Храм селе беседы отец василий. Зачем нам нужна церковь

  • Рассказ о поездке в село Беседы к Христорождественской церкви.
  • Храмы Ленинского района

    Христорождественская церковь. Село Беседы

    История. На этом месте, где расположено с. Беседы, по преданию, великий кн. Димитрий Донской собрал свое войско и держал военный совет перед выступлением на битву с Мамаем. Этим и объясняется название села - Беседы. В XVI-XVII вв. Беседы были «государевым дворцовым селом», где находился дворец и при нем ряд хозяйственных построек. От древних сооружений сохранилась лишь церковь, построенная в начале XVI в. при Иване Грозном (по другим источникам - в 1599 г. при Годуновых).

    Каменный храм в честь Рождества Христова, с шатровым верхом, украшенным теремками и бочками, очень близок по архитектуре к Вознесенской церкови в Коломенском. Первоначально церковь окружала каменная открытая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта паперть соединялась с двумя приделами: во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Димитрия Солунского. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя прп. Феодосии.

    Настоятель храма: протоиерей Василий Изюмский. Клирик: иерей Стефан Котруца.

    21 сентября 2009 года исполнилось 60 лет со дня священнической хиротонии одного из старейших священников Московской епархии протоиерея Василия Изюмского.

    Мы публикуем отрывок из автобиографии протоиерея Василия, в котором он рассказывает о своем детстве и первых годах служения в Церкви.

    Детство

    Отец мой, Иван Петрович Изюмский, был из семьи зажиточных казаков. Он работал в городе на лесопильном заводе прорабом, где и познакомился с красивой благочестивой девушкой Екатериной. Воспитанная в верующей семье, она с малолетства пела в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Будучи шестнадцатилетней девчонкой, она клала кирпичи, когда строили монастырь в Царицыне. Ее старшая сестра была монахиней.

    С первого же знакомства Катя влюбилась в моего будущего отца. Высокого роста, с благородной осанкой, с кудрявыми волосами до плеч, непьющий, некурящий, он сразу поразил ее. Моя мать Екатерина Георгиевна не знала, что при венчании она принимает на себя тяжелый жизненный крест.

    Счастливые дни замужества прошли быстро. Наступил 1917 год. Вся Россия тряслась в лихорадке. В 1918 году Иван Изюмский вступил в партию большевиков. Он резко изменил свои взгляды на жизнь, стал ярым безбожником и воинствующим атеистом. По рассказам, как-то раз в гневе он чуть не застрелил жену за то, что она подала нищему милостыню, которую тот просил ради Христа.

    Мама очень страдала за свою веру. Когда в стране окончательно утвердилась советская власть, верующих начали арестовывать. Несколько раз вызывали и мать в местные органы . Отцу, конечно, стало известно об этом, он начал ее ругать и угрожал выгнать из дома. Он ей говорил: «Ты меня позоришь. Я такой высокий пост занимаю в городе, а ты со своим Богом и святыми попами возишься». Из уважения к отцу ее все-таки не тронули, а многих из тех, кто строил монастырь и был близок к Церкви, арестовали. Конечно, маме было тяжело и страшно, когда она приходила домой после допросов в НКВД, а тут еще муж начинал гнать ее из дома. Все это происходило уже на моих глазах.

    Во время Гражданской войны мой отец был одним из организаторов обороны Царицына вместе с такими крупными деятелями партии большевиков, как Сталин, Ворошилов и другие. Он был создателем царицынской Красной гвардии и имел ордена за оборону города. При наступлении белогвардейцев отец был его первым защитником. Я это знаю по рассказам его друга, да и сам он говорил об этом матери.

    Об отце много говорили и писали в газетах, он неоднократно награждался орденами. Как партийный работник он был честен и непримирим ко всякой лжи и неправде. Отец не раз ездил в Москву на курсы управленцев. Мама рассказывала, что после этого его назначали на ответственные посты губернского комиссара, областного прокурора. Когда Красная гвардия отстояла Царицын, отец стал управлять городом и провел там первую трамвайную линию. Помню, я еще мальчишкой был, лет семи-восьми, идем мы с ним, он видит трамвай, руку поднимает посреди дороги, трамвай останавливается, и мы с отцом заходим в него с передней площадки. Его все водители трамваев знали. Впоследствии в Сталинграде именем И.П. Изюмского была названа улица.

    Я, пятый ребенок в семье Изюмских, родился в 1927 году. Отец дал мне имя Вильям. Поскольку он был человек неверующий, то и крестить меня не позволял. Мама мне рассказывала, что когда я был еще совсем маленький (мне было десять или пятнадцать дней), она решила крестить меня тайно. Недалеко от нашего дома еще оставалась открытой Казанская церковь. Там меня мама окрестила Василием.

    Мое детство было безоблачным, в семье был достаток. Поскольку отец занимал высокий пост, мы жили в большом, прекрасном доме бывшего банкира, мама даже устроила сад в одной комнате. Я был любим родителями, братом и сестрой (две мои старшие сестры умерли в младенчестве). В общеобразовательной школе учеба мне давалась легко.

    Казалось, что так будет всегда. Но пришли страшные годы сталинских репрессий, и все рухнуло в один момент. В 1937 году отец был арестован как «враг народа». Мне тогда было десять лет. Я помню, как это было страшно. К нам пришли, по-моему, человек пять в черных кожанках, они перевернули вверх дном весь дом, перетрясли все книги… Что они искали? Когда отца увели, мать потеряла сознание, а я, съежившись в кресле, дрожал от страха. В моей памяти это осталось навсегда. В тот день я видел отца в последний раз.

    В том же году его расстреляли. Страшное было время.

    В 1954 году отца реабилитировали, матери вернули все его награды, и она получила хорошую пенсию. А тогда, в 1937 году, меня, как сына врага народа, лишили пионерского галстука, которым я так гордился, отстранили от работы над стенгазетой, и мои школьные товарищи перестали со мной дружить. Я чувствовал себя прокаженным. Мать продавала последние вещи, чтобы хоть как-то накормить детей.

    После ареста отца нас выгнали из дома, и была опасность, что мать тоже могут арестовать. Жен врагов народа всегда сажали в тюрьмы, и тогда мы с сестрой остались бы вдвоем. Но Бог не оставил нас своею милостью - вовремя пришла помощь от добрых людей, и мама смогла купить небольшой деревянный домик недалеко от центра. Так мы обрели кров. Во дворе она развела маленький огородик, который кормил нас до самого начала войны.

    Война

    Во время мой старший брат Николай стал военным летчиком, участвовал в воздушных боях, был ранен и награжден орденами, как когда-то отец. А мы с мамой жили в Сталинграде. Началась война, все дома в городе сгорели, и жители разбежались кто куда. В 1942 году немцы подошли к Сталинграду. Нас, молодых ребят, призвали рыть окопы под Сталинградом, за что я и получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

    Бомбежки не прекращались полгода. Каждый день с утра до вечера со страшным свистом летели бомбы. Я, мать и сестра прятались в пещерках, которые мы рыли в оврагах. Когда бомбы падали рядом, мы задыхались от страшной пыли. Как-то, помню, самолеты уже вовсю гудели вокруг, и мама сказала: «Сынок, иди в нашу с Юлей пещерку. Если будем умирать, так вместе». И действительно, началось что-то ужасное - содрогалась вся земля, как будто случилось землетрясение, но нас Бог сохранил. Когда все кончилось, я пошел в свою пещерку и увидел, что баночку, из которой я пил воду, разбило осколком от бомбы. Так что если бы я там остался, то наверняка бы погиб. Думаю, мать чувствовала это…

    Тогда же сгорел и наш дом со всем, что в нем было.

    В моей памяти навсегда остался один день. Шел 1942 год. В городе была сильная паника: многие перебирались через Волгу, на другой берег, где не бомбили. Сама река пылала огромным пламенем от разлившейся из разрушенных гигантских баков нефти. Земля под ногами беспрестанно содрогалась от взрывов бомб. Небо, казалось, стонало вместе с криками и воплями людей, ищущих спасения в этом аду… В тот день перед нашим домом разорвалась тяжелая бомба. Дом был такой маленький, что взрывная волна перекатилась через него. Только стекла выскочили, а дом остался цел. Я помню, как взрывная волна меня подняла и опустила (именно после этого у меня начались проблемы с позвоночником).

    Мама повела нас в противоположную от реки сторону, в поля. Помню, как мы бежали по городу, в то время как все направлялись к Волге, чтобы переправиться на другой берег. Нам кричали, мужики ругались вслед, но мы бежали к мосту, который весь был в огне. Помню мамины слова: «Не обращайте внимания». У нее на груди висела икона Николая Чудотворца (она очень почитала этого святого и заповедала мне хранить этот образ до конца жизни; я до сих пор с этой иконой езжу в дальние поездки). И вот мама, ведомая Святителем Николаем, не раздумывая, взбежала по ступенькам лестницы на мост, а за ней, преодолевая страх, и мы с сестрой. Прошли через горящий мост и оказались на противоположном конце города. Как нам это удалось? Николай Чудотворец нас спас! Не оглядываясь на погибающий город, мы шли от него все дальше и дальше, в степной район, бежали по полю, по траве…

    Мама разузнала, что в Городищах живет святая Параскева-прозорливица, и все бегут к ней спасаться. Мы разыскали этот дом, но вокруг была толпа народа, не пройдешь. Вдруг слышим, как какая-то женщина из дома кричит: «Пустите мать священника!» На резкий голос все начали оборачиваться, не зная, кого пускать. Мать тоже ничего не понимала, но вдруг нам уступили дорогу и пропустили вперед. Когда мы вошли, то увидели, что на печке сидит пожилая женщина с приветливым лицом и кричит: «Пустите мать священника сюда!» Мы подошли, она улыбнулась и обратилась к моей матери: «А мы вас давно ждали и молились Святителю Николаю, чтобы он вас сюда проводил». Мать в слезах упала перед ней на колени и с благодарностью поцеловала ее ноги. Рядом с прозорливицей было спокойно и хорошо, и мы уже не боялись ни бомб, ни стрельбы.

    На те слова мы не обратили особого внимания, а вспомнили их только спустя несколько лет. В то время я удивлялся, откуда незнакомые люди знают сокрытое от других. И сейчас с грустью думаю о том, как я смеялся над юродивыми. Не понимал ничего тогда, а мать моя чувствовала.

    Когда город освободили, возобновились занятия в школе. Я смог закончить десятилетку, хотя учиться было трудно, занимались в холодных помещениях.

    В городе все было разбито, не осталось почти ни одного целого дома и ни одной целой церкви (многие из храмов разрушили еще до войны), поэтому мы с мамой ездили на электричке за город в местечко Отрада, где был действующий храм. Там я познакомился с его настоятелем отцом Александром, понравился ему, и он пригласил меня в алтарь. Я начал помогать со страхом, но мне, конечно, нравилось. Тем более что батюшка благословил меня надевать стихарь - я был на верху блаженства.

    Владыка Филипп

    В один из праздников наш правящий архиерей - архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий; † 1952) приехал служить в село Отрада. Он заметил меня и предложил поехать с ним в Астрахань, чтобы помогать ему в службе. Я спросил у мамы: «Как мне быть?» Она, конечно, была рада, что я буду при храме Божием; и так, с ее благословения, я и уехал.

    В Астрахани я жил рядом с церковью Покрова Божией Матери, в деревянном домике, где находились покои и канцелярия владыки Филиппа. Я стал иподиаконом и своего рода секретарем владыки. Жизнь его была очень тяжелая. Он много страдал, мучился, был гоним, много лет провел в ссылке в Казахстане. Только в 1943 году его освободили.

    С декабря 1943 года владыка Филипп был архиепископом Астраханским и Сталинградским, а с 1949 года он управлял также Саратовской епархией и стал именоваться Астраханским и Саратовским. Он часто посещал приходы в этих областях. Позже, когда я поступил в Богословский институт, во время каникул я на все лето ездил к владыке Филиппу. Мне выпало счастье сопровождать его на теплоходе по Волге. Плавание начиналось от Астрахани, потом мы останавливались в Сталинграде (там строилась церковь), затем в Саратове. Заезжали и в сельские церкви. Все было очень красиво: и природа, и богослужения, и сейчас интересно вспоминать…

    Владыка Филипп, архиерей старой закалки, был ревностен к уставному служению и следил за порядком и укладом всей церковной жизни, был строг не только к себе, но и ко всем священнослужителям своей епархии. Он поистине отечески заботился обо всей обширной пастве и обо мне лично. Вот уже более 60 лет служа у престола Божия, я на каждой Литургии вынимаю частицу из просфоры с молитвенной памятью о добром архипастыре Церкви Христовой, Высокопреосвященнейшем архиепископе Филиппе. Верю, что Господь помилует его, ведь он перенес столько страданий за Церковь и твердую веру в Бога.

    Учеба в Богословском институте

    Однажды отец Александр из села Отрада сказал мне: «Вася, я недавно получил “Журнал Московской Патриархии” (это был № 1 за 1944 год), и там написано, что в Москве открывается православный Богословский институт в Новодевичьем монастыре. Я бы посоветовал тебе поехать туда учиться». Я, конечно, хотел учиться и сказал об этом владыке. Но от него услышал: «Вася, ну что ты туда поедешь? Что ты там получишь? Какой там институт? Ты у меня большему научишься здесь». Я не знал, что ответить, только сказал: «Как, владыка, благословите».

    Отец Александр говорил, что в Богословском институте я получу духовное образование и смогу принять сан диакона или священника. Там будет настоящая, постоянная учеба и возможность систематически изучать богословие. Я начал упрашивать владыку, чтобы он отпустил меня. Вскоре я все-таки подал заявление, сдал приемный экзамен, и меня приняли в институт на второй курс.

    Когда я приехал на учебу в Москву, в институте еще штукатурили стены, жить было негде. Что делать? Возвращаться в Сталинград мне было стыдно. Все знали, что «Вася поехал учиться на батюшку». На счастье, у нас в Москве оказался дальний родственник, военный музыкант. Он меня отвез в военкомат, чтобы устроить на работу. Еще в школе нам преподавали военное дело, учили разбирать и собирать винтовку, давали основы стройподготовки; благодаря этим навыкам меня взяли на должность преподавателя строевой и военной подготовки в 127-ю мужскую школу города Москвы. Мне присвоили звание младшего лейтенанта и выдали соответствующее обмундирование с золотыми пуговицами и новыми погонами.

    Помню, какой-то репортер даже фотографировал меня для газетной статьи о преподавателях. Сначала меня определили в младшие классы, потом перевели в старшие - и преподавать стало сложнее: я приходил домой без голоса, очень уставший. Слава Богу, в школе я пробыл недолго, ведь устроился я туда временно, только чтобы как-то прожить в Москве до начала учебы в Богословском институте, - цель моя была служить Богу.

    И в какой-то момент я просто перестал ходить на занятия. А ведь время было еще военное, на мне были погоны, - за такое могли и посадить. Я очень переживал, усердно молился, просил молиться кого-то из монахинь, думал, что все это плохо кончится для меня, начнут искать… Но, слава Богу, все обошлось.

    И вот что интересно. В Сталинграде, перед тем как я уехал учиться, к нам приходил один человек, мама считала его юродивым. Этого человека звали Андрей, он был всегда при церкви. Мать часто угощала его чаем, давала что-то поесть. И вот однажды она говорит ему: «Андрюша, Вася мой едет в Москву учиться на батюшку». А он ей: «Катерина, что ты понимаешь?» Подходит ко мне, отдает честь и говорит: «Здравия желаю, товарищ начальник!» Мама удивилась: «Что ты, Андрей, болтаешь? Он едет на батюшку учиться!» - «Ах, Катерина! - он так ее называл, - ничего ты не понимаешь, у него, знаешь, здесь золото будет, на плечах, и пуговички золотые такие!» Я тоже тогда улыбался. И только когда «облачился» в шинель с погонами младшего лейтенанта, вспомнил его слова…

    Мама моя, между прочим, всегда общалась с такими людьми. Теперь я, конечно, понимаю, что это были святые люди. Я сейчас вспоминаю и о другой такой блаженной. В Сталинграде еще до войны жила раба Божия Екатерина, она была истинно святой юродивой пророчицей. Мать часто спрашивала ее, как жить, ведь мы остались у нее вдвоем с сестрой, сестра на два года старше меня, денег не было. Катенька отвечала: «Ты не падай духом, Бог все устроит хорошо». На то мама говорит ей: «Надеюсь, может, вот дочка Юля медицинской сестрой пойдет работать». - «Нет, вот твой кормилец», - ответила Катя, показывая на меня. «Да какой он кормилец, такой боязливый, болезненный. Я боюсь, скоро умрет». Катенька в ответ сказала ей, что я «добрый, гарный малый», что Царица Небесная меня «целиком» заберет к себе.

    Позднее, рассказывая мне об этих ее словах, мать говорила, что тогда была уверена, что я недолго проживу и скоро умру, раз Божия Матерь меня «целиком заберет»; правда, она не понимала, как же при этом я буду ее «кормильцем». А впоследствии так все и получилось: сестра сама себя еле кормила, потом вышла замуж и уехала в Москву, а я, слава Богу, не умер и, получив сан и начав служить в Церкви, стал ее кормильцем до конца жизни. Я молюсь о ней и по сей день.

    Вспоминаю еще один случай из моей жизни. Примерно в то же время, когда я был преподавателем в школе, познакомился я с одной прихожанкой, она была певицей и часто приходила к нам в Новодевичий монастырь на службу. Однажды она мне сказала, что такие отличные голосовые данные, как у меня, надо развивать дальше. По ее совету я подал заявление в музыкальное училище имени Гнесиных. На прослушивании я спел арию князя из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» и русскую народную песню. В списке принятых в училище мое имя значилось первым. Я был очень доволен и начал учиться.

    Педагоги были хорошие, я полюбил их всем сердцем. Искусством пения овладевал очень быстро, но после того как начались занятия по сценическому мастерству, учеба моя там закончилась. Я уже учился в Богословском институте и понимал, что мне абсолютно не интересна и не нужна сцена, хотелось только овладеть искусством пения. Поэтому когда из меня стали делать артиста, я начал пропускать занятия и вскоре вообще перестал ходить в училище. Но за несколько месяцев учебы там я успел приобрести кое-что полезное и нужное для дальнейшей моей жизни.

    Тогда же я познакомился с Ольгой, своей будущей женой. Она училась в музыкальном училище при Московской консерватории по классу хорового дирижирования и, конечно, хорошо играла на фортепиано. Однажды ради интереса она пришла в наш монастырь - посмотреть, как учатся молодые ребята на батюшек. Ольге очень понравилось в Новодевичьем монастыре, и по воскресеньям она стала ходить на службу в Успенский храм. Поскольку меня назначили канонархом монастырского хора, она, конечно, меня видела. Позже нас познакомила одна монахиня. Ольга мне очень понравилась. Мы стали с ней гулять по монастырскому саду, вели беседы на богословские темы. Оля была девушкой воцерковленной, ее воспитывали в вере мать и родная тетка.

    Мы оба очень любили музыку и часто ходили в театры на оперы и в консерваторию на концерты. Быстро пролетели четыре года учебы - мы с Олей были уже вместе.

    Владыка Филипп каждый месяц посылал мне по пятьсот рублей на учебу и на питание - время было еще военное, 1944 год…

    Успешно окончив второй курс, я сдал экстерном экзамены за третий и был зачислен на четвертый курс. Меня сразу же назначили руководителем хора, и я управлял им, хотя сам еще многого не понимал. За учебу меня хвалили. Когда в Новодевичий монастырь приезжал Святейший Патриарх Алексий I, мы исполняли духовные концерты, и я всегда выступал солистом. Патриарх меня отметил и высоко оценил. У меня был хороший голос, чистый, высокий баритон. А однажды я попал в здание Патриархии в Чистом переулке, и там, в домовой церкви, где Святейший часто служил, мы пели вместе с архидиаконом Георгием Антоненко. После службы Святейший Патриарх угощал нас чаем. И было так хорошо и радостно на душе, хотя время было тяжелое, есть было нечего.

    Рукоположение и служение

    В 1947 году, после окончания моей учебы в Богословском институте, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) благословил меня принять диаконский сан. Рукополагал он меня в Духовской церкви на старинном Даниловском кладбище.

    Два года я служил диаконом в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Там есть чудотворный образ Царицы Небесной, перед которым каждое воскресенье совершали молебен. Настоятель этой церкви протоиерей Михаил Зернов (впоследствии он стал архиереем и получил имя Киприан, его последний титул - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы) благословил меня читать канон Божией Матери. Я читал, как всегда, с душой, молился всем сердцем. Я был еще молод, только вырос из мальчишки, жизнь у меня была тяжелая - конечно, все пережитое осталось в сердце. Так я и молился, а люди это чувствовали и шли на канон Божией Матери.

    Однажды владыка Филипп приехал в Москву служить в кафедральном Богоявленском соборе вместе со Святейшим Патриархом Алексием I. По окончании службы он предложил рукоположить меня во священника. Я сначала, конечно, смутился, но в то же время обрадовался. Говорю ему: «Владыка, мне, наверное, надо Святейшему сказать». А он мне: «Ну, иди, говори». Я со страхом подошел к Патриарху и сказал: «Ваше Святейшество, архиепископ Филипп предлагает мне принять сан священника, как Вы благословите?»

    В конце лета 1949 года мы, как всегда, плавали с владыкой по Волге. Однажды он мне говорит: «Готовься, Василий, в Саратове буду рукополагать тебя во священника». В этом городе был единственный собор - Святой Троицы. И 21 сентября 1949 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в этом соборе состоялась моя хиротония. Я надеялся, что владыка оставит меня служить в своем городе. Там мама жила, да и церковь была рядом. А он меня назначил в Ельшанку, настоятелем храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Это была небольшая деревянная церковь в пригороде Сталинграда, в действительности - молельный дом, местечко не самое приятное, но люди там были хорошие, простые.

    Я помню первые дни своего пребывания там. В церкви была маленькая комната, где я мог ночевать после всенощной. И вот однажды за стеной слышу разговоры прихожан: «Священника нам нового дали». - «А какой - молодой, старый?» - «Да нет, среднего возраста». Я засмеялся, мне ведь тогда двадцать один год был. Когда митрополит Николай рукополагал меня во диакона, я помню, как он сказал: «Вася, ты единственный в Советском Союзе человек, который имеет священный сан в двадцать лет»…

    Справка

    Василий Иванович Изюмский родился 2 февраля 1927 года в Сталинграде (ныне Волгоград). В 1944 году окончил среднюю школу, а 1947-м - Московский православный богословский институт. В том же году был рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). Служил в храме «Всех скорбящих Радость» на Ордынке в Москве.

    В 1949 году был рукоположен в сан священника архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким). Служение проходил в ряде епархий Русской Православной Церкви, был настоятелем Александро-Невского храма с. Ельшанка (Волгоградская епархия), Благовещенского храма г. Зарайска (Московская епархия), храмов Живоначальной Троицы, г. Бологое, апостолов Петра и Павла, г. Кашин, и иконы Божией Матери «Знамение», с. Ильинское (Тверская епархия; в Кашине был также благочинным). С 1979 года является настоятелем храма Рождества Христова в с. Беседы (Московская епархия).

    Протоиерей Василий Изюмский награжден рядом церковных и государственных наград, в частности орденами преподобного Сергия Радонежского (II и III степеней), святого благоверного князя Даниила Московского (III степени), святого равноапостольного князя Владимира (II степени) и святителя Кирилла Туровского (II степени; орден Белорусской Православной Церкви).

    К 60-летию рукоположения протоиерея Василия Изюмского Издательство Московской Патриархии выпустило сборник трудов юбиляра. Сборник состоит из четырех разделов: «Страницы жизненного пути» (автобиография отца Василия), «Проповеди», «Беседы» и «Статьи» (сюда включены работы различных лет на церковно-исторические темы, в том числе посвященные истории Рождественского храма в селе Беседы и истории святынь города Зарайска). Сборник открывается предисловием Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии. В книгу включены приветственные слова учеников юбиляра и его прихожан, а также составленный им «Акафист иже во святых отцу нашему Николаю, архиепископу Мир Ликии, в честь и память принесения чудотворныя иконы его из града Корсунь в Зарайск».

    Церковь призывает нас жить так: там, где мы видим ненависть - изливать на всех христианскую любовь; там, где оскорбление - сеять прощение во имя Христово; там, где сомнения - сеять веру христианскую; там, где безнадежность - сеять надежду во Христе; там, где тьма суеверия - нести живительный свет Христов; там, где скорбь и печаль - сеять радость и утешение. Один монах в своей молитве к Богу, как бы подтверждая эти простые истины, так говорит: "О мой Господь и Бог, помоги мне не так искать утешения, как утешать других, не так искать любви, как любить, не столько быть понятым, как понимать других, потому что давая, мы получаем; прощая, мы сами прощены бываем; и умирая, мы рождаемся в новый мир для жизни вечной". Конкретнее и проще еще ранее сказал Сам Христос: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7, 12). Богом нам дана полная свобода жить так, как мы хотим. И апостол Павел, назидая всех нас, обращается сегодня к нам с такими словами: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они - прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу поступать должны". "Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (второго пришествия Христа) не постиг вас внезапно". Это живые слова Священного Писания надо каждому начертать на скрижалях своего сердца и ими жить во благо своих ближних, для спасения своей души и на пользу православной Церкви, дорогу к которой мы с Божьей помощью старались проложить всем, кто ищет ее. Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в Храм Божий. Напротив, достоин глубокого сожаления человек, который ходит по распутиям всю свою жизнь и не имеет желания найти единственно нужную дорогу, приводящую его в Храм, где он может встретить Создателя своего, Творца и Бога и в Нем найти успокоение мятущегося сердца, найти Его любовь и радость наследия вечной жизни.

    Старцы существовали во все времена, они принимали людей и старались им помочь. Существует церковное старчество в православии и в настоящее время. В XXI веке известны старцы нашего времени , живущие сейчас и жившие ранее на постсоветских территориях, а именно в России, Украине и Беларуси.

    Само обозначение «старец» или же «старец градский» указывает на особые способности служителя церкви. К примеру, такие батюшки обладают следующими необычными умениями:

    Современные духовники России

    Современные старцы в России, живые и принимающие людей, разбросаны по территории страны. Христианскому миру в настоящее время известны такие святые отцы:

    Все перечисленные старцы обладают по-своему уникальным даром , которым они, не боясь, делятся с людьми. Некоторые святые отцы ограничили количество посетителей в силу своего почтенного возраста, другие же в день могут принять почти 700 человек. Советы православных старцев и священников различны, но все они сходятся на том, что обратившийся к ним сам выбирает для себя путь, а они только подсказывают возможные варианты.

    Те, кого нет с нами

    Высоко почитаем в христианском мире отец Кирилл (в миру Иван Павлов). Старец до февраля 2017 года жил и работал в Троице-Сергиевой лавре, расположенной в Сергиевом Посаде. Архимандрит являлся личным духовным наставником двух российских патриархов, но в связи с ухудшающимся здоровьем за несколько лет до своей смерти перестал принимать мирян и ограничил круг посетителей. Родился святой отец в 1919 году в Рязанской губернии, а монашеский постриг принял в 1954 году. Умер 20 февраля 2017 г.

    Преподобноисповедник Иоанн известен православному миру своим даром врачевания и яснознания. Известный в миру, как Иван Афанасьев, духовник всю жизнь посвятил служению Богу. Родился старец в 1875 году и дожил до XX века. Умер старец Иоанн в 1961 году.

    Стоит отметить и заслуги покойного отца Наума из Троице-Сергиевой Лавры. За день архимандрит мог принять почти 700 человек и старался помочь всем страждущим и нуждающимся в его внимании. Единственный день, когда святой отец Наум отдыхал от посетителей, было воскресенье. Побывавшие на приёме отмечали, что старец начинал встречи с больными с 5 утра. Родился духовник в 1927 году в Малоирменке, а покинул этот мир в 2017 году на 90-ом году жизни в Москве.

    Архимандрит Дионисий принимал всех нуждающихся в храме святого Николая в Подмосковье. Обладал особой силой слова, и небеса наделили его умением пастырствовать. Родился духовник в Москве в 1952 году, и в миру носил имя Владимир Шишигин. Решив посвятить себя служению Богу, мужчина принял сан дьякона в 1974 году, а в 1990 году постригся в монахи. Здоровье старца подкосил сильный недуг, который и стал причиной его смерти в декабре прошлого года.

    Архимандрит Иероним, в миру Виктор Шурыгин, родился в Свердловской области в 1952 году. Примечательно, что сам старец не раз говорил, что не собирался быть монахом и много учился. На путь служения Богу его наставил архимандрит Иларион в Абхазии.

    Отец Иероним обладал даром высокой проницательности и часто давал обратившимся к нему советы в житейских вопросах . Принимал старец в Успенском мужском монастыре в Чувашии в городе Алатыре Сеченовского района, где и скончался в возрасте 60 лет.

    Под Саранском в Иоанновском мужском монастыре принимал до начала этого года схиархимандрит Иоанн. Старец современности обладал даром изгнания бесов из человеческого тела и очищением души. Родился будущий спаситель душ, в миру Иван Слугин, в 1941 году в Липецкой области. С ранних лет будущий служитель Господа воспитывался в строгости и в христианской вере, так как его мать была верующей женщиной. Рукоположен в сан диакона в возрасте 29 лет. Скончался протоиерей Иоанн 2 февраля 2018 года и похоронен на Даниловском кладбище города Москвы.

    Живущие в XXI веке

    Давно записали в прозорливые старцы в Москве и Московской области отца Германа. Священнослужитель проживает в Троице-Сергиевой Лавре и обладает даром ясновидения и изгнания бесов. Старец уверен, что только отчитка святым словом-молитвой можно излечить человеческую душу от страданий. Побывавшие на его службах отмечают, что батюшка проповедует больше часа, и всё это время посетители с замиранием сердца внимают его словам.

    Схиархимандрит Власий (в миру Перегонцев) принимает всех желающих в Пафнутьев-Боровском монастыре. Побывавшие у него на приёме отзываются о духовнике, как о действительно просветлённом человеке . Главным его даром является ясновидение или прозорливость, и обратиться к нему можно с любой проблемой. Известно, что старец из города Боровска родился в 1934 году в верующей семье и принял постриг после ухода из Смоленского медицинского института, где из-за своих духовных убеждений подвергся травле. Интересным фактом из биографии старца Власия является тот, что его бабушка тоже посвятила себя Богу и постриглась в монахини.

    Отец Власий ранее занимался иридодиагностикой и именно поэтому может определить заболевания по радужной оболочке глаза. Духовник Пафнутьево-Боровского монастыря очень не любит, когда его называют экстрасенсом. Известно, что сам отец Власий тоже испытал на себе чудотворное воздействие молитв и целебных мест. В 1998 году старец заболел онкологией и отправился для исцеления на гору Афо. Пребывание в афонском монастыре святого Пантелеймона поставило его на ноги, излечив от недуга.

    Отец Пётр из села Лукино обладает даром ясновидения, за что миряне окрестили его именем Пётр Прозорливый. Старец принимает всех желающих на территории Покровского женского монастыря в Нижегородской области. Известно, что архимандрит помогает только по записи, и если присутствует необходимость попасть к нему, то стоит заранее оговорить время.

    Схиархимандрит Илий, личный духовник патриарха Кирилла, живёт и работает в Оптиной Пустыне в Переделкино. В связи с преклонным возрастом (старцу 85 лет) сегодня практически не принимает посетителей. Родился святой ясновидящий, в миру Алексей Ноздрин, в 1932 году в Орловском районе Центрально-Чернозёмной области.

    В Тургеневской Казанской Ключевской мужской пустыни, одном из тринадцати монастырей Мордовии, принимает старец Илларион. Батюшка принимает людей в посёлке Тургеневый на исповедь, и попасть к нему относительно просто, больше времени отнимает дорога, и не у всех хватит средств, чтобы к нему добраться. Сам монах неоднократно говорил, что когда он (в миру Иван Царёв) был ещё совсем мал, ему явился Серафим Саровский и предсказал, что тот станет священником.

    Архимандрит Амвросий, в миру Александр Юрасов, появился на свет в Алтайском крае, поселке Огни, в 1938 году. С ранних лет будущий священник уже знал, что посвятит себя служению православной церкви. С 1991 году является основателем и руководителем Введенского женского монастыря в Иваново. Страждущих старец Амвросий принимает там же, а небеса наградили его даром ясновидения и яснознания .

    Старец современности отец Николай принимает желающих в Покрово-Эннатском монастыре республики Башкирия, настоятелем которого и является. Духовник обладает даром прозорливости, который активно использует на пользу страждущим.

    К уникальным людям нашего времени можно отнести и старца Адриана. Архимандрит живёт в Псково-Печёрском монастыре в Печёрах и обладает даром предвидения. В связи с возрастом, монах уже не принимает посетителей. Родился будущий священнослужитель по фамилии Кирсанов в 1922 году в Орловской области. Монашеский сан принял в 1953 году в Троице-Сергиевой лавре и через некоторое время овладел методами изгнания бесов из человеческого тела.

    Валериан Кречетов, протоиерей из Акулово Одинцовского района Московской области, принимает больных в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Примечательно, что прозорливый старец относится к так называемому белому духовенству, то есть имеет один из низших церковных санов.

    Родился Валериан Кречетов в Зарайске в 1937 году. Воевал во Второй мировой войне, после окончания которой твёрдо решил для себя стать священником , и в 1949 году поступил в Московскую духовную семинарию. После освоения целины рукоположен в диаконы в 1968 году.

    В Санкт-Петербурге служит Господу и народу протоиерей Иоанн Миронов. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ является последователем и «духовным чадом» Николая Гурьянова. Пройдя трудный жизненный путь, старец в настоящее время помогает людям избавиться от вредных привычек, а его молитва имеет очищающее свойство.

    Отец Иоанн родился в Псковской области в 1926 году. Пришёл на служение церкви в 1956 году. Активно участвуя в военных действиях Второй мировой войны, мужчина окончательно убедился в том, что хочет и будет служить Богу и людям.

    Известен своими способностями в православном мире и духовник Московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Платон.

    Родился батюшка известный в миру под именем Пётра Панченко в 1944 году. Принял постриг в 1977 году.

    Обладает чудотворной силой слова и игумен Стефан, настоятель Иоанно-Богословского храма села Жокино Захаровского района под Рязанью. Родился святой отец и великий старец современности, известный в миру под именем Михаил Плясов, в 1937 году. Педагог по образованию, Стефан принял постриг в 1993 году.

    Батюшка протоиерей Василий Изюмский тоже ныне известен, как старец-чудотворец. Ранее святой отец являлся настоятелем Христорождественнского храма в селе Беседа Ленинского района. Монах ограничил круг общения в связи с преклонным возрастом.

    Василий Изюмский родился в 1927 году, его мать с малых лет прививала сыну православные традиции, так как была истинно верующей женщиной и пела в церковном хоре. Пять лет назад отец Василий сложил полномочия в связи с достижением 75-летнего возраста.

    Место силы

    Существует в России и место, которое тоже связано со старцами, Старцев угол в Нижегородской области. Ранее там поселялись монахи-отшельники, которые организовали в том месте мужской монастырь, не дошедший до наших дней . Также на пустыре была зимняя церковь, которая, как гласят легенды, скрылась под землю с глаз людских, оберегая святых отцов от набега татар.

    В настоящее время Старцев угол обладает особой, намоленной силой, и там бьют святые источники целебной воды. Несмотря на то что на пустоши нет храма, туда постоянно приезжают паломники и желающие исцелиться и очиститься.

    Святые Украины и Беларуси

    К известным старцам нашего времени современники-христиане относят и некоторых священников Украины. Самыми известными из них являются:

    • архиерей Алипий;
    • отец Серафим.

    В Донецкой области в городе Красный Луч проживает и принимает людей архиепископ Алипий, в миру Василий Погребняк. Родился старец в 1945 году, а в 1968 году принял постриг. Обладает даром яснознания и активно помогает нуждающимся в его внимании.

    В Святогорской Успенской лавре, что в Донецкой области Украины, принимает посетителей отец Серафим. Для того чтобы попасть к нему на приём, необходимо записаться в список на входе .

    Родился старец в 1953 году XX века, а принял постриг в 1990 году. Обладает прозорливостью и даром исцелять больных молитвой.

    Есть уникальный святой отец и в Беларуси. К архимандриту Митрофану из Жировицкой лавры города Слоним когда-то выстраивались очереди , теперь же старец практически никого не принимает.

    Примечательно, что пророческим даром обладают не только мужчины, посвятившие себя церкви. Даром яснознания и ясновидения наделены и некоторые женщины-монахини , которых называют старицами. О многих святых отцах и матушках-пророчицах сняты документальные фильмы.

    Однако даже такое святое явление имеет в своих рядах обманщиков, называемых церковью лжестарцами, которые выдают себя за тех, кто в действительности помогает людям по божьей воле. Такие люди существовали во все времена и, отделяясь от действующей церкви, создавали свои секты.

    В 2017 году исполнилось ровно 90 лет старейшему священнику Московской епархии протоиерею Василию Изюмскому , который более трех десятилетий, начиная с 1979 года, служил настоятелем храма Рождества Христова в Беседах. Практически все, что мы видим сейчас в храме и за его стенами, сделано при непосредственном участии этого человека.

    В 2010 году, к 60-летию священнической хиротонии Василия Изюмского в свет вышла книга «С любовью к Богу и людям», в которой были опубликованы его воспоминания, проповеди и беседы с прихожанами.

    Тираж быстро разошелся, и в 2015 году, уже к 65-летию священнической хиротонии настоятеля Христорождественского храма в Беседах, был напечатан второй тираж. В сборнике четыре раздела: «Страницы моей жизни» (автобиография отца Василия), «Проповеди», «Беседы». Во второе издание вошел также раздел «Наш дорогой батюшка», в котором настоятели других храмов, прихожане, ученики пастыря делятся своими впечатлениями от встреч с отцом Василием и выражают ему свою благодарность.

    Детство

    Родился будущий священник 2 февраля 1927 года в Сталинграде в семье крупного партийного деятеля Ивана Петровича Изюмского. Еще до революции он женился на «красивой благочестивой девушке» Екатерине, воспитанной в верующей семье. Ее старшая сестра была монахиней, а сама Катерина с малолетства пела в церкви.

    В 1918 году Иван Изюмский вступил в коммунистическую партию и вообще, как пишет автор, «стал ярым безбожником и воинствующим атеистом». Однажды в гневе отец чуть не застрелил жену за то, что «она подала нищему милостыню, которую тот просил ради Христа». «Ты меня позоришь, - сказал ей отец. - Я такой высокий пост занимаю в городе, а ты со своим Богом и святыми попами возишься».

    Мать Василия очень страдала за свою веру, но именно отец спас ее от лагерей, когда чекисты принялись арестовывать, ссылать и даже расстреливать верующих и священнослужителей. Несколько раз Екатерину вызывали на допросы в НКВД, но отпускали.

    В Гражданскую войну Иван Петрович Изюмский стал одним из организаторов обороны Царицына от белогвардейцев, его называют в числе создателей царицынской Красной гвардии вместе со Сталиным и Ворошиловым. Когда белых изгнали из города, Изюмский стал одним из руководителей городского совета. Благодаря ему в Царицыне была проведена первая трамвайная линия. Позже его именем назвали одну из улиц города.

    «Я, пятый ребенок в семье Изюмских, отец дал мне имя Вильям. Поскольку он был человек неверующий, то и крестить меня не позволял. Мама мне рассказывала, что когда я был еще совсем маленький (мне было десять или пятнадцать дней), она решила крестить меня тайно. Недалеко от нашего дома еще оставалась открытой Казанская церковь. Там меня мама окрестила Василием».

    Впрочем, детство казалось мальчику безоблачным: отец - большой городской начальник, в их просторном доме всегда был достаток, мальчика любили родные и учителя... Но эта идиллия продолжалась недолго. Пришел 1937-й, год кровавых сталинских репрессий, и в дом Изюмских пришли люди в кожанках, устроили обыск и навсегда увели отца. Позже его объявили «врагом народа» и расстреляли. Мальчику едва исполнилось 10 лет.

    Реабилитировали Ивана Изюмского лишь в 1954 году, вернув вдове все награды мужа и назначив хорошую пенсию.

    Но тогда, в 1937-м, сразу после ареста отца всю семью выгнали из дома, едва не арестовали мать, Василия исключили из пионеров. Выжить удалось чудом.

    Война

    В 1942-м немецкие войска вплотную подошли к Сталинграду. Василий вместе с другими своими юными сверстниками был призван рыть окопы вокруг города, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Бомбили город каждый день в течение полугода.

    «Я, мать и сестра прятались в пещерках, которые мы рыли в оврагах, - вспоминает отец Василий. — Когда бомбы падали рядом, мы задыхались от страшной пыли. Как-то, помню, самолеты уже вовсю гудели вокруг, и мама сказала: «Сынок, иди в нашу с Юлей пещерку. Если будем умирать, так вместе». И действительно, началось что-то ужасное - содрогалась вся земля, как будто случилось землетрясение, но нас Бог сохранил. Когда все кончилось, я пошел в свою пещерку и увидел, что баночку, из которой я пил воду, разбило осколком от бомбы. Так что если бы я там остался, то наверняка бы погиб. Думаю, мать чувствовала это.»

    Однажды мама Василия, спасаясь от бомбежки, отправилась с детьми в Городище, где жила святая Параскева-прозорливица. Ее дом разыскали быстро, но подойти к Параскеве не было никакой возможности - вокруг толпились люди. Вдруг раздался голос: «Пустите мать священника!» Все крутили головами, пытаясь понять, кого нужно пропустить. Мать тоже ничего не понимала. Однако дорогу уступали именно им. Когда вошли в дом, то увидели пожилую женщину с приветливым лицом, это она кричала.

    «Мы подошли, - вспоминает отец Василий, — женщина улыбнулась и обратилась к моей матери: “А мы вас давно ждали и молились Святителю Николаю, чтобы он вас сюда проводил“. Мать в слезах упала перед ней на колени и с благодарностью поцеловала ее ноги. Рядом с прозорливицей было спокойно и хорошо, и мы уже не боялись ни бомб, ни стрельбы».

    После победы в Сталинграде не осталось ни одного целого дома, были разрушены и церкви, поэтому мать ездила на электричке молиться в местечко Отрада - там остался целым и был действующим храм. Она частенько брала с собой сына, Василий познакомился с настоятелем храма отцом Александром и стал ему помогать.

    Учеба в Богословском институте

    Однажды о. Александр посоветовал юноше, недавно окончившему школу, поехать в Москву на учебу в открывающийся православный Богословский институт в . Юноша сдал приемный экзамен и поступил сразу на второй курс.

    Но когда он приехал в Москву, то выяснилось, что институт еще не работает, тогда Василий устроился на работу в одну из школ преподавателем строевой и военной подготовки с присвоением звания младшего лейтенанта.

    «Сначала меня определили в младшие классы, потом перевели в старшие - и преподавать стало сложнее: я приходил домой без голоса, очень уставший. Слава Богу, в школе я пробыл недолго, ведь устроился я туда временно, только чтобы как-то прожить в Москве до начала учебы в Богословском институте, - цель моя была служить Богу», - вспоминает отец Василий.

    Одновременно молодой человек, всегда любивший музыку, по совету знакомой поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Учеба продлилась всего несколько месяцев, потому что начались занятия в Богословском институте. В Новодевичьем монастыре Василий познакомился со своей будущей женой Ольгой.

    Служение

    В 1947 году Василий Изюмский окончил Московский православный богословский институт. В том же году он был рукоположен в сан диакона. Служил в в Москве. А спустя два года рукоположили его в сан священника. Пастырская деятельность о. Василия снискала ему любовь прихожан.

    С 1951 по 1954 год он служил настоятелем в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы города Зарайска, затем получил приход церкви Святой Троицы в городе Бологое. С 1971 года отец Василий служил в городе Кашине благочинным, отвечая за все окрестные приходы. А в 1979-м был определен настоятелем , где и прослужил до 2014 года, то есть 35 лет.

    За годы служения получил целый ряд наград, среди которых ордена (II и III степеней), святого благоверного князя Даниила Московского (III степени), святого равноапостольного князя Владимира (II степени) и святителя Кирилла Туровского (II степени), орден Белорусской православной церкви.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...