Где помолиться иконе рождества пресвятой богородицы. Византийская иконография: Рождество Богородицы

Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода.

В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.).

Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели.

Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.

Иконы Рождества Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV – начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95×75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора), 1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории

Рождество Пресвятой Богородицы – Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - начала XIX в. Екатеринбург

Рождество Пресвятой Богородицы – работа на иконой еще не окончена

September 21st, 2013

Век:XIV

Иконографическая справка: Прав. Анна возлежит на высоком ложе, покрытом белой пеленой. Над изголовьем, в проеме архитектурной кулисы, - Иоаким. Справа у ложа Анны стоят четыре женщины с сосудами в руках. Перед ложем, на фоне небольшой кубической формы палаты, - две служанки, готовящиеся к омовению Младенца. Лица всех фигур обращены к зрителю. Изображение Анны значительно больше окружающих Её фигур. Архитектурные кулисы завершаются фронтонами: левая охристо-зеленого оттенка, правая -серовато-голубого. За кулисами расположено коричневое дерево, а между ним и ложем Анны - светло-зеленый стол.

Стилистическая справка: Моделировка ликов ведется по коричневато-оливковому санкирю розового оттенка охрами с подрумянкой и плотными белильными штрихами. Нимбы охряные, с бледно-розовой окантовкой. Фон желтый, позем низкий, светло-зеленый. Поля чуть светлее фона. Складки одежд прописаны обобщенно. Контурные линии усиливают тени, пробела кладутся корпусно.


Век:XV

Иконографическая справка: Тема была широко распространена в византийском искусстве начиная с XI в. К концу XIII столетия сложились все составные части композиции, перешедшие в русскую иконопись и фреску. На иконе представлен так называемый краткий извод композиции. Св. Анна полусидит на ложе, обращаясь к гостьям, пришедшим к ней с дарами. Внизу, у ее ног служанки готовятся омыть новорожденную Марию. Сцена омовения младенца, унаследованная византийским искусством от античности и часто воспроизводимая в иконах "Рождество Богородицы", имеет близкую аналогию в композициях "Рождество Христово". В последних она трактуется как прообраз крещения Христа и всего человечества. Та же трактовка возможна и в данном случае. Подтверждением этому служат тексты молитв, посвященных празднику Рождества Богородицы, в которых варьируется мысль о явлении в мир Богородицы - матери Спасителя мира, о будущем очищении человечества. Радость обновления человеческого рода на рубеже Ветхого и Нового Заветов выявлена в сияющем светлом колорите иконы, в котором преобладают два цвета: голубой - цвет Богоматери и красный - цвет пламенной веры и любви к Богу.

Фрагмент. Анна

Фрагмент. Девы

Фрагмент. Служанки


Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: В верхней части иконы расположен деисус: Спаситель, ангелы, свт. Николай и некая святая жена. Одежды и предметы богато разукрашены золотым ассистом, во многих местах стершимся. На фоне, полях и нимбах - остатки старого золота.


Век:XV

Иконографическая справка: На высоком ложе изображена праведная Анна в красном мафории, поддерживаемая служанкой. К ней подходят три женщины с дарами. Слева внизу - сцена омовения младенца. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким. О Рождестве Богоматери повествует "Протоевангелие Иакова", созданное во II-III веках, авторство которого приписывается сыну Иосифа, Иакову, и другие апокрифические источники. Письменные сведения о существовании праздника Рождества восходят к V столетию. Его древнейшие изображения известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI-ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна на ложе, сцена омовения младенца. С XIV века иконография праздника развивается: усложняются архитектурные кулисы, появляется фигура Иоакима. В качестве иконографической основы успенской иконы был, вероятно, использован один из византийских изводов, восходящих к раннему XIV веку. Г.В. Попов отмечает в кирилловских праздничных иконах знакомство авторов с южнославянской иконографией. Так, фигура служанки, поддерживающей Анну, довольно редко встречается в русских иконах Рождества Богоматери.

Стилистическая справка: Характерной особенностью почерка мастера, создавшего эту икону, являются яркие контрастные цвета - прежде всего, киноварь и синий цвет. Ее отличают также удлиненные пропорции архитектурных форм и фигур, изящные линии силуэтов. Автор монографии о кирилловском иконостасе, О.В. Лелекова, приписывает икону "первому" художнику, мастеру так называемой "синей" группы праздников. Именно в его произведениях ярко ощущаются черты одного из ведущих направлений в московском искусстве конца XV - начала XVI века, которое можно назвать дионисиевским.

Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент. Фигура Анны

Фрагмент


Рождество Богородицы (на обороте Введение во храм)
Век:XV
Место хранения: Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Иконографическая справка: Серия икон-святцев ("таблеток") из ризницы Троице-Сергиева монастыря - это небольшие двусторонние иконки на пролевкашенном холсте в древности на Руси называли "полотенцами" или "праздниками, писанными на полотенцах", и обычно хранили в особых киотах или ковчежцах. В годовом богослужебном цикле их выкладывали на аналой в день соответствующего церковного праздника. Серия включает иконы с изображением двунадесятых праздников, сюжетов Евангельских чтений Цветной триоди и избранных святых. В начале XX в. эти иконы хранились в монастырской ризнице в двух особых дубовых киотах. Троицкие таблетки привлекают внимание исследователей с начала XX в. В каталоге Ю.А.Олсуфьева комплект датируется концом XV - началом XVI вв. и связывается с вкладом в Троице-Сергиев монастырь келаря Вельямина Плещеева. Отсюда их название в современной литературе - "плещеевские", или "троицкие", таблетки. Т.В. Николаева считала, что иконы написаны разными мастерами, не все они принадлежат одному времени, и датировала памятники XV и XVI вв. Г.И. Вздорное, сравнивая таблетки из Троицкого монастыря с широко известными новгородскими софийскими святцами, которые датируются или рубежом XV-XVI столетий18, или концом XV в., указывал, что "плещеевские таблетки являются на сегодняшний день самыми старыми", и связывал их происхождение с Москвой.

Стилистическая справка: Е.Г. Новосельская выделяла в комплекте две стилистически разнородные группы, одну из которых относила к первой трети XV в. (в том числе таблетку "Рождество Богоматери"), другую - к памятникам второй половины - конца XV в. Данную таблетку исследовательница определяла как "тяготеющую скорее к образцам балканского искусства XVI в." Л.И. Евсеева в статье к каталогу "Поствизантийская живопись. Иконы XV-XVIII вв. из собраний Москвы, Загорска, Твери и Рязани", где опубликованы 7 таблеток, датирует произведения XV веком и высказывает предположение об их тверском происхождении.


Рождество Богородицы (двусторонняя таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Фрагмент. Рождество Богородицы


Век:XVI
, Москва

Иконографическая справка: В центре иконы на высоком прямоугольном ложе, сильно приподнятом в верхней части и поставленном по диагонали, изображена Анна. Она лежит, опираясь на правую руку и устремив взгляд на спеленатого младенца - Марию. Покрывало, положенное поверх постели, плавно обтекает ее фигуру. К ложу Анны слева вплотную примыкает небольшое ложе прямоугольной формы с лежащей на нем Марией, перед ним - сцена купания. Слева - сидящая баба-повитуха с младенцем на руках пробует рукой воду в купели, круглой формы, напротив нее служанка, стоящая на коленях, льет воду из сосуда с узким горлом. Сцены на первом плане ограничены сзади высоким парапетом. За ним изображены справа три девы, приносящие дары. Первая склоняется к Анне и протягивает ей предмет, напоминающий калач, дева, стоящая за ней, повернулась к третьей деве, которая скрывается в дверном проеме палат. Слева внутри палаты видна фигура Иоакима, который отодвигает занавес и выглядывает из-за него. Фланкирующие изображение палаты соединены полукруглой стеной, над ней переброшен велум. Палаты справа венчаются башней с тремя шпилями, слева завершаются цилиндрическим сводом.Фигуры чуть удлиненные, хрупкие, с небольшими головами. Колорит построен на сочетании разных оттенков красного, розового и зеленого цветов. Иконография восходит к палеологовскому искусству. Иконографический извод в целом и в деталях находит аналогии в псковском искусстве. Композиция является почти полным повторением известной псковской иконы "Рождество Богородицы" первой половины XV в. из собрания П.Д. Корина. Точно совпадают положения фигур Анны и Марии, Иоакима, редкой формы колыбель Марии в виде ложа, приставленного к ложу Марии. Баба сидит в той же позе, но с другой стороны. Служанка, льющая воду, стоит. Совпадают цвета одежд Анны, покрывала на ее ложе и парапета.Составные части композиции нашей иконы (колыбель Марии, круглая купель, девы с дарами) известны в росписи южной части восточной стены церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря 1313 г. Изображение колыбели в виде ложа распространено только во Пскове и известно в иконографии других сюжетов ("Рождество Николы", клеймо иконы "Никола с житием" первой половины XVI в. из Псковского музея). Коленопреклоненная служанка с кувшином известна в тверских памятниках.

Стилистическая справка: В данной иконе сохраняется характерная для иконописи рубежа XVI-XVII в. перегруженность, затесненность пространства, обилие орнаментики. Особенно типичны некоторые детали: криволинейные стены, круглые башни, крупный белильный орнамент. Характерно псковским, особенно для второй половины века, является приглушенный колорит, построенный на сочетаниях разнообразных оттенков киновари с темными зелеными и коричневыми тонами, а также красный с голубоватыми "небрежными" пробелами, серо-голубой, серо-зеленый и обилие золота. Принадлежность иконы к псковской традиции подтверждает и характер написания ликов: темные санкирь и охрение, а также большие черные зрачки с белильной точкой в углах глаз и крупные с горбинкой почти "орлиные" носы персонажей в профильных изображениях.


Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Стилистическая справка: В иконе нет архаизмов, ее художественный язык полностью ориентирован на произведения псковской иконописи зрелого XVI века: сохраняется перегруженность, теснота пространства, обилие орнаментики. Особенно типичны такие детали как криволинейные стены, круглые башни, крупный белильный орнамент. Характерно псковским, особенно для второй половины века, является приглушенный колорит, с использованием излюбленных сочетаний разнообразных оттенков киновари с темными зелеными и коричневыми цветами, а также серо-голубым и серо-зеленым. Принадлежность иконы к псковской художественной культуре проявляется также в характерных горбоносых ликах и в манере письма личного темной зеленоватой охрой по коричневому санкирю.


Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Расширенный вариант иконографии с многочисленными сценами, скорее всего, сформировался в Москве. Этот извод также отличает присутствие сложного архитектурного фона. Наиболее ранний его пример - фреска Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле 1563-1564 годов, исполненная мастерами из Москвы Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиным. Иконография получила широкое распространение со второй половины XVI века. Икона имеет ряд существенных иконографических особенностей. В первую очередь, это четкое деление композиции по вертикали на две неравные части. В каждом регистре изображено по три сцены: в верхнем - «Рождество», «Принесение даров» и «Ласкание», в нижнем - «Омовение», «Мария в колыбели» и «Первые шаги». Художник вводит в композицию сцены «Ласкание» и «Первые шаги», что характерно для икон с клеймами жития Марии. Изображение омовения младенца, как правило, помещаемое непосредственно вблизи ложа Анны, оказывается здесь обособленным и переносится в нижний регистр иконы. Сцена имеет интересную иконографическую деталь: ручка Марии опущена в купель, в то время как обычно воду в купели пробует рукой служанка.

Стилистическая справка: Московский иконографический извод, а также высочайший уровень исполнения свидетельствуют о том, что храмовый образ муромского собора Рождества Богородицы был написан в царских мастерских.

Фрагмент. Анна и служанка

Фрагмент. Ласкание Марии

Фрагмент. Принесение даров


Век:XVI

Иконографическая справка: Имя вкладчика иконы неизвестно, тем не менее ее можно связывать с основными вкладчиками Ипатьевского монастыря боярами Годуновыми. В Ипатьевском монастыре имелась еще одна икона на тот же сюжет, аналогичная по размерам, стилю, окладу и времени создания. Иконография традиционна для московской иконописи конца XVI века.


Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Особенностью иконографии иконы является введение в композицию сцены ласкания младенца Марии родителями - Иоакимом и Анной. Этот сюжет известен в искусстве византийского круга с конца XIII в. В русской иконописи он получает довольно широкое распространение с начала XVI в. (например, на фреске Дионисия из Ферапонтова монастыря). К Анне, лежащей на ложе, направляются женщины, принесшие дары. Их изображения в Византии принято связывать с существовавшей при императорском дворе церемонией принесения даров царственной роженице. По-видимому, этот ритуал лег в основу и принятого впоследствии на Руси обычая одаривать роженицу и младенца сосудами из драгоценных металлов, кубками с монетами.

Стилистическая справка: Стилистическое решение иконы ярко индивидуально и не находит прямых аналогий. Ее автору присуще замечательное чувство ритма. Четко обозначенным горизонталям стен, разграничивающих отдельные элементы композиции, вторит форма велума, строго геометрического и напоминающего жесткую конструкцию. Вертикали архитектурных кулис подчеркнуты узкими и тоже вертикальными пролетами окон и дверей. Лишь одно "здание" имеет завершение округлой формы, но эта форма вторит своим ритмом наклону головы Анны. Изгиб фигуры женщины повторен формой ложа. Мерно шествуют три гостьи, одинаково изображенные в профиль, одного роста, движениями почти повторяя друг друга. Принцип ритмических повторов, графический характер трактовки форм, их подчеркнутую плоскостность и доминирующее значение силуэта принято считать чертами, типичными для произведений среднерусских центров. Однако они сочетаются с особенностями, присущими манере северных мастеров. Изображение Анны на иконе значительно превосходит по размеру изображения всех остальных персонажей. Этот архаический прием выделения главного героя, постепенно исчезающий из икон крупных художественных центров уже к началу XV в., гораздо дольше сохраняется в провинциальной иконописи северных земель, особенно в районах Вологды и Каргополя. Здесь также часто встречается сочетание довольно плотного светло-коричневого охрения ликов со светлой, почти прозрачной живописью одежд и тонким рисунком орнамента. Цветовая гамма иконы строится на контрасте доминирующего зеленого с красным и белым - излюбленном сопоставлении цветов у мастеров новгородского круга. Подобное смешение традиций новгородской и среднерусской иконописи также составляет одну из отличительных черт живописи русского Севера XVI в., обусловленную особенностями исторической жизни этих земель. Для северных мастеров характерна и сильная схематизация форм, приобретающих порой орнаментальный характер. Наконец, использование иконописцем сосновой доски, а не липовой, как обычно в средней Руси, говорит в пользу северного происхождения памятника.


Рождество Богородицы с избранными святыми
Век:XV-XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: В верхнем ряду иконы изображены фронтально фигуры святых: Димитрия Солунского, свт. Николая, Ильи Пророка и вмч. Георгия. Ниже - Рождество Богоматери. Иконография этого сюжета сложилась в византийском и древнерусском искусстве на основе ранней апокрифической легенды, так называемого первоевангелия Иакова, и псевдоевангелия Матфея. Композиция иконы традиционная. На ложе слева сидит праведная Анна. Рядом, за ложем, стоят две девы с сосудами в руках. Справа служанка приготавливает воду для купания младенца Марии.


Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Представлен распространенный извод, включающий наряду с изображением Анны, полусидящей на ложе, и стоящей у ложа служанки, образы Иоакима, жен, пришедших к родильнице с дарами, служанок, готовящихся омыть младенца Марию, и сцену у колыбели с новорожденной. Колыбель с младенцем Марией в белоснежных пеленах воспринимается как прообраз будущего рождения Христа. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. "Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!" - пишет Иоанн Дамаскин. Иконографически ближайшую параллель данной иконе составляют "Рождество Богородицы" из Рязанского краеведческого музея, двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде (Новгородский художественный музей), датируемые концом XV - началом XVI в., а также центральная композиция "Рождество Богородицы" на шитой пелене 1510 г. (ГТГ) и фреска Дионисия над порталом собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Икона предназначалась для праздничного ряда неизвестного иконостаса. В составе праздничного ряда русского иконостаса композиция "Рождество Богородицы" известна с XV в. Ею начинался праздничный ряд - "начало праздников", по словам Андрея Критского (в Древней Руси год начинался 1 сентября).

Стилистическая справка: В активной, яркой цветовой гамме иконы преобладают сочетания красного с сине-голубым, что часто встречается в произведениях тверской иконописи. Понимание формы художником близко новгородскому - она наполнена, упруга, относительно объемна. Четко построенные палаты с колоннами и "перспективными" арочными пролетами создают своеобразную глубину пространства. Они развернуты в сторону ложа, акцентируя внимание на фигуре Анны. Особенно характерна для тверской иконописи трактовка ликов. Округлые, с четко выписанными чертами, они выполнены одним приемом: форма строится на контрасте светло-коричневой охряной основы и активных белильных высветлений. Поверх этих тонких слоев сделана яркая розовая подрумянка. Такое обилие белил в живописи ликов типично для многих тверских памятников. Перечисляя признаки, характеризующие приемы и стиль тверских живописцев, следует иметь в виду, что недостаточная изученность иконописи этого центра и фрагментарность сохранившегося художественного материала, связанного происхождением с Тверью, затрудняют возможность приведения близких параллелей иконе из Русского музея.


Рождество Богородицы (с клеймами)
Век:XVI
Место хранения: Устюженский краеведческий музей

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной 2. Отвержение даров 3. Исход Иоакима и Анны из Иерусалима 4. Благовестие Анне в саду 5. Благовестие Иоакиму в пустыне 6. Зачатие Богоматери 7. Ласкание Марии 8. Пир первосвященников 9. Приведение во храм 10. Оступание Марии 11. Обручение Марии с Иосифом 12. Принесение Марии в храм 13. Чудо о спасении отрочати 14. "Смертное" благовестие в саду 15. "Смертное" благовестие 16. Прощание Богоматери с женами Иерусалимскими 17. Богоматерь Боголюбская 18. Успение Богоматери.


Век:XVII
Место хранения: Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва


Век:XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник " Коломенское ", Москва

Фрагмент. Праведная Анна

Фрагмент. Ласкание Богоматери


Век:XVII
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Рождство Богоматери" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей. В иконографии иконы "Рождство Богоматери" прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы и отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В отдельных архитектурных кулисах в трех уровнях в свободной последовательности представлены сюжеты: "Моление Иоакима в пустыне о чадородии", "Моление Анны в саду о чадородии" (в верхних углах), "Зачатие Богородицы" (внизу в центре), "Рождество Богородицы" (в центре), "Омовение Младенца" (внизу слева), "Пир в честь рождения Богородицы" (в среднем ряду слева), "Принесение Богородицы в храм" (внизу справа), "Семь первых шагов Богородицы" (в среднем ряду справа).

Стилистическая справка: Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.


Век:XVII
Место создания: Россия

Стилистическая справка: Икона из праздничного ряда ростовской церкви Иоанна Предтечи написана достаточно архаично для искусства середины 17 века. В ней передны все важные подробности сюжета, но при этом нет перегруженности или излишней детализации изображений. Икону отличает удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита, дополненный киноварными и темно-зелеными цветами. Лики написаны по зеленому санкирю охрой с легкой подрумянкой.


Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Особенностью данной иконы является изображение в нижней части доски окруженного птицами фонтана.


Век:XVII
Место хранения: Карельский музей изобразительного искусства в Петрозаводске


Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери
Век:XVII
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Икона поступила в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в 1929 году. Она украшена серебряным позолоченным басменным окладом, который покрывает поля, часть поземов в клеймах и среднике, обрамляет средник и отделяет клейма друг от друга. Кроме того, нимбы наиболее важных персонажей в среднике и в клеймах украшает 41 серебряный чеканный венец. Икона является храмовым образом иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, была вложена строителем Кирилло-Белозерского монастыря старцем Феоктистом Колединским (ум. 1650). По описи 1664 года она стояла первой справа от Царских врат. Судя но описям монастыря 1664 и 1665 годов, храмовая икона является вкладом строителя Кирилло-Белозерского монастыря старца Феоктиста Колединского (умер 17 июня 1650 года). В литературе существуют разные точки зрения по вопросу происхождения образа. И.А.Кочетков датирует его 1650 годом и полагает, что до середины XVII века в иконостасе находился древний образ из деревянного храма, который обветшал и был заменен новым. Г.О. Иванова датирует икону и оклад, который появился чуть позже, 1643-1646 годами и считает, что в соборе до середины XVII века существовала икона, написанная если не самим Дионисием, то кем-то из его сыновей. Доказательством этому служит произведение, близкое как храмовому образу, так и портальной фреске Рождественского собора - шитая пелена 1510 года "Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери", происходящая из Воскресенского собора Волоколамска. Знаменщиком ее традиционно считается сын Дионисия, Феодосий (Маясова 1971. С. 23. Кат. 34). Пелена и икона имеют одинаковый подбор и последовательность сюжетов в клеймах. Возможно, что икона середины XVII века является списком-копией с древнего дионисиевского образа. В среднике представлено Рождество Богоматери. По сторонам центральной части располагаются 18 клейм, которые последовательно раскрывают жизнь Богородицы до Рождения Иисуса Христа и после Его Воскресения. Верхние пять клейм посвящены родителям Марии, Иоакиму и Анне, и истории рождения Богоматери. Сюжеты слева и справа от средника рассказывают о Ее детстве и юности (вплоть до Благовещения), а четыре нижних иллюстрируют последние дни Богоматери перед смертью и само Ее Успение. Состав клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной. 2. Отвержение даров. 3. Благовестие Иоакиму. 4. Благовестие Анне. 5. Зачатие Анны. 6. Благословение иереями Марии. 7. Ласкание Марии. 8. Поступление Марии (Первые шаги). 9. Введение во храм. 10. Моление Марии в Святая святых иерусалимского храма. 11. Моление Захарии о жезлах. 12. Обручение Марии. 13. Благовещение у кладезя. 14. Испытание водой обличения. 15. Моление Богоматери в пустыни. 16. Смертное Благовещение. 17. Жены израильские у ложа Богоматери. 18. Успение Богородицы. Литературными источниками житийного цикла Богоматери были два апокрифических произведения, созданные в первые века христианской эры, - "Протоевангелие Иакова", написанное, по преданию, сводным братом Иисуса Христа, сыном Иосифа, и "Слово на Успение Богородицы", приписываемое Иоанну Богослову. С XVI века в русском искусстве получают распространение образы Рождества Богородицы со сценами жития. Среди них иконы "Рождество Богоматери" из Дмитрова с клеймами житий Иоакима, Анны и Богородицы (Иванова 1968. Ил. 64), "Рождество Богоматери в деянии" мастера Сухомилова из собрания Вологодского музея-заповедника (Иванова 2001. С. 240), "Рождество Богоматери с житием"из Устюжны (Художественное наследие Дионисия 2002. Кат. 89. С. 134-135) и некоторые другие. Ни одна из известных икон XVI - начала XVII века не является точной аналогией ферапонтовской. Наиболее близка ей по составу клейм икона из Устюжны.

Стилистическая справка: Существует мнение, что автором иконы мог быть городовой царский иконописец, костромич Любим Агеев, который в 1641 году руководил работой над росписью Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Любим Агеев Елепенков (ум. ок. 1644) - житель села Шунга близ Костромы. Ведущий костромской знаменщик 1630-1640-х годов. Руководил росписями храмов Николы Надеина в Ярославле (1640), Успенского собора Кирилло-Белозер-ского монастыря (1641-1642). Возглавлял всех городовых мастеров на росписях Успенского собора Московского Кремля (1643).

Фрагмент. Благовестие Анне

Фрагмент. Благовещение у кладезя

Фрагмент. Ласкание Марии


Век:XVII
Место хранения: Псковский Историко - Культурный музей


Век:XVIII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Обычная иконографическая схема "Рождества Богородицы" в этой иконе дополнена сюжетом "Ласкание Богородицы". Своеобразной чертой иконы является превращение традиционных "палат" в изображение сказочного града, обнесенного стеной со множеством хором и башен, увенчанных цветными островерхими крышами. Град заполняет все пространство ковчега, почти не оставляя места для фона - "света". Восприятие апокрифического рассказа о рождестве Богородицы в фольклорной окраске, развитие декоративного начала при отсутствии интереса к индивидуализации образов, размашистая живописная манера с наложением полупрозрачных красок и минимальной моделировкой формы свидетельствуют о руке мастера, вышедшего из местной крестьянской среды и ориентирующегося на ее вкусы и запросы.


Век:XVIII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Стилистическая справка: В иконе сочетаются традиционные приемы письма и живописная стилистика барокко. Трактовка ликов ориентирована на образцы конца XVII - начала XVIII века. Консервативность художественного языка наряду со стремлением освоить отдельные новые "модные" приемы характерна для провинциальной иконописи второй половины XVIII столетия.


Век:XIX
Место хранения: Издательский отдел Московского патриархата

На иконе Рождество Пресвятой Богородицы показано счастье, с которым наша Заступница пришла в наш мир. Перед этой иконой можно просить Божию Матерь о чем угодно, но наиболее важным являются молитвы и просьбы о спасении наших душ, по которым Царица Небесная будет просить Своего Сына о Его милостях к нам.
Перед этой иконой полезно просить Богоматерь о рождении детей, особенно, когда Бог долго не дает ребенка в семью, но в этом случае очень хорошо помогают молитвы перед иконой родителей Святой Девы, праведных Иоакима и Анны. Празднование этих святых приходится на 22 сентября, следующий день после Рождества Богородицы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Немногим более двух тысяч лет назад, на расстоянии в три дня пути от Иерусалима, в небольшом городе Назарете, жили Иоаким и Анна, будущие родители Богородицы.
Иоаким был из рода царя Давида, а Анна была потомком Аарона, брата Моисея. У семьи было в собственности несколько стад овец, но по своим доходам они жили скромно потому, что основная часть заработанного шла на постройку Иерусалимского храма и на милостыни бедным людям.

Невзирая на то, что они были верующими людьми и жили по Божиим законам, Господь до сих пор не давал им детей, хотя им было уже по семьдесят лет. В древние времена бездетность считалась наказанием Господа за грехи, поэтому соседи Анны и Иоакима даже оскорбляли и унижали их.
Однажды был большой праздник. Иоаким отправился в Иерусалим для приношения даров в один из храмов, но священник отказал ему в этой милости, и во всеуслышание объявил, что грешник, не имеющий детей, не имеет права даже приносить дары Богу. В отчаянии, старец вышел из храма, отправился прочь от людей и оказался в пустынном месте в пещере, где принялся горячо молиться Господу и дал обет, что будет находиться здесь и откажется от всякой пищи до той поры, пока Господь Бог Израилев не услышит его. Целых сорок дней Иоаким молился в пещере.
А тем временем, его супруга Анна узнала о том, что случилось в Иерусалимском храме, и сама испытала такую же душевную боль, как и ее супруг. В своем горе она вышла в сад и села под лавровым деревом. Она не понимала, как теперь будет жить: Бог отверг ее от Своих милостей, люди ее проклинают, муж оставил ее и вообще куда-то пропал.
Вверху над ней вдруг послышалось птичье щебетание, Анна подняла голову и, увидев, как птичка в гнезде кормила своих деток, подумала:

«Даже у птиц есть дети, а для нас не найдется такого утешения в старости».

Из самой глубины ее души полилась мольба Господу, она просила, умоляла Его услышать, помочь ей и осчастливить ее радостью материнства.

И вдруг… она увидела Ангела, который сказал ей:

«Анна! Господь услышал твои молитвы — ты родишь дочь и наречешь ее Марией, что значит Госпожа и Надежда. Ею даруется спасение всему миру».

Посланник Господа повелел Анне отправляться в Иерусалим, чтобы она там, у Золотых ворот храма, встретилась с Иоакимом.
В это же время Ангел Господний явился к Иоакиму и тоже наказал ему отправляться к храму, где его будет ждать жена, и сообщил ему:

«Господь принял твои молитвы, Иоаким, у вас родится дочь на радость всему миру»

Встретившись, супруги поведали друг другу об Ангеле. Счастливые, они помолились Господу, принесли жертвы в благодарность о такой вести и вместе отправились домой.
Рождение Той, Кто по Божественному замыслу будет Матерью Спасителя, случилось около 15 года до Рождества Христова.
За твердую веру, за их праведность, любовь друг к другу, наперекор законам природы, у престарелых родителей под конец их жизни, Богу было угодно явить чудо – рождение Дочери, которая «соединит небо и землю ».
Как и было сказано Ангелом, праведные Иоаким и Анна назвали девочку Марией. До конца своих дней они благоговели перед Ней, памятуя слова Ангела о том, что Ей предстоит необыкновенное будущее.
Пресвятую Марию, будущую Матерь Божию, охраняли и оберегали от всяческих бед, ее готовили к Великому Служению Господу, которое началось в возрасте трех лет Введением во храм Пресвятой Богородицы.
Восхваление Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, происходит на каждом богослужении. Ее родители Иоаким и Анна также всегда упоминаются на службах, а двадцать второго сентября (по новому стилю) Церковью установлен праздничный День в честь Праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
По народным преданиям, молитвы праведным Иоакиму и Анне помогают при супружеском бесплодии.

Икона "Рождество Пресвятой Богородицы" заметно выделяется среди прочих важных, так как на ней изображена земная людская жизнь. Хоть и не запечатлено какое-то конкретное значимое праздничное событие, но она пронизана интимными деталями, приоткрывающими бытовые нюансы. Икона Рождества Богоматери знакомит нас с семьей Анны и Иоакима, вовлекая в происходящее священное событие.

Что изображено на иконе

Расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы - персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем.

Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона "Рождество Пресвятой Богородицы" указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает "госпожа", "царица", и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона "Рождество Пресвятой Богородицы" ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.

Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

Каким образом икона защищает

Икона "Рождество Пресвятой Богородицы", описание которой изложено выше, помогает каждому, кто обращает свои молитвы к ней, так как она слышит всех. Она отводит беду и защищает. К ней приходят с самыми разнообразными просьбами, но в первую очередь просят о спасении души человеческой, об искоренении в ней сомнений, разрушающих ее соблазнов, о наставлении на путь истинный, который непременно приведет к спасению и исцелению.

Исполнению каких просьб способствует икона

Справиться со многими земными бедами помогает икона "Рождество Пресвятой Богородицы". Фото молящихся еще раз показывает, какое огромное количество людей уповают на ее защиту и поддержку.

Ведь с ее приходом в этот грешный мир в него же приходит надежда на спасение, на жизнь в лучшие времена, но уже вместе со спасителем Иисусом Христом. Если прочитать внимательно молитвы, обращенные к Царице небесной, становится ясно, что для нее нет неисполнимых просьб.

Но чаще всего к ней взывают с мольбами о спасении заблудшей души, лишенной силы и веры. Икона "Рождество Пресвятой Богородицы" (фото представлено в статье) помогает бездетым семейным парам, долгое время страдающим от этой беды, а также тем, в чьих семьях конфликты и разлад. Как правило, просящие обращаются не только к Деве Марии, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

В начале 16 века эта икона предстала перед пчеловодами, занятыми в лесу установкой ульев. В 1648 году на том самом месте появилась Глинская пустынь, получившая свое название в честь боярского рода Глинских, владеющих местными землями. Икона исцелила очень многих людей, вследствие чего стала известной, но, как ни прискорбно, до наших дней она не дожила. На ней изображена арка с тремя пролетами, на фоне которой разместилась на высоком ложе святая Анна, только что родившая младенца, и ее муж.

Справа внизу находится купель, а рядом с ней - повивальная бабка, держащая на руках новорожденную. Икона "Рождество Пресвятой Богородицы", написанная в Глинском стиле, отличается от классического варианта присутствием на ней С 1994 года Глинская пустынь принадлежит церкви и находится на територии Украины.

Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы вводит каждого православного христианина в семейный мир святых праведных Иоакима и Анны, родителей Марии. Тем самым каждый верующий человек становится причастником радостного события рождения Пречистой Девы.

Краткая история рождения Божией Матери

После многолетнего моления у престарелых родителей родилось долгожданное чадо, о появлении на свет которого будущим отцу и матери возвестил через ангелов Сам Бог.

Древнее предание гласит, что необыкновенный ребенок, посланный с Небес, родился в семье праведников Иоакима и Анны, выходца из царского рода и дочери первосвященника, проживавших в Назарете. У супругов долго не было детей, но достигнув преклонных лет, они безропотно продолжали молить Бога о ниспослании им дитя.

Ранее в еврейской среде считалось, что если в семье не было детей, то супруги отвержены от Бога.

Однажды Иоаким долго молился в пустыне, и ему случилось видение архангела Гавриила . Он возвестил молитвеннику, что его просьба услышана Богом, и скоро у него родится дочь. Она будет благословенна. Через нее будет даровано спасение всему миру. Посланец указал, чтобы родители нарекли новорожденное чадо Марией.

Так и случилось, вскоре в семье родилась девочка. До возраста 3-х лет Мария жила в доме своих родителей и училась молитве. Мать с отцом дали обет посвятить Марию Богу.

Так и случилось! В три года девочка вошла в Иерусалимский храм , где и служила Творцу до своего совершеннолетия. Ее житие было угодно Богу, тем самым вскоре она стала зримым связующим звеном между жизнью земной и миром небесным.

Богородица и ее родители

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Ранние иконографические изводы открывают христианам Анну, полулежащую или восседающую на высоком ложе. Ее изображение более крупное, нежели образы прочих участников события. Пред ней стоят женщины с дарами, а повивальные бабки и служанки омывают новорожденную Богоотроковицу или уже подносят Ее матери.

На иконах более позднего времени помимо Анны и новорожденной Марии изображается Иоаким, множество принесенных даров и угощений, птицы, водоемы. Встречается изображение девушки, обмахивающей опахалом малышку. Другая же служанка ласково укачивает колыбель.

На иконе присутствует много бытовых деталей, придающих образу богословский смысл:

  • простые христиане, созерцающие икону, становятся причастниками радостнейшего события рождения Царицы Небесной;
  • событие Рождества Богородицы предшествует главному и величайшему свершению - рождению Божественного Сына ради искупления человечества от греха.

Пустынно-Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Православные иконы Рождества

В настоящее время наиболее известны образы:

  • Глинская икона. Чудотворный лик особо почитаем и является чудотворным. Мольбы к Богородице Глинской помогли множеству заблудших душ исцелиться и найти покой. Богородица помогает женщинам исцелиться от бесплодия и прочих гинекологических недугов.
  • Исааковская икона. Этот образ был найден православными христианами - жителями одной из деревень, среди ивовых веток, которые были набросаны на берегу речки. Они принесли святой образ в церковь, а вскоре на месте его обретения возвели новый храм, существующий и до ныне. Богородица способствует исцелению болезней у детей и взрослых, спасает от напастей и ограждает от бед.
  • Лукиановская икона. Образ, посвященный празднику Рождества, назван по имени монаха Лукиана. Именно он первым обнаружил святую икону, а немногим позже при содействии монастырской братии на этом месте был построен храм, вокруг которого обустроен монастырь. Образ прославился среди православного люда множественными случаями помощи и исцелениями. И по сей день у чудотворной иконы молитвенники взывают Богородице с просьбами о помощи, поддержке и заступничестве.

Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в народе имеет много наименований, среди них: «Госпожинки», «Малая Пречистая», «Аспосов день».

В дни подготовки к празднованию Рождества, планировался размах «пировства», которым был зависим от объема урожая посевных. При хорошем урожае праздник отмечался на протяжении целой недели, а то и до дня Покрова . Сельчане варили пиво, резали барана или овцу, приготовляли вкусности из говядины, готовили студень из головы и ног быка, пекли пироги с рыбой и мясом.

На пир созывались все родственники, но предпочтительней все же были те гости, кто из них имел возможность оплатить угощение. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение. Их всегда приглашали на гуляния к столу, даже осознавая то, что ответного приглашения тесть, теща и другие родственники не получат.

Читайте еще о традициях в православии:

В старину особое значение придавалось отношениям между зятем и тестем, свекровью и невесткой. Они должны были сосуществовать в мире и добре. За столом главное место определялось для свата и сватьи, они были главными гостями на празднике. Их усаживали под образа в передний угол.

В тех краях, где были храмы, освященные в честь Рождества Богородицы, деревенское веселье было особенно широким, здесь проходили праздничные ярмарки, местные артисты устраивали зажигательные представления.Молитва перед Казанской иконой Важно! Дева Мария учит людей человечности, умению не роптать и проявлять добродетель в любых, даже кажущихся самыми сложными жизненных ситуациях. Пречистая указует со смирением переносить все трудности и испытания, дабы иметь возможность даже во грехе покаяться и вернуть себе Божественную благодать.

Нельзя читать молитвы Царице Небесной сухим и формальным текстом. Неискренняя просьба не подарит молитвеннику Богородичного благоволения. Только лишь покаянием, добрым сердцем, милосердными делами можно добиться заступничества Преблагословенной Матушки.

Появление на свет Божий Девы Марии явилось бесперекословным исполнением пророчества о том, что вскоре с ангельским пением на землю придет Творец, Спаситель Мира, рожденный от Нее и от Духа Святаго, дабы исполнить Волю Отца: «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается православной Церковью 21 сентября.

Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...