от того, как она пройдет. Для нас желательно чтобы она прошла бескровно.

Другие материалы по теме:

10 комментариев

Василий, Горький 27.11.2012 15:06

«Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых ПОД ГНЕТОМ БУРЖУАЗИИ, ПОД ГНЕТОМ НАЕМНОГО РАБСТВА, а потом должен завоевать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это — замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти». В.И. Ленин. (ПСС, том.39. стр.219).
Конечно хотелось бы бескровно, да разве буржуины уйдут без кровопускания.

М.Н. Антоненко 27.11.2012 16:07

Статья «О революции и эволюции» является продолжением эклектики в теории развития, выдвинутым Эдуардом Бернштейном. Он впервые противопоставил эволюции и революцию. До настоящего времени это противопоставление используют отдельные философы, которые не понимают научной теории развития природы и общества.

Природа развивается в соответствии с теорией ЕСТЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ. В ней имеется три пути развития: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Развитие в природе происходит под воздействием ВНУТРИВИДОВОЙ борьбы за существования. Это научно доказал Ч. Дарвин. Его теория развития природы называется дарвинизмом.

Развитие общества происходит в соответствии с теорией АНТРОПОГЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Согласно этой теории имеется три возможных пути развития общества: революция, реформизм и контрреволюция. Развитие в обществе происходит под воздействием борьбы КЛАССОВ, т.е. в результате сознательной деятельности людей. По источнику развития различаются эволюция природа и эволюция общества. Это научно установили К.Маркс и Ф. Энгельс. Их теория развития общества называется марксизмом.

В своей статье Юрий Антонов повторил основные положения эклектической теории Бернштейна, в которой эволюция и революция рассматриваются как сменяющиеся друг друга периоды развития общества. В реальности революция сменяется не эволюцией, а контрреволюцией или реформизмом. Это хорошо видно на истории развития России в последние сто лет.
Автор статья по своему мировоззрению является бернштейнианцем, а не марксистом.

Валентина 27.11.2012 20:33

Автору следовало указать, что он рассматривает эволюцию и революцию в борьбе между классом эксплуататоров и классом противоэксплуататоров, за обладание властью в стране.
Эволюция классовой борьбы это этап подготовки к взятию власти. Революция это сам акт взятия власти противоэксплуататорским классом в свои руки. Свершение революции, то есть взятие власти противоэксплуататорским классом наступает, когда в стране начинают действовать законы установленные противоэксплуататорским классом.
Взятие власти это всегда насильственный процесс. Насильственный потому, что эксплуататоры никогда добровольно не откажутся от власти. Но размер жертв насильственного взятия власти зависит от качества подготовки акта взятия власти. Чем большее число людей участвует во взятии власти, чем лучше подготовлены участники взятия власти, чем правильнее руководство людьми, берущими власть, тем меньше страдает людей при взятии власти.
Эволюционного, постепенного, ненасильственного взятия власти из рук эксплуататорского класса не существует. Люди, призывающие взять власть в руки противоэксплуататорского класса, мирным, «эволюционным » путем, без применения насилия над эксплуататорами, например, путем участия в выборах в буржуазные органы власти, есть предатели интересов противоэксплуататорского класса и защитники власти эксплуататоров. Например, руководство КПРФ уже двадцать лет удерживает противоэксплуататорский класс от свержения власти эксплуататоров.

Валентина 27.11.2012 20:57

Автор пишет: » Силу и влияние на ситуацию в стране имеет только пролетариат. Таким образом, движущей силой социалистической революции может быть только пролетариат».
————————————
Уважаемый Юрий Антонов, перестаньте мыслить устаревшими, исчезнувшими категориями. Нет сегодня пролетариата, являющимся могильщиком капитализма. Сегодня могильщиком капитализма и создателем противоэксплуататорского социализма является противоэксплуататорский класс.

Валентина 27.11.2012 21:28

Автор пишет: » Для возникновения революционной ситуации должен произойти рост напряженности в обществе до критического предела. При отсутствии критического уровня поляризации все может кончиться поражением восстания».
——————————————————————-
Уважаемый Юрий Антонов, революционная ситуация, то есть вероятность подъема эксплуатируемых масс на свержение власти эксплуататоров, зависит не только от размера грабежа и насилия эксплуататорским классом, но и от степени политического воспитания и организации эксплуатируемых масс России коммунистической партией. Руководство КПРФ, купленное властью путиноидов, проповедует тактику выжидания «созревания» революционной ситуации, убеждая противоэксплуататорский класс России об «исчерпании лимита на революцию».

Валентина 27.11.2012 21:53

Юрий Антонов пишет: «Первым шагом к ликвидации диктатуры буржуазии могли бы быть меры по установлению справедливости в проведении выборов».
——————————————

Уважаемый Юрий Антонов, установление справедливости в проведении выборов, возможно только при диктатуре вооруженного противоэксплуататорского класса. Поэтому первым шагом к ликвидации диктатуры буржуазии должно быть свержение власти эксплуататоров и установление в России власти противоэксплуататорского класса. Это Зюганов, прислуживая власти путиноидов, подменяет свержение власти эксплуататоров и взятие власти людьми противоэксплуататорского класса, призывами к установлению честных выборов, при сохранении власти эксплуататоров. За это путиноиды хорошо платят Зюганову. Ну а Вам то, Юрий, зачем призывать к первому шагу — » установление справедливости в проведении выборов» при власти эксплуататоров?

Ю Антонов 27.11.2012 23:38

Пролетариат обретает власть, когда его сила превосходит противодействующие. тогда он в лице пролетарской партии может взять власть. Следует иметь в виду, что взятие власти только переворот, еще не установление диктатуры пролетариатаи более еще не революция. Диктатура пролетариата появится только после формирования сверху до низу пролетарских управляющих структур. А социалистическая революция это коренное преобразование всех сторон общественного строя, условие такого преобразования диктатура пролетариата.
Революция и эволюция это не сменяющие друг друга периоды развития, во время развития происходит эволюция и накопление противоречий, революция это слом старых структур, изменение сущности, скачкообразное разрешение накопленных противоречий. Разрешение противоречий естественный, неизбежный скачкообразный процесс, противоречия накопились, а нужного напряжения еще нет. Пока мешает покорность и равнодушие.

Уважаемая Валентина накопление противоречий в обществе имеет две стороны — грабежи и насилие, как вы сказали, с другой стороны сопротивление эксплуатируемых грабежу и насилию. Чтобы сопротивление представляло собой силу и надо работать(см «О предстоящей нам работе»)
Кстати о пролетариях и пролетариате я писал на этом же сайте. Пролетариат есть, но он не организован, организовать пролетариат — основа решения проблемы.
Не только в России а и в других революциях перед революцией правящие власти растеряли многие рычаги власти. Ослабление власти это плюс для революции. Так что любые шаги ослабления власти оправданы.

Доктор 01.12.2012 15:19

Революция — это, прежде всего, переход на новое качество.Скачок или постепенный переход — сути революции не меняет, к чему бы это ни относилось — к процессу развития природы или к смене социально-экономического строя.
Главная проблема не в подтверждении этого закона диалектики на историческом опыте прошлого, а в том, как конкретно можно применять закон перехода накопленного количества в новое качество. При отсутствии конкретной и объективной формы выражения этого закона(как и других законов диалектики) всегда будет царить субъективизм мнений, даже самых авторитетных.Что и показывает дискуссия. Как в игре в карты — чей козырь старше?!
Статья Ю. Антонова уже заслуживает внимания тем, что обращена к способным размышлять самостоятельно.

М.Н. Антоненко 03.12.2012 13:41

Каким образом завершиться социалистическая революция в обществе?

Общество, согласно историческому материализму, делится на экономический базис (производительные силы и производственные отношения) и политическую и юридическую надстройку. Наиболее революционным элементом в обществе являются материальные производительные силы. Они постоянно развиваются и вызывают необходимые изменения в производственных отношениях и в политической надстройки. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что́ является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства - от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.» (К.Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. / http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Krit/krit-00.html#c0 /).
В современных условиях вступили ли материальные производительные силы с отношениями собственности? Да, вступили. Сегодня их развитие сдерживает частная капиталистическая собственность на акции и на рабочую силу. Эту форму собственности нужно заменить общественной собственностью и это будет завершением социалистической революции в обществе, в его экономическом базисе. После ее завершения в базисе последует завершение социалистической революция в политической и юридической надстройке. Так с естественнонаучной точностью будет происходить завершающий этап социалистической революции в современном обществе, которая началась в 1917 г. и все еще не завершена.

Завершение социалистической революции в экономическом базисе будет происходить путем преобразования классовых акционерных обществ в бесклассовые акционерные общества. Других вариантов завершения социалистической революции в экономическом базисе нет.

Идеологи «марксизма» постоянно навязывают рабочему классу «теорию» о необходимости совершения вначале революции в политической надстройке общества. Она уже давно идет и еще пока не завершена, так как не завершена социалистическая революция в экономическом базисе. Поэтому псевдонаучные предложения о необходимости «захвата власти в государстве пролетариатом» не находят отклика в сознании широких масс трудящихся. Ведь у них задача состоит в обобществлении акций и своей рабочей силы, а не в осуществлении политического переворота. Нужно им завершить осуществления экономического переворота, а затем завершить и политический переворот. Постановка перед трудящимися преждевременной задачи по осуществлению политического переворота, является авантюризмом и «левачеством» в политике. Нужно ставить реальную задачу по обобществлению акций и рабочей силы. Для этого имеются все необходимые правовые условия в обществе. Но все еще нет субъективных условий. Нет единой коммунистической партии, которая бы поставила и вместе с рабочим классом и интеллигенцией решила эту всемирно историческую задачу.

vilora73 16.03.2013 07:55

Какая революция, когда любая женщина чувствует себя,как в раю, в магазинах и на рынках.А мужчина- пенсионер не знает, куда ему деть свою вторую машину.

Выше, в разделе «Философская картина мира» были рассмотрены такие предельно широкие понятия, как становление, развитие, эволюция, революция. Зона действия обозначаемых этими понятиями процессов, безусловно, выходит за рамки человеческой истории. Тем не менее, стоит поразмышлять над их категориальным статусом применительно к ней. Ведь они как меридианы и параллели позволяют определить направление исторического процесса, возможные пути-дороги на длительную перспективу.

Человеческая история - продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она - арена эволюционных и революционных процессов.

В последние два-три века в связи с известными историческими событиями, процессами понятия эволюции и революции стали предметом ожесточенных споров и дискуссий. К ним, как ни к каким другим понятиям, применим тезис Т. Гоббса: если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное опровергались бы. Консервативно настроенные люди вообще против любых изменений: и революционных, и эволюционных. Умеренные эволюционисты за постепенные изменения-преобразования, за реформы, но против революций. Революционеры, конечно, за революционный путь преобразования общества, хотя они не отвергают и путь реформ (но только не вместо революции, а после нее). И, наконец, ультрареволюционеры-ультрарадикалы за перманентную, непрерывную революцию и против эволюционных изменений-преобразований. Крайние взгляды, нужно, безусловно, отсечь как абиотические, противоестественные, антигуманные. Умеренные взгляды с той и другой стороны заслуживают того, чтобы относиться к ним серьезно. Сторонники социальной эволюции утверждают, что для общества как большой массы, статистического ансамбля людей наиболее естественны, соразмерны медленные, постепенные изменения. Сторонники социальной революции утверждают, что общество подобно живому организму имеет устойчивую форму, организацию, которую можно изменить лишь скачком, т. е. что переход от одного способа организации общества к другому невозможен эволюционным путем. Те и другие правы по-своему. Каждый из них видит общество с одной стороны. Эволюционисты слишком большое значение придают содержанию, считают, что его изменением можно добиться всего, а форму предлагают не трогать, не изменять. Революционеры, напротив, преувеличивают значение формы (вернее, не формы, а ее изменения), считают, что от изменения формы зависит все, а содержание - этакое приложение к форме, которое автоматически меняется вслед за ее изменением. Эволюционисты «молятся» на старое, потому что оно старое. Революционеры «молятся» на новое, потому что оно новое.



Революция без эволюции - социальное потрясение, катастрофа. Эволюция без революции - социальный застой, болото, медленная смерть.

Оказывается, не все, что люди называют революцией, на самом деле является революцией . Общественные потрясения и государственные перевороты сами по себе не являются революциями. Революция - такое изменение формы общества (общественного строя), которое ведет к переходу от низшего к высшему. Всякое другое употребление слова «революция» является осознанным или неосознанным искажением его смысла, политической спекуляцией или наивной демагогией.

Оценить тот или иной общественный процесс как революцию можно скорее всего лишь ретроспективно, задним числом, по прошествии определенного, достаточно длительного времени. (Выше я говорил, что революция имеет смысл революции лишь в логической связке с эволюцией. Она должна быть подготовлена эволюцией и проверена, испытана на прочность эволюцией же.)

Эволюция и революция - виды становления. Лишь сравнительно недавно они были осознаны людьми как важные идеи-понятия. В неорганической природе им соответствуют постепенное изменение (постепенность) и скачкообразное изменение (скачок).

Эволюция и революция - процессы, которые охватывают собой сложные органические изменения, т. е. их необходимым элементом являются процессы развития . Скачок и постепенность характеризуют сравнительно простые изменения. Они используются главным образом для характеристики неорганических процессов. Например, выветривание скалы вплоть до ее полного исчезновения - это постепенное изменение, а разрушение скалы в результате землетрясения - это скачкообразное изменение.

Кстати, эволюционная теория Ламарка и теория катастроф Кювье суть не что иное как попытки объяснения сложных органических процессов эволюции и революции с помощью неорганических понятий постепенности и скачка.

Примером редукционистского истолкования понятий эволюции и революции (в смысле неорганических понятий постепенного и скачкообразного изменений) является также их использование для характеристики масштабных геологических процессов. Последние, при всей вовлеченности в них биосферных процессов, остаются все же по своей природе неорганическими . В них нет процессов развития , нет восхождения от низшего к высшему , как это мы наблюдаем в живой природе.

Дарвиновская теория происхождения видов, хотя и использовала язык органических понятий, обладает тем недостатком, что она пыталась объяснить революционные по своей сути процессы (а происхождение видов относится к таковым) с помощью инструментария эволюционной теории. Лишь с появлением генетической теории мутаций стало возможным объяснение биологических революций. В этой связи, с категориально-логической точки зрения правильнее говорить не об эволюции живой природы, а о ее становлении. Ведь теперь совершенно ясно, что в живой природе наряду с эволюционными (постепенными) процессами время от времени случаются революционные (скачкообразные) процессы. И последние не менее важны для становления живой природы, чем первые.

Отношение между понятиями революции и эволюции обоюдно-симметрично. Как революция логически связана с эволюцией, предполагает ее, так и эволюция логически связана с революцией, предполагает ее. Иными словами, становление полноценно лишь при наличии обоих процессов: революции и эволюции. Без революции становление не двигается вперед, не прогрессирует, «топчется на месте», «ходит кругами», повторяя, воспроизводя одни те же формы. Без эволюции становление эфемерно, нежизнеспособно, катастрофично.

Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого.

Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Революция - это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме. Эволюция - это развитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.

Революция происходит от позднелатинского revolutio, что значит поворот, переворот . В самом деле, революция - это переход одной противоположности в другую, изменение вплоть до наоборот, поворот на 180% и т. д. и т. п. В ней акцент падает на изменении, на противоположности. Эволюция происходит от латинского evolutio, что значит развертывание . В отличие от революции в эволюции акцент падает на сохранении, на изменении внутри сохранения, на развертывании того, что есть . Мы видим, что этимологически слово эволюция близко по смыслу нашему русскому слову развитие . Это, действительно, очень близкие категории. Тем не менее они отображают разные срезы реальности. Эволюция выступает в паре, в логической связи с революцией . У развития нет такой пары. Если теперь привести конкретный пример развития: эмбриональное развитие (эмбриогенез) - то увидим, что это развитие принципиально отличается от эволюции. Оно циклично, спиралеобразно, запрограммировано, протекает строго определенным образом и т. д. Эволюция не такова. Ее цикличность, спиралеобразность, запрограммированность не так выражены. Бессмысленно говорить о развитии зародыша как эволюции. Далее, если возьмем развитие человека от момента рождения, то и в этом случае разница между развитием и эволюцией очевидна. Индивидуальное развитие человека в высокой степени запрограммировано и генотипически, и фенотипически. Человек так или иначе «проходит» этапы детства, юности, зрелости... Если же он эволюционирует (например, в своем поведении, в своих взглядах), то эта эволюция может быть самой разной и непредсказуемой.

Биологическая революция - это возникновение нового вида (новых видов) живого, стоящего (стоящих) на более высокой ступени становления живой природы...

Революция, обновляя действительность, создает условия для дальнейшего эволюционного процесса, т. е. для перехода действительности в возможность (появления широких перспектив, открытия все новых и новых возможностей).

Выше, сравнивая становление и развитие, я говорил о том, что становление - это цепь переходов от низших форм развития к высшим или от развития одной степени сложности к развитию другой, более высокой степени сложности и от развития этой степени сложности к развитию еще более высокой степени сложности. Более общее представление о становлении как движении от одного уровня взаимоопосредствования, органического синтеза к другому уровню, а от этого другого к третьему и т. д. дает приводимая ниже диаграмма (рис. 19) .

Графически становление означает расширение центрального круга, пошаговый «захват» или «освоение» «территорий», относящихся к противоположным категориальным определениям, соответственным тождеству и противоположности. В смысловом плане это означает углубление взаимоопосредствования, расширение рамок органического синтеза этих категориальных определений. В самом деле, чем выше форма живого, тем она, с одной стороны, более устойчива, более едина, целостна и т. д., а с другой, более изменчива, более многообразна, сложна и дифференцирована... Человек является высшей формой жизни на Земле и в качестве таковой достиг наибольших успехов в деле освоения пространства и времени, движения, качества и количества материи, порядка и беспорядка, внутреннего и внешнего.

Говоря о пошаговом «захвате» «территорий», я хотел сказать этим, что расширение центрального круга или «захват территорий» не является чисто непрерывным, постепенным процессом, а включает в себя также дискретный, скачкообразный момент. Понятия эволюции и революции как раз и обозначают эти два разных момента становления. Эволюция характеризует становление как непрерывный, постепенный процесс, революция - как дискретный, скачкообразный процесс. (Употребляя выражения постепенность и скачок по отношению к эволюции и революции, мы в известной мере огрубляем, упрощаем эти понятия. Об этом нужно помнить. Ведь на самом деле эволюция не является чисто постепенным, непрерывным процессом, а революция - чисто скачкообразным, дискретным процессом (или, как говорят еще, перерывом постепенности). В эволюции мы можем наблюдать скачкообразные изменения, а в революции - постепенные изменения. Примером скачка в эволюции применительно к человеческому обществу является реформа . Эволюция и революция глубоко опосредуют друг друга и именно поэтому они не являются чисто постепенными или чисто скачкообразными изменениями. Эволюция - органический синтез постепенности и скачка при определяющей роли постепенности. Революция - органический синтез скачка и постепенности при определяющей роли скачка.)

Диаграмма позволяет также объяснить с категориально-логической точки зрения феномены одноплоскостного развития и феномены регресса, деградации, инволюции . В случае одноплоскостного развития круг взаимоопосредствования не сужается и не расширяется. В случае регресса, деградации, инволюции круг взаимоопосредствования сужается, сжимается вплоть до шагового перехода на ступень ниже, на более низкий уровень развития. С помощью диаграммы можно объяснить и феномен смерти или гибели живого организма, существа, человека. В случае смерти или гибели круг опосредствования исчезает или сужается до самого низкого уровня, соответствующего элементарным формам жизни.

(Об эволюции и революции в человеческом обществе см. ниже, п. 15.19, стр. 478).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...