Храм на большой ордынке. Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео

Иначе называется по главному престолу - Преображенская церковь на Б.Ордынке (или "в Ордынцах").

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.



Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде). Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой. Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний - полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола - пилястрами композитного ордера. По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами. Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава. Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений - лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров. А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.



Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history



Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан. Говоря о "баженовских элементах", следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами. Этой "округлости" трапезной соответствует и колокольня - "совершенная по форме", как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников "своего" - московского - ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном - охристо-белом - одеянии. Между тем такая разновидность колера - не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя "только красными" храмами - свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, - бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви. Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже "скудновато". Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана - фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами. Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

"Круглый главный храм орнаментирован великолепно, - сообщал путеводитель "Прогулки по Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, - двери его (со двора) совсем "светские" по характеру украшения... Внутри храма необычайное богатство... Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", по одному из которых ныне зовётся весь храм. По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину - изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII - начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок".

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма "галерейным". Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются. Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют "великим регентом ХХ столетия"). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял "Литургию Иоанна Златоуста" П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде - ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали "убрать колокольный звон". Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

Скорбященская церковь на Ордынке , вот уже на протяжении нескольких столетий она привлекает многие тысячи людей иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

История Скорбященской церкви на Ордынке начинается в темной, почти не проницаемой глубине веков. В церковных ведомостях построение храма относится к 1685 году; но это надлежит понимать о церкви каменной, потому что деревянная церковь Преображения с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского упоминается в писцовых книгах в 1657 году.

Деревянный Скорбященский храм был очень бедный. В первоначальном своем виде он просуществовал до 1685 года, когда некая вдова Евдокия Васильевна Акинфова заменила деревянную постройку каменной — но тоже очень скромной.

Миновало, однако, всего три года, и ничем не примечательный замоскворецкий храм прославился: в 1688 году произошло первое чудотворение от пребывающей в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» .

С течением времени чудотворения не иссякали, ордынская Скорбященская церковь приобретала все более известности и храм решили перестроить более основательно. Согласно проекту, храм получал трапезную с двумя приделами — прп. Варлаама и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — и трехъярусную колокольню. К концу 1780-х годов перестройка завершилась, была окончена и внутренняя отделка, и 24 октября 1790 года, в самый день, когда чествуется икона Божей Матери «Всех скорбящих Радость», совершил освящение церкви.

Недолго, однако, ордынская Скорбященская церковь радовала жителей Замоскворечья своей новозданной красотой. В 1812 году она пострадала настолько сильно, что легче оказалось построить новый основной храм, что и было осуществлено в 1820—1830-е годы. Проект составил незабвенный в истории послепожарной Москвы Осип Иванович Бове.

Постройка нового Скорбященского храма продолжалась почти пятнадцать лет. Его освящение в 1836 году стало достопамятным событием в жизни .


Саша Митрахович 26.09.2017 07:47


В своей истории Скорбященская церковь на Большой Ордынке знавала разное. Но была любима москвичами всегда. Для скольких прихожан храм стал родным домом, сколькие получили утешение здесь — теперь и не счесть...

Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм XVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О. И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошелся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан.

Говоря о «баженовских элементах», следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объем со скругленными углами. Этой «округлости» трапезной соответствует и колокольня — «совершенная по форме», как аттестует ее сабашниковский путеводитель. Она составлена из трех последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довел до логического завершения заданную Баженовым скругленность очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников «своего» — московского — ампира.

Скорбященский храм на Ордынке привыкли видеть в классическом ампирном — охристо-белом — одеянии. Между тем такая разновидность колера — не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя «только красными» храмами — свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, — бледно-розовую окраску решено было не применять.


Саша Митрахович 26.09.2017 16:08


Сабашниковский путеводитель так описывает интерьер Скорбященской церкви на Ордынке:

«Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева вышеупомянутые приделы, по одному из которых ныне зовется весь храм.
По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину — изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение.
Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца XVIII — начала XIX веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок».

Добавим, что прежде холодный и теплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застекленной же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма «галерейным». Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.

Следует отметить, что в целом музейные работники бережно отнеслись к тому, что не изъяли большевики. Нетронутыми остались восточная часть храма (собственно ротонда с великолепным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами и

В Москве в храмы не всегда приходят за душевным спокойствием, сюда несут ноги и тех, кто зачитывался мыслями гениальных поэтов или заслушивался сочинениями именитых композиторов. С храмом Иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке (по простому, храмом Радость Всех Скорбящих) навсегда сплелись истории Третьяковки, Анны Ахматовой, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Это если не считать архитекторов, так и не сумевших закончить его оформление..

Контакты. Как добираться

Добираться от станции метро «Третьяковская» совсем недалеко.

Посещение

Собираясь навестить это религиозное место, предстоит себе напомнить, что здесь находятся православные святыни.

  1. Поэтому тщательно подобранная скромная одежда очень кстати, как и отсутствие косметики у женщин.
  2. Разговоры, телефон, фотосъемка исключаются, желательно только молчаливое наблюдение за проводящимися службами.
  3. Так как храм действующий, чтобы не задевать чьи-то чувства, лучше приходить к началу богослужений или между ними, если хочется послушать рассказ экскурсовода.

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

Святыни

Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:

  • икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
  • икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
  • икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
  • ларец со множеством останков святых , среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.
    икона мученика Вонифатия
  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Фото храма иконы «Всех Скорбящих Радость»

Желтизна небольшой однокупольной церкви с лепниной выделяет ее из ряда новостроев.

Трёхъярусная звонница вновь зазвучала, дождавшись своих голосистых колоколов.

Интерьер Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Уникальный подсвечник в приделе Варлаама Хутынского церкви Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Завершение окна барабана церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве.

Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео

Самая уважаемая икона храма на Ордынке – «Всех Скорбящих Радость». Впрочем, по всей России ей посвящают храм за храмом.

Смотришь на непривычную для православных храмов форму ротонды, строгие классические черты постройки и как-то сразу понимаешь, почему здесь нравилось Ахматовой и почему здесь место музыке Рахманинова. Кому-то понравятся иконы для детей, кто-то стремится выхлопотать у небес исцеление для своих близких. А какая цель могла бы привести вас в храм Радости Всех Скорбящих?

Весь мир полон символов, и каждое явление имеет двойной смысл , - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Паломничество (от латинского palma «пальма», - от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа). Паломник буквально, - странник, возвратившийся с пальмовой ветвью из святых мест.

Вильям Васильевич Похлёбкин в «Словаре международной символики и эмблематики» называет пальму символом долговечности и одной из эмблем мира. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда».

Пальметта, - внизу две ромашки или хризантемы, что по сути одно и то же, в виде октаграммы, - в окружении листьев аканта.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В 1930-1940 годах в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.

В 1948 году в храме были возобновлены богослужения.

Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне», - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело.

И еще одна цитата Леонида Мациха из цикла лекций «Великие идеи и книги человечества», - глаз в треугольнике - это пожелание успехов и знак того, что Бог надзирает за нами, Богу есть до нас дело - очень важная для масонов идея. Чем масонская идея отличается от многих иных? Что Бог неравнодушен к людям, ему не все равно. Бог - личностное существо. На этом настаивает Каббала, и масоны очень эту идею любят, что Бог смотрит за всем, что происходит в мире. То, что он смотрит, графическим образом выражается глазом в треугольнике или иной раз просто точкой в треугольнике. Это по-разному называется: всевидящее око и так далее. У масонов этот знак - глаз в треугольнике называется лучезарная или сияющая дельта.

На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты, - но ограда явно не штатная. Такие же кресты я видел . Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.

А эти столбы ограды со стороны Большой Ордынки явно штатные.

Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы» лишь намекнул на цвет куполов церкви Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, - Посмотрите, кто зайдет в эту церковь, обратите внимание на ее купол из черной меди, что крайне редко , - что он хотел этим сказать?

Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.

Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

На этой фотографии чугунного пола из Скорбященской церкви на Большой Ордынке, - отлично видны пять переплетающихся венков, - точно таких же как и на дверях храма.

А на этом фото, - помимо пяти переплетающихся колец, - еще виден меандр и гексограмма.

Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

В 1924 году из Преображенской церкви на Большой Ордынке картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...

Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах. «Всевидящее Око Господне» на месте, а двери явно другие.

Обожаю историков, - и тут не смогли придти к консенсусу. Каждый остался при своей точке зрения. Два историка, - три мнения.

И еще один интересный символ в приделе Варлаама Хутынского, - развернутая книга с римскими циферками от I до X, - совершенно небезосновательно предполагаю, - это скрижали Завета с десятью заповедями. Точно такие же римские циферки встречались мне , а на на скрижалях десять заповедей обозначены даже не цифрами, а латинскими буквами (sic!). А ведь похоже, что медная табличка что-то прикрывает?

На постаменте, где стоит книга, начертан акафист, - Радуйся предивный Варлааме великих добродетелей зерцало!

Под иконой, - табличка с молитвой, - В предсветлом предстоя новосозданном храме, о святе Варлааме, ходатайствуй у Престола Владыки об украсивших оный и молящихся перед образом Пречистой Его Матери, да сподобимся вняти в чертоге праведных!

Корона в приделе иконы «Всех скорбящих Радость». На табличке под короной написано, - Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки , - это часть псалма из «Часослова», - глава «Час шестой», - полностью выглядит так, - Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Не презри грешных мольбы, Всечистая, яко милостив есть и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый.

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Кстати, - икона «Всех скорбящих Радость» самая почитаемая среди масонов. Посыл, который здесь видят братья таков, - терпи, - будь упорен в получении знаний, - не сдавайся и награда твоя будет велика. Трудись не жалей сил.

Под иконой табличка с молитвой, - О всемилостивая владычица! Всем ты утешение в скорбях, в печалях, радости и веселии. И в недугах скорую помощь, и в бедах избавительницу, и предстательницу в искушениях.

Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника. Говорят, что эти подсвечники спасены из Храма Христа Спасителя во время его сноса. С другой стороны, - есть версия, что подарили подсвечники церкви братья Куманинины.

Один из подствечников, - который в приделе Варлаама Хутынского, - весьма любопытен, -

На навершии в виде шара надпись, - «ведомому Богу в 1836 году» , - подпираемая пальмовыми ветвями. Только на одном храме мне встретилась такая надпись, - .

Эта надпись связана с эпизодом из жизни апостола Павла, когда в Афинах он увидел жертвенник с надписью «неведомому Богу», - «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! Вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» , - Деяния Святых Апостолов Глава 17 стихи 22 и 23 .

Но, - самое интересное, как всегда, - осталось за кадром. Буквально в следующем стихе апостол Павел говорит, - он не в рукотворенных храмах живет. Зная, что из триады Бог, церковь и культ, масоны признавали только первое, - совершенно очевидно, что имеено сюда, - к нерукотворенному храму , - отсылает нас надпись на шаре «ведомому Богу» .

Масоны должны были построить храм в своей душе. Братство никогда не принадлежало к какой либо церкви или религиозной организации. Масоны никогда не были «за» или «против» какой бы то ни было религии. Вера в Бога, жизнь после физической смерти и всемирное братство универсальны.

На шаре четырёхконечный крест и «Всевидящее Око Господне».

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырехконечный.

Закончу замечательной мыслью Леонида Александровича Мациха, - символическая система любая надолго переживает своих создателей. Пока есть люди, интересующиеся масонским символизмом, будет жива и масонская символика. И люди будут спрашивать, что означает «лучезарная дельта», ветка акации и так далее. Тысяча человек пройдет, - не обратят на это внимания, - тысяча первый спросит, - вот ему-то все и расскажут. Для этого все и создавалось.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...