Как моральная стойкость и духовное возрождение общества. Возрождение нравственности: особенности, принципы и идеи

25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова под председательством декана социологического факультета МГУ Владимира Ивановича Добренькова состоялся круглый стол «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд».

Либералы, находясь у власти, занимались планомерным и систематическим разрушением сознания населения, привитием ему ложных ценностей, разложением душ наших сограждан. К сожалению, они немало преуспели в своей разрушительной работе. Моральный упадок, обесчеловечивание благодаря либералам отравили общественные отношения в нашей стране.

В связи с этим без всесторонней системы нравственного воспитания населения в духе ценностей гуманизма - подлинного, а не либерального, т.е. гуманизма, опирающегося на ценности российского патриотизма и консерватизма - Россия никогда не станет сильной и процветающей державой, которой гордились бы ее граждане, никогда не вернет себе статус мировой сверхдержавы. Необходимо культивировать в наших согражданах такие традиционные черты российского менталитета как солидарность, коллективизм, соборность, взаимопомощь, товарищество, любовь к Родине, примат духовного, готовность придти на помощь всем страждущим и обездоленным.

Без опоры на религию в современной России нельзя бороться с деморализацией и духовным опустошением. В сфере морали необходимо опираться на общечеловеческие нормы нравственности, провозглашенные ведущими конфессиями страны -православием, исламом, буддизмом и другими религиями. Речь идет о таких канонах, как нормы «не убий», «не укради» и т.д. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, бытию в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Только эти нравственные ценности в состоянии противостоять моральной деградации, духовному упадку и наступлению идеологии бездуховного потребления и зоологического индивидуализма. Особое место в духовно-нравственном возрождении страны должно принадлежать православию как наиболее распространенной в нашей стране религии, как религии государствообразующего народа. Нужно четко понимать, что без веры, без православной веры в особенности, Россия не решит стоящих перед нею проблем, не возродится и потеряет саму себя.

Православие является не только религией большинства русского народа, но и религиозно-нравственной основой русского национального государственного творчества. В периоды великих потрясений Московского царства православная церковь неизменно стояла на страже национальных интересов России и всей своей мощью поддерживала власть в минуты ее слабости. Постепенно ее авторитет снижался. Правящему слою нужно было слабое православие и постепенно церковь дошла до полного бессилия, проявившегося в 1917 году. Не было нравственного авторитета, авторитетных иерархов. Государство, по существу, подорвало Церковь. И теперь перед правящим слоем России встает настоятельная задача помощи православию. Как справедливо писал Солоневич, «православие и как национальная религия, и как основа национальной государственности должно быть лоддержено в годину его слабости. Мы не можем допустить удовольствия дальнейшего развала национального единства» .

Православие - это наиболее совершенная религия мира, это величайшее духовное сокровище, сбережение которого поручено русскому народу. Православие является национальной религией русского народа. Эту мысль высказал еще Достоевский, вложив ее в уста Шатова («Бесы»). Это религия наибольшей человечности и наибольшей любви, религия надежды и наибольшего оптимизма.

В России, на наш взгляд, построение государства возможно только на моральных основаниях, не на юридических и не на экономических. Стиль российской государственности можно представить как внутреннее единство, единство национального сознания, единство воли, целеустремленности, в основе которого должно лежать единство религии. Иначе говоря, религиозная идея должна определить национальное единство страны.

Именно православие, на наш взгляд, может выполнить смыслообразующую, духовную и объединяющую миссию. Оно не обязывает граждан ни к исповеданию догматов православной церкви, ни к исполнению её обрядов. Православный принцип выражается не в церковном, а в государственном строительстве, означает признание духовной свободы каждого человека и. следовательно, уважения к этой свободе, говоря словами Солоневича, стремление к осуществлению Божьей правды на земле, технически возможную замену принуждения - дружественностью, страха - любовью. Отсюда православная терпимость ко всякой религии, ведь оно никогда не посягало на свободу других конфессий.

К.П. Победоносцев писал: «Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти» .

Таким образом, религия, как одна из составляющих национальных традиций, является одной из основных конструкций общественного устройства и стабильности общества в целом, способна выполнить функции инструмента социальной консолидации и духовной мобилизации населения. «Все остальное - писал Л.А. Тихомиров - внешнее укрепление порядка, власти, прочного действия исторических основ... останется без души, без силы, если оживившееся религиозное сознание не даст личности должного руководства для понимания целей жизни».

Главная задача сегодня - возрождение и внедрение в массовое сознание мировоззрения, отвечающего подлинным традициям России, связанного с приматом духовного над материальным, культом скромности, честного труда, взаимопомощи.

Необходимо культурно-нравственное единение всего населения, изменение системы ценностей, возведение в абсолют моральных ценностей. Необходимо поставить перед церковью вопрос о перемещении центра тяжести с формально обрядовой стороны православия на религиозно-воспитательную - и с этой целью настаивать на реорганизации духовного образования и практической деятельности духовенства в народных массах. То есть, необходимы «Апостолы духа» - учителя, которые несут истины в свет. Православие как величайшая духовная ценность России должно выполнить функцию нравственного оздоровления личности и общества.

В первую очередь пропагандой духовно-нравственного возвышения должны быть охвачена молодежь и дети. Комплекс мер по духовно-нравственному оздоровлению предполагает кардинальное изменение политики средств массовой информации (и, прежде всего, телевидения), которые должны исключить демонстрацию сцен насилия, секса, проповеди аморализма и бездуховности, что требует создания общественных контрольных советов и введение своего рода нравственной цензуры во всех СМИ. Без цензуры мы не сможем спасти подрастающее поколение от растления и разложения. Необходимо отметить, что требование введения цензуры выдвигается населением, в том числе и молодежью. Нравственно здоровая российская молодежь выступает против аморализма, цинизма, сексуальной распущенности и зоологического индивидуализма. Необходимо также ввести жесткие квоты на показ иностранной кино- и телепродукции. На наших кино- и телеэкранах должна доминировать национальная кинопродукция, проповедующая высокие идеалы, духовность, патриотизм, консервативные ценности в целом. Следует также скорректировать образовательные программы в средней и высшей школе, построив их на наших традиционных ценностях.

Таким образом, необходима новая общенациональная идея, идея единства всего общества, которая поможет России войти в новую систему нравственных координат, где значительное место будут занимать утраченные духовные начала, мораль, идеалы единства - все, что издавна составляло суть консервативной идеи. Это повлечет за собой мощный интегрирующий заряд, пробудит массовую энергию, будет способствовать обретению чувства достоинства и самоуважения. Государство не может длительное время существовать без идеи и цели как двигателей и катализаторов его развития.

Владимир Иванович Добреньков , профессор, Доктор философских наук, президент Российской социологической ассоциации, декан социологического факультета МГУ

Примечания:

1. Солоневич И. Народная монархия. М., 2002. С. 574.

2. Победоносцев К.П. Церковь и государство // Победоносцев К.П. Московский сборник.

3. Тихомиров Л.А. Борьба века. М, 1895. С.61.

Называет уже ставшие к времени его жизни традиционные средства этого восхождения - молитва и покаяние, которые очищают душу, просветляют и просвещают изнутри. Это святоотеческая «азбука» духовного восхождения.

На русской почве эта идея была осмыслена и развита преподобным Нилом Сорским (XV век), учение которого вобрали и растворили в своих религиозно-философских построениях А.С. Хомяков , В.В. Зеньковский, С.Л. Франк , П.А. Флоренский , Г.В. Флоровский и др.

Составленный Нилом Сорским «Устав о скитской жизни» даст нам полное представление о «лествице» духовного восхождения русских монахов, в главных чертах дошедшей до XX века.

Основным методом духовно-нравственного воспитания он считал многократную молитву, соединяющую монаха-послушника с источником нравственного просвещения - Богом.

Молитва необходима, чтобы «блюсти сердце» и тот, кто овладел этим умением, взошёл, по словам Нила Сорского, на первую ступень «лествицы» духовного совершенствования.

Вторая ступень восхождения заключается в овладении умением управлять («умертвлять») своими страстями и заключается в многократных упражнениях, в духовной работе по очищению и
возвышению души к источнику истины и любви-богу.

В основной перечень упражнений им включалось: чтение духовных книг, рукоделие, пение псалмов, служение (занятия из послушания), всенощное стояние и т. д.

Третья ступень - овладение искусством «ум блюсти в сердце», что достигалось средствами непрерывной безмолвной молитвы, рассматриваемой как «умное делание» (исихия). Послушник должен был уметь соединить умственную образованность с духовно-нравственной воспитанностью («собрать ум в сердце»).

Эта третья ступень Нилом Сорским называлась «высшим чином делания духовного». Далее - на вершине лествицы - достижение благодати Святого Духа, того совершенного состояния, которое достигали лишь величайшие христианские подвижники. Это - «горняя» высота духовного восхождения по христианским воззрениям.

На каждой ступени духовного восхождения воспитанник должен вести борьбу с главными страстными помыслами. Средства этой борьбы различаются смотря по мере и степени нравственного совер-шенства.

Нил Сорский называет восемь «страстных помыслов»:

1) чревообъедение;

3) сребролюбие;

5) печаль;

6) уныние;

7) тщеславие;

8) гордость.

Лишь преодоление их позволяет идти по пути духовного совершенствования. Первые две страсти - телесные, последующие - душевные.

Для телесных страстей Нилом Сорским предлагался контроль за мерой пищи, временем пищи, соблюдение постов, подчинение тела духу. Для искоренения душевных страстей предлагалось оживить в себе «образ Божий» и собственное обещание пребывать в целомудрии и чистоте, размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находишься, призывать в молитвах на помощь тех знаменитых святых и подвижников, которые поднялись на вершину духовной «лествицы», не желать никаких стяжений (вещей, богатств и пр.), не гневаться и не творить зла ближнему, изгонять из сердца скорбь молитвой, чтением, общением и беседами с людьми духовной жизни; самый серьезный духовный акт подвижника - преодоление уныния.

В традициях святоотеческого предания Нил Сорский учил, что благодушное перенесение скорбей возводит к высшему совершенству, что постоянные аскетические упражнения снимают негативные воздействия на душу лести, похвалы, чествования и пр., учат ставить себя ниже всех, любить молчание, не выставлять себя, быть в трудах, бороться с собственным высокосердием, кичливостью и т. п.

В русских православных монастырях послушники следовали правилам духовного совершенствования, поднимаясь по ступеням этой «лествицы». Пример их жизни был перед глазами простых русских людей не одно столетие. Идея духовно-нравственного
совершенствования, понятно, не в форме трактатов, глубоко проникла в жизнь русского крестьянства и укоренилась в ней. Этот факт отмечен был славянофилами и такими художниками слова, как Гоголь , Толстой , Лесков , и религиозными философами XIX-XX веков Е. Трубецким ,
Н. Лосским , Н. Бердяевым
и др. Православное учение тысячелетие выковывало целостный характер народной морали.

По народно-православным взглядам нравственно-духовное восхождение начиналось с семьи и церкви, после первой исповеди, осуществляющейся в семилетнем возрасте, и школы. Начальное образование в России столетиями было традиционно связано с религией. Само содержание образования во всех слоях населения, в том числе и крестьянских, носило ярко выраженный религиозный характер. В XVIII-XIX веках для обучения детей пользовались азбуками, букварями, псалтырями и часовниками, издаваемыми официальными церковными или синодальной типографиями. Складывалась особая русская традиция обучения. Среди книг, предназначенных для изучения и переписывания, преобладали сочинения духовно-нравственного содержания, включая переводы византийских авторов Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника , Максима Исповедника и др.

Русское крестьянство, как показали исследования последних лет, было в XIX - начале XX века достаточно грамотно и образовано, чтобы самостоятельно знакомиться с духовно-нравственными сочинениями. Вкус к душеполезному чтению прививался в семьях, школах, домах священников, где постоянно обучалось, как правило, 10-15 мальчиков.

Учителя так называемых «вольных» школ выби-рались общиною, причём на первое место ставились религиозно- нравственные качества учителя, умение обучать чтению и пониманию духовных книг, житий святых».

Кларин В.М., Петров В.М., Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX веков, М., 1996 г., с. 87-90.

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, благодаря чему кто-то становится хорошим спортсменом? Или выдающимся лидером? Или отличным родителем? Почему некоторые неизменно достигают своих целей , а другие – терпят неудачу?
В чем же разница? Что может быть важнее ума и таланта? И что такое «зверские казармы» Вест-Пойнта? Об этом мы и поговорим!

Обычно на эти вопросы мы отвечаем рассуждениями о таланте. Наверное, он самый умный ученый в лаборатории. Он от природы может бежать быстрее, чем все другие игроки команды. Он выдающийся бизнес-стратег.

Но, думается, мы все знаем – дело не только в этом.

На самом деле, если вы глубже задумаетесь над этими вопросами, то поймете, что талант и ум играют совсем не такую большую роль, как кажется изначально. Результаты исследований показывают, что уму мы обязаны всего лишь 30% достижений – то есть, ум только верхушка айсберга.

Но что же важнее ума и таланта? Ответ: духовная стойкость.

Оказывается, духовная стойкость, называемая также «силой воли», играет куда большую, чем какое угодно еще качество, роль в достижении целей, относящихся к здоровью, карьере, учебе, бизнесу и жизни в целом.

И это отличная новость, ведь, например, со своими унаследованными от родителей генами поделать вы ничего не можете, а духовную стойкость развить более чем реально.

Почему духовная стойкость так важна? И как ее в себе развить?

Давайте поговорим об этом подробнее.

Духовная стойкость и армия США

Ежегодно примерно 1,300 кадетов поступают на первый курс Военной академии Вест-Пойнт. В первое лето в кампусе кадетам необходимо пройти ряд испытаний, невероятно тяжелых физически и морально. Эта летняя программа инициации в академии называется «зверскими казармами» .

По словам исследователей, наблюдавших за кадетами Вест-Пойнт, «зверские казармы» - продуманное намеренное испытание границ возможностей кадетов, их физической, эмоциональной и духовной выдержки. Нечто подобное проходят и агенты ФБР, .

Возможно, вы представляете себе, что кадеты, успешно справившиеся со «зверскими казармами», крупнее, сильнее или, по крайней мере, умнее своих товарищей. Но Анджела Дакворс, исследовательница из Университета Пенсильваании, наблюдая за кадетами, обнаружила кое-что совершенно иное.

Дакворс исследовала достижения кадетов, а точнее, то, как духовная стойкость, упорство и энтузиазм влияют на способность достигать целей. В Вест-Пойнт она наблюдала за 2,441 кадетом на двух первых курсах.

Она записывала их успехи в школе, результаты вступительных испытаний, оценку их лидерского потенциала (отражающую их активность во внеурочных занятиях), результаты проверки уровня физической подготовки (стандартизированного теста, состоящего из физических упражнений), а также их оценку по шкале силы воли (измеряет упорство и энтузиазм в достижении долгосрочных целей).

И вот что она выяснила…

Не сила, не ум, и не лидерский потенциал являлись решающими в том, завершит ли кадет испытание «зверскими казармами» успешно. Решающую роль в этом играла сила воли – упорство и стремление достигать долгосрочных целей.

На самом деле, кадеты, получившие 60 или более пунктов по шкале силы воли, чаще других успешно выдерживали испытание «зверскими казармами». Именно сила духа определяла успех кадетов, а не их талант, ум или наследственность.

В чем важна сила духа?

Исследование Дакворс показало важность силы духа во многих сферах.

Помимо результатов описанного выше исследования в Вест-Пойнт, она также обнаружила, что…

  • Студенты Лиги Плюща, отличающиеся от товарищей большей силой воли, получают лучшие оценки индивидуальных показателей деятельности, даже если их оценки за экзамены ниже, то есть, если они «глупее».
  • При сравнении двух людей одного возраста, но с разными уровнями образования, именно сила воли (а не интеллект) определяет, чье образование в итоге будет лучше.
  • Участники соревнования по правописанию National Spelling Bee показывают лучшие результаты не благодаря своему IQ, а благодаря силе воли и регулярным тренировкам.
Сила воли и духа важна не только в образовании. Она важна в чем угодно, и это Дакворс и ее коллеги доказали, опрашивая лидеров во всех сферах:
Наша гипотеза, заключающаяся в том, что сила воли важна для высоких достижений в любых сферах, была доказана в ходе многочисленных интервью с профессионалами в области инвестиционно-банковских услуг, живописи и искусства, журналистики, науки, медицины и права. В ответах на вопрос, какое качество отличает лучших специалистов в своих областях, все эти люди упоминали силу воли так же часто, как и талант. На самом деле, многие из них были в восторге от достижений коллег, которые на первый взгляд не казались такими же одаренными, как другие, но чья неизменная верность своим амбициям была исключительной. Кроме того, многие с удивлением заметили, что их невероятно одаренные сверстники отнюдь не достигли вершин в своей области
.
 - Анджела Дакворс

Вы, наверное, уже не раз убедились в правдивости этого на собственном опыте.

Помните вашего друга, который растерял свой талант?

Как насчет вашего сотрудника, который выжал максимум из своего потенциала?

Знаете ли вы кого-то, кто продолжает упорно идти к цели, независимо от того, сколько времени это занимает?

Нравственная стойкость - это решимость делать то, что правильно даже в том случае, если это решение вызовет неприят­ные или болезненные последствия, например критику, унижение, потерю друзей, денег, положения и даже нанесение телесных повреждений. Одно дело согласиться с нравственными принци­пами, и совсем другое - быть стойким в осуществлении этих принципов в практической жизни. Нам нужна нравственная стойкость в следующих сферах:

1). Моральные стандарты и цели. Верность принципам и целям часто требует от нас нравственной стойкости. В пример можно привести молодого человека, который отказывается пить, курить, участвовать в нечестивых мероприятиях и смотреть грязные фильмы. Когда друзья начинают оказывать на него дав­ление, ему нужно большое мужество, чтобы ответить отказом. Молодая женщина может принять решение воздерживаться от сексуальных отношений до брака, но ради сохранения молодого человека может пойти на уступку. Взрослые люди не настолько поддаются воздействию своих сверстников, но и они не защи­щены от этого.

Одним из прекрасных примеров нравственной устойчивости может послужить Иосиф, которого братья продали в Египет, как об этом рассказывается в Библии. Оторванный от отчего дома в возрасте семнадцати лет, он попал в рабство к египтянам. Бла­годаря усердию и верности он стал в доме Потифара главным управителем. Но когда жена хозяина стала соблазнять его, он не побоялся пожертвовать ее благосклонностью, и ему хвати­ло нравственной устойчивости отклонить ее предложение. В ре­зультате он попал в тюрьму.

Нам часто нужна моральная устойчивость, чтобы достичь важной цели. В качестве примера можно привести домашнее воспитание детей. Вы можете быть уверены в значимости своих планов, но не все разделяют ваши взгляды. Вы можете столк­нуться со значительной оппозицией со стороны школы или дру­гих родителей, которые не хотят причинять себе лишнего беспо­койства. Если вас волнует отношение к вам других людей, вам понадобится вся ваша моральная устойчивость, чтобы настоять на своем.

Нравственные принципы вам нужны даже как домашней хо­зяйке. Вы можете захотеть стать более собранной или проводить больше времени с детьми. Но когда другие люди начнут отвле­кать вас, занимая ваше время, или если вам позвонят по телефо­ну, вынуждая тратить драгоценные минуты на пустые разгово­ры, вам нужно будет набраться смелости, чтобы сказать «нет» и прекратить общение, не боясь обидеть позвонившего. Ваша цель должна значить для вас больше, чем мнение о вас других людей.

Если кто-то подолгу задерживает вас у телефона, нужно твер­до сказать: «Простите, что перебиваю вас, но мне нужно идти». Если кто-то настаивает на своих планах, которые вы не считае­те важными, можете сказать приблизительно следующее: «Мне нужно заняться другими делами» или «Простите, но у меня есть срочное дело».


2). Защита своих убеждений. Нравственная принципиаль­ность может также понадобиться для защиты ваших убеждений, особенно если они непопулярны или противоречат мнению дру­гих людей. Речь может идти о религии, политических взглядах, подходе к воспитанию, расовых принципах или любых других вопросах, которые могут привести к неприятным последстви­ям. Мы все знаем, как ранние христиане твердо держались своих убеждений перед лицом жестоких преследований и даже смерти. Человечество всегда сражалось и погибало, защищая принципы, в которые верили люди.

3). Защита обиженных. Предположим, невиновный человек стал объектом слухов и клеветы, его порочат и делают жертвой несправедливости. Всегда легче стоять в сторонке. Зачем вмеши­ваться в дела другого человека? Такое вмешательство может при­вести к нежелательным последствиям и даже испортить вашу ре­путацию. Действительно, нужно иметь нравственную смелость, чтобы вступиться за доброе имя обвиняемого.

Я не предлагаю вам без необходимости вступать в споры и дела других людей, но если ваш голос может помешать творить несправедливость, тогда наберитесь нравственной смелости, что­бы заступиться за обижаемого. В классической литературе тому есть много примеров. В «Отверженных» Виктора Гюго самая драматическая история произошла тогда, когда Жан Вальжан набрался смелости, для того чтобы открыть свое истинное имя беглого каторжанина, чтобы спасти невиновного человека, кото­рого собирались повесить.

4). Признавать собственные ошибки. Смелость также пона­добится и в том случае, когда вы совершили безнравственный поступок. Иногда последствия признания в таких проступ­ках могут быть серьезными. Это унижение, позор, наказание, штраф и даже тюремное заключение. Подобная история ста­ла сюжетом классического произведения «Алая буква» амери­канского писателя Натаниэла Хоторна. Преподобному Артуру Динсдейлу не хватило смелости исповедать свой грех с Эстер Принн, в результате чего он дошел до моральной и физической деградации. Если вы совершили безнравственный поступок, на­беритесь смелости признать совершенный грех и очистить себя перед Богом и людьми, несмотря на последствия. Это только несколько случаев, где нам понадобится нравственная смелость. Помните, что более всего нам нужно будет смелости тогда, когда речь идет о правильном и истинном с преодолением страха перед последствиями.

Последние материалы раздела:

История марийской народной медицины Правда ли что марийцы колдуны
История марийской народной медицины Правда ли что марийцы колдуны

Язык, фольклор, этнография показывают, что уральский пранарод жил в приледниковой зоне, которая, в зависимости от различных ледниковых периодов,...

Возрождение нравственности: особенности, принципы и идеи
Возрождение нравственности: особенности, принципы и идеи

25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете Московского Государственного...

Гадание на картах Ленорман
Гадание на картах Ленорман

Могут быть различными, в зависимости от поставленной задачи и результата, который мы хотим получить после гадания. Большинство раскладов для малой...