Характеристика закона диалектической противоречивости. Относительность единства и абсолютность борьбы между диалектическими противоположностями

Данный закон принято называть несколько иначе - «закон единства и борьбы противоположностей». Он всеобщ. Положение о его всеобщности стало стандартным; в положение о его всеобщности перестали вдумываться, оно воспринимается как малоинформативное, иногда «пустое». При ответе на вопрос: «Как вы понимаете всеобщность этого закона?» - некоторые сту­денты, подготовившись к семинару, приводят примеры: «правая и левая сто­роны дома», «верх и низ стола», «черное и белое» и т.п. Кажется, что все­общность означает существование везде и во всем. Приходится вспомнить, что в начале 30-х гг в нашей стране, а также в период «культурной револю­ции» в КНР были публикации на тему о действии закона единства и борьбы противоположностей в рыбном хозяйстве, в продаже арбузов и т.п. И дело не в том, что в приводимых примерах вообще нет противоречий, а в том, что при этом механически соединялись произвольно вычлененные моменты и выдавались за проявление «противоречий» и доказательство силы диалек­тики. К сожалению, в отдельных наших учебных пособиях также встреча­ются недостаточно четкие положения, дающие основание для подобных трактовок. В одном из них, например, говорится: «Все без исключения под­чиняется этому закону, поскольку все состоит из противоположностей, вза­имно связанных между собой. Примерами противоположностей могут слу­жить верх и низ, внешнее и внутреннее, темное и светлое, Северный и Юж­ный полюсы, сложение и вычитание, отрицательное и положительное элек­тричество, электронная оболочка и ядро в атоме, ассоциация и диссоциация атомов... наследственность и изменчивость, среда и организм...» (Диалекти­ческий материализм. М., 1974. С. 281). Если бы после этого рассуждения было пояснено, что приведенные примеры являются примерами только про­тивоположностей, но что не все из них демонстрируют действие закона про­тиворечивости, то все сказанное можно было бы принять. Однако примеры эти даны под положением, в котором упоминается данный закон, да и в по­следующем тексте сказанное не уточнено. Между тем именно приведенные примеры нуждаются в более внимательном к ним отношении. Даже если со­гласиться, что данный закон действует не только в развитии, но и в «просто движении» (т.е. в механическом движении), как на это указывается далее в том же учебном пособии, то не все приведенные примеры будут характери­зовать движение, относясь лишь к статике.



Студент, ответивший на вопрос о всеобщности противоречий в духе формальной всеобщности, заходит в тупик, когда его затем спрашивают: «Где же в ваших примерах развитие? Ведь закон единства и борьбы противо­положностей есть источник развития, не так ли?» При всем желании, однако, не удается узнать, как противоположности правого и левого детерминируют «развитие дома», а верх и низ - «развитие стола».

«Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каж­дую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, - отмечал Ф. Энгельс, - мы действительно не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Мы находим здесь определенные свойства, которые частью общи, ча­стью различны или даже противоречат друг другу, но в этом последнем слу­чае они распределены между различными вещами и, следовательно, не со­держат в себе никакого противоречия... Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкива­емся на противоречия» (Маркс К ., Энгельс Ф . Соч. Т. 20. С. 123). Если брать не «верх» и «низ», а тот же стол, но в его изменениях физико-химического характера, в течение определенного времени, от момента создания до разру­шения, то, очевидно, мы обнаружим в этом предмете тенденцию к устойчи­вости и тенденцию к изменчивости как взаимопроникающие противополож­ности, обусловливающие те или иные его состояния, его «движение». Озна­чает ли это, что статичное состояние каких-либо систем (а эта устойчивость статики может быть только относительной) находится за пределами диалек­тики? Вовсе нет. Та или иная форма, внешняя или внутренняя (в том числе «правое» и «левое» и т.п.), тоже связана с законом единства и борьбы проти­воположностей (не говоря уже о взаимосвязи качества и количества, формы и содержания и т.п.), но выступает или как результат его действия, или как ус­ловие его развертывания. Если бы на поставленный вопрос о всеобщности закона был дан ответ в таком плане, то это можно было бы считать по край­ней мере частичным объяснением ситуации.

Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, оставляют противоречие. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии (проникать и отрицать друг друга). В противоречиях - и единство, и борьба.

Сама формулировка «закон единства и борьбы противоположностей» провоцирует на упрошенное понимание сути этого закона, механическое со­единение противоположных сторон. В этом отношении (хотя бы в чисто ме­тодическом плане) предпочтительней название «закон диалектической про­тиворечивости».

Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие от противоречия. Механическое движение противоречиво постольку, поскольку оказывается включенным в развивающуюся систему или имеет внутри себя (как в случае движения планет) развивающиеся стороны. Всеобщность за­кона диалектической противоречивости идентична всеобщности развития, самодвижения. Диалектические противоречия есть только там , где есть развитие , самодвижение . Этот момент включается в само определение противоречия . «Диалектическое противоречие есть взаимодействие проти­воположных , взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений , которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении , высту­пая источником самодвижения и развития » (Философский энциклопедиче­ский словарь. М., 1983. С. 545).

Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные па­раметры, характер противоречий, значимость их в системе.

Сами противоположности находятся в изменении, движении. Их взаи­модействие связано с обменом веществом, энергией, информацией, влияю­щими на их изменения и на изменения общей их системы. Количественное и качественное преобладание ведущей противоположности задает направление движения (функционирования) и развития системы; это преобладание вна­чале бывает скрытым, потенциальным, затем - актуальным. Изменяется степень интенсивности, остроты и зрелости противоречия как такового, сте­пень его близости к моменту своего разрешения.

Проблема этапности развития самих противоречий недостаточно ис­следована. Иногда ограничиваются приведением мыслей Гегеля о прохожде­нии противоречием стадий тождества, различия, противоположности и про­тиворечия. При этом упускается из виду, что в данном случае Гегель имел в виду либо процесс возникновения, либо процесс познания противоречий, а не развитие предметно-материального, уже установившегося противоречия системы.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или со­стояния: 1) гармонию, 2) дисгармонию, 3) конфликт. Уже Гераклитом было замечено, что «из расходящихся - прекраснейшая гармония», что гармония состоит из противоположностей. Связывая представление о противоречиях с гармонией, он подчеркивал также, что «скрытая гармония лучше явной» (Материалисты Древней Греции. М., 1965. С. 42, 46). По Аристотелю, «все гармонично устроенное возникало из неустроенного» (Физика. М., 1936. С. 14). «Гармония вообще возникает из противоположностей... Гармония есть... согласие разногласного» (цит. по: Мако вельский А . Досократики. Казань, 1919. Ч. III. С. 35). Традиции античной философской мысли богаты своими «выходами» в современную проблематику теории развития.

Разрабатываемое в последние десятилетия преимущественно в эстетике понятие гармонии начинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по философии бытия.

Среди социальных структур гармоничными будут те, у которых обна­ружится единство целей, установок («гармония» - «слаженность», «лад», «равнозвучие»). Гармонична та структура, которая отличается, несмотря на различия, взаимным соответствием коренных интересов и принципов дейст­вия. Единству и борьбе противоположностей в состоянии гармонии свойст­венно взаимоукрепление: при разнонаправленности противоположностей каждая из сторон также содействует более полному раскрытию возможно­стей другой стороны и системы в целом. При гармоничном развитии един­ство системы непрерывно укрепляется, наращиваются темпы позитивных изменений, увеличивается динамизм, пластичность системы в ее взаимоот­ношении с окружающими системами, ее устойчивость, надежность.

Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углубле­нием и обострением взаимоотношений между противоположностями, преоб­ладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. «Коллизия, - писал Ге­гель, - нарушает... гармонию истинно действительного... и заставляет еди­ный в себе идеал перейти в состояние разлада и антагонизма» (Соч. Т. XII. М., 1938. С. 209). При конфликте (от лат. conflictus - «столкновение») такое состояние достигает предела, что ставит под вопрос само существование раз­вивающейся материальной системы.

Возьмём простой житейский пример. Семья, состоящая из мужчины и женщины, – в состоянии гармонии (I). Эта гармония может нарушиться му­жем (или женой), перейти в дисгармонию (II), за которым может последовать конфликт (III). Но это не фатальное направление изменения состояний: воз­можен переход от дисгармонии вновь к гармонии и от конфликтного со­стояния к дисгармонии или гармонии.

Итак, состояние противоречий не является неизменным при развитии систем. Оно может быть гармоничным, но может быть и дисгармоничным и даже конфликтным. Гармония может перерастать в дисгармонию, а послед­няя преобразовываться в гармонию или переходить в конфликтное состоя­ние. Для разных систем существует своя мера возможностей преодоления противоречий, в том числе только при гармоничном развитии, минуя состоя­ние дисгармонии. Гармония, чтобы остаться таковой и не обрести черты иного состояния, должна постоянно воспроизводить свои, а не другие пред­посылки развития.

Таковы моменты, характеризующие всеобщность противоречий.

Далее. Противоречие есть процесс. Во-первых, само диалектическое противоречие и его стороны непрерывно меняются. Во-вторых, противоре­чия преодолеваются, для чего требуются затраты вещества, энергии, инфо­рамции, связанные с дополнительным движением.

Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому ка­честву, т.е. развитие. Противоречия могут быть налицо, но развитие на этом уровне не будет иметь места (это положение не исключает признания разви­тия подсистем, элементов, других компонентов системы, т.е. означает ста­тичность всего, что имеется при этом в материальной системе). В данном от­ношении всеобщность противоречий не идентична всеобщности развития. Чтобы быть источником развития , противоречия должны разрешаться . В строгом смысле слова понятие противоречия включает в себя представление о преодолении противоречия, вследствие чего можно утверждать, что разви­тие есть там , где есть противоречия и их преодоление . Общая теория диа­лектического противоречия фиксирует в качестве основных форм разреше­ния противоречий действительности: а) переход противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; б) «победу» одной из проти­воположностей; в) исчезновение (гибель) обеих противоположностей при ко­ренном преобразовании системы и др.; любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, т.е. отрицание. В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые. Касаясь противо­речий в жизни индивида, Ю.А. Харин отмечает: одни противоречия, будучи противоречиями его собственной жизни, и возникают, и решаются без его участия; другие возникают помимо него, но могут быть решены только им самим, третьи и вызваны и разрешаются субъектом; некоторые противоречия вообще не могут быть сняты, будучи характеристикой развития индиви­дуальной жизнедеятельности в ее качественной определенности.

Процесс преодоления противоречия представляет собой скачок, кото­рый, в свою очередь, складывается из противоречий.

Необходимость преодолеть противоречие выступает для социальной системы как цель. Достигнутая цель становится средством достижения новой цели. Диалектика цели и средства - одна из сторон процесса развития. Одно и то же явление может быть целью в одном отношении, средством в другом.

Уточним понятия «противоположность», «единство» и «борьба», по­средством которых противоречия отражаются в познании.

Стороны , или элементы , части системы , имеющие противоположные тенденции изменений , называются противоположностями . В самом общем плане (и преимущественно) противоположностями являются тенденция к ус­тойчивости и тенденция к изменчивости. В неорганических системах они проявляются в форме разнонаправленных сил притяжения и отталкивания, в эволюции видов - в форме наследственности и изменчивости и т.п. Таким образом, противоречие образуют противоположно направленные тенденции, взаимосвязанные в рамках единой системы.

В «расширенной» формулировке рассматриваемого закона понятие «борьба» имеет специфическое значение. В прямом смысле слово «борьба» относится к обществу, отчасти к органической природе. Применительно же к неорганической природе и к некоторым биологическим явлениям точнее го­ворить о взаимодействии противоположностей (что включает представление об их взаимоотвержении и взаимоотрицании). Иногда этот закон формулиру­ется как закон взаимного проникновения противоположностей. Поскольку имеют место противоположности, их взаимное проникновение связано с их противоборством, столкновением. Столкновение тенденций означает, что одна их них стремится вытеснить, преодолеть другую, т.е. имеет место их взаимоотрицание.

«Единство» противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре: 1) единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы; 2) единство как равновесие, равнодейст­вие противоположных сторон; 3) единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе) и 4) единство как возможность временного объединения, «союза» в условиях разнонаправленности (в состоянии полярности и конфликтности). Качест­венная сторона единства противоположностей выражается в первом, третьем и четвертом аспектах, количественная сторона - во втором.

Единство и борьба противоположностей являются источником и глав­ной движущей силой развития. В их научном конкретном познании - ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процес­сами развития.

Существуют множество различных противоречий и разные основания их классификации. Исходным, наиболее фундаментальным подразделением противоречий является их деление по степени охвата действительности. Вы­деляются следующие два типа: общедиалектические, охватывающие матери­альную и духовную действительность, и специфически-диалектические, раз­деляемые, в свою очередь, на два подтипа: а) противоречия материальных систем (предметные противоречия) и б) диалектические противоречия по­знания.

Общедиалектические противоречия классифицируют по видам на ос­новании того, в каких всеобщих сторонах действительности они функциони­руют. По тому, действуют ли они в области явлений (проявлений) или сущ­ности, противоречия образуют два вида: феноменологические и эссенциали­стские (их мы касались при рассмотрении вопроса о сущности и явлении). Если берется форма и содержание, то выделяются противоречия формы и противоречия содержания. Выделяются также противоречия внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п. Рассмотрим внешние и внутренние противоречия.

Внутреннее противоречие - это такое, которое находится внутри сис­темы, ограничено рамками конкретной целостности. Внешнее - это проти­воречие между данной системой и другой, находящейся вне ее. Внешнее и внутреннее относительны. Одно и то же явления (противоречие) есть одно­временно и внутреннее, и внешнее: в одном отношении внутреннее, в другом - внешнее.

Поставим вопрос: какое из противоречий - внутреннее или внешнее - является источником развития? Кажется интуитивно ясным, что на этот вопрос нужно ответить либо в пользу внутреннего, либо в пользу внешнего противоречия. Но, во-первых, к материи, к миру в целом эти понятия вообще не применимы; отвечая «внутреннее», мы тем самым признаем наличие чего-то внешнего по отношению к материальному миру. Во-вторых, примени­тельно к конкретным материальным системам не может быть только внут­реннего или только внешнего противоречия (в этом случае мы видим, что вопрос сформулирован неточно, союз «или» ориентирует на выбор лишь од­ного вида противоречий). Перечень примеров, где внутреннее противоречие является «источником» развития, столь же значителен, как и перечень фактов в пользу внешнего. Экстенсивный путь здесь малопродуктивен.

Представляется, например, верным такое понимание перехода к новому виду в органической природе. Исходный вид (I) приспособлен к среде. Изме­нение среды ведет к появлению несоответст вия вида и среды, т.е. такого внешнего противоречия, которое вынуждает живую систему изменять свое основное качество; в ней появляется тенденция к изменчивости, которая во взаимодействии с тенденцией к устойчивости (наследственность) определяет дальнейшее движение, в результате чего образуются неоднозначные следст­вия: одни системы оказываются приспособленными к внешней среде, другие - не приспособленными; действие естественного отбора ликвидирует по­следние, оставляя жизнеспособную форму (вид II). Такое понимание на пер­вый взгляд кажется достаточно полным, во всяком случае, убедительным. Однако в нем не учитывается самодвижение системы, и это ведет к механи­цизму.

В эволюционной теории, в генетике (да и в философии) уже давно ос­мысливаются факты, говорящие о наличии внутренних противоречий. Инди­видуальные формы подвержены мутациям, одни из них - под явным воз­действием внешних для них факторов, другие - под влиянием изменений в клеточной, физико-химической среде, непосредственно действующей на хромосомы и вызывающей точечные и другие мутации. Для вида, а тем более популяции такие мутации будут результатом внутренних противоречий. Сами импульсы к развитию заключены внутри системы, да и направления возможных изменений качества, границы возможной изменчивости преиму­щественно определяются природой исходной популяции.

С учетом всего этого роль внешних противоречий, т.е. противоречий живых форм со средой, тоже важна: они могут вызывать изменчивость, вы­полняя роль искры или толчка; внешние факторы могут существенным обра­зом определять направление изменчивости (отсюда установка медицинской генетики на поиски химических веществ, способных направленно воздейст­вовать на наследственные болезни); внешняя среда выступает также важ­нейшим моментом естественного отбора, определяющего филогенетическое развитие живой природы.

Итак, мы видим, что развитие определяется и внутренними и внеш­ними противоречиями. Удельный вес каждого из них в детерминации кон­кретных изменений устанавливается в каждом случае конкретно. Но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних противоречий.

Поскольку вся материя системна и одни системы взаимодействуют с другими, а меньшая система включается в бóльшую по своим масштабам, постольку бытие конкретных материальный и духовных систем определено и внутренними и внешними детерминантами. Ни одно существование с его развитием не базируется только на внешнем или только на внутреннем, но на взаимосвязи внешнего и внутреннего. В этом единстве внутреннее не рав­нозначно внешнему: развитие сложноорганизованной системы есть прежде всего самодвижение - основные его импульсы заключены во внутренних противоположных тенденциях, их взаимодействии.

Преувеличение внешних противоречий в развитии, их противопостав­ление внутренним, недооценка внутренних есть механистическая односто­ронность (эктогенез ); равно метафизична и точка зрения, считающая единст­венным источником развития внутренние противоречия (автогенез ). Источ­ником развития являются внутренние и внешние противоречия системы при ведущей роли в формировании качественной основы системы внутренних противоречий.

В подтипе специфически-диалектических предметных противоречий выделяются виды противоречий по формам движения материи и по струк­турным уровням ее организации. Возможны другие основания деления.

В обществе, как и в других сферах материальной действительности, действуют разные противоречия (в области экономики, науки, культуры и т.п.). Существуют противоречия отдельных этапов, стадий развития общест­венно-экономических формаций и этих формаций в целом, имеются также противоречия, так сказать, глобального порядка, функционирующие во всех общественно-экономических формациях (основным из них является проти­воречие между производительными силами и производственными отноше­ниями); последние принято называть обшесоциологическими противоре­чиями. Они специфируются в каждой формации.

Под антагонистическими противоречиями понимаются противоречия между социальными силами (социальными группами, классами), интересы которых в корне противоположны и обусловлены различным отношением к частной собственности на средства производства. Неантагонистические противоречия - противоречия между индивидами, социальными группами (включая классы) и странами, предполагающие общность их коренных соци­альных интересов.

Существуют противоречия конструктивные и деструктивные . Дест­руктивные противоречия могут обретать черты антагонистических противо­речий. Эти противоречия для своего преодоления нуждаются в их разруше­нии. Все это и укладывается в понятие «деструкция». Не изжито представле­ние, будто наличие противоречия у предмета пагубно для него. Гегель писал: «Если в той или иной вещи можно обнаружить противоречие, то это само по себе еще не есть, так сказать, изъян, недостаток или погрешность этой вещи» (Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 68). Противоречия неизбежны, без них нет развивающихся систем.

Научное познание противоречий социальной действительности и соци­альной практики необходимо как для управления уже имеющимися противо­речиями в интересах прогресса цивилизации, так и для формирования прин­ципиально новых противоречий.

Рассмотренные выше законы диалектики с трех различных сторон ха­рактеризуют развитие: закон диалектической противоречивости - источник, импульс развития; закон перехода количества в качество - механизм воз­никновения новых качеств; закон диалектического синтеза - характер и форму прогрессивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос: почему совершается развитие? Второй - на вопрос: как происходит развитие? Третий - на вопрос: каков характер поступательного развития? В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент вы­полняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю дей­ствительность. Закон диалектической противоречивости обнаруживает свое определяющее воздействие в каждом пункте развития, его проявления имеют место в любом масштабе и на любой стадии существования и развития пред­мета. Закон перехода количества в качество наиболее явно обнаруживает свое действие при переходе к каждому новому этапу развития, т.е. не на каж­дой отдельно взятой стадии существования предмета, а по меньшей мере в соотношении двух стадий. Действие закона диалектического синтеза прояв­ляется лишь в процессе взаимодействия по крайней мере трех этапов разви­тия.

Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного слияния. Их единство многогранно, многоуровнево. Основа этого - взаимо­дополнение в развитии. Одним из общих звеньев законов диалектики явля­ется скачок, т.е. момент, или стадия качественного преобразования разви­вающейся системы (подсистемы): будучи фокусом закона перехода количе­ства в качество, скачок выступает для закона отрицания отрицания отрица­нием-снятием, для закона единства и борьбы противоположностей - разре­шением противоречия (скачки происходят не только на этапе конфликта, или в состоянии дисгармонии, но и в процессе гармоничного развития системы), в особенности когда противоречия достигают полной меры.

Диалектическое противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей , категория противоречия занимает центральное место в материалистической диалектике .

Противоречие, понятое как только внешнее, не может быть источником самодвижения и развития. Диалектика отличается от метафизики не вообще признанием противоречий, а признанием противоречий именно в сущности предметов, внутренних, необходимых противоречий.

Диалектические противоречия нужно отличать от так называемых «логических» противоречий, выражающих путаницу и непоследовательность мысли.

Диалектическое противоречие, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития противоречия в самой сущности предметов относятся тождество , различие , противоположность , собственно противоречие. Следовательно, категория «противоречие» характеризует и все ступени развития противоречия в сущности предметов, и высшую его ступень.

Уже тождество есть зародыш противоречия, т. к. старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчинённых тождеству.

Различие также есть ещё не вполне развитое противоречие, ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым.

В противоположности противоречие ещё более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого.

На высшей ступени противоречия, или на ступени собственно противоречия , новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени собственно противоречия главным становится не отрицание сторонами противоречия друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень противоречия.

«Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности , — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мёртвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» .

Достижение высшей ступени противоречия тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень противоречия есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением. Диалектика по своей сути «в позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассматривает в движении, следовательно также и с её преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» .

Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные противоречия.

Внутренние противоречия - это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных, внутри данного организма, данного конкретного общества и т. д. Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия - это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п. При этом решающими в развитии в конечном счёте являются внутренние противоречия.

Диалектика различает противоречия также по их характеру (типу). В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации, противоречия носят антагонистический характер , что находит выражение в столкновении и борьбе классов, в конфликтах между противостоящими друг другу общественными группами, в невозможности разрешить эти противоречия в рамках данной общественной системы. В условиях социализма на базе общественной собственности антагонизмы исчезают, но противоречия остаются, т. е. формируется новый, неантагонистический тип противоречий, которые могут сознательно и своевременно разрешаться в интересах всего общества, дальнейшего укрепления и совершенствования социализма.

Основное противоречие - это противоречие, играющее решающую роль в развитии. Основное противоречие накладывает отпечаток на все остальные, неосновные противоречия.

Противоречие, рассматриваемое диалектикой, всеобще, оно действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.

Противоречие - важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. Противоречия, возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают противоречия объективной реальности. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. [соответственно] в более высокие формы» .

Если метафизика, ограничиваясь лишь констатацией противоречий, рассматривает противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, то материалистическая диалектика исследует их противоречивое единство. Адекватное познание диалектических противоречий предполагает синтетический подход, раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» .

На первоначальном этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности, противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства, подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон противоречия в их обособленности друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза ранее разделённых противоположностей. В результате этого преодолевается односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое на этом этапе познания, характеризует объект как внутренне расчленённое, противоречивое и в силу этого - самодвижущееся органическое целое.

Методологической основой ревизионистского искажения диалектико-материалистического учения о противоречиях являются механистическое истолкование диалектики и подмена её релятивизмом. Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. «Левые» ревизионисты, маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривают их как всеобщие, а неантагонистические противоречия - как частный случай антагонистических. Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с научным, марксистским подходом в исследовании диалектики общественной жизни.

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак-тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто-рической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про-тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте-пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии

Анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа-ция; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло-гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци-пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес-кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви-тия.

Противоположными называют такие свойства предметов (явле-ний, процессов), которые в некоторой школе занимают "предель-ные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаи-мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противо-положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа-лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необ-ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс-твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществля-ются процессы изменения, развития как и в обществе (где это об-наруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди-алектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единс-тво-и-борьба противоположностей" и "диалектическое противоре-чие" заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть от-несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове-нию их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не сле-дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про-цессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссими-ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противопо-ложностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль-ный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".

В истории культуры издавна существовали концепции, в ко-торых признавалась такая полярность (борьба противоположнос-тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу-равновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического соз-нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево-го, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста-новления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К. Поппер пишет: "Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна-ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда-ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля-ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по-мощью слова "полярность". Пример такой структуры - существова-ние положительного и отрицательного электричества".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульса-цию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про-цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот-ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи-мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви-вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе-ние, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет: Предпринимательства и управления

Кафедра: Педагогики

Контрольная работа

Тема: «Философия»

Выполнил студент I курса

группы 52-ЗЭИ

Зачетная книжка №506020

Братулин Евгений Петрович

Проверил:_________________


ТЕМА: Закон диалектического противоречия.

1. Сущность закона и его основные категории: тождество, различие, противоположность, противоречие.

2. Диалектические противоречия – источник движения и развития.

3. Всеобщность и специфический характер противоречий, их многообразие и основные виды.

4. Социальные противоречия и способы их разрешения.


1. Сущность закона и его основные категории: тождество,

различие, противоположность, противоречие.

Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений на­зывают законами. Признание универсальной законосообразности вещей и процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является непременной предпосылкой всякого рационального позна­ния и целенаправленного преобразования реальности. Открытие регулярных связей, зависимостей, схем детерминации явлений концентрирует в себе наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности людей. «...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаи­мозависимости и цельности мирового процесса». Категориаль­ные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерно­стей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления.

В известном смысле все формы знаний об универсальных свя­зях бытия в контексте материалистической диалектики могут быть представлены как сложная совокупность тесно связанных между собой универсальных закономерностей природного и со­циального бытия, а также их познания. Разграничение диалек­тических законов, принципов, категориальных соотношений весь­ма условно. Закономерности, которые открывают и осмысливают философы, носят предельно общий, универсальный характер. Область их действия, в отличие от законов, устанавливаемых в специальных науках, безгранична.

Кроме того, в философии осмысливается, разрабатывается сама идея, концепция законосообразности всего сущего. Так, в древнекитайском учении о Дао, в идее логоса у Гераклита выражалась первоначальная постановка вопроса о всеобщем за­коне, управляющем всем существующим. Позже на смену этому самому общему представлению о законе, еще насыщенному мифологическими и эмоциональными образами, не вполне отде­лившемуся от наивных религиозных идей о вечной, неизменной судьбе, слабо связанному с экспериментальной практикой, пришло более развитое понятие закона, которое воплотило в себе суть но­вого научного объяснения мира, выработанного в XVI - XVII ве­ках. Правда, и в это время понятие закона природы формирова­лось не без влияния древней по своим корням идеи бога, пред­писывающего природе законы. Но постепенно понимание зако­нов приобретало новые черты: привходящие, ненаучные компо­ненты отходили на задний план, уступая место экспериментально наблюдаемым устойчивым связям явлений.

Трудами Галилея и Коперника закладывались основания мате­матической физики, предтечей и моделью которой была физика Архимеда. Здесь берет свое начало современная наука. С этого времени она постоянно увеличивает число открытых законов, еще глубже и полнее охватывая систему объективных связей действительности. Именно в новое время всемерно укрепляется идея законосообразности мира, она становится стержнем мировоззре­ния и научного познания. Свое зрелое выражение понятие закона природы получило в XVII веке в трудах Декарта и Спинозы. Вы­явление закономерностей осознается как существо, цель и смысл научного познания.

Философия же свою задачу видела в обобщении практических и научных представлений о законах, разработке самого общего учения о законосообразности, детерминации явлений. Вместе с тем философская мысль стремилась выявить также особого рода закономерности, выпадавшие по тем или иным причинам из компетенции конкретных наук. Начиная с Аристотеля, который первым очертил специфически философский подход к миру, большинство философов признавало направленность филосо­фии на коренные законы, принципы бытия и его познания, универсальные основы действующих, изменяющихся причинных и других связей. Стремление постичь мир как связное целое по­стоянно выводило философов к уяснению самых общих законо­мерностей.

Диалектико-материалистическая ориентация на обобщение вы­водов науки и практики позволяет формулировать философские закономерности, имеющие реальную, притом обширную связь с наукой и воплощающие в себе объективное знание об универсаль­ных связях явлений, их диалектических соотношениях. Такие закономерности выступают как предельное обобщение достаточно больших групп более конкретных законов, а также как обобщен­ное выражение мыслительных схем анализа и синтеза в самых различных областях познания и практики. Так, закон перехода количественных изменений в качественные был довольно рано найденной первичной философской догадкой. Пройдя разные ста­дии последующей теоретической разработки, он получил широкое научное подтверждение, но и на зрелых стадиях научного познания он не утратил своего значения как формы философского мироуяснения. В нем - через диалектическую связь категорий - воп­лощено предельное обобщение, синтез соответствующего типа связей.

Познание, философское осмысление диалектической законо­мерности проходит различные этапы - от первичной, иногда на­ивной догадки к более зрелой, оформленной в соответствующих понятиях (соотношение категорий) и опытно подкрепленной идее, далее к системно-теоретическому знанию и, наконец, к разраба­тываемым на его основе методологическим принципам, познава­тельным приемам и процедурам. Навык, умение, порой даже искус­ство применения таких приемов очень важны в диалектике. Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной диалек­тической связи лишь в виде знания результата. Диалектические соотношения категорий служат концептуальными орудиями уясне­ния все новых и новых предметных областей, решения многооб­разных проблем.

Материалистическая диалектика представляет собой теорети­ческий философский «образ» мира в сложном сплетении его свя­зей, взаимодействий, в его изменении, развитии. Но этого не­достаточно. Диалектика - плюс к этому - всегда есть и «образ» мысли - совокупность познавательных приемов, методов такого понятийного мышления, которое способно уяснить сложную, противоречивую, постоянно изменяющуюся действительность. Суммарно, обобщенно этот аспект диалектики выражают через совокупность познавательных норм, рекомендаций диалектиче­ского изучения и истолкования мира.

Тождество и различие.

Логическое движение мысли ча­сто базируется на допущении, что предмет (на протяжении рас­суждения о нем) остается тем же самым предметом, сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. В основе закона тождества (А=А) лежит абстракция отождествления: отвлечение от совершающихся в предметах изменений и концент­рация внимания на его устойчивых характеристиках. Такая операция необходима и оправданна в рассуждениях в тех преде­лах, в каких изменениями предмета можно пренебречь. Метафи­зический взгляд на мир, абсолютизируя одну из сторон, исходит из представлений о реальной неизменности предметов, лишаясь, таким образом, возможности адекватного отображения подвиж­ного, изменчивого бытия. При диалектическом взгляде на вещи их тождество и различие рассматриваются как «пульсирующие», неразрывно связанные друг с другом моменты.

Понятие «изменение» предполагает некоторый относительно устойчивый объект, имеющий в разное время, кроме сохраняю­щихся, также и разнящиеся между собой характеристики.

Когда говорят: «тот же самый» или «другой, иной» приме­нительно к разным предметам, речь идет тем самым об одинаковых или различных предметах. Об изменении же можно говорить лишь при сопоставлении двух или более различных состояний одного объекта.

В природе и обществе не существует предметов, не подвер­женных изменениям, остающихся тождественными самим себе. Даже при значительной устойчивости многих структур происходят постоянные изменения, снимающие их «абстрактное тождество» с самими собою. Так, геология изучает постоянно совершающиеся поверхностные и внутренние процессы: механические изменения (выветривание, изменение давления, поднятие почвы, землетря­сения и др.), тепловые (вулканические), химические (под дей­ствием воды, кислот, связывающих веществ) изменения.

«Абстрактное тождество» немыслимо обнаружить реально. Растение, клетка, животное, пояснял Энгельс, в каждое мгно­вение своей жизни тождественны с собой и, тем не менее, отли­чаются от самих себя. Постоянно происходит усвоение и выде­ление веществ, дыхание, образование и отмирание клеток и т. д. Благодаря накоплению молекулярных и других изменений, состав­ляющих жизнь, происходят наблюдаемые изменения в виде жиз­ненных фаз: эмбриональная жизнь, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть. По мере развития диалектики все яснее сознавалось: чертой изменяющихся вещей является лишь относительная устойчивость. Метафизическое рассмотрение предметов как тождественных себе - абсолютизация относительной устойчивости, недооценка изменений.

Тождество и различие - диалектически слизанные характери­стики любого изменяющегося предмета. Тождество с собой уже с самого начала имеет своим необходимым дополнением раз­личие - отличие данного предмета от всего другого. Кроме того, постоянно совершающиеся изменения в чем-то постоянно модифи­цируют предмет, делают относительным, неполным его тождество с самим собой. Вот почему правомерно утверждать, что предмет тот же самый и не тот же самый. Вне диалектического сочетания противоположных черт - устойчивости и изменчивости, тож­дества и различия - оказывается невозможным понять изменение. Характерно, что абсолютизация изменчивости (вспомним Кратила), по сути, тоже приводит к тому, что судить об изменении, по­нять его делается невозможно («И один раз нельзя войти в один и тот же поток»). Поток как бы «склеивается», его фазы, моменты, внутренняя дифференцированность делаются неразличимыми, а это значит, что он как бы уравнивается с покоем, неизменно­стью.

Противоположность.

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про­тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирова­ние; в физике - положительные и отрицательные заряды; в меха­нике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наслед­ственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, откры­ваемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и про­цессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (яв­лений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «пре­дельные», крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т. д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимо­исключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение меж­ду диалектическими противоположностями всегда носит динамич­ный характер. Они способны переходить одна в другую, ме­няться местами и т. д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они пере­стают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмыс­ленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необ­ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отри­цательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объек­ты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

Противоречие.

Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете. В ходе рассуждения (повествования, показаний свидетелей, математического доказа­тельства, теоретического вывода) могут появляться пары противо­речащих суждений, из которых одно является отрицанием другого. Скажем, одни свидетели утверждают, что обвиняемый был на месте преступления во время убийства, а другие, что не был. Оба эти утверждения не могут быть истинными. Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное. По убеждению Аристотеля, самопротиворечивая мысль не может быть истинной, поскольку в познавае­мом бытии невозможны противоречия.

Запрет противоречия, начиная с античности, считается одним из принципов логического рассуждения. Согласно этому прин­ципу, не может быть одновременно истинным некоторое предло­жение и его отрицание. Такие противоречия, издавна привлекшие внимание логиков, считаются нарушениями правил рассуждения. Их появление - сигнал логической ошибки в рассуждении, ложно принятой посылки или, может быть, преднамеренной лжи и неуме­ния «свести концы с концами». Вывод противоречия допускает­ся лишь для вспомогательных целей, в частности в доказательствах от противного в математике.

И все же в развитии не только философской, политической, правовой, этической, по и научной мысли возникают ситуации, когда приходится говорить «да и нет», «есть и не есть» или до­пускать другие выражения, которые логика расценивает как за­ведомо ложные и нарушающие ее законы. Притом такие ситуации возникают не из-за ошибок рассуждения, а с необходимостью вытекают из всего предшествующего развития данной области знания.

О том, что реальный процесс развития научного знания свя­зан с этапами преодоления возникающих противоречий, говорят многочисленные факты истории математики, физики и других наук. «Для настоящего теоретика - говорил М. Планк, - ничего не может быть интереснее, чем такой факт, который нахо­дится в прямом противоречии с общепринятой теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа». Критический пере­смотр принципов математики в целом и отдельных ее ветвей всегда совпадал с периодами выявления и разрешения противо­речий.

На определенном этапе развития данной области знания ученые сталкиваются с противоречиями, разрешить которые может лишь последующий прогресс науки. Так, в биологии с древних времен господствовала идея о неизменности видов, получившая за­конченное выражение в XVIII веке в учении К. Линнея. Между тем в палеонтологической летописи были обнаружены преобразован­ные формы животных и растений, и эти факты пришли в противо­речие с фундаментальной идеей. Вывод, порывающий с прежними представлениями, был предложен Ч. Дарвином: виды изменяются в результате естественного отбора. Это привело к решению основного противоречия (антиномии) тогдашней биологии. Однако раз­решение одной антиномии-проблемы поставило новую: Ф. Дженкис указал Ч. Дарвину, что его естественный отбор неизбежно должен был бы привести к полной остановке эволюции, так как при последовательных рядах скрещиваний происходит смешение наследственных признаков, ведущее к их «растворению» в по­томстве. Возникала новая антиномия, решение которой предложил Г. Мендель, указавший на дискретность наследственных призна­ков. Обнаружение противоречий позволяет нащупывать те позна­вательные ситуации, которые раскрывают перспективы развития ключевых идей науки.

Об антиномичности познания свидетельствует и развитие науки XX века. Изучение микромира вызвало необходимость признать его корпускулярно-волновой дуализм, что было обуслов­лено главным образом ограниченной применимостью макроскопи­ческих понятий к микрообъектам. Н. Бор сформулировал в связи с этим принцип дополнительности. Оказалось, что мы не вправе приписывать «физической реальности» ни волновые, ни корпуску­лярные свойства - они возникают лишь в ходе макроскопиче­ского наблюдения и описания. Новая познавательная ситуация указывает на необходимость дальнейшего развития физики микро­мира - построения теории элементарных частиц с исследованием новых понятий. Сходная ситуация сложилась в космологии (анти­номия конечного и бесконечного) и ряде других наук.

Обнаружение антиномий и их разрешение - характерная черта диалектического мышления. А поскольку такие антиномии фик­сируются в форме противоречивых высказываний (А и не-А), запрещаемых формальной логикой, то в этом порой усматривают антагонизм диалектики и формальной логики. Но тогда диалектика оказалась бы чем-то противостоящим не только здравому чело­веческому разумению, но и науке.

Приведенный пример убеждает в том, что логика и диалектика действуют совместно, в согласии на всех этапах рационального познания. А логические противоречия? В процессе диалекти­ческого развития знаний они выступают не как знание-результат (в этом случае диалектика лишалась бы логической коррект­ности). Антиномия (а также апория, парадокс, дилемма) - острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие логические противоречия в развитии научного познания выступают как «его двигательная сила, его источник, его мотив...». Формально-логические противоречия служат сигналом того, что принятая на данном этапе развития система понятий неприменима для описания некоторых явлений. Антиномии-проблемы сигнализируют о неполноте или ограниченной приме­нимости имеющегося концептуального аппарата той или иной нау­ки, служат внутренним стимулом к дальнейшему его совершен­ствованию.

Сами по себе антиномии, возникающие в познании, нельзя отождествлять с диалектическими противоречиями. Диалектика - не метод нагромождения противоречий. Без соблюдения правил логики диалектика превратилась бы в софистику, а формально-­логическое мышление без соблюдения диалектики превращается в метафизику. Дело диалектики - выявление и разрешение противоречий. Разрешение антиномий-проблем связано с глубокими качественными преобразованиями в структуре научного знания, выходом к принципиально новому, более глубокому по­ниманию явлений, характеризующему научные революции. Та­ким образом, антиномии-проблемы - это критические «пункты» этапа познания. Они моменты диалектического движения по­знания в целом, процесса выявления и разрешения все новых противоречий.

Разрешение антиномий-проблем подчиняется общему ритму, открытому еще в античности в ситуациях творческого диалога. Гегель в свое время представил этот ритм в схеме триады: «тезис - антитезис - синтез», дав ей название «отрицание отрицания».

2.Диалектические противоречия – источник движения и развития.

Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для него диалектика означала искусство вести спор для достижения истины.

Современное представление о диалектике идет от Гегеля. Под диалектикой понимается:

Учение о всеобщих связях бытия, наиболее общих закономерностях развития,

Теория, метод и методология научного познания.

Рассматривая вопрос о коренных свойствах бытия, следует отметить его внутреннюю противоречивость как источник многообразия и развития.

Диалектическое противоречие - это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, которые предполагают, друг друга и существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их "борьбу".

Единство и борьба противоположностей является источником движения, развития, вскрывает их причины. Отсюда неизбежен вопрос, чем отличается развитие от движения?

Если движение есть любое изменение, изменение вообще, то развитие - это направленное, необратимое, закономерное изменение. Направленность означает, что все изменения качественно однородны и связаны с определенной линией движения. Необратимость значит невозможность повторения пройденного. А закономерность подчеркивает, что в основе изменений лежат внутренние закономерности, присущие данному объекту.

Главными линиями в развитии являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие.

Механизм движения объясняют количественно качественные изменения.

Качество - это целостная характеристика существенных свойств объекта, позволяющая предмету быть самим собой. Теряя свое качество, объект перестает существовать. Количество - это совокупность свойств, указывающих на величину, объем, степень проявления качества.

Единство качества и количества отражает категория мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество сохраняется, хотя происходят количественные изменения. Например, если воду нагревать, она остается водой, хотя горячей или даже очень горячей, т.е. некоторые ее свойства

изменились. Но нот наступила критическая точка кипения: бешено "суетящиеся" молекулы воды начали густым потоком выскакивать на поверхность в виде пара.

Переход от старого качества к новому связан со скачком, перерывом постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, уничтожение старого и рождение нового. В процессе развития имеют место, как правило, два основных типа скачков: "скачок-взрыв" и постепенный скачок.

Характер скачка зависит от природы развивающегося объекта, от условий его развития, от присущих ему внутренних и внешних противоречий.

При всем многообразии скачков (поскольку многообразно бытие) обращает на себя внимание один принципиальный момент: при смене одного качества на другое старое может быть либо полностью отвергнуто, либо частично сохранено. По словам Гегеля, мы имеем дело с отрицанием. При диалектическом отрицании сохраняется связь нового со старым. Благодаря этому развитие может идти более успешно. Особенно важно сохранение такой преемственности в обществе. Значит, ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, ролью в создании нового.


Одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы. В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии. Центральное место в диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей...

Книга «История ВКП(б)», где был специальный раздел, называвшийся «О диалектическом материализме». В этом разделе были упомянуты только принципы взаимной связи и развития и два закона диалектики. А о законе отрицания отрицания ничего не было сказано, равно как и о многих категориях, характеризующих процессы взаимосвязи и развития. В результате из работ советских философов и из учебников эти части...

Отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер. 3. Основные законы диалектики 3.1 Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия) «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение...


Но если мы схватили, поняли суть вещей, их логику (а ""сущность времени и пространства есть движение...""), значит мы совершили как-то этот диалектический скачок, значит мы позволили ""перейти границу"" категорического запрета формальной логики, но незаметно для себя и других. "Они не сознают этого, но они это делают". Человек не осознает, не улавливает сущности самой по...

Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для него диалектика означала искусство вести спор для достижения истины.

Современное представление о диалектике идет от Гегеля. Под диалектикой понимается:

Учение о всеобщих связях бытия, наиболее общих закономерностях развития,

Теория, метод и методология научного познания.

Рассматривая вопрос о коренных свойствах бытия, следует отметить его внутреннюю противоречивость как источник многообразия и развития.

Диалектическое противоречие -- это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, которые предполагают, друг друга и существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их "борьбу".

Единство и борьба противоположностей является источником движения, развития, вскрывает их причины. Отсюда неизбежен вопрос, чем отличается развитие от движения?

Если движение есть любое изменение, изменение вообще, то развитие - это направленное, необратимое, закономерное изменение. Направленность означает, что все изменения качественно однородны и связаны с определенной линией движения. Необратимость значит невозможность повторения пройденного. А закономерность подчеркивает, что в основе изменений лежат внутренние закономерности, присущие данному объекту.

Главными линиями в развитии являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие.

Механизм движения объясняют количественно качественные изменения.

Качество -- это целостная характеристика существенных свойств объекта, позволяющая предмету быть самим собой. Теряя свое качество, объект перестает существовать. Количество -- это совокупность свойств, указывающих на величину, объем, степень проявления качества.

Единство качества и количества отражает категория мера. Мера -- это зона, в пределах которой данное качество сохраняется, хотя происходят количественные изменения. Например, если воду нагревать, она остается водой, хотя горячей или даже очень горячей, т.е. некоторые ее свойства

изменились. Но нот наступила критическая точка кипения: бешено "суетящиеся" молекулы воды начали густым потоком выскакивать на поверхность в виде пара.

Переход от старого качества к новому связан со скачком, перерывом постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, уничтожение старого и рождение нового. В процессе развития имеют место, как правило, два основных типа скачков: "скачок-взрыв" и постепенный скачок.

Характер скачка зависит от природы развивающегося объекта, от условий его развития, от присущих ему внутренних и внешних противоречий.

При всем многообразии скачков (поскольку многообразно бытие) обращает на себя внимание один принципиальный момент: при смене одного качества на другое старое может быть либо полностью отвергнуто, либо частично сохранено. По словам Гегеля, мы имеем дело с отрицанием. При диалектическом отрицании сохраняется связь нового со старым. Благодаря этому развитие может идти более успешно. Особенно важно сохранение такой преемственности в обществе. Значит, ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, ролью в создании нового.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...