Икона христа иисус моргающий подлинник из монастыря. Редкая икона христа - " иисус моргающий"

"МОРГАЮЩИЙ ИИСУС" - ИКОНА ИЗ МОНАСТЫРЯ В ГРУЗИИ В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкая икона, которую называют "Иисус моргающий" или "Плат Святой Вероники". Особенности этой иконы в том, что лик на иконе открывает и закрывает очи. На одних людей, подходящих к иконе он смотрит, а на других нет. По преданию, это зависит от чистоты души человека, если он грешен или готовится совершить грех, Иисус не поднимает на него глаз. Вот что пишет об этой иконе Галина Польшикова из Самарской области, которая видела этот образ: В августе 1980 года я ездила по беСплатной путевке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста - Джвари. Тогда этот монастырь еще был музеем, сейчас он возвращен Церкви. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других - нет, веки Его опущены. В храме продавались фотокопии этого образа и образа Пресвятой Богородицы. Я тогда была неверующей, но крещеной - в 15 лет крестилась по настоянию моей бабушки Ольги. Но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии икон. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда иконы. Мужу своему Владимиру объяснила «секрет» этой иконы Иисуса Христа. Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался черными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала ее и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: «Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти». Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он ее и прятал. Вскоре мне дали почитать повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один» - там напрямую рассказывается об иконе «Иисус Моргающий». Это повесть о том, как один мужчина из напрасной ревности убил свою возлюбленную и сам покончил с собой. Перед этим они были в Тбилиси у той иконы, и на него тоже не смотрел Господь, зная, что он готовится совершить страшный грех. (Недавно по этой повести сняли фильм «Натурщица» с известной актрисой Викторией Толстогановой в главной роли - и там тоже есть сцена у иконы Моргающего Христа… Она самая запоминающаяся во всей киноленте - ред.). Спустя несколько лет в моей квартире произошло еще одно маленькое чудо, связанное с этой иконой. Я дружила со старенькой женщиной, Ольгой Николаевной, она жила в нашем доме. Ольга Николаевна была глубоко верующая, в ее квартире целый иконостас из маленьких икон. Она часто выручала меня деньгами взаймы, потому что я очень сильно нуждалась. Однажды Ольга Николаевна приходит ко мне и говорит: «Тоня (ее молодая соседка) хотела меня отравить, чтобы завладеть моей мебелью и коврами. Она принесла мне несколько пирожков с картошкой, я съела два пирожка и чуть не умерла». Ольга Николаевна подала мне кулек с остальными пирожками и попросила отнести их в санэпидемстанцию, чтобы там проверили, какую отраву положила Тоня. Я развернула пакет и увидела позеленевшие пирожки. Сказала Ольге Николаевне, что в них уже ничего нельзя обнаружить. Да и не верила я, что Тоня могла такое сделать. Но Ольгу Николаевну было не переубедить, она все равно очень просила меня отнести пирожки на экспертизу. Я согласилась. Когда Ольга Николаевна ушла, я выбросила пирожки в мусорное ведро. Через несколько дней Ольга Николаевна снова приходит и спрашивает, что же обнаружили в пирожках. Я ответила, что ничего не обнаружили. И вдруг она меня как обухом по голове: «Галя, ты меня обманываешь, ты же выбросила их в ведро». Я от неожиданности бухнулась перед ней на колени и говорю: «Да, я их не носила никуда, а просто выбросила». И как она начала меня стыдить! Тут я вспомнила про икону Господа Иисуса Христа. Поднесла икону к лицу Ольги Николаевны со словами: «Смотри на Господа, если Он на тебя смотрит, значит, ты права. Если не смотрит - значит, Тоня ни в чем не виновата». Она посмотрела - и вдруг тоже как бухнется передо мной на колени: «Галя, прости меня, и Тоня пусть меня простит. Наверное, я что-то другое съела плохое». Вот так Господь Сам снял тяжелое подозрение с Тони. Ольга Николаевна ушла от меня умиротворенная. С 1991 года я стала ходить в храм. Для двух икон, что я привезла из Тбилиси, мой зять-столяр сделал деревянные рамочки. Они так и стоят у меня в буфете. Никто их не прячет, потому что мой муж уже тринадцатый год живет с другой женщиной. Иногда мне в голову приходит мысль, что, несмотря на то что я очень сильно переживала из-за развода, все сложилось к лучшему. Никто теперь не запрещает мне ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться о живых и усопших. Пути Господни неисповедимы, и все Он делает для нашего блага! За все я благодарю моего Спасителя! С пожеланиями любить как можно сильнее нашего Господа Иисуса Христа и наших ближних


"Не принимай, но и не хули "

совет отцов православной церкви...

В августе 1980 года я ездила по безплатной путевке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста - Джвари. Тогда этот монастырь еще был музеем, сейчас он возвращен Церкви. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий»

. Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других - нет, веки Его опущены. В храме продавались фотокопии этого образа и образа Пресвятой Богородицы. Я тогда была неверующей, но крещеной - в 15 лет крестилась по настоянию моей бабушки Ольги. Но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии икон. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда иконы. Мужу своему Владимиру объяснила «секрет» этой иконы Иисуса Христа.
Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался черными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала ее и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: «Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти». Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он ее и прятал.
Вскоре мне дали почитать повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один» - там напрямую рассказывается об иконе «Иисус Моргающий». Это повесть о том, как один мужчина из напрасной ревности убил свою возлюбленную и сам покончил с собой. Перед этим они были в Тбилиси у той иконы, и на него тоже не смотрел Господь, зная, что он готовится совершить страшный грех. (Недавно по этой повести сняли фильм «Натурщица» с известной актрисой Викторией Толстогановой в главной роли - и там тоже есть сцена у иконы Моргающего Христа… Она самая запоминающаяся во всей киноленте - ред.).
Спустя несколько лет в моей квартире произошло еще одно маленькое чудо, связанное с этой иконой. Я дружила со старенькой женщиной, Ольгой Николаевной, она жила в нашем доме. Ольга Николаевна была глубоко верующая, в ее квартире целый иконостас из маленьких икон. Она часто выручала меня деньгами взаймы, потому что я очень сильно нуждалась.
Однажды Ольга Николаевна приходит ко мне и говорит: «Тоня (ее молодая соседка) хотела меня отравить, чтобы завладеть моей мебелью и коврами. Она принесла мне несколько пирожков с картошкой, я съела два пирожка и чуть не умерла». Ольга Николаевна подала мне кулек с остальными пирожками и попросила отнести их в санэпидемстанцию, чтобы там проверили, какую отраву положила Тоня. Я развернула пакет и увидела позеленевшие пирожки. Сказала Ольге Николаевне, что в них уже ничего нельзя обнаружить. Да и не верила я, что Тоня могла такое сделать. Но Ольгу Николаевну было не переубедить, она все равно очень просила меня отнести пирожки на экспертизу. Я согласилась. Когда Ольга Николаевна ушла, я выбросила пирожки в мусорное ведро.

Монастырь Святого Креста - Джвари, Грузия.

Храм Джвари и панорама на долину, где сливаются Арагви и Кура – одна из визитных карточек Грузии. И одна из главных христианских святынь страны. «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод...» - таким увидел Джвари, воспевший его Михаил Лермонтов (поэма Мцыри).

Если верить сайтам с религиозной тематикой, в чудесном Джвари есть достопримечательность - большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других – грешников - нет, веки Его опущены. Об этой иконе - и повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один». Позже по этой повести был снят фильм «Натурщица» с актрисой Викторией Толстогановой в главной роли; в фильме есть сцена у иконы «Моргающего Христа». Не знаю, есть ли такая икона вообще, или ее существование – одна из множества церковных легенд, но в храме Джвари мы ее не увидели.

А вот и знаменитый вид, где у подножия горы сливаются воды Арагви и Куры.

Вид от храма на окрестности, в частности, на ЗАГЭС – Земо-Авчальскую ГЭС, первую гидроэлектростанцию Грузии:

Приближаем…:

Весна только поднимается в эти горы (в долинах уже неделю цветут деревья):

Покидаем это место, спускаясь по тому же серпантину, по которому поднимались к Джвари. Рассматриваем электростанцию поближе.

Земо-Авчальская ГЭС им. В. И. Ленина (ЗАГЭС) на реке Куре у слияния её с Арагви - первенец грузинской гидроэнергетики. ГЭС расположена вблизи г. Мцхета. Строительство начато в 1923, 1-я очередь пущена в 1927, на полную мощность - в 1938. Бетонная плотина имеет высоту 34 метра, образует водохранилище суточного регулирования. Электроэнергия передаётся в Объединённую энергосистему Закавказья. . Правее – ее верхний каскад:

Левее – нижний:

Джвари приковывает взгляд. Отсюда, несмотря на пронзительный ветер, который здесь дует всегда, не хотелось уезжать. Мы не один раз останавливали нашего водителя, чтобы еще и еще полюбоваться и снять этот храм:

Таким его видят проезжающие по дороге вдоль правого берега Куры:

Гидроэлектростанция по дороге в Мцхети, просим снова остановить машину, спускаемся к реке:

Справа вдали – Джвари:

Подъезжаем к Мцхета.

В удалось узнать, что согласно старинной хронике Давида Багратиони, город Мцхета был основан царем Мцхетосом, сыном Картлоса - первого правителя Картли, в середине I тыс. до н. э.: "...По смерти Картлоса, жена его разделила владения сынам своим, из коих старший был Мцхетос, который построил город и назвал оный от своего имени - Мцхета". Городу более 2500 лет, и он целиком находится под охраной ЮНЕСКО. Раньше Мцхети являлся столицей государства Карлти (Иберии) до V в. н. э.; потом столицу перенесли в Тбилиси. В средние века Мцхета оставался религиозной столицей Грузии, так как там находилась резиденция католикоса - главы грузинской церкви.

Это был большой цветущий город с дворцами, храмами, укреплениями. Археологические находки, относящиеся к древнейшему периоду существования города, свидетельствуют о высокой культуре его жителей.

Один из древнейших памятников в Мцхети - собор Самтавро, в котором похоронен первый христианский царь Грузии - Мириан. Но, пожалуй, одним из самых известных храмов Грузии является величественный собор Светицховели, который расположен в центре Мцхета. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят там.

Патриарший собор Светицховели был построен в 1010-1029 гг. на месте первой в Грузии христианской церкви (IV в.). Стены собора богато украшены богатой декоративной резьбой по камню. Собор является усыпальницей грузинского царского рода Багратиони. В ней покоятся и останки основателя Тбилиси царя Вахтанга Горгасала (V в.), и последних царей Грузии - Ираклия II и Георгия XII.
Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I в.) выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.

Когда равноапостольная Нина в IV в. принесла Благую Весть в Мцхета, дерево срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь. Однако главный ствол не смогли сдвинуть с места. Через некоторое время жители Мцхета видели, как этот столп, весь блистающий светом, то поднимался вверх над своим бывшим основанием, то опускался, причем из пня истекало благовонное миро. От светоносного столпа, названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели), было явлено множество чудесных исцелений. На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которую в XI в. перестроили в этот величественный собор. Таким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор, по преданиям, находится в этом святом месте. А Животворящий Столп находится почти в центре Храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф – он как бы накрыт каменной базиликой. Так что увидеть его, впрочем, как и подавляющее число других религиозных святынь – никак нельзя. Зато можно увидеть «материальную» святыню Светицховели – список с древнейшей иконы Божьей Матери Цилканской (IV в.).

Парадный вход в храм и его подворье:

Вид храма сбоку (пришлось воспользоваться “панорамником”, чтобы “охватить” весь Храм, отсюда и неизбежное искажение изображения:

В приближении (фрагмент предыдущей фотографии) – каменная кладка Храма, сложенного из тесаных блоков различного размера и цвета:

Крепостная стена вокруг главной грузинской Святыни:

Главный вход в храмовый комплекс и колокольня (вид с подворья):

Кура в Мцхета:

Продолжение следует – из Алазанской долины.

Редкая икона Христа - " Иисус моргающий"

В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкая икона, которую называют "Иисус моргающий" или "Плат Святой Вероники". Особенности этой иконы в том, что лик на иконе открывает и закрывает очи. На одних людей, подходящих к иконе он смотрит, а на других нет. По преданию, это зависит от чистоты души человека, если он грешен или готовится совершить грех, Иисус не поднимает на него глаз.

Вот что пишет об этой иконе Галина Польшикова:

В августе 1980 года я ездила по безплатной путевке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста - Джвари. Тогда этот монастырь еще был музеем, сейчас он возвращен Церкви. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других - нет, веки Его опущены. В храме продавались фотокопии этого образа и образа Пресвятой Богородицы. Я тогда была неверующей, но крещеной - в 15 лет крестилась по настоянию моей бабушки Ольги. Но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии икон. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда иконы. Мужу своему Владимиру объяснила «секрет» этой иконы Иисуса Христа.

Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался черными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала ее и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: «Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти». Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он ее и прятал.

Вскоре мне дали почитать повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один» - там напрямую рассказывается об иконе «Иисус Моргающий». Это повесть о том, как один мужчина из напрасной ревности убил свою возлюбленную и сам покончил с собой. Перед этим они были в Тбилиси у той иконы, и на него тоже не смотрел Господь, зная, что он готовится совершить страшный грех. (Недавно по этой повести сняли фильм «Натурщица» с известной актрисой Викторией Толстогановой в главной роли - и там тоже есть сцена у иконы Моргающего Христа… Она самая запоминающаяся во всей киноленте - ред.).

Спустя несколько лет в моей квартире произошло еще одно маленькое чудо, связанное с этой иконой. Я дружила со старенькой женщиной, Ольгой Николаевной, она жила в нашем доме. Ольга Николаевна была глубоко верующая, в ее квартире целый иконостас из маленьких икон. Она часто выручала меня деньгами взаймы, потому что я очень сильно нуждалась.

Однажды Ольга Николаевна приходит ко мне и говорит: «Тоня (ее молодая соседка) хотела меня отравить, чтобы завладеть моей мебелью и коврами. Она принесла мне несколько пирожков с картошкой, я съела два пирожка и чуть не умерла». Ольга Николаевна подала мне кулек с остальными пирожками и попросила отнести их в санэпидемстанцию, чтобы там проверили, какую отраву положила Тоня. Я развернула пакет и увидела позеленевшие пирожки. Сказала Ольге Николаевне, что в них уже ничего нельзя обнаружить. Да и не верила я, что Тоня могла такое сделать. Но Ольгу Николаевну было не переубедить, она все равно очень просила меня отнести пирожки на экспертизу. Я согласилась. Когда Ольга Николаевна ушла, я выбросила пирожки в мусорное ведро.

Через несколько дней Ольга Николаевна снова приходит и спрашивает, что же обнаружили в пирожках. Я ответила, что ничего не обнаружили. И вдруг она меня как обухом по голове: «Галя, ты меня обманываешь, ты же выбросила их в ведро». Я от неожиданности бухнулась перед ней на колени и говорю: «Да, я их не носила никуда, а просто выбросила». И как она начала меня стыдить! Тут я вспомнила про икону Господа Иисуса Христа. Поднесла икону к лицу Ольги Николаевны со словами: «Смотри на Господа, если Он на тебя смотрит, значит, ты права. Если не смотрит - значит, Тоня ни в чем не виновата». Она посмотрела - и вдруг тоже как бухнется передо мной на колени: «Галя, прости меня, и Тоня пусть меня простит. Наверное, я что-то другое съела плохое». Вот так Господь Сам снял тяжелое подозрение с Тони. Ольга Николаевна ушла от меня умиротворенная.

С 1991 года я стала ходить в храм. Для двух икон, что я привезла из Тбилиси, мой зять-столяр сделал деревянные рамочки. Они так и стоят у меня в буфете. Никто их не прячет, потому что мой муж уже тринадцатый год живет с другой женщиной. Иногда мне в голову приходит мысль, что, несмотря на то что я очень сильно переживала из-за развода, все сложилось к лучшему. Никто теперь не запрещает мне ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться о живых и усопших. Пути Господни неисповедимы, и все Он делает для нашего блага! За все я благодарю моего Спасителя!

С пожеланиями любить как можно сильнее нашего Господа Иисуса Христа и наших ближних

Галина Польшикова,
г. Жигулевск Самарской области
16.04.2010

Фреска на столбе

У меня такой вопрос. Перед поездкой на Святую Землю видела я фотографию лика Спасителя «с закрытыми глазами», который изображён на одной из колонн храма Рождества Христова в Вифлееме. Этот образ запал мне в память, буквально впечатался. Даже не надеялась, что смогу его найти. В храме полумрак, образа на колоннах едва видны, колонн много. У входа в пещеру множество народа, давка, надо переждать. Лик не увидела, скорее, почувствовала взгляд. Высоко на колонне, у самого потолка в темноте – тот ли образ? Глазами не разглядеть, слишком темно. На всякий случай я сделала два снимка, посмотрела на экранчик фотокамеры – темнота. Моя простенькая мыльница при самом большом приближении едва ли смогла запечатлеть его, даже если это тот самый лик. Ведь там колонн много, он ли это?

Сразу после этого мы вошли в Пещеру Рождества. Был Великий Четверг, и прямо в Пещере, у места рождения Спасителя, совершалась литургия. Наша группа была одна, если не считать местных арабов-христиан, пришедших на раннюю литургию с детьми. Они принесли с собой лепёшки с записками и помянниками. Евхаристическое Таинство совершалось на наших глазах священником-греком на престоле. Арабы передавали священнику хлебы (лепёшки) с записками-помянниками, он складывал их на престоле. Из маленьких лепёшек священник вынимал частицы, большие лепёшки (примерно с блюдце) преломлял на две части и половину возвращал прихожанам-арабам. Некоторые возгласы священник подавал на церковнославянском. Хора не было. Пели все арабы. Символ веры они пели очень слаженно и громко. «Отче наш» мы спели на церковнославянском. Причащались вместе арабы, русские и несколько грузин, друг за другом, у самой звезды. Чудо – быть в Пещере у яслей всю службу, места было достаточно для всех. Правда, опоздавшие толпились на ступенях.

Когда я вернулась со Святой Земли и рассматривала дома фотографии, то с великой радостью увидела, что моя камера запечатлела тот самый лик Спасителя и Его глаза. С первого взгляда показалось, что глаза были закрыты. Но при внимательном рассмотрении, особенно при увеличении – глаза открыты! Какая же легенда связана с этим образом? Надо бы мне найти время на поиск, но, может, вы знаете? И как вы к этому относитесь?

С уважением, Татьяна Копылова г. Санкт-Петербург

Спасибо, Татьяна Константиновна, за добрые слова. Получив ваше письмо, я стал выяснять, где ещё имеются подобные образы с «открыванием и закрыванием глаз», чтобы ответить на ваш вопрос. И оказалось, что не всё так просто.

В 2005 году в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры». В ней автор упомянул изображение на колонне в вифлеемском храме Рождества и привёл фотографии двух картин, на которых также проявляется эффект двоевзора. Одна картина, изображающая Иисуса в терновом венце, была написана немецким художником Габриелем фон Максом в конце XIX века. Другая, также Иисуса в терновом венце, написана неизвестным художником и сфотографирована в 1970 году (фото принадлежит священнику из Подмосковья о. Валентину Дронову). Других изображений, на которых бы Иисус «открывал и закрывал глаза», автор научного журнала не нашёл. И статью завершил так: «Икона в Вифлееме, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала».

Узнать, получил ли журнал отклики, мне не удалось. Так что пришлось самому разбираться.

Что тут сразу бросается в глаза? В храме Рождества на колонне явно изображён Спас Нерукотворный. А на снимках картин, что опубликованы в научном журнале, – Иисус в терновом венце. Это католический образ «Плат святой Вероники». Так что перед нами две разные иконы. Но с одним и тем же эффектом двоевзора. Или, может быть, «эффекты» разные – где-то они получены искусственным путём, с помощью художнических приёмов, а где-то проявляются естественно, из-за чудотворности образа? Как отделить одно от другого, подделку от чуда? Взглянем на историю происхождения этих двух образов.

Как известно, Спас Нерукотворный появился благодаря просьбе эдесского царя Авгаря V, который приглашал Иисуса Христа посетить Месопотамию. Спаситель не принял приглашения, но согласился, чтобы посланный царём художник нарисовал Его портрет. Портрет никак не удавался. И тогда Иисус совершил чудо: умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Затем образ был привезён в Эдессу, оттуда спустя века попал в Константинополь. Это история весьма реальна – в ней задействовано множество людей с указанием имён, там описываются конкретные исторические обстоятельства, имеются письменные свидетельства. Римский историк Евсевий (род. ок. 263 г.) в своих трудах приводил текст двух писем из переписки царя Авгаря с Иисусом Христом, что хранились в архивах Эдессы.

Историчность же «Плата святой Вероники» не столь очевидна. В средние века в Европе стало известно такое предание. Когда Христа вели на Голгофу, некая женщина подала Ему платок, чтобы утереть лицо, – и на платке отпечатался лик. Возможно, это предание услышали в Палестине рыцари-крестоносцы и всё так было на самом деле. Но сомнения в подлинности всё же остаются.

Тут надо заметить, что реализм «Спаса Нерукотворного» запечатлелся и в самом образе: борода Иисуса раздвоена, оттого что волосы слиплись от воды, – ведь плат к лику был поднесён после умывания водой. Иногда образ так и называют: «Спас Мокрая Брада». А в образе «Плата святой Вероники» ничего подобного нет. И возникает предположение: а может, западные иконописцы решили внести «большую историчность» в поздние списки «Плата святой Вероники», использовав художественный приём двоевзора? Что делает человек, когда вытирается полотенцем? Зажмуривает, а потом открывает глаза. Вот и на «Плате», мол, этот момент отразился.

Подтверждение этой догадке можно найти в самом Риме, где хранится «Плат святой Вероники». Там, в базилике Святого Петра, на колонне святой Вероники, есть два барельефа плата: на одном Иисус с открытыми глазами, на другом – с закрытыми. Колонна была построена и украшена скульптурой в 1646 году. Ещё раньше в Риме нечто подобное произошло с книгой «Маленький опус о священном платке Вероники». В издании 1620 года на титульном листе было обычное изображение – Иисус с открытыми глазами. А в издании 1635 года – с закрытыми. То есть уже тогда у католиков появилось представление об «Иисусе моргающем». Интересно, что как раз с этого времени, с 1628 года, «Плат святой Вероники» перестали показывать народу – и так продолжается уже 400 лет. Образ из ризницы выносят лишь раз в год, на высокий балкон колонны, и снизу издалека ничего не разглядеть. Журналисты пытаются получить доступ к «Плату святой Вероники», но в Ватикане им отказывают: «В этом нет смысла, поскольку с течением лет изображение слишком поблекло».

Между тем по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора. В Интернете, например, растиражирована история про чудесную икону «Иисус Моргающий» («Плат святой Вероники»), которая в 80-е годы прошлого века находилась в древнем грузинском монастыре Джвари. Удивившись, обратился я к православному журналисту Каха Кенкишвили. Он прислал из Тбилиси фотографию этого образа с пояснением: «Да, такая икона есть. Но сейчас она висит в Светицховели. Также имеются её копии – в монастыре Самтавро и в Кашуетском храме Святого Георгия, что в самом центре Тбилиси». Светицховели – это патриарший собор в Мцхете, который на протяжении тысячелетия является главным храмом всей Грузии. Так что икона и вправду почитаема, раз хранится там.

По народным представлениям, на одних людей, входящих в храм и подходящих к этой иконе, Иисус смотрит, а на других – нет. При этом считается, что если человек грешен или готовится совершить грех, то Христос не поднимает на него глаз. Как я понял, грузинские священники ко всему этому относятся осторожно, ведь молитвенному настрою перед образом может помешать экзальтированное ожидание чуда. Как тут не вспомнить 1879 год, когда упомянутый выше немецкий художник Габриель фон Макс привёз в Петербург свою картину «Платок святой Вероники». Петербургские газеты тогда писали, что устроителям выставки пришлось поставить рядом с картиной стулья – для дам, которые из-за эффекта двоевзора падали в обморок с восклицанием: «Смотрит! Смотрит!»

Оптический эффект действует на людей и поныне. В Интернете можно найти снимки «Иисуса Моргающего» с такими комментариями. Одна женщина, увидев закрытые очи, переживает: «Неужели я такая грешница?» Другая радуется: «Слава Богу, я вижу Его глаза открытыми, а я боялась посмотреть!» Тут же прилагается драматическая история:

Оригинал образа «Иисус Моргающий»

«В августе 1980 года я ездила по бесплатной путёвке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста – Джвари. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». В храме продавались фотокопии этого образа. Я тогда была неверующей, хоть и крещёной, но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии иконы. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда. Мужу своему Владимиру объяснила “секрет” этой иконы Иисуса Христа. Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался чёрными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала её и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: “Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти”. Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он её и прятал. »

Ещё более трагическую историю передал в своей повести «Трое и одна и ещё один» писатель Юрий Нагибин. В ней рассказывается про мужчину, который из ревности убил свою жену и покончил с собой. Перед этим они были в Грузии у иконы «Иисус Моргающий», и на него «не смотрел Господь», зная, что он готовится совершить страшный грех. В 2007 году по этой повести был снят фильм с впечатляющим эпизодом про икону, так что теперь в России о ней многие осведомлены. Вопрос только: что это людям даёт?

В истории, приведённой Ю. Нагибиным, «закрытые глаза» не остановили человека перед убийством. А в том, что рассказала разведённая женщина, можно заподозрить мнительность, которая способствовала разрушению семьи.

Лично у меня отношение ко всему этому неоднозначное. С одной стороны, мы можем обмануться, став жертвой оптического эффекта, который на самом деле очень прост. Посмотрите внимательнее на снимок слева, на копию иконы. Если взгляд сконцентрировать на уровне бровей изображённого лика, то можно видеть тёмные глазницы с открытыми глазами. Если же опустим свой взгляд на уровень переносицы, то на первый план выступят веки закрытых глаз. Всё зависит от угла зрения. Если смотреть снизу, то глаза на изображении всегда будут открыты (см. на фото вверху, на оригинал иконы) и двоевзор исчезает.

С другой стороны, сам по себе оптический эффект не является чем-то предосудительным. Краски, которыми написаны иконы, ведь тоже создают свой оптический эффект, позволяющий нам видеть определённый образ. И мы никакого значения этим краскам не придаём – они лишь помогают нам мысленно представить образы Спасителя и святых Его, чтобы сконцентрироваться на молитве. То же самое с эффектом «закрытых» и «не закрытых» глаз. Если человек стоит перед такой иконой с верою, с молитвою, то, возможно, обретёт ответ. А если просто любопытствует, то станет игрушкой оптического обмана.

Как смог, ответил на ваши вопросы, Татьяна Константиновна. А у меня к вам тоже будет просьба. Вы ведь живёте в Санкт-Петербурге. Если доведётся бывать в Царском Селе, зайдите в Александровский дворец. Там есть необычный экспонат – деревянные пяльцы с вышивкой лика Христа. Говорят, образ похож на «Спаса Нерукотворного», но на главе почему-то терновый венец. Перед самой революцией этот образ вышивала императрица Александра Фёдоровна. И будто бы она хотела изобразить на вышивке «Иисуса Моргающего», чтобы узнать, смотрит ли Он на неё. Правда ли это? Вышивка так и не была окончена – случилась революция, арест, затем расстрел со всей семьёй в Ипатьевом доме. Волю Божью императрица приняла смиренно – независимо оттого, что успела узреть на своей вышивке. Думаю, так и стоит относиться к знамениям подобного рода.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...