Холковский монастырь. Холки

В прошлом году мне удалось побывать в удивительном месте -Холковском Троицком мужском подземном монастыре. Поездка произвела неизгладимое впечатление, кроме того узнала для себя много интересного.
Дорога была долгой, но не утомительной. Мы проезжали города Новый Оскол и Яблоново. Кругом поля, к счастью ухоженные, иногда попадались красивые пейзажи с меловыми горами и соснами.

В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки.
По разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия.
И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в 1-м тысячелетии до нашей эры было укрепленное поселение первобытных людей. К сожалению, об этом древнейшем поселении, относящимся к периоду железного века, нам практически ничего не известно.


По предположению ряда историков и археологов, с Холками связана одна из героических страниц древнерусской истории - поход князя Игоря Святославича на борьбу с половцами. Этот поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы - "Слово о полку Игореве". Неизвестный, но безусловно талантливый автор бессмертного произведения, который по утверждению многих исследователей, являлся современником и участником этого похода, с необычайной силой показал патриотизм русских воинов и их готовность отдать жизнь за родную землю.

Памятник Великому князю Святославу Храброму скульптора Вячеслава Клыкова.

Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала XVII века.

Ворота монастыря.

По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
Более всего это место известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. В 1649 году здесь иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь.
В 1764 году по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла). Летом богослужения совершались в сельской кладбищенской церкви.

Небольшая часовня, через которую нас поведут по лабиринтам пещер.

В самих пещерах фотографировать не разрешили. Воздух там особенный, насыщенный йодом, но не всем подходит. Я, например, чувстововала себя великолепно. Температура стабильная (+8 градусов в любое время года). Особенно поразила келья монаха затворника. Была специальная келья для чтения молитв. Мужской голос в такой келье усиливался, а женский, наооборот - становился глухим. Проверили на себе - и были очень удивлены. Как можно было было сделать такую акустику в пещере? Еще одно чудо - редчайший иконостас - керамический. Делался он по специальному заказу в Подмосковье. Этому иконостасу не страшны ни время, ни влага, ни температура. Он - на века.

Фотография с http://autotravel.ru/phalbum.php/ area/55/0
Помимо пещер, в которых располагался монастырь, в холме имелась еще одна - вырытая жителем села Холки Никитой Бычковым. В течение 30 лет - с 1890 по1920 гг. долбил он холм, пытаясь соединиться с подземным монастырем, вход в который к тому времени был засыпан и затерян. Однако сделать это ему не удалось - смерть застала его на 98 метре. До соединения с храмом оставалось 40 метров.

В 1990 году пещеры были частично отреставрированы и открыты как музей. С 19 ноября 1995 года в подземном храме начали совершаться богослужения. В конце 90-х годов построен храм Донской иконы Пресвятой Богородицы.

Привет всем. Собственно, открыл сезон. С Командой Нескучный день удалось поехать в замечательную поездку в ещё одну Пещеру Придонья, точнее не совсем Придонья, но в меловую подземную церковь Холкинский пещерный монастырь. Спасибо организаторам поездки.

В первую очередь место это знаменито памятником языческому князю Святославу Игоревичу с коловратом на щите. Автор скульптуры Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006), 2005 г.


Фото 2.

Здесь Святослав изображается как победитель Хазар. Изначально на щите хазарина планировалась звезда Давида, но у евреев на этот счёт бомбануло и звезду Давида было решено заменить символом богини Иштар, который ныне красуется каждый новый год на ёлке Воронежа. Кстати, звезда Давида есть тут до сих пор, её закрыли на болты.


Фото 3.


Фото 4.

Немного истории.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.
Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители - инок Геласий.

В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.

В разных номерах «Курских епархиальных ведомостей» за 1890-1899 гг. настоятель Покровского приходского храма слободы Холка священник Иаков Тимофеев публиковал множество статей, как о истории монастыря, так и о жизни прихода.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещера - «пещера старца Никиты», вырытая в 1890-1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки.

В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.

14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.


Фото 5.

Внутри. Честно сказать, пещера небольшая. Тоннель, несколько ответвлений и подземная церковь, которую расширяют.


Фото 6.

Ниша непонятного назначения. Фантазий много. Даже говорят, что здесь один безумный монах решил столпником сделаться. Молиться стоя до умопомрачения. Но это ещё не самое жуткое. О нём будет ниже.


Фото 7.


Фото 8.

Келья. Икона и лежанка.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.

Про эту келью тоже легенды начали рассказывать. Говорят здесь монаха заживо замуровывали и он здесь молился всё время, пока не умрёт. Ему еду носили и забирали испорожнения (мы все люди, как не крути, хоть ты тресни). Честно сказать, такие самоиздевательские практики у меня вообще массу вопросов вызывают. А так, не похоже это место на келью. Скорее на какую-то гробницу, усыпальницу неизвестного монаха.


Фото 13.

Всё-же даже у затворника полного должны быть какие-то удобства. Ну я не знаю, хотя бы место, где стоит икона, на которую он молится или распятье. Но ничего этого здесь нет и не предполагалось.


Фото 14.


Фото 15.

Современная резьба на мелу. Такое же я видел в Колыбелке.


Фото 16.

Ещё одна келья.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Подземный Свято-Троицкий храм.


Фото 22.

В настоящий момент церковь расширяется. Чуть чуть раскопали и расширили объём подземного храма.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.

На удивление любопытный фарфоровый алтарь. Дерево быстро гниёт, потому специально для этого храма его изготовили в Подмосковье.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.

Местное кладбище.


Фото 35.

Владимирская часовня на холме


Фото 36.

Территория монастыря. Всё - новодел. Но сделано неплохо.


Фото 37.

Храм Донской иконы Божьей Матери.


Фото 38.

В общем, было круто! До новых встреч на интересных объектах.


Фото 39.

Оформлено с помощью «

Упоминание о Холковском монастыре встречается в документах начала XVII столетия. Кроме патриаршей грамоты на основание Холковского монастыря, имеется документ за № 7936,датируемый в описи за 1620 год.

Первым настоятелем был священноинок Геласий.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный храм.

Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня - вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирский храм-часовня, на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Действующий наместник игумен Никодим (Мирошниченко) был утверждён Священным Синодом 16 июля 2016 г. До утверждения наместником,был 8 лет благочинным этого монастыря.

В обители имеется три надземных храма, братский корпус для проживания, гостиница, хоз.постройки, монастырский колодец.

В монастыре есть местночтимая икона Казанской Божией Матери(Холковская). Древняя икона находилась в Холковском монастыре с самого начала его истории. В настоящее время в монастыре каждое воскресенье служится молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом.

Распорядок монастырской жизни:

    6 утра -подъём;

    6-30 -утренние молитвы-полунощница;

    8-00 -Божественная литургия, после службы -время послушаний;

  • после обеда свободное время до 14-00;

    14-00 - 17-00-время послушаний;

    17-00-вечернее Богослужение;

    после вечернего богослужения ужин, вечерние молитвы;

    Немного истории.
    По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.
    Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители - инок Геласий.

    В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

    В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.

    В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.

    В разных номерах «Курских епархиальных ведомостей» за 1890-1899 гг. настоятель Покровского приходского храма слободы Холка священник Иаков Тимофеев публиковал множество статей, как о истории монастыря, так и о жизни прихода.

    Одновременно неподалёку появилась и другая пещера - «пещера старца Никиты», вырытая в 1890-1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки.

    В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.

    14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

    Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
    28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

    Время, когда на берегу реки Оскол, монахом — подвижником, была вырыта первая келия пока точно не установлено, но ряд особенностей устройства пещерного храма, келий и тоннелей указывают на то, что наиболее точным временем, можно считать период Монголо-Татарского нашествия на Русь, когда были захвачены и разрушены многие монастыри, сожжены целые города.

    На одной из вершин, соседнего холма в IX — XII веке находилась древнерусская крепость, где проживали защитники Киевской Руси так, как в древности в этих местах проходила граница между половцами и черниговскими княжествами. По исследованиям историков, именно в этом месте произошла знаменитая встреча двух братьев, князя Игоря и князя Всеволода Святославовичей, в 1185 году перед походом на Половцев. Встреча была описана в знаменитом «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

    Первые письменные упоминания о монастыре и его настоятеле иноке Геласии относятся к 1620 году, но это не дата поселения первого монаха и основания пещерной обители.

    С 1589 года была образована патриаршая область, куда и входил монастырь до образования в 1667 году Белгородской-Обояньской епархии во главе с митрополитом Феодосием. Монастырь был известен далеко за пределами епархии. Архитектура, планировка, технические особенности, выбор места постройки монастыря полностью аналогичны Киево-Печерской Лавре. О нем знали и помогали развитию благоверные наши цари российские Алексей Михайлович и Федор Алексеевич. Ими не только были пожертвованы для обители участки леса, пахотные и пастбищные земли, участок реки для рыбной ловли и устройство переправы, но также жертвовались и колокола, богослужебные, печатные и рукописные книги, облачения.

    В 1635 году великим государем Михаилом Федоровичем монастырю была дарована грамота об освобождении от налогов. Царем Алексеем Михайловичем монастырю была подарена большая икона Святою Алексея — Человека Божия в богатом окладе.

    На территории монастыря в разное время были построены несколько храмов, отдельные семь келий для старцев, две житницы. Имелась большая конюшня, помещения для скота и другие постройки. Первыми из построенных храмов упоминается храм Святого Николая Чудотворца и храм Казанской Богородицы. Они были построены еще деревянными. А храм Преображения Господня — уже каменным. На звоннице храма Святою Николая Чудотворца находилось восемь колоколов весом более 60 пудов. Монастырь владел водяной мельницей, кузницей, речным перевозом.

    Места, где находилась обитель, постоянно подвергались набегам. По этой причине в монастыре имелось оружие и две пушки для отражения таких нападений. Приходили в эти места со злым умыслом и Крымские, Азовские татары. Банды стеньки разина и разбойничьи атаманы до второй половины XVII века. На помощь монастырю, по просьбе старца Варсонуфия, в 1638 году оскольский воевода Иван Ржевский постоянно направлял посменно донских и оскольских казаков. Некоторые из них. в последствии, приняли монашество.

    В 1655 году по просьбе старца Варсонуфия обитель была переведена из Старооскольского в Новооскольский уезд из-за значительной удаленности от города Старый Оскол.

    Обитель была закрыта по указу императрицы Екатерины II в 1764 году. Основанием закрытия стала помощь монахов «беглым людям» поселиться в этих местах. Монастырь помогал, чем мог, а при набегах жители становились рядом с братией и защищали монастырь. Во время одною из набегов в 1631 году монастырь сильно пострадал. Сгорел I храм Иконы Казанской Богородицы. Погибла часть братии, многих из местных жителей взяли в плен.

    После подписания указа, братия была из обители выселена, вход в пещеры засыпан, все строения на территории, кроме храма Преображения, разрушены. А храм стал обычным приходским. Земли и все имущество было роздано в подарки приближенным императрицы. Осталось лишь небольшое монашеское кладбище, рядом с которым начали хоронить своих усопших местные жители.

    В разное время известными людьми в России делались попытки возрождения обители и жертвовались крупные суммы, князем АБ. Голицыным, графиней Л А. Касаткиной-Ростовской и другими, но по разным причинам это не удавалось. Около ста пятидесяти лёт пещеры оставались закрытыми. А со временем были забыты и те места, где находились входы в подземелья.

    Много попыток их отыскать и открыть закончилось неудачей. И только незадолго до 1917 года был найден вход в одну из пещер. В описаниях монастыря упоминалось двенадцать монашеских келий, пещерный храм и другие помещения, а через найденный вход можно сегодня посетить только храм и шесть келий.

    После революции 1917 года в подземную обитель пришли безбожники-атеисты и топорами вырубили все, что им напоминало о Боге. Позднее пытались пещеры превратить в овощехранилище — не удалось. Попытались взорвать — не получилось.

    Десятки лег пещеры находились в запустении. По инициативе преподавателя профтехучилища I Понамарева Василия Дмитриевича началась расчистка пещер и 14 октября 1990 года в | пещерном Свято-Троицком храме была отслужена первая, за многие годы. литургия митрополитом Ювеналием. Начиная с 1996 года, началось восстановление обители. Архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены камни на месте строительства трех храмов. А 12 декабря 1999 года произошло освящение построенною I храма иконы Донской Божьей Матери. 28 декабря 1999 года на заседании Священною Синода Русской Православной церкви было благославлено открытие Свято-Троицкою Холковского мужского монастыря. В настоящее время в монастыре проживает около двадцати насельников. В настоящее время проводятся работы по выявлению подземелий I НЕ только монастырских, но и под древней крепостью.

    Сегодня в Холки стремятся люди уже не только для того, чтобы увидеть уникальные меловые пещеры, а прежде всего, для укрепления своих духовных сил. для молитвы в этом святом месте.

    Ежедневно совершается Божественная литургия. Служба проходит дважды в день.
    Начало вечернего богослужения в 17 часов.
    Божественная литургия в будни — 8 часов, а в субботу, воскресенье и праздничные дни — 9 часов утра. В субботу Литургия проходит в пещерном храме.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...