Финикийский бог неба 4 буквы. Финикийские боги и их мифология

Миф о Минотавре с головой быка, живущем в лабиринте и пожирающем людей, и об отважном Тесее, победившем чудовище и вышедшим невредимым из лабиринта с помощью нити Ариадны.

Значение имени Минотавр

В греческой мифологии Минотавр был чудовищем с телом человека, головой и хвостом быка. Минотавр был плодом любви критской царицы Пасифаи, женой царя Миноса, и быком, посланным самим Посейдоном. В связи с жутким видом Минотавра, царь Минос приказал мастеру Дедалу и его сыну Икару построить огромный лабиринт, в котором чудовище будет скрываться от людей. Минотавр жил в лабиринте, а афиняне, в качестве выкупа за убитого сына Миноса, должны были ежегодно присылать юношей и девушек на съедение чудовищу. Афинскому герою Тесею удалось убить его.

Слово Минотавр состоит из древнегреческого имени «Минос» и существительного «бык». Таким образом оно означает «бык Миноса». Настоящее имя Минотавра было Астерий, от древнегреческого «Астерион», что означает созвездие быка Телец.

Царь Минос и бык из моря

Царь Минос был одним из трёх сыновей от союза бога Зевса и Европы. Зевс принимал разные облики: змея, быка, орла, лебедя. Когда он был в облике быка, он соблазнил Европу. Астерион, царь Крита, взял Европу в жёны вместе с сыновьями Зевса и воспитывал мальчиков, как своих. Когда Астерион умер, он не успел завещать, кому из сыновей царствовать на троне: Миносу, Сарпедону или Радаманту. Имя Минос фактически означает царя, и ему суждено было стать королём Крита. Но восхождение Миноса к власти было трудным, так как ему нужно было опередить соперников братьев. Минос утверждал, что его избрали боги, чтобы править, и он имеет их поддержку. Он хвастался, что может доказать это, и молился богам. В один прекрасный день Минос молился и пообещал, что принесёт в жертву быка. Посейдон послал ему из моря великолепного быка, что подтвердило претензии Миноса на царствование. Уже никто не осмеливался бросить вызов благосклонности богов, и особенно, могучего Посейдона, управляющего всеми морями. Минос изгнал своих братьев с Крита и занял престол. Три брата вновь объединились в загробной жизни, став судьями в аду. Их задачей стало судить умерших и определять их размещение в аду на основании заслуг при жизни.

Царь Минос не выполнил обещание принести в жертву богам быка, посланного Посейдоном, а пожертвовал обычного быка. Величественного быка он оставил у себя. За высокомерие Посейдон наказал его тем, что привил жене царя Миноса Пасифае страсть к быку, вышедшему из моря. По другой версии, Посейдон, возмущенный спесью и неуважением Миноса, пошёл к Афродите, и та прокляла Пасифаю, наградив её страстью к быку.

Пасифая и рождение Минотавра

Царица Крита Пасифая, страдающая от страсти к быку, обратилась за помощью к мастеру Дедалу и его сыну Икару. Дедал построил для неё деревянную корову, которую обтянул шкурой реальной коровы, и прикрепил к ней колёса. Царица Пасифая забралась внутрь деревянной коровы и её отвезли на луг, где пасся бык. Там она соединилась с быком, и от этого союза родился Минотавр, человек с головой и хвостом быка. Царица назвала его Астерий (от созвездия быка Телец). Когда мальчик стал подрастать, на его голове выросли рога и лицо превратилось в бычью морду. Увидев это, Минос понял, что наказан богами через участь жены, но оставил Пасифаю, а Дедала и Икара за их помощь царице сделал рабами. Когда Астерий вырос, Пасифая была уже не в состоянии прокормить его, ему нужен был другой источник пищи, так как он был ни мужчина и ни зверь. Он начал есть людей. По совету оракула, царь Минос должен был скрыть его от людей. Он приказал Дедалу и Икару построить огромный лабиринт, поселил в него сына и назвал Минотавром.

Смерть Андрогея и дань афинян

В то время, когда строился лабиринт, Минос узнал, что их с Пасифаей сын, Андрогей был убит афинянами. Минос обвинил афинян в смерти своего единственного сына и уничтожении его семейной линии. Он начал преследовать их, пока они не согласились за смерть сына платить дань. Минос потребовал, чтобы афиняне в качестве дани ежегодно присылали семь девушек и семь юношей, которых будут отправлять в лабиринт на съедение Минотавру. В некоторых источниках говорится, что отбирались самые красивые мужчины и только девственные девушки. Убийство Андрогея наслало жестокую чуму на Афины. После консультации с Дельфийским оракулом, афинянский король Эгей узнал, что, только отправляя дань Миносу на Крит, можно спасти Афины. Тогда афиняне согласились.

Смерть Минотавра

Сын царя Эгея, Тесей, добровольно напросился в третью партию дани. Он уверял отца и все Афины, что убьёт Минотавра. Юноша пообещал, что на пути домой поднимет белые паруса, если станет победителем, а если чудовище убьёт его, то экипаж вернётся под чёрными парусами. Когда Тесей прибыл на Крит, он сразу обратил на себя внимание сводной сестры Минотавра Ариадны, дочери царя Миноса и Федры. Ариадна влюбилась в Тесея и помчалась к Дедалу, чтобы он сказал ей, как можно выбраться из лабиринта. Следуя инструкции Дедала, она вручила Тесею клубок из длинной нити, прежде чем он вошёл в лабиринт. Тесей привязал конец нити Ариадны ко входной двери и пошёл в лабиринт. Он нашёл Минотавра в дальнем углу и в битве победил его. По одним версиям, убил кулаком, по другим, мечом Эгея. Благодаря дару Ариадны, Тесей и остальные жертвы смогли выбраться из лабиринта. Тесей просто следовал за нитью Ариадны, пока не вышел к двери. Опасаясь гнева Миноса, Тесей вместе с другими афинянами, Ариадной и Федрой быстро отплыл в Афины.

Путь домой

Тесей по пути домой оставил Ариадну на острове Наксос. Бог Дионис заставил Тесея отказаться от Ариадны, так как она понравилась ему. В результате Ариадна стала женой Диониса, а Тесей отплыл домой, и, опечаленный, забыл изменить паруса на белый цвет. Отец Тесея, царь Эгей, увидев издали чёрные паруса, убил себя от горя, прыгнув со скалы в море. Тесей стал новым афинским царём, а именем отца назвал Эгейское море.

Изображения мифа в искусстве

Миф о Тесее и Минотавре нашёл широкое отражение в изображениях на древней керамике. Большинство сцен показывают бой Тесея с Минотавром. Сам миф воплощал собой борьбу между человеческим и нечеловеческим, естественным и неестественным. Существуют критские монеты, на обратной стороне которых изображено строительство лабиринта. Миф о лабиринте и Минотавре свидетельствует о почитании быков на Крите и об архитектурной сложности критских дворцов.


Эгей с радостью провозгласил Тезея своим сыном и наследником. Довольный афинский народ приветствовал Тезея, славного победителя разбойников. Стоило только Тезею появиться на улице, как его встречали приветственными криками, потому что всем нравился златокудрый юноша со смелым взглядом, который так прославился своими подвигами.

Однако уже через несколько дней Тезей заметил, что все люди в Афинах сразу стали печальными. Исчезла радость, исчезло веселье. Будто зловещая черная туча надвинулась на великий город. Озадаченный Тезей обратился к старому Эгею:

Что случилось с афинянами, отец? В городе как будто справляют поминки по кому-то.

Эгей печально склонил седую голову и ответил:

Надвигаются тяжкие дни, сын мой. Тебе пора уже знать, что несколько лет тому назад Афины потерпели поражение от войск царя Миноса, который царствует на острове Крит. И победители-критяне наложили на нас тяжелую дань. Ежегодно Афины должны отправлять семь самых лучших юношей и семь самых красивых девушек на остров Крит, где в хитросплетениях Лабиринта живет страшное существо - Минотавр . Это получеловек-полубык. Минотавр питается людьми - он и пожирает тех, кого мы вынуждены посылать на Крит... На днях в Афинах будут бросать жребий, кого именно из юношей и девушек придется принести в жертву Минотавру. На сердце у Тезея вскипело.

Ладно, отец мой! - промолвил он. - В этом году будет по-иному. Пусть афиняне назначат только шесть юношей. Седьмым буду я!

Старый Эгей схватил своего сына за руку:

Нет, Тезей! Ты - царский сын. Этот закон не касается тебя. Не бросай меня, только что найденный мною сын! Я стар, мне уже недолго осталось жить. Кто будет моим наследником, если я умру?

Именно потому, что я твой сын, я и должен ехать вместе с другими юношами, - твердо ответил Тезей. - Я должен убить чудовище, чтобы избавить афинян от этой страшной повинности.

Минотавр разорвет тебя и сожрет, как и всех других!

Нет! Твой меч со мной, отец. И рука моя не изменит мне!

Сколько ни умолял Эгей своего сына не оставлять его, Тезей твердо решил уехать в числе обреченных юношей и девушек. Он не унывал. Наоборот, подбадривал своих товарищей, которые считали себя почти что погибшими. И только старый Эгей все так же печально глядел на своего сына, которого уже не надеялся увидеть вновь. А в день отъезда, когда корабль, на котором юноши и девушки должны были ехать на остров Крит, уже поднимал свои печальные черные паруса, Эгей сказал сыну:

Тезей, дорогой мой Тезей! Ты видишь эту большую скалу над морем? Каждый день, с утра до вечера, я буду стоять на ней, ожидая твоего возвращения. И если удастся тебе вернуться домой победителем, прикажи заменить эти черные паруса на белые. Я издали увижу их - и мое старое сердце загорится новым желанием жить с тобой и для тебя, сын мой!

Тезей обещал выполнить желание своего отца, в последний раз обнял его, и корабль тронулся в дальний путь.

Скорбным был всегда этот путь. И только на этот раз на корабле не было слышно рыданий обреченных, потому что Тезей вселил в них надежду на победу над Минотавром, хотя никто не мог себе представить, как им удастся спастись.

Целую неделю плыл корабль. Тезей всматривался в далекий горизонт, стоя на носу корабля. И вот он заметил на краю моря удивительную блестящую фигуру. Это не был человек, фигура была чрезвычайно велика. Казалось, что вся она сделана из металла - так ослепительно сверкала она под солнечными лучами.

Что это за фигура? - спросил Тезей у кормчего.

Это великан Талое , - ответил кормчий. - День и ночь он охраняет берега острова Крит, обходя его вокруг. Это не человек. Сам подземный бог Гефест выковал его из меди и подарил царю Миносу. Никто не может приблизиться к острову Крит или покинуть остров, чтобы его не заметил Талое, который никогда не спит.

Корабль все ближе подходил к острову. Но еще до того, как корабль пристал к берегу, великан Талое оказался уже возле него, угрожающе подняв свою медную палицу.

Кто вы и откуда? - спросил он громоподобным металлическим голосом.

Мы из Афин. Везем дань Минотавру, - ответил кормчий.

Проходите, - проревел великан и пошел прочь, давя своими тяжелыми ногами скалы.

Вооруженные воины встретили обреченных и подвели их к царю Миносу, который всегда на берегу лично осматривал юношей и девушек из Афин - достойны ли они стать пищей для Минотавра. Холодными, жестокими глазами смотрел на Тезея и его товарищей Минос, потому что для него они были не люди, а живая пища для Минотавра. Но с прекрасной дочерью афинского вельможи Минос позволил себе нескромную шутку. Тезей не удержался.

Смерть мы примем, - сказал он царю, - но оскорблений я не потерплю. Меня еще с колыбели полюбил Посейдон.

Если тебя любит владыка моря, он поможет тебе добыть из его глубины вот это мое кольцо.

С этими словами Минос бросил свое кольцо в море.

Тезей не раздумывая кинулся в глубокие волны и исчез в пучине.

Девушки и юноши всплеснули руками, а Минос удовлетворенно засмеялся.

Но смелый юноша не погиб в волнах. Огромный добродушный дельфин подплыл к нему, пригласил его сесть на свою широкую спину и с быстротою ветра доставил его ко дворцу, светящемуся во мраке морской пучины голубым сиянием.

Тезей вступил в роскошные чертоги. Там на голубых тронах сидели Посейдон и его жена Амфитрита. Юноша изложил свою просьбу.

Что ж, получит Минос доказательство нашей к тебе милости, - произнес Посейдон и велел прислужнице принести Тезею кольцо Миноса.- А за твою смелость я дарую тебе награду: исполнение трех твоих желаний. Будь рассудителен и обдумывай свои желания здраво, чтобы они были тебе на счастье, а не на горе.

Тот же дельфин примчал Тезея к берегу, где Минос все еще придирчиво разглядывал афинских юношей и девушек.

Когда Тезей вышел к ним из моря, крики радости огласили берег. И только Минос был мрачен, принимая от Тезея свое кольцо.

Хорошо, - промолвил Минос, зловеще улыбаясь.- Ты самый рослый. Ты - любимец Посейдона. Минотавр насладится тобой первым. Эй, люди! Отберите у него меч и сегодня же ночью бросьте в Лабиринт!

Не успел Тезей оглянуться, как несколько десятков воинов схватили его, отобрали меч и отвели в темницу. Юноша остался один. Теперь уже ничто, очевидно, не могло помочь ему, безоружному... Вдруг ему вспомнилось, что Посейдон даровал ему три желания. Горячо воззвал он к владыке морей:

Первое мое желание: спаси меня из Лабиринта! Воля богов нередко вершится людьми. Так было и на этот раз. Мужество, отвага и красота златокудрого юноши со смелыми ясными глазами пленили дочь царя Миноса Ариадну . Она знала, что нечего было и думать умолять отца пощадить кого-нибудь. И потому решила сама помочь Тезею.

Как только опустилась на землю ночь, Ариадна пришла к темнице, где был Тезей. Она напоила стражников вином, взяла у них, сонных, ключи и открыла двери темницы. Тезей поднял голову.

Не ты ли поведешь меня к Минотавру? - спросил он.

Нет, я пришла, чтобы спасти тебя, - ответила Ариадна. - Иди за мной. Я проведу тебя, Тезей, к морю. Там стоит твой корабль. Садись на него и убегай отсюда.

Тезей гордо выпрямился.

Никогда и ни за что! - горячо произнес он. - Я не брошу моих товарищей одних! Я не уйду отсюда до тех пор, пока не убью Минотавра!

Именно такого ответа я и ждала от тебя, Тезей, - сказала Ариадна. - Вот твой меч. Иди за мной, я покажу тебе дорогу к чудовищу.

Тихо, осторожно вышли они из темницы, Рядом с нею начинались высокие стены Лабиринта - огромного сооружения с тысячами ходов и переходов, разветвлений и поворотов, где человек мог бесконечно блуждать и никогда не мог найти пути назад. А все те переходы и повороты приводили его в конце концов в самую середину Лабиринта, где жил Минотавр.

Золотым ключом, который Ариадна взяла у отца, она открыла маленькую дверь в стене.

Иди, Тезей, и пусть тебе помогут боги! - сказала Ариадна. - Но как же ты найдешь дорогу назад?

Не знаю, - честно признался Тезей. - Но даже если я не найду выхода, то все равно больше никому не придется искать его, потому что
я убью Минотавра.

В таком случае возьми этот клубок шелковых ниток,- сказала Ариадна. - Привяжи конец нити у входа. Не выпускай клубок из рук, только давай ему свободно разматываться. А эта нить приведет тебя потом назад. Иди, Тезей, я буду ждать тебя!

Взяв клубок в левую руку, а меч в правую, Тезей бросился вперед. Нечего было и пытаться выбирать путь в запутанном Лабиринте - все пути вели к чудовищу. Тезей быстро бежал навстречу Минотавру. Вот он услышал угрожающее рычанье, от которого дрогнули каменные стены. То рычал Минотавр, услышав шаги человека. И лишь об одном не забывал Тезей - он крепко держал клубок шелковых ниток, конец которых был в руке Ариадны.

Он не считал поворотов и разветвлений. Он не считал, сколько прошло времени. Но вскоре крутой поворот привел его к большой площади. Что-то огромное, неуклюжее ворочалось там. Это был Минотавр.

Гигантское чудовище, у которого туловище было человеческое, а голова и плечи лютого быка, бросилось навстречу юноше, чтобы мгновенно проколоть его острыми рогами. Тезей не убегал. Он стоял, ожидая, только меч подрагивал в его напряженной руке.

С диким ревом налетел на него Минотавр. Но в последнюю секунду Тезей ловко отпрыгнул в сторону.

Минотавр с разгона ударился рогами об стену, и его рога до половины воткнулись в камень, застряли в нем. Минотавр ревел и хрипел, пытаясь вытащить рога. Но Тезей теперь уже не ждал. Он изо всей силы ударил мечом по шее чудовища, единым ударом перерубив ее. Обливаясь черной кровью, туловище упало на землю. А бычья голова так и осталась возле стены с воткнутыми в камень рогами...

Шелковая нить, нить Ариадны, слегка дергалась в руке Тезея. Она напоминала юноше, что ему следует торопиться. Бросив напоследок взгляд на неподвижное тело чудовища, Тезей побежал назад. Шелковая нить вела его к выходу, где его ждала Ариадна.

Вот и она, бледная и испуганная, ибо она слышала страшный рев чудовища.

У Тезея не было времени благодарить Ариадну. Вместе с ней он бросился к темнице, где находились афиняне. Стража все еще спала. Тезей разбудил своих спутников, вместо разъяснений показал им окровавленный меч и побежал вместе со всеми к кораблю. И Ариадна тоже присоединилась к ним, потому что боялась гнева своего отца, царя Миноса.

Тезей приказал поднять паруса. Корабль отчалил от берега и помчал счастливую молодежь назад к Афинам.

Культура Древней Греции хранит в себе много захватывающих рассказов, уникальных историй и поучительных легенд. Правдивость и достоверность древней легенды об убийстве Минотавра не имеет конкретных письменных подтверждений. Однако сохранились развалины былого дворца чудовища, им больше 4 тысяч лет. Это место вызывает повышенный интерес у людей, желающих прикоснуться к таинственной истории освобождения, любви и горя.

Происхождение чудовища

Минотавр описывается его как монстр ростом больше 2 м. У него бычья голова и человеческое тело. Питался он человеческим мясом.

Миф о Минотавре повествует, о том, что его родители - не обыкновенные смертные. Мать Пасифая, дочь Гелиоса и царица острова Крит (её часто путают с Пасифеей, но та была Нереидой, а это разные персонажи), отец - бык (по некоторым преданиям им стал сам Посейдон). Пасифая была женой Миноса, сына Зевса и Европы, который боролся со своими братьями Радамантом и Сапедоном за престол. Минос попросил помощи у богов, обещая за это преподнести им щедрое жертвоприношение. Всё получилось, как и желал Минос, он подтвердил свои намерения и взошёл на царство.

Легенда гласит, что Посейдон послал царю для жертвы сильного быка, который вышел прямо из морских вод. Но сын Зевса не сдержал своё обещание. Бык оказался очень красивым, поэтому он решил провести Посейдона и подменил подаренное животное на обычное.

Однако обмануть богов было невозможно, поэтому Посейдону стало известно о хитрости Миноса. За это он решил наказать его. внушил Пасифае, жене Миноса, непреодолимое желание к быку. Для совокупления с быком была придумана специальная конструкция, похожая на корову. Изнутри она была пустой, поэтому девушка могла с лёгкостью разместиться в ней.

Пасифая соблазнила быка и спустя время родила необычного человека. Мальчика, назвали Астерием, что означает «звёздный». Изначально ребенок ничем не отличался от других. Но по мере роста его тело начало видоизменяться, превращая его в монстра.

Минос не осуждал жену, т. к. понимал, что во всём случившемся есть его вина. Но и видеть ребенка он не желал. И тут ему на помощь пришли Дедал и Икар. Он поставил перед ними задачу возвести сооружение, где можно было содержать чудовище с головой быка и телом человека. Они создали Кносский лабиринт.

Зная о кровожадности зверя, царь отправлял в Кросс приговорённых к смерти за какие-либо преступления. Но после того, как жители афин убили Андрогея, сына царя Критского, он в отместку потребовал плату у жителей столицы. Поэтому любое упоминание о быке, вызывало у жителей древних Афин чувство страха. Для удовлетворения потребностей животного, необходимо:

  1. Каждый 9 лет платить дань.
  2. Выбирать 7 девушек и 7 юношей и отправлять в лабиринт. Их происхождение не играло никакой роли.

История Тесея

Тесей - тот самый герой, кто убил Минотавра. Он - одна из 14 жертв, которые были присланы как дань чудовищу. Он родился и жил в царских палатах. Молодой герой происходил из рода Эгея, который правил в Афинах. Его маму звали Эрфа, она была царевной Тезеры.

Эгей не занимался воспитанием Тесея, он постоянно был далеко от семьи. Долгое время юноша жил с матерью, на её родине. Прежде чем расстаться со своей семьёй и уехать в Афины, Эгей спрятал меч и сандалии - это был своего рода подарок Тесею. Желая повидаться с родителем, шестнадцатилетний юноша покидает свою обитель (Тезерские земли) и отправляется в Афины. По пути он совершает разные подвиги.

Победа над Минотавром

Тесею предстояло посетить жилище Минотавра, поэтому он был решительно настроен завершить чудовищную вереницу человеческих жертвоприношений, чтобы люди, жившие в постоянном опасении за своих детей, смогли вздохнуть свободно.

Успеху операции способствовал один факт. Минос родил ещё детей, и у него появилась дочь Ариадна. Увидев молодого человека, девушка влюбилась, чувство оказалось обоюдным, поэтому у них завязались крепкие отношения. Она знала, что в лабиринте сына афинского царя ждёт опасность, поэтому подарила любимому волшебную нить. Она помогала любому путнику найти правильный выход. Зная об этом, Ариадна отдала её Тесею, чтобы он смог ориентироваться, находясь внутри лабиринта.

Тесей, выполнил все так, как его учила девушка. Он взял конец нити и привязал её к двери, а для указания пути пустил клубок на пол, последовал за ним и дошёл до логова зверя. Войдя в него, он нашёл спящего монстра. Существует 3 версии того, как юноша победил Минотавра.

  1. Задушил голыми руками.
  2. Убил зверя одним ударом кулака.
  3. Зарубил мечом, который был оставлен ему отцом.

Узнав весть о том, что сын Эгея убил Минотавра и вышел из места заточения зверя, люди возликовали. Победитель понимал, что он просто не сможет больше существовать без прекрасной возлюбленной Ариадны. Поэтому, уезжая с острова, он похитил девушку.

В пути девушка погибает в морской пучине. Люди допускали, что это дело рук Посейдона, который таким способом решил отомстить Тесею за убийство Минотавра. Сын Эгея был настолько опечален известием о смерти девушки, что забыл сменить флаг из чёрного на белый. В знак удачного завершения дела.

Как только царь Эгей увидел чёрный знак, то сделал вывод, что сын проиграл схватку с монстром и погиб. Поэтому он, не дожидаясь никого, бросился в морские глубины и утонул. В память об этом, море получило название Эгейское.

После того как юноша расправился с чудовищем, нога человека не ступала на территорию лабиринта. Люди помнили весь ужас и страх, вызванный Минотавром.

Рационалистические версии мифа

Автор Содержание
Филохор и Евсевий Древние истории описывали немного иную версию появления критского Минотавра. В своих трудах они указывали, что рождение человека с бычьей головой было аллегорией. По их данным, Минотавр был обычным человеком, которого изначально звали Тавр.

Его родина - остров Крит, где он служил при царе Миносе. Тавр славился особой жестокостью. Афины, находились под властью островитян, поэтому должны были оплачивать дань не только золотом, но и людьми. Царь Минос принял решение проводить состязание, где Тавр должен был сражаться с сильнейшими афинскими юношами. Миф гласит, что среди юношей появился и Тесей, который смог одолеть Тавра. В честь этого жители афин были освобождены от уплаты налогов.

Плутарх Автор указывал на то, что лабиринт Дедала, который назывался Кносским, был среднестатистической тюрьмой. Ежегодно критский царь проводил состязания в честь своего погибшего сына Андрогея. Победитель получал в собственное владение афинских рабов. Но до этого их держали в стенах лабиринта. Согласно мифам, Тавр был первым, кто победил в соревнованиях. Но он был известен как жестокий и грубый хозяин. Чтобы уберечь своих людей, Тесей вышел на поединок с ним.
Демон Согласно этой , Тавр - это известный критский полководец, служивший царю Миносу. Он со своими воинами вступил в бой с флотом Тесея, но потерпел поражение. В этом бою он погиб от рук сына Эгея.

Современные историки полагают, что легенда о Минотавре несёт в себе метафору о столкновении и борьбе жителей материка с «народами моря», которые почитали быков.

Образ Минотавра в других произведениях

Авторы литературных произведений часто берут за основу . Она богата на колоритные и самобытные персонажи. Минотавр - один из таковых. В литературе образ зверя, который выглядит как человек с головой быка, можно встретить в произведениях:

  • «Дом Астерия».
  • «Лабиринт Минотавра».
  • «Божественная комедия».
  • «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре».

В угаритских текстах главным богом выступает Эл, однако это имя – всего лишь семитское слово «бог», появляющееся, например, в библейском имени Элогим (множественное число). Другими общими словами были Баал и Баалат, «господин» и «госпожа»; Милк, «царь» или «правитель»; и Адон (евр. Адонай), «владыка». Эти титулы использовались отдельно или в связи со специфическим именем божества. Например, главный бог Тира Мелькарт, который – из-за главенства Тира – был также главным финикийским богом, особенно в основанном тирянами Карфагене, обычно назывался Баал Мелькарт. Имя Мелькарт включает слово «милк» и означает «правитель города» («карт» – город; элемент, появляющийся также в названии Карфагена «картшадашт», Новый город). Мелькарт, который у греков слился с Гераклом, первоначально был божеством солнца, однако позднее – несомненно тогда, когда финикийцы стали господствовать на морях, – он приобрел и морские атрибуты. Его важность в карфагенском пантеоне доказывается тем фактом, что карфагеняне долгие годы посылали щедрые дары (десятину) в храм Мелькарта в Тире, где мы встречаем множество известных имен, таких, как Гамилькар и Бомилькар.

Культ Мелькарта также был характерен и для Гадеса, где его храм был основан финикийцами, выходцами из Тира, согласно исторической традиции, уже в XII веке до н. э., а гораздо позже мы встречаем его изображение на гадитанских монетах. Силий Италик (уроженец Италики, близ Севильи) в I веке н. э. описывает этот храм Мелькарта в Гадесе как «оставшийся нетронутым», где жрецы служили в древней финикийской манере босыми и одетыми в холщовые одежды. В храме не было никаких культовых изображений и горел вечный огонь. Существовал также храм Мелькарта около Ликса на Атлантическом побережье.

Как Тир почитал своего Мелькарта, так Сидон почитал своего Эшмуна, которого греки ассимилировали в Асклепия. Первоначально Эшмун был хтоническим божеством, но, как и Асклепий, отвечал за здоровье и врачевание. Миф из угаритских текстов о плодородии и урожае, пересказанный нами выше, широко распространился по Ближнему Востоку. Он известен в литературе как миф о Венере и Адонисе, или – если использовать традиционные финикийские имена – Астарте и Эшмуне, той же самой паре, которая в Вавилонии появляется как Иштар и Таммуз, а в Египте – Исида и Осирис.

Таким образом, Эшмун был гораздо большим, нежели просто местное сидонское божество. Позже он несомненно стал в Карфагене более могущественным богом, чем Мелькарт. Именно в его храме в цитадели, Бирсе (вероятнее, на холме Одеон, а не на холме Сен-Луи, поскольку там было найдено посвящение его римскому аналогу Эскулапу), уничтожили себя последние защитники Карфагена в 146 году до н. э.

Были и другие важные восточные финикийские божества. Решеф (рис. 51), бог молний и света, слился с Аполлоном, но, очевидно, не был эквивалентом сирийских Хадада и Тешуба, почитавшихся севернее. Ему также поклонялись в Карфагене в храме (Аполлона, согласно древним текстам), находившемся между портами и Бирсой. Другой бог – Дагон, чей храм был найден в Угарите. Дагон был богом зерна, и его не следует отождествлять (как полагают некоторые ученые) ни с божеством с рыбьим хвостом на монетах Арада, ни с Посейдоном, кому храм воздвиг Ганнон на дальнем североафриканском побережье.

На западе мы обнаруживаем еще одного главного бога, Баал-Хаммона. В римские времена это карфагенское божество, встречающееся и в других западных колониях, слилось с Сатурном (Кроносом), чей храм упоминается Ганноном и другими. Ранее он мог ассимилироваться с Зевсом (отцом Геракла-Мелькарта), ибо именно Зевс, как главное божество, упоминается в связи с клятвой Ганнибала в вечной ненависти к Риму, и перед его алтарем была произнесена эта клятва. Многие западные финикийские стелы посвящены одновременно Баал-Хаммону и Тиннит Пене Баал, и на них он появляется как менее значимое божество этой пары. Однако он появляется на стелах и в одиночестве, и также имеет собственные святилища, как, например, на Джебель-бу-Корнейн, горе, возвышавшейся над Карфагеном по другую сторону залива. Возможно, он представляет ассимиляцию восточнофиникийского Баала с африканским (ливийским) богом, близким Зевсу Аммону оазиса Сива. Гзель объясняет филологические причины того, почему он не может быть просто финикийской транслитерацией (буквальной передачей буквами другого алфавита), хотя часто изображается с бараньими рогами и бородой.

Из женских божеств в Финикии практически было лишь одно: богиня материнства и плодородия Астарта (евр. Ашторет), известная на пуническом западе как Тиннит. Гзель убежден в том, что обе они идентичны. Странно, однако, что, несмотря на преобладание имени Тиннит, такие личные имена, как Бодастарт и Абдастарт, встречаются часто, а имен с корнем Тиннит известно мало. Тиннит, как имя богини, не встречается на востоке, во всяком случае в древности. Астарта, как богиня плодородия, отождествлялась с Иштар и Афродитой, но она была более многосторонней и также ассимилировалась с Герой, царицей небес, и с матерью-богиней Кибелой. В Тиннит, в римские времена отождествлявшейся с Юноной Келестис (Caelestis), царственный и материнский аспекты преобладают над плодородным. В надписях богиня постоянно называется Тиннит Пене Баал (буквально «Тиннит, лицо Баала»), и до сих пор не прекращаются споры о происхождении этого имени. Некоторые полагают, что оно означает «отражение» или «ипостась» Баала, другие (хотя это совершенно неприемлемо) считают его местным именем, проводя параллели с греческим названием мыса к северу от Библа – Просопон Теу (Prosopon Theou) (Лицо Бога).

Рис. 17. Терракотовая форма для позднепунической статуэтки божества Беса из Дермеха, Карфаген, и современная отливка. Высота около 0,06 м

Однако мы до сих пор не знаем, почему восточная Астарта стала западной Тиннит. Отсутствие каких-либо восточных упоминаний Тиннит становится более значимым после находки надгробной стелы примерно 200 года на холме Сте-Моник в Карфагене, воздвигнутой в честь «Астарты и Тиннит Ливана», на которой упоминаются храмы, посвященные обеим этим богиням. Тиннит Ливана («белой горы», причем не обязательно сирийского Ливана) должна быть богиней, отличной от Тиннит Пене Баал, и Астарта, вероятно, является истинным воплощением тирского божества и также не должна отождествляться с Тиннит Пене Баал. Другие Астарты также имели храмы в Карфагене. Однако, как бы они ни назывались и сколько бы их ни было, по существу, между такими богинями мало различий, и мы можем рассматривать их всех как различные ипостаси главного женского божества финикийцев.

Тиннит Пене Баал была небесной богиней, в основном, видимо, лунной. Полумесяц и диск (рис. 24f; 25а, b), которые так часто встречаются на многих предметах из западнофиникийских раскопов, по-видимому, должны были указывать на эту богиню и ее супруга Баал-Хаммона. Однако на ее стелах встречаются и другие символы, особенно поднятая правая рука, «кадуцей» (символ врачевания) и «знак Тиннит». Рука (рис. 25g), явно благословляющая и защищающая, является символом, в форме амулета существующим во всех арабских странах, включая Тунис. Кадуцей (рис. 25е, h, n, p, r, t), кроме названия, не имеет ничего общего с греческим и римским символом Гермеса (Меркурия), однако принимает форму полумесяца и диска, переходящих в посох, часто украшенный лентами. Знак Тиннит (рис. 24b, f; 25) – загадочный символ, интенсивно обсуждаемый. Он обычно состоит из треугольника, увенчанного диском, откуда разделяется горизонтальной рукой; существует множество более сложных вариантов этой простой формы. Поперечина – не полумесяц, который если представлен, то обычно помещается концами вниз над диском; однако рука часто имеет поднятые вверх ладони, и весь символ становится очень похожим на стилизованную человеческую фигуру. Некоторые связывают его с египетским АНК, египетским крестом (египетский крест – Т-образная фигура, увенчанная кольцом, символ жизни в Древнем Египте), однако для такого утверждения слишком мало фактов. Этот символ – главным образом западный, и даже там встречается не часто до V века до н. э. Восточные его подобия встречаются гораздо реже и намного позже, и, вероятно, их можно считать западными производными или привнесениями.

Пикар полагает, что семитская религия Карфагена в V веке претерпевает сильные изменения: восточная пара Мелькарт и Астарта уступает место Баал-Хаммону и Тиннит Пене Баал. В подтверждение своей точки зрения Пикар приводит посвящения только Баалу, встречающиеся на некоторых ранних стелах. Такие изменения указывают на разрыв связей с городом-основателем и наплыв ливийских религиозных идей, соответствующих по времени аналогичным изменениям в политических союзах внутри города. В подобной ситуации приверженность аристократического семейства Баркид Мелькарту является признаком их религиозного и политического консерватизма. Однако не стоит слишком сильно полагаться на такие догадки. С другой стороны, культ Деметры (Коры) распространился не раньше 400 года до н. э. Мы знаем об этом из древних текстов и статуэток богинь, в большом количестве найденных в Карфагене (рис. 65). Согласно Диодору, этот культ был введен во искупление вины за разрушение карфагенской армией в 396 году святилища Деметры (Коры) близ Сиракуз. Некоторые полагают, что Деметра и Тиннит Пене Баал тождественны, однако против этого говорит слияние первой в римские времена с Церерой, а позже и Юноной Келестис (Caelestis). В любом случае можно утверждать, что был воспринят не только культ Деметры и Коры, но и сопутствующие ему греческие ритуалы, однако мы все же не должны допускать общую значительную эллинизацию карфагенской религии. Вслед за Гзелем мы можем отвергнуть мнение Гоклера, считавшего, что произошла «религиозная революция, которая эллинизировала восточные и семитские традиции пунической религии». Для такой революции понадобились бы более значительные стимулы. Однако поклонение обеим богиням продолжалось, что доказывается, например, прекрасной стелой в эллинистическом стиле, воздвигнутой в Карфагене суффетом Милкйатоном в честь Персефоны.

Рис. 18. Терракотовая статуэтка божества Беса. Таррос, Сардиния. Высота 0,10 м. V или IV век до н. э.

Опираясь на имена, включающие имена богов, и другие доказательства, мы можем обнаружить существование многих других божеств, как на востоке, так и на западе. Однако нам придется удовлетвориться теми, что уже стали предметом нашего обсуждения. Как повсюду в древности, местных культов существовало достаточно много. Следовало бы все же обратить внимание на множество египетских божеств, представленных в амулетах и статуэтках, найденных на финикийских археологических площадках, хотя из их присутствия не стоит делать вывод о том, что эти божества составляли неотъемлемую часть финикийского пантеона. В финикийской архитектуре встречаются колонны с головами Хатор, а Исида и Осирис появляются на карфагенских медных лезвиях (рис. 72) и многочисленных скарабеях. Чаще всех встречается Бес, карлик-полубог, похоже особенно популярный среди финикийцев. Множество крошечных амулетов с Бесом проникли из Египта, однако терракотовая форма, найденная в печи для обжига в Дермехе, указывает на то, что подобные предметы создавались и на месте. Этот факт подтверждается и абсолютно не похожей на египетскую разновидностью глиняного Беса из Тарроса (рис. 18), сделанной или в Тарросе, или в Карфагене.

Из книги О боге. Непротиворечивая теория бога автора Горяинов Евгений Владимирович

Боги, Боги, Боги… Старый еврей жалуется раввину: «Рабе, мой сын крестился!». Раввин вздохнул и ответил: «Мой тоже крестился». Еврей заламывает руки: «И куда смотрит Бог?». Раввин снова вздохнул: «Я слышал и у Него та же проблема…» Древний анекдот Не простое это дело -

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Мифы и легенды Греции и Рима автора Гамильтон Эдит

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Из книги Сатанизм для интеллигенции автора Кураев Андрей Вячеславович

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

Боги В угаритских текстах главным богом выступает Эл, однако это имя – всего лишь семитское слово «бог», появляющееся, например, в библейском имени Элогим (множественное число). Другими общими словами были Баал и Баалат, «господин» и «госпожа»; Милк, «царь» или

Из книги РОДные Боги автора Черкасов Илья Геннадьевич

Бог и боги - Вы еще сомневаетесь, хотя видели собственными глазами. Уж вам-то совсем не пристало быть Фомой Неверующим. Да, в россказнях о талисманах, приворотах, серебряных пулях что-то кроется! Что вы, католик, скажете на это? - Скажу, что я агностик, - улыбнулся отец

Из книги Мифы, сновидения, мистерии автора Элиаде Мирча

БОГ И БОГИ Религия в Римской империи Евангелие Иисуса Христа постепенно распространялось в религиозном мире. В ту эпоху каждый город–государство имел свое собственное божество, в чьи обязанности входили обеспечение процветания и защита от врагов. Афины надеялись на

Из книги Дохристиянські вірування українського народу автора Огієнко Іван

Боги. По принципу действия можно выделить такие группы богов:1. Боги Рода, покровители людей: Род, Рожаница, Сварог, Макошь, Чур, Дед, Родич, Бабы, Дива, Лада, Лад, Леля, Лель, Полель, Ярило, Яра, Тур, Турица, Перун, Перуница, Жива, Дажьбог, Оберег, Спасич, Волх, Ратич, Яга, Додола,

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Сельскохозяйственные боги Напротив, упорядочив жизнь, ставшую, в сущности, обмирщвленной, он охотно кадит сельскохозяйственным богам, нетребовательным и покладистым, и приписывает им урожаи. Отсюда эти возмущенные слова:"3аступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил

Из книги автора

Подземные боги В древнегреческой мифологии к подземным богам относились Аид и его жена Персефона, которую он похитил у ее матери Деметры. Они властвуют в Эребе над всеми подземными богами и чудовищами. До прихода Аида не было иной власти в Эребе, кроме самого Эреба,

Религия древних финикийцев являлась одним из звеньев семитских культов, отправляемых жрецами. В архитектуре храмов финикийских богов имеется много общего со строением иудейских сооружений. Но, в отличие от иудеев, верующие Финикии не признавали Единого Бога. Они, как и угаритяне, поклонялись бесчисленному Пантеону божеств. Самой угодной жертвой объектам своего поклонения финикийцы считали младенцев, из-за чего соседние народы сочли их крайне жестокими. Ниже речь пойдет о самых известных и значимых богах Финикии.

Большинство объектов поклонения древних финикийцев составляли те же боги, что и у угаритян. Отличие прослеживается лишь в произношении их имен, которое зависело от языковых особенностей. К примеру, бога Илу финикийцы нарекли Элом, а богу Балу дали имя Баал. Хоть религии обоих государств относились к западносемитским и имели общие корни, в угаритской и финикийской мифологиях прослеживается лишь частичная идентичность.

Наиболее почитаемые финикийские боги

В финикийской религии, впрочем, как и в любой другой, каждому из божеств была отведена определенная роль и «место жительства». Также они были наделены определенными чертами характера, внешностью и статусом. Были «главные над главными» боги, их «региональные заместители», близкие и дальние родственники и т.д.

Эл у финикийцев считался верховным божеством. Несмотря на его высочайший статус, он не пользовался большой популярностью. К Элу верующие редко обращались с реальными чаяниями. Но по обрывочным сведениям, в приграничных регионах Финикии его почитали как Творца творения, воздавая ему соответствующие почести. Возможно даже, что этому богу поклонялись в Берите и Библе. Но в большей части финикийских селений, в том числе и в колониях, «функциональные обязанности» Эла перекладывались на других божеств.

Баал-Шамим (финикийский бог неба) как раз и являлся одним из таких «заместителей» Эла. Некоторые верующие даже считали его повелителем вселенной. Резиденция божества находилась высоко над землей. Из поколения в поколение жители Финикии рассказывали, что Баал-Шамим относится к числу наиболее древних богов и, что особо примечательно, он является первым божеством, которое начали почитать люди. Имя Баал-Шамим стояло во главе списка объектов поклонения во многих финикийских городах, в том числе в Тире, Карфагене и Библе. Но популярность небесного владыки не была очень высокой.

Баал-Малаки по степени величия находился на одном уровне с Баал-Шамимом, но его «специализацией» было покровительство морским путешествиям. Существует мнение, что в его честь был назван испанский город Малака (ныне – Малага).

Баал-Цафон, финикийский бог плодородия, – древнейшее и глубоко почитаемое финикийцами божество. Они, как и угаритяне, видели его очень сильным покровителем дождя, в силах которого было сделать землю плодородной. Такие явления как гром и морские бури происходили исключительно по его желанию. Из трех перечисленных «баалов» Цафон был самым почитаемым. Во время религиозных обрядов жители Финикии чествовали не только бога, но и священную гору Цафон, на которой, по мнению верующих, располагался его дворец. О степени святости горы свидетельствует и тот факт, что евреи даже считали ее аналогом своей священной горы Сион. Храмы Баал-Цафона присутствовали в большинстве крупных городов Финикии. А ее жители, нарекая своих отпрысков, включали в их имена имя Цафон, чтобы те получали от божества защиту. До наших дней не сохранилось сведений о том, состояли ли эти три «баала» в родстве с Элом.

Астарта – одна из жен Эла: богиня-мать, покровительствующая плодородию и любви

Астарта является самой известной и почитаемой богиней Финикии. Ей массово поклонялись как финикийцы, так и весь семитоязычный мир. Но с III по I тысячелетие до н.э. авторитет Астарты потихоньку угасал. Так, в I тысячелетии до н.э. ей поклонялись лишь соседние с Финикией народы. Немного позже, когда религии этих государств постепенно переходили на единобожие, поклоняясь лишь богу Йахве и считая его единственным покровителем всего мира, библейские пророки стали считать Астарту и Баала (какого именно – неизвестно) своими основными врагами. Но возвратимся во времена, когда Астарта была одним из ключевых божеств древних финикийцев.

По мнению жителей Финикии, их государство было посвящено Астарте. Изначально прародители греков считали ее богиней плодородия. Немногим позже это ее предназначение несколько трансформировалось, и Астарту стали воспринимать как богиню любви. Верующие считали, что благодаря ее заботам рождались дети, а, следовательно, и увеличивались семьи. Видимо поэтому одной из форм поклонения Астарте являлась храмовая проституция – единовременная продажа своего тела за деньги, которые сразу же жертвовались в храм богини.

Поскольку и само общество, и все свое население древние финикийцы считали огромной единой семьей, то Астарте также наделяли роль покровительницы гражданского коллектива и дисциплины в нем. В обособленных городах Финикии, которыми управляли цари, олицетворяющие свои мини-государства, имя этой богини было неразрывно связано с царской властью, поэтому Астарту величали «великой». Помимо прочего, ее считали женщиной-воином, охотницей и даже покровительницей луны, хотя у луны был свой отдельный бог.

Образ Астарты во всей Финикии, кроме Карфагена, сумел приобрести поистине космические черты. Эту богиню воспринимали как кормилицу всей вселенной. У греков и римлян она отождествлялась с Афродитой и Венерой, но со временем ее чаще сравнивали с римской Юноной. Так Астарте, ставшей верховным божеством, финикийцы приписывали власть над рождением и смертью, здоровьем и недугами, землей и небом.

В различных местностях ей «добавляли» немало и других «обязанностей». К примеру, Астарта Эрицинская, которой поклонялись на сицилийской горе Эрике, на 9 дней отправлялась в Африку в сопровождении священных голубей. Жителям ряда других регионов Финикии приходилось провожать свое божество не на черный континент, а к морю, покровительницей которого они ее считали.

Поскольку в первую очередь Астарта являлась богиней плодородия и любви, то в большинстве случаев она изображалась в виде нагой женщины, которая поддерживает груди ладонями. Но ее изображали и в виде царицы, восседающей на троне. В такой композиции основным элементом был именно трон. Порой скульпторы создавали только его, а незримое присутствие небесной царицы на нем лишь подразумевалось. Богине служили – львы, голуби и мистические существа керубы (нечто вроде сфинксов). Керубы были своеобразными телохранителями Астарты, поэтому их часто изображали возле трона.

Астарта, являясь одной из многочисленных жен Эла, подарила ему много детей. Одной из ее дочерей являлась богиня Тиннит, которой в ряде городов поклонялись на уровне царственной матери. Но в Карфагене, где с середины V столетия до н.э. имя Астарты стало отходить на второй план, место верховного божества заняла именно Тиннит.

Дети Эла

Тиннит у карфагенян была небесной богиней, которая показывалась людям в образе луны. Она отвечала за движение облаков и воздушных масс, а сама перемещалась по небу верхом на льве. Тиннит в качестве матери-кормилицы поит землю дождями, благодаря чему на ней растут деревья, травы и цветы, а животные и люди получают возможность пить, кормиться и размножаться. Тиннит изображали в виде крылатой женщины. Ее священными животными так же являлись голубь и лев. Подобно своей матери Тиннит считалась богиней плодородия, а также воинственным божеством, олицетворяющим мощь карфагенского войска. Это давало повод финикийцам называть ее «могучей», хотя чаще ее величали «великой госпожой». И жители Карфагена, и соседствующие с ним народы воспринимали Тиннит, как хозяйку Карфагена. Образ богини даже присутствовал на местных монетах.

В виде человека ее изображали крайне редко. Чаще Тиннит представала в символическом образе – в виде ромба, так как данная геометрическая фигура с древних времен считалась символом появления на свет и роста. Растительным олицетворением этой богини считались гранат и пальма. С культом Тиннит связывают и знак, который одновременно символизирует принесенного в жертву младенца и погребальный сосуд. Он изображается в виде емкости цилиндрической либо яйцевидной формы, имеющей невысокое горлышко или полусферическую крышку. В наши дни на территориях, принадлежавших ранее древнему Карфагену, можно встретить необычные рисунки, именуемые знаками Тиннит: в своем большинстве они представляют собой треугольник или трапецию с расположенным над ними кругом. Скорее всего, эти знаки обозначают соединение богини плодородия с богом солнца. Роль последнего карфагенянами отводилась Баал-Хаммону.

Баал-Хаммон, бог солнца, относился к числу наиболее почитаемых сыновей Эла. Когда популярность бога-отца угасла, его основными чертами был дополнен образ сына. Баал-Хаммон являлся предметом поклонения не только у самих финикийцев, но и у жителей соседних земель, в том числе и финикийских колоний. Самое древнее упоминание о данном божестве датируется IX столетием до нашей эры. В западной части Финикии даже был возведен храм Баал-Хаммона. Ряд государств финикийского мира чеканил монеты с изображением его символа – круга с лучами. Но больше всего данное божество почитали в Карфагене.

Изо всех символов Баал-Хаммона чаще всего изображался солнечный диск (иногда он имел крылья). «Резиденция» бога находилась выше самих небес. Поскольку древние люди считали светило хранителем справедливости, то и Баал-Хаммону они приписывали эти же качества: по мнению людей, божество внимало чаяниям и мольбам верующих. Еще одной «специализацией» этого бога было обеспечение плодородия земли, а также размножение всего живого, в том числе и человека. В этом плане Баал-Хаммон отождествлял мужскую производственную мощь (женскую, как описано выше, символизировали Астарта и Тиннит).

Баал-Хаммон в образе светила с наступлением вечера опускался с западной стороны в подземный океан, а с приходом утра снова поднимался над морем, но уже с восточной стороны. Этому божеству некогда было отдыхать и ночью. Там, под землей он в темное время суток «возлагал на себя обязанности» владыки мира мертвецов. Этим и объясняется, почему Баал-Хаммона финикийцы считали триединым богом: небесным, земным и потусторонним.

Что касается изображений этого Бога, то, кроме солнечного диска в различных вариациях, его наделяли и человеческими чертами. Чаще всего «Мощный» (иногда его называли и так) представал в виде крепкого старца, восседающего на троне. Голова была увенчана конической тиарой или короной из перьев. В левой руке он держал посох с хлебным колосом, а правая была поднята для благословения.

Менее почитаемыми, но все же по-своему значимыми детьми Эла были:

  • Анат – богиня войны и охоты. По мнению финикийцев, внешне она была копией своей матери Астарты.
  • Шеол – покровительница подземного мира. Убита своим отцом в молодом возрасте.
  • Йево – один из нескольких морских богов.
  • Бел – покровитель текущей воды.

У Эла также было два брата:

  • Бетил – воплощение священных финикийских камней.
  • Дагон – покровитель земледелия.

О прочих финикийских и «чужеземных» богах

В финикийской мифологии встречаются имена и других богов, родственную принадлежность которых историкам установить не удалось. К ним относятся:

  • Решеф – бог войны и смерти (изображался в виде воина).
  • Эшмун – бог-лекарь, соединяющий жизнь и смерть.
  • Цид – бог, исцеляющий на этом свете тела, а в загробном – души.
  • Арц – богиня земли.

Примерно в середине IV столетия до н.э. в финикийский мир стали проникать греческие мифы. Это привело к своеобразному слиянию богов из обоих культов. Так, греческая Деметра с дочерью Персефоной некоторое время даже отождествлялись с Астартой и Тиннит, но позже они заняли свое место наряду с богами Финикии, не затмив их. В культ финикийцев вошли и другие «пришлые» боги, например, Дионис (бог виноградарства и виноделия), Крон (верховный бог) и немало иных греческих, египетских и римских божеств.

19 июня 2017

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...