Главный редактор католического интернет-издания «в свете евангелия» виктор хруль: «кардиналы выбирают между двумя моделями будущего понтификата: тандемом и дипломатией. Организация, папство, учение и литургические традиции

Выше всех архиепископов и епископов .

Известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы:

  • кардинал-Камерленго (Camerlengo) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - заместитель папы в римской епархии;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-статс-секретарь (министр иностранных дел),
  • кардинал-статс-секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-великий пенитециарий,
  • кардинал-библиотекарь ватиканской библиотеки
  • и др. (см. Папская курия).

Главные наружные отличия кардинальского сана:

  • красная мантия,
  • красная шапочка,
  • красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным кардиналом"),
  • кольцо,
  • крытый красною или фиолетовою материей зонтик,
  • трон (в их собственной церкви),
  • герб.

Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l"anno... ", называвшуюся (по типографии) "Cracas".

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
  • Список кардиналов
  • Полный православный богосовский энциклопедический словарь. Т. II. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина.

Кардиналы (лат. cardinalis - главный, основной, от cardo - дверной крюк, ось, стержень), ведущие свое происхождение от двадцати пяти "титулов", или квазиприходских церквей Рима, семи (позднее 14) региональных и шести палатинских диаконов, и семи (в XII в. – 6) "субурбикарных" Епископов (Епископов пригородов Рима), были советниками и сотрудниками Папы. С 1150 года они образуют Кардинальскую коллегию, с Деканом, являющимся Епископом Остии, и Камерленго – распорядителем имущества. С 1059 года кардиналы являются исключительными выборщиками Папы. В XII веке кардиналами начинают назначаться также и прелаты, пребывающие вне Рима. С XII века кардиналы имеют преимущество перед Епископами и Архиепископами, с XV в. – также и перед Патриархами (булла Non mediocri Евгения IV, 1439 г.). Даже будучи простыми священниками, они имеют право голоса на Соборах. Их число, в XIII-XIV вв. не превышавшее тридцати, в 1586 году было доведено до 70 Папой Сикстом V и закреплено его Конституцией Postquam verus от 3 декабря 1586 г.: 6 Кардиналов Епископов, 50 Кардиналов Пресвитеров, 14 Кардиналов Диаконов. Кардиналы принадлежат к различным римским Конгрегациям; они рассматриваются как Князья по крови, с титулом "Eminentia"; те из них, которые пребывают в Риме, даже вне Града Ватикан, пользуются всеми преимуществами граждан Ватикана (Латеранские соглашения , ст. 21). На Тайной консистории 15 декабря 1958 г. (A.A.S., 1958, т. XXV, стр. 987) блаженный Иоанн XXIII отступил от числа Кардиналов, некогда установленного Сикстом V и утвержденного Кодексом канонического права от 1917 года (кан. 231). Также блаженный Иоанн XXIII посредством Motu Proprio Cum gravissima от 15 апреля 1962 года постановил, что все Кардиналы должны быть облечены епископским достоинством. Павел VI посредством Motu Proprio Ad Purpuratorum Patrum от 11 февраля 1965 года включил в Кардинальскую коллегию восточных Патриархов. Тот же Верховный Понтифик посредством Motu Proprio Ingravescentem aetatem от 21 ноября 1970 года определил, что Кардиналы, которым исполняется 80 лет: а) перестают быть членами дикастериев Римской курии и всех постоянных органов Святого Престола и Государства Града Ватикан; б) утрачивают право избирать Римского Понтифика и, вследствие этого, право присутствия на Конклаве. На Тайной консистории 5 ноября 1973 года тот же Павел VI определил, что максимальное число Кардиналов, имеющих право избирать Римского Понтифика не должно превышать 120 (A.A.S., 1973, т. LXV, стр. 163).

Кардиналы сохраняют свои традиционные прерогативы быть выборщиками Верховного Понтифика и его советниками в управлении Вселенской Церковью (кан. 349). Они распределены по трем чинам – епископскому, пресвитерскому и диаконскому (кан. 350), и свободно избираются Папой из клириков, принявших, по меньшей мере, пресвитерское рукоположение (кан. 351 §1). Возглавляет Коллегию кардиналов Декан, либо, если перед ним встают препятствия, Субдекан (кан. 352). Коллегиальной деятельностью Кардиналы оказывают помощь Верховному Пастырю Церкви в ординарных и чрезвычайных Консисториях (кан. 353). Кардиналам, возглавляющим дикастерии и иные учреждения Римской Курии и Государства Града Ватикан, по исполнении семидесяти пяти лет предлагается подать прошение об отставке Римскому Понтифику (кан. 354). Если Апостольский Престол оказывается вакантным, то Коллегия Кардиналов пользуется в Церкви лишь той властью, которой она наделена по особому закону.

В итальянской прессе обнародована информация о заработках различного уровня ватиканских сановников, включая самого Папу Римского.

Отношения между Церковью и деньгами - тема скользкая и весьма деликатная и поэтому интересующая абсолютно всех, в особенности в свете многочисленных скандалов и слухов, обрушившихся в последние годы на государство-град.

Издалека Ватикан кажется неким царством с неограниченным бюджетом, где священники и кардиналы получают заоблачные жалования, которые они якобы могут потом тратить направо и налево по своему разумению. Как выясняется, это как раз тот случай, когда имидж не совсем соответствует реальности. Чтобы расставить все точки на "i" и раз и навсегда положить конец многочисленным спекуляциям на эту тему, римская "Иль Мессаджеро" решила опубликовать подробный отчет о заработках клириков.

Издание, в частности, поясняет, что часть денег для обеспечения духовных сановников берется из добровольных пожертвований верующих, а другая часть - из специального фонда "Otto per mille", регулярно пополняемого за счет налогоплательщиков, Исходя из действующего итальянского законодательства, каждый житель Апеннин может перечислить 0,8 процента с подоходного налога одному из следующих субъектов: государству, Католической Церкви, либо религиозным организациям. В 2012 году благодаря этому фонду церкви в Италии получили почти 1,2 миллиарда евро.

В среднем заработок приходского священника составляет всего около 1000 евро в месяц - приблизительно столько же в Италии получает простой рабочий или земледелец. Оклад священников и епископов вычисляется по оценочной шкале и зависит также от их возраста. В итоге, "потолком" для наиболее опытных падре является сумма в 1200 евро, а для епископов она составляет не более трех тысяч евро.

Самой привилегированной и высокооплачиваемой категорией оказались кардиналы. Доход "пурпурных шапочек" достигает в среднем пять тысяч евро в месяц, к которым, помимо всего прочего, добавляются еще и благотворительные пожертвования. Для сравнения, их заработок ровно в два раза превышает пенсию бывшего Папы Римского (ныне "Почетного Папы") Бенедикта XVI, который ежемесячно получает лишь 2,5 тысячи евро. Однако в эту сумму, как подчеркивает "Иль Мессаджеро", не входят авторские гонорары, выплачиваемые Ратцингеру от продажи его многочисленных книг и монографий. Содержание бывшего предстоятеля Католической Церкви, в целом соизмеримо с общеватиканскими пенсиями, отличающимися умеренностью. Пожалуй, единственным исключением является пенсия кардинала, который по рангу приравнивается к генералу вооруженных сил (4 тысячи евро в месяц).

Тем не менее, дальше всех пошел, пожалуй, нынешний Понтифик, известный своим аскетизмом и скромностью. Взойдя на папский престол, Хосе Марио Бергольо немедленно взялся за ватиканские финансы, начав реализацию своей собственной политики "жесткой экономии". Перед тем, как урезать пособия четырем тысячам служащих Ватикана и пяти кардиналам, надзирающим за деятельностью Института религиозных дел (Банка Ватикана), махом лишив их 25-тысячной годичной надбавки, Папа Франциск публично отказался от своей зарплаты. Правда, в жаловании Папа Бергольо особо и не нуждается - для реализации интересующих его проектов Франциск может пользоваться по своему усмотрению всеми существующими церковными фондами.

Кардиналы Святой Римской Церкви, называются отцами или просто кардиналами, - это сами высокопоставленные сотрудники Римского Понтифика.

Их должности относятся к области церковного, а не Божественного права. В совокупности Кардиналы образуют особую коллегию, названную конечно "Священной Коллегией", что действует практически как "сенат" Понтифика и имеет права юридического лица.

В Римской церкви кардиналы составляют коллегию, которой принадлежит право избрания Римского первосвященника. Кардиналы также помогают Римскому первосвященнику в исполнении его миссии (коллегиально, когда они обсуждают особо важные вопросы, или индивидуально, выполняя те или иные поручения первосвященника). Коллегия состоит из кардиналов трех степеней: епископского, пресвітерського и диаконского. Кардиналы-епископы носят титул епископов пригородных церквей Рима: к их числу принадлежат также латинские и униатские патриархи с титулами их патриарших кафедр. Кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы получают от папы титул или дьяконов в Риме.

Кардинал - дуайан (старейшина кардиналов) имеет титул Остійського епископа.

Кардиналов римский епископ избирает из числа епископов и пресвитеров. Пресвитеры после возведения в степень кардиналов посвящаются в епископы.

Старейшина кардиналов председательствует в коллегии кардиналов, в случае его отсутствия председательствует вице - дуайан (заместитель старейшины). Старейшина не имеет власти над другими кардиналами, хотя и является первым среди равных кардиналов. Старейшина и его заместитель имеют резиденцию в Риме.

Кардиналы помогают Верховному Понтифику в управлении церковью, собираясь по указу первосвященника на очередные и чрезвычайные консистории, в которых главенствует Римский первосвященник.

Кардиналы, которые возглавляют дискастерії и другие постоянные учреждения Римской курии и города Ватикана, достигнув 75-летнего возраста, обращаются к Римскому епископу с просьбой об отставке.

Кардинал старейшина, его заместитель или старейший среди кардиналов-епископов осуществляет посвящение избранных на Римскую кафедру лиц, не имеющих епископского сана. Кардинал-протодиакон объявляет народу имя новоизбранного первосвященника.

Кардиналы, занимающие какие-либо должности в курии и не имеющие своих епархий, постоянно находятся в Риме; кардиналы, управляют своими епархиями, должны прибывать в Рим по вызову папы.

Кардиналы сотрудничают с Римским Понтификом - как коллегиально, в составе Консистории, так и поодиночке - в разных службах, возглавляя их деятельность, что касается, прежде всего, повседневных забот о всемирную Церковь.

Верховному Понтифику в управлении церковью постоянно помогает римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, совета публичных дел церкви, конгрегации, трибуналов и других учреждений.

Как правило, кардиналы возглавляют ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства Ватикан. По установившейся традиции, Папа обычно дарит кардинальську берета (то есть пурпурную шапку) Епископам самых значительных диоцезів католического мира.

Коллегия Кардиналов

Коллегию Кардиналов возглавляет Кардинал-Декан, заместителем которого является Кардинал-Субдекан. Согласно канонам у них нет власти управления другими Кардиналами, и они считаются "первым среди равных".

Коллегия разделяется на три чина:

Чин Кардиналов-Епископов, состоящий из тех Кардиналов, которых Понтифик удостоил титул одного из семи т.зв. "пригородных церквей", к которым относятся: Остия, Альбано, Франскати, Палестина, Порто-сантаруфина, Сабина-Поджо-Миртето, Веллетри-Синьои. В этот орден входят и Патриархи Церквей восточных обрядов, возведены в сан кардинала;

Чин кардиналов-Пресвитеров, удостоенных титула одной из церквей в Риме. Как и Кар-динали-Епископы, Кардиналы-Пресвитеры не имеют пастырскую власть в своей титулярній Церкви, но от них ожидается поддержка и помощь этой Церкви;

Чин Кардинала-Диаконов, удостоенных титула одной из диаконы города Рима. В средние века диаконы руководили деятельностью одного из благотворительных центров (диакония).

Таким образом, названия "Епископ", "Пастор" и "Диакон" следует понимать не в обычном смысле слова, а с учетом исторических условий, определивших появление данных терминов. По их священного сана стоит заметить, что в настоящее время все Кардиналы посвящены в Епископы. Причисление Кардинала до того или иного чина и возможность перехода из одного в другой регулируются положениями партикулярного права.

Возведение в кардинальське достоинство (называемый также "созданием") является исключительным полномочием верховного Понтифика. Его выбор может упасть только на мужчин, что уже есть как минимум священниками (хотя в прошлом Кардиналами могли быть назначены и миряне) и отличаются ученостью, благочестием и скромностью в поведении. Те из них, кто еще не был возведен в епископский сан, должны быть посвящены в Епископы после своего назначения в Кардиналы.

Кардиналы назначаются декретом Римского Понтифика, оголошуваним в Коллегии Кардиналов. С момента объявления они должны выполнять обязанности и пользоваться правами, установлениям закона.

Каноническое право воздерживается от перечисления привилегий и обязанностей Кардиналов, и только полномочие принимать исповедь по всему миру без каких-либо ограничений и освобождение кардиналов из юрисдикции местных Епископов в делах, касающихся их (то есть Кардиналов) личности сохраняется в силе в нынешнем каноническом законодательстве.

Консистория

В нескольких канонах подчеркивается обязанность Кардиналов тщательно сотрудничать с Римским Понтификом в управлении Вселенской Церковью.

С этой целью предполагается что кардиналы, занимающие какую-либо должность в Римской Курии, обязаны проживать в Риме, тогда как те, под чьим попечительством находится один из диоцезів, должны прибывать в Рим всякий раз, когда Понтифик признает необходимым вызвать их.

Однако в основном кардиналы оказывают помощь Верховному пастырю Церкви с помощью своей обычной и совместной деятельности в Консистории.

Консисторию можно определить как собрание, на которые Кардиналы собираются по воле Римского Понтифика и под его председательством;

Она может быть:

Ординарной, когда на нее собираются если не все кардиналы, то, по крайней мере, те, которые находятся в Риме, для консультаций по вопросам (в том числе и текущим), что представляет определенную важность, или для ознаменования наиболее торжественных событий;

Чрезвычайной, если все Кардиналы собираются для рассмотрения особенно важных или вопросов в том случае, если этого потребуют особые обстоятельства церкви.

Как правило Консистория заседает тайно: только ординарная может быть иногда открытой, если она посвящена ознаменуванню особых торжеств. В этом случае на нее допускаются, кроме кардиналов, также Прелаты, послы и другие приглашенные лица.

Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ лат.  -  «Кардинал Святой Римской Церкви»). В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года , в функции кардиналов входит избрание папы римского на конклаве и помощь в руководстве Римско-католической церкви , которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при папе римском во время консисторий , и индивидуально, возглавляя ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства-града Ватикана . В совокупности кардиналы составляют коллегию кардиналов (до 1983-го года - Священная коллегия кардиналов; несмотря на упразднение эпитета Священная , её до сих пор иногда так называют), возглавляемую деканом .

Ранги кардиналов

История титула

История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .

«Кардиналы-миряне»

До 1918 года для назначения кардиналом не обязательно было иметь не только епископский, но и священнический сан. Любой мужчина, причисленный только к малому чину католической церкви, мог получить ранг кардинала-дьякона . Таких кардиналов традиционно называли «кардиналы-миряне», поскольку они не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия, хотя и являлись клириками и получали первый постриг - тонзуру . Последний кардинал-мирянин скончался в 1899 году.

Число кардиналов

Число кардиналов бывало различно (в XII веке редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586 года , когда, по декрету папы Сикста V , оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин Израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 кардиналов-епископов , 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-дьяконов . По данным на март 2019 года насчитывается 222 кардинала, хотя согласно правилам, установленным Павлом VI, право голоса на конклаве имеют не более 120 человек (по данным на март 2019 года правом избирать папу римского обладают 122 кардинала). Кардиналы-священники и кардиналы-дьяконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, а потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён , хранить их «у себя в груди» (итал. in petto , лат. in pectore ), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении. Первыми назначенными in pectore кардиналами были Джироламо Алеандер и Реджинальд Поул .

Сведения о кардиналах

Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...