Характерные черты и признаки философии. Антропология в структуре философского знания

Смысл философии-это раскрыть внутренний смысл вещей.

Философия - это сфера знаний,изучающая универсальные законы бытия,смысл человеческой жизни,место человека универсуме (вселенная,космос) ,отношение человека к миру

Философия (др.-греч. φιλοσοφία - любовь к мудрости, любомудрие; от φιλέω - люблю и σοφία - мудрость) зародилась в VI до н.э. в Древней Греции. Впервые слово "философия" употребил Пифагор. Он говорил: "Мудрость - удел Богов. Человеку же доступна только любовь к мудрости".

Она (философия) возникла как результат рациональной, логической,критической переработки мифологии.

Становление философии можно выразить формулой ОТ МИФА К ЛОГОСУ.

Миф-это образное,чувственное,фантастическое отражение действительности в сознании человека.Это сказка,в которую человек верит всерьез.

Логос- учение, закон, разум, слово, бог.

И. Кант- великий немецкий философ просвещения. Он обозначил предмет философии.

Он говорил: «Философия призвана ответить на 4 вопроса»

1 . Что я могу знать? (проблема гносеологии). Гносеология - проблема теории и познания. Гносис-знания, логос-учения.

2. На что я могу надеяться? (проблема теологии). Теология (богопознание, богословие)

3. Что я должен делать? (проблема этики). Этика - это учение о добре, зле, смысле человеческой жизни)

4. Что такое человек? (Проблема антропологии). Антропология- это наука о человеке.

По мнению скандинавского философа Серена Кьеркегора, философия должна ответить на один вопрос – что делать человеку, как жить?

Немфецкий писатель Томас Манн дал следующее понятие философии: "Философия - царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое место, как орган среди музыкальных инструментов. Она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результаты исследований во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и законно... синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе".

Бертран Рассел- представитель неопозитивизма. Назначение философии- учить тому и как жить без веренности и в тоже время парализованным неуверенностью. О предмете философии.

Все точные знания принаждлежат науке,все догматы принадлежат философии,но между ними есть ничья земля, котрая подвергается атаке с обеих сторон. И это земля называется философия!

В середине 19 века появляется новое течение-позитивизм. По его мнению, философия должна отделиться от всех других наук и должна быть сама по себе.

Изменение предмета философии в историко-философском процессе.

Античная философия.

6 в. до н.э и 6 в. н.э.

Главный предмет античной философии - это космос. (гл. черта- Космоцентризм)

Средневековая философия.

1 в.н.э-14 в.

Философия зараждается в недрах античной философии.

Главный предмет проблема бога. (гл черта- Теоцентризм)

Эпоха Возрождения.

15в-18в.

Главный предмет философии - Антроцентризм. (Проблема человека)

Философия Нового Времени.

Главная проблема-гносеология. (Теория познания) (гл черта- Гносеологизм)

Гносеология-это учение о соотношение субъекта и объекта, о формах и структурах,уровнях позновательного процесса, о путях и методов достижения истинного знания.

Направление современной философии:

1.Антропологическое. Главная проблема-человек.

  • Персонализм.
  • Экзистенциализм (структура человеческого бытия)

2.Саентическое. Ориентровано на изучение науки.

  • Позитивизм
  • Кретичекий реализм.
  • Неопозитивизм.(а-феноменология,б-спекутуализм)

3. Религиозное

  • Неотализм.
  • Православная.
  • Протестанская.
  • Буддизм.
  • Ислам.

В структуре философского знания различают следующие элементы:

  1. Онтология (раздел философии, изучающий проблемы бытия.)
  2. Гносеология (эпистомология – учение о знании)
  3. Аксиология (учение о ценностях бытия)
  4. Этика (учение о добре и зле в смысле человеческой жизни)
  5. Эстетика (учение о прекрасном, о соотношении искусства и действительности)
  6. Логика (наука о законах правильного мышления)
  • формальная (Аристотель)
  • математическая
  1. Философия истории (раздел философии, изучающий законы исторического развития)
  2. История философии (учении о закономерностях развития историко-философскго процесса)

Основные черты философии.

  1. Это знание о наиболее общих универсальных чертах бытия и мышления.
  2. Это знание устремлено к поиску фундаментальных субстанциональных основаниях бытия. Оно стремится свести многообразие мира к фундаментальному единству.
  3. Философское знание характеризуется наличием вечных проблем.
  4. Философское знание характеризуется многозначностью (полисимантизмом)
  5. Философия носит личностный характер

«Философы возводят в абстракцию утонченные сердечные желания».

Ницше

6.Философское знание характеризуется особым языком. Нередко философ изобретает собственный язык, до него не существоваший.

В глобальном смысле философия - это концентрированное знание о мире. но в ее структуре выделяют отдельную область - философское знание, которое значительно отличается от обыденного. Структура философского знания, краткое описание которой включает перечень основных формируется постепенно, вместе с процессом специализации осмысления разных областей жизни.

Понятие философского знания

Исторически философия является источником всех знаний. В доантичные времена в ее структуру входили наука, математика, поэтика, представления о мире. Мыслители Индии, Китая, Египта осмысляли все вокруг, накапливали общие знания о мире и не выделяли в отдельные сферы, например, астрономию или анатомию. Все, что не относилось к религии и искусству, было философией.

В поздние античные времена начинает складываться специализация информации, и постепенно выделяется философское знание, принципиально отличное от научного. Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача - обнаружение закономерностей в существовании мира в целом.

Особенности философского знания

Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание - это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.

Структура философского знания: краткое содержание и характеристика

Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.

В стремлении представить всеохватное, универсальное знание о мире, философия выполняет такие функции, как: мировоззренческая, познавательная, ценностно-ориентирующая, критическая, коммуникативная, интегрирующая, прогностическая, воспитательная и некоторые другие. Каждая функция возглавляет особый раздел в философии и является элементом структуры философского знания.

В самом общем виде структура философского знания, основные разделы философии могут быть представлены как равноправные части целого, среди которых выделяются: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Таким образом, структура философского знания (разделы философии) охватывает все области размышлений ученых о сущности и предназначении бытия, а также о месте человека в этом мире.

Онтология в структуре философского знания

Главная и первая по происхождению часть философии - это онтология. Структура философского знания кратко может быть названа именно наукой о сущем. Философия отвечает на вопросы о том, как устроен мир, откуда он произошел, что такое время, пространство, в каких формах существует бытие. Онтология осмысляет все сущее, она стоит над всеми науками о мире, так как дает предельно универсальные ответы на глобальные вопросы. Онтология как часть философского знания возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира.

Аксиология в структуре философского знания

Еще одна важная функция философии - это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Структура философского знания, кратко представленная, включает информацию об основных ценностях человечества. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Аксиологическая составляющая в структуре философии призвана помочь субъекту выстроить иерархию ценностей и осознать степень приближенности своего нынешнего состояния к идеалу.

Гносеология в структуре философского знания

Познание - важнейшая часть человеческой жизни и в частности философии. Структура философского знания, кратко характеризуемая как совокупность сведений о мире, включает такую значимую составляющую, как гносеология. Теория познания в первую очередь отвечает на вопрос о возможности познания мира и его сущности человеком. Так возникают течения, которые, с одной стороны, утверждают, что мир умопостигаем, а вторые, напротив, утверждают, что разум человека слишком ограничен и не может постичь законов мироздания. Кроме того, гносеология осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том,

Логика в структуре философского знания

Структура и специфика философского знания, кратко определяемая как совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики.

Праксиология в структуре философского знания

Структура философского знания кратко описывает различные аспекты существования человека. Важной составляющей при этом являются философские размышления о деятельности человека, этот раздел называется праксиологией. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, - это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности.

Этика и философское знание

Место этики в структуре философского знания кратко можно описать, как регуляцию поведения человека. Этика - это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию.

Антропология в структуре философского знания

Структура и функции философского знания кратко могут быть определены также как размышления о происхождении и развитии человечества. Эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества.

Читайте также:
  1. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  2. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  3. 3олотая булла" 1356 года. Государственный строй Германии периода олигархии курфюрстов. Особенности сословно-представительной монархии в Германии XIV-XVI вв.
  4. V ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  5. А. Особенности российского либерализма в 50- 60-х годах XIX в. Консерваторы

Философское знание во многом сходно с наукой, но имеет и свои отличия.

С наукой философию сближает то, что для обоснования своих выводов и положений она использует теоретические методы исследования, логический инструментарий, вырабатывает достоверные, общезначимые принципы и положения. Научная истина имеет всеобщий характер. Истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального», избирательного использования Ученый ищет ответы на вопросы: Что? Как? Почему? Философ отвечает на вопросы: Зачем? Во имя чего?

Специфическая особенность философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно: имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат, но не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Философия, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал, и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отделение от философии конкретных наук при одновременном обогащении философии новыми научными знаниями, позволяющими приобрести ей новый облик, изменить предмет, методы и выполняемые ею функции.

Философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы.



Специфика философии заключается в том, что это универсальная форма теоретического познания. Философия – это форма познания всеобщих оснований бытия. Итак, универсализм – характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.



Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, еще одной специфической характеристикой философского знания является сомнение. Именно с сомнения началась философия.

В своем главном вопросе о смысле и назначении человеческой жизни философия близка к религии. И философские, и религиозные учения имеют, в конечном счете, перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философское знание имеет следующие особенности:

Носит предельно общий, теоретический характер;

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и тп.);

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Испытывает на себе влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

Динамично – постоянно развивается и обновляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания, имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Философия, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. Пройдя длительный путь в своем историческом развитии, философия сформировалась как рациональная форма духовной деятельности человека. Это форма существования человеческого духа, достижений человеческого разума, представленных в виде идей, учений, теорий, концепций.

Философия представляет собой форму познания всеобщих оснований бытия при помощи понятий и категорий, выработанных разумом человека..

Философия за длительный период своего существования и развития, накапливая знания о мире, вырабатывала определенные понятия, позволяющие обозначать существующие явления, их взаимосвязи, причины возникновения и закономерности развития. Это процесс развития человеческого разума, интеллекта, духовности стал процессом формирования зрелого философского мышления – мышления при помощи абстрактных понятий и категорий. Понятие – это всегда абстракция, которая отражает реальность и в которой отражен результат теоретического познания мира. Понятие возникает как результат взаимодействия мышления и бытия, как продукт деятельности разума по познанию реальной и идеальной действительности.

Философские категории выражают всеобщие связи и отношения мира. Каждая категория, выработанная разумом конкретного философа, в то же время отражает его субъективное, личностное видение существующих в мире явлений, взаимосвязей или закономерностей.

Деятельность разума по выявлению логических взаимосвязей между понятиями и явлениями действительности позволяет создавать научные и философские теории, которые становятся теоретическими моделями мира и его явлений.

Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особом стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, еще одной специфической характеристикой философского знания является сомнение. Именно с сомнения началась философия.

В философии как целостной системе знания содержатся объективно-теоретические знания и культурно-смысловые представления людей по главным, смысложизненным проблемам бытия человечества. Кроме этого, философия отражает целый спектр экзистенциально-личностных форм бытия человека в мире, переживания им своего существования.

Объективно-теоретические знания базируются на научных открытиях и достижениях, отражают общий уровень теоретического сознания общества. Культурно-смысловое содержание философии отражает особенности культурно-исторических эпох в истории человечества, которые привнесли новые смыслы в понимание тех или иных философских проблем.

Такая многогранность и многоплановость философии позволяет рассматривать ее как самобытное явление духовной культуры человечества, которое позволяет человеку понять мир, в котором он живет и самого себя в этом мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Философия, её предмет и характерные черты

Определение предмета философии - довольно сложная задача. Во первых предмет философии исторически менялся. Во вторых предмет философии понимается по разному представителями различных фил школ и направлений.

Платон: философия размышление о жизни и смерти

Гегель: философия это самосознание исторической эпохи

Энгельс: философия это наука о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления

Лев Шестов: философия это предназначение научить людей жить в неизвестности

2. Философия и наука

Отвечая на вопрос является ли философия наукой необходимо иметь в виду следующие. Наука всегда отвечает на вопрос почему? А философия для чего? В науке человек нацелен на рациональное познание мира в философии на понимание мира с позиции всех идеалов и ценностей. Философия познает мир через человека и из человека. Именно в человеке философия видит разгадку смысла жизни. Наука же познает мир как бы вне человека отрешения от него. В науке действует принцип познания, которые называются принцип верификации (проверяемости) и фальсификации (опровержения) в философии эти принципы не работают. Таким образом, философское научное знание различается существенно, но существовать друг без друга они не могут.

философия мировоззрение общество диалектика

3. Философия и религия

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

4. Философия и мировоззрение. Их взаимосвязь

Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим обществом, социальной формой движущейся материи. В первом приближении к мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объектов. В более строгом значении под мировоззрением следует понимать относительно стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся, прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.

Сущность мировоззрения заключается в интегративной направленности, которая является не только теоретической, но и практической его задачей. Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное (идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.

5. Исторические типы мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм…

От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями.

Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника или, скажем, у героя книги В. К. Арсеньева "Дерсу Узала", который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое - у современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности и даже задающего себе и окружающим вопрос: "Не погибнем ли мы от своего собственного разума?"

Проще всего было бы сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что людей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оценке.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок:

1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир - космос;

2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);

3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека становится центральной для философских размышлений;

4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность.

5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и рациональное начало определено вне человека.

6. Основной вопрос философии и 2 его стороны

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм(Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

7. Проблема метода философии: диалектика и метафизика

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.

В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.)

2. Общие(применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

8. Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная…

Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная.

В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется функция методологическая. критическую функц-я философии - преодоление устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Существенное место в занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.

Роль ф исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Ф проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической ф прежде всего как проблемы общественного бытия. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Функции философии.

Познавательная - новые взаимосвязи м/у движ., временем, пространством, новые знания о законах с общ.

Мировоззренческая - взгляд на мир в целом, положение чел в этом мире.

Воспитательная - этика, эстетика

Коммуникативная Объединительная - объедин. науки воедино

Методологическая - законы Д общие или всеобщие, а науки единичны

Идеологическая - взгляд на чел общество с точки зрения господств. класса или соц. группы.

9. Античная философия. Проблема первоосновы бытия

Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?

2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и антологизм.

Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только значится существующим;

3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.

10. Учение о бытии Парменида

Понятие «бытие» введено греч. Философом Парменидом. Он утверждал, что истинное бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Все заполнено бытием, поэтому пустоты (небытия) нет, а раз так, то и движения нет. Это истинное бытие является первоосновой мира, благодаря ему существует мир чувственного бытия, в котором живет человек. Человек познает мир в котором живет, опираясь на чувственный опыт. Истинный же мир бытия познается только мыслью о умопостигаемом. Таким образам парменид разделил мир на 2 составляющих: 1. мир божественных, вечных сущностей; 2. Низший мир конечных смертных вещей.

11. Атомистическое учение Демокрита

Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и круглых. Атомы и пустота - единственная реальность; соединение атомов образует всё многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел противопоставление материи и духа, удерживая единую, универсальную природу материи и мышления. Именно по этому с именем Демокрита и связывается в истории философии зарождение материализма как собственно философской доктрины. Атомистическая теория объясняла явления природы естественными причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан богами, а существует вечно, что в нём всё движется и превращается из одного состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления подчинены в нём причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по отношению к материи источника движения.

12. Платон. Учение об абсолютных идеях

Платон (427-347 до н.э.) -- великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое -- с человеческим». По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи -- нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.

Идея -- центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея -- это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они -- вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma -- образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея -- это идея абсолютного добра -- она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице.

Платон противопоставляет идеализм материализму древних философов, которые «смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей», душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты утверждают, что «первоначало есть душа, а не огонь, и не воздух»; «душа правит всем, что есть на земле и на небе с помощью своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть». Идеи являются причинами движения и существования вещей.

13. «Государство» Платона как социальная утопия

Утопия - место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно целое. Во главе этого государства философы - носители истин. Философы пишут законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок считает своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы, войны и крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами: философы - разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы); войны - благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних врагов); крестьяне или ремесленники - обладают материальными потребностями. Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так как деньги развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом работы. Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все расписано в этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы распевая веселые песни, славящие государство

14. Философия Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него -- к обобщенному представлению; от мнения через понятие -- к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания -- к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» -- «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

15. Средневековая философия. Основные идеи и принципы

Для эпохи средневековья характерно религиозное осмысление мира. Культура средневековья теоцентрична. В средневековом «стиле социально-культурного поведения» приемлемыми стали теологические ценности, которые приобрели статус общечеловеческих. Западноевропейское средневековье в качестве официальной доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко карались. Активность человеческого духа была обращена к проблемам бытия Божьего и направлена на поиск спасения души. В средние века теология рассматривалась в направлении усвоения греческих моделей. Бог рассматривался как идея абсолютного Блага, абсолютной истины, как чистое бытие. Однако в самой религии велись непрекращающиеся споры относительно толкования отдельных догматов. Местные и вселенские соборы принимали решения и контр-решения, разносились анафемы в адрес инакомыслящих. Религиозный фанатизм стал отличительной чертой развития религии и философии в средние века. Тертуллиан - все сущее есть тело, следовательно, и Бог должен быть принят как «тело, которое, впрочем, есть дух» Требует представить душу человека такой какой она является в видении, т.е. как прозрачное святящееся тело. Вещественность души свидетельствует о ее материальном происхождении: она не вселяется в тело извне, а зарождается в теле от спермы. Абеляр - предлагал: сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают ли они веры или нет. Стремился к четкому разграничению между верой и знанием. Принцип: «Понимать, чтобы верить»

16. Понятие Бытие как основополагающее современной философии

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через его существование. Таким образом понятие бытия отвлекается от конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты - их существования. Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.Один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира - вопрос о многообразии способов и форм бытия. XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии как псевдопроблему, полагая, что прежняя наука о бытии - есть предмет частных наук, но не философии.Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством - качеством быть, существовать, занимается особая наука - онтология. Это отдельная область философских знаний. Термин "онтология" означает "учение о сущем". В философии он употребляется с XVII века.

17. Материалистическая философия. Общая характеристика

Это философия, которая воспринимает мир как движущуюся материю. Эта материя ни кем не создана и неуничтожима, она находится в постоянном движении. Существует такой вопрос как: «что первично идея или материя», на который философ материалист ответит что материя, так как материалисты не признают идеологию для них материя первооснова бытия. Материя характеризуется движение, точнее это ее атрибут. Без движения не существует материи. Формами материи являются пространство и время. Еще один очень важный аспект то что материалистическая философия атеистична. Материалисты воспринимают религию как ложную форму познания действительности. В конечной форме материалистическая философия представлена Марксом и Энгельсом в диалектическом материализме.

18. Движение как способ существования материи

ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана англ. материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам (сохранять качественную определенность).

Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различающиеся между собой формы движения.

Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются:

*Механическая форма движения (изменения, обусловленные содержанием механики)

*Физическая форма (типа расширения металла и др.)

*Химическая форма движения (мобильность молекул, движение и изменение хим связей)

*Биологическая (рост растений организмов)

*Социальная (реформы, процессы воспитания, политические передряги)

В последнее время некоторые пытаются включить сюда еще другие формы.

19.20. Пространство и время как атрибут материи

Пространство и время: общие формы существования материи. Пространство - совокупность отношений, выражающих координацию объектов, взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно, однородно.

Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо. В науке сложились две концепции в понимании пространства и времени:

* Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая протяжённость; Время -чистая длительность (Демокрит, Ньютон);

* Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных объектов.Пространство выражает существование объектов; время - последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);

* Классическая физика; пространство и время существуют сами по себе, независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство - вместилище; время - чистая длительность;

В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита: "Все течет, все изменяется". Она признает объективную реальность временных процессов вообще

и течения времени в частности. С точки зрения данной концепции, подлинным бытием обладают лишь события настоящего. Прошлое Существует в воспоминаниях, события будущего - неизвестно, будут ли еще существовать. Только в момент настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие, затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем. Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был дополнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время "вообще не обладает реальностью. Другая концепция - статическая - не отрицая наличия объективных временных процессов, отрицает разделение времени на прошлое, настоящее и будущее. В ней признается объективным временное отношение "раньше - позже". Основными свойствами пространства и времени являются бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума.

21. Сознание как высшая форма отражения действительности

Отражение - уникальное свойство мира. Любой процесс в момент взаимодействия с другим процессом порождает отражение, как например следы на песке или отражение в зеркале. Сознание занимает самую высшую ступень формы отражения действительности. Испокон веков философы стремятся дать определение сознанию, но по сей день нет универсального определения которое было бы окончательным, абсолютным. Потому что сознание лишь приоткрыло тайну человеку, но это не значит, что он до конца постиг природу сознания. Сознание характеризуется еще тем что оно способно к саморефлексии, мысль сознания о себе самом (я не просто мыслю, а я знаю что я мыслю - факт самосознания). Далее возникает вопрос: А откуда вообще берется сознание? Оно дано человеку от рождения? Или приходит с первым вздохом (криком) ребенка? Нет. Сознание по своей природе социально, и формируется в процессе воспитания (социализации). Сознание можно разделить на виды: индивидуальное сознание, групповое, коллективное, общественное. Каждая ступень организации порождает свой вид сознания, но общественное сознание не есть сумма индивидуальных. Оно иное по своей природе, оно вырабатывает формы, которые становятся достоянием всех и каждого. Общественное сознание также представлено различными формами: политика (отражено отношение правящей элиты к тем проблемам, которые имеются), религия (отражено отношение определенной части общества к миру с позиции религиозное веры).

22. Общественное сознание и его уровни: обыденны и теоретически

Существующее в обществе длительное время разделение труда, которое связано с разными уровнями отражения людьми их деятельности, приводит к делению общественного сознания на два уровня -- теоретический и обыденный. Впервые такое деление появляется в рабовладельческом обществе, когда производством идей, выработкой представлений и норм начинают заниматься особые группы людей (попы, идеологи, учёные и др.). С развитием общества развиваются и уровни общественного сознания, однако между ними сохраняется существенное различие. Теоретическое сознание является продуктом сознательного творчества и по определённой логике систематизированно выражает то или иное понимание природных или социальных явлений, формирует требования, задачи и цели деятельности. Обыденное сознание не является результатом специальной деятельности, оно отражает бытие через повседневный, практический опыт людей. «Обыденное сознание, -- пишет В. С. Буянов, -- это такой уровень сознания (и общественного, и индивидуального), для которого во многом характерно сравнительно неглубокое проникновение в суть явлений природного и социального мира, недостаточная систематизированность, оно складывается на основе житейского опыта людей». Неправильно было бы считать, что обыденное сознание всегда отставало от теоретического -- достаточно вспомнить средневековую католическую церковь или современных буржуазных идеологов. В связи с этим из теоретического иногда выделяют научное сознание, которое подтверждается естественной и общественной практикой.

23. Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука

Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.

Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и общественное мнение. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение, каково место науки, религии, политики и права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное значение в характеристике состояний общественного сознания имеет определение соотношения научных и вненаучных представлений.

24. Чувственное познание и его формы

Познавательная способность человека связана прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет систему чувств, направленных на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Существует 3 формы чувственного отражения: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - соответствует определенным свойствам предметов. Восприятие - система свойств предмета, которая формируется на основе ощущений. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает и преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Восприятие - является результатом активного деятельностного отношения человека к внешней среде. Благодаря этому отдельные ощущения приобретают реальную значимость в виде целостного образа предмета. Представление - чувственно наглядный образ предмета и явлений действительности, которые воспринимаются в прошлом, но сохраняются в нашей памяти. Представление возникает на базе ощущений и восприятий, и вместе с ними входит в состав чувственного познания, но они уже содержат в себе элементы рационального обобщения и играют важную роль в процессе рационального познания.

25. Рациональное познание и его формы

Познание основано на 2 способностях нашего мышления: рассудочное и рациональное. Рассудок вырабатывает интеллектуальные способы и приемы познания действительности, выполняет черновую работу в рациональном познании, а разум осуществляет прорыв, открывая для человечества новое перспективное. Разум - рассудочное, разумное действие. Понятие - определенный набор свойств, черт того или иного предмета. Например, стол. Что такое стол? Это предмет, обозначенный понятием стол, которое вырабатывает рассудок. В это понятие рассудок складывает все основные характеристики этого предмета. На основе понятия разум начинает совершать определенные логические, мыслительные операции и эти мыслительно-логические операции осуществляются уже в других формах рационального мышления: суждения и умозаключения. Суждение это логическая связь понятий в единое целое. Т.е. когда мы эту связь воспроизводим мы связываем 2 понятия, и в этой связи заключается смысл того, что мы пытаемся для себя постичь. (и дальше про жучку) «Жучка есть собака» - это суждение, в этом суждении связаны 2 понятия: Жучка и собака. Собака - всеобщее понятие, с помощью этого понятия мы можем объединить всех тех животных с одинаковыми признаками и чертами. А Жучка это единичный представитель данного общества собак. В этом суждении четко просматривается связь между ед. и общим. Ну а на основе суждения мы приходим к умозаключениям, но что бы его сделать нужно минимум 2: «жучка есть собака» и «все собаки смертны» след. Жучка смертна.

26. Проблема истины в познании

Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина" происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный, действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский. П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют многие философы XX столетия. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая.до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, "действительность" входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, "познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как "неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект.задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только "статичным, но и динамическим образованием. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность - в том, что она не существует помимо человека и человечества.

27. Методы научного познания

Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций "теоретического и практического освоения действительности; Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, ее составной частью является методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, их объективной основой являются общеметодологические -закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. К таким методам относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктиеный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики, Их общечеловеческого основой выступают общефилософские "закономерности понимания объективного мирп, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.

28. Общество как система. Общая характеристика

Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора. В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Однако в "современном понимании термины "общность" и "общество" не тождественны. Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; в качестве таковых, выделяются семья и народ. Не всякая "общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся общность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека- Для понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.

Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в "комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в “естественном состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя гражданским Законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование.

29. Природа и общество проблема взаимодействия

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - тот базис, без которого не было бы ни человечества, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы. Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое появилось в человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений между природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

30. Натуралистический подход к познанию общества

Исходит из того что общество есть некий феномен природы, т.е фаза природного развития. Общество это часть природы, отделившаяся от него. Но и отделившись от него остается подвержена тем природным закономерностям, которые в мире природы существуют и прежде всего космическим. Одни говорят: общество определяется географическим положением региона, климатом этого региона, народом который является природным телом, населяющим данный регион. Другие утверждают, что природу общества нужно изучать с позиции социобиологии. Это говорит о том, что природа определяет человеческое общество так, как оно природой было сформировано (рождено). В этом социобиологи большой акцент делают на расовом делении человеческого общества, на расово-генетических типах, на неравенстве человеческих рас. Например выделяя 4 расы: белую, черную, желтую и красную. Социобиологи начинают свои построения делать в результате которых, возникают идеи нардической расы. Или в противовес ей идея избранного народа: богом избранного народа - Израиль. Или японцы которые считают что ими правит Микадо, сын солнца. Т.е. натуралистический подход позволяет нам выявить те природные основания, без которых человеческое общество существовать не может, но его недостаток заключается в том, что он придает абсолютный характер этим природным зависимостям, абсолютизирует их и не хочет видеть другие факторы.

31. Идеалистический подход к познанию общества

Идеалистический подход, объясняя общественное устройство, акцент делает ни на природных условиях, ни на материальном производстве, ни на экономическом факторе. Первое на что обращают внимание сторонники идеалистического подхода это роль идеи в жизни человеческого общества. Благодаря этим идеям считают они, человеческое общество объединяется в единое целое, сплачивается и существует достаточно долго. Среди этих идей в современной социологии и философии внимание привлекают, прежде всего идеи связанные с любым религиозным вероучением, и такие идеократические государства, которые в XX в. получили название «тоталитарные» , где государственная идея выступает основополагающим фактором в формировании данного общества и государства. Во главе таких государств обычно стоят люди отмеченные, как они считают, печатью избранности. А если это представители религиозных идей какой-то религии, он приобретает роль духовного религиозного лидера (отца нации). Ну а что касается тотатлитаризма, то здесь 2 крайних формы фашизм и коммунизм.

32. Материалистический подход к познанию общества

Это в основном подход Маркса и Энгельса, их материалистическое толкование истории. Они считают, что в основании истории человеческой, любого общества и любого государства лежит материальный способ производства. В процессе производства люди осуществляют производство материальных благ, которые служат удовлетворению человеческих потребностей. Каждая историческая эпоха характеризуется не тем что производится, а тем как производится. Отсюда эпохи сменяются эпохами, первобытность уступила место рабовладению, рабовладение феодализму, феодализм капитализму, капитализм социализму, так как менялся способ материального производства. Таким образом, экономический фактор (материальный, производственный фактор) является определяющим в жизни чел общества. А государство это политическая и правовая надстройка, которая надстраивается на этом базисе, который формируется в виде совокупности производственных или экономических отношений. Отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Вся эта совокупность производственных и экономических отношений называется экономическим базисом общества, а на этом базисе, как на фундаменте, строится соответствующее этому базису - государство.

33. Элементы и типы человеческой деятельности

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются уже в простейшем индивидуальном социальном действии.

Первым, необходимым элементом всякой деятельности является человек. Он выступает в качестве активной стороны, субъекта социальной деятельности. Его деятельность направлена на те или иные объекты, в качестве которых выступают в некоторых случаях люди (деятельность врача, учителя), но чаще всегда объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы. Первая подгруппа - это все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим потребностям - орудия и средства, производства. Вторая подгруппа - это средства, необходимые для человеческой деятельности, но не имеющие вещественного характера. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в ее различных носителях - магнитных лентах, дискетах, книгах, картинах, т.е. символы и знаки, которые воздействуют на сознание человека и обеспечивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а также согласованность коллективной деятельности. Еще одним элементом необходимым для всякого социального действия, являются связи и отношения между основными факторами такого действия. Устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни. Таким образом, существуют четыре. элемента всякой человеческой деятельности - люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие основную, базовую структуру в многоплановой общественной системе, Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются четыре типа или, сферы, области общественной деятельности, материальная, духовная, регулятивная, или управленческая; деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в узком смысле слова. Материальное производство призвано создавать определенные вещи.необходимые для удовлетворения потребностей людей поддержания их активности в любой сфере. Складывающиеся в производственной сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью напряженности и конфликтностью.

Подобные документы

    Предмет философии, уровни субъект-объектных отношений. Основные философские категории и принципы. Содержание законов диалектики. Соотношение материи и сознания, бытия и мышления. Понятие, структура и виды мировоззрений. Философская рефлексия и ценности.

    презентация , добавлен 17.07.2012

    Жизнь Аристотеля и основные трактаты. Классификация наук согласно философу. Метафизика или "первая философия". Проблема соотношения формы и материи. Перводвигатель, который вносит движение в мироздание. Учение Аристотеля о душе. Этика и политика.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2009

    Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, получившая название основного вопроса философии. Специфика философского знания. Характеристика ведущих методов философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика и герменевтика.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

    книга , добавлен 06.02.2009

    Представления о предмете философии, ее общественно-исторический характер. Единство и разнообразие мира, биполярность философского мировоззрения. Философские основания науки. Диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика как методы познания.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2011

    Сущность мировоззрения, типы и направления. Диалектика и метафизика. Предмет философия и ее основные функции. Убеждения Платона, Гераклита, Демокрита, Аристотеля. Возникновение и основные особенности марксисткой философии. Развитие взглядов на материю.

    шпаргалка , добавлен 17.03.2011

    Космоцентризм, онтологизм и стихийная диалектика мышления как основные черты античной философии. Периодизация античной философии, основные школы натурфилософии, их представители. Учение Демокрита об атоме, как неделимом материальном объекте, основе бытия.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Критика учения Платона об "идеях" в книге "Метафизика" Аристотеля. Роль понятий в познании существенных, коренных, неизменных свойств бытия. Основные начала всего сущего - "формы" и "материи". Вопросы этики и политики в философии древнегреческого ученого.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2013

    Основные типы и формы бытия. Понятие и свойства материи, ее отождествление с веществом. Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных, однородных формах бытия. Основные законы и принципы диалектики. Единство качества и количества.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Истоки "космической философии" восходят к творчеству Радищева и Галича, достигая своей метафизической завершенности в философии всеединства Соловьева. Теория супраморализма-религиозно-мистическое учение о воскрешении предков. Учение о монизме материи.

Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.

Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.

Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни - все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы - воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Особенности философского мировоззрения - в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения - в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

Черты философского мировоззрения

Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.

Философское мировоззрение имеет такие черты:

  • научная обоснованность действительности (отсутствие домыслов и неподтвержденных утверждений);
  • систематичность сбора информации;
  • универсальность, так как подходит под любые - как личные, так и религиозные мировоззрения;
  • критичность, так как ничего не принимает на веру.

Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках наработанных годами или веками норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии - предположения, а в науке - факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек - прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Философия и наука

Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.

Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.

Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов - от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

  • космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Форма познания мира

По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия - форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Роль разума

Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.

Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...