Горячая энергия во время медитации. Как самопроизвольно понизить частоту своего сердцебиения

Для этой практики можно принять любую удобную позу сидя (например, Ваджрасана, Сукхасана, Ардха-Падмасана и т.п.) или даже лежа на спине (Шавасана). Если вы делаете эту практику непосредственно перед сном - то Шавасана будет наилучшим вариантом. С другой стороны, если вам ни в коем случае нельзя засыпать - эта поза будет нежелательна. Если релаксация в этом упражнении незаметно перешла в сон, не стоит себя сильно ругать. Но конечно, это не будет способствовать углублению практики.

Техника, изложенная ниже, не сложна сама по себе, но обычно требует нескольких попыток для полного освоения. Базовая последовательность занимает около 5 минут.

Практика (базовая последовательность):

  1. Примите удобное положение, закройте глаза и расслабьте все тело. Если нужно, откорректируйте положение так, чтобы вас ничто не отвлекало. Еще больше расслабьтесь.
  2. В течение минуты просто наблюдайте, чувствуйте свое тело изнутри. Постарайтесь при этом ни о чем не думать. Не заостряйте свое внимание на каком-то одном процессе (скажем, дыхание или расслабление лица), держите все тело целиком в поле осознавания.
  3. Затем соберите внимание в области груди, в области сердца. Почувствуйте сердце, и его биение. Для этого разным людям может потребоваться разное время: от нескольких секунд до нескольких минут. Этот навык нарабатывается.
  4. Затем почувствуйте, как с каждой пульсацией сердца кровь растекается по всему телу. Это ощущается как легкая пульсация всего тела вслед за сердцем. Это важный этап, здесь имеет смысл задержаться на несколько минут, даже если вы четко ощущаете пульсацию.
  5. Затем перенесите внимание в запястье левой или правой руки - почувствуйте сердцебиение там (естественно, не прикладывая руку «на пульс», а мысленно). 1-2 минуты.
  6. Теперь почувствуйте биение самого сердца, и пульс в выбранной точке (например, в запястье руки) как части целого процесса, как одно событие. Наблюдайте этот процесс 1-2 минуты.

Для концентрации можно выбирать, конечно, не только запястье, но вообще любую область тела: шею, лоб, кончик носа, межбровье, ладони, ступни, живот или другие точки. Надо время от времени менять область для концентрации. Цель - научиться чувствовать пульс в любой области тела.

Следующим этапом станет освоение этой практики во время практики йоги, а также в любое время: сидя на диване, во время поездки на работу, во время разговора с друзьями и т.п. Это отличный способ отстраниться от стрессовой ситуации, сохранить спокойствие и достоинство во время конфликта. А также практичный вариант делать практику йоги в любом месте в любое время! Ограничений по времени после\до еды для этой техники нет.

Если вам понравится эта техника, вы можете перейти на продвинутый уровень. К вышеизложенным 6 шагам добавляются еще несколько.

Практика (продвинутая\расширенная последовательность):

  1. Перенесите внимание не дыхание. Оно должно остаться таким же, как и до этого - естественным. Не надо специально замедлять или углублять дыхание. Начните подсчет: на вдохе считайте: «1», на выдохе - «2», и так далее. Досчитайте так до 40.
  2. Перенесите внимание в область горла. Почувствуйте, как дыхание словно немного щекочет горло. «Здесь» также досчитайте до 40, сохраняя осознавание и дыхания, и счета, и области горла. Не напрягайте лицо или горло.
  3. Перенесите внимание в область груди. Понаблюдайте, как с вдохом грудная клетка чуть расширяется, а с выдохом - сжимается. Начните счет дыханий до 40. Опять же, не надо специально расширять грудную клетку - дыхание нормальное, расслабленное.
  4. Перенесите внимание на живот (область брюшного пресса). Почувствуйте, как с каждым вдохом живот поднимается, а с выдохом - опускается. «Пребывая» вниманием в животе, также досчитайте до 40.
  5. Для выхода из этого углубленного варианта медитации, сначала представьте себе обстановку помещения, где вы практикуете. Прислушайтесь к окружающим звукам. Почувствуйте температуру воздуха кожей. Почувствуйте тело, осознайте его положение в деталях. Уже после этого «заземления» не спеша поменяйте позу и открывайте глаза.

Делая полный или «продвинутый» вариант практики, нельзя не заметить резкий скачок медитативности состояния, уровня релаксации. Говоря на современном сленге, «это простой кайф!». Но, конечно, расширенный вариант требует больше времени: в общей сложности практика 1 и 2 циклов займет 10-15 минут, в зависимости от ритма вашего нормального дыхания.

Когда лучше всего делать эту технику?

  • Когда вы нервничаете, напряжены;
  • Перед важным событием: переговорами, экзаменом, важным звонком и т.п. чтобы «собраться»;
  • В пробке, сидя в автомобиле, или во время поездки в общественном транспорте;
  • На отдыхе, в отпуске, на выходных - в качестве «разгрузки». Сделав такую медитацию, вы сразу «начнете отдыхать», что не всегда возможно из-за множества мыслей в уме.
  • После комплекса асан, Шавасаны и пранаям - как медитативную практику (вы можете сделать короткий (5 мин.) или расширенный вариант, смотря по обстоятельствам.
  • Перед сном - если нет другого времени, или если вы страдаете от бессонницы или вам снятся тревожные сны.

Медитация на биение сердца - чудесный способ «найти свой центр», остановиться в суетном потоке событий, почувствовать свои истинные стремления. Это и надежная защита от стресса в социуме, и хороший способ действительно продвинуться в медитации в русле практики йоги.

В общем, уникальный текст. Нигде больше такого не найдете.

Когда вы медитируете, обращайте внимание на градации. Это подобно тому, как вы плывете по реке или морю и чувствуете волны и ветер, чувствуете колебания. Когда вы вышли на берег, плоскость та же, но ощущение от движения - уже другое. Другое усилие прилагается. Если, например, ландшафт горный, то вы чувствуете, что идете по другой структуре. Когда вы двигаетесь вовнутрь, структура также меняется. Иногда вы начинаете чувствовать, что идет расширение. Иногда вы чувствуете, как волны начинают вас захватывать, и вы, например, кружитесь. Вас может валить, или одна часть тела может становиться больше другой. Иногда вдруг ворох мыслей выходит.

Вы двигаетесь по определенным слоям. Вы можете этого не понимать, не замечать, потому что человек - как матрешка, все поля в нем существуют одномоментно. Но, когда вы двигаетесь вовнутрь, вы начинаете их проходить. Например, вы задали цель - двигаться к центру, и начинаете через эти поля проходить. Когда вы двигаетесь, в какой-то момент вы можете начать видеть цвета, слышать звуки. Один из таких показателей - когда вы начинаете слышать звук ОМ. Вы садитесь и вдруг слышите гул, похожий на тот, который издает лампа дневного света: «Оммммммм». Он может также сопровождаться визуальными эффектами - сверканием искр, пятнами, еще какими-то.

Поначалу, если вы привыкли жить в уме, все это кажется вам фантазией. Затем, когда вы начинаете уделять внимание этой фантазии, она оживает и становится более явной, а телесные ощущения - менее явными. Если вы потом длительное время медитируете, то у вас может случиться пограничное состояние: вы вообще не понимаете, что вы сидите, вы не понимаете - то ли вы уснули, то ли медитируете. Если в такой момент вы резко откроете глаза, то состояние будет наподобие сна, когда вы рассматриваете предметы, как во сне. Грань между ощущением тела и восприятием реальности начинает теряться. Ваше тело и предметы начинают как бы сливаться.

Когда в какой-то момент ваша осознанность проходит через ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛО, непроработанность в эмоциональном теле может вскрыть какие-то эмоции. Человек начинает вдруг плакать или вспоминать какие-то события, или что-то еще. Этот слой тоже проходится. Чем тоньше вы в какие-то слои входите, тем более явными будут ощущения по сердцу, и менее явными - по телу. Погружаясь вглубь, вы будете больше зависимы от души и чувств, нежели от ощущения тела. Поэтому, двигаясь вглубь, вам придется быть все более и более внимательными. Внимательность не означает сильное напряжение, концентрация не должна быть усилием. Концентрация должна быть естественным потоком, где вы не сжимаете невозможное в желаемое, а даете возможность времени вашим усилием вырасти в состояние естественной концентрации, естественного восприятия.

Иногда люди хотят быстрейших результатов, но не у всех карма, внутренняя собранность, подготовка, эволюционный путь позволяют этого добиться. Многим, чтобы прикоснуться к медитации, нужны годы. Наберитесь терпения. Не думайте, что если сейчас у вас медитация не получается, значит, вам это не дано, - это не так. Если вы сидите и чувствуете, что ничего не чувствуете, т.е. понимаете, что у вас ничего не получается, все равно сидите.

Вы должны понять, что медитация - это одна из важнейших частей человеческого пребывания здесь, на Земле, потому что медитация - это прикосновение к источнику силы. Эта сила вам нужна для решения любой задачи в этом мире - будь то семейная задача, собственное развитие, зарабатывание денег, воспитание детей, выстраивание отношений - неважно. Источник жизни - один, и, если концентрация рассеяна, концентрации нет, т.е. внимание рассеяно, все время будет идти ослабление. Это ослабление связано с тем, что ваш ум, ваши эмоции будут забирать жизненную силу. Вы даже не будете замечать, как расплескивается энергия. Она утекает через ваше обдумывание. Далеко не все могут в течение дня набирать эту энергию.

Чаще всего вы отдыхаете в выходные дни. Возможно, вы выезжаете в лес, на природу, где много праны. Возможно, вы высыпаетесь. Но, например, гнев и раздражение могут в течение дня очень быстро вас опустошить. В какой-то момент вы вспыхиваете, но потом, через некоторое время, наступает усталость. В течение какого-то времени вы можете гореть в напряжении, а потом наступают бессилие и болезнь, как последствия потери энергии. Медитация заполняет вас энергией с очень тонкого плана. Очень тонкой энергией, которая по чакрам спускается вниз до физического тела и дает вам наполненность. Но в силу того, что мы привыкли чувствовать себя телом, нам еще необходимо наполняться жизненной силой через природу - через гуляние в парке, через пробежки, плавание, футбол, волейбол, некую динамику. И тогда мы чувствуем, что наше тело оживает. У нас появляется интерес, уходит депрессия, т.е. мы, таким образом, прокачивая физическое тело, поднимаем жизненную силу, иммунную систему, тонус.

Медитация идет с верхних центров, из глубины души, но она может решить ту же самую задачу. Для этого нужны опыт, время, терпение. Если вы эти две системы соедините, т.е. физическую активность, интенсив с медитацией, то вы с двух сторон пойдете к центру себя. У вас будет физическая сила для того, чтобы легко концентрироваться, а концентрация, как спичка, которой вы подожгли бензин, даст возможность прохождения тонкой энергии космоса в ваш ум, ваше тело, эмоции, чувства. Спускаясь по центрам, эта энергия будет проходить в более плотные частоты, в более плотные слои.

Когда вы сидите, может случиться так, что у вас пошло включаться ЭФИРНОЕ ТЕЛО. И тогда, например, если вы не касаетесь стенки, а сидите с прямой спиной, у вас тело может начать качаться. Вы ничего не делаете, а его начинает качать. Когда есть привычка сидеть с прямой спиной, а эфирное тело расслаблено, вхождение энергии в эфирное тело может выйти в такую конфигурацию, когда-либо вас качает влево-вправо, либо вперед-назад, либо по кругу, либо по какой-то более сложной траектории. В движении энергии вы переходите с ощущения тела на энергию, вы начинаете чувствовать эту энергию, а тело уже вслед за энергией начинает вести.

Я вам сейчас рассказываю, как градации идут, и как вы можете ощутить по различным состояниям, что может происходить.

Входя в АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО и концентрируясь в нем, например, вы можете не понимать, что это астральное тело. Там не написано, куда вы вошли. Но ощущение может быть такое, что конфигурация зала вдруг поменялась. Вы вдруг почувствовали, что стены стали шире, больше. Ваше астральное тело начало изменяться. Такой выход может дать интересные возможности. Если вы сделаете сборку в этом состоянии, сконцентрируетесь в нем и затем создадите намерение увидеть, например, Тадж-Махал, то астральное тело переместится туда, и вы будете этим телом чувствовать, как будто вы там. Если третий глаз не открыт, вы будете просто чувствовать ощущение прикосновения к атмосфере Тадж-Махала. Вы можете погрузиться в любую точку Земли или даже выйти в любую точку в космосе.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО работает по-другому. Вначале в вашем уме всплывает ворох мыслей, и абстрагировать себя от мыслей очень тяжело, в силу того, что ум является очень большой частью нашего взаимодействия в этом мире. Мы общаемся через ум, думаем, т.е. мы привыкли, учась в школе, работать через ум. Как понять, что вы вошли в сферу ума? Если вы туда входите, то любая реальность, которую вы создаете в уме, вдруг начинает ощущаться как реальная. Так же, как здесь, в плотной материи, вы можете чувствовать предметы и явления, точно так же ум все нюансы вашей фантазии, ваших мысленных форм оденет в осязаемое ощущение. Попадая в такое состояние, вы понимаете: все, что вы видите - это реальность. Проснуться в уме - непросто. Но, если это происходит, вы можете остановить ум и двигать им, т.е. видоизменять поток мыслей, таким образом меняя реальность. Это работа очень трудная, потому что происходит абстрагирование. Она требует либо большого времени, либо каких-то стрессовых ситуаций, где ваше эго, ваша личность, чтобы выжить, вынуждены отодвинуть восприятие от себя.

Что происходит, когда человек теряет сознание от боли? Если боль становится в уме запредельной (тем более, если боль находится в теле, - травма, например), то через такое абстрагирование происходит отделение восприятия от воспринимающего. Ну и говорят: «Он потерял сознание». На самом деле, это естественная реакция на то, чтобы эту боль, это преломление не испытывать. Что же такое боль? Это сильный поток энергии, который в определенном слое испытывает преломление. Когда это преломление вами осознается, оно может быть в привычном восприятии, можно сказать, неприятным. Степень неприятности определяет степень боли. Потому что удовольствие и боль лежат на двух чашах одних весов. Они являются по природе одним. Являются потоком энергии и восприятия в разных частотах. Самая сильная боль для обычного человека - это боль в уме. Если вы абстрагируете ум, отделитесь от ума, то боль и состояние боли теряются, но и удовольствие тоже начинает теряться. Вы получаете удовольствие и боль через ум. Тело является уже опосредованной системой ощущения этого. В то же время то, что вы создаете в уме, может быть весьма устойчивым, и, возможно, навязчивым. И, если то, что вы создали в уме, сильно отличается от того, что находится в сердце, то и фанатичным.

Поэтому мы двигаемся дальше. От ума мы двигаемся к прикосновению к душе. Но, когда мы двигаемся дальше, мы не понимаем, что нужно почувствовать. Люди часто задают этот вопрос: «Что надо делать во время медитации?» И, когда отвечаешь просто: «Ничего», то это является самым трудным. Потому что мы привыкли что-то делать.

Помочь поймать частоту энергии, которая лежит выше ума, может человек, который имеет, как носитель, эту высокую частоту. Именно с этой целью люди ездят в Индию, ищут мастеров, настоящих мастеров, у которых есть это горение, есть эта энергия, и они могут в вас инициировать это ощущение.

Поначалу оно в вас воспринимается, как нечто, что вы не можете идентифицировать. Это нормальное явление, потому что ваш ум, соприкоснувшись с этим, никак не может его интерпретировать. Не нужно. В вас будет рождаться новая система, она даже не рождается, она включается в работу от спячки. И она - это нечто - ощущается вами как реальность. Тогда ум и все явления воспринимаются, как сон. И чем больше реальность в сердце, просыпание, тем больше ощущение иллюзии ума. Т.е. это есть, да, но не как реальность, а как сон. Представьте себе, что вы спите, и вдруг в какой-то момент с вами что-то происходит, и вы начинаете чувствовать, что это - не реальность, это - сон. Тогда, во-первых, с вами нечто происходит, т.е. вы не то чтобы сходите с ума, но возникает чувство, очень похожее на схождение с ума. Точка восприятия начинает смещаться. Когда это происходит, вы начинаете чувствовать, что есть некая опора внутри, более явная, чем ваш ум.

Вот эта опора в обычном состоянии - в таком, в котором вы находитесь, - может ощущаться как либо тоска, либо какая-то печаль в сердце. Если вы начинаете смотреть на эту опору с ума, то она при глубинных состояниях, например, которые сейчас с людьми происходят, может вот так чувствоваться. Не гоните это состояние, изучайте его. Потому что таким образом вы можете войти в центр. И если вы начнете говорить: «Я - не тело, я - не ум», но я хочу понять, кто я, хочу найти точку опоры, хочу узнать, что это за состояние, тогда оно начнет в силу вашего изъявления этого желания становится более явным. Если вы начинаете сливаться с точкой опоры, то ваш ум начинает как бы абстрагироваться. В этот момент мир ощущений начнет плыть. И если вы его не хватаете, не пытаетесь его удержать, то ваша жизнь начнет превращаться в сон. Если это происходит, то тяготы жизни, которая сейчас происходит, отодвигаются. Они не исчезают, вы начинаете их ощущать иначе.

Я вам сейчас рассказываю, как можно двигать сознанием, чтобы прийти к центру. Следующее, что происходит: вы начинаете соприкасаться с глубинными чувствами, с теми чувствами, которые идут из души. К тому сокровенному состоянию, которое формирует намерение и окрашивает ваши сны не в краски даже, а в состояния. Если вы входите глубоко в сердце, в эти чувства, то даже простой сон является отдыхом, является наслаждением. Если сон поверхностный, то даже красочный сон может не так радовать, как то глубинное состояние, с которым вы соприкоснулись. Но если там интерпретируется боль, то она гораздо больнее, чем любая боль физического тела. То, что ближе к нам, сильнее в ощущениях радости и в ощущениях горести до того момента, пока эти две силы не сольются в одну - там, где энергия и сознание становятся единым. Когда вы будете чувствовать расширение бескрайних границ, как силу, которая творит, причем это и есть вы, то это говорит о том, что начало происходить слияние энергии и сознания. Оно не разделяется на шиву и шакти, т.е. на силу и восприятие. Оно становится единым целым.

Пока на этом остановлюсь, но это не конец. Потому что все, что будет дальше пониматься, очень тяжело воспринимается умом. Потому что оно многомерно и настолько алогично, настолько сказочно, что уму к нему лучше не прикасаться, потому что ум подобен неверящему родителю, разрушающему сказку ребенка о деде Морозе.

ПОМОГИ СЕБЕ CAM
Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

Мы уже говорили о том, что ощущения, сходные с медитационными, могут непроизвольно возникать у многих людей, если они, например, пребывают в состоянии покоя, созерцают речной поток или заход солнца или испытывают сильное чувство любви. Они познают нечто первопричинное, внутренне близкое, но одновременно новое и особенное.

Эти ощущения носят очень личный характер. Чаще всего о них совсем не хочется говорить. Довольно трудно рассказывать о связанных с этим приятных чувствах. Точно так же трудно описывать ощущения, возникающие при медитационной практике. Поэтому имеет смысл установка не анализировать и не наблюдать за ощущениями. Медитировать означает - "быть в пути". Цели достигаешь быстрее, если не "делаешь промежуточных остановок".

Наряду с личными имеется целый ряд общих ощущений, которые возникают у каждого во время самопогружения. В различных медитационных школах и классических текстах по медитации, как, например, в Йога-сутре Патанджали, уже давно рассказывается об этом. Современная психология также попыталась исследовать общие для медитационных процессов ощущения. Специально подготовленные психологи проводили опыты на самих себе, а также разработали для медитирующих анкеты (опросники) о самочувствии, которые заполнялись до и после медитации.

Первое отчетливое ощущение, возникающее у каждого медитирующего, состоит в следующем: он замечает, что сознание и реакции во время медитации совсем иные, чем при нормальном активном состоянии. Есть также различия и в фазах сонливости.

Австралийский исследователь медитации, психолог Ригби образно обобщает эти ощущения: "Сначала сознание находится в нормальном бодром состоянии - возникает поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое, словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворенного состояния, сосредоточение переходит на все более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются (трансценденцируются) самые тонкие структуры мышления и чувств и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании, без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального или чистого сознания без какого-либо времяощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Этот процесс постоянно повторяется".

Участники наших курсов также все время говорили о том, что медитация приносит им внутреннее успокоение. Во время медитирования изменяется их общее настроение: от напряженности, внутренней тревоги, чувства спешки, замотанности они постепенно и плавно переходят к состоянию спокойной собранности, внутренней бодрости и очищенности. У них возникает чувство свободы, облегчения и благополучия.

45-летняя участница курсов, заведующая отделом кадров, так описывает процесс медитации: "Я сижу с закрытыми глазами и начинаю упражнение. Я замечаю, как мои мысли постепенно улетучиваются, быстро рассеиваются, как редкие облака. Мое дыхание успокаивается, тело расслабляется. Мне очень легко и приятно. Временами мое мышление как бы отключается и я испытываю глубокий внутренний покой. Потом приходит чувство огромной удовлетворенности, переходящее время от времени в чувство полного счастья. Иногда, правда, медитация бывает неглубокой, в голове мелькает множество мыслей, но физически я чувствую себя, тем не менее, успокоенной и расслабленной. Такое чаще всего бывает по утрам. Вечерами, наоборот, я испытываю полное отключение и отчетливое состояние духовного покоя. В общем и целом я чувствую себя во время и после каждой медитации бодрее, проясняется мышление, становится просто хорошо".

Рассматривая психологические исследования медитационных процессов, убеждаешься, что при медитировании преобладают собранность, спокойная откровенность, удовлетворенность и хорошее самочувствие. По сравнению с обычным состоянием настроение во время медитации приподнято. Границы нормального обыденного сознания исчезают и медитирующий постигает поэтапно "беспредельность" или даже "вечность". В состоянии медитации сознание "расширяется" или "углубляется". Граница собственного "Я" становится преодолимее, происходит самопознание, которому может сопутствовать переживание взаимосвязи и взаимозависимости со всем и от всего.

Что происходит с организмом во время медитации

Еще в 1935 г. француженка, ученая и врач, Броссе заметила, что у опытных индийских йогов во время медитации замедляется сердечная деятельность. Это можно считать началом исследований изменений в организме во время медитации у йогов и монахов японского дзэн-буддизма. В 50-е - 60-е годы выяснилось, что у них снижается обмен веществ и медитационная практика сопровождается специфическими биотоками мозга. В последние годы обстоятельные научные исследования продолжались.

Ученые установили, что медитационное состояние - это уникальное состояние глубокой расслабленности и самопогружения, которое по физическим параметрам отличается от состояния сна и простого сидения с закрытыми глазами. Расслабление полнее, чем во сне, а сознание остается бодрым и ясным. Организм приходит в состояние покоя значительно быстрее, чем во время сна. Состояние глубокой расслабленности достигается чаще всего в течение нескольких минут, тогда как во сне на это требуется несколько часов.

Многие из приобщенных нами к медитационной практике фиксируют в первое время в основном физиологические изменения. Их дыхание становится глубже, а дыхательные паузы длиннее, организм успокаивается. Эти люди испытывают, как правило, непроизвольное чувство расслабленности и освеженности.

Особое впечатление на нас произвел тот факт, что во время фаз глубокой медитации у опытных медитирующих наблюдалась спонтанная остановка дыхания. Эти паузы длились в среднем 20 секунд и достигали максимальной продолжительности в 67 секунд, что свидетельствовало о состоянии экстремального расслабления.

Аналогично изменяется и сердечная деятельность. Количество биений сердца сокращается на 3 - 10 в минуту, а количество крови, перекачиваемой сердцем, сокращается на 25%. Можете представить себе, какой отдых получает при этом сердце, особенно на фоне сегодняшних стрессов, когда оно функционирует с большими нагрузками.

Помимо этого, медитирующие во время упражнений часто испытывают определенные физические ощущения совершенно необычного характера. Чаще всего рассказывают о тепловых ощущениях. Прежде всего тепло ощущается в руках и ногах. Это связано с улучшением кровообращения во время медитации. Например, кровообращение в нижней части руки увеличивается на 30%. Кровеносные сосуды расширяются и таким образом облегчается циркуляция крови. Далее было установлено увеличение притока крови во время медитации в лобные части головного мозга на 65% по сравнению с обычным сидячим состоянием. Это необычное увеличение притока крови в области мозга является отличительным признаком расслабленного состояния при медитации.

Кроме того, медитирующие ощущают токи тепла, поднимающиеся вдоль спины к голове. Иногда эти ощущения совпадают с впечатлением, что некоторые части тела, например голова или ноги, становятся тяжелее. Когда это ощущение тяжести проходит, наступает ощущение прилива энергии. Прилив энергии иногда распространяется по всему телу так, что чувствуешь себя, "как заряженная батарея". Возникают ощущения, что границы тела раздвигаются и оно становится проницаемым. Некоторые медитирующие вообще больше не чувствуют этих границ, что дает особую свободу.

При исследованиях регистрировалось также расслабление мышц, например, в области лба, затылка и плечевого пояса. Каждый знает, как широко распространены сегодня мышечные судороги, особенно в периоды повышенных нагрузок на организм. Во время медитации происходит радикальное снятие мышечных напряжений, что полезно для физического и психического здоровья.

Снижается также содержание молочной кислоты в крови. Во время стрессовых ситуаций и нервных потрясений содержание этого компонента, наоборот, увеличивается, т. е. медитационное состояние противоположно стрессовому и нервозному. Кроме того, во время медитирования концентрация стрессового гормона кортизола в крови и моче снижается по сравнению с предмедитационным состоянием на 37%, что также свидетельствует о снижении стрессового уровня (рис. 2).

Другим критерием стрессового уровня у медитирующих служит психогальваническая реакция кожи (ПГР), или сопротивление кожи. Чтобы измерить ее на коже, укрепляют электроды, например на правой руке, и пропускают слабый ток. Если вы находитесь в спокойном, расслабленном состоянии, то кожа у вас сухая и у нее большее электрическое сопротивление. Во время напряженной ситуации, например на экзамене или при решающем разговоре, наоборот, сопротивление кожи понижается, так как руки потеют и становятся мокрыми. Во время медитации электрическое сопротивление кожи возрастает быстрее, чем при глубоком сне. Это является еще одним подтверждением того, что медитационные упражнения приводят организм в состояние полного расслабления.

Психические ощущения во время медитации

Хотя у начинающих медитировать преобладают физические ощущения, психические ощущения также возникают уже с самого начала. "Удачная" медитация характеризуется интенсификацией сознания, т. е. ясностью, собранностью, повышенной проницательностью. Это относится в первую очередь к мыслям, которые возникают во время медитации. Они воспринимаются четче, чем во время обычного среднего состояния сознания. Вместо постоянного следования своим мыслям, чувствам, ощущениям медитация приводит к господству над ними.

Во время медитации участники наших курсов часто вспоминают переживания или ситуации, относящиеся к далекому прошлому или непосредственно связанные с событиями дня. Таким образом, медитация становится своего рода "психической переработкой", в конце которой медитирующие испытывают чувство облегчения, и помогает скорее забыть все второстепенное.

Иногда психическая активность во время медитации сопровождается зрительными и слуховыми ощущениями. Как и во сне, возникают зрительные образы, но медитирующий осознает эти спонтанно возникающие переживания и почти всегда может управлять событиями. Иногда эти психические впечатления сочетаются с физическими ощущениями.

Необходимо упомянуть и о последнем виде психических ощущений во время медитации. Медитирующий приобретает познания, необходимые для устройства его обыденной жизни или решения каких-либо особых проблем. Тем не менее, многие медитационные школы рекомендуют анализировать реальность содержания приобретенных во время медитации познаний, а не просто спонтанно руководствоваться ими.

Как работает мозг в медитационном состоянии

Как физические, так и психические ощущения во время медитации были бы немыслимы без соответствующей деятельности мозга. Поэтому функционирование мозга во время медитации постоянно привлекало внимание исследователей.

Особый интерес представляют изменения во время медитационных упражнений, отражающиеся в диаграммах биотоков мозга. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) отображает электрическую активность мозга. В определенных точках черепа крепят электроды и измеряют электрические колебания. Записанные биотоки расшифровывают по следующим параметрам: частота, амплитуда, форма, распределение и частотность. Различные по частоте виды биотоков соответствуют различным физическим и психическим состояниям:

  • дельта-волны: сон (менее 4 герц);
  • тета-волны: сонливое состояние, засыпание, а также радостное, спокойное, субъективно приятное состояние и творческие процессы (4 - 7 герц);
  • альфа-волны: расслабленное бодрствование (8 - 13 герц);
  • бета-волны: активное мышление, концентрация (более 13 герц).

Во время медитации в начале преобладают альфа-волны, которые распространяются от затылочных к лобовым частям мозга. Это свидетельствует о состоянии расслабленного психического бодрствования. Затем возрастает появление те-та-ритмов - признак физического покоя и хорошего самочувствия.

В нормальном состоянии биоритмы мозга составляют хаотичную, смешанную, разрозненную картину различных по частоте видов волн, не совпадающих во временном графике. Во время медитации возникает необычная равномерность всех видов мозговых волн. Во всех точках черепной коробки царит единообразие частот и амплитуд.

Электрическая активность мозга у медитирующих выглядит более синхронно, части мозга начинают работать гармонично и пульсируют в определенной степени в едином ритме. Это напоминает марш солдат на параде: солдаты двигаются упорядочение в едином строю и ритме. Их маршировка выглядит гармонично и единообразно.

Хотя по кривым биотоков мозга и нельзя судить о содержании мыслей и качестве мышления, но вполне можно определить степень общего состояния и синхронизацию основной биологической активности мозга, которая является общей предпосылкой для устойчивости, мобильности и ясности умственных процессов.

Исследователи мозга долгое время искали на ЭЭГ специфические признаки медитационного состояния, пока в 1974 г. Лайвин при помощи нового метода обработки данных не обнаружил когерентность.

Когерентность показывает, насколько велика связь синхронных электродов, размещенных на различных, удаленных друг от друга участках черепной коробки. Когда когерентность высока, волны растут одновременно в двух или нескольких регионах мозга в виде "пика".

На диаграмме изображена ЭЭГ-когерентность человека до и после овладения трансцендентальной медитацией. Альфа-когерентность возникает уже после первой медитации. Чем длительнее и регулярнее занятия, тем сильнее становится когерентность в различных волновых диапазонах. ЭЭГ у медитирующих с большим опытом показывает одновременную когерентность различных частот, которая сохраняется все чаще и чаще и при повседневной деятельности (рис. 3).

Известно, что различные части мозга и особенно оба мозговых полушария отвечают за различную деятельность организма.

В нормальном состоянии бодрствования работа мозга координируется слабо. Большинство людей при решении обыденных задач оперируют преимущественно аналитическими или интуитивными категориями, мысленно или образно, во времени или в пространстве, интеллектуально или художественно. Очевидно, что успех при решении обыденных проблем зависит от интеграции различных функций мозга.

Во время медитирования согласованность, обмен информацией между обоими полушариями улучшается. Из исследований творческих процессов известно, что творческие достижения зависят во многом от информационного обмена мозговых полушарий. Медитация стимулирует мозговую активность.

Исследователь мозга Банкуэт установил на основе медитационной практики три различных формы интеграции мозговой деятельности: интеграция левого и правого полушарий мозга; интеграция затылочной и лобной частей мозга; интеграция поверхностных и глубинных участков мозга.

Первая форма интеграции образует основу для гармонизации интуиции, силы воображения, творческих потенций, а также чувств, - т. е. свойств и способностей, присущих правому мозговому полушарию, - и интеллектуальных центров левого полушария.

Вторая форма интеграции позволяет сделать вывод, что медитация способствует взаимодействию между умственной активностью и движениями. Улучшение сенсорно-моторной координации, например сокращение времени реагирования, подтверждают и другие исследования.

Интеграция между отделами мозга, отвечающими за сознательную мыслительную активность, и теми, которые управляют основными жизненными процессами, т. е. третья форма интеграции, ведет к бесперебойному взаимодействию тела и мысли.

Пиковые, предельные ощущения во время медитации

Хотя воздействие медитирования со временем увеличивается, физические и психические ощущения, перечисленные ранее, теряют со временем новизну. Все естественнее кажется состояние удовлетворенности и миролюбия. Мы не можем описать их здесь со всеми подробностями, но один из участников наших медитационных курсов, 32-летний скульптор, записал и передал нам свои впечатления, которые дают хорошее представление о предельных ощущениях во время медитации: "Непосредственно после начала медитации мой пульс замедляется, а дыхание становится спокойным. Я чувствую нежный ток в теле, энергия и радость поднимаются из нижней части тела. В области сердца появляется ощущение глубокой радости. Тело становится все спокойнее, раздвигается и становится, как бриллиант, - прозрачным, чистым и неподвижным. Мысли сами по себе делаются легкими и быстро улетучиваются. Я все сильнее и сильнее ощущаю самого себя, воспринимаю тишину в себе и вокруг, даже если слышу на поверхности восприятия какие-то шумы. Потом я ощущаю, как погружаюсь в эту тишину, все границы исчезают и остается только ощущение бесконечных просторов. Когда я выхожу из этого состояния, остается чувство глубокой сопричастности со всем и всеми и неописуемое ощущение счастья. После таких медитаций я решаю все профессиональные и семейные проблемы быстро, беспрепятственно и к всеобщему удовлетворению".

Гуманистическая психология подчеркивает особое значение предельных, или пограничных, ощущений. Маслоу, выдающийся представитель гуманистической психологии, установил, что в такие моменты внутреннего наполнения человеческие силы объединяются наиболее эффективным образом, и человек тогда становится менее разбросанным, более восприимчивым к ощущениям, у него повышается производительность, изобретательность, увеличивается чувство юмора, он становится более независимым от низменных потребностей. При предельных ощущениях каждый чувствует единство с самим собой и со своим окружением, чувствует трансцендентальность, позволяющую преодолеть границы собственной личности.

Как видите, медитационные занятия позволяют изведать многообразие различных ощущений. Медитация в этом отношении нечто уникальное. Она соединяет покой и бодрствующее сознание в одно состояние "спокойного бодрствования", которое сопровождается хорошим физическим и психическим самочувствием.

Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?

Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.

Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.

Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.



Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?

Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.

Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.

Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.

Медитация - ощущение души

Что происходит с тем, кто достигает самадхи?

Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.

Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.

Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.

Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.

Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.

Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.

Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.

Ты имеешь в виду после сатори?

Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.

Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.

Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?

Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.

Остается ли индивидуальное тело?

Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.

Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.

Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .

Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.

Пятая стадия – сама является существованием.

Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»

Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».

Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.

В чём смысл жизни?

В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?

Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.

Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.

Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.

Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?

Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.

Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.

Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.

Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.

Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?

Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.

Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»

Бодхидхарма ответил: «Я шучу».

Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»

Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»

Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.

В этом FAQ я дам ответы на самые популярные вопросы о медитации, например, как не заснуть во время медитации , как выходить из медитации и т.д. Если вы хотите узнать о , то читайте статью по ссылке, здесь же повествование пойдет в формате «вопрос-ответ».

На многие из этих вопросов я отвечал в комментариях, но не все читатели добираются до них, тем более, что комментариев очень много и, порой, трудно отыскать ответ на интересующие вопросы в них. Здесь собраны такие вопросы, которые, на мой взгляд, могут часто возникать у многих людей, после того, как они начали медитировать.

Как не заснуть во время медитации

Вопрос: я не могу понять,что я делаю неправильно:сел прямо,расслабился,отключился от окружающих раздражителей,начинаю наблюдать дыхание и…я засыпаю!Ладно бы первый раз,но всё время…Подскажите,что исправить!

— Сергей

Ответ:

Есть несколько советов, которые помогут вам не засыпать во время медитации.

  1. Нужно держать спину прямо и не облокачивать ее на спинку стула или любую другую поверхность. Во-первых, это способствует более глубокому дыханию: воздух начинает лучше проходить через легкие. Дыхание — важная составляющая медитации. Во-вторых, это помогает оставаться в сознании: в таком положении очень сложно заснуть!

    С начала это может не получаться, возможно, вам будет не комфортно в таком положении. Но со временем практики эта позиция станет естественной и удобной для вас.

  2. Не ешьте перед медитацией. После плотного обеда часто хочется спать, так как организм тратит энергию на переваривание пищи. Вдобавок, такие процессы в желудке отвлекают от медитации и мешают расслабиться.
  3. Взбодритесь. Сделайте легкие упражнения перед медитацией (небольшая растяжка очень будет кстати), примите душ.
  4. Немного позанимайтесь (диафрагмальное дыхание).

  5. Проветривайте помещение в котором медитируете. Из-за духоты хочется спать.
  6. Не медитируйте в кровати. Тело привыкает к тому, что там вы спите, поэтому может автоматически «отключаться».
  7. Старайтесь высыпаться. Может быть вам не хватает сна и от этого вы засыпаете? Если так, то ложитесь раньше и спите больше.

В своей лекции учитель медитации говорил, что заснуть во время медитации это не так страшно. Ведь это будет не совсем обычный сон, а сон, в который вы вошли через медитацию. Такой сон намного лучше восстанавливает организм чем обычный сон. Поэтому, даже если вы заснете, когда будете медитировать, это не будет значить, что медитация «потеряна». Вы все равно сможете почувствовать какой-то медитативынй эффект по пробуждении.

Как следует выходить из медитации?

Вопрос: Если мы расслабляемся как при аутогенной тренировке, то в конце там предлагается фаза выхода. Как следует заканчивать медитацию?

— Николай

Ответ:

Главный принцип - выходить из медитации нужно плавно . В конце практики, не открывая глаз, пошевелите пальцами ног и рук, спокойно потянитесь (руки в «замке» вверх над головой - тихонечко вправо влево), плавно опустите руки, откройте глаза. К этому еще можно добавить приятное упражнение из йоги, которое делается на выходе из «шавасаны», позы расслабления после практики: после того как потянулись и пошевелили пальцами, не открывая глаз разотрите ладони друг об друга, чтобы они стали теплыми, приложите их к закрытым глазам, посидите так секунд десять, почувствуйте тепло, отведите руки и открывайте глаза.

После медитации нужно избегать какое-то время активной и напряженной деятельности.

Затекают ноги во время медитации, что делать?

Вопрос: здравствуйте николай.у меня за 20 мин расслабления бывает так затекяют ноги,что когда я встаю,несколько минут передвигаюсь как на костылях. Скажите пожалуста,может это связано с неполным расслаблением?

Ответ: затекание ног вызвано тем, что зажимаются сосуды в ногах и кровь плохо поступает в какие-то участки. Это не страшно, учитывая что вы сидите в такой позе всего 20 минут, хотя и неприятно.

Попробуйте экспериментировать с позой медитации: сядьте на более мягкую или более низкую поверхность, попробуйте скрестить ноги. В общем, меняйте позицию. Еще во время медитации можно аккуратно подвигаться и сменить положение ног на более удобное, чтобы они не затекали.

Что делать если после медитации болит голова?

Вопрос: Уже где то неделю занимаюсь этой практикой, но в последнее время стала постоянно болеть голова. Это нормально? Или же нужно прекратить срочно?

Ответ:

Этот симптом имеет место быть у некоторых людей, я убедился, почитав разные источники. Вопрос довольно популярный в интернете. Причина может быть следующая. Возможно, вы слишком напрягаетесь для того, чтобы удержать . А ваш ум, привыкший к постоянной активности, встречает попытки избавиться от мыслей с сопротивлением. Это сопротивление, вероятно, вызывает головную боль. Конечно, я не могу настаивать на том, чтобы вы продолжали практику, раз организм так реагирует. Но, возможно, это происходит только по-началу…

Я бы на вашем месте попробовал снизить напряжение во время медитации, для этого:

  1. Не пытайтесь напряжением воли отогнать мысли, пускай они приходят. Когда вы замечаете, что о чем-то думаете, просто плавно переводите внимание на мантру или дыхание. Но не нужно на этом делать акцент. Концентрация - не цель медитации. Цель расслабиться. Пускай мысли текут своим чередом, просто спокойно наблюдайте за ними. Не следует постоянно думать о том, чтобы не думать.
  2. Сядьте в удобную позу. Убедитесь что тело ПОЛНОСТЬЮ расслаблено!
  3. Сделайте пару глубоких вдохов-выдохов, прежде чем начать медитировать. (Лучше, при этом дышать животом, диафрагмой)
  4. Постоянно следите за телом, если чувствуете, что мышцы напряглись (в том числе мышцы лица) - расслабляйте их.
  5. Если голова начинает болеть во время медитации - прекращайте сеанс.

Вот что я бы посоветовал попробовать, прежде чем прекращать практику, так как медитация очень ценная вещь, чтобы не попытаться продолжать ее даже при такой реакции организма.

PS. Возможно, все дело в напряжении тела, поэтому можете попробовать перед медитацией на протяжении двух минут поочередно расслаблять каждую часть тела, направляя внимание внимание от макушки до пальцев ног. Про эту технику релаксации можете почитать в статье в разделе «Техника релаксации из йоги».

Как правильно читать мантру?

Несколько людей задали такой вопрос о медитации с , поэтому решил на него ответить здесь.

Вопрос: Скажите, а мантру при медитации нужно повторять вслух или можно про себя?

Ответ: Конечно нужно повторять про себя.

Что делать, если во время медитации наблюдается учащенное/затрудненное дыхание?

Вопрос: Сейчас перед расслаблением у меня также происходит учащенное дыхание, с чем это связано?

— Татьяна

Ответ: Возможно, из-за положения тела, в котором вы находитесь (неправильное положение спины), ваши легкие не могут раскрыться полностью и вам приходится вдыхать воздух меньшими порциями, но с усиленной частотой. Поэтому, держите спину прямо! Это позволит вашим легким раскрываться в полную силу.

Что делать если я испытываю дискомфорт или боль в спине, когда пытаюсь медитировать с прямой спиной?

Вопрос: Здравствуйте,Николай))хочу спросить у вас совет.я много раз пробовала медитировать….но болит спина!!и я совершенно не могу сконцентрироваться…просто долго не могу сидеть прямо.я пробовала ложиться на пол и у меня стало получаться!!ну по крайней мере мне так кажется.после таких лежачих медитаций чувствую себя лучше.но ведь это не правильно!!по крайней мере все учат делать это делать сидя…буду благодарна за ответ!

— Оксана

Ответ: прижимайте спину к спинке стула или к другой опоре и медитируйте.

Вращения головы

Вопрос: Начала медитировать. Во время медитации у меня происходит вращения головы в разные стороны и по кругу…это нормально?

Ответ: Елена, почитал несколько источников. Вы не единственная у кого так происходит. В некоторых источниках написано, что в этом нет ничего плохого. В других, что это вообще хорошо. Кто-то связывает этот феномен с расслабленностью мышц, а кто-то объясняет это потоками энергии. В любом случае, в этом нет ничего плохого.

Не обращайте внимания на эти движения, пускай они идут своим чередом и не отвлекают вас. Если они слишком сильные и мешают вам медитировать, просто откройте глаза.

Пока это все вопросы и ответы, которые мне удалось собрать. Задавайте вопросы, буду отвечать и публиковать некоторые ответы здесь.

Странное чувство в районе переносицы

Вопрос: чувствую давление (покалывание, тепло) в районе переносицы во время медитации и не только.

Ответ: это нормально, даже, возможно хорошо. Я сам стал испытывать эту чувство сразу после того, как начал медитировать. Оно проявляется у меня не только во время медитации, но и в обычной жизни, когда, я например, пытаюсь взять себя в руки, справиться с эмоциональными переживаниями. В моем случае, это некий «индикатор осознанности», который включается в моменты концентрации.

Многие связывают это чувство с энергетической активностью в области третьего глаза.

Выделяется слюна во время медитации, часто глотаю

Вопрос: Николай, во время мегитации, начинается слюновыделение, приходится часто глотать, что сильно отвлекает, может,кто нибуть пережил эту ситуацию.Спасибо

Ответ : Виталий, слюноотделение происходит постоянно, просто во время медитации, как мне кажется, вы обращаете на это внимание. Поэтому когда проглатывание слюны отвлекает вас, плавно переводите внимание обратно на дыхание или мантру. Это главное

Но вот еще несколько советов из разных источников:

  1. Аккуратно прижмите язык к небу, а переднюю его часть к верхним передним зубам
  2. Держите шею и голову прямо
  3. Опять же, не обращайте внимание на том что происходит во рту (на положении языка, слюне и т.д.)

Можно ли слушать музыку во время медитации?

Вопрос: Николай, я медитирую под специальную музыку для медитаций (Тайскую, Китайскую и т.д) вроде эффект есть, в тишине вообще и 5 минут просидеть не могу. Вы говорите, что лучше медитировать в тишине. Объясните пожалуйста почему?

Ответ : Екатерина, потому что медитация - это самонаблюдение, а не концентрация на прослушивании музыки. Во время медитации необходимо снизить поступающую информацию до минимума (поэтому вы закрываете глаза), а музыка это лишняя информация. Да, она помогает расслабиться. Но расслабление - не единственная цель медитации. Медитация - это еще осознанность, контроль ума и сознательная работа над собой.

Если вы не можете медитировать в тишине, значит, что-то вам мешает. А мешает вам внутреннее напряжение. От него нужно избавляться и учиться расслабляться в тишине. Следовательно вам тем более надо медитировать без музыки. Короче говоря, если вы не можете медитировать в тишине, то вам необходимо медитировать в тишине.

Почему надо медитировать два раза в день? Почему так сложно высидеть 20 минут?

Вопрос: Здравствуйте, Николай!
Объясните пожалуйста, почему вы так настойчиво рекомендуете медитировать 2 раза в день?

Знаете, очень сложно концентрироваться 20 минут. Хотя с каждым разом получается все лучше. Но во время медитации я все жду, когда уже эти 20 минут иссякнут (я ставлю таймер, и иногда поглядываю на оставшееся время)…

Ответ: Анастасия, утром надо медитировать, чтобы мобилизовать силы, получить концентрацию, а вечером, чтобы снять стресс, избавиться от накопившихся мыслей.

Анастасия

Знаю, что сложно, но что поделать? К таким желаниям нужно относиться как к любым мыслям и эмоциям во время медитации, просто наблюдать за ним, но не вовлекаться в них. Не отождествлять себя в желанием отвлечься. Убедите себя в том, что вы все равно раньше 20-ти минут не сможете закончить. И если вы будете терзать себя мыслями о том, как бы поскорее перестать, вы не расслабитесь, а время будет тянуться еще дольше. Учитесь пребывать в настоящем моменте, не думая о будущем или о прошлом. На таймер лучше не смотреть. Это отличная тренировка для силы воли, заставлять себя сидеть 20 минут, будете делать это каждый день, все вам будет даваться проще. Но этим эффектом не исчерпывается медитация.

PS. То что вам очень сложно высидеть 20 минут, как раз сильный аргумент в пользу того, что вам надо медитировать. Потому что вам мешает усидеть на месте внутреннее напряжение, которое тянет вас куда-то. Медитация избавляет вас от этого напряжения.

В какое время нужно медитировать?

Вопрос: Можно ли медитировать с утра - сразу как проснулся, и вечером перед сном?

Анатолий

Ответ: Анатолий, с утра можно только нужно проснуться, сделать зарядку, принять душ, например. Перед сном нежелательно, как минимум за 3 часа до сна. Бывает, после медитации трудно заснуть. Поэтому должно пройти какое-то время.

Можно ли медитировать лежа? Что делать, если не получается поддерживать спину прямой?

Вопрос: Мне не понятно как при полном расслаблении тела можно медитировать сидя, поскольку при абсолютно полном расслаблении мышц тело и голову невозможно удержать в вертикальном положении, тело начинает попросту заваливаться, а голова падать на грудь по закону физики. Т.о. Начинаю отвлекаться на удержание тела в вертикальном положении. А что Вы скажете насчет медитации лежа, ведь лежа тело расслабить возможно.

Наталья

Ответ: Наталья, лежа есть риск заснуть и концентрацию сложнее удерживать, чем если бы вы медитировали сидя. Медитация - это не только расслабление, но и осознанность. Когда вы сидите с прямой спиной, ваше внимание лучше фокусируется, вы находитесь как бы в балансе между полным расслаблением и внутренним тонусом, вы отдыхаете, но еще и не спите. Ваше сознание и внимание работают. Поддерживать эту работу, не засыпать, не проваливаться в полную прострацию, удерживать осознанность помогает прямая спина, сидячее положение. Сначала это вызывает напряжение, но потом привыкаешь.

Если по каким-то причинам не получается держать спину прямой без опоры — облокотите ее на что-то.

А для расслабления лежа можно использовать шавасану из йоги, но этоо уже не совсем медитация, а больше отдых, релаксация. А медитация — это далеко не только расслабление!

Как медитировать при болезни?

Вопрос: Добрый день! Подскажите пожалуйста как медитировать при сильной простуде? Некоторое время назад с успехом начала медиаторовать, но сейчас разболелась - постоянно течет из носа, сильный кашель и болит горло, совсем не получается расслабиться и сконцентрироваться на медитации. Наверняка за долгое врем вашей практики вы сталкивались с такими ситуациями. Заранее спасибо за ответ!

Евгения

Ответ: Евгения, раньше я отвечал на этот вопрос так, что можете меньше медитировать, обложиться подушками и даже медитировать лежа.

После своей последней болезни с температурой и сильным ознобом я стал отвечать по-другому, давая противоположный ответ. Медитируйте также как медитировали, если бы были здоровыми, даже, можете чуть-чуть побольше. Почему? Потому что больной человек нуждается в каком-то тонусе, в хорошем настроении намного больше чем здоровый. И медитация ему в этом поможет. С ней намного лучше переноситься болезнь, плюс она согревает тело (не у всех людей, правда) и отлично снимает озноб (проверено на себе). Конечно будет трудней сконцентрироваться и расслабиться. Но это не значит, что медитация пройдет впустую. Старайтесь уводить ваше внимание от симптомов простуды, останавливая его на дыхании или мантре.

Покалывание в конечностях и зевота во время медитаци

Вопрос:

Я медитирую всего 2 дня.У меня во время медитации возникает покалывание и онемение пальцев рук. Еще появляется желание зевать непрерывно.Меня это насторожило.Нормально ли это?

Ответ:

Валерия, покалывание это нормально. Не акцентируйте внимания на этом ощущении. (некоторые учителя медитации говорят, что это так нормализуются биологические процессы в определенных местах вашего тела)

Зевота может происходить по следующим причинам: вы меняете дыхание или оно само меняется, вы расслабляетесь быстро и у вас появляется сонливость, которую до этого вы не чувствовали из-за напряжения или потому что вы не держите спину прямой или облокачиваете ее на что-то. Попробуйте устранить какой-нибудь из этих факторов. Если не получается, просто перестаньте обращать на это внимание.

Покачивается тело взад-вперед во время медитации

Вопрос: Добрый вечер. Медитирую только второй день, но заметил, что стоит усеться в позу лотоса и расслабиться, как сразу почему-то начинаю раскачиваться взад-вперед. Хотелось бы узнать, о чем это свидетельствует и нужно ли как-то с этим бороться. Спасибо.

Дмитрий

Ответ:

Дмитрий, такое бывает. Но это можно просто остановить и не качаться. Каждый раз как тело начинает качаться просто останавливать его.

«Не могу долго сидеть»

Вопрос: Начал медитировать опираясь на то что изложено в ваших статьях, за это тоже спасибо, но вот есть проблема,которая заключается в том что я не могу высидеть и 15 минут мне постоянно хочется сорваться перестать в голову приходят мысли типа «Хорош на сегодня»,

wifa

Ответ:

такое было и у меня. Это естественно, это внутреннее беспокойство, которое «лезет» наружу. Именно на снижение такого беспокойства, в том числе, направлена медитация. Потом становиться легче с этим справляться. Это такая же эмоция и мысль, как и все остальные эмоции и мысли, следовательно, нужно делать то же самое: наблюдать за тем как вам «хочется сорваться» и не вовлекаться в эти переживания. Не пытаться их остановить и как-то контролировать, а просто наблюдать. И сидеть до конца. Если не помогает наблюдать, то просто принять то, что не помогает, и ничего с этим не делать, опять же сидеть до конца.

Как засечь время

Вопрос:

Здравствуйте, Николай,

пробую начать медитировать по вашим советам, но не могу понять как контролировать время. На часы смотреть - отвлекаться, ставить будильник - резко выходить из медитативного состояния. Без привязки к реальности не получается следить за временем, что же делать?

Заранее спасибо!

Юрий

Ответ:
Юрий, можете поставить на будильник приятную мелодию, например пение птиц, или какую-нибудь медленную музыку. Чтобы она вас не раздражала, но при этом давала понять, что время медитации истекло.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...