Храм бориса и глеба расписание. Храм Бориса и Глеба в Дегунино – один из старейших в Московской области

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является выдающимся памятником архитектуры федерального значения. Начата постройка в 1688 году.Окончилось строительство в 1704 году. Церкви более трехсот лет.

Храм является усадебным . Его построил на собственные сбережения сподвижник Петра Первого князь Борис Иванович Прозоровский. До него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

История

Но после известных событий старообрядческого раскола, эти земли были конфискованы. В дальнейшем Петр Первый за труды пожаловал их Прозоровскому. Выстроен по проекту знаменитого архитектора Якова Бухвостова. С этого храма начался в Москве архитектурный стиль — московское барокко. Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является прототипом многих московских церквей.

У него имеется одна особенность, на которую обращают внимание. Церковь в Зюзино алтарной абсидой развернута на север.Так пожелал Прозоровский.Он хотел, чтобы его усадьба была обращена к центру Москвы. Церковь двухэтажная. Верхний храм, в честь Бориса и Глеба, был раньше летний. Есть еще нижний, зимний. В честь великого князя Владимира.

В 1938 году был закрыт . Он разделил судьбу многих храмов страны. Перед закрытием настоятелем был отец Александр Харьюзов. Его арестовали и расстреляли в 1937 году. На смену ему пришел его брат Леонид. Который вскоре был тоже казнен. До 1989 года храм эксплуатировался не по назначению. Здесь был овощной склад. В годы войны использовался как наблюдательная вышка. Затем его переоборудовали в филиал завода драгоценных металлов. И, конечно, получил огромные повреждения. В алтаре нижнего храма была гальваническая ванна.

Первое богослужение состоялось 15 мая 1989 года в память святых мучеников Бориса и Глеба. Но не в храме, туда не пускали. Там была еще другая организация. Молебен прошел на улице, напротив здания.

А вот первая литургия 28 июля того же года, совершилась в нижнем храме. Интерьер был восстановлен полностью заново . Иконостас выполнен по старым эскизам. Воссоздан один к одному. Роспись новая, в византийском стиле. До 19 века храм, вообще, не был расписан.

Изначально архитектор Бухвостов допустил ошибку в проектировке и стены промокали. Иконами и святынями делились настоятели московских храмов. Например, из храма Петра и Павла в Лефортово была передана . Ее собирались отдать на реставрацию, но она само очистилась. Стала как новая. Из храма Покрова на Землянке подарен Голгофский крест. Прихожане приносили свои иконы.

Пожилая прихожанка принесла икону Знамение Пресвятой Богородицы , которую успела унести при закрытии и разграблении храма в 1938 году. Когда сверили образ по фотографии, то подтвердилось, что это действительно старая икона этой церкви. И это единственная икона, чудом сохранившаяся. Женщина очень радовалась, со слезами на глазах благодарила Бога, что сохранила святыню, дожила до открытия и вернула ее на место.

Многие лики заказывались по просьбе прихожан Москвы:

  • св.Николая Угодника;
  • Тихвинская;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Неупиваемая чаша.

Богослужение совершается каждый день. Утром и вечером. В воскресенье совершается Святителю Николаю. Имеется его икона с частицами мощей.

Нижний храм используется как требный . Там проводят исповеди. Это очень удобно. Нижний и верхний храм совмещаются винтовой лестницей. Есть возможность одновременно исповедовать и проводить богослужение. Нижний храм оформлен в ярославском стиле. Там низкие своды, иной иконостас. Другой интерьер. Там находятся две фрески. Одна посвященная князю Владимиру и Крещению Руси. Другая фреска, в притворе, посвящена мученикам России. Даже тем, которые были канонизированы позднее. В том числе царской семье.

При церкви работает воскресная школа . Обучаются более 100 детей. Проводятся занятия, работают кружки:

В школу принимаются дети с 7 лет. Имеются группы взрослых слушателей. Учения проводят как сами служители, так и выпускники духовных семинарий, квалифицированные иконописцы.

Принимается участие в фестивалях, концертах. Совершаются поездки по святым местам Московской области.Ведется развернутая социальная работа. Духовенством организованы поездки и помощь детским больницам. Развито паломничество. Дети и родители церковной школы посещают святыни России.

Расписание

Двери открыты каждый день , с утра до позднего вечера. Любой человек может зайти, поставить свечу, помолиться за себя и своих близких.

Есть официальный сайт в интернете.

Адрес

Добраться можно от станции метро Севастопольская. Дальше три остановки троллейбусом No 60 или No 72. Адрес: улица Перекопская, дом 7.

Борисоглебская церковь имеется также в Новокосино.

30 июля 1021 года была освящена первая церковь, построенная в честь святых Бориса и Глеба. Предлагаем совершить путешествие по стране и отыскать 7 русских Борисоглебских храмов.

В Кидекше

В маленьком городке Кидекше можно найти одну из самых ранних церквей Северо-восточной Руси. Она была построена в 1152 году в период правления Юрия Долгорукого, который, вероятнее всего, повелел заложить церковь в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба. Для Долгорукого имена первых прославленных русских святых были особенно значимы – они являлись покровителями княжеского дома. Сдержанность внешнего декора и простота линий храма, сложенного из великолепно отёсанных и положенных почти всухую квадратов белого камня, свидетельствует о том, что он замышлялся как главный собор, расположенный на восточных границах Суздальского княжества.

В Борисоглебском

На норвежской границе, на левом берегу реки Паз, в поселке Борисоглебский, что в Мурманской области, можно найти еще одну церковь Бориса и Глеба. В XVI веке в этом месте находится Пазрецкий погост, а в 1565 году его основатель Святой Трифон решил построить здесь же небольшую деревянную церковь с колокольней, тем самым пытаясь облегчить свою миссионерскую деятельность по распространению православной веры среди коренного населения – колттов и саамов. В 20-е годы XIX века левый берег реки Паз, где находится церковь, отошел Норвегии, однако, участок в один квадратный километр, на котором расположена церковь, был оставлен России. Посетивший Пазрецкий погост летом 1870 года князь Алексей Александрович выделил средства на ремонт обветшавшей церкви, а затем инициировал строительство нового здания. Через четыре года состоялась освящение храма. В данный момент в церковь не так просто попасть из-за того, что она находится на приграничной территории.

Упоминание об одном из главных рязанских храмов можно найти уже с 1152 года. Правда, в те времена он представлял собой не белокаменный собор, а деревянную церковь, которая во времена святителя Василия стала кафедрой рязанских епископов. Следующее упоминание о церкви находим только в 1568 году. Современный вид храм получил спустя век: в 1686-1687 годах он был построен на развалинах старой церкви на средства архиерейской казны. До революции в храме хранились древние иконы: резной образ Спасителя, образ князей страстотерпцев Бориса и Глеба, список 1611 года Феодотьевской иконы Божией Матери и Корсунская икона Богоматери. Как водится, были в жизни храма трудные времена: в 1924 году он использовался как зернохранилище, а в 1934 году был и вовсе закрыт. После войны, в 1946 году в храме возобновилось проведение служб. Статус кафедрального, полученный храмом в те годы, он сохранил и до наших дней.

В Великом Новгороде

Церковь Бориса и Глеба в древнем Новгороде построили в 1536 году на фундаменте древнего храма, который был разобран. Летописцем подчеркивается, что храм возвели за 5 месяцев двадцать новгородских «больших мастеров» при помощи жителей Запольской и Конюховой улиц и участии «новгородских и московских гостей». Облик церкви полностью отражает новые веяния, которые были характерны для новгородского зодчества XVI века: пятиглавие, фасады завершаются декоративными килевидными арками, на барабанах и апсиде храма многократно повторен пояс из пятиугольных плоских двухступенчатых нишек. Как и прочие новгородские постройки того периода, церковь Бориса и Глеба была сложена из кирпича. В 60-е годы прошлого года церковная колокольня «не вписалась» в новый облик набережной – ее разобрали, а церковь превратили в склад. В 80-90-е годы, после проведения исследований церковь была отреставрирована, с 1992 года в ней возобновилось проведение служб.

В Ростове

Ростовская церковь Бориса и Глеба является единственным сохранившимся памятником архитектуры Ростовского удельного княжества. По преданию каменный храм был построен по велению князя Константина Всеволодовича на месте древней деревянной церкви Кирика и Иулиты. Именно в этом храме во время крещения Руси проходили крестины жителей Ростова, поэтому место именовали «общим крещатиком». В «Лаврентьевской летописи» возведение храма датируется 1214-1218 годами. Современный облик ростовский храм Бориса и Глеба получил в 1761 году благодаря финансовой помощи местного купечества. К сожалению, наши современники так и не смогли прийти к единодушному решению по поводу форм восстановления храма - уникальный памятник сегодня пребывает в плачевном состоянии.

В Суздале

Борисоглебская церковь была построена в Суздале на правом берегу реки Каменки в конце XVII – начале XVIII века. До этого времени на этом месте находился Борисоглебский монастырь, который был сожжен во времена Смуты. Современный облик храм получил предположительно в конце XVII века – документально этот факт не подтвержден, однако, к такому выводу специалисты пришли в ходе изучения архитектуры здания. Построенный в стиле местного «барокко» из красного кирпича храм богато украшен резными наличниками, порталом и пилястрами. Особенный интерес представляет система перехода от четверика к восьмерику, выполненная в форме глубоких ниш. Внутри храма можно найти роспись XVIII и XIX веков.

Еще один храм в память благоверных князей Бориса и Глеба можно найти в древнем селе Госома Брянской области. Точная датировка строительства храма, к сожалению, отсутствует, однако, первое упоминание прихода села встречается в церковных книгах 1610 года. Спустя два века помещица Екатерина Тютчева повелевает построить вместо ветхого деревянного храма новый каменный. Желание помещицы пришлось на непростой 1812 год: то ли из-за спешного строительства, то ли в силу каких-то строительных просчетов позже, храм «пошел трещинами», и в 1895 году его пришлось разобрать. Правда, почти сразу же были начаты работы по строительству нового храма во имя Бориса и Глеба. К началу прошлого века храм был закончен, освящен и в нем начали проводить богослужение. В годы Великой войны храм сильно пострадал. Новую жизнь храм, форма которого с высоты птичьего полета представляет собой крест, получил в 1992 году – в нем была возрождена приходская община, начались восстановительные работы сначала собственными силами жителей, а затем при помощи средств областного бюджета.

Бориса и Глеба в Дегунине впервые упоминается в писцовой книге в 1584 г. как деревянный, прямоугольный (как обычная изба), а при нем несколько дворов церковного причта и пахотные земли. Как давно была построена в Дегунино Борисоглебская – сведений не сохранилось. Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб издавна почитались на Руси как небесные покровители земли русской, особенно же им покланялись князья, видя в них чуть ли не личных помощников. Поэтому не удивительно, что в селе, являвшемся некогда вотчиной князей и их жен (впервые упоминается в Духовном завещании Ивана Калиты) стояла , посвященная благоверным князьям Борису и Глебу.

В Смутное время село и в нем были разорены интервентами. Дегунино превратилось в захудалую деревушку. Однако оно не исчезло совсем и со временем стало постепенно возрождаться. Так что в 1633 г. церковь восстановили, устроив еще и придел в честь Иоанна Богослова.

Икона св. Бориса и Глеба на наружной стене до реставрации

В 1700 г. указом самого Петра I Дегунино вместе с обветшавшим храмом было отделено от вотчины Рождественского собора и пожаловано Московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье (где ныне возвышается Христа Спасителя). Селяне вместе с сестрами Алексеевского (довольно бедного) монастыря собрали-таки средства и в 1762 г. построили новую деревянную, но на каменном подклете, однопрестольную церковь, освятив ее снова во имя свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба. Впрочем, уже в 1764 г. Екатерина II отделила Дегунино и от монастырских владений, крестьяне стали «экономическими», а Борисоглебская церковь обычной приходской.

Особую роль сыграла в жизни села и храма Николаевская железная дорога, проложенная здесь в 1843-1851 гг. Под ее строительство были переданы земли, за которые в 1863 г. крестьянскому обществу была выплачена государством вполне приличная компенсация.

15.05.2009
Престольный праздник

Это позволило осуществить давнюю мечту – построить вместо маленькой деревянной церквушки, не вмещавшей уже всех прихожан, приличный каменный . Заручившись согласием богородского купца В.А. Прорехова, арендовавшего у крестьянской общины землю под кирпичный завод, выплатить аренду натурой за 12 лет вперед (что составило 36 000 кирпичей), сельское общество обратилось с прошением к Митрополиту Филарету о строительстве каменного трехпрестольного храма (все 3 престола — рядом) и получило храмоздатную грамоту. Новый храм в псевдорусском стиле был поставлен рядом со старым деревянным. К основному объему массивного параллелепипеда с востока примыкала полукруглая апсида, а с запада двухъярусная колокольня (на нижнем прямоугольном ярусе – восьмерик с деревянным шатром). В 1866 г. храм с тремя престолами освятили во имя св. князей Бориса и Глеба, свт. Николая Мирликийского и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Старая деревянная церковь рядом с новым храмом простояла до 1884 г.

Молельная комната в Детском доме № 28

В первые годы советской власти храм не трогали. В 1925 г. даже зарегистрировали устав Борисоглебской общины верующих, однако, благодаря проводимой властями политике, уже в начале 1930-х гг. службы прекратились, поскольку служить их стало просто некому. В начале 1941 г. пустующий храм Бориса и Глеба в Дегунине передали под амбулаторию, затем в Божьем доме фабрика «Родина» шила трикотажные спортивные костюмы, а с 1987 г. стояли автомобили центра «Микрохирургии глаза».

09.05.2012
Чествование ветеранов Великой Отечественной войны

В 1960 г. село стало частью Москвы. Здание храма поставили под охрану как памятник архитектуры, благодаря чему он и дошел до наших дней. В 1991 г. Борисоглебский храм с разрушенной колокольней, спрятанный за железобетонным забором, все же был возвращен верующим, которые начали его возрождение. Сегодня он восстановлен и радует глаз своей красотой, скромно притаившейся среди многоэтажек.

Община храма уже много лет несет шефство над детским домом-интернатом № 28 для детей с ограниченными возможностями, психоневрологическим интернатом № 25, хосписом № 2 и другими медицинскими учреждениями, где для больных проводятся молебны, беседы, концерты и утренники, организуются паломнические поездки по святым местам.

Храм Бориса и Глеба в Дегунино, как и церкви во многих других местах России, посвящены детям великого князя Владимира. Знамениты они в первую очередь тем, что стали первыми русскими святыми. Канонизированы Борис и Глеб были и Русской, и Константинопольскими церквями.

Первые русские святые

Почему они мученики-страстотерпцы? Потому что были коварно убиты своим родным братом Святополком, прозванным народом из-за этого «Окаянным». Братья приняли смерть добровольно, зная о ней заранее. Борис и Глеб не подняли руки на старшего брата. Неотъемлемая часть христианской веры - непротивление злу насилием - была в диковинку для языческой Руси, которая только-только приняла православие. Братоубийца Святополк бежал в Польшу от войск Ярослава Мудрого, но, подобно Каину, нигде не мог найти себе места. По преданию, даже от его могилы исходил смрад. А Борис и Глеб после канонизации стали покровителями и хранителями Руси. Чтить их стали сразу после смерти.

«Намоленная» церковь

Храм Бориса и Глеба в Дегунино впервые упоминается как уничтоженный польско-ливонскими войсками. Произошло это в 1585 году. Само же село упоминается впервые в 1336 году в грамоте Ивана Калиты. Допустить мысль о том, что в селе не было храма, невозможно, тем более что в 1394 году населенный пункт на 400 лет отходит к церкви. Подмосковное село, при основании известное как Дегунинское, прекратило свое существование в 1960 году. Оно вошло в состав Москвы, постоянно расширяющей свои границы. Храм Бориса и Глеба в Дегунино известен тем, что разрушался неоднократно, подвергаясь огню. Но каждый раз на месте разрушенного храма вновь возводится культовое сооружение из дерева. Происходило это, может быть, из-за недостатка средств на строительство каменного здания. Например, в 1633 году церковь возводилась на деньги местного священника.

Возрождался из пепла всегда, как феникс

Вновь возведенный храм по документам (1676 год) значится как церковь Святых и Благонравных Бориса и Глеба с приделом евангелиста и апостола. При Петре I, в первые годы его правления, а именно в 1700 г., указом тогдашнего Патриарха Андриана село и церковь Бориса и Глеба в Дегунине передаются Алексеевскому монастырю, основанному в 1360 году митрополитом Алексием. До наших дней легендарный Стародевичий монастырь не сохранился, на его месте сейчас находится Храм Христа Спасителя. Во времена нашествия наполеоновских войск, когда горела вся Бориса и Глеба в Дегунино уцелел. Наверное, потому что в те времена село считалось отдаленным Подмосковьем. Надо отметить, что каменная в этом селе открыла свои двери для прихожан лишь в 1866 году.

Опять деревянная

А в 1762 году совсем старую ветхую церковь перестраивают. Однако новый храм возводят опять из дерева. Через два года Дегунино, что стоит на было выведено из церковного владения и передано в гражданское ведение, то есть секуляризировано. С 1843 по 1851 год в России осуществляется строительство железной дороги, соединившей Москву с Петербургом. Ветка прошла по землям, принадлежащим селу, за что общине была выплачена довольно крупная сумма компенсации за отчужденные земли. Это и подтолкнуло дегунинцев к мысли о новом каменном храме. Обращение прихожан и настоятеля храма священника Симеона Флоровича Страхова к митрополиту Филарету, Владыке Московскому, было отправлено в 1863 году. В соседнем селе Верхние Лихоборы был каменный завод, и его владелец, купец I-й гильдии Прорехов В. А., обеспечил необходимым количеством кирпича в количестве 360 000 штук будущее строительство. То был самый большой вклад в это благое дело.

Красавец из камня

Каменный храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине вырос рядом со старой деревянной церковью, разобранной в 1884 году. Выполнен он был в псевдорусском или русско-византийском стиле. Трехпрестольный массивный храм получился красивым. Возведен он в форме параллелепипеда с единым внутренним пространством. Есть трапезная и колокольня с двумя большими колоколами. Украшает храм высокая полукруглая апсида, примыкающая к основному полукруглая, пониженная часть здания. Как правило, это алтарный выступ. В момент открытия стены и своды церкви были очень красиво расписаны, иконостас был богатым. 1887 год стал годом обновления трех иконостасов храма в Дегунино.

Храм-мученик

Дальнейшая судьба церкви традиционная. Наступила эра атеизма, но храм благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине действовал до 1930 года, когда службы прекратились из-за отсутствия священников. Официально церковь закрыли в 1941 году, а до этого времени Дегунинский приход как бы существовал. И надо отметить, что в 20-30 годы церковная жизнь в селе продолжалась. Так, община испрашивала разрешения на осуществление Крестных ходов по домам верующих. А в 1925 году был зарегистрирован Устав Борисоглебской православной общины. После официального закрытия церковь приспособили под нужды амбулатории. Артель инвалидов «Родина» вселилась в стены бывшего храма в 60-е годы прошлого века. Чтобы перестроить здание под необходимый для артели производственный цех, были снесены верхние ярусы колокольни, здание облепили пристройки и окружил железобетонный забор. Фабрика находилась здесь до 1985 года. Дальше - хуже. В церкви разместили гараж межотраслевого научно-технологического комплекса «Микрохирургия глаза».

Новая жизнь Борисоглебской церкви

Оживать храм стал после новой регистрации общины и передачи ей здания церкви в 1990 году. Первая божественная литургия совершена в церкви в 1991 году 14 июля. И началось постепенное восстановление Борисоглебского культового сооружения. С 1994 по 2005 год были два раза расписаны стены, восстановлены шатры колокольни и здания храма, обновлены кровля и внешний вид, восстановлен иконостас. Этот храм тоже можно назвать страстотерпцем, как тех святых, в честь которых он был первоначально возведен, Благонравных Бориса и Глеба. Находится эта по адресу: ул. Дегунинская, 18а.

Суздальский район считается одним из самых интересных туристических маршрутов в нашей стране. Посмотреть на многочисленные достопримечательности во приезжают не только со всех уголков необъятной России, но и иностранцы, в частности, европейцы. И это не удивительно. Ведь Суздальский район по праву можно назвать музеем, работающим под открытым небом. Сегодня он входит в состав «Золотого кольца» России.

Святые места

На территории Суздаля невероятное количество и часовен. Владимирская епархия, в состав которой они входят, ведет свою историю с тринадцатого столетия. Сегодня здесь функционирует двадцать восемь монастырей и шесть храмов. Самыми крупными из них считаются Церковь Бориса и Глеба (Кидекша), Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире. Седьмого сентября 2014 года Владимирская епархия праздновала свое восьмисотлетие. На торжествах, возглавляемых Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, присутствовали не только верующие из всех уголков нашей страны, но и многочисленные туристы. Интерес к достопримечательностям Суздальской области с каждым годом возрастает. Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть этот «открыточный» русский уголок. Нужно сказать, что храмы Суздаля находятся не только в городе, но и разбросаны по живописным лугам и полям края. Одним из них является Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).

Описание

Она построена в четырех километрах от Суздаля. Село Кидекша, в котором стоит этот редкий памятник зодчества, является древним, дославянским. Оно стоит у устья небольшой реки Каменки, среди необъятных полей. Храм Бориса и Глеба - одна из первых церквей, относящихся к владимиро-суздальской белокаменной архитектуре. На месте, где находится Кидекша, Каменка сливается с Нерлью - важнейшей жизненной артерией Суздальского края. Именно поэтому здесь в двенадцатом столетии князь решил построить укрепленный городок. Он хотел взять речной выход от Суздаля под свой контроль. Храм Бориса и Глеба возвела его мастеровая дружина примерно в 1152 году. Он должен был стать главным собором в резиденции князя. Двор был выстроен на высоком речном берегу в виде крепости. Оградительные сооружения имели в длину больше одного километра. Это была достаточно большая резиденция, по своим размерам сопоставимая с Москвой, основанной Юрием Долгоруким. К сожалению, многие ее сооружения не дошли до нас.

Предание

Место для строительства и название Борисоглебского храма было выбрано не случайно. Согласно преданию, именно тут произошла встреча братьев Глеба и Бориса, впоследствии признанных первыми на Руси святыми. Приехали они сюда по зову отца - князя Владимира. В «Степенной книге» говорится, что на реке на Нерли в Кидекшах близь города Суздаля находилось городище. И именно здесь условились встретиться Борис и Глеб, приехавшие из разных направлений в Киев к родителю - князю Красное Солнышко. Позже они были убиты третьим своим братом Святополком. Это предание стало поводом для того, чтобы освятить главный княжеский собор в честь этих двух русских первых святых.

История

В Кидекше до сих еще сохранились остатки оборонительных валов княжеской резиденции. По некоторым данным, сама церковь была заложена Юрием Долгоруким в честь двух своих младших сыновей - Бориса и Глеба, которые получили имена прославленных на Руси святых покровителей. Здесь есть усыпальница одного из них. Именно в Борисоглебской церкви находится сын Долгорукого князь белгородский и туровский Борис Юрьевич, умерший в 1159 году, со своей женой Марией и дочерью Ефросиней.

Во время монгольского нашествия Кидекша сильно пострадала. Но уже в 1239-м церковь Бориса и Глеба была отремонтирована и освящена. Согласно некоторым данным, именно в это время здесь была устроена алтарная резная преграда и белокаменное седалище.

Архитектура

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) не блещет таким утонченным мастерством, которое присуще, например, Успенскому или Дмитриевскому соборам, датируемым примерно тем же временем. Однако ее простота придает зданию особую притягательность некоей богатырской стати. Церковь Бориса и Глеба (Кидекша), архитектура которой весьма «сурова», имеет почти кубическую форму. У нее три выступающие могучими полуцилиндрами апсиды. Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) практически лишена резного убора. Только поясочек ее поребрика и городчатые небольшие карнизы в свое время украшали невероятно простой белый фасад.

Со второй половины тринадцатого века началось запустение этого храма. Своды и глава его разрушились. И только в шестнадцатом-семнадцатом столетиях Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) была отремонтирована. В работе был использован ее же старый белый камень. Тем не менее, четырехскатная крыша и маленькая глава не совсем отражали тот облик этого древнего храма, который у него был первоначально.

Внешний вид

Церковь Бориса и Глеба сделана одноглавой, четырехстолпной, трехапсидной. Она сложена из прекрасно отесанных и почти насухо положенных квадров очень качественного камня белого цвета. Стены наружными лопатками делятся на три неравных прясла, средний из которых шире и выше боковых. Над западным порталом выложена арка. Размеры церкви, ее общие пропорции и большинство конструктивных особенностей, в том числе и профиль лопаток невероятно близки Спасо-Преображенскому собору, построенному практически в то же время в Переславле-Залесском.

Особенности

В архитектуре Борисоглебской церкви наблюдаются явные параллели с западноевропейским искусством, в частности, романским. Например, привлекает внимание характерный делящий боковые прясла на два яруса. Интересен и перспективный портал, имеющий очень простой профиль в виде трех уступов и с немного вынесенным вперед Барабан был оснащен городчатым поясом, об этом свидетельствуют его остатки, найденные под кровлей храма. На нескольких камнях в кладке можно заметить идентичные для княжеских мастеров знаки.

Внутреннее убранство

Построенная в 1152-м, Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) в течение четырех десятилетий оставалась не расписанной. В 1947 году археологами были открыты фрагменты фресок, которые, как считают исследователи, принадлежат восьмидесятым годам двенадцатого столетия. Роспись, по всей вероятности, была сделана во времена Всеволода III по его приказу, о чем свидетельствуют многочисленные изображенные райские деревья и птицы, характерные для белокаменного убранства его эпохи и являющиеся отходом от канонической системы. В церкви сохранились также фрески из специальной ниши в толще северной стены, прямо под хорами.

Храмовый комплекс

К югу от собора в конце семнадцатого века поставили Святые ворота, которые открывали спуск на реку. В 1780-м рядом со сравнительно более древним холодным храмом построили «теплую» Стефаниевскую церковь, напоминающую своей двухскатной кровлей жилой дом. Комплекс завершает шатровая колокольня. Таким образом, в архитектурном ансамбле Кидекшы сочетаются строения, которые разделены во времени пятью веками, однако, несмотря на это, невероятно органично связаны между собой.

Если смотреть на этот комплекс со стороны реки Нерли, то сразу же ощущается то тонкое понимание гармонии природы и архитектуры, которое было присуще древним зодчим.

Храм Бориса и Глеба был обследован археологами досконально. Последние раскопки были проведены в 2011 году. В церкви был частично восстановлен пол. Были обнаружены многие неизвестные ранее элементы внутреннего убранства: основание иконостаса, нижняя часть престола, омфалий. В древнерусской архитектуре так называли розовый камень, находящийся на полу. Ученые считают, что самым уникальным мозаичным экземпляром является именно омфалий, который имела Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).

Мастера, которые выполняли строительные работы по возведению храма, Юрием Долгоруким предварительно были направлены на обучение в Италию. В Риме они должны были изучать европейские архитектурные традиции того времени. Дело в том, что в то время на Руси еще не работали с природным камнем. Вот почему церковь получилась романской, в духе Европы двенадцатого столетия. Внешнее убранство ее было хоть и скромным, но даже в этом оно было великолепно. Внутри же все было намного богаче. Кроме того, археологи обнаружили в полу в центральной части церкви розовый камень - омфалий. Это было особое место, на которое становился епископ, совершая особо торжественную службу. Сегодня кидекшская Церковь Бориса и Глеба, занесенная в список памятников ЮНЕСКО, входит во Владимиро-Суздальский музейный заповедник.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...