Фома аквинский представитель теории происхождения государства. Общая характеристика теологической теории происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства и права берет за основу религиозные понятия. Теология - учение, объясняющее толкования и появления знаний о Боге. Она восходит к изысканиям ученых начала зарождения мира.

Суть основных положений теории

Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя.

Государство - это то, что предложил людям Бог, его воля и создание. Это канон, фундамент теологической теории. Каковы основные положения теории, исходящие из религиозной основы? Кратко о «Теологическая теория происхождения государства» можно изложить следующим образом:

  • Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
  • Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
  • Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
  • Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.

Сторонники теории убеждали людей в том, что божественный продукт – государство – зависит только от религиозных организаций и деятелей, тогда как договорная предлагала изучать появление договорных отношений между людьми, а психологическая - проникать в психику человека.

Основоположники идеологии

У теологической теории два основателя:

  • Ф. Аквинский;
  • А. Августин.

Время возникновения и распространения - 13 век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на 2 группы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • живут, выполняя волю Бога;
  • предпочитают придерживаться человеческим законам бытия.

По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог - единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе.

Другой автор - Фома Аквинский. Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. Наверху - Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные.

Первая группа (естественные) - это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил - путь достижения человеком уровня высокой нравственности. Как объясняет теория приобретение добродетелей?

Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований - основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался - книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.

Точки зрения и мнения о теологической идее

У теории есть достоинства и недостатки. Они помогают понять, что защищает наука. Основной тезис - «вся власть от Бога», – оспаривается. Какие плюсы и минусы можно выделить.

Минусы:

  • нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
  • все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
  • отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.

Плюсы:

  • монорелигия и государство появляются одновременно;
  • теория направлена на укрепление порядка в обществе;
  • объясняет теократические государства - первые виды общественных объединений;
  • является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
  • представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.

Теологическая теория продолжает находить свое место в современном мироустройстве. Официально признана в Ватикане, распространена в Иране, Саудовской Аравии.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями теологической теории происхождения государства, ее сути и отличия от других позиций ученых. Изучили кратко идеи основоположников теории. Выяснили, что по теологической идеологии государство - это продукт, созданный силами, не подвластными человеку, – Богом. У теории есть свои положительные моменты, но есть и минусы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 162.

К основным и наиболее известным теориям возникновения государ-ства принято относить:

теологическую (религиозная, божественная);
патриархальную (отеческая);
договорную (естественно-правовая);
органическую;
психологическую;
ирригационную;
насилия (внутреннего и внешнего);
экономическую (классовую).

Теологическая теория

Теологическая (религиозная) теориягоспод-ствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне-вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 - 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла-женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау-довская Аравия и др.) носит официальный характер.

Суть теологической теориив том, что государство возникло по воле Бога. Следова-тельно, государство, его институты, власть:

Вечны, незыблемы и святы;

Их возникновение и упразднение не зависит от человека;

Являются выразителями воли Бога на земле.

Современным вариантом теократической теории являетсяхристианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто-роны государства, заботе каждого гражданина об обще-стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес-печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная теория

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные суще-ства стремятся к общению и образованию семей, а разви-тие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государст-венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера-тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави-сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада-ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми-хайловский.

Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государ-ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Главным недостатком теорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

Договорная (естественно-правовая) теория

Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей иполучила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест-венного договора противостояла феодальному сослов-ному государству, произволу, нера-венству людей перед законом. Ее авто-рами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило-софы- просветители;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа-тель-революционер и др.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила так-же названиеестественно-правовой или естественного права. В боль-шинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

В работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево-люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от-ражение и в Декларации независимости США.

Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый"общественный договор", который состоит в следующем:

. первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

. каждый преследовал только свои интересы и не счи-тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован-ное общество могло уничтожить само себя;

. чтобы этого не случилось, люди заключили "общест-венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

. в результате был создан институт согласования инте- ресов , совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договораимела боль-шое прогрессивноезначение.

Существенным недостатком данной теории яв-ляется ее идеалистичность.

Органическая теория

Этатеория была выдвинута во второй половине XIX века анг-лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы-сказывались значительно раньше. Некоторые древнегречес-кие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравни-вали государство с организмом, а законы государства — с про-цессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономер-ности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, ес-тественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Суть органической теории возникновения госу-дарствав том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

= люди образуют государство, как клетки - живой организм;

= государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран-спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес-печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

= между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи-зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им-перия, в XVIII в. - Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству-ется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, ото-рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Недостатками органической теорииявляется:

Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

Сильное влияние дарвинизма;

Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Психологическая теория

Основоположником психологической теории воз- никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Данная теория утверждает, что возникновение государства связано со свойствами психи-ки человека:

♦желание быть защищенными и подчиняться более сильным;

♦желание сильных повелевать другими людьми;

♦способность сильных личностей оказать психологиче-ское воздействие и подчинить своей воле других;

♦желание отдельных членов общества не подчиняться об-ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер-шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу-дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва-лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под-чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная тео-рия не учитывает другие факторы (социальные, экономические, по-литические и др.), благодаря которым возникло государство.

Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возник-новения государства выдвигалась различными автора-ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви-нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со-циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и госу-дарства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии - в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще-ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате-риальных благ и средств производства сильным (воору- женным) меньшинством:

. сбор дани дружинниками;

. расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

. огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

. иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре-бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за-воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра-зом, рассматривается как реализация закономерности подчине-ния слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси-лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто-вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под-креплены принудительной силой государства (иначе го-воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при-мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира-ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со-держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг-нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник-новении германских или венгерского государств.

Ирригационная (гидравлическая) теория

Ирригационная (водная) теория возникнове-ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек-тивного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист не могли использовать са-мостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходи-ма была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц-зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет при-чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая (классовая) теория

Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего экономического. Это обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два под-хода .

Первый из них, господствовавший в советской науке, решаю-щую роль отводил возникновению классов и непримиримости борь-бы между ними: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас-сов.

Второй подход исходит из того, что в результате экономи-ческого развития усложняются само общество, его производи-тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз-никновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

♦ произошло разделение труда (земледелие, скотоводст-во, ремесло и торговля);

♦ возник прибавочный продукт;

♦ в результате присвоения чужого труда общество рас-слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

♦ появились частная собственность и публичная власть.

♦ для поддержания господства эксплуататоров был соз-дан специальный аппарат принуждения - государство.

Инцестная (половая) теория

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)

Спортивная теория

Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

Диффузная теория

Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

Теория специализации

Государство - это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) (Т. В. Кашанина)

Существуют и другие теории возникновения государства.

1

1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000.

2. Немировский А.И. История древнего мира: Античность: учеб. для студ. высш. учебн. заведений / А.И. Немировский. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Русь-Олимп, 2007.

3. Дун Чжуншу. Чунь цю фань-лу // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – М., 1990. – С. 112-127.

4. Ян Сюнь. Тай Сюань цзин // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – М., 1990.

5. Хуайнань-цзы // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – М., 1990.

6. Хоуханьшу // Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Часть II. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

7. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.

8. Повесть временных лет. Подготовка текста: пер., статьи и комментарии Д.С. Лихачева / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 3-е изд. – СПб.: Наука, 2007.

9. Петров И.В. Древнерусские летописи как источник по истории торговли и торговых правоотношений в Древней Руси (IX-X вв.) // Мир экономики и права. – 2010. – № 9. – С. 36–40.

10. Петров И.В. Идеи правового государства в Древнем Египте: мифы и реальность // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 124–125.

11. Петров И.В. Скандинавские письменные источники о торговых правоотношениях Древней Руси // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 81–82.

12. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Ока (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 82.

13. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Средняя Волга, Вятка, Кама (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 125–126.

14. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Западная Двина – Днепр (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 57–58.

15. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Днепр, Десна (825–859 гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 6. – С. 28.

16. Петров И.В. Четвертый этап обращения куфического дирхема в Восточной Европе (790-е гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 76–77.

17. Петров И.В. Пятый этап обращения куфического дирхема в Восточной и Северной Европе (800-е – первая половина 820-х гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 3. – С. 17–19.

18. Петров И.В. Государство и право Древней Руси в 882–980 гг.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Специальность – 12.00.01 Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений (по правовым наукам) / Северо-Западная академия Государственной службы. – Санкт-Петербург, 1999.

Теологическая теория признает божественный характер происхождения государства и права. Государство и право, согласно данной теории - творение Бога с целью регулирования поведения людей.

Данная теория является наиболее ранней из всех теорий происхождения государства и права. Если мы посмотрим на древнейшие государства - Египет, Шумер, Индию, Китай, Крит, Вавилон, Иудею - то увидим там отдельные элементы теологической концепции.

Египетский жрец Манефон, составивший списки египетских фараонов, писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов, принесших царственность на Землю. По мнению академика М.А. Коростовцева, «фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: … Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т.е. царем богов и людей, Ра - первый фараон… Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора…» .

Нечто подобное наблюдаем и в отношении Минойской цивилизации: «Греческие мифы делают бога Зевса родоначальником критских царей Миноса, Сарпедона и Радаманта, повествуя о том, как он, приняв облик быка, доставил на своей спине будущую их мать - финикийскую царевну Европу (указание на то, что страна Ханаан была родиной древнейшей критской государственности и религии). И в самом деле, именно здесь, на прародине земледелия, возникает представление о соединении бога-быка и богини-коровы как источнике священной царской власти и магической основе государственности» .

Несколько иное воплощение теологическая теория получила в Древнем Китае, где не было единой религии. Например, в эпоху династий Цинь и Хань сосуществовали и древняя религия - культ духов природы и предков, и конфуцианство, и даосизм, и буддизм.

С древнейших времен китайцы считали, что человека окружали могущественные духи неба, земли, звезд, гор и вод, которые подчинялись верховному божеству Шан-ди, находившемуся на небесах и управлявшему делами всего мира. Духам надлежало приносить жертвы на алтарях под открытым небом. Наряду с духами почитались и предки; им поклонялись и простые крестьяне, и император.

В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - основоположник учения - был первым крупным мыслителем в истории Китая. Эпоха Хань выдвинула ряд замечательных философов, развивавших учение Конфуция. Императоры Старшей династии Хань вознесли конфуцианство на уровень государственной философии.

Во II в. до н.э. крупнейшим представителем китайского конфуцианства стал Дун Чжуншу, автор великого трактата «Чунь цю фань-лу» . Согласно его концепции, человек является высшим среди существ, производимых Небом и Землей. Дун Чжуншу подчинил учение о силах ян и инь задаче обоснования своей концепции, утверждавшей приоритет Неба по отношению к Земле, и, следовательно, превосходство ян над инь, монарха над своими подданными. Получается, что правитель является светлой силой ян, а народ - темной силой инь. Власть императоров имеет небесное происхождение.

В I в. до н.э. приобрел известность Ян Сюн. Он учил, что над всем бытием стоит Небо, видящее даже то, что сокрыто от совершенно-мудрых. Понятие «Небо» у Ян Сюна совпадает с термином «сокровенное». «Сокровенное, - пишет великий философ, - во мраке располагает десять тысяч вещей, но его форма не видна. Оно из пустоты рождает принципы, соприкасается с одухотворенным разумом и создает установления, пронизывает древнее и настоящее, разделяя категории всего сущего; переплетает между собой силы инь и янь и развязывает жизненные начала» . Небо взвешивает достоинства людей, карает недостойных, возвышает нравственно-совершенных.

Несмотря на огромное влияние конфуцианства, в его среде существовало несколько версий понимания древних трактатов. - В 79 г. н.э. по приказанию Чжан-ди в г. Лоян был организован диспут, ставший знаменитым как «дискуссия в зале Белого тигра». В результате произошла канонизация учения Дун Чжуншу в качестве официальной конфуцианской доктрины.

Во времена Младшей династии Хань усиливаются мистические элементы в конфуцианстве. Сам Конфуций приобретает божественные черты. Его священная миссия стала рассматриваться как создание канонических книг - «И цзин», «Шу цзин», «Ши цзин», «Ли цзин», «Сяо цзин», «Юэ цзин», «Чунь цю».

Учение Конфуция и его последователей играло огромную роль при последующих династиях. При последней династии во многих городах находились храмы Конфуция.

На рубеже VI-V вв. до н.э. зародилось другое великое учение - даосизм. Основателем его, по преданию, стал Лао-цзы. Традиции даосизма, также как и конфуцианства, продолжались и после знаменитого основателя доктрины. Школа даосов оказала огромное влияние на развитие китайской философской мысли. Не без воздействия даосизма родилась китайская алхимия.

В эпоху Старшей династии Хань был написан даосский трактат «Хуайнань цзы». Согласно данному сочинению, основной, вездесущей силой, управляющей миром вещей, является дао: «Дао покрывает небо, поддерживает землю, простирает четыре стороны света, раскрывает восемь пределов. Оно высоко - беспредельно, глубоко - безмерно, обнимает собой небо и землю, сообщается с бесформенным» .

Идеальной жизненной позицией считается отрешенность от мирских страстей и суеты. Человек должен обратиться к своему внутреннему «я», то есть научиться владеть своими чувствами и желаниями.

Даосы, также как и конфуцианцы, для подтверждения своих идей, обращались к прошлому. В древности люди следовали естественности, но уже при Фу-си исчезает гармония в отношениях между людьми и природой, и друг с другом.

Даосы осуждали тиранию и жестокость правителей. Имея в виду династию Цинь, они утверждали: «Так, воплотивший дао отдыхает и неистощим, а полагающийся на расчет изнуряет себя, но безуспешно. Поэтому суровые законы, жестокие наказания - не занятие для тирана: кто щедро пользуется плетью, не обладает искусством дальней езды».

Даосское учение не могло получить в эпоху Хань поддержку императоров, так как понимание социальных проблем не отвечало запросам знати и чиновников.

В I в. буддизм проникает в Китай из Индии. К тому времени он был уже четкой религиозной системой с определенными обрядами. Во II-III вв. осуществляется перевод ряда буддийских текстов. Так, в 179-180 гг. была переведена «Артасахасрика»; ее вариант в 10 цзюаней называется «Сутрой об осуществлении пути». В начале III в. другой ее перевод выполнил Чжи Цянь.

В конце I-II вв. буддизм рассматривался официальными властями лишь как терпимая религия. Однако даже тогда он завоевывает позиции не только в народной среде, но и при императорском дворе. В «Хоуханьшу» отражено это укрепление позиций буддизма: «Повествуют, что Мин-ди (58-75 гг. н.э.) в 64 г. во сне видел золотого человека, высокого роста, с лучистым сиянием на голове, и просил вельмож изъяснить это. Вельможи сказали ему, что в западной стране есть дух, называемый Фо (Будда); остов его в вышину содержит 16 футов и золотистого цвета: почему Мин-ди отправил в Тяньчжу посланника собрать сведения о вероучении Фо. Чу-ван Ин первый начал веровать в Фо, и Срединный Двор, последуя ему, слишком прилепился к этому закону. Впоследствии как Хуань-ди (147-167 гг. н.э.), склонный к суеверию, начал молиться в храмах, посвященных Шагя-мони и Лао-дань (Лао-Цзы), то и народ мало по малу начал обожать Фо, а потом Фо-обожание чрезвычайно распространилось» .

Индийский буддизм столкнулся в Китае с многовековой философской традицией, которая оказала на него огромное влияние. Он вобрал в себя многие положения конфуцианства и даосизма, в результате чего впоследствии возникли новые буддийские школы - тяньтай, хуаянь, чань, цзинту.

Таким образом, в китайской религии и философии происходил разносторонний синтез различных концепций и идей.

Среди западноевропейских представителей теологической теории особо следует отметить христианских богословов Августина Блаженного и Фому Аквинского. Августин сформулировал учение о двух «градах», в котором церковь противопоставляется государству. Фома Аквинский утверждал, что «божественный разум» управляет природой, обществом, мировым порядком, отдельными государствами.

В XVI-XVII вв. теологическая теория использовалась, в том числе, для обоснования неограниченной власти монарха.

Среди современных ученых правомерно отметить Ж. Маритена (1882-1973 гг.), сформулировавшего положение о «первоинициативе» Бога во всех человеческих начинаниях .

В Повести временных лет теологическая концепция представлена сказанием об Андрее Первозванном, посетившим восточноевропейские земли в I в. н.э. Нестор данным повествованием хотел подчеркнуть древность христианства в Восточной Европе: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев…» .

Ключевым событием в истории отечественного государства летописная традиция единодушно признает и крещение Руси Владимиром Равноапостольным: «Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым» .

Крайне любопытно, что Великий путь из Варяг в Греки имел не только торговое, но и культурное значение, что и подчеркнул древний летописец своим легендарным повествованием об Андрее Первозванном. Именно по этому маршруту происходило движение не только торговых караванов, столь красочно описанное Константином Багрянородным, но и новых, христианских идей, обусловивших дальнейшую эволюцию древнерусской цивилизации.

Теологическая теория использует не столько научные аргументы, сколько опирается на веру. Ее влияние велико и по сей день - но золотой век данной концепции относится к древности и средневековью.

Библиографическая ссылка

Петров И.В. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И РАЗНООБРАЗИЕ ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 128-131;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7517 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Представители: Аврелий Августин (354-450), Фома Аквинский (1225-1274), Жозеф де Местр(1753-1821), неотомисты.
Содержание: Древнейшие сохранившиеся источники, отражающие содержание данной теории - Библия; Законы царя Хаммурапи.
Название происходит отгреческого слова «теос» - Бог. В странах Древнего Востока теологическая теория происхождения государства была единственной. Согласно теологической теории, государство - продукт божественной воли («вся власть от бога»). Законы царя Хаммурапи (гласят, что «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"). Теологическая теория является отражением фундаментальных основ восточной деспотии – принципа божественного происхождения государства и государственной власти.
Аврелий Августин утверждал, что государственная власть и государство происходят от бога, а причиной их создания был грехопадение людей. Монархи не сами устанавливают власть, она принадлежит им не по крови, не по рождению, не по выбору, а по воле Бога. В исключительных случаях Бог прямо назначает правителя. Так было с народом Израиля, когда Богом был назначен правитель Моисей. В других случаях воля Бога проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного (писаного) права. Здесь Божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно.
Фома Аквинский считал, что от бога происходит только сам принцип власти, а государство является делом людей. Важнейшая задача государства – обеспечить людям праведную жизнь.
Жозеф де Местр исходя из теологической концепции отстаивал королевский абсолютизм во Франции даже в начале XIX в.

Патриархальная теория происхождения государства.
Представители: Конфуций (551-479 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Р. Филмер (1604-1688).
Содержание: Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.
Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между собой невозможно. Люди - существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархальная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Таким образом, согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.
Свое развитие теория нашла в XVII веке в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх». Р.Фильмер пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Таким образом, библейская семья Адама рассматривалась как зародыш государственности.
В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский, историк М.Н. Покровский.

Психологическая теория происхождения государства
Представители: Л. И. Петражицкий (1867-1931), 3. Фрейд (1856 -1939).
Содержание: Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, желанием повелевать и подчиняться. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является государство. В качестве доказательства представители теории ссылаются на примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических лидеров.

Договорная теория происхождения государства
Представители: Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1 1677), Г. Гроций (1583-1645), Д. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778),А.Н. Радищев (1749 – 1802).
Содержание: Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII вв. и получила широкое распространение в Новое время, одновременно с зарождением теории правового государства и теории разделения властей.
Представители данной теории считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство, перейдя в правовое состояние. Если же условия договора нарушаются, то народ имеет право на революцию.
Ж.-Ж. Руссо в его знаменитом труде «Об общественном договоре, или принципы политического права» с идеей общественного договора связывал реализацию принципа народного суверенитета. По его мнению, цель договора - в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый остается столь же свободным, как и прежде.
Ж.-Ж. Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, ибо, согласно общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо".
А. И. Радищев считал, что государство возникает не как результат некого Божественного Провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных; что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди, входя в государство, лишь ограничивают, но не теряют свою естественную свободу. Отсюда он выводил право народа на восстание и революционное свержение монарха, если он злоупотребляет властью и допускает произвол.

Теория насилия (завоевания)
Представители: Е. Дюринг (1833-1821), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938).
Содержание: Государства возникают исключительно по военно-политическим причинам, в результате завоевания одних племен другими. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения - государство, и его инструмент - право. Л. Гумплович утверждал, что история не представляет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения.

Ирригационная теория происхождения государства.
Представители: К. А. Витфогель.
Содержание: Возникновение государств связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях (в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.д.). Эта необходимость приводит к образованию класса интеллектуалов-управленцев, налаживающих систему ирригации, от функционирования которой зависит выживание всего общества. В результате данный класс получает власть над всем обществом. Создаются разветвленный управленческий аппарат, нацеленный на обеспечение бесперебойного функционирования ирригационной системы и контроля над участием всего населения в едином производственном и жизненном цикле.

Органическая теория происхождения государства
Представители: Г. Спенсер (1820-1903).
Содержание: Согласно данной теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм - государство, в котором правительств выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние функции {оборона, нападение). Таким образом, государство приравнивается к человеческому организму, так как является результатом действия сил природы. Оно так же наделяется самостоятельной волей и сознанием. Наибольшее развитие теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Марксистская теория.
Представители: К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895), В. И. Ленин (1870 – 1924).
Содержание: Основным письменным источником марксистской теории является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.)
Государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. В соответствии с марксистско-ленинским подходом решающую роль в происхождении государства отводится возникновению классов. Государство возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.
В соответствии с общематериалистическим подходом, решающее значение имело не классовое структурирование общества, а экономическое развитие общества, развитие его производительных сил и распределительных отношений, что потребовало совершенствования управления и привело к возникновению государства.

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство.

Плюсы теории:

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

10. Теория общественного договора.

Понятие «Общественный договор» («соц контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке. Эти старинные авторы, рассуждая об общественном договоре, имели в виду следующее. Люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок и справедливость.

Человек теряет свою естественную свободу, но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах, возможность объединяться в союзы). Человек теряет естественное право добывать себе имущество (хватать все, что плохо лежит, отнимать у слабого), но приобретает право собственности. Это и есть «Общественный договор» в старинном понимании. В настоящее время от этой концепции осталось лишь ее ядро, а именно: для достижения социального порядка, устраивающего всех или хотя бы большинство, нужны эффективные механизмы согласования интересов отдельных людей и общественных институтов.

Общественный договор – это не документ, который должны подписать представители всех заинтересованных организаций, а также все заинтересованные лица. Такой документ в принципе нельзя составить, поскольку его объем был бы бесконечен, а точное выполнение – невозможно. В основе нового Общественного договора лежит постоянный переговорный процесс между субъектами гражданского общества и субъектами политического общества. Гражданское общество – это отдельные граждане, неправительственные организации, политические объединения и свободная экономика в лице предпринимателей и наемных работников. Политическое общество – это государственные институты, правительственные учреждения и государственный сектор экономики.

Диалог необходим по всем направлениям и на всех уровнях. Нужны переговоры внутри гражданского общества. Нужны переговоры внутри политического общества. Нужны, разумеется, переговоры между отдельными субъектами гражданского и политического общества. В принципе, возможны переговоры между гражданским и политическим обществами в целом – например, в ходе парламентских обсуждений или больших общественных комиссий вроде Конституционного совещания или Учредительного собрания.

Общественный договор – это переговорный процесс.

Общественный договор – это не документ для подписания. Однако в ходе переговорного процесса не исключена возможность подписать отдельные соглашения между отдельными участниками переговоров. Такие соглашения необходимы для фиксации конкретных правил игры в конкретных секторах бизнеса или политики.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...