Философия и общественные науки в Новое, и Новейшее время. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе

Философия и общественные науки в Новое время.

Политика и государство: новый взгляд

Цель урока: сформировать представление обучающихся о социально-философских идеях Нового времени и влиянии этих идей на общественное развитие.

Ожидаемые результаты:

Личностные: 1) формирование основ мировоззрения, ценностных ориентиров, основанных на уважении идей философской мысли Нового времени;

2) мотивированность на активированную познавательную деятельность в освоении мира и окружающей действительности;

3) выработка гражданской позиции.

Метапредметные:

Умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в неадаптированных источниках (оригинальных философских текстах); овладение различными видами публичных выступлений (монолог, высказывание, дискуссия) и следование нормам и правилам ведения диалога; развитие способности нестандартно думать, анализировать, делать обобщение, развитие философского мышления; определение собственного отношения к явлениям общественной жизни, аргументирование своей точки зрения.

Предметные: 1) знание отдельных научных философских понятий: теория общественного договора, макиавеллизм, разделение властей;

2) приверженность гуманистическим и демократическим, нравственным ценностям; 3) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в обсуждении.

План урока

Мотивация Закрепление пройденного Изучение нового материала: акиавелли Философские воззрения Т. Гоббса Концепция Дж. Локка онтескье

4. Оценивание

5. Дебрифинг (рефлексия)

Перед началом урока проводится формирование групп: обучающиеся выбирают портрет, понравившегося им философа, и занимают место за обозначенным столом.

Мотивация

Слово учителя (приводится факт): В н. 20 в. первые позиции в рейтинге «великих держав» заняли США и Германия, отодвинув Великобританию и Францию. Причиной такого небывалого успеха в США историки называют экономическую и политическую свободу граждан, преобладание частных интересов над государственными. Причиной же взлета Германии является усиление роли государства, выражавшуюся в милитаризации, государственных заказах , жестком контроле со стороны властей.

О чем свидетельствует этот факт? (разными путями можно сделать государство «великой державой»)

Вы, сегодняшние десятиклассники, чей путь (США или Германии) вам кажется предпочтительным?

(выслушиваются мнения учащихся)

Закрепление пройденного

Вопрос учителя: От чего зависит путь развития государства? Давайте вспомним, что собой представляли США и Германия в н. 20 века по форме правления?

(США – республика, президентская;

Германия – монархия, парламентская)

Учитель начинает оформлять схему на доске:

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Республика Монархия

Президентская? ? парламентская? ?

Учитель: Дополните схему другими формами правления и кратко охарактеризуйте их.

В силу первой власти государь или учреждение создают законы, временные или постоянные, и исправляют или отменяют существующие законы. В силу второй власти они объявляют войну или заключают мир, посылают или приглашают послов, обеспечивают безопасность, предотвращают нашествия. В силу третьей власти карают преступления и разрешают столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной…

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.

Если власть законодательная и исполнительная будут сведены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станут создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если в одном и том же лице и учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены три власти: власть создавать законы, власть проводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления и тяжбы частных лиц.

Вопросы к тексту:

Какие ветви власти выделяет Монтескье? Зачем необходимо разделять ветви власти? Каково ваше отношение к подобному управлению в государстве? Считаете ли вы данный путь возможным и необходимым в современной действительности?

Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены
во все сферы жизни общества. Стало формироваться и
новое понимание общества и человека в нем. В этот период было выдвинуто много новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить общественную реальность.

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе

На уроках истории мы узнали, что мировоззрение европейцев в Средние века полностью определялось христианством. Философия была призвана подтверждать религиозные истины, не случайно ее называли «служанкой богословия».

Средневековье имело своих титанов мысли.

К их числу следует отнести в первую очередь

Августина (354—430 гг.),

создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном»


Своего рода синтез учения Аристотеля и христианства

предложил другой выдающийся мыслитель той эпохи

Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.).

Благодаря разуму человек в состоянии распознавать

универсальные сущности в вещах.



Первые удары по средневековому образу
мышления нанесли те, кто совсем
не желали подрывать духовный

францисканцы Р.Бэкон (1214—1292 гг.)

и У. Оккам (1285—1349 гг.).

Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры, что неизбежно вело к ослаблению зависимости классической философии от теологии.
У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами, нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера.

Новую брешь в традиционных представлениях
пробили М. Лютер (1483—1546 гг.)
и его сторонники. Вера не только единственная,
но прямая инепосредственная связь с Богом.

Церковно-обрядовое понимание спасения было
подвергнуто критике.

Развитие эмпирических исследований привело
вскоре к исключительным успехам в области
науки. Н. Коперник предложил новую
астрономическую модель с Солнцем

в центре планетной системы.

Огромный вклад в развитие математики и
естествознания внесли Г.Галилей и И. Ньютон.
Наука, становится верховным

авторитетом в вопросах истины. Поиски более
светских обоснований захватили и философские
исследования, направленные на осмысление
общества и его институтов.

Политика и государство: новый взгляд

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Именно из этих посылок исходят такие
мыслители, как Н. Макиавелли (1469—1527 гг.).

Макиавелли создал своего рода учение

о механике правления. Целью политики он считал
приход к власти и ее сохранение, создание стабильного
государства. Суверенный государь сам устанавливает
законы и моральные нормы.
Таким образом, он стоит выше морали и права.

Другой английский философ — Дж. Локк (1632—1704 гг.),

развивавший идеи Гоббса, пришел к выводу о

нецелесообразности такой концентрации верховной
власти в одних руках либо в одном органе.
Локк выдвинул идею разделения законодательной
и исполнительной власти.


Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689—1755 гг.)

сделал вывод о необходимости выделения третьей
независимой ветви власти — судебной.
Так оформилась и постепенно утвердилась
в общественном сознании важнейшая
политико- правовая мысль новой эпохи —
идея разделения властей.




Просвещение: вера в разум и прогресс

Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей. Философы-просветители возвышали человека.


«Из всех живых существ человек наиболее совершенен»,

— утверждал французский философ Вольтер (1694— 1778 гг.).

Философы того времени полагали, что люди по своей природе добры и стремятся не столько к блаженству в загробном мире, сколько к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. И эта цель достижима при опоре на науку и просвещение. Последнее поможет преодолеть существующие в обществе суеверия, невежество, нетерпимость. Просвещенные, образованные люди неизбежно становятся и более нравственными. Сама возможность для общества перейти в новое, лучшее состояние говорит о прогрессивном характере общественного развития. Таким образом, взгляд на общественно-исторический процесс вновь изменился: от идеи круговорота к постулату о линейном движении общества по основным вехам библейской истории, а затем к тезису о поступательном движении человечества к развитому обществу.


Особо следует сказать о взглядах французского

философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.), который

разделял многие идеи просветителей, но в то же

время по ряду важных вопросов выдвигал собственные.

Как и просветители, Руссо считал человека добрым по природе. Он считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке.

Становление общественных наук

Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.

Экономическую теорию на научном уровне

впервые изложил в своих трудах английский философ,

экономист А. Смит (1723—1790 гг.).

Он исследовал влияние разделения труда на эффективность

производства, развил идею о труде как главном источнике

общественного богатства, обосновал теорию стоимости.


Термин «социология» ввел Конт (1798—1857гг.).

Он стремился отделить научное исследование

общества от «философских спекуляций», призывал

изучать реальные факты общественной жизни.

Справедливое общество и пути к нему

Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общественного или государственного устройства. В предыдущем параграфе речь шла о «правильном государстве» Конфуция и идеальном государстве Платона.
Идеи вторых основоположники марксизма назвали утопическим социализмом за то, что путь к новому обществу, по мнению французских философов, лежал через развитие производства, науки, просвещения народа.

Марксисткое учение об обществе

Из курса истории мы знаем, какие значительные изменения во всех сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную (капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).
Производительные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основой общественно-экономической формации. Производственные отношения— это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения.
Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала «по труду», а затем «по потребностям»). «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством к жизни, а сам станет первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!»



В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов

- утопистов, считали, что только острое классовое

противоборство, социальная революция могут

открыть дорогу к новому строю.

Социально-философская мысль XX в.

Марксистское учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетии. При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам, так и в более умеренном, реформистском виде. Первой трактовки марксизма придерживались российские революционеры во главе с Лениным, вторую точку зрения исповедовали западноевропейские социал-демократы. Помимо новых «версий» марксизма, в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития.
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии.




Идеи технократизма отражены в трудах

американского экономиста Дж.Гэлбрейта.

Появление компьютерной техники вызвало новый всплеск интереса к технократическим идеям. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духовная культура.
Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации.
Из этой темы, мы можем вывести несколько основных понятий и терминов: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, марксизм, технократизм, экзистенциализм;
социальная статика, социальная динамика.

Философия и

общественные науки

в Новое и Новейшее время

Обществознание 10 класс профильный уровень 7-9 уроки

Составила: Масленникова Г.В.

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское

План урока:

  • Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
  • Политика и государства: новый взгляд.
  • Просвещение: вера в разум и прогресс.
  • Становление общественных наук.
  • Справедливое общество и пути к нему.
  • Марксистское учение об обществе.
  • Социально-философская мысль XX в.

Два периода философии

Средневековья

«Патристика»

(IV-VIII в.) - от лат. Pater – отец.

«Схоластика» (VI- XVв.)

– «школьная

философия»)

Система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства

Постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся нам доводы разума обоснование веры.

Средневековая философия Патристика
  • Философское осмысление христианской догматики
    • Проблема триединства Бога
    • Проблема Боговоплощения
    • Проблема иконопочитания
  • Проблема теодицеи
    • Зло как недостаток блага
    • Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения
    • Зло как злоупотребление свободой воли
  • Философия истории
    • Смена цикличной парадигмы линейной
    • История как мистическая драма

Известные деятели

Патристика

Схоластика

Климентий Александровский

Григорий Нисский

Августин Блаженный

Иоанн Златоуст

Альберт Великий

Бренсис Бэкон

Фома Аквинский

Сигер Брабантский

Патристика

Карфаген

Александрия

Константинополь

Иерусалим

Схоластика

Баньореджо

Лауинген

Лумеллоньо

Патристика

  • Августин. Против академиков.
  • Августин. О порядке.
  • Августин. Исповедь.
  • Августин. О граде Божием.
  • Боэций. Комментарии к Порфирию.
  • Боэций. Утешение философией.
  • Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
    • Об именах Божиих
    • Таинственное богословие
    • О небесной иерархии
    • О церковной иерархии
  • Иоанн Дамаскин. Источник знания:
    • Диалектика
    • Точное изложение православной веры

Основные сочинения

Аврелий Августин

Иоанн Дамаскин

Северин Боэций

Псевдо-Дионисий

Схоластика

  • Ансельм. Монологион.
  • Ансельм. Прослогион.
  • Абеляр. Да и Нет.
  • Абеляр. Логика «для начинающих».
  • Абеляр. Теология «Высшего блага».
  • Пётр Ломбардский. Сентенции.
  • Фома Аквинский. Сумма против язычников.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии.
  • Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
  • Оккам. Сумма логики.
  • Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
  • Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Фома Аквинский

Пьер Абеляр

Особенности Средневековой философии

Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была признана обслуживать ее интересы (становясь «служанкой» теологии).

Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. Creatio – создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274)

Аврелий Августин

Разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но не в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

Фома Аквинский

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес Фома Аквинский. Его учения составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил 5 доказательств существования Бога:

первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;

четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

Вопросы и задания к тексту
  • Дайте характеристику средневековой философии.
  • Какие два периода можно выделить в философии Средневековья?
  • Какие особенности отличают средневековую философию? Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.
  • Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы Аквинского.
  • Что объединяет два средневековых периода?
  • Как в целом изменились взгляды на человека в период Средневековья?
  • Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления? Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?
  • Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие последствия это имело?
Средневековые представления о человеке и общество и их кризис

Античность

Культ красоты человека

Средневековье

Религиозная философия

Отрицание

Два периода в философии Средневековья

«Патристика»

«Схоластика»

Августин (354-430) «Без веры нет знания, нет истины»

Фома Аквинский (1226-1274) . Бог. Мир неподвижен. Вера-разум.

Кризис средневековой философии Удары по ней нанесли:

Р.Бэкон (1214-1292) Разум не есть вера

У. Оккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя доказать

(1483-1546) Критика церкви

Последствия

Гуманизм

Успехи в развитии наук, поиски светских обоснований

Н. Макиавелли

Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышлении; о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом».

Н. Макиавелли
  • Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, no H. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.
Английские философы

Теория общественного договора

война всех против всех

Часть прав государству,

чтобы остальные сох-

ранить за собой

Общественный договор отрицал.

Идея разделения властей на зако-

нодательную и исполнительную

Шарль Луи де Монтескьё Вопросы и задания к тексту - Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени? - Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Н. Макиавелли.

  • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Политика и государство: новый взгляд Исходные рассуждения

Гумманизм

Гармоничность человека

Возрастание роли государства

Философы

Н.Макиавелли

Ш.Монтескье

Учение о механике, теория «общественного договора, разделение властей»

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «Из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует peлигиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Он мечтает о просвещенном правителе.

Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии - равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества

Жан Жак Руссо

Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует («временную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

Французские просветители.

Неисчерпаемость разума

и, следовательно общест-

венного прогресса.

Равенство людей

перед законом

и правом.

Человек находится в

гармонии с природой

Рост населения и климат

приводят к соперничест-

ву. Появляется неравен-

Для установления гражданского мира заключается

Общественный договор.

Ф.Вольтер

Вопросы и задания к тексту - Характеристика и анализ взглядов Вольтера. - Характеристика и анализ взглядов Руссо. - Какой вывод о движении общества они сделали? Век Просвещения – философы - просветители Исходные рассуждения

Человек наиболее совершенен!

Достойной жизни – да!

Загробной жизни нет!

Человек добр по природе

Достижения благополучия и богатства в реальной жизни с помощью:

Развития науки

Развития просвещения

Представители философов-просветителей Вывод: От идеи круговорота к постулату о линейном движении общества

Вольтер (1694-1778)

Руссо (1712-1778)

Критика Религии

Идеал- просвещенный государь

Человек добр, зло несет цивилизация

Назад к природе

Сравнительная характеристика экономических учений А. Смит Трудовое общество

Общественные связи между людьми возникают на основе общественного разделения труда.

Источник богатства - стремление человека

к материальному благополучию.

Условия процветания государства:

Частная собственность,

Невмешательство государства в экономику,

Свобода личной инициативы.

Основные классы общества:

Наемные рабочие(заработная плата),

Капиталисты(прибыль),

Крупные землевладельцы(рента),

Столкновения неизбежны!

Огюст Конт, основатель позитивной философии. СПЕНСЕР Герберт (1820 - 1903) - английский философ На пути к научной социологии.

Система наук-

математика-астрономия-физика-

химия-биология-социология

(ввел впервые)

Каждая наука опирается на предшествующую

и оперирует новыми понятиями.

На пути к научной социологии.

Г.Спенсер

Два типа общества-

-«военное»-основано на принуждении

-«промышленное»-добровольное.

Общество не должно поглощать личность!

Общество состоит из 3 систем:

Производящая,

Распределительная,

Регулятивная(социальный контроль

держится на страхе).

Взгляды Адама Смита
  • Общественные связи между людьми на основе общественного разделения труда.
  • Обосновал теорию стоимости, разработал общую теорию рынка.
  • Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
  • Следовательно, труд - главный источник общественного богатства.
  • Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.
  • Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
  • Существует три условия процветания государства:
  • господство частной собственности;
  • невмешательство государства в экономику;
  • отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Социальная структура общества

Капиталисты

Крупные земельные

собственники

Новые имена в философии

Социология – царица наук.

Изучение законов биологического

развития и законов общественных

явлений, не прибегая к поиску

сверхъестественных причин.

  • «социальная статика»
  • «социальная динамика»
  • Основной фактор развития –

    духовный рост

Эволюция общества. Два типа обществ:

  • «военное»
  • «промышленное».
  • Общество включает три главные

  • Производящая средства для жизни
  • Распределительная
  • Регулятивная
  • Общество не должно поглощать

    личность

Г.Спенсер

«Утопия» Томас Мор «Город солнца» Т.Кампанелла

А.Сен-Симон об этапах развития общества

Первобытность

Рабовладение

Феодальный

сословный строй

Общество индустриалов

идолопоклонство

политеизм

(многобожие)

монотеизм

(единобожие)

мировоззрение

Ш.Фурье об этапах развития общества

  • Периоды, предшествующие производственной деятельности.
  • Раздробленное, обманное, отталкивающее производство варварство, среднее производство, цивилизация, крупное производство.
  • Социетарное, правдивое, привлекательное производство социантизм, простая ассоциация, гармонизм, сложная ассоциация.

Первобытность, дикость

Патриархат,

мелкое производство

Гарантизм,

полуассоциация

Вопросы и задания к тексту

  • В чем вы видите преемственность во взглядах ранних утопистов, Ж.Ж.Руссо и Платона?
  • Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?

Справедливое общество и пути к нему

Ранние социалисты-утописты

Т.Мор и Т.Кампанелла

Поздние социалисты-утописты

А.Сен Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн

Мечты о социалистическом

обществе, где:

  • Социальная гармония;
  • Общность интересов всех граждан;
  • Свободный творческий труд;
  • Равноправие;
  • Плановое хозяйство;
  • Распределение по труду;
  • Отсутствие эксплуатации

Остров «Утопия»

«Город солнца»

Ф.Энгельс

Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса

  • Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
  • Решающая роль материального производства в жизни общества.
  • Необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производственных сил.

Производственные

Производственные

отношения

Предмет труда

Орудия труда

Средства труда

Люди с их

умениями

Социально-экономическая формация

Надстройка

Экономический базис

Материально-техническая

производства

Рабочая сила как товар

Потребительская

стоимость

Стоимость

Способность в процессе

труда создавать новую

стоимость

Стоимость средств

существования,

необходимых для

удовлетворения

потребностей рабочего

и его семьи

Вопросы и задания к тексту

  • Какие факторы подготовили учение марксизма?
  • Что нового они привнесли в социально-философское учение?
  • О каком обществе они мечтали?
  • Дайте ему характеристику.
  • Возможно ли вообще существование такого общественного устройства?

Предпосылки возникновения

марксизма

Естественно-

Теоретические

Социально-

экономические

Основные положения учения:
  • примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
  • решающая роль материального производства в жизни общества;
  • необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;
  • определяющее воздействие экономического базиса на всe многообразие надстроечных явлений;
  • неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
Коммунистическое общество:
  • Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.
  • Труд - первая необходимость.
  • Каждому по способностям, каждому по потребностям!
  • Отсутствие частной собственности.
Социально-философская мысль XX в. Марксистское учение стало одним из популярных в XX в. Но оно существовало в разных вариантах: 1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России; 2} умеренном, реформистском - Э. Бернштейи. Марксизм и ревизионизм

Вопросы для сравнения

Взгляды основоположников

Взгляды Бернштейна

Сложение пролетариата при капитализме

Тенденция к абсолютному и относительному обнищанию

Медленный, но неуклонный рост жизненного уровня рабочих

Положение средних слоев общества

Все большая поляризация общества, «размывание» средних слоев

Рост числа собственников, разрастание среднего класса

Отношение к демократии

При капитализме носит узко-классовый характер

Создает условия, при которых ни один класс не пользуется политическими привилегиями

Перспективы капитализма

Неизбежная скорая гибель

Капитализм имеет возможности для развития и саморегулирования

Пути перехода к социализму

Социалистическая, революция

Политика частичных реформ

Американский экономист Дж.Гэлбрейт

Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, -развитие производства. При этом реальная власть распределяется между специалистами проиэводства и управления (менеджерами).

Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль других важных сторон в жизни общества, таких как культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.

Эксистенциализм

М.Хайдеггер

Ж.П.Сартр

Вопросы и задания к тексту

  • Какие направления марксизма развиваются в ХХ веке?
  • Дайте им сравнительную характеристику.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте технократизм.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте экзистенциализм.

Направления Марксизма в ХХ веке

Радикализм

(В.И.Ленин)

Реформизм

(Л.Бернштейн)

Новые направления общественной мысли

Технократизм

Экзистенциализм

Техника – решающий фактор развития

Человек свободен выйти из жизненной ситуации

Техническая цивилизация - прогресс

Прогресс

Экология,

бездуховность

Развитие знаний об обществе Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

Целители нового времени Т. Гоббс;Дж. Локк (XVI-VII вв.)

Теория «общественного договора». Различия во взглядах Гоббса на природу государства. Идея Локка о разделении властей

Философы-просветители Вольтер, ОК. Руссо

Принцип политического равенства людей. Причины появления теории «общественного договора». Идея социального равенства

Теория трудовой стоимости. Основные условия процветания государства. Социальная структура общества. Роль рынка

Социалисты-утописты: Сен-Симон, Фурье, Оуэн

Основные черты идеального общественного строя (социализма). Критика капитализма. Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. Утопизм их взглядов

Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

О.Конт, Г. Спенсер

Введение понятия «социология». Выделение двух типов общества: «военного» и «промышленного»

К.Маркс, Ф. Энгельс

Законы общественного развития. Теория прибавочной стоимости. Теория социалистической революции. Учение о высшей фазе общественного развития. Дискуссия о роли марксизма в современном мире

Марксисты

Возникновение различных марксистских течений. Реформистское крыло в марксизме. Радикальное направление в марксизме

Западная философия ХХ в.

Теории, рассматривающие решающие факторы общественного развития. Технократическая теория (Гэлбрейт). Теории, определяющие сущность человека и его удел; экзистенциализм (Сартр)

Домашнее задание
  • § 3, выполнить задания

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...