Известно что мировая история началась с востока. Особенности западной и восточной цивилизаций

Ответ: 3


6.

Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

Ответ: 2


7.

Для традиционного общества характерно

Ответ: 1


8.

Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

Ответ: 1

9.

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.

Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.

Ответ: 2


10.

К глобальным проблемам экологического характера относится

Ответ: 2

11.

В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

Ответ: 3

12.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом.

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию.

Ответ: 3


13.

К политическим глобальным проблемам современного мира относится

Ответ: 2

14.

Верны ли следующие суждения о терроризме?

А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

Ответ: 3


15.

Процессы глобализации связаны с

Ответ: 3

16.

С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

Ответ: 3

17.

Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?

Ответ: 3

18.

Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.

Ответ: 4

Часть В.


1.

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Форма общественных изменений –

______________________________

включает в себя все поступательные изменения

определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному

одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества
Ответ: ________________________________

Ответ: прогресс (общественный прогресс)


2.

Укажите черты, отличающие общество от природы.

Ответ: 245


3.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


1

2

3

4

5

6

Ответ: ЖВДБЗГ

4.

Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИП ОБЩЕСТВА

1)

Быстрота перемен

А)

традиционное

2)

Многообразие путей развития

Б)

современное

3)

Преобладание коллективистских начал

4)

Развитие микропроцессорных технологий

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: ББАБ


5.

Укажите черты традиционного общества.

Ответ: 124


6.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

Ответ: ААБА

Часть С
Восточная цивилизация

Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

(Е.И.Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.



Баллы

элементы :

  1. сформулировано понимание восточной цивилизации:
Автор понимает Восток не в географическом, а в историко-культурном, цивилизационном ключе, как «гигантскую человеческую целостность, весьма неоднородную и противоречивую»;

  1. приведены признаки восточных обществ:
- воспроизводство сложившихся социальных культур;

Стабильность образа жизни;

Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

Растворение личности в коллективе.


Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака

2

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака

1

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ

Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

2

2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. указаны условия (признаки) формирования восточных обществ:
- во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например:

Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
Могут быть приведены иные верные примеры.


Указаны два условия, приведен пример

2

Указаны два условия, пример не приведен

1

Указано одно условие ИЛИ

Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

2

3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

  1. «важнейший элемент», характеризующий восточное общество - «восточная деспотия»;

  2. причины, способствующие ее возникновению:
- отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.


  1. приведен дополнительный признак, например:
- преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

Могут быть приведены иные дополнительные признаки.


Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак

3

Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен.

2

Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины.

1

Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ

Ответ неправильный


0

Максимальный балл

3

4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

  1. пояснение , например:
Автор полагает, что в основе духовного потенциала Востока лежат мифологические религиозно-философские системы, ритуалы, в меньшей степени, чем наука, технологии.

  1. приведены примеры , допустим:
- мировоззренческие духовные основы буддизма, созданные в Индии;

Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае;

Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране.

Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры.


Приведено пояснение, приведены три примера.

3

Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены три примера.

2

Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера

1

Приведен один пример ИЛИ

Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

3

5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) сформулировано понятие о модернизации, например:


  • в понятие модернизации современные ученые включают преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью промышленности, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) указаны проблемы, например:


  • – приверженность традиционных обществ своему укладу, ценностям, связанным с обычаями, религией, веками складывающимся устоям;

  • слабый динамизм традиционных обществ, их ориентация на воспроизведение существующих отношений, а не на развитие;

  • модернизация является мучительным процессом, который может привести к слому старых порядков и структур.
Могут быть указаны и иные проблемы.

Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы.

3

Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы.

2

Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных электронных сетей и средств.

4) Проявления террористической деятельности.

5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Формулировки пунктов плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

Максимальный балл

2

7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


Раздел 2 «Человек, индивид, личность»

  • 3. Субъективный идеализм: Юм, Кант
  • 4. Материализм: Гольбах, Фейербах, Энгельс
  • ТемаIii. Человек во вселенной. Религиозная, философская и научная картина мира
  • 1. Религиозная картина мира
  • 2. Философская картина мира
  • 3. Научная картина мира
  • Тема IV. Природа человека и смысл его существования
  • 1. Философские проблемы антропосоциогенеза
  • 2. Соотношение социального и биологического в человеке
  • 3. Феномены человеческого бытия
  • 4. Смысл и ценность жизни человека
  • Тема V. Общество как социально-практический способ бытия человека
  • 1. Бытие человека и общественное производство
  • 2. Технологические основы производственной деятельности и научно-технический потенциал общества
  • 3. Экономические формы общественного производства
  • 4. Общественное разделение труда и классы
  • 5. Общественная власть и государство
  • 6. Социально-практический способ бытия и общественное сознание
  • Тема VI. Познание, его возможности и границы. Вера и знание
  • 1. Сущность познания
  • 2. Соотношение чувственного и рационального в познании
  • 3. Методы научного познания
  • 4. Проблема научной истины
  • 5. Границы научного познания
  • 6. Вера и знание
  • Тема VII. Человек в мире культуры. Восток. Запад. Россия в диалоге культур
  • 1. Культура и культурно-историческая жизнь
  • 2. Социальная психология как одна из культурных детерминант жизнедеятельности людей
  • 3. Научно-теоретическое сознание и сознание как система духовных ценностей
  • 4. Самоопределение этноса и культура
  • 5. Особенности Восточной и Западной культур
  • 6. Диалог культур и кризис европоцентризма
  • 7. Место России в диалоге Западной и Восточной культур
  • Тема VIII. Личность. Проблемы ее индивидуальности и развития
  • 1. Понятие индивидуальности
  • 2. Понятие личности
  • 3. Типология личности
  • 4. Развитие личности
  • Тема IX. Современная цивилизация и формирование информационно-технического общества. Роль научной рациональности в развитии общества
  • 1. Понятие цивилизации. Основные принципы цивилизационного подхода к истории общества
  • 2. Традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации
  • 3. Рациональность как социокультурная проблема
  • 4. Становление информационно-технического общества и нового типа рациональности
  • Тема X. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем
  • 1. Философские концепции исторического процесса
  • 2. Общественный прогресс, его критерии и границы
  • 3. Социальное предвидение: виды, типы, методы
  • 4. Глобальные проблемы современности, их сущность, причины и пути разрешения
  • Тема XI. Русская философия XIX – начала XX в.
  • 1. Философия русского консерватизма
  • 2. Философия всеединства
  • 3. Философия всеединства в XX веке
  • 4. Философские взгляды в.В. Розанова
  • Тема XII. Актуальные проблемы философии XX в.
  • 1. Проблемы бытия в философии XX в.
  • 2. Гносеологические проблемы современной философской мысли
  • 3. Проблемы аксиологии XX века
  • 4. Философская антропология в поисках решения проблемы человека
  • Заключение
  • Указатель имен
  • Литература
  • Оглавление
  • 5. Особенности Восточной и Западной культур

    Человечество при всем его необычайном многообразии мечется между двумя культурными полюсами: Восток и Запад. Попыта­емся уточнить эти понятия.

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Неда­ром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока»

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская че­ловеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канони­зированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

    Восток - это прежде всего традиционное общество и традици­онный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных ра­бот, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государствен­ные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, ре­лигиозные культы, ритуалы и обряды.

    Такого рода цивилизаций немного. Из числа активно функци­онирующих в наши дни и во многом определявших культурные традиции на протяжении ряда веков, необходимо назвать арабо-исламскую, индо-буддийскую, китайско-конфуцианскую (12. Т. 1. С. 26). Конечно, в рамках каждой из них есть немало внут­ренних различий, но при всем том каждая за долгие века своего существования создала устойчивую систему ценностей, выражаю­щую специфику соответствующих культурных типов.

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «вос­точная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная струк­тура общества возникает там, где у частной собственности нет при­оритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организа­ции межобщинных работ формируется орган власти, который, по­степенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирами­ды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя по­лучить традиционно установленную ренту-налог.

    В китайской культуре делается упор на социальной этике и административно-регламентированном поведении жителей страны. Санкционированная религией этика обязывала китайца смотреть на императора как на заботливого отца и неукоснительно следо­вать традиционным нормам взаимоотношения в общине.

    Традиция запрещала сыновьям оставлять отца и мать и отда­ваться любви к своей жене. Любовь ассоциируется не со свободой выбора партнера, а с долгом перед родителями, братьями и сестрами. Китайские поэты воспевают дружбу, единственную фор­му общения, в которой мужчина остается свободным. В их поэти­ческой сокровищнице нет ничего похожего на библейскую «Песнь песней».

    Идеологией Китая с VI в до н.э. является конфуцианство. «В доктрине Конфуция не оказалось места мистике и иррационализ­му, онтологии и космологии, даже вообще религии и мифологии, абстрактным метафизическим спекуляциям. Даже Небо - един­ственная метафизическая субстанция, представленная в главном конфуцианском трактате «Луньюй», - выступает в виде не боже­ства, а верховного регулирующе-контролирующего начала. В то же время характерными чертами философии Конфуция следует считать подчеркнутый рационализм, дидактику, сильный акцент на социальную этику» (13. С. 51).

    И в индо-буддийской культуре частная собственность особой роли не играла, впрочем как и в целом в восточной традиции. В ней упор делается на духовной жизни индивида, для которого освобождение от закона кармы - цель жизни. Община строго следит за тем, чтобы каждый общинник гармонично сочетал в своей жизни нормы камы (чувственного влечения), дхармы (мо­рального правопорядка), артхи (практического поведения) и мокши (освобождения от сансары) Поскольку судьба каждого человека определяется кармой, соотношением добрых и неблаговидных дел в прошлом перевоплощении, постольку его имущественное поло­жение не имеет существенного значения для данного перевопло­щения и заботиться он должен о том, чтобы не сделать чего-либо такого, за что ему придется расплачиваться в будущем перевопло­щении. Ориентируясь на главную ценность - мокшу, – общин­ник мог рассчитывать на освобождение от утомительных испыта­ний в мире сансары. Такое освобождение - отказ от земного «Я», эгоистического отношения к жизни и полное слияние с неразличи­мой в себе самой абсолютной духовностью.

    В традиционном исламском обществе ценится приверженность мусульман религиозной общине и неукоснительное выполнение предписаний Корана. Частная собственность признается, но огра­ничивается. Заметен изрядный фанатизм и фатализм правовер­ных. «Божество в исламе является абсолютным деспотом, создав­шим по своему произволу мир и людей, которые суть только сле­пые орудия в его руках, единственный закон бытия для Бога есть Его произвол, а для человека - слепой неодолимый рок» (61. Т. 1. С. 20).

    Традиционные цивилизации обладают удивительной живучестью. Александр Македонский покорил весь Ближний Восток, основал громадную империю. После него осталась система эллинских госу­дарств. Но Восток переварил и Селевкидов и Птолемеев, и привне­сенную в завоеванные страны великолепную культуру древних гре­ков, которая, казалось бы, навсегда там утвердилась. Однажды все вернулось на круги своя – к своему извечному порядку.

    Как огромный шквал прошли по странам Востока войска Чин­гиз-хана; позднее Тамерлан сокрушал империи и перекраивал стра­ны - и все же все возвратилось на старые места, народы продол­жали жить по-старому, своими родами и общинами. И продолжа­ли поклоняться старым богам, менявшим разве что название.

    Английский историк Тойнби полагает, что религия – одна из характеристик цивилизации и даже определяет ее. Другие утверж­дают, что цивилизации выбирают религию. Не мог Ближний Вос­ток принять христианство с его свободой совести и ответственнос­ти человека за его дела. А вот ислам с его четкой регламентацией жизни правоверных наиболее полно отвечает потребностям циви­лизации Ближнего Востока.

    Различия в мировоззрении оказываются весьма существенны­ми для образа жизни народов. Традиционное восточное общество ценит различные сведения, нужные для организации повседнев­ной жизни, но негостеприимно для абстрактных теоретических исследований. Вследствие этого на Востоке наука развивалась трудно. Ни в Китае, ни в Индии не сформировалось современное естествознание, хотя и китайцы, и индийцы никогда не отлича­лись умственной отсталостью и имеют в своем активе ряд выдаю­щихся открытий и изобретений.

    Было бы непростительным заблуждением считать, что Восток стоял на месте. Пусть медленно, но и он эволюционировал. Прав­да, динамика его развития отличалась от западной. Во-первых, его развитие циклично, а структура отвергала те новации, кото­рые могли угрожать ее стабильности. Во-вторых, в Европе двига­телем прогресса и сторонником новаций был гражданин-собственник. На Востоке отбирались и репродуцировались лишь те нов­шества, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства. Это были нововведения, направленные на укрепление эффективности власти или стабильности государства.

    На Востоке под ритуалы традиционной культуры подгоняется жизнь человека чаще всего без всякого к нему почтения и снис­хождения. Происходит жесткая практика тотального приспособ­ления индивида к правлению, а не правления к индивиду. Обыч­но насилие над человеком во имя отвлеченного идеала. Самоцен­ность человеческой жизни и ее личное своеобразие ничего не зна­чат. Личность заменена ролью, т.е. место живой личности занимает сословная отвлеченная схема. В ее рамках нет простора для личной воли и личного поступка.

    Прямо противоположный Востоку характер являет, по мнению В. С. Соловьева, западная цивилизация. «Здесь мы видим быстрое и непрерывное развитие, свободную игру сил, самостоятельность и исключительное самоутверждение всех частных форм и индиви дуальных элементов» (61. T.1. C.23).

    Под термином «Запад» понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV – XVII вв. Предшественниками этого типа были культура античности и христианская традиция. Именно в античной культуре философско-религиозное сознание утрачивает свою монополию, возникает система быстрого логического усвоения знаний. Рушится принудительная связь личности с преданием общество теряет единую систему ценностей.

    Одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование западной цивилизации, была древнегреческая философия. Только она сформулировала беспрецедентную для своего времени идею любви к знанию самому по себе. В ней в качестве абсолюта выступает не безличное дао или нирвана,* а лоюс, при чем постигаемый рационально через постижение природы. Такое отношение к знанию в древнегреческом мире объясняется следующим. Во-первых, Греция играла роль посредника между различными культурами. Она располагалась на стыке нескольких оригинальных культур (кристо Микенской, древнеегипетской, финикийской, вавилонской), и вследствие этого могла пользоваться к своей выгоде результатами чужеземных достижений.

    * Дао в китайской философии непостигаемое и невыразимое в словах духовное начало мира. Нирвана в индо-буддийской культуре понимается как состояние отрешенности от бытия, устраняющее индивидуальность личной жизни и приобщающее сознание индивида к абсолюту.

    Во-вторых, Греция – родина демократических порядков и гражданских законов. Великий реформатор Солон добивался обязательного исполнения закона всеми гражданами, независимо от их имущественного, социального или любого другого положения, способствуя тем самым формированию единого правового поля.

    В-третьих, греки бесконечно ценили в своем образе жизни свою непохожесть на окружение и реализовали себя через «аргон», стиль жизни, мышления, которым определяется тяга к полемике, диалогу, столкновению противоположных точек зрения, а значит и ограничению личного мнения путем обращения к высшему арбитру разуму. Вспомним знаменитое изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

    Вторым фактором, способствовавшим оформлению западного типа культуры, было христианство, где Логос становится Богом. Оно дало человечеству «личностного» Бога, т.е. персональность становится абсолютным началом мира. А так как все люди – личности, то все они равнодостойны своей персональной причастностью Богу, с которым их связывает любовь. Служение Богу связывается прежде всего с трудом, который рассматривается и ценится безотносительно к его конкретной форме. «Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах Бога, хотя бы сословие его было презираемым, а должность - еле приметной. Тот, кто трудится нерадиво, - чернь в глазах Творца, хотя бы он был князем или самым заметным из юристов» (54. С. 122).

    Лютер первым в христианской культуре противопоставил труд и праздность, возродив известное изречение апостола Павла: «Кто не работает, да не ест». Нравственное возвышение труда и осуждение праздности подготавливало одну из важнейших установок гуманистической и демократической культуры. Были созданы исходные предпосылки для культивирования частнопредпринимательского успеха и частной собственности.

    Хотя наука обязана своим возникновением древним грекам, современная технология уходит своими корнями в христианскую веру в Бога-творца. Только культура, основанная на вере в трансцендентного Бога, могла демистифицировать природу. Только такая культура могла задаться целью покорить природу, заставив ее служить людям; только такая культура позволяла развиваться установкам, руководствуясь которыми монахи стали в XII в. перекрывать плотинами реки, используя их энергию для сложных систем водяных мельниц, а позднее Бэкон высказал свое знаменитое положение «Знание - сила». Чтобы увидеть, что знание - сила, нужна совершенно особая точка зрения, с которой объект знания выступает в чисто инструментальном качестве, точка зрения неведомая всем остальным культурам.

    Не менее важной компонентой, характеризующей духовную жизнь Запада, является демократия. Демократия - это опреде­ленный тип власти, противостоящий тем правлениям, где один – будь то тиран, монарх или фюрер - властвует над всеми. В условиях демократии существуют представительные органы власти и большинство определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.

    Как и всякая власть, демократия заключает в себе определенную опасность для отдельной личности, подчиняя ее воле большинства. И если интересы отдельной личности, как и интересы меньшинства, не защищаются, а то и прямо подавляются, приносятся в жертву государству, то такая власть перерастает в свою противоположность – тоталитаризм, абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью, общего интереса над частным и индивидуальным.

    Против диктата большинства западная культура разработала систему правовых норм, которая предоставляет личности автономию, защищает ее от государственного произвола. Своим истоком правовое государство имеет надежду людей на равенство возможностей, на относительную свободу в своей индивидуальной жизни.

    Но достижения западной культуры не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Частнопредпринимательская деятельность, жесткая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности.

    Не случайно, что именно западноевропейская культура породила социал-дарвинизм с его пренебрежительным отношением к народам Азии и Африки, культы насилия и техники, две мировые войны и завоевательные походы против неевропейских народов. «Сегодня Европа сильна и могущественна, и европейцы считают себя самыми цивилизованными и культурными в мире, – писал Дж. Неру. – Европейцы смотрят свысока на Азию и ее народы, они приходят и захватывают в странах Азии все, что могут» (47. Т. 1. С. 40).

    Да и в отношении к природе в системе Западной культуры нет места для благоговения перед жизнью.

    "

    Тема 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ

    Часть 1

    Ответами к заданиям 1–31 являются цифра, или последовательность цифр,

    или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте

    работы.

    1 Под обществом в наиболее широком смысле слова понимается

    1) весь материальный мир в его многообразии

    2) объединение людей по увлечениям, интересам

    3) преобразованная человеком часть естественной среды (природы)

    4) способ и форма существования человечества

    Ответ:

    2 Общество как динамичную, развивающуюся систему характеризует

    1) наличие структурных элементов и подсистем

    2) связь социальной системы с естественной средой

    3) наличие взаимозависимости внутри элементов и подсистем

    4) возникновение новых элементов взамен исчезнувших

    Ответ:

    3 К политической сфере жизни общества непосредственно относится

    1) победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент

    2) вступление экономики страны в период рецессии, застоя

    3) демографический бум в отдельных регионах страны

    4) разработка учеными-историками новой научной концепции

    Ответ:

    4 Верны ли следующие суждения об обществе?

    А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей, способ существования человечества.

    Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках

    контроль над природными ресурсами.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    5 Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано:

    1) переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и началом войны против Галлии

    2) борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы

    3) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье

    4) победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев

    Ответ:

    6 Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам раз-

    вития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень

    доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке

    мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный при-

    мер может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими

    сферами общества, как

    1) экономическая, политическая

    2) социальная, экономическая, духовная

    3) духовная, политическая, экономическая

    4) экономическая, социальная

    Ответ:

    7 Японское общество отличает приверженность истории, традиции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальной традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствуют традиции.

    Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества.

    1) Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего

    единство нации.

    2) Многие жители Японии являются приверженцами древней религии Синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.

    3) Японцы возводят искусственные острова из мусора и возводят на них сейсмоустойчивые небоскребы.

    4) Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, отмечают семейные праздники и обряды.

    5) Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным магистралям.

    Ответ:

    8 Для какого из исторических типов обществ характерно становление массового стандартизированного серийного производства, механизация и автоматизация производственных процессов, безусловное преобладание экономических стимулов к труду?

    1) аграрного 3) традиционного

    2) информационного 4) индустриального

    Ответ:

    9 Страна Н. находится в Северном полушарии. Она многонациональна, большинство населения проживает в городских агломерациях. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что общество страны Н. постиндустриального типа?

    1) Территория страны расположена в двух частях света и разных климатических зонах.

    2) Управление страной осуществляется при помощи электронных сетей, большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг.

    3) Правительство страны разрабатывает и утверждает социальные законы.

    4) Недавно в стране был проведен референдум о статусе государственного языка.

    Ответ:

    10 Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    Общественный прогресс

    А. не способен оказывать влияние на отношения между людьми, духовность и нравственные качества людей.

    Б. включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и, в том числе, высвобождающих его время для отдыха и творчества, повышающих комфортность труда и быта.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    11 Постепенные, некатастрофические преобразования в обществе, предполагающие органичное сочетание старого с новым, накопление перемен, характерны для такой формы социальных изменений, как

    1) скачок 3) эволюция

    2) революция 4) деградация

    Ответ:

    12 В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Общество от более совершенного перешло к менее совершенным, примитивным формам.

    Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений, как

    1) реформа 3) регресс

    2) модернизация 4) эволюция

    Ответ:

    13 К глобальных проблемам современного мира, относящимся к экологии, воздействию человека на природу, относится

    1) действия международных террористических организаций

    2) хищническое истребление лесов в джунглях Амазонки - «легких планеты»

    3) снижение рождаемости в ряде развитых стран

    4) локальные войны, создающие угрозу стабильности в ряде регионов

    Ответ:

    14 В ряде стран Азии и Африки избыточный и неконтролируемый прирост населения приводит к тому, что сохраняется угроза голода, многие дети не имеют возможности посещать школу и получать медицинскую помощь.

    Данный пример может служить иллюстрацией такого типа глобальных проблем современного мира, как

    1) экологические

    2) социально-демографические

    3) военно-политические

    4) культурно-гуманитарные

    Ответ:

    15 Верны ли следующие суждения об угрозах и вызовах XXI в.?

    Угрозы и вызовы XXI в.

    А. обусловлены возросшими масштабами хозяйственной деятельности человека, его вмешательством в природные комплексы, использованием невозобновимых природных ресурсов.

    Б. связаны с разрывом в уровне развития между богатыми странами «мирового Севера» и отсталыми, бедными странами «мирового Юга», стремлением Юга к переустройству мирового порядка.

    Ответ:

    16 Одним из негативных последствий процесса глобализации ученые считают

    1) возрастающую неконкурентоспособность ряда отраслей национальных экономик

    2) сближение стран и народов путем формирования глобальных социальных сетей, усилением зависимости стран от импорта

    3) утверждение в сознании большинства жителей Земли универсальных гуманитарных ценностей

    4) успешное освоение технических и технологических новшеств в различных регионах мира

    Ответ:

    17 Глобализация экономических процессов, формирование единого мирового

    рынка связаны с

    1) образованием международных террористических центров, готовящих боевиков

    2) стремлением многих стран и наций к сохранению уникальных национальных культур

    3) созданием и деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН)

    4) деятельностью Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, развитием транснациональных корпораций (ТНК)

    Ответ:

    18 К политическим глобальным проблемам современного мира относится

    1) снижение рождаемости и старение ряда европейских наций

    2) угроза распространения ядерного оружия за пределы стран - членов «ядерного клуба»

    3) разрыв в уровнях развития бедных и богатых стран, неспособность ряда стран решить свои социальные проблемы

    4) кризис духовных ценностей современного человечества

    Ответ:

    19 С помощью такого критерия общественного прогресса, как упрочение нравственных основ общества, можно проиллюстрировать

    1) распространение экологических стандартов производства автомобильного топлива

    2) введение нового поколения электронного оборудования в нефтегазовой отрасли

    3) введение специальных законов, защищающих животных и вводящих санкции за жестокое обращение с ними

    4) проведение исследований в области генной инженерии, создание органических веществ с заранее заданными свойствами

    Ответ:

    20 Верны ли следующие суждения о терроризме?

    А. Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

    Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    Ответ:

    21 Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

    1) нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание

    2) строительство атомных электростанций, создающих угрозу природной среде и людям

    3) создание природных заповедников и заказников, восстановление отдельных видов животных, природоохранное законодательство

    4) выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира

    Ответ:

    22 Ученые-обществоведы страны Н. провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «В чем, на ваш взгляд, в наибольшей степени проявляются в современном мире элементы традиционного общества?» Ученые предложили респондентам свои варианты ответа.

    По итогам опроса была составлена диаграмма «Элементы традиционного общества в современном мире»:

    Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Около пятой части опрошенных граждан высказалось о том, что считает семью важнейшим элементом традиционного общества.

    2) Народные суеверия и старинные религии, по мнению наибольшей части опрошенных, важнейшие пережитки прошлого в сознании современного человека.

    3) Более четверти участвующих в опросе граждан в качестве ведущего пережитка прошлого назвали сохранение монархических режимов.

    4) Ручные ремесла и традиционные промыслы были выделены как главный признак архаических пережитков третью респондентов.

    5) Чуть меньше граждан, по сравнению с признанием народных суеверий, признали главным признаком прошлого сохранение традиционных религий.

    Ответ:

    23 В стране Р. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 18-25 лет и 40-50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «Глобальные проблемы современности можно разрешить путем…»

    Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

    Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе

    данных опроса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Молодое поколение участвующих в опросе граждан не верит в возможности для человечества ограничить свои потребности.

    2) Среди представителей старшего поколения значительно больше, чем среди молодежи, сторонников распространения идей гуманизма, толерантности, экологической культуры.

    3) Больший процент опрошенных среди старшего поколения верит, что решить глобальные проблемы можно путем договоренностей и конструктивных контактов ведущих стран мира.

    4) И молодое, и старшее поколение полагают, что возвращение к пещерному образу жизни, к природе - основной путь решения глобальных проблем.

    5) Молодежь в меньшей степени, чем старшее поколение обращает внимание на необходимость установления жесткого мирового порядка.

    Ответ:

    24 Найдите в приведенном перечне характерные признаки общества, отличающие его от природы.

    1) подчиняется действию объективных законов, не зависящих от воли и желаний людей

    2) представляет собой совокупность всех форм и способов взаимодействия людей и их групп

    3) является внешней, естественной средой обитания человека и человеческих сообществ

    4) создает культуру и, в свою очередь, формируется под влиянием культуры

    5) представляет собой все человечество в целом, как в настоящем, так и в прошлом, и в будущем

    Ответ:

    25 Верны ли следующие суждения о процессах глобализации?

    Позитивным последствием глобализации ученые считают

    А. формирование универсальных представлений о политических правах и свободах граждан, ценностях демократии.

    Б. угрозу исчезновения локальных культурных традиций.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    26 Запишите пропуск в таблице:

    Ответ: .

    27 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальные институты».

    1) семья

    2) дачный кооператив

    3) государство

    4) церковь

    5) рынок

    6) хозяйственное товарищество

    Найдите две позиции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу

    цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    28 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда, и запишите цифру под которым оно указано. 1) международный терроризм

    2) экологические катаклизмы

    3) глобальные проблемы современности

    4) дегуманизация культуры

    5) распространение ядерного оружия

    Ответ:

    29 Установите соответствие между типами обществ и конкретными признаками,

    их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:

    30 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

    (А) Общество представляет собой обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира. (Б) Общество и человек способны воздействовать на окружающую естественную среду, природу, приспосабливая ее под свои нужды. Природа, в свою очередь, выступает в качестве взаимодействующей с обществом системы. (В) По оценкам ученых, деятельность человека уже привела к изменению климата на нашей планете. (Г) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Д) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катаклизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров.

    Определите, какие положения текста носят:

    1) фактический характер

    2) характер оценочных суждений

    3) характер теоретических положений

    Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его

    характер.

    Ответ:

    31 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________ (А). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________ (Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________ (В) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Происходит ____________ (Г) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________ (Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресс а является расширение свободы. Следовательно, для того чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________ (Е).

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов: 1) технологичность 6) группы

    2) интернационализация 7) исторический прогресс

    3) разделение труда 8) общечеловеческие

    4) человеческая свобода 9) матрица

    5) производительная сила

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

    Ответ:

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 32–35.

    Восточная цивилизация

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

    Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

    (Е.И. Попов)

    32 Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака отличающие восточное общество.

    33 Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.

    34 Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой организации на Востоке? (Укажите две причины.) Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества помимо тех, которые указаны в тексте.

    35 Автор подчеркивает, что основной культурой, доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные ритуалы и обряды. Сформулируйте собственную интерпретацию мысли автора (раскройте авторскую мысль). Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.

    36 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе: одно предложение о критериях общественного прогресса и одно предложение, раскрывающее противоречивость общественного прогресса.

    37 Информационная революция после

    правления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

    38 Смоив рсеовмреенмнеынйн омгио р мниарзаы виа ючет лсоевтеекваы смт. алМин окгоиме пуьчюетнеыре ио тИменчтаерюнте, тч. тСо фсоирммвуоллиа--

    руйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни

    современного общества. Приведите два аргумента в ее обоснование.

    39 нВоагмо птоеррурчоерниоз мпао дкгаокт огвлиотбьа рлаьзнваеяр нпуртоыблйе омтав есто впрое мтеенмен о«стПир»о.б лСеомсат амвеьтжед упнлаарно, дв-

    соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать

    не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпун-

    ктах.

    40 (Всвыобеюр иттоеч коуд нзор иезн ипяр,е долтонжоешненныиех) нпиож еп оввыосдкуа зпыовданняитой йи пирзолболжеимтые. свПории вмеыдсилтие

    необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса об-

    ществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жиз-

    ни и собственный жизненный опыт:

    Философия

    «Важнейшая задача цивилизации - научить человека

    мыслить». (Т. Эдисон)

    Философия

    «…цивилизация, культура - есть именно та сложная

    система отвлеченных идей (религиозных, государствен-

    ных, нравственных, философских и художественных),

    которые вырабатываются всей жизнью нации». (К. Н. Ле-

    онтьев)

    Философия

    «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя

    самого погубить или повредить себе». (Книга Екклесиа-

    ста)

    Философия

    «Поистине, если чудом мы называем власть над приро-

    дою, то оно всего более являет себя в бедствиях». (Ф. Бэ-

    кон)

    Философия

    «Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже

    самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо

    сдирать с людей кожу». (Ф. М. Достоевский)

    Философия

    «Настоящий прогресс человечества зависит не столь-

    ко от изобретательного ума, сколько от сознательности».

    (А. Энштейн)

    Философия

    «Разумный человек приспособляется к миру, нера-

    зумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому про-

    гресс всегда зависит от неразумных». (Дж. Б. Шоу)

    Философия

    «Только бы люди знали, что цель человечества не есть

    материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный

    рост, а цель одна - благо всех людей». (Л. Н. Толстой)

    Философия

    «Социальный прогресс находится в обратном отношении

    к степени принуждения, насилия или власти, проявляющих-

    ся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении

    к степени развития свободы и самосознания, или безвластия».

    (Л. Мечников)

    Философия

    «Человек овладевает природой, еще не научившись

    владеть собой». (А. Швейцер)

    Восточная цивилизация

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он – очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты.

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канони­зированных стилей мышления, растворение личности в коллективе .

    Восток – это, прежде всего, традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых напрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, их население всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета, и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог , община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное – вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. (Е. И. Попов)


    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) в нём должно быть сформулировано понимание восточной цивилизации:

    2) приведены признаки восточных обществ:

    · воспроизводство сложившихся социальных культур;

    · стабильность образа жизни;

    · жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

    · растворение личности в коллективе.

    2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любое из них конкретным примером.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

    1) условия (признаки) формирования восточных обществ:

    · во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

    · во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    2) пример, иллюстрирующий один из признаков, например:

    · жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

    · древние греки всячески подчеркивали своё превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).

    Могут быть приведены иные верные примеры.

    3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чём специфика отношений государства и общины на Востоке? Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    В правильном ответе должны быть приведены элементы:

    1) «важнейший элемент», характеризующий восточное общество – «восточная деспотия»;

    2) причины, способствующие ее возникновению:

    · отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

    · необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.

    3) приведен дополнительный признак, например:

    · преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

    Могут быть приведены иные дополнительные признаки.

    4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:

    2) приведены примеры:

    · мировоззренческие духовные основы буддизма , возникшего в Индии;

    · философия конфуцианства, появившаяся в Древнем Китае;

    · «Авеста» – собрание древнейших текстов зороастризма в Древнем Иране.

    Может быть приведено иное пояснение, указаны иные примеры.

    Изучение данного вопроса необходимо начать с выявления сущности понятия «цивилизация». В этой связи следует обратить внимание на то, что термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:

    а) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, А. Тоффлер);

    б) как синоним культуры (А. Тойнби и др.);

    в) как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация);

    г) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер «Закат Европы»).

    Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. А. Сорокиным. Н. Данилевский обосновал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций. В книге «Россия и Европа» он подверг критике общепринятую концепцию деления всемирной истории на древнюю, среднюю, новую и выделил следующие «самобытные цивилизации», или культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, германо-романский, или европейский, американский. Каждый из культурно-исторических типов, или самобытных цивилизаций проходит в своем развитии три периода: этнографический (древний), который начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности; политический (государственный), когда народы строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость; цивилизационный, обеспечивающий народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.

    Критику концепции единой всемирной истории и обоснование учения о множестве культур осуществил немецкий философ и историк О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» он выделяет восемь типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «апполоновская» (греко-римская), фаустовская (западноевропейская) и культура майя. Каждый культурный «организм» проживает заранее отмеренный определенный (ок. I тыс. лет) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация по Шпенглеру – радикальное отрицание культуры, ее «распад», заключительная стадия развития любой культуры. Основные признаки цивилизации: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».

    Английский историк и философ А. Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории» исследует смысл и закономерности исторического процесса. Всемирная история, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность историй отдельных, своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущей силой развития цивилизации является (по Тойнби) «творческое меньшинство», которое успешно отвечает на различные исторические вызовы, увлекает «инертное большинство». Гибель цивилизации можно отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.

    В понимании П. Сорокина цивилизация представляет собой тип исторической целостности (системы), характеризующейся единством идей, т. е. единством представлений о природе и сущности бытия, о потребности субъектов, способах и степени их удовлетворения.

    Критерием разграничения типов культуры, ее основой и фундаментом выступает система ценностей (или истин), принятых в культуре. Сорокин выделяет три типа культур:

    1 Идеациональная, основанная на системе ценностей, связанных с представлениями о сверхчувственности и сверхразумности Бога. Цели и потребности такого типа культур – духовные, направленные на приобщение и приближение человека к Богу. Этот тип характеризует культуру брахманской Индии, буддийскую культуру и культуру средневековья.

    2 Идеалистическая, охватывающая сверхчувственный, сверхрациональный, рациональный, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Греческая культура V–IV вв. до н. э., культура XIII–XIV столетий в Западной Европе были преимущественно идеалистическими.

    3 Чувственная, которая основывается на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны, ибо вне чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не могли почувствовать. Став доминирующим с XVI в., этот тип определил особенности современной культуры.

    И хотя в чистом виде эти идеальные модели в истории мировой культуры не встречаются, все же большинство культур может быть объяснено путем отнесения их к одному из типов.

    Сорокин ставит под сомнение тезис о замкнутости локальных цивилизаций и подчеркивает важнейшую особенность их функционирования, взаимосвязи и взаимодействия, в результате чего каждая историческая эпоха включает субкультурные типы. В цивилизациях обнаруживается система ценностей предшествующих периодов развития, а также осуществляется наработка новых духовных ценностей для будущих этапов.

    Опираясь на различные подходы к пониманию цивилизации, можно дать следующее определение. Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.

    По сравнению с формациями цивилизации являются более глубинными и длительными с точки зрения своей истории социальными общностями. В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.

    Цивилизациям присущи два уровня: региональный и национальный (локальный). Например, французская, германская, североамериканская и другие национальные цивилизации образуют западную цивилизацию.

    Формационный и цивилизационный подходы членения исторического процесса не следует рассматривать как взаимоисключающие, а подходить к ним с точки зрения принципа дополнительности, сопряжения. Сейчас необходим интеграционный подход, учитывающий и поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, и в то же время всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций.

    Первичные древние цивилизации возникли на Древнем Востоке. Родиной их были долины рек. В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Евфрат в Месопотамии. В III–II тыс. лет до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхе – китайская.

    Примерно в это время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская – в Передней Азии, древнееврейская – в Палестине. На рубеже III–II тыс. до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тыс до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – могущественная цивилизация персов, в Италии – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации заметно задержалось: оно началось лишь на рубеже нашей эры.

    Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона – Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.

    Для в о с т о ч н о й ц и в и л и з а ц и и характерны следующие особенности:

    1) Высокая степень зависимости человека от природы.

    2) Господство религиозно-мифологических представлений (единение человека с природными и надприродными силами, абсолютная несвобода и полная зависимость от действий космических законов) в духовной жизни восточного человека. Наиболее распространенный символ восточной культуры – «человек в лодке без весел». Он свидетельствовал о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство, поэтому человеку весла не нужны.

    3) Традиционализм, т. е. традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков. Отсюда – уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают проблемы «отцов и детей». Там существует полное взаимопонимание поколений.

    4) Принципы коллективизма. Личные интересы подчинены общим, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека.

    5) Политическая деспотия. Характерный признак восточного деспотизма – абсолютное преобладание государства над обществом. Оно регулирует человеческие отношения в семье, обществе, государстве, формирует идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну, заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд (по закону и по произволу).

    Важный признак восточного деспотизма – политика принуждения, террора. Основная задача насилия – нагнетание страха перед властью. Страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произволы, царящие на всех ступенях продажной администрации. Однако деспотическое правление в чистом виде существовало не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах развития (в государствах Древнего Шумера были элементы республиканского правления; в Древней Индии существовал Совет царских чиновников).

    6) Общественно-государственная собственность (прежде всего на землю).

    7) Сложная иерархическая социальная система. Низшую ступень занимали рабы. Но большую часть населения составляли земледельцы – общинники. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии – сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. д. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

    8) Существование на низовом уровне автономных, самоуправляемых коллективов – сельских общин, цеховых организаций, каст, сект и других корпораций религиозно-производственного характера. Старейшины этих коллективов выступали как связующее звено между госаппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека, вне их жизнь индивида была невозможна.

    9) Богатейшая духовная жизнь, высокоразвитая наука и культура. Здесь возникли древнейшие системы письменности, зарождались зачатки современных мировых религий. В Палестине сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, возникло книгопечатание. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае.

    З а п а д н ы й т и п ц и в и л и з а ц и и представляли цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит. Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на острове Крит, называют Минойской по имени царя Миноса.

    К специфическим чертам античного общества следует отнести: 1) классическое рабство; 2) систему денежного обращения и рынка; 3) основную форму политической организации общества – полис (для Древней Греции), гражданскую общину (для Древнего Рима); 4) концепцию суверенитета и демократическую форму правления (Древняя Греция и отдельные периоды истории Древнего Рима); 5) появление развитых отношений частной собственности (античная форма собственности); 6) разработку этических норм и принципов морали, эстетических идеалов; 7) основные феномены античной культуры – философию и науку, главные жанры литературы, ордерную архитектуру, спорт.

    Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации.

    Для более полного понимания особенностей цивилизационного развития Востока и Запада необходимо обратить внимание на отличие восточной общины от древнегреческой. В этой связи следует отметить, что для восточной общины была характерна необыкновенная устойчивость. На протяжении столетий такая община сохраняла неизменно архаические технологии ведения хозяйства. Также очень медленно изменялась и социальная структура. Господствовала государственно-общинная собственность. Частная собственность имела подчиненный характер или совсем отсутствовала.

    В Древней Греции община называлась полисом. Каждый полис являлся самостоятельным государством. Большую часть населения полиса составляли свободные граждане, что и отличало его от восточной общины. В греческом полисе очень быстро происходили как хозяйственные, так и социальные изменения, важную роль играло здесь частное землевладение.

    Известно, что в государствах Древнего Востока власть осуществлялась, как правило, в форме деспотии. Почему такая форма власти не получила распространение в Древней Греции? В какой степени власть императора Древнего Рима можно соотнести с властью царей Древнего Востока? Что их отличало?

    Отвечая на эти вопросы, необходимо уяснить, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства – деспотия.

    В Древней Греции все было по-другому. Здесь в несколько измененном виде сохранялась демократическая система управления с времен военной демократии. Власть правителя всегда была ограниченной сначала советом родоплеменной знати, а затем – выборными органами.

    В государствах Древнего Востока в руках монарха концентрировалась высшая законодательная, исполнительная, военная, судебная, а очень часто и религиозная власть. В Древнем Риме императоры также владели абсолютной властью. Однако они, отдавая дань уважения прочным республиканским традициям, вынуждены были продолжительное время маскировать свое единовластие, сохраняя демократические органы управления. Император носил почетный титул Августа – первого гражданина; действовал Сенат, который постепенно утратил свои законодательные функции; в городах продолжали избираться курии – советы городского самоуправления.

    Сравнивая положение рабов на Востоке и в Древней Греции и Риме, необходимо отметить, что на Древнем Востоке большую часть населения составляли свободные крестьяне – общинники. Были и рабы. Но их было немного. Рабы принадлежали храмам, царям, царским сановникам, другим знатным и богатым людям. Рабы работали в основном в качестве домашней прислуги, а также в ремесленничестве, на строительстве, в каменоломнях и на других трудоемких работах. В земледелии труд рабов использовался мало.

    В Древней Греции и Древнем Риме рабов было много. Они производили основную продукцию в земледелии, ремесленничестве, строительстве.

    На Востоке раб рассматривался как работник, который потерял свободу и временно принадлежал своему хозяину. В Древней Греции и Риме рабы полностью зависели от своих хозяев.

    Рабство на Древнем Востоке можно определить как «патриархальное». Здесь повседневная жизнь рабов мало чем отличалась от жизни семьи хозяина.

    Рабство в Древней Греции и Древнем Риме классифицируется как классическое. Положение рабов резко отличалось от других слоев населения. Именно при классическом рабстве рабы жестоко эксплуатировались, фактически не имели никаких прав и полностью принадлежали рабовладельцам.

    Цивилизационные особенности можно проследить и в развитии религий Востока и Запада. Древние египтяне представляли себе богов в виде обычных людей или в виде людей, которые имеют голову животного, или в виде животных. Такая особенность объясняется большой зависимостью древнеегипетского общества от окружающей среды.

    Несмотря на осознанность зависимости человека от внешних сил, древние греки верили в силу человеческого разума. Вот почему своих богов они представляли в человеческом обличии со слабостями, свойственными людям. В большинстве древних народов религии были политеистические (много богов и богинь) и только у некоторых народов существовали монотеистические религии (с одним богом). К монотеистическим относятся религии: древних евреев – иудаизм (единый Бог Яхве), буддизм (Будда), христианство (Бог Иисус), ислам (Аллах).

    В Древнем Египте фараон Аменхотеп IV попытался провести религиозную реформу. Он принял новое имя – Эхнатон, запретил все культы, кроме культа бога солнечного диска Атона, построил новую столицу. Однако его попытка ввести монотеизм не имела успеха, так как новая религия не имела моральной основы, прежде всего – благотворительности и привлекательности.

    Раскрывая характерные черты египетской и греческой архитектуры, нельзя не заметить, что храмовая архитектура Древнего Египта отличалась гигантскими размерами и необычной роскошью внутреннего украшения. Капители (верхняя часть) колонн имели характерную форму: они напоминали связку папируса или бутонов лотоса.

    Храмы Древней Греции не имели таких больших размеров, как древнегреческие. Греческая колонна была соразмерна человеку и была похожа на его фигуру. Это объясняется тем, что в миропредставлении древних греков, в отличие от египтян, между богами и людьми не было такой большой разницы. Древние греки придавали большое значение внешнему виду храма. Отдельные его части раскрашивались в различные цвета.

    В древности в государствах Востока были сделаны большие достижения в области математики, астрономии, медицины, тем не менее как науки они сложились только в Древней Греции. Ученые Древней Греции находились в более благоприятной ситуации, чем ученые Древнего Востока: здесь было классическое рабство, демократические нормы политической и общественной жизни, существовало большое количество государств – полисов. Все это способствовало возникновению в Древней Греции различных философских школ (академий). Дух конкуренции, свободных поисков, сомнений и познания привели к устойчивому для тех времен развитию науки, складывалась определенная система знаний. В древнегреческой философии присутствовало новое понимание роли человека, подчеркивалась его особенная ценность.

    Особо следует подчеркнуть роль египетской цивилизации, которая заложила основы всей европейской цивилизации. Греция, как ближайшая страна к азиатскому Востоку, первая восприняла достижения культуры Востока и стала распространителем восточного образования в Европе. Однако греческое общество не только аккумулировало достижения древневосточных цивилизаций, но и добилось более высоких результатов в науке, философии, литературе, изобразительном искусстве.


    Похожая информация.


    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...