Иконы в храме святых царственных мучеников. Почему был канонизирован Николай Второй? О.С

Где-то там далеко на Урале,
Там, где в небо уперся гранит,
Темной ночью, как жертва, в подвале
Был Помазанник Божий убит.
Был убит Он с детьми и женою,
С горстью верных до гроба служак,
И с тех пор над несчастной страною
Льется кровь и сгущается мрак.
Много лет за железной завесой
Заперта, как колодник страна, —
Там глумится за черною мессой
Над распятым Христом сатана.
Так свершилась правительства смена
И раздел Твоих царственных риз...
Как Ты, прав, — только ложь и измена
Заменили наш старый девиз.
Сатана стал у власти кормила,
Заметая Твой царственный след,
Много горя страна пережила,
А „свободы" и мертвому нет.
Мы грешны, Русский Царь, перед Богом,
Пред Тобою мы тоже грешны,
У Тебя должники мы во многом.
Пострадал Ты за правду и „ны"...
Но всему есть и время и мера, —
После ночи наступит заря,
И Господь посрамит изувера
За убийство Руси и Царя.
Будет проклят свобод провокатор,
Будет проклят семнадцатый год,
И Тебя, Государь Император,
Будет чтить, как святого, народ.
И в лесу, на далекой Исети,
Он воздвигнет из мрамора храм,
Чтобы знали все люди на свете,
Что замучен был праведник там.
(В. А. Петрушевский 1930)

В 1981 году Романовы, погибшие в Ипатьевском доме и в шахте под Алапаевском, были причислены к лику святых мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году были канонизированы и Русской Православной Церковью, правда с некоторыми оговорками и в настоящий момент именуются ею как "Царственные страстотерпцы". Оговорки заключаются в том, что РПЦ не признает мучениками слуг и придворных, погибших вместе с царской семьей.
Не знаю, как сейчас обстоят с этим дела, т.к., как мы помним, в 2007 году был подписан совместный акт о каноническом общении двух церквей и, следовательно, видимо и святые теперь общие. Так ли это? Ответа найти не удалось. Святость и мученичество Романовых многие до сих пор не принимают, но тем не менее это уже свершившися факт, который нашел отражение и в иконописи, и в существующих акафистах и молитвах к царственным мученикам.


Молитва святым Царственным страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Романовская иконография очень интересна в силу того, что еще не выработан единый канон написания их образов. Поэтому каждый иконописец творит так, как он считает нужным. Первыми стали западные иконописцы и именно за рубежом чаще всего можно найти иконы Романовых. Теперь же и в России почти в каждом храме есть своя икона, посвященная страстотерпцам-мученикам Романовым.


Икона "Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников избиенных"

Новии страстотерпицы российскии, исповеднически поприще земное притекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас Укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающым подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша.
Но сначала я сделаю маленькое отступление и касается оно тех, кто же по праву стал новыми святыми по объединенной версии. Это погибшие при расстреле в Ипатьевском доме: император Николай Александрович, 50 лет; императрица Александра Федоровна, 46 лет; их дочери - Ольга, 23 лет; Татьяна, 21 года; Мария, 19 лет; Анастасия, 17 лет; и наследник престола цесаревич Алексей, 14 лет. И их верные подданые: Евгений Боткин, лейб-медик; Иван Харитонов, повар; Алексей Трупп, камердинер Анна Демидова, горничная. А также погибшие в шахте под Алапаевском: Великая княгиня Елизавета Федоровна; Великий князь Сергей Михайлович; князья - Иоанн Константинович; Константин Константинович; Игорь Константинович; Владимир Павлович Палей; (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс); келейница Елизаветы Федоровны Варвара (Яковлева); управляющий делами великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез (с ним ситуация не очень понятна, якобы даже РПЦЗ его не признала мучеником, но почему???). Такой официальный скорбный список, в который не вошли еще несколько имен тех людей, которые также находились в последние дни при царской семье и были уничтожены большевиками. На приведенной выше иконе западного письма как раз все из списка представлены в виде святых мучеников.


Икона "Мученики Ипатьевского дома и мученики Алапаевской шахты"




Августейшие сестры милосердия - Татьяна, Ольга и Александра

К святости членый царской семьи и их приближенные шли многие годы - их служение России выражалось в благих делах и милосердии. Так во время войны и дочерей Романовых и саму императрицу часто можно было увидеть в госпиталях и лазаретах, в приютах и богодельнях. Великая княгиня Елизавета Федоровна отказалась от мирской жизни в пользу помощи бедным и обездоленным. Их примеру следовало и ближайшее окружение.




Лейб-медик царской семьи Евгений Сергеевич Боткин и свита последовавшая с царской семьей в Тобольск

Неудивительно, что часто в иконографии можно увидеть необычные одеяния на женщинах - это костюмы или монашек или же сестер милосердия. И так было до самого последнего их часа.


Маленькая икона " "Царственные мученики"

Как уже говорилось выше, в иконографии Романовых нет единообразия и поэтому иконы иногда бывают от части "странными", ну как например, икона царя-мученика Николая в образе Иоанна Крестителя. Голова на блюде прямой намек на страдания за веру. Кроме того, для этой иконы характерно наличие в боковых клеймах в качестве святого Григория Распутина.


Но все же больше привычных для глаза икон царской семьи: есть как отдельные образы, так и иконы с изображением всего царского семейства вместе.


Икона "Святой благоверный царь-мученик Николай"

Избранный от рождения страстотерпче и Христовой любви воплощение, воспеваем ти похвальная, яко паче всего Отечество свое возлюбившему, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, просвети омраченныя умы и сердца наша, да зовем ти: Николае, Боговенчанный царю и великий страстотерпче!


Икона "Святой мученик Николай в житиях"

Икона "Царь-мученик святой Николай" (западное письмо)

Молитва царю-мученику Николаю II

Госпoди Бoже Вседержителю! Склоняем выи и сердца наша и преклоняем колена наша перед Рабом Твоим, униженным, оклеветанным и умученным с безмолвного согласия отцов наших, Императором-великомучеником Николаем и иже с ним пострадавшими.
Каемся, яко некогда киевляне пред умученным ими князем Игорем, как владимирцы пред убиенным ими великим князем Андреем Боголюбским, и просим дерзновенно: за кровь святых Твоих даруй покаяние нам, свободи Отечествие наше от постигших бед и напастей, возроди землю Русскую, осени ю славою Своею и даруй ей Царя Православного, да сбудутся пророчества святых Твоих и да воспоет народ русский славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Икона-портрет "Императрица Александра Федоровна"

Молитва ко святой Царице-мученице Александре Новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим - чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности - мудрая окормительнице; сирых и скорбных - жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых - крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим - милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь.


Икона "Благоверный мученик царевич Алексей"

Молитва великомученику благоверному царевичу Алексею

О страстотерпче святый царевиче Алексие! О новый Димитрие царевиче, якоже и сей, Дом свой заключающий! О Гавриилу Белостокскому и прочим младенцем, жидов обличителем, подобящийся! О Артемию отроку, народом пренебрегаему, последующий! Известны мы, яко ополченное войско, мятежными окруженное, тобою из топи непроходимыя невозбранно изведено бысть. Сии же изводимии, священнику, дерзновением фесвитянину Илии подобному, запинаху молити тя о спасении, не сущу ти людьми прославленну. Се ныне зриши царство твое, о нем же глаголал еси: Егда аз буду царь, не будет лжи окрест мене — днесь царство отца лжи является, за еже доселе не царствуеши ты в сердцах народа твоего. Сам убо, о царевиче, прииди и стани зде с нами, уцеломудри нас, аще и не водящих: ты еси врач изрядный, ведящий более нас потребная ко спасению нашему. Вемы сострадание твое, вемы кротость твою, вемы любы твою к народу твоему: помози в долгонедужии сущим людем твоим, не попусти любвеоставленней быти прежде Святей Руси, но сам яко веси, приими дерзновение во спасение наше. Аминь.




Икона "Святые царственные страстотерпцы"

Молитва (на основе молитвы "мученице единой") к царским мученицам царевнам Анастасии, Ольге, Татьяне, Марие
О, святая новомученице благоверная царевно российская Ольго (Татиана; Мария; Анастасия); ты душею на небесех у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию различные совершаеши исцеления; призри убо милостиво на предстоящие люди и молящиеся пред пречистым образом твоим и помощи твоея просящия; прости ко Господу святые молитвы твоя о нас и испроси нам - оставление согрешений, недужным - исцеление, скорбящим и бедствующим - скорую помощь, умоли Господа, да подаст нам христианскую кончину и добрый ответ на страшном судище своем, да сподобимся и мы купно с тобою и всеми новомученики и страстотерпцы земли нашея, славити Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Икона "Новая мученица Елизавета" (западное письмо)

Икона "Святая мученица Елисавета"

Молитва ко Святым Преподобномученицам Великой Княгине Елисавете и Инокине Варваре
О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая, пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, Евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради Православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякого зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.




Иконы "Царственные мученики"

Молитва царственным страстотерпцам

О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Как мы видим все очень нестандартно и далеко от канонов. Выработает ли наша церковь когда-то единый вид икон царственных страстотерпцев покажет время, а пока еще несколько интересных иконографических работ на эту тему.


Икона "Снятие пятой Печати" Автор А.Белов

В основу положен библейский сюжет из книги "Откровение святого Иоанна Богослова", глава 6. Когда Иоанн поднялся на небеса, он увидел трон с восседающим на нем Творцом и, по правую руку Господа, свиток, исписанный с обеих сторон и опечатанный семью печатями. Агнец открывает печати одну за другой, и перед глазами Иоанна предстают видения, символизирующие историю народа Божьего, борьбу между добром и злом, пришествие Христа, Страшный Суд и т.д. "Когда Агнец снял пятую печать, я увидел под алтарем души тех, кто были убиты за Слово Божье…Они кричали: «…Владыка и Господь всего!... Сколько времени ты будешь еще медлить с судом и возмездием за нашу кровь жителям земли?» Каждому из них была дана белая одежда, и их просили подождать еще некоторое время, пока не будут погублены и их братья и друзья, выполнявшие то же служение, что и они, чтобы число мучеников достигло своего полного числа".


Икона "Святой царь-искупитель Николай"


И логическим завершением может стать икона, которая так и называется "В ожидании грядущего царя-победителя", хотя она также сомнительна в силу того, что на ней присутствуют некоторые весьма одиозные личности.


Икона "В ожидании грядущего царя-победителя"

Для написания материала использованы фотографии из книги "Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции" Т.Мельник (урожденной Боткиной), изданной в 1921 Белграде.


Икона "Святые царственные мученики"




Величие последнего императора Российского, явившего образец православия Государя на многие века, состоит не в победных сражениях, славных подвигах и богатом наследии. Оно воплощается в служении Христу и России не только той эпохи и времени, но государству будущего века, ради которого принял непростую кончину. Вместе с Великим Государем мученический венец разделили его близкие и единомышленники, его семья - Святые Царственные страстотерпцы.

Русских Царей украшение

Последний российский император династии Романовых в истории остался примером и образцом православия во власти. Своей благочестивой жизнью и служением народу Император Николай II полностью соответствует представлению об истинно верующем христианине и православном человеке, исповедующем веру во Христа не только на словах, но и на деле. Причём вера в Господа не была каким-то жестом рекламной политики и пропаганды правителя, но глубокой основой мировоззрения великого государя. Христианские принципы были заложены в основу политики императора Николая II. Вместе с царём православные принципы полностью разделяли все члены его семьи. В 2000 году царская семья была канонизирована как Святые Царственные страстотерпцы.

Почитание народом великих мучеников

С момента насильственной смерти членов царской семьи простые люди на Урале не смогли просто так подвергнуть забвению убиенных. В Екатеринбурге люди стали приходить к месту, где стоял дом, в подвале которого было совершено убийство, наводили порядок на этой территории и считали это место непростым, особенным. Памятной датой в истории почитания мучеников стал день 16 июля 1989 года. В этот день впервые прозвучали открыто молитвы в память Царственных страстотерпцев. Изначально в то время ещё атеистически настроенные власти города Екатеринбурга восприняли этот импровизированный молебен как вызов властям. В тот день были арестованы многие участники молитвы. На следующий год в этот день собралось ещё больше людей помолиться за Святых Мучеников. Вскоре на месте разрушенного дома был установлен возле которого верующие стали молиться и читать акафист Царственным страстотерпцам. Через год был проведён Крестный ход к царскому месту, совершено богослужение, и с этого момента к местам, где приняли мученическую смерть венценосные мученики, потянулись молитвенные обращения православных.

Чудо знамения для укрепления веры

Первое свидетельство того, что великий государь с семьёй продолжают снисходить к грешникам, случилось во время установки поклонного креста на месте страшной казни членов венценосного семейства в октябре 1990 года. Во время его воздвижения в дождливую погоду вдруг разошлись облака, и с неба упал яркий свет. Чудесное знамение продолжалось около четверти часа, затем исчезло. В тот момент все молящиеся ощутили присутствие Бога. Место, где приняли мученический конец Царственные страстотерпцы, несомненно, отметилось признаком святости.

Не менее особыми считаются места, где уничтожались тела погибших, и, возможно, остались какие-то их частицы. И о том, что эти места святые, было достаточно много знаков и знамений, как говорят очевидцы, доказательств с неба. Люди видели и огненный крест, и огненные столпы, кто-то видел образы членов царской семьи… И для многих это стало переломным моментом в их духовной жизни. Многих православных привели к Христу Царственные страстотерпцы. После уничтожения царской семьи православная Россия продолжала в царе Николае II иметь отца.

Молитвенники у престола за землю русскую

О том, что последний русский царь и члены его семьи стали на небесах искренними просителями за благосостояние земли русской, люди стали понимать с возрождением духовности в обществе. Вокруг царской семьи в период богоборчества и атеизма сформировалось много негативных мифов, однако постепенно в обществе пересмотрели своё отношение к семье Романовых. С возрождением православия многие поступки и принципы царя-христианина люди смогли истолковать с точки зрения верующего, истинной ценностью которого являются любовь и забота о ближнем, а также смирение и отказ от собственных интересов ради благосостояния ближнего.

"Их глаза отражают небо..."

Свидетельствовала, что в студенческие годы относилась к Царской династии так же, как и большинство её современников. Однажды, идя по улице, она обратила внимание на групповой портрет семьи Романовых, выставленный в витрине. Поражённая студентка вдруг поняла, что глаза этих людей отражают небо. В действительности глаза человека отражают то, на что он смотрит, но люди, наделённые умением постоянно обращать взор к небу, встречаются достаточно редко. Возможно, поэтому люди и стали обращаться с молитвенными просьбами к всё чаще и чаще, и не только в день памяти Царственных страстотерпцев.

Истинный пример православной семьи

Царские мученики навсегда остались в памяти потомков-христиан образцом православной семьи, в которой царил домострой, но при этом все члены были одним целым. Проблема современной семьи в том, что родителям постоянно не хватает времени на полноценное общение со своими детьми, на времяпровождение в обществе друг друга. Семья Романовых явила образец единения всех вокруг общих ценностей. О православном воспитании детей царица Александра говорила, что родители сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей. Происходить это должно не на словах, а на деле, так как авторитетные для детей люди могут наставлять их примерами своей жизни. Эта аксиома известна всем уже много веков, однако мало просто знать, необходимо уметь положить это знание в основу системы педагогического воздействия на детей. И пример такой семьи, который оставили потомкам Царственные страстотерпцы, очень яркий.

Носитель идеалов Святой Руси

Большинство представителей высшей аристократии начала 20 века назывались христианами лишь по имени, не принимая православие за основу собственного мировоззрения. Совсем по-другому видел свою миссию на земле царь Николай II. Царственные страстотерпцы принимали православную веру всерьёз, потому в высшем обществе считались чужими и непонятными. До последнего своего часа члены венценосной семьи продолжали молиться Господу и Святым, являя тем самым своим тюремщикам образец смирения и глубокой веры в справедливость воли Божьей. Упование на покровительство небесных заступников подтверждает и тот факт, что во время богослужения, совершенного для царской семьи за три дня до расстрела, во время пения молитвы «Со святыми упокой…» все Царственные мученики одновременно преклонили колени. Потому убийство членов семьи Романовых невозможно представить как политическое ‒ это деяние расценивается как святотатство. До сих пор на России лежит великий грех цареубийства.

«Царь простил нас и на небе просит, чтоб Господь простил…»

Сегодня к Великим мученикам всё больше обращаются с молитвенными просьбами об укреплении семьи, здоровье наследников, правильном формировании их морального духа в соответствии с христианскими идеалами. Для духовной и России важное значение имеет то, что многие храмы стали посвящаться Страстотерпцам. Строится и в самой Москве Храм Святых Царственных страстотерпцев. Свою историю эта церковь ведёт с 2011 года ‒ именно тогда было принято решение о ее строительстве. В престольной это первый храм, посвящённый канонизированной семье Романовых. О том, что такой храм необходимо иметь в Москве, православные говорили давно, потому и почитание к этой обители особенное со стороны прихожан. Проблемы современной России требуют особенной молитвенной поддержки и помощи в разрешении, поэтому потянулись православные в храм Царственных страстотерпцев с молитвами о возрождении и процветании государства Российского.

«Свет Христовой веры…»

Во время гонений на императорскую семью она явила миру образец сплочения вокруг Господа и истинной веры. Тот храм, который носит имя Святых страстотерпцев, имеет такое же призвание: сплачивать истинно верующих христиан вокруг Христа Спасителя. Особенным днём для прихожан этого храма считается день Памяти Царственных страстотерпцев, который традиционно отмечается церковью 17 июля. Особые служения проходят в этот день в Московском храме, в основу которого заложена капсула с землёй, привезённой с места трагической кончины канонизированных членов святой семьи. Поэтому считается, что святые останки пребывают с людьми в этом месте во время молитв и обращений к Господу и Святым венценосным великомученикам.

с ликом царя-мученика

В конце 90-х годов 20 века московскому доктору в день Царственных страстотерпцев кто-то из пациентов преподнёс в дар икону с ликом канонизированного царя. Верующий доктор постоянно молился этому образу в любых жизненных ситуациях, спустя время заметил появившиеся на иконе небольшие пятна кровавого цвета. Доктор отнёс икону в церковь, где во время молебна все присутствующие вдруг ощутили чудный аромат, исходящий от лика Царя-мученика. В течение последующих трёх недель благоухание не прекращалось, особенно распространяясь по церкви в тот момент, когда читался акафист Царственным страстотерпцам. Икона побывала в многих храмах и монастырях, но везде молящиеся отмечали необычное благоухание, исходящее от образа. Первое исцеление от иконы, зафиксированное официально - исцеление от слепоты в 1999 году. С той поры чудесный образ побывал во многих епархиях, и в каждой были зафиксированы чудеса исцеления. с тех пор стала знаменитой святыней, к которой ежегодно стекаются тысячи страждущих исцеления. Великий государь Российский и после своей мученической кончины продолжает решать проблемы людей, обратившихся к нему за помощью.

«По вере вашей да будет вам…»

Не только к русскому человеку снисходит канонизированный Государь со своей чудесной помощью, но по молитвам любого православного зафиксированы чудеса веры. Житель Дании, более 16 лет страдающий алкоголизмом и наркоманией, искренне хотел избавиться от пороков. По совету православных друзей он отправился в путешествие по знаменитым местам России, посетил он и Царское Село. В тот момент, когда шла служба Царственным страстотерпцам в маленьком храме, где некогда молились члены венценосной семьи, датчанин мысленно обратился к государю с просьбой об исцелении от губительной страсти. В тот же момент вдруг почувствовал, что привычка оставила его. Спустя четыре года после чудесного исцеления датчанин принял православие с именем Николай в честь последнего венценосного Романова.

Заступничество канонизированных мучеников

Не только великий государь готов снисходить к грешникам и помогать им, но и остальные канонизированные мученики приходят на помощь верующим. Зафиксирован случай помощи истинно верующей девушке, особо почитающей царскую семью. Чудесным заступничеством детей Романовых девушка была избавлена от хулиганов, пытающихся нанести ей вред. Этот случай убедил многих в том, что молитвенная служба Царственным страстотерпцам обеспечивает постоянное покровительство членов невинно убиенного семейства.

История России и династии Романовых тесно переплетена, так что всякое известие о новых фактах, связанных с царской семьей, становится историческим открытием общероссийского значения. До настоящего времени было известно два святых образа, которые ассоциировались с Царским Домом Романовых. Довольно неожиданно в наше время стало известно о существовании третьей царской иконы, которая разделила судьбу царственных мучеников. Икона претерпела поругание, забвение и вновь была явлена верующим людям в наше время. В создании иконографической композиции этой иконы принял участие последний русский , который дал ей наименование. Икона исторически связана с Феодоровским образом Божией Матери, которым благословила на царствование первого царя Михаила Романова его мать - Ксения Ивановна Шестова (в иночестве Марфа). «Феодоровская» икона получила свое название по имени князя Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора), который был отцом . Образ по наследству перешел к сыну и был его моленной иконой. После окончания Смутного времени этот образ стал символом Царского Дома Романовых. Великие княгини, рожденные на Западе, становясь русскими царицами, при крещении именно по этой причине получали отчество «Федоровна». Так, например, последняя русская царица в крещении получила имя Александра Федоровна подобно тому, как мать Николая II, дочь короля Дании, после принятия Православия стала Марией Федоровной.

Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича. Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени. Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.

Офицеры и кадеты-революционеры, которые вынуждали царя отречься в пользу князя Михаила, не могли не знать, что предлагают заведомо нелегитимного правителя. Возможно, поэтому Николай II согласился с формулировкой незаконного отречения. Он ожидал реакции и поддержки русского общества. Весной 1917 года общественность с радостным воодушевлением приветствовала Февральскую революцию и осталась равнодушной к известию о том, что царский престол пуст. Обретение иконы «Державная» в день отречения царя стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.

История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом

Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.

В 1972 году по Алтаю путешествовали местные художники Владислав Владимирович Тихонов и Михаил Прокопьевич Манеев. М.П. Манеев известен тем, что писал картины с помощью кисточки, зажатой между зубами, поскольку был лишен обеих рук. Оба художника были участниками , большими тружениками и энтузиастами своего дела. В алтайском селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, они заметили стол необычной формы. В. Тихонов, заинтересовавшись столом, заглянул под столешницу и с удивлением обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Известно множество аналогичных фактов, когда иконы больших размеров использовали для изготовления дверей, настилов для скота и другим неподобающим образом. В данном случае превращение иконы в столешницу спасло ее от окончательной гибели. Художники, договорившись с руководством школы, забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края, который был крупнейшим центром сельскохозяйственного машиностроения СССР. В городе чудом сохранилась церковь архангела Михаила, которую построил в 1906 году основатель города, предприимчивый крестьянин-переселенец Михаил Алексеевич Рубцов.

Для того чтобы переселиться из самарских пределов на Алтай и основать там поселение, Михаилу Рубцову необходимо было получить разрешение от самого царя. Дело в том, что до революции земли Алтая принадлежали царской семье (так называемые «кабинетные земли»). Сибирь являлась личным владением царей Дома Романовых. Сибирь, а также Забайкалье, принадлежавшее царской семье, перед революцией давали от 3 000 000 до 4 000 000 руб. дохода и управлялись из Санкт-Петербурга специальным Кабинетом (министерством), который располагался близ Аничкова дворца. Все решения по этим землям, по их населению и организации хозяйства принимались с одобрения самодержца.

Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе

Икона, найденная художниками, два десятилетия пролежала в запасниках краеведческого музея города Рубцовска, и никто не интересовался ее историей или названием. Времена менялись, СССР перестал существовать, разочарованные в крахе коммунизма люди с надеждой обратили свои взоры к историческим и духовным истокам. В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Владимировна Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона была не отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа, чистые цвета, ее необычайная внутренняя сила привлекали внимание. К этой иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты. Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе. Несколько раз икону пытались сфотографировать, но всякий раз неудачно. Корреспондент газеты «Местное время», сфотографировав икону, был разочарован, обнаружив, что вся пленка, на которой был заснят разнообразный материал, засветилась, хотя никакой видимой причины для этого не было. В конце концов икону удалось сфотографировать, и небольшой снимок, с размытым изображением, Е.В. Бычкова всегда держала рядом с собой. Она решила узнать историю иконы и ее точное название, для чего брала с собой фотографию во все поездки, показывая ее различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог счастливый случай. В городе Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале. Отец Константин показал журнал из личного семейного архива − «Русский паломник» за 1913 год, № 27, в котором находилось подробное описание, фотография и история возникновения иконы.

Благодаря статье из «Русского паломника» выяснилось следующее. В связи с отмечаемым в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых были проведены многочисленные торжественные мероприятия. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник, которая получила название «Феодоровская» в память 300-летия Дома Романовых. Создание этого образа осуществлялось с согласия и при личном участии государя Николая II, как об этом сообщила «Петербургская газета»: «Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование “Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых”». На иконе изображен образ Божией Матери «Феодоровская», парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых - покровителей всех русских правителей рода Романовых.

Имена святых следующие: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа

Как видно из приведенного списка, некоторые святые являлись покровителями нескольких русских правителей. Так, благоверный князь Александр Невский был покровителем трех российских императоров. Сама икона «Феодоровская» принадлежала князю Александру Невскому, так что через имена трех русских выдающихся императоров, имевших одного святого покровителя, создавалась историческая преемственность с царским родом Рюриковичей. Царский род Рюриковичей пресекся на сыне Иоанна Грозного царе Феодоре Иоанновиче. Небесным покровителем последнего царя из рода Рюриковичей был . Этого же покровителя избрали для третьего русского царя - Феодора Алексеевича Романова. Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа. Избрание святого покровителя для будущего русского царя, таким образом, опиралось на традицию, чтобы соблюдалась преемственность не только земного рода, но и небесного патроната.

К 300-летию Дома Романовых традицию наречения имени в честь избранного святого решили воплотить в новый иконографический образ. Изображенные на иконе святые покровители всех русских царей выступают в роли покровителей России и русского народа. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные издания, газеты и журналы того времени («Петербургская газета», «Церковные ведомости», «Правительственный вестник», «Русский паломник» и др.). Все упомянутые издания, за исключением «Русского паломника», тем не менее не поместили фотографии самой иконы. Этот образ предполагали поставить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Икона должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России.

12 декабря 1912 года государь император Николай II в присутствии министров и других ответственных лиц одобрил проект образа. 19 декабря Синод издал постановление под номером 11737 о повсеместном распространении этой иконы. Согласно ее описанию и изображению в журнале «Русский паломник», икона имела киот, который венчает изображение державы царя Михаила Феодоровича Романова с большим крестом. Под державой укреплен двуглавый орел с гербом Дома Романовых. Держава покоится на верхней полукруглой части рамы киота, на которой золочеными буквами написаны слова из Священного Писания: «Мною цари царствуют» и «Сердце царево в руце Божией». Боковые части киота были украшены пилястрами. Слева в раме были помещены слова из грамоты Всероссийского земского собора 1613 года о призвании на царство Михаила Романова: «Быти на Владимирском и Московском и на Новгородском Государствах, и на Царствах Казанском и Астраханском и Сибирском, и на всех великих и преславных Российских Государствах Государем, Царем и Великим Князем, всея Руссии Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных Российских Государей Царей… Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву из иных Государств и из Московских родов на Московском Государстве Государем никак иному никому не быти». Справа на киоте был отрывок из Высочайшего манифеста от 20 октября 1894 года, возвещающий о кончине государя Александра III и о вступлении в права престолонаследия Николая II: «Божиею милостию Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский… Объявляем всем верным нашим подданным… Мы же в сей скорбный, но торжественный час вступления Нашего на прародительский Престол Российской Империи…. вспоминаем заветы усопшего Родителя Нашего и, проникшись ими, приемлем священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единою целью мирное преуспеяние счастия всех Наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать Нас к сему великому служению, да поможет Нам. Дан в Ливадии, лета от рождества Христова в 1894-е, Царствования же Нашего в первое, октября 20-го дня».

Икону предполагалось устанавливать на одну ступень выше пола, в знак принадлежности царского престола к миру не только земному, но и горнему. Именно этим образом, созданным с одобрения последнего самодержца царя-мученика Николая II, и была найденная на Алтае икона.

В настоящее время икона пребывает в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный.

После того как выяснили название и историю иконы, клирики Михайло-Архангельского храма г. Рубцовска, по согласованию с руководством музея, приняли решение о перенесении иконы из музея в храм. К удивлению служащих музея, оказалось, что за все время нахождения в запасниках она не была должным образом оформлена и не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая поступление иконы в музей. Для музея это был случай уникальный, и его работники с недоумением разводили руками. Это также означало, что икону можно было передать церкви без каких бы то ни было затруднений, как объект, который никак не значится в музейных документах. В 2003 году торжественным крестным ходом состоялся перенос иконы из музея в церковь. В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е.В. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.

Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. В конце концов после долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. Можно утверждать, что в настоящий момент в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено множество, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом самодержавия, поэтому на нее обрушилась сугубая ярость богоборцев. В революционные годы и последующее время коммунистических свершений шансов уцелеть царской символике практически не было, кроме особых случаев, к которым относились, например, музейные экспонаты. По этой причине факт существования царской иконы не был известен до настоящего времени.

В канун 100-летия русской революции сотрудники Рубцовской епархии приняли решение распространить информацию о царской иконе и ее чудесном обретении. Выполняя просьбу верующих Алтая, автор статьи с благоговением предает огласке вышеизложенные факты.

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

passio ) во имя . Но преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их , . Соответственно, в данном случае подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие, что является одними из заповедей . Так, в частности, нередко именуются святые мученики , святой , преподобный , живший в . В году последний российский император и его семья, по решению Уральского Совета в году, были канонизированы в лике страстотерпцев.

Кратко подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих ( и ), в отличие от — которое является страданием за свидетельство в (веры в ) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры (из Википедии).

Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам.

В 1928 году они были причислены к лику святых Катакомбной церкви.
В 1981 году они были прославлены Русской Зарубежной Церковью.
20 августа 2000 года они были причислены РПЦ к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

День памяти: 4 (17) июля -- день расстрела.
Романовская иконография очень интересна в силу того, что еще не выработан единый канон написания их образов. Поэтому каждый иконописец творит так, как он считает нужным. Первыми стали западные иконописцы и именно за рубежом чаще всего можно найти иконы Романовых. Теперь же и в России почти в каждом храме есть своя икона, посвященная страстотерпцам-мученикам Романовым.

К святости членов царской семьи и их приближенных шли многие годы - их служение России выражалось в благих делах и милосердии. Так во время войны и дочерей Романовых и саму императрицу часто можно было увидеть в госпиталях и лазаретах, в приютах и богодельнях. Великая княгиня Елизавета Федоровна отказалась от мирской жизни в пользу помощи бедным и обездоленным. Их примеру следовало и ближайшее окружение.
СВ. ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ
с иконой Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ serafim-library.narod.ru
Икона святых Царственных Страстотерпцев, изготовлена сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря по заказу Московского Кафедрального Богоявленского патриаршего собора.
Вторая икона аналогично. Автор Филипп Москвитин. Храм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево. Она мироточит
Очевидны две тенденции иконописцев: первая -- переодевать царскую семью в древнерусские одеяния 16-17 веков, и тогда иконы опознаются по усам Николая да количеству персон на доске. Больше ничем они не отличаются от прочих изображений каких угодно святых.

Вторая тенденция - оставить их в одежде начала ХХ века, причем подчас в военной форме и передниках медсестер. Но иконописцев, видимо, смущает получающаяся стилевая несообразность -- нимбы плохо сочетаются с кителями, поэтому чаще попадается первый вариант.

Икона с портретами семьи царственных мучеников

Икона "Святые царственные мученики"

икона святых царственных мучеников


Святые царственные мученики. Они все одеты в белое — белый цвет это символ того, что они в царствии небесном, обозначение нетварного света. В небесах над ними Державная икона Божьей Матери. Державная богоматерь — одна из официально «чудотворных» икон Богородицы собственно российского происхождения; была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви Коломенского. На иконе — изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Девы — царские регалии, скипетр и держава. По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель конституционной монархии России послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Иконографические образы царя-мученика Николая II
Образ Царя Николая II был написан в Америке в 1997 году, на восьмидесятой годовщине свершения кровавой революции в России. Написал его православный иконописец Павел Тихомиров для одной благотворительной организации. С иконы делались цветные литографии, а вырученные от их продажи средства направлялись на помощь нуждающимся в Россию... Эта икона мироточила во многих храмах

Икона "Святой мученик Николай в житиях"

МОЛИТВЫ Святым Царственным мученикам:

Благословен еси Господи Боже Отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна и правы путие Твои, и вей Суды Твои истинни, и судьбы истинни сотворил еси по всем, яже навел еси на ны, яко согрешихом и беззаконновахом отступивше от Тебе, и прегрешихом во всех, и заповедей Твоих не послушахом, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, да благо нам будет, и предал еси нас в руки врагов беззаконных, мерзких - отступников, человеком неправедным и лукавнейшим паче всея земли.
И ныне несть нам отверсти уст, спуд и поношение быхом рабом Твоим и чтущим Тя. Не предаждь же нас до конца имени Твоего ради и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоея от нас, яко, Владыко, умалихомся паче всех язык и есмы смирени по всей земли днесь, грех ради наших и несть во время сие начальника, пророка и вождя. И ныне возследуем всем сердцем и боимся Тебе и ищем лица Твоего, не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоея, и молитв ради Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих, изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи, и да посрамятся вей являющий рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы и крепость их да сокрушится, и да разумеют вси, яко Ты еси Бог наш, един и славен по всей вселенной. Аминь.

Молитва святым Царственным страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва царственным страстотерпцам
О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материалы использованы с сайтов -

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...