Холостой покойник пришел в дом во сне. Чтобы покойник не приходил

Даже завзятые материалисты хотят знать, что случается после смерти с близким родственником, как душа умершего прощается с родными и должны ли живые помогать ей. Во всех религиях есть поверья, привязанные к погребению, похороны могут проводиться по разным традициям, но суть остается общей - уважение, почитание и забота о потустороннем пути человека. Многие задаются вопросом, видят ли нас умершие родственники. В науке нет ответа, но народные поверья, традиции изобилуют советами.

Где находится душа после смерти

Веками человечество пыталось понять, что происходит после кончины, можно ли связаться с загробным миром. Различные традиции дают разные ответы на вопрос, видит ли душа умершего человека своих близких. Некоторые религии рассказывают о рае, чистилище и аде, однако средневековые воззрения, по мнению современных экстрасенсов и религиоведов, не соответствуют действительности. Не существует огня, котлов и чертей - только мытарство, если близкие отказываются вспоминать умершего добрым словом, а если близкие помнят усопших - они пребывают в мире.

Сколько дней после смерти душа находится дома

Родственники умерших близких задаются вопросом: может ли душа умершего приходить домой, где она находится после похорон. Считается, что в течение первых семи-девяти дней преставившийся приходит прощаться с домом, семьей, земным бытием. Души покойных родных приходят в то место, которое считают по-настоящему своим - даже если произошел несчастный случай, гибель была далеко от родного дома.

Что происходит через 9 дней

Если брать христианскую традицию, то души пребывают в этом мире до девятого дня. Молитвы помогают покидать землю легко, безболезненно, не заблудиться по дороге. Ощущение присутствия души особенно чувствуется в эти девять суток, после чего поминают умершего, благословляя его на окончательный сорокадневный путь на Небеса. Горе подталкивает близких выяснять, как пообщаться с умершим родственником, но в этот период лучше не мешать, чтобы дух не испытывал растерянности.

Через 40 дней

Спустя этот период дух окончательно покидает тело, чтобы больше не возвращаться - плоть остается кладбищу, а духовная составляющая очищается. Считается, что на 40 день душа прощается с близкими, но не забывает о них - небесное пребывание не мешает умершим следить за тем, что происходит в жизни родственников, друзей на земле. Сороковым днем отмечены вторые поминки, которые уже могут происходить с посещением могилы преставившегося. Не следует чрезмерно часто приходить на кладбище - это тревожит похороненного.

Что видит душа после смерти

Околосмертный опыт многих людей дает исчерпывающее, подробное описание того, что ждет каждого из нас в конце пути. Хотя ученые подвергают свидетельства переживших клиническую смерть сомнению, делая выводы о гипоксии мозга, галлюцинациях, выбросе гормонов - впечатления слишком похожие у совершенно разных людей, непохожих ни по вероисповеданию, ни по культурному фону (поверьям, обычаям, традициям). Находятся частые упоминания о следующих явлениях:

  1. Яркий свет, тоннель.
  2. Ощущение тепла, комфорта, безопасности.
  3. Нежелание возвращаться.
  4. Посещение родственников, находящихся далеко - например, из больницы «заглядывали» в дом, квартиру.
  5. Собственное тело, манипуляции врачей видятся со стороны.

Когда задаются вопросом, как душа умершего прощается с родными, нужно иметь в виду степень близости. Если любовь между преставившимся и оставшимися в мире смертными была велика, то и после окончания жизненного пути связь сохранится, покойный может стать ангелом-хранителем для живых. Неприязнь смягчается после окончания мирского пути, но только если молиться, просить прощения у того, кто ушел навсегда.

Как покойники с нами прощаются

После кончины близкие не перестают любить нас. В течение первых дней они присутствуют совсем рядом, могут появляться во сне, разговаривать, давать советы - особенно часто приходят родители к своим детям. Всегда утвердителен ответ на вопрос, слышат ли нас умершие родственники - особая связь может сохраняться на долгие годы. Покойные прощаются с землей, но не говорят «прощай» близким, ведь из иного мира они продолжают наблюдать за ними. Живым следует не забывать о родственниках, поминать их каждый год, молиться за то, чтобы на том свете им было комфортно.

Притча о богатом и убогом Лазаре. Лубок.

В одной семье случилось несчастье — жена умерла родами, оставив сиротой новорожденного ребенка. Ее, как положено, похоронили, справили поминки. Поплакали. Что делать, тяжелая утрата, но надо жить дальше, выхаживать и воспитывать ребенка. Стали замечать, что по ночам кто-то приходит в дом. Вот скрипнула входная дверь, в сенях загремело задетое кем-то пустое ведро. Слышно, как кто-то тихими шагами подходит к колыбели младенца, успокаивает его негромким голосом. Заскрипела колыбель, как будто кто-то ее слегка покачивает. Потом слышится чмоканье, как будто ребенок сосет материнскую грудь. Зашуршало одеяльце — ребенка укладывают назад в колыбель. Снова слышатся шаги, удаляющиеся к двери. Опять стукнула входная дверь. И все затихло. Отец младенца и родные видят, что прежде здоровый ребенок стал чахнуть и слабеть на глазах.

Что делать? Пошли за советом к соседской бабушке Марье. Про нее все говорят, что она «знает» — умеет заговаривать болезни, ворожить, лечить от сглаза и порчи, которые насылают злые люди. «Вот так и так, слабеет ребенок. Помогите, бабушка», — говорит отец. — «А не слышите ли вы шаги по ночам? Не скрипит ли детская колыбель?» — спрашивает бабушка Марья. «Да, слышим шаги. Слышим, как будто кто-то ребенка кормит грудью и качает колыбель. Но никого не видно. Мы думаем, что это нам только чудится». — «Это умершая мать к нему приходит. Если ее не остановить, она заберет ребенка с собой на тот свет. Купите новый горшок. Перед тем как ложиться спать, зажгите свечу и накройте ее сверху горшком. А когда услышите шаги у колыбели, откройте свечу. Тогда сами увидите, кто приходит к ребенку».

Послушался отец совета бабы Марьи. Купил новый глиняный горшок. Вечером зажег свечу, накрыл ее горшком, лег на кровать, но сам не спит — ждет, что дальше будет. Наступила полночь. Скрипнула входная дверь, послышались шаги. Вот они остановились у детской колыбели. Отец быстро снял горшок со свечи и глазам своим не поверил — с ребенком на руках стояла его умершая жена. Одета она была в ту самую одежду, в которой ее похоронили. «Не дал ты мне выкормить ребенка. Теперь корми сам.

Я сюда больше не приду», — сказала она онемевшему от изумления мужу. Положила ребенка в колыбель, а сама быстро вышла из дома. С тех пор она перестала приходить по ночам. И ребенок быстро поправился. А если бы так не поступили, ребенок бы умер — забрала бы его мать с собой в загробный мир.

Разве может покойник быть ходячим? Разве может умерший и похороненный человек вставать из гроба, ходить по земле, являться в дом к своей семье, ухаживать за своими детьми, помогать родным по хозяйству? Народная традиция считает, что может, если по каким-то причинам этот покойник не получил успокоения на «том свете». А причины эти могут быть очень разными. Например, покойник ходит, если его удерживает на земле какое-то важное дело, которое он не успел доделать при жизни: нераскаянный грех, какое-то невыполненное обещание, незаконченная работа, невозвращенный долг или неизбытая вина перед кем-нибудь. Обещал человек выполнить кому-то работу — смастерить сани или лодку. И умер, не доделав работы. Или взял человек в долг у кого-нибудь денег и умер, не отдав долга. Это его тяготит за гробом, не дает успокоиться. Он начинает приходить с того света, беспокоить и пугать живых. Такие покойники возвращаются по ночам к себе домой, бродят по комнатам, передвигают мебель, гремят посудой, пытаясь выполнить то, что не дает им покоя на «том» свете.

Такие покойники не стремятся причинить вред живым людям или напугать их, они часто обращаются к людям с просьбой выполнить за них нерешенное дело. Человек, который при жизни не отдал соседу деньги за купленного им коня, каждую ночь приходит домой и ищет деньги, чтобы возвратить их соседу. Священник, который умер, не исполнив всех заказанных ему молитв, приходит по ночам в пустую церковь, чтобы это сделать. Человек, который при жизни украл у своего знакомого какую-то вещь и не признался в этом перед смертью на исповеди, по ночам ищет эту вещь у себя дома.

И если умерла женщина, оставив маленького ребенка, она будет приходить ночью, чтобы покормить и перепеленать его. Только для ребенка забота умершей матери вредна и смертельно опасна. Ведь любое соприкосновение с миром мертвых для живых людей губительно, а для маленьких детей — и подавно.

Померла у одного мужика жена. Двое ребят осталось. И вот она ночью придет, берет девчонок, наливает воды и купает. И так каждую ночь. Аж замыла детей, они такие худенькие стали. Отцу говорят утром, что их мама приходит, а отец говорит: — Как же, я не вижу, как же мне узнать? Взял золы, насыпал по полу, думал, ступни будут. Поднялся утром, дети спят. Ничего нет, а дети говорят:

— А она нас моет, каждый день будит нас и моет.

А ему-то она не показывается. А однажды утром на полу увидел ступни. И не знает, что делать. Начал по людям ходить, спрашивать. Ему говорят:

— Возьми осиновый кол, выстругай и над головой забей.

И вот мужик нашел кол, забил, и мать перестала ходить и детей мыть (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 270).

Покойник может возвращаться из загробного мира и по другой причине — если его похоронили неправильно, нарушили погребальный ритуал. Или одели в неудобную одежду, обули в неудобную обувь, забыли подпоясать. Если человек при жизни плохо видел, а ему в гроб забыли положить очки, он будет приходить и просить свои очки. Если при жизни он был хромым и ходил с палкой, а его похоронили без нее, он будет возвращаться за палкой. Чтобы прекратить такие посещения, нужно сделать, как просит покойник.

С.И. Каликина. О девице Марии и ее посмертном явлении отцу. Лубок. Начало XX в.

Умерла у меня сестра, муж-то уехал, и осталась я ночевать одна. Лежу, а сама еще не сплю <…> Лежу я так, лежу, да только чувствую, что кто-то сидит на диване. Испугалась немного и стала приглядываться. Всмотрелась в темноту-то, а на диване сидит моя сестра <…> И начала я с ней разговаривать. Сначала я спросила ее: «Неужто это ты, Марийка, пришла?» А она сидит, бывало, как раньше, когда болела. А потом и говорит: «Тяжело мне, Нина, лежать-то там, больно уж дышать трудно». Я тут и опомнилась немного. Да, а пришла-то она ко мне ровно в полночь <…> А сама я в это время все молитву читаю шепотом. Начала креститься. Включила свет, а на диване уж никого и нет, только дверь скрипнула <…> Так вот, она и приходила ко мне два раза и все жаловалась: «Что ты, Нина, мне крест-то какой тяжелый поставила?» Приехал мой муж через два дня, я ему все и рассказала. Порешили мы с ним убрать железный крест. Убрали мы крест железный и поставили деревянный. Ну, больше она и не приходила (Нижегородская обл., Корепова 2007, 148).

Часто покойники просят «передать» им на «тот свет» нужную вещь. Ее можно просто закопать в его могилу. А можно положить в гроб к другому покойнику, которого еще не похоронили. Рассказывают, как мать умершей девушки надела ей в гроб туфли на высоких каблуках. Через некоторое время после похорон девушка стала приходить к матери и жаловаться, что ей в загробном мире тяжело ходить на таких каблуках, и просила передать ей тапочки. «Как же я тебе передам?» — удивилась мать. «Завтра к нам будет ехать один парень. Отдай ему. Он мне передаст». Дочь назвала точный адрес, по которому живет этот парень. Мать, захватив тапочки, отправилась по этому адресу. Пришла в дом и увидела, что там похороны — хоронили молодого парня. Мать рассказала родственникам парня о просьбе дочери, и ей разрешили положить в гроб тапочки. На следующую ночь дочь пришла и сказала: «Спасибо, мама!» Больше она уже не возвращалась с «того света».

Покойники приходят, если живые очень тоскуют, плачут по ним. Покойнику тяжело на «том свете», если родственники слишком сильно и слишком долго выражают свое горе. Говорят, что в этом случае умерший вынужден таскать с собой тяжелые ведра слез, которые выплакали по нему его родные. Или же он лежит в могиле мокрый от этих слез. Поэтому в народной традиции запрещалось плакать по умершему после того, как гроб опустят в могилу. Покойник при случае сам может попросить своих близких не плакать по нему.

Сын родный умер. А он был единственный-единственный, один. Мать со стариком остались вдвоем. И она так плакала, так плакала по этому сыну… Шесть недель прошло, она все плачет. Там соседки ей говорят:

— Сходи ты к священнику, посоветуйся… Ну, она пошла к священнику и стала ему рассказывать. А священник ей отвечает:

— Слушай, если не боишься, то ты согласишься, ты все сама увидишь. Ты ничего не бойся. Вот согласишься в церкви переночевать — все сама увидишь <…>

Ну, он ей церковь открыл. Очертил ее. И он ей строго-настрого сказал:

— За черту не выходи! В сторону никуда не гляди, гляди прямо. Прямо на алтарь <…>

Ну, священник ушел. Времени там сколько прошло… Все на свете, она все на свете увидела, она всех покойников-то увидела! Ой! И как вышли удавившиеся — которые идут плачут. Потом вот все, которые в церкви отпетые, — идут. И самым последним увидела своего сына: мокрый идет такой, дряблый. Подходит сын к ней и говорит:

— Мам, не плач ты! Ты так сильно плачешь по мне! Ты посмотри, какой я мокрый. Как мне тяжело лежать. Не плач ты, мам!

И он прошел <…> Потом уже эта баба плакать не стала (Нижегородская обл., Традиционный фольклор, 309).

Если жена слишком много плачет по умершему мужу, она может «приплакать» его к себе, и он превратится в ходячего покойника. Будет приходить к ней по ночам, будет разговаривать с ней, целовать ее и даже помогать по хозяйству. Потому что слезами, своей тоской она не будет давать ему покоя на «том свете». Посещения умершего мужа очень опасны. Женщина сохнет, становится бледной, слабой и, в конце концов, умирает — покойник ее «утягивает» за собой на «тог свет». Сама женщина обычно не в силах понять, что с ней происходит и обречена на смерть, если окружающие вовремя не предпримут решительные меры, чтобы прекратить посещения покойника.

Покойники могут являться. Одни как следует, другие как кошка покажутся. Как будешь жалеть, плакать, то покажутся. Их ругают: «Не ходи ко мне, чего ты ходишь!» Если жена или мать все жалеют, то они ходят. Женщина плачет о муже, он и явится. Тут к одной, к Настасье, ходил. Ездил вместе с ней за дровами. Нарубит, на сани сложит, привезет и во дворе все сделает. Свекор подслушал: «Ты с кем разговариваешь?» — «То Федор пришел». Всякое подкладывали, чтобы не ходил, а он каждый день показывался. Последний раз пришел, крест с нее рвал. Если бы не свекор, задавил бы. Ходил до сорокового дня. Они хотят ведь с собой увести, им ведь жалко, что остались… (Новгородская обл., Черепанова 1996, 22)

Не только умерший муж может прийти к жене, но и погибший на чужбине жених может прийти к невесте, чтобы забрать ее с собой, в могилу. Если девушка вовремя сообразит, что имеет дело с мертвецом, у нее есть шанс остаться в живых. Для этого нужно протянуть время до крика первых петухов, после которого покойник уже не имеет власти над живым человеком и вынужден уйти в могилу.

«Дружили парень с девушкой. У нее родители были богаты, а у него бедны. Ее родители не соглашались выдать за него замуж. Он умер где-то на чужбине, от нее это скрывали, и она продолжала его ждать. Вот как-то ночью у ее окна остановились сани, а из них вышел ее любимый: «Собирайся, я увезу тебя отсюда, и мы обвенчаемся». Она шубу накинула, вещи в узелок связала и выскочила за ворота. Посадил ее парень в сани, и они помчались. Темно, только месяц светит. Парень говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она отвечает: «Я с тобой ничего не боюсь!» Дальше едут. Он опять говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она опять: «Я с тобой ничего не боюсь». А самой жутко стало. У нее в узелке Библия была, она ее из узелка потихоньку вытащила и за пазуху спрятала. В третий раз он ей говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» — «Я с тобой ничего не боюсь!» Тут кони остановились, и она увидела, что приехали они на кладбище, а перед ней раскрытая могила. «Вот наш дом, — сказал жених, — полезай туда». Тут девушка сообразила, что ее жених — мертвец и что надо время тянуть до первых петухов. «Полезай ты первым, а я буду вещи тебе подавать!» Развязала она узелок и стала подавать по одной вещи — юбку, кофту, чулки, бусы. А когда подавать стало нечего, она накрыла могилу шубой, сверху Библию положила и побежала. Добежала до часовни, двери, окна перекрестила и просидела там до рассвета, а потом пошла домой (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 273-274).

Впрочем, не всегда эта история кончается благополучно. В других случаях покойнику все же удается затащить девушку в могилу или она умирает от страха. Легенда о женихе-мертвеце известна во многих славянских и европейских традициях. В западноевропейской литературе этот сюжет получил широкое распространение благодаря романтической балладе немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора». В ней рассказывается о девушке, за которой ночью явился жених, убитый на войне, и затянул ее в могилу. На русский язык баллада была переведена В. А. Жуковским. В европейских, как и в славянских версиях легенды, сохраняются общие мотивы: мертвый жених является к невесте ночью на коне при свете месяца и по дороге на кладбище спрашивает, не боится ли она его. Бюргер в балладе сохранил эти детали:

И мимо их холмы, кусты,

Поля, леса летели;

Под конским топотом мосты

Тряслися и гремели.

«Не страшно ль?» — «Месяц светит нам!» —

«Гладка дорога мертвецам!

Да что же так дрожишь ты?» —

«Зачем о них твердишь ты?»

Чтобы отвадить ходячего покойника, нужно сделать что-то нелепое. Что-то такое, что не принято в человеческом обществе. Здесь действует принцип: «Лихое лихим вышибают». Ведь приход покойника с «того света» — это нелепость, неправильность, нарушение природных и человеческих законов. Значит, чтобы это прекратить, нужно самому сделать что-то такое же нелепое, неправильное, что навсегда отвратит покойника от этого дома. Вернее, сделать не всерьез, а понарошку. Например, нужно сесть ночью на порог, расчесывать волосы и грызть семечки. Покойник придет и спросит: «Что ты делаешь?» На это нужно ответить: «Вшей грызу». Ведь никто в действительности вшей не ест — это мерзко и противно. «Разве можно вшей есть?» — удивится покойник. «А разве можно мертвому к живой ходить?» — нужно ответить ему. Тогда он хлопнет дверью и навсегда уйдет из дома.

Поминовение усопших в XVII в. Из "Путешествия" Адама Олеария.

Есть еще один похожий способ — одеть в свадебные одежды брата и сестру, накрыть свадебный стол и ждать прихода покойника. Ведь брат с сестрой не могут пожениться, значит, это тоже нарушение законов, принятых в обществе. Одна женщина, к которой приходил покойный муж, так и поступила. И вот что у нее из этого получилось:

О, значит, умер один мужчина. Ну, его похоронили, все такое. Ну, хозяйка осталась одна. Все разошлись, родня. Ну там пол вымыла и легла спать. И приходит к ней муж:

— Я с тобой буду спать ложиться! <…>

Она так и сяк, так и сяк — ну никак не отбиться! И на третий день, и на четвертый так! Потом она к соседям стала ходить. У соседей переночует, придет домой — что-нибудь разворочено! <…>

Она к священнику. А тот сказал: «Надо Про-клёнутую книгу почитать» (Проклёнутая книга снимает проклятие). Ну, по пути (она идет из церкви, от священника) попадается ей тоже соседка.

— Ты где была?

— Ай, — говорит, — Матрена, не спрашивай! Мужа схоронила, никакого спокою не дает! Ходит ко мне!

— Дура ты дура! У тебя есть дочка?

— Да у меня и дочка есть, и сын. Да уж замужем.

— Ничего! Вот пойди, приведи дочку, приведи сына. Возьми круглый хлеб, возьми свечку. И встань по ходу двери за притолоку. Поставь ступу и пест. А молодых поставь за стол. Свечку зажги и хлеб положи. Солонку соли поставь. А сама за дверью стой. И пест держи. Как он придет, так его пестом-то и хлобыстни!

Как он входит… Время-то приходит уж. Шум такой поднялся страшный. Как ветер вроде бы. Открывается дверь. Он как входит, так и говорит:

— А нет, — говорит, — такого закона-то — брата с сестрой венчать!

А она в это время — трах его пестом по голове! — Нет, — говорит, — закона в двенадцать часов с кладбища ходить!

И все. И перестал ходить, да (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 304-305).

Приходя с «того света», покойник приносит своей жене угощение — конфеты, пряники, сласти. Ночью они так и выглядят, зато при свете дня превращаются в уголь, сухие листья и мусор. Ведь в загробном мире все перевернуто по сравнению с земным. Что в том мире еда — у нас мусор.

Уж больно сильно горевала, плакала женщина по своему мужу. И стал ходить он к ней ночью. Гостинцев приносил ребятам. Утром, люди говорили, будто через трубу вылетал. И вместо конфет на столе лежали угольки, земля. Привел ей как-то корову. Перекрестила она корову и… [корова] рассыпалась. Люди ей говорят: «Нюрка, ты что делаешь? Ты что привадила его-то? Молись, молись». И вот с матерью своей она дома осталась, ждут. Научили ее отвадить мужа-то. Пришел он. Она его обняла и сказала: «Во имя Отца и Сына. Аминь». Руки вокруг него сомкнула, он прахом и рассыпался, а в руках лишь цинковое корыто из какого-то богатого дома. Вот корыто у нее и осталось (Нижегородская обл., Корепова 2007,157).

Часто говорят, что это не покойный муж приходит к жене, а черт, нечистый принимает облик умершего мужа, чтобы погубить женщину. Поэтому он всегда старается держаться лицом к женщине, чтобы она не увидела его хвост и его спину — ведь спина у чертей выгнута корытом. По этой примете их всегда можно опознать. Кроме того, он старается прятать ноги — ведь у него вместо ног лошадиные или коровьи копыта.

Призрак. Из лубочной книги XIX в.

К тому, кто сильно тоскует по покойнику, черт может прилетать в виде огненного змея. Такой змей летит по воздуху как огненный шар, огненная звезда или огненная стрела. Этот шар рассыпается искрами над трубой дома, куда он летит, и оборачивается умершим родственником, чаще всего мужем. Такой змей не может подойти к женщине, если она окружена детьми — ведь дети безгрешны. Спасти от него может и трава чертополох, развешанная над дверями и окнами, кресты, святая вода, молитва или ругань.

Есть у нас лукавики, покойники, которые летают домой. Вот если кто ревет о ком-то умершем, летит к ним, то как шар огненный, то как змея с хвостом. А как увидишь — пропадет. Вот к соседке Анне Кривушке летал муж (бревном его убило). Летел, как змея огненная, ахнул колесом об крышу. Требовал, чтобы она убрала детей от себя. Даже на жниву летал. Люди не видят, а она видит, разговаривает с ним. Умывали ее пелесной травой от нечистой силы. <…> Ходят лукавики в двенадцать часов дня и в двенадцать часов ночи. Днем как люди ходят, а ночью — как змей летают (Нижегородская обл., Корепова 2007, 164).

Эту разновидность нечистой силы называют летунами или налетами. Посещения летуна чрезвычайно опасны. Если их сразу не прекратить, то на двенадцатый раз он убивает свою жертву.

У меня молодой муж-то умер, оставил мне четверых парней. Как я буду жить? Я была I вся в долгах, я плакала. Вот какое привидение мне было. И стукал, и брякал, и дверь открывал, и кричал, и крышу мне обрывал, и холодильник у меня он утаскивал. Это называется — летуны летают. Поднимается с могилы — как плетенка, жар и хвост черный. Вот рассыпался он — и вот человек. Открывает двери, зовет: выходи! Я своего-то видела только по пояс, а ноги не видела. Я вскочила: ба! Ног-то у него нету… Приносил гостинцев мне. Встала, на столе навоз лежит. А если позовет и пойдешь — у нас одну женщину убило (Нижегородская обл., Корепова 2007, 170).

Самый страшный вид покойников, возвращающихся с «того света», — это те, кто умер преждевременной или неестественной смертью. В народной традиции существует представление о сроке жизни, который дается каждому свыше и который каждый человек обязан прожить до конца. Люди, умершие «неправильной», или, как говорят в народе, «напрасной» смертью, не уходят в загробный мир. Они продолжают существовать как бы на границе мира живых и мира мертвых, доживая на месте своей гибели отмеренный им срок.

Поэтому ходячими покойниками становятся самоубийцы, а также те, кто скончался от несчастного случая (например, замерз пли утонул), был убит в молодом возрасте. После смерти ходит и тот, кто умер, не вступил в брак, то есть не прожил полновесной жизни и не выполнил основного человеческого предназначения — не оставил потомства. К числу «неправильных» покойников относятся и люди, при жизни знавшиеся с нечистой силой, а также проклятые своими родителями и умершие с неснятым проклятием. Ведьмы и колдуны становятся ходячими покойниками, особенно в том случае, если умерли, не передав никому своих тайных знаний. Умершие «неправильной» смертью считаются нечистыми покойниками, недостойными обычного погребения и поминовения, опасными для живых людей. Именно из таких покойников происходят многие мифологические персонажи, приносящие вред людям, — упыри, русалки, кикиморы и многие мелкие демоны.

В науке «неправильных» покойников принято называть заложными. Этот термин был введен известным русским этнографом Д. К. Зелениным, который в начале XX века первым описал народные представления о таких покойниках и связанных с ними мифологических персонажах. Зеленин взял это слово из вятского говора, поскольку именно в окрестностях Вятки он впервые столкнулся с мифологическими верованиями подобного рода.

Крестьяне избегали хоронить «нечистых» покойников, особенно самоубийц, на кладбищах, считая, что это неизбежно повлечет за собой серьезные бедствия для всей общины. Тела таких покойников часто вообще избегали зарывать в землю, а относили в овраги, болота, низменные и топкие места, подальше от людских глаз, и там оставляли, закидывая листвой, ветками, мхом и тому подобным. Ученые считают, что слово «заложные», возникшее в русских народных говорах и перешедшее оттуда в научную литературу, обозначает именно способ погребения «нечистых» умерших. Их закладывали, то есть забрасывали разным мусором, ветками, валежником. Запрет хоронить «нечистых» покойников в земле, а тем более на кладбище вместе с «чистыми», «правильными» умершими, объяснялся тем, что в противном случае природа ответит людям на такое осквернение засухой, заморозками, бурями, неурожаем, мором и другими страшными стихийными бедствиями.

Представления о заложных покойниках возникли у славян в глубокой древности. Они оказались такими устойчивыми, что в несколько измененном виде продолжают существовать и в современной традиционной культуре. Поскольку «неправильные» покойники, не получая успокоения на том свете, ходят среди живых, то они также причисляются к разряду ходячих покойников.

В славянских поверьях наряду с представлениями о «неизжитом» веке существуют представления о «пережитом» веке, то есть о слишком длинной жизни. Люди, «пережившие» свой век, также опасны для окружающих. По народным воззрениям, колдуны и ведьмы умирают в глубокой старости, но это происходит не потому, что они изначально обладают большой жизненной силой, а потому, что они отбирают ее у других (у растений во время цветения, у коров, отбирая сметану и сливки из молока, у людей, укорачивая им жизнь). О слишком долго живущих стариках говорили: «Чужой век заедает».

Похоронный обряд (по привозе гроба лошадь отпрягают и оглобли откидывают в сторону дома, в виде очистительного обряда). Начало XX в.

По народным верованиям, те, кто утопился или повесился, не идет на тот свет, а ходит но земле, потому что Бог не призывает его к себе до тех пор, пока не наступит назначенный час. Самоубийцы показываются на месте своей гибели или месте захоронения, пугая живых своим появлением.

В роще на ветле повесился крестьянский парень Григорий. Едва только похоронили самоубийцу, как деревенские бабы стали толковать, что на том месте, где повесился Григорий, появилось привидение, которое было в образе Григория и показывалось прохожим. Оно настолько испугало проходившую мимо этого места женщину, что у нее отнялся язык. Кроме того, многие слышали, как из рощи, где повесился парень, стати доноситься рыданья и стоны. Однажды кучер соседнего помещика возвращайся к себе домой через этот лесок и встретил там Григория, с которым был дружен при жизни. «Пойдем ко мне в гости», — пригласил его Григорий. Кучер согласился. Пир был на славу, но пробило двенадцать часов, петух запел, и Григорий исчез, а кучер оказался сидящим по колена в реке, которая протекала недалеко от села (Саратовская губ., Зеленин 1995, 53).

Часто хождение «нечистых» покойников после смерти объясняют тем, что их «земля не принимает». Это представление нашло отражение и в проклятии: «Чтобы тебя земля не приняла». Считается, что таких покойников бесполезно зарывать в землю, она не держит их в себе, и они через некоторое время снова оказываются на поверхности.

Души заложных покойников с момента их смерти находятся в полном распоряжении у нечистой силы. Поэтому никакие молитвы и поминки не могут им помочь, и дьяволы мучат их до Страшного суда. По общему убеждению, самоубийцы «не своим духом» ходят, а с помощью нечистой силы, которая руководит ими. Часто думают, что ходит не сам покойник, а черт, залезший в его кожу или принявший его облик.

После смерти черти влезали в тех колдунов великих. Как колдун умрет, так черт в его туловище влезает и его водит, а черта не видишь. И таких ходячих колдунов очень боялись (Новгородская губ., Зеленин 1995, 62).

Это поверье послужило основой многих рассказов о смерти колдуна: умирая, колдун попросил своих детей перед похоронами облить его тело крутым кипятком (или обрызгать святой водой). Один из сыновей, забравшись на печку, ночью видел, как черти сняли с умершего отца его кожу, тело выбросили, а сами забрались в эту кожу. Когда труп колдуна облили кипятком или святой водой, черти выскочили, оставив одну пустую кожу.

За душой самоубийцы черти прилетают в виде бури или вихря. Поэтому когда бывает сильный ветер или буря, говорят, что где-то недалеко произошло самоубийство. Считается, что человек не сам лишает себя жизни, а доводит его до самоубийства сатана. О самоубийцах говорят, что они находятся «у сатаны в коленях» или «в когтях», «душу дьяволу отдали»; их называют «детьми дьявола», «чертовой жертвой». Черти возят на самоубийцах и опойцах (это те, кто умер от пьянства) воду и вообще используют их в качестве лошадей.

Церковная ограда. Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Из коллекции фотографий И.Я. Билиьина. Начало XX в.

Одному кузнецу раз случилось попадыо подковать. Как-то ночью стучат к нему в окошко — подъехали на конях люди богатые, одеты хорошо: «Подкуй кобылу, кузнец». Пошел кузнец в кузню, подковал кобылу, только успел оглянуться — видит, это уже не кобыла, а попадья, недавно удавившаяся в этом селе. Тот, кто ее оседлал, оказался чертом, и другие, такие же черти, сидели кто на удавленниках, кто на пьяницах. Недели через две после этого случая кузнец умер (Рязанская губ., Зеленин 1995,55).

Похожие былички до сих пор рассказывают на Русском Севере:

Вот в кузнице ковал кузнец, и как-то вечером он запоздал. И приезжает к нему человек подковать лошадь. Он приготовил все: «Давай, — говорит, — сюда коней». Тот привел, а ноги-то у коней человечьи. Это, видно, черт приехал на утопленниках. Кузнец и прибежал домой без языка. Вот все говорят, что черт на утопленниках катается. Утонут да удавятся — самое плохое дело, на них черти воду возят (Новгородская обл., Черепанова 1996, 28).

После смерти заложные покойники сохраняют связь с местом своей смерти и своей могилы. Поэтому места, где произошло убийство или самоубийство, считаются в народе нечистыми и опасными. Там всегда присутствует дьявольская сила. В таких местах «чудится», «кажется», «видится». Человек, ступивший на такое место, может сбиться с дороги, тяжело заболеть и даже умереть. У скота, попавшего на такое место, может пропасть молоко.

Народ, следуя своей логике, упорно сохранял языческие способы захоронения «нечистых» покойников, не погребая их в земле. Уже в XIII веке древнерусский проповедник митрополит Серапион в своем «Слове о маловерии» обличает языческий обычаи выкапывать из земли удавленников и утопленников, чтобы избавиться от каких-то бедствий, вероятно засухи и голода: «Ныне видя Божий гнев, вы говорите: кто удавленника или утопленника похоронил, выкопайте его! О безумие злое! О маловерие! Этим ли Бога умолите, что утопшего или повесившегося выкопаете? Этим ли Божыо казнь хотите утишить?»

Церковь продолжала воевать с народными верованиями и в XVI веке, когда известный книжник Максим Грек вынужден был даже написать специальное разъяснение по этому поводу, называвшееся «Послание на безумное и богомерзкое заблуждение считающих, что вследствие погребения утонувшего и убитого бывают губительные для урожая земные стужи». Осуждая языческие суеверия, преподобный Максим Грек писал: «А мы, правоверные, какой ответ дадим в день судный, если тела утопленников или убитых не удостаиваем погребения, но на поле извлекши их, огораживаем кольями, а это беззаконно и богомерзко есть. А если случится весной студеным ветрам веять и наши посевы плохо всходят, то если знаем, где раньше был погребен утопленник или убитый, раскопаем окаянного и извержем его где-нибудь подальше, непогребенного кинем, по нашему великому безумию считая его виновником стужи».

Убеждение в необходимости погребать таких умерших в особых местах, отдельно от «родителей», было чрезвычайно сильно еще в начале XX века. Поэтому часто их хоронили на границах полей и перекрестках дорог, в лесу и других подобных местах. Особые способы погребения заложных покойников еще в XX веке сохраняли очень древние языческие черты: часто их хоронили в мокром месте, без гроба, повернув лицом в землю и в той одежде, в какой они были в момент смерти. На Русском Севере повесившихся даже не разрешали вносить в деревню, а хоронили под елью или между двумя елями. В других случаях хоронили на кладбище, но гроб зарывали в землю стоймя.

Часто полагали, что самоубийцу вообще не следует переносить на новое место для погребения, иначе он будет семь лет ходить на место своей гибели. Если же труп самоубийцы необходимо было перенести, то его переносили через перекресток, считая, что в этом случае самоубийца будет сбиваться с дороги и возвращаться назад.

Поминать самоубийц и упоминать их в заупокойной молитве считалось грехом, поскольку душа самоубийцы погибла навеки и такая молитва не только не умилостивит Бога, а, напротив, прогневает его. Самоубийц можно поминать раз в год, насыпая на перекрестках крупу для птиц или раздавая милостыню нищим поминальной едой — блинами, пирогами, крашеными яйцами.

Часто к нам во сны приходят родственники, друзья просто знакомые, те, которых уже нет с нами, те, кто ушли в мир иной. Встреча с умершими во снах может нести в себе различную смысловую нагрузку, где-то это будет предупреждение, где-то это будет просьба умершего о чем-либо, где-то это просто психологическая разгрузка.

Многие из нас пугаются таких встреч, многие их желают. Умерших во снах боятся, скорее всего, только по одной причине – страх, что умерший позовет за собой, в мир иной. Но чаще умершие, тем более родственники и близкие друзья, приходят для того, чтобы предупредить об опасности и помочь прожить долго и счастливо.

Взаимосвязь с умершим

Как бы не печально это звучало, но рано или поздно всем нам придется столкнуться со смертью близких. Иногда она настолько неожиданна, что у нас возникает острая необходимость узнать, в чем же дело, и что конкретно произошло. Почему? Часто после похорон к близким родственникам и людям из близкого окружения может приходить покойник и открыть завесу тайны своей смерти.

Иногда покойники приходят и просят что-либо, особенно часто - отпустить. Смириться со смертью, показывают свою новую жизнь после смерти. Просьбы могут быть различными и та картинка, которую обычно показывают покойные, может быть совершенно различной. Самое главное - научиться понимать, что именно хочет сказать умерший, и что нужно сделать, либо чего остерегаться.

Сны вскоре после похорон часто несут в себе психологическую разгрузку, покойники говорят и просят о том, чтобы никто не винил себя в его смерти, умерший простил прошлые обиды, которые оказались мелочными в масштабах вселенной. Или же если обиды были действительно серьезными, то умерший может прийти во снах и дать возможность попросить прощения, как говорится, облегчить душу грезящего. Носить на себе камень обидчика всю оставшуюся жизнь довольно тяжело. Тем самым мы немного, насколько это возможно, успокаиваемся. И постепенно осознаем, что жизнь продолжается, не смотря ни на что.

В случае если покойники приходят к нам во снах значительно после похорон, то, скорее всего, в этом сне будет какое-то предупреждение. К расшифровке таких снов необходимо приложить усилия. Трактовка снов будет зависеть не только от того, какие события приснились, но и от того, кто именно приснился, какое отношение имеет грезящий к покойнику.

Приснился покойник: мнение различных сонников

Согласно народным приметам, в случае если приснился покойник – жди смены погоды (или к плохой погоде, часто к дождю) . Это будет справедливо только в том случае, если покойник приснился в радужном сне, не просит ничего, не выказывает никаких недовольств или претензий.

Но не только сменой погоды ознаменован приход умерших в наши сны. Так, если грезящий верит в то, что смерть – это начало новой жизни, тогда встречи с покойниками несут в себе предупреждения, способ решения проблем и прочее.

Если во сне явился умерший близкий родственник, с которым связывали теплые отношения, то к словам, действиям и всему происходящему во сне стоит прислушаться. В большинстве случаев такие сны и приходящие покойники предупреждают о переменах, но это не обязательно дурные вести. Может быть как раз наоборот – черная полоса заканчивается, и впереди только удачи.

Если приснилось множество мертвецов – это плохой знак. Такой сон может быть знамением глобальной катастрофы, эпидемии, которая так или иначе будет связана с грезящим.

Если покойник приснился в образе близкого человека, т.е. мы понимаем что это наяву друг, муж, но внешность у него покойника, то это может говорить о потере доверия, чувств. В жизни с этими людьми начнется новый период, и не всегда это плохо. Возможно, в семье были проблемы, наряженные отношения, угасшие чувства к мужу, и такой сон может символизировать гибель «нелюбви» к мужу, и последует новая влюбленность.

Собственная смерть во сне может означать многое, все будет зависеть от окружающей жизненной ситуации. Так, с одной стороны, собственная смерть во сне говорит о крепком здоровье и в ближайшее время не произойдет ни чего плохого. С другой стороны собственная смерть сулит значительные жизненные перемены. Начинается цепь событий, которая в итоге существенно изменит жизнь – старая жизнь умрет. Так же собственная смерть может сулить окончание каких-либо важных дел, грезящий освобождается от обязательств.

Иногда может присниться сон, когда ныне здравствующий родственник, друг умирает или уже умер. Пугаться такого сна не стоит, такие сны сулят благополучие для грезящего, или разрыв отношений между грезящим и приснившимся. Психологи говорят, что такие сны отображают агрессию и желание убрать приснившегося человека из свой жизни.

Другая группа психологов, считает сны с появлением умерших пустыми, это те сны, которые проектируют эмоции и переживания по поводу смерти близкого человека, на состояние грезящего. Особенно это утверждение справедливо в случае недавней смерти близкого человека. Таким образом, наше сознание выражает грусть и тоску об умершем человеке, и пытается получить эмоциональную разгрузку.

Что делал живой умерший?

В трактовке снов огромное значение имеет те действия, которые происходили во сне. Несмотря на страх, который вызывают покойники во сне, и те чувства, с которыми мы просыпаемся после таких снов. В большинстве случаев приснившиеся покойники несут с собой положительные новости.

В случае если покойник умер давно и его явление во сне вызывает бурю эмоций, объятия с ним говорят о том, что в скором времени удастся избавиться от страхов, переживаний. Своими объятиями покойник укрывает нас от негатива, плохого и дарит нам спокойствие.

Отклик на зов мертвеца сулит скорую болезнь, или глубокую депрессию. Если покойный показывает деньги, или приходится отдавать монеты или деньги усопшему – неожиданные траты, денежные потери. Особенно тревожны такие сны перед крупной покупкой или вкладыванием денег в какое-либо мероприятие или бизнес. В итоге можно остаться ни с чем. Если умерший, особенно близкий или любимый, дает что-то ценное, не обязательно деньги, то это сулит неожиданную прибыль.

Гроб с усопшим отражает состояние дел в профессиональной сфере, увидеть такой сон не очень хорошая примета и вскоре стоит ожидать проблем на работе. Если во сне приходиться нести гроб с покойником, то дела на работе настолько плохи, что возможно в скором времени придется искать новую работу.

Кто именно приснился?

Согласно соннику Миллера, если во снах явился покойник – предупреждение. И какое это предупреждение, будет зависеть от статуса человека, который явился во снах. Вариаций трактовки много, и все будет зависеть от состояния дел наяву, и того что наиболее беспокоит.

Так, если сняться близкие родственники – родители, они хотят предупредить о том, что впереди опасные авантюры и невыгодные мероприятия, которые могут принести множество проблем. Увидеть во сне как умерший родственник восстал из мертвых, говорит о дурном влиянии друзей и знакомых, под которым находится грезящий, ну или в скором времени попадет. Восстание из мертвых символизирует не только предупреждение, но и готовность усопшего помогать, причем всеми силами и средствами, усопший даже готов восстать из мертвых для того что бы оградить от опасности.

Умершие близкие родственники могут сниться как знамение перед опасной авантюрой, как предупреждение. Иногда опасность на столько явна, и грезящий может даже чувствовать это, и тогда для разрешения всех опасений, конечную точку ставит умерший во сне. Так, умерший отец знамение близкой авантюры, в которую могут втянуть даже самые близкие люди, и которая понесет в себе множество убытков, как финансовых, и морально-эмоциональных.

В случае если приснился разговор с умершей матерью, это некий призыв контролировать свои склонности, и обратить пристальное внимание на свое здоровье. В случае если приснился умерший брат/сестра, то это знамение о том, что кто-то нуждается в поддержке и сочувствии грезящего, иногда даже сострадании.

Не зависимо от того кто по статусу приснившийся покойник, в случае если он пытается предупредить о чем-либо, или спровоцировать на какое-либо обещание, то этот сон предупреждает о грядущей депрессии, которой придется противостоять. Впереди ожидает упадок дел, могут быть трудности в общении с близкими, и этот период стоит пережить, и от того как именно его пережить будет зависеть результат. Стоит внимательно прислушиваться к советам умерших, и постараться выполнить их указания.

Слышать голос умершего во сне положительный знак, и к этому голосу стоит прислушаться, а слова этого голоса стоит записать и после проанализировать. Считается что именно голос – единственно возможная форма общения, предупреждения, которая посылается внешней силой из близкого будущего. И только эту форму сигнала может воспринимать наш спящий мозг.

Обращать внимание и прислушиваться к голосам, которые мы слышим во сне, советовал еще Парацельс (врач и алхимик XV века). Грезящий может получать реальные советы от умерших близких и любимых. Использование этих советов в реальной жизни дало весьма не плохие результаты.

В отдельную, значимую группу стоит выделить приход умерших бабушек и дедушек. В случае если родители по зову природы, даже с потустороннего мира, наблюдают за своими детьми и направляют их в нужное русло. То бабушки и дедушки приходят только в самые критические моменты, причем как в хорошем, так и негативном смысле слова. С одной стороны явление бабушек и дедушек может говорить о предстоящем серьезном испытании, серьезной болезни родственников, или даже собственной.

С другой стороны, в случае если спящий стоит перед серьезным выбором, буквально на распутье, то мудрые старшие родственники могут подсказать правильный выбор. И это будет говорить о серьезности этого выбора, можно сказать, что этот выбор оказался судьбоносным.

Сниться могут не только близкие кровные родственники, но и родные люди, хоть и не по крови. Так если приснился умерший друг, или хороший знакомый, стоит ждать важных новостей. Умерший супруг предзнаменование большого несчастья. Если приснятся умершие дети, то, как ни странно, это хороший знак, в скоро времени в семье будет прибавление и все будет хорошо.

Если вам приснился дом умершего, то вспомните, кому он принадлежал во сне, рекомендуют сонники. Зачастую, расшифровка, к чему снится тот или иной сюжет, зависит именно от деталей, утверждают толкователи сновидений.

Сонник Миллера

Видеть во сне покойника в его собственном доме – плохой знак, по мнению сонника Густава Миллера. Если приснившийся покойный был родичем сновидцу, то это означает, что кого-то из родни свалит недуг.

Приснился дом умершего полный веселящихся гостей? У вас появиться возможность неплохо заработать, а если вы увидели во сне похороны, то неправильный образ жизни или дурные привычки дадут о себе знать самым неприятным образом, предсказывает толкователь.

Жилье незнакомого человека: От удачи до неприятностей

Толкование сна относительно того, к чему снится дом умершего человека, с которым вы не были знакомы при жизни, будет иметь несколько значений, в зависимости от того, кем был во сне упокоившийся.

Так, например, если вы видели, что дом при жизни принадлежал глубоко верующему человеку или священнослужителю, то это означает, что некие события изменят ваше мировоззрение.

К чему снится, что вы посетили жилище покойного чернокнижника или мага? Берегитесь несчастных случаев. А вот квартира весельчака и балагура, коим был умерший при жизни – признак неожиданной удачи.

Жилище дальнего родственника, или Откровенничайте, но с умом!

Убирать во сне дом умершего родственника – знак того, что вы пытаетесь казаться лучше, чем есть на самом деле, уверяет сонник пастора Лоффа. Если во сне уборка приносила вам удовольствие – вам нравилось перебирать старинные вещи, рассматривать раритеты – то в реальности вы настолько вживетесь в роль «паиньки», что, и правда, поменяетесь в лучшую сторону.

А если приснилось, что вам не хочется убирать жилище родственника или вы плохо себя чувствуете во время уборки, то это значит, вам придется отстаивать свою репутацию и честное имя, огорчает Восточный сонник. Помните о том, что не всем можно доверять свои тайны. А еще будьте готовы услышать о себе массу нелицеприятных разговоров.

Домик дедушки или бабушки как символ стремления к переменам

Быть во сне в доме умершего дедушки или бабушки – символ того что вы «застряли» в болоте рутины и скуки, которой наполнена ваша жизнь, подсказывает Лунный сонник. А вот ремонт в завещанном дедушкой домишке является отображением желания сновидицы внести в свою жизнь перемены.

Еще обратите внимание на такой факт: если вы были в чистом и ухоженном домике бабушки, то вас ждут приятные перемены. А грязь и паутина на стенах и в углах символизируют неприятные моменты и обиды.

Из чего он был, и каким вы его видели в грезе?

Толкуя, к чему снится дом умершего, вспомните, из чего он был построен и как выглядел, рекомендуют популярные сонники. Итак, вот к чему готовиться, если это был.

Смерть близкого человека – явление относительно внезапное, ведь в большинстве случаев ее никто не ждет. Когда это происходит, многие люди часто негодуют и теряются, не ожидая такого поворота событий. Именно поэтому так важно наперед знать о некоторых принципах и нормах поведения, когда в доме находится , дабы не усугублять и без того незавидное положение его близких и родных.

Считается, что человек, завязывающий узелки на тряпках в тот момент, когда из дома выносят гроб с покойным, наводит на семью усопшего порчу!

Как нужно вести себя в доме с покойным

В доме, усопший, не следует громко разговаривать и, тем более, смеяться.

Близким умершего следует занавесить все зеркала, поскольку считается, что зеркало – это потусторонний портал, в котором может заблудиться душа покойного, находящаяся в этот момент в доме. В принципе, этому есть и более здравое : следует закрывать зеркала только для того, чтобы это никого не отвлекало. Кроме того, мало приятного, когда в зеркале отражается гроб с покойным.

Траур начинается сразу после и сопровождается одеяниями темных или черных тонов. Не следует надевать в это время одежду в светлых тонах. Каждый сам для себя определяет, сколько ему нужно пребывать в состоянии траура. У это время не имеет четких границ.

Находясь в доме с покойным, необходимо снять с него все серебряные украшения и вещи. Если усопший был верующим человеком, то на его шею следует надеть .

Не следует ставить возле портрета покойного стакан воды (или водки), покрытый куском хлеба. Согласно поверью, к этому стакану никогда не придет душа умершего, а придут лишь бесы.

Близким усопшего следует обмывать его тело только в светлое время суток. Воду, которой происходило обмывание, необходимо вылить в специально выкопанную ямку в том месте, где не ходят люди.

Пока находится в доме, не нужно устраивать стирку. Это считается плохой приметой. Также не следует разрешать кому-то сидеть на , пока гроб с ним стоит в доме.

Если кто-то боится находиться в доме вместе с покойником, ему следует посоветовать преодолеть свой страх, взявшись на некоторое время за ноги усопшего.

Всем , которые пришли проститься с умершим, необходимо перед входом в дом снимать свои головные уборы.

Гроб с покойным, а также крышку от гроба нельзя нести близким усопшего. Считается, что таким образом можно спровоцировать очередное горе в семье.

Рано или поздно каждый из нас становится участником нелегкой, но необходимой церемонии похорон. Вне зависимости от того, являетесь ли вы близким родственником покойника или ваше присутствие - лишь дань правилам приличия - необходимо совладать с эмоциями и правильно вести себя на похоронах. Если вы будете знать основные правила похоронного этикета заранее, впоследствии вам будет проще выбирать оптимальную модель поведения.

Ниже следуют несколько обязательных правил:


  1. Гардероб. Безусловно, похороны – не то мероприятие, на котором уместны нарядные одежды. Отдайте предпочтение темным тонам. Женщины должны быть с покрытой головой. Имейте при себе несколько чистых носовых платков.

  2. Беседы. Во всех местах похоронной процессии не допускаются громкие или возбужденные разговоры и уж тем более - категорически возбраняется смех. Некорректно высказывать замечания или критику в покойного, его родственников или нюансов организации похорон.

  3. Помощь. Если вы заметите, что кто-то на грани эмоционального срыва – предложите . Иногда достаточно обеспечить ; или напротив - вывести на разговор и спровоцировать слезы. В некоторых случаях вы можете вовремя обеспечить медицинскую помощь. Иногда есть потребность в физической при выносе тела покойного, крышки гроба и т.д.

  4. Терпимость. Родственники и близкое окружение покойного могут вести себя на похоронах чрезмерно эмоционально. Иногда возможны срывы на рыдания, и даже крик. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны других гостей. Если же вам самим трудно сдерживать эмоции – лучше для них выход в уединенном месте или дождаться завершения публичной церемонии прощания

  5. Поминки. Не стоит являться на поминальный обед без приглашения. Также не нужно брать с собой на похороны . В поминальном зале нельзя занимать место, оставленное для усопшего (как правило – это место с чистыми приборами, ножом и вилкой, лежащими на , стаканом с водой, сверху которого лежит хлеб). Употреблять спиртное на похоронах нельзя.

  6. Почтите память усопшего. Воспоминания, соболезнования, скорбные речи и обращения высказываются во гражданской церемонии прощания, на или непосредственно близким родственникам.

В каком бы статусе вы не присутствовали на похоронах – не теряйте самообладания. Мудрости и терпения вам!

Видео по теме

Связанная статья

Народные поверья по-разному объясняют улыбку покойника в гробу. Некоторые люди говорят, что это предвещает беду, другие, напротив, считают улыбку на лице умершего человека добрым знаком. В любом случае это явление достаточно редкое и необычное.

Почему улыбается


Врачи-патологоанатомы не видят в улыбке покойника ничего сверхъестественного. Считается, что у некоторых людей происходит защемление лицевых нервов и предсмертные судороги, застывшие на лице, близкие принимают за улыбку. Гримерам иногда бывает очень сложно придать покойнику умиротворенный вид, поэтому порой выражение лица усопшего может внушать поистине мистический ужас.


Кстати, предприимчивые сотрудники похоронных агентств уже предлагают такую услугу, которая называется: «Создание улыбки на лице покойного». За дополнительную плату будет лежать улыбающийся родственник, внося успокоение в души безутешной родни типа: «Все у меня нормально, мне там хорошо». При создании улыбки патологоанатом задействует 33 мышцы на лице покойного. Улыбка воссоздается буквально по деталям. Для этой цели используются прижизненные фотографии покойного. Гримеры используют «ботокс», подтяжки, аэромакияж и подклеивание мышц. Видимо, родственники чувствуют себя спокойнее, видя в улыбающегося близкого человека.


Правда иногда услуги специалистов не требуются – все происходит само собой. И зловещий оскал некоторых покойников пугает всех присутствующих людей на церемонии прощания.


Почему покойник улыбается в гробу: мистическая версия


Существует народное поверье, которое гласит, что если покойник улыбается в гробу, то это предвещает еще шесть смертей в семье. Почему именно шесть – непонятно. Однако стоит отметить, что раньше семьи в России были большими. Женщины рожали по 10–15 . Детская смертность была высокой, да и от обычной простуды было можно легко умереть. Короче, продолжительность жизни и уровень медицины те времена оставляли желать лучшего. Если в современной семье умрет шесть человек, то, скорее всего, никого попросту не останется.


Могу сказать как очень близкий родственник человека, лежащего в гробу с полуулыбкой: Никто не умер после этих похорон. Вот прошло уже пять лет и все живы, поэтому не стоит принимать близко к сердцу подобные знаки и ждать неминуемой гибели.


Однако стоит также отметить, что есть и альтернативная трактовка, которая не менее распространена в народе. Считается, если покойник улыбается в гробу, то он уже сумел выполнить все то, что было ему предназначено в земной жизни и отправляется к Богу с чистой совестью и открытым сердцем. В пользу подобной трактовки говорит невероятный случай, который произошел 1 июля 2009 года, когда скончался отец Иосиф Ватопедский – один из известнейших старцев современности, автор множества духовных книг.


Произошло просто невероятное событие – через полтора часа после кончины он улыбнулся. Самое удивительное, что старец испытывал проблемы с сердцем и умер с серьезным выражением лица, а спустя полтора часа, монахи с удивлением обнаружили на его лице благоговейную улыбку, которая ну никак не похожа на непроизвольное сокращение мышц.


Природу этого явления пока никто не разгадал. В некоторых случаях рассказы про сокращение мышц на лице не выдерживают никакой критики. К тому же многие родственники замечали и такое явление, которое действительно невозможно объяснить. Пока покойник лежит в гробу, то на его лице может быть улыбка или ухмылка, которая бесследно исчезает в тот момент, когда крышку собираются закрывать.


Нужно ли бояться


Все зависит от того, какие чувства испытывали родственники и близкие люди во время похорон, когда смотрели на улыбающегося покойника. У меня, например, она вызывала радость. Я смотрела на умиротворенное лицо родного человека и искренне верила, что все мучения уже позади, и он обрел долгожданный покой.


Если же кого-то испугала улыбка мертвеца, и потом он стал мерещиться или часто являться во сне, то нужно сходить в церковь и побеседовать со своим духовным наставником.

Видео по теме

Источники:

  • В Новосибирске покойникам за деньги начали делать улыбки
  • Улыбка афонского старца

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...