Как бороться с блудом православие. Святые отцы о борьбе с блудной страстью

Ребенок, появившись на свет, чист, аки ангел… Мир, который малыш постепенно познает и принимает в себя, налагает на этот чистый лист свою печать. Порой столь яркую и не стирающуюся. Особенно, когда родителям некогда и они не могут ответить на элементарные расспросы своего чада по поводу того, откуда оно появилось. Потом вопросы становятся все серьезнее. А ответов по-прежнему нет. Хотя нет, они встречаются. Но в неприемлемой для детской или отроческой души форме. О том, рассказывают святые отцы…

Из словаря-справочника: «Блуд – 1. Грех против целомудрия; одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле – всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В русском языке блуд имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат.

Борьба с духом блуда - самая продолжительная, всегдашняя и для немногих заканчивающаяся победой. Страсть блуда начинает проявляться в человеке с ранней зрелости и не перестает, пока он не победит прочие свои страсти. Поскольку восстание этой страсти двоякое (в теле и в душе), то и противостоять ей надо тоже двояким оружием. Недостаточно одного поста для стяжания совершенного целомудрия. Надо присовокупить к нему и покаянное сокрушение духа, и неотступную молитву против этого скверного духа (страсти блуда). Кроме того, надо постоянно читать Священное Писание, заниматься богомыслием, чередуя это с физическим трудом и рукоделием, которые удерживают мысли от блуждания туда и сюда. Больше же всего надо иметь глубокое смирение, без которого не может быть одержана победа ни над какой страстью (Преп. Иоанн Кас.).

Насколько высоко достоинство целомудрия, настолько сильны наветы врага, ополчающегося против него. Поэтому мы должны со всем усердием не только быть воздержанными во всем, но постоянно сокрушаться в своем сердце с молитвенным воздыханием, чтобы Дух Святой благодатной росой, нисходящей в сердце, охлаждал и угашал печь нашей плоти, которую царь вавилонский (дьявол) непрестанно старается разжечь (Преп. Иоанн Кас.).

При воспламенении похоти помысли о неугасимом огне и неумирающем черве, и тотчас угаснет пламя в твоих членах. Иначе, ослабев, будешь побежден и привыкнешь грешить, хотя и будешь раскаиваться. Поэтому с самого начала будь строгим ко всякому подобному пожеланию, чтобы оно тебя не преодолело и чтобы ты не привык уступать победу врагу. Ведь привычка - вторая природа. Кто привык уступать победу греховному пожеланию, того всегда будет обличать совесть; и хотя при других он будет показывать веселое лицо, но внутренне будет уныл по причине обличений совести. Ибо свойство похоти - сообщать мучительную печаль тем, кто исполняет ее. Поэтому внимай душей твоей, всегда имея в себе Бога (Ефрем Сир.)

Когда бес начинает рисовать в твоем воображении соблазнительные предметы, и представит тебе в уме красоту женщины, некогда виденную тобой, введи внутрь себя страх Божий, и вспомни об умерших в грехах, - помысли о дне, когда твоя душа будет разлучаться с телом, - представь себе в трепет приводящий Божий глас, который услышат нерадивые о праведной жизни и не соблюдавшие заповедей Христовых: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (). Еще представь червя неумирающего и муку непрекращающуюся. Об этом думай, и рассеется в тебе жажда наслаждения, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгновения не могут устоять против страха Божия. (Ефрем Сир.)

Преодоление этой страсти обусловливается совершенным очищением сердца, из которого по слову Господа источается яд этой болезни. «От сердца, - говорит Он, - исходят помышления злая… прелюбодеяния, любодеяния и прочее» (; Преп. Ио-анн Кас.).

Не позволяй глазам твоим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя твой противник (Ефрем Сир.)

Если беспокоит тебя бес блуда, запрети ему, сказав: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты.» Ибо знаем сказавшего: «Плотские помыслы - вражда против Бога» (; Ефрем Сир.).

Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Иначе ты придашь смелости врагу (дьяволу), и он начнет внушать тебе соблазнительные мысли: «Не прекратится в тебе разжжение, пока не удовлетворишь своей похоти.» Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву перед Его благостью, и Он услышит тебя, и извлечет тебя из рва страстей (нечистых помыслов) и от брения тины (срамных мечтаний) и поставит ноги твои на камне чистоты (). Тогда увидишь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай мыслью, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко. Тогда ты воззовешь, а Он скажет: «Вот Я!» (). Но Он выжидает, чтобы увидеть твой подвиг: точно ли даже до смерти ты готов противоборствовать греху. Итак, не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Господь взирает на твой подвиг, смотрят на него и лики ангелов, и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю, а бесы - покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен, чтобы не опечалить своих (ангелов) и не обрадовать бесов (Ефрем Сир.).

Авва Пимен говорит относительно блудных помыслов: «Если сундук, наполненный вещами, будет долго стоять, и одежда в нем не будет пересматриваема, то она со временем истлеет. Так же случается и со скверными мыслями, влагаемыми в нас дьяволом: если мы не будем исполнять их на деле, то они со временем истлеют и исчезнут» (Авва Пимен).

Послушник спросил авву Агафона, как бороться с блудной страстью. Старец ответил: «Пойди, повергни перед Богом свою силу [крайне смирись перед Ним], - и найдешь успокоение.»

И действительно, если всякий успех в добродетели есть дело благодати Господа, и преодоление разных страстей есть Его победа, то тем более стяжание чистоты и преодоление блудной страсти есть дело особой благодати Божией, о чем свидетельствуют святые отцы, опытные в очищении от этой страсти. Ибо, пребывая в плоти, не чувствовать ее жала подобно некоторым образом выходу из нее. И потому невозможно человеку на своих крыльях возлететь на небесную высоту совершенства, если благодать Господня не извлечет его из земной тины. Ибо люди никакой добродетелью так близко не уподобляются ангелам, как стяжанием благодати чистоты (Преп. Иоанн Кас.).

Показателем чистоты и достигнутого совершенства служит то, что на отдыхе или в приятном сне у человека не возникает никакого обольстительного образа, или, возникнув, этот образ не возбуждает в нем никаких плотских желаний. Однако невольное желание, хотя и не вменяется в грех, говорит о том, что душа еще не достигла совершенства, и корни страсти еще не исторгнуты (Преп. Иоанн Кас.).

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились. Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве (свт. Игнатий (Брянчанинов)…

Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Совет от аввы Дорофея Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети (святитель Тихон Задонский).

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке. Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы (Иоанн Лествичник).

Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние. Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону. Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью. Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия. Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему (Иоанн Златоуст).

Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении (Нил Синайский).

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (Ефрем Сирин).

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (Василий Великий).

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев). Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет - поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий). М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных - скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев). Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий). От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф). Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», - псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий). Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело - смириться, 2-е - не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, - потерпеть (преп. Анатолий). Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) - гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» () (преп. Анатолий). Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти - любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий). Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. - Это вернее (преп. Амвросий). (Оптинские старцы).

Многие говорят, что это невозможно сдерживать свои греховные на наклонности, ведь мы уже с ними и рождены. Но скажу вам, что этого и не нужно. Если мы вынуждены сдерживать себя, то это означает, лишь, то, что мы все еще остаемся грешниками и не приняли решения воспользоваться праведностью Христа. Бог не предлагает нам бороться со грехом своими силами. Секрет победы состоит в том, что именно любовь к Богу вытесняет из нашего сердца любовь ко греху , и наоборот. Когда мы становимся праведниками то меняется наше отношение ко греху, грех больше не является для нас привлекательным и нас не влечет к нему.

Это все равно, что курильщику трудно сдерживать себя от того чтобы не закурить, но это лишь до тех пор пока он остается курильщиком. Обычному же человеку это не составляет труда, ему даже сдерживать себя не надо, потому что ему просто не хочется курить. Так же трудно пьянице сдерживать себя, но лишь до тех пор, пока он остается пьяницей, а вот трезвенник и не заморачивается этим, потому что для него это не является проблемой, для него выпивка отвратительна и это естественное его состояние. Трудно прелюбодею держать себя в узде и свои мысли в правильном русле, но это лишь до тех пор, пока он остается прелюбодеем. Для праведных же не помышлять о разврате это норма. Так вот именно к этому состоянию мы с вами и будем стремиться.

Победа над грехом уже произведена, и Бог желает подарить ее каждому из нас. Мы можем стать победителями, если верою примем эту победу из рук Христа и начнем ею пользоваться. Другими словами наша победа над грехом возможна только благодаря действию нашей веры. Если не будет этого действия - не будет и победы. Знания же нужны нам для мотивации, что бы побудить нас к действию: сопротивлению греху и сохранению достигнутых позиций.

Развитие блуда и порно-зависимости, как и любой другой зависимости в человеческом сердце происходит по следующему сценарию, и проходит семь ступеней развития . Но в этой статье мы рассмотрим именно эту зависимость:

  1. Причина всякой зависимости - это появившаяся зияющая пустота в сердце, которую может заполнить только Бог, и непреодолимая потребность заполнить ее каким-нибудь заменителем Бога.

Она образуется, когда мы решаем жить без Бога.

  1. Когда мы смотрим на грех и сдерживаем возмущение, в нашем сердце происходит постепенное привыкание ко греху и внутреннее согласие с ним.

«Когда ты долго всматриваешься в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя». Видя разврат, мы постепенно начинаем представлять себя на их месте, и испытывать те же чувства.

  1. Вырабатывается спусковой механизм, запускающий наши греховные фантазии , приводящие к возбуждению.

Видя голую женщину, мы научились развивать мысль , что могло бы быть дальше по нашему сценарию. Наш мозг дорисовывает картину и запускает ассоциации, а наш организм в это время начинает автоматическую подготовку к предполагаемому событию.

  1. Появляется непреодолимое желание завершить начатое .

Кажется, что если мы уже чуточку согрешили, то ничего страшного не будет, если мы пойдем немножечко дальше, и завершим начатое.

Нравственные силы куда-то исчезают, тают на глазах, а вместо них появляется непреодолимая тяга к легкому получению удовольствия.

  1. Часто повторяемые мысли или действия вырабатывают привычку или рефлекс, и появляется зависимость.

Когда мы часто делаем какое-либо дело, мы начинаем пропускать некоторые нелегкие рутинные моменты как бы проскакивать их на лету, перепрыгивать через них, такие как переосмысление своих действий, принятие решения делать, или не делать что либо, и почему.

  1. Формируются запасники , что бы потом вернуться к этому же как можно быстрей.

Обычно туда попадает самое лучшее, самое изысканное к чему прикипело сердце и от чего так трудно избавиться. Мы прячем это от всех, что бы никто не нашел и успокаиваем себя: пусть полежит немного, я же пока этим не пользуюсь, так незаметно формируются пути к отступлению .

  1. Пресыщение возбуждением работает как разрушающий принципы механизм, стирающий грани дозволенного.

В погоне за наслаждением мы начинаем переносить грань из непозволительного в допустимое, потому что предыдущее уже начало приедаться, вошло в привычку и не доставляет столько удовольствия как раньше. Мы начинаем оправдывать грех: почему мы так поступаем или зачем. На этой ступени происходит стадия дальнейшего падения и отодвигания границ дозволенного - дальнейшее разрушение внутренних принципов.

Но это не приговор. Иисус говорит: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32). «Господь Бог есть истина» (Иер.10:10).

Победа над блудом и порно-зависимостью происходит в обратном порядке:

1. Вопрос «почему» зачастую важнее, чем вопрос «как». Работа над восстановлением принципов, и приобретение мотива этих принципов придерживаться.

Для победы над грехом и зависимостью необходимо понимать, что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14). «Похоть - это порочное желание». Увлечение и обольщение сознания происходит из ответов на вопросы: «зачем я это делаю? или почему? и что это мне дает?» и заключает в себе силу самого желания, которое и подавляет нашу волю.

Оставление греха и зависимости не обходится без силы воли. Бог даровал человеку свободную волю, и он вправе ею распоряжаться. Творец уважает нашу свободу и не проявляет насилия, а потому не довлеет над нашей волей, и не будет делать за нас то, что мы обязаны сделать сами.

Воля - это целеустремленность , сознательное желание достичь цели.

Сила воли напрямую зависит от силы желания. Поэтому начало освобождения от греха и зависимости происходит из желания его оставить. На этом этапе формируются ответы: почему или зачем я хочу от него избавиться . Ответы на эти вопросы должны пробуждать в нас сильное желание избавиться от греха, более сильное желание, чем желание грешить, потому что наше желание невозможно победить ни чем и ни как кроме как только другим более сильным желанием .

Важно помнить, что если нету желания, то нету и стимула к действиям, а потому большая часть победы зависит именно от этого этапа, все остальные ступени, лишь дорабатывают штрихи.

Итак, зададимся вопросом: «откуда же берутся праведные желания?» И здесь не обходится без Бога потому что: «Бог производит в вас и хотение, и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13). А потому в молитве мы обращаемся к Нему: «Боже подари мне желание оставить грех блуда и порно зависимости (или какую либо другую привязанность)».

Истинная победа над грехом и зависимостью может быть только у Бога, и Он готов дать ее каждому просящему у Него. Бывает так, что Бог дает победу тем, кто о Нем ничего не знает, но те, кто знает и пытается обойтись без Него, потерпят поражение.

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).

Писание говорит, что душу можно потерять: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:25,26)

Бог говорит: «возлюби». Он не говорит: «подожди, пока у тебя появятся чувства», да и какие могут быть чувства к врагам? А потому любовь это принцип. Человека, который не умеет любить называют бездушным человеком - человеком потерявшим душу. Ведь совокупность принципов и составляет наш характер.

Честь любовь и душа это взаимосвязанные понятия, и все они основаны на принципах. Беспринципного человека называют еще - бесхарактерным, а у такого человека нечего спасать. Вот почему необходимо развивать правильные принципы в жизни.

Зависимость - это отдача себя во власть кого-то или чего-то как результат отказа от личной ответственности.

Желание преступить запрет производит страх, который часто путают с возбуждением. И то и другое не является грехом в рамках дозволенного. Страх останавливает нас от необдуманных поступков. Возбуждение вливает краски в нашу жизнь, и разукрашивает наши отношения. Но как краски, не имеющие границ, смешиваются и превращаются в грязь, так и отношения не ограниченные рамками приличий становятся преступными и безобразными. Поэтому, чтобы жизнь наша была прекрасной как изящная картина, давайте проведем в ней некоторые границы:

Одна женщина создана только для одного мужчины и наоборот. И первый принцип гласит: один мужчина - одна женщина.

Второй принцип не укради. Девственность синоним честности и чести. Смотри статью: « ». Девственность не теряют, ее отдают. Кто занимается с девушкой сексом вне брака, тот лишает ее чести и достоинства обесчещивает ее и себя, лишает самоуважения и ворует будущее и у нее и у себя.

Третий принцип не убей. Не бойтесь убивающих тело души же не могущих повредить бойтесь тех, кто убивает и душу и тело. Блудник уничтожает, убивает не только свою душу но и душу того с кем прелюбодействует. Когда девушка занимается сексом, то согрешая с каждым новым партнером, она теряет часть своей души и ее сердце перестает любить. Многие из них впоследствии заявляют: «Я ощущаю себя использованным куском мяса».

Четвертый принцип: не возжелай того что принадлежит другим. Не допусти похотливых мыслей развращающих ум и чувства и не введи в соблазн другого. Всегда легче столкнуть в пропасть, чем вытащить из неё.

Не осквернить. Первый сексуальный контакт в жизни женщины накладывает на неё определенный отпечаток.

Никакая рука не сравнится с телом любимого человека. Никакой костыль не заменит того что естественно.

Богом предусмотрено, что удовольствие это вознаграждение за нелегкий труд. Если мы начнем подворовывать вознаграждение, то вскоре оно перестанет приносить нам удовольствие.

Остановитесь и задумайтесь, определитесь со своими желаниями: «Желаете ли вы руководствоваться принципами любви, которые предлагает вам Бог?»

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. (1Кор.13:4-8)

Задумайтесь так же: «почему вы хотите поступать так, а не иначе?»

И вот вам мой пример «почему». Потому что:

Я хочу вечных отношений, а не временных. Хочу не растрачивать себя по пустякам, но быть с любимым человеком навечно, навсегда.

Я хочу быть чистым, честным и чтобы мне потом не было стыдно. Хочу иметь достоинство и самоуважение, уважать других и чтобы меня уважали.

Я хочу любить и быть любимым, а не просто используемым.

Я хочу быть верным и чтобы меня не предавали.

Я хочу жить и наслаждаться жизнью, а не подворовывать наслаждения.

Я хочу быть здоровым и морально и физически, и душевно и духовно.

Я не хочу быть орудием в руках сатаны приносящим боль, вину и сожаление ближним.

Я хочу, чтобы Бог был доволен мной.

2. Решительное уничтожение запасников или путей к отступлению.

Многие задаются вопросом: Как римлянам удавалось завоевывать большие и сильные государства с таким непобедимым упорством? Почему они шли и не проигрывали сражений, когда казалось численный перевес, был не на их стороне? Очень часто они побеждали даже не потому, что их армия была лучше оснащена или серьезней подготовлена. Секрет их победы крылся в мотивации воинов: они не оставляли себе пути к отступлению. Когда они форсировали реку, они сжигали за собою мосты на лазах у всех солдат, и каждый из них понимал, что остается только два пути: погибнуть или победить, и они шли и побеждали.

Запасник это возможно самое дорогое, что у вас есть, то к чему прилепилось ваше сердце, что вы оставляете на самый последний момент где-то в укромном уголке, думая а вдруг прокатит. Но именно он действует как якорь, не давая вам идти дальше, он постоянно тянет вас и ваши мысли назад. Необходимо твердо порвать со своим прошлым и избавиться от всего, что может хоть косвенно напоминать вам о нем. Пусть слова Давида: «Не положу вещи непотребной пред очами моими», станут вашим девизом.

3. Зависимость не приговор. Разрушение старых привычек и формирование новых.

Привычка или зависимость формируется или разрушается всего за 21 день.

Главное — преодолеть критический период или как его еще называют при лечении зависимых - период ломки. За это время организм привыкает жить без секса, после чего сверх усилий для этого требоваться не будет.

К примеру, если болячку все время расковыривать, она никогда не заживет. А если ее не трогать, то через какое-то время о ней и забудешь. Это физиологическая особенность организма - чем меньше человек занимается сексом, тем меньше ему хочется, только срабатывает это не сразу.

Легче всего это сделать когда меняешь одни привычки на другие. И здесь нам может помочь саморазвитие, нахождение интересов и занятие любимым делом.

4. Мысль опережает действие. Работа над мыслями. Восстановление нравственных сил.

Проигрывая борьбу со грехом грешник начинает ненавидеть самого себя (не хочу никогда видеть). Это состояние доводит многих до самоубийства. А потому на этой ступени мы начинаем стадию принятия себя.

Очень важно создать мысленный образ идеального человека, которым мы хотели бы стать.

Начните принимать себя не сиротой оставленным погибать в грехах и болячках, но дитем Божиим крепко любимым и уважаемым, чью свободу Бог ценит, и чьи подорванные нравственные силы Он готов поддержать даже ценой Своей жизни.

Мы не можем запретить птицам летать над нашей головой, но мы можем не дать им свить гнезда у нас на голове. То же самое и с мыслями. Мы в силах помешать нехорошим мыслям, проникнуть к нам в голову, но мы можем не согласиться с ними и не дать им укорениться там.

В идеале необходимо перестать, думать о том что влечет нас ко греху. Но иногда попадается навязчивая мысль, от которой нелегко избавиться. И лучший способ перестать думать об этом, это переключиться на что-нибудь другое и начать размышлять о чем-нибудь другом. И в этом нам поможет практическое принятие праведности во Христе . Он завещал нам то, чего сами достичь мы никогда не сумели бы, но не для того что бы этот дар лежал где-нибудь на полке, а что бы мы пользовались им. А для этого перейдем к практическому заданию:

Первым делом постарайтесь представить себя в таком состоянии, как будто вы никогда не грешили перед Богом.

Во-вторых, постарайтесь ощутить это состояние, какое оно само по себе, и что вы при этом чувствуете?

И, в-третьих, постарайтесь пребывать в этом состоянии как можно дольше.

5. Фантазия - это инструмент, которым необходимо научиться пользоваться.

«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт.2:25). Если бы Адам и Ева не согрешили, то все люди, как и они не носили бы одежд и как папуасы не стеснялись бы друг друга. Они привыкли бы это видеть и относились бы к этому как к обыденному.

Грех начинается с мысленного согласия с ним , поэтому очень важно быть честным самим с собой, чтобы не подпитывать похоть, и не распалять ее греховными фантазиями, то есть фантазиями, где мы соглашаемся со грехом.

До тех пор пока мы возмущаемся грехом, пока грех не заставляет нас замолчать, пока мы уговариваем грешника не грешить, хотя бы и мысленно, мы стоим на правильной стороне.

Борьба завершится тогда, когда мы перестанем сопротивляться, когда мы решим сдаться, и только мы решаем, когда это произойдет. Война не проиграна пока есть сопротивление, а потому продолжайте сопротивляться греху всею душою всеми мыслями и всей силою своей и да обретете победу.

«Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3:18,19).

Мы можем годами ждать, когда представится подходящий случай чтобы проявить себя, но как раз в этот момент мы можем оказаться и не готовы. Наши фантазии могут ускорить процесс либо нашего падения, либо восстановления.

6. На что взираешь тому и подражаешь. На что мы чаще всего смотрим в то постепенно и преображаемся.

Страсть к порнографии возникла от другого психологического нарушения - тяги к подглядыванию. Именно возможность безнаказанного подсматривания за сексуальными сценами послужила причиной появления такой сложной, трудноискоренимой проблемы.

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил.4:8). Когда мы размышляем об этом, то мысленный взор наш обращен на то, что чисто свято и совершенно.

Представьте, что ваше внимание это прожектор, который вы направляете, что бы высвечивать ту или иную картину, и никто кроме вас не может управлять им. Поначалу будет трудно направить его в нужную сторону, но со временем, когда поворотный механизм разработается, управление станет легче и послушнее.

7. Основное решение: Кто твой Бог?

Вся проделанная до сих пор работа, хоть и даст результат, но надолго не задержится если не заполнить пустоту сердца, предназначенную для Бога.

«Для того, чтобы иметь духовную жизнь и силу, мы должны находиться в живом общении с нашим Небесным Отцом. Наши мысли могут быть обращены к Нему. Мы можем размышлять о Его делах, Его милосердии и благословениях, но это еще не будет общение с Ним в полном смысле слова. Чтобы иметь действительную связь с Богом нам необходимо открывать Ему свое сердце, рассказывать Ему о нашей жизни. Открывайте перед Богом свои повседневные нужды, радости и печали, заботы и опасения ваши скорби и недоразумения, несчастья которые могут постигнуть вас, тревоги, беспокоящие душу, все что смущает или волнует вас, вашего внутреннего мира, в общем, раскрывайте перед Ним всю свою жизнь! Вы не утомите и не обремените Его этим.

В молитве мы открываем наше сердце Богу как другу. Это необходимо не потому, что Богу неизвестно, кто мы такие, но для того, чтобы помочь нам принять Его. Молитва приближает не Бога к нам, а нас к Богу .

Не будем также думать только о своих нуждах, и забывать о тех благодеяниях, которые мы получаем. Все, чем мы обогащены, должно связывать нас узами любви и благодарности с небесным Подателем всех благ.

Отношения между Богом и каждым человеком настолько определенны и полны, как будто этот человек является единственной душой на земле, о которой заботится Небесный Отец и за которую Он отдал Своего возлюбленного Сына.

Бог не хочет, чтобы Его дети, ради которых был совершен великий подвиг спасения, относились бы к Нему так, как будто Он взыскательный, требовательный Повелитель. Бог наш лучший Друг. Когда мы собираемся на богослужения, Он хочет быть с нами, благословлять и утешать нас, наполнять наши сердца радостью и любовью. Господь желает, чтобы служение Ему не было для Его детей тяжелым бременем, но чтобы оно доставляло им наслаждение и утешение. Он хочет, чтобы приходящие на место поклонения Ему могли унести драгоценные мысли о Божьей заботе и любви, чтобы они черпали в этом общении бодрость и силу для повседневного труда и, получив Его благодать, могли бы поступать честно и верно во всем.

Нам следует помнить каждое благословение, полученное от Бога. И когда мы осознаем Его безграничную любовь, мы с готовностью отдадим все в те руки, которые были пригвождены ко кресту ради нас» (Путь ко Христу глава 7).

Блуд - понятие, требующее уточнения. Если поговорить с верующими, каких только определений не услышишь! Для кого-то блуд - любая плотская страсть, и всякая она - грех. Другой копает глубже, мол, блуд, он разный: словоблудие в том числе, а не только физические стороны греха. Для одного блуд - измена, для второго - проституция, для третьего - секс вне брака, а четвёртый во всяком интимном акте видит блудодеяние.

Внесём же для начала ясность, что на самом деле говорит на эту тему православие. А затем поговорим, как избавиться от греха блуда и почему это нужно.

Блуд - это интимная близость людей вне брака, а также отклонение от промысла Божьего

Блуд - это многозначный термин. В православии есть два значения этого понятия:

отвержение веры в существование богов

  1. Блуд - это интимная близость людей, которые не состоят в законном браке;
  2. Блуд - это любое отклонение человека от замысла Божьего (атеизм, язычество).

Второе определение - более широкое. Но чаще, говоря о блуде, православные подразумевают разные действия интимного характера, которые не одобрены Церковью:

  • любодеяние - блудное разжение, то есть намеренная попытка распалить в себе плотские страсти. Потакание своим желаниям. Обычно имеются в виду действия интимного или услаждающего характера, совершённые не в браке. С точки зрения православия, это неестественный и греховный путь. Сексуальную связь до брака можно назвать и блудством, и любодеянием. Это довольно широкий термин;
  • прелюбодеяние - супружеская измена, нарушение верности. То есть, технически это уже не блуд, а другой грех;
  • рукоблудие - онанизм.

Блуд - это не только сексуальный грех, но и невоздержанность.

Соответственно, можно дать определение разным сопутствующим понятиям. Блудница - это просто распутная женщина, не замужняя. А если она таким занимается в браке, то это уже прелюбодейка, либо блудная жена.

Но понятия часто смешиваются и путаются в разных источниках. Например, свт. Григорий Богослов даёт такое определение:

Григорий Богослов

«Блудом и прелюбодеянием называется не только грех в рассуждении тела, но и всякий грех, особенно же беззаконие в рассуждении Божества».

Да и в Ветхом Завете 7-ая заповедь содержит всего один закон - «не прелюбодействуй», но христиане понимают её шире - как запрет любых грехов интимного характера.

Поэтому всегда нужно уточнять, что каждый конкретный источник подразумевает под блудом, любодеянием или прелюбодеянием.

Блуд мешает духовному развитию православного человека

О том, какой вред может причинить блуд верующему христианину, сказал апостол Павел в Священном Писании:

(1 Кор.6:13-20)

« Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

Самое страшное утверждение для православного верующего звучит в этих строках: «блудники и прелюбодеи царства Божия не наследуют». Но у христианина всегда остаётся возможность покаяться и исправить ситуацию.

Православие противопоставляет блуд браку и считает его грехом

Православие негативно относится к блудной срасти и ставит её в один ряд со многими другими грехами. Это не случайно, ведь апостол Павел называет блуд грехом в одном списке с мужеложеством и идолослужением:

(1 Кор. 6: 9–10)

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют»

Православие опирается не только на Священное Писание, но и на труды Святых Отцов. О блуде высказывались многие из них. Святитель Василий Великий противопоставлял блуд браку:

Василий Великий

Святитель

«Блуд - не брак, и даже не начало брака. Посему если возможно, чтоб вступившие в связь блудно, разлучались, то это всего лучше; если же они всемерно желают жить вместе, то пусть понесут наказание, но и получат дозволение, чтоб не было чего худшего»

Он же писал, что в блуде виноваты обе стороны:

«Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению»

Иоанн Златоуст подчёркивает нечистую природу блуда:

Иоанн Златоуст

«От блуда все тело становится нечистым, оно оскверняется так, как бы упало в грязный сосуд, наполненный нечистотою».

Безусловно, «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», но мысли - это одно, а поступки - другое. Лучше всего восхищаться красотой без желания обладать. К этому стоит стремиться.

Сексуальная жизнь супругов - это не блуд, православие её одобряет

Но не стоит спешить с выводами и ставить крест на сексуальной жизни. Как раз к ней у христианства в целом и у православия в частности положительное отношение. Апостол Павел не забывает об этом в своём послании:

(1 Кор. 7: 3–5)

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

Блуд - не секс вообще, а секс незаконный, то есть, незакреплённый законом - церковным или человеческим. Конечно, есть разные ситуации. Мужчина и женщина, которые остались друг с другом на всю жизнь на необитаемом острове, выхода не имеют. Но в большинстве случаев люди пренебрегают браком. Именно это православная Церковь и осуждает. Она считает, что отношения необходимо подкреплять поступками.


Брак - это официальное заявление о принятии на себя ответственность за человека. Женатую пару благословляет Святой Дух. Так на это смотрит Церковь.

Брак - это противовес блуду.

Противоестественные блудные грехи между супругами - это нонсенс. Православная Церковь не влезает в интимные отношения мужчины и женщины, дозволяя им заниматься тем, что они считают для себя приемлемым.

Единственное ограничение в православной традиции касается анального секса. Всё остальное рассматривается как скрепляющее отношения и физическое выражение любовного чувства.

6 признаков блуда

Чтобы демон блуда не взял над человеком верх, полезно знать признаки греха. Их помогают сформулировать труды преподобного аввы Исайи:

1. Празднословие - то есть, разговоры сверх меры на темы, не полезные для духовного развития. Это тревожный звоночек для верующего, так как ум его мятежен и может навести на блудство. От словоблудия предостерегали оптинские старцы. Преподобный Амвросий утверждал следующее:

Амвросий

Преподобный

«Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото».

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит».

2. Тщеславие - это желание выглядеть в глазах окружающих лучше, чем ты есть. Часто в корне этого стремления лежит блудная страсть.

3. Слабость - дух блуда выкачивает силы из человека, поэтому бессилие - верный признак того, что энергия уходит не в созидательное русло.

4. Беспокойность в молитве . Блудная страсть отвлекает на себя мысли и мешает молиться. Само по себе это не признак блуда. Даже монахи признаются в том, что их отвлекают блудные мысли. Вопрос в том, кто победит.

5. Чрезмерное внимание к внешнему виду . Ухаживать за собой - это прекрасно. Нет ничего плохого в том, что молодая девушка красиво наряжается для мужа или для того, чтобы выглядеть привлекательно. Но иногда это перерастает в нарциссизм, культ собственного тела. Тогда плоть превращается в товар. Нужно уметь выдержать меру.


6. Пресыщение . Отношения полов иногда могут человеку надоесть. Причины бывают разные. У кого-то просто слишком много забот, чтобы расслабиться, кто-то психически заболел. А бывает, что человек стал жертвой блуда: его голова настолько забита одной похотью, что от обычного секса просто тошно. Хочется излишеств, чтобы искусственно подогреть интерес. Это уже блудное сознание.

Православная Церковь запрещает рукоблудие

Что такое грех рукоблудия? Это онанизм, хотя к библейскому Онану это не имеет никакого отношения. Церковь негативно относится к рукоблудию потому, что видит в нём искажение отношений между полами. Обычно в плотских отношениях участвуют жена и муж, а здесь нет двух полов, только один. Это форма любви к себе. Православие предупреждает - душа должна быть властна над своим телом, а не наоборот.

Святые отцы говорят о рукоблудии как о грехе, против которого сложно бороться.

Святитель Феофан Затворник считал, что грех этот вреден для души:

Феофан Затворник

Святитель

«Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям её, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански. В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать её.

Ради сласти, доставляемой удовлетворением этой страсти, она называется сладострастием. По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть эта у Апостола именуется „похотию злою“ (Кол. 3:5), а по унижению ею разумного существа - „страстию бесчестия“ (Рим. 1:26)».

Часто священников спрашивают о том, как же отказаться от рукоблудия, если врачи советуют им заниматься. На видео ниже - ответ священника Игоря Сильченкова. Батюшка приводит в пример Серафима Саровского и других святых, которым отказ от рукоблудия ничем не повредил.

Но Церковь не может строго запрещать какую-то вещь во всех жизненных ситуациях. Есть вопросы, где компетентны исключительно медики.

Например, на этом видео протоиерей Владимир Головин говорит, что заняться рукоблудием можно, чтобы сдать анализ, так как важно не действие, а цель:

За грех блуда священник может наложить епитимию

Епитимья при грехе блуда - это не наказание, не карательное, а исправительное средство. Священник избирает его для того, чтобы дать возможность грешнику поработать над собой, стать лучше. Это своего рода лекарство. Суть его чаще всего заключается в предписании следующих действий:

  • дополнительный пост;
  • поклоны;
  • молитвы;
  • отлучение от причастия.

От блуда можно молиться, но окончательно победить желание нельзя, лучший выход - вступить в брак

Бог, давший каждому человеку тела и души, позаботился и об инструментах для того, чтобы ими управлять. Бес не всесилен. Блудливые жёны и мужья, а также неженатые люди способны справиться с греховными желаниями.

В первую очередь, помогает молитва. Их много. Вот какую предлагал преподобный Амвросий:

Амвросий

Преподобный

«Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную.

О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».

На видео ниже протоиерей Владимир Головин говорит, что от блудной страсти нельзя избавиться, но её можно перенаправить. Он советует брак как средство против блуда:

Блуд является одним из семи смертных грехов. Мы собрали изречения святых и старцев Святой Горы Афон о том, чем опасен этот грех, и как с ним бороться.

1. «Блудная сфера – это сила, которая движет миром. Она определяет почти все мотивы человека. Только малейшая неосторожность… и ты - в водовороте! От нее никто не застрахован: ни болезнь – ни возраст не дадут никакой гарантии. Это вообще почти неконтролируемое влечение. Настоящая магия, которая действует подсознательно. Блуд – это сила, которая управляет всем миром… На мужчин он действует как магнит чудовищной мощи, притягивая все их душевные силы, а у женщин – просто неуправляемая магия, которая может вызывать почти неосознанные жесты, неуловимые движения…». (Монах Симеон Афонский).

2. «Всеми признана та истина, что от воззрения рождается похотение и наоборот: где не было воззрения, там и не возникнет похотения, как о том пишет Сирах:«Блуд женский в возвышении очес»(Сир. 26, 11). Потому-то глаз и окружен веками, чтобы, как девица (по-гречески – зрачок и девица), скрываться от посторонних во внутренних покоях». (Преподобный Никодим Святогорец).

3. «Как при пожаре, если желающий погасить его станет как-нибудь пресекать пламя сверху, нисколько не успеет в деле погашения. Если же отторгнет вещество горючее, пожар тотчас умалится и стихнет. Так и в отношении к блудным страстям, если не иссушить источника помыслов внутри молитвою и смирением, а только постом и умерщвлением тела вооружиться против них, то безуспешно будешь трудиться. Если же источник освятишь смирением и молитвою, то сообщишь освящение и внешнему телу». (Святитель Григорий Палама).

4. «Каждый человек принимает блудные помыслы, получает раны и побеждает в борьбе с ними. Если же нет, то падает. В этом цель бесов: блудный грех – это их полная победа на десятки лет! Они получают за это особые награды и повышения. Дело в том, что падение в блуд столь сильно поражает душу, что эта рана оказывается почти неизлечимой. Поражается именно ум, он открывается для помыслов и становится беззащитен на десятки лет… Можно сказать, что блуд полностью убивает душу. Если гнев разрушает на время, то блуд – просто уничтожает. Блуд парализует душу - не навсегда, но на какое-то длительное время...». (Монах Симеон Афонский).

5. «Итак, берегись от нежных рукопожатий, поскольку чувство, возникающее от прикосновений, намного быстрее вовлекает в грех. Знай же, что трудно освободиться от страстных чувств, возникших от осязания, и внемли себе всеми силами. И действия других чувств значимы, хотя иногда и кажется, что от них далеко до греха; осязание же – это уже начало греха. Внемли, чтобы не приближаться ни рукой, ни ногой твоей близко к телу другого, и уж тем более молодого». (Преподобный Никодим Святогорец).

6. «Послушай, что говорит Павел: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену». Не сказал «для избавления от бедности или для приобретения богатства», но что же тогда? Чтобы мы избегали блуда, сдерживали похоть, жили воздержанно и были приятны Богу, довольствуясь своей супругой. В этом состоит дар брака, его плод и польза. Итак, оставляя большее, не проси меньшего: потому что богатство гораздо менее воздержания. Потому одному только нам надо жениться, чтобы избежать греха и избавиться от любого блуда. Потому должно жениться, чтобы брак помогал упражняться в воздержании». (Старец Иосиф Ватопедский).

7. «Когда нас искушает плотская похоть, в этом не всегда виновата плоть. Ведь плотская брань может происходить также от помыслов осуждения и гордости. Сначала нам надо отыскать причину постигшего нас искушения и потом уже предпринимать соответствующие действия. Не надо сразу, не разобравшись, в чём дело, противодействовать плотской брани постом, бдением и тому подобным». (Преподобный Паисий Святогорец).

8. «По причине блуда наступил и оный всемирный Потоп для называвшихся вначале «сынами Божиими», и на Содомлян сошел огонь с неба, и беды постигли Израильтян, согрешивших с Моавитянками. Блуд был причиной и оного уничтожения их во множестве, и для нас ныне, думаю, является причиной поражений от варваров и всевозможных внутренних и внешних зол и несчастий». (Святитель Горигорий Палама).

9. «Гражданский брак – ничто иное как блуд. Только в Таинстве Венчания супруги и их будущее потомство получают Божие благословение». (Старец Ефрем, скитоначальник афонского скита святого Андрея Первозванного).

10. «Помните постоянно, при нашествии блудных помыслов, возникновении потока их, особенно когда возникает навязчивость, значит, - тайное превозношение началось… Они - как спутники. Если мы себя выправим в смирении, помыслы уйдут... Целомудрие – это большая защита. Человек, не познавший блуд, для бесов не доступен. Разрушаются их козни. Бесы могут использовать только то зло, которое ты познал. Они узнают по твоей реакции, но главное для них – ощущать энергии человека. И чем чище у него энергии, тем он более недоступен для нападений. Они даже подойти не могут. Их ломает, их как током бьет на расстоянии». (Монах Симеон Афонский).

11. «Валяющийся в блуде является общей скверной для Церкви, и посему от такого всем долженствует отвратиться». (Святитель Григорий Палама).

12. «Свобода творить блуд, или невоздержанно есть и пьянствовать, или злопамятствовать, насиловать и убивать, или другое что в этом роде - совсем не есть свобода, а как Господь сказал: «всякий, творящий грех, раб есть греха». Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства». (Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик и биограф преподобного Силуана Афонского).

13. «Наиболее распространён в современном обществе плотской грех. […] Демон плотского греха делает злую работу во всем мире, и мир уже давно превратился в Содом и Гоморру. Разумеется, большинство грехов делается тайно, а не явно. Если сейчас явно делаются такие страшные плотские грехи, то представьте, какие более страшные совершаются тайно. Разумеющий да разумеет». (Старец Ефрем, скитоначальник афонского скита святого Андрея Первозванного).

Благополучие

Все это время, как я видел из писем твоих, ты видел только расположение к тебе и благоволение... Но, видно, одно благоденствие в жизни человеку не может быть полез-но без потрясений; так как и всегда употребляемая сладкая пища может повредить телесное наше здравие, то надобно употреблять иногда и полынную горечь, для здравия тела. Так и в нравственном положении, одно благополучие вводит человека в высокоумие и в беспечность о душевном своем устроении, и потому Господь смотрительно попущает человеку вкусить горести скорбей, чтобы имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага, и прибегал бы к Богу в скорбях своих, ибо Сам Он, чрез Пророка, побуждает нас: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня"» (Ср.: Пс. 49, 15). Чрез скорби и в вере утверждаемся, и славу человеческую ни во что же вменяем. Веровать же надобно твердо, что без воли Божией никакая скорбь нам не приключится..., хотя мы и видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только то могут сделать нам, что Бог попус-тит... (преп. Макарий).

Благополучие окружено тремя опасностями, которых всемерно остерегаться должно: первое - возношение, второе - роскошь, третье - немилосердная скупость. Сии с благопо-лучием близко соединенные пороки, как весьма противные Богу, удобно могут в самом счастье сделать человека несча-стливым, если он в который нибудь из них уклонится (преп. Антоний).

Благословение

Весьма приятно то Богу, что делается с благосло-вением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною (преп. Антоний).

Одобряю твое благоразумие, что без благословения не входишь ни в какие сношения с другими. Так будешь делать, легче сохранишь и спасешь себя (преп. Анатолий).

Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании (преп. Варсонофий).

Пишешь, что не посмела без моего благословения под-нести Владыке делаемые в вашей обители четки из росного ладана. И не следует. Не следовало бы тебе также подно-сить Преосвященному и просфору от себя (преп. Иларион).

Ты пишешь, что, соображая все, думаешь, лучше не-сколько раз благословиться на одно и то же дело, чтобы Матушка как-нибудь, забывши, не подумала, что дело сдела-но без ее благословения (это хорошо, так и делай). А от-носительно того, что Матушка недовольна бывает и тем, ежели из пустяков благословляются, и тем, ежели не благо-словляются, то лучше пусть уж будешь виновата в том, что докучаешь (преп. Иларион).

...<Нужно> умудряться; иногда по видимому покажет-ся дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному послужит... (преп. Лев).

Блаженство

Жизнь есть блаженство и не только оттого, что мы верим в блаженную вечность, но и здесь, на земле, жизнь может быть блаженною, если жить со Христом, исполняя Его святые заповеди. Если человек не будет привязан к земным благам, но будет во всем полагаться на волю Божию, жить для Христа и во Христе, то жизнь еще и здесь, на земле, сделается блаженством (преп. Варсонофий).

Ближний

Ты пишешь, почтенная Е. А., что К. нездорова и боишь-ся, чтобы более не занемогла. Это ничего не значит — теле-сная болезнь, надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцельными, а ты даже и не хочешь, чтобы она принимала исцеление врачеванием от оных болезней. Сама горда, хочешь и ее в том же утвердить; ты не хочешь, чтобы с нею грубо обращались, и тебя тревожит то, что будут ею командовать грубые невежи, какие, в твоем мнении, ниже нее. Как ты меня сим оскорбила! — чья же ты ученица? Христос смирен был, и нам велел от Него научиться сми-рению и кротости, а ты считаешь других ниже нее; это наука сопротивного, вот уже и полагаешь сама в нее залог гордо-сти. Надобно внушать ей, что она хуже всех, и когда бы так себя считала, то пред Богом была бы выше. Укоризны и досады повелел Бог терпеть от всякого человека, от кого Он попустит прийти нам оным, а ты делаешь разбор: что они ниже нее, они грубы, а они, может быть, пред Богом велики. Вижу, что ты и понятия не имеешь о духовной жизни, что так считаешь других. Здесь нет ни дворян, ни купцов, ни крестьян, а все о Христе братия и сестры, и по-следний будет первый, а первый последний (преп. Макарий).

Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние (преп. Макарий).

Спасение наше в ближнем нашем состоит, и повелено искать не «своего си, но еже ближняго» к созиданию (Флп.2, 4; 1Кор. 10, 24, 33) (преп. Макарий).

Блудная брань

Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется пред всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи. Говорить сестрам на пользу — хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя, за них молиться — еще того лучше (преп. Анато-лий).

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд-ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла-годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та-ковые безместные и скаредные помышления и воображе-ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми-лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев).

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя-того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма-терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны... N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро-шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

Одни живут, как кошки, собаки, воробьи и прочие животные, — у них мрак в голове и сердце, и они, как сумасшедшие, не думают, да и не знают, и не веруют, что есть Бог, есть вечность, есть смерть и физическая, и ду-ховная! Такие и живут, и умирают, как скоты, — и еще хуже (преп. Анатолий).

Что воюет на тебя бес блуда — это не диво, он и Антония Великого не оставлял без внимания, а нас-то с тобою и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мысленно — это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька тут сподручнее для диавола всего. Да и откровенность-то твоя сомнительного характера... Прежде всего и больше всего старайся приобрести смире-ние, тогда и помощь Божия не будет далека! (преп. Анато-лий).

Насчет <блудного> волнения — терпением и самоукорением, и смирением тецы <иди> и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, Киевских чудотворцев и святую муче-ницу Фомаиду, и воспоминай час смертный, и за их молит-вы утишится волнение... (преп. Лев).

М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев).

Вы, дочь, оскорбляетесь и малодушествуете, что побеждаемы бываете плотскими поползновениями... Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и, паки призвав в помощь молитвы Отец и Матушкины, воспрянем, и да полагаем начало, и да окаиваем себя, и познавши свою удобь поползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему про-шению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит сбытое и отомстит нашему всезлобному соперни-ку, и восставит нас, и утвердит наши слабые силы муже-ственно стати против стрел и насильственных наветов его!.. (преп. Лев).

А что на вас воздвигнута или попущена брань блуд-ная, то и о сем напомяну твоей любве, в 4-й части «Добротолюбия» в Слове о рассуждении пишет святой Кассиан Римлянин словеса святого Аполлоса к отчаявшемуся брату, в мир идущему, реченные: «Не дивися, чадо, ниже отчаивайся: аз бо в толицем возрасте и седине сый, и зело от сих помыслов стужаюся. Не отчаивайся убо о толицем (разжении), еже не толико человеческим тщанием врачуется, елико Божиим человеколюбием»... (преп. Лев)

Что же жалуетесь на блудную брань и что непоредку побежденной бываете, и от сего часто унынию предаешься, и что Бог возвестил Матушке преподавать вам за каждое поползновение по 50 поклонов, то хотя вам кажется и мало-значительно.., но вы да помните свое звание послушницы и не должны составлять ни в чем свой разум! Но довольна будь заповеданным и со страхом и умилением проходить данное, и сила нашего покаяния состоит не в количестве, но в качестве! и сокрушении сердечном, но и на сие власти не имеем. Но Человеколюбивый и Премилостивый Гос-подь по Своему милосердию туне (даром) нам и сие дарует, а как мы с тобою наклонность имеем к тщеславию и гордыне, а потому нам и не даруется вами желаемое раскаяние и умиление, и мы должны все сие с смирением навершать и считать себя худше всей твари, и покойна будешь, и я, хотя прескверен и триокаянен, но уповаю на милосердие Божие, что не попустит вам впасть во глубину пагубного отчаяния, но Своею всемогущею десницею восставит и утвердит впредь успеянность и совершенное спасение (преп. Лев).

А как вы по своему благорасположению и неограни-ченной вере моему окаянству заблагорассудили вопросить меня скудоумного — как себя предостерегать в таковых случаях. Но хотя и крайне недостаточен в таковых послед-ствиях преподавать приличествующие советы, но и то до-вольно уверен, что ваша вера, спомоществующая нашему недостаточеству, может умилостивить Великодаровитого Господа ниспослати свыше невидимо помощь и здравый разум <к преподанной> вашей любве, по вашему желанию: каким образом бодрствовать и охранять себя от вышеупо-мянутых соблазнительных помыслов и наругательных мечтаний и бесовских! То я вам уже сказал, что груб и неискусен. Но вспомнил достоблаженного батюшку покойного о. Феодора, и он моей худости довольно пересказывал многие по-вести святых отец и на Украине жительствующих во время старца его блаженного Онуфрия... из коих сколько могу, при содействии благодати Господней, вашей любве написать понуждаюсь; и, во-первых, дочь моя, при помощи Божией должны всевозможно тщатися вины <причины> отсекать, (то есть) дабы только внимать себе и своему спасению. А когда кто к вам приидет и, хотя по действу и наущению всеобщего врага, начнет вам произносить пустых слов и... событий, то вы, видя по лицу значительности ее, ежели не можете сократить переговору в рассуждении лицеприятия, то должно стараться уши себе заложить, или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпущать и мысленно просить Господа, дабы сохранил нас от такого яда душетлительного; и когда так начнете поступать, и в прочих подобных случаях, и с той, которая наполняла ваши уши душевредными повестями и суесловиями, мы обязаны по заповеди Господней любить и сожалеть. А произносимые ею нелепости презирать и ненавидеть до зела, и благостью Господнею даруется вам чувство охраняться от осуждения; и памятовать святого пророка Давида стих воспоминать: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18, 13). И так как выше сказано, когда сих вин от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет, и нечувствительно утверж-дает нас и охраняет, и невидимо отражает бесовские дей-ствия и мечтания. А внутрь нас укрепляет силы душев-ные, и действие молитвы воскрыляет, и память смертную напоминает, и будущие мздовоздания и вечные муки! И сими душевными чувствами, деяниями поражаются скверных помыслов прилоги и истребляются (преп. Лев).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо-литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай-ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно-гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли-тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Блудные грезы бывают ночью во сне... Когда это слу-чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) (преп. Анатолий).

Когда блудные помыслы нападают, молись святой му-ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву... (преп. Анатолий).

Ты больна, а причину болезни едва ли понимаешь. Расстройство бывает от расстройства. Хотя и пишешь вообще о увлечении, но не ясно, умалчивая, как сама ты зажигала в дуброве своей огнь, не уклоняясь от поводов, а самовольно привлекая оные. Рассмотри себя хорошенько. Самой себя обманывать опасно. Даю тебе повод к рассмотрению себя — не все путаться, пора и взяться за дело настоящим образом (преп. Амвросий).

Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий).

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени-ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по-терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий).

Что же вы, дочь, жалуетесь, яростная и плотская страсть хотя отступила на время, а недуг малодушия временем наиболее погружает, то, о мати и дочь, да будет твоей любве известно, что всеобщий враг-диавол свои брани и козни всегда переменяет и таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями нас, неискусных, обманывает и побежда-ет, и вы не утверждаетесь в том, чтобы у вас вовсе поугасла ярость и плотская страсть, но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения, и сие не враг ослабу преподает, но, по милосердию Божию, благодать Божия невидимо нам за молитвы Отец и Матерей спомоществует; и аще бы не бла-годать Божия нас немощных от сих браней невидимо защи-щала и подкрепляла, то бы едва кто возмог соблюсти себя в непорочности (преп. Лев).

Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду-ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че-ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий).

Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол-жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет-ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не-бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси-лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...