Как происходит венчание в православной церкви. Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви? И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание в церкви — не просто красивая традиция, подтверждающая гражданские узы брака. Этот сакральный обряд закрепляет связь между мужчиной и женщиной перед лицом Бога. Следует понимать, что церковный брак нерасторжим, в отличие от гражданского союза. Соответственно и отнестись к венчанию следует со всей серьёзностью.

Вконтакте

И хоть церемонии вступления в брак в ЗАГСе и в церкви чем-то схожи, к венчанию предъявляется гораздо большее количество требований. Здесь важно всё до мелочей — от душевного настроя молодожёнов, до цвета носового платочка, обёрнутого вокруг венчальной свечи. Заблаговременная тщательная подготовка к обряду венчания поможет избежать ненужных волнений в этот светлый день. Итак, что же нужно знать для венчания в православной церкви и как все происходит.

Социальные и религиозные условия

Прежде всего стоит учесть основные условия , необходимые для осуществления венчания в церкви.

Социальные:

  • Венчающаяся пара должна состоять в официальном браке (предоставляется свидетельство о браке).
  • Ни один из супругов не должен состоять в официальном браке с третьим лицом.
  • Супруги должны достигнуть брачного возраста. Он соответствует официальному брачному возрасту — 18 лет. В определённых случаях возраст невесты может составлять 16 лет.
  • Брачующиеся не должны состоять в близком кровном родстве. Запрещены браки родственников до третьего колена.

Религиозные:

  • Оба супруга должны быть крещёнными.
  • В редких случаях допускается брак между православным и христианином неправославного вероисповедания (католики, лютеране и т.д). Такой союз будет одобрен, если дети, рождённые в нём будут воспитаны в православных традициях.
  • Не допускается венчания лиц, состоящих в церковном родстве (крёстные, крестники).
  • Допускается венчание не более трёх раз за всю жизнь. При условии, что предыдущие браки были расторгнуты по всем канонам православия или же брачующийся ранее овдовел.
  • Не производится венчание, если хоть один из молодожёнов заявляет о своем атеизме или же принуждению к браку со стороны родителей, будущего супруга и т.д.

Когда венчаться?

Если все основные условия соблюдены, то необходимо подобрать время для проведения церемонии. Молодожёны могут выбрать один из четырёх дней недели — понедельник, среду, пятницу или воскресенье. Стоит помнить, что венчания не осуществляется во время многодневных постов — Рождественского, Великого, Петрова и Успенского. Также из календаря выпадают Святки (7-19 января), неделя до начала Великого поста (Масленица) и неделя после Пасхи. Не стоит рассчитывать и на даты великий церковных праздников — Сретенье (15 февраля), Вознесение Господне, Троица, Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) , Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (28 сентября), Покрова Святой Богородицы (13 октября). Под запретом и дни в канун вышеназванных дат. Дополнительно могут выпадать и дни храмовых праздников. Эти мероприятия определяются индивидуально для каждого храма, поэтому в любом случае лучше предварительно посоветоваться с настоятелем церкви.

Подготовка к венчанию

Так как венчание в православной церкви — обряд скорее духовный, нежели физический, то и подготовка к нему по большей части лежит в плоскости нематериального. Обязательным условием для совершения венчания является причастие и исповедь молодожёнов. Эти обряды следует провести за 3-4 дня до бракосочетания. Оптимальным будет соблюдение двух-трёхдневного поста до этого.Следует помнить, что в день причастия, равно как и в день венчания, нельзя есть, употреблять спиртное и заниматься сексом. Дополнительно можно духовно настраиваться на обряд, обратиться к Богу с молитвой об удачном браке.

Но всё же, при подготовке к венчанию, не стоит забывать и о материальных атрибутах церемонии. Будущим супругам нужно обратить внимание на следующие моменты.

Крестики

Нательные кресты — непременный атрибут для любого человека, переступающего порог церкви. Это правило касается как гостей праздника, так и самих брачующихся.

Кольца

По древней традиции на венчание покупалось два кольца — золотое и серебряное. Золотое олицетворяло солнечный свет и мужскую силу. А серебряное воплощало образ лунного света и, стало быть, женского начала. В наше время эта традиция практически отошла в прошлое. Зачастую покупаются одинаковые золотые или же серебряные кольца. Можно выбрать модели, инкрустированные драгоценными камнями. Но всё же лучше отдать предпочтение не очень вычурному, кричащему варианту.

Кольца необходимо отдать священнику до церемонии. Он помещает их на престол для освящения.

Иконы

Для обряда венчания понадобятся две освященные иконы — Христа и Богородицы. Образа будут символизировать мужское и женское начало. Данные иконы после действа непременно отправляются в дом молодожёнов. Лучше всего разместить их в красном углу. Эти символы являются мощнейшим оберегом. В былые времена венчальные иконы хранились в семьях на протяжении многих поколений и передавались от родителей к детям.

Свечи

Во время церемонии венчания в православной церкви новобрачные держат в руках церковные свечи. Их можно купить в местной церковной лавке. Обычно для венчания можно приобрести специальные праздничные свечи. Также стоит приготовить два красивых небольших платка. Ими брачующиеся оборачивают свечи, дабы воск не обжигал руки во время обряда.

Венчальные свечи также сохраняются в жилище молодых на протяжении всей жизни.

По народным поверьям эти атрибуты имеют сильные защитные способности. В частности свечи используют как оберег при тяжёлой беременности супруги.

Полотенца, рушники

Для церемонии необходимо подготовить два праздничных рушника. Это могут быть полотенца, украшенные свадебными обережными символами, или же нарядные белые отрезы. Иногда используют куски белой ткани.

Один из рушников стелят молодожёнам под ноги, а другим перевязываются их руки. Данные атрибуты также необходимо хранить для обеспечения счастливой жизни супругов.

Платье невесты

На венчание невеста непременно надевает белое платье. В церкви не допускается оголённых плеч или груди, поэтому стоит выбрать более закрытую, сдержанную модель. Если же купленное платье не удовлетворяет этому условию, то можно использовать накидку, жакет, манто.

Невеста обязательно должна находится в церкви с покрытой головой . Это может быть фата, шляпка или другой головной убор. Стоит учесть, что правило покрытой головы касается не только брачующейся, но и любой представительницы прекрасного пола пересёкшей возрастной барьер в 4 года.

Процедура, порядок и сколько длится венчания в православной церкви

Непосредственно обряд венчания занимает от 40 минут до часа. Но, с учётом ожидания, следует настроиться на обряд продолжительностью до двух часов.

Необходимо помнить, что во время венчания невеста всегда должна находится слева от будущего супруга.

Венчальные свечи пара держит в левой руке. Правая рука потребуется для того чтобы креститься. Поэтому свадебный букет невесты лучше передать в руки приближённых гостей. Для ясности, креститься нужно тогда же, когда это делает священник. Паре понадобятся свидетели, шаферы. На эту должность следует выбрать крещёных мужчину и женщину. В их обязанности в частности входит держание венцов над головами брачующихся.

Первоначально проводится обряд обручения. Действо происходит перед входом в церковь. Батюшка трижды благословляет молодожёнов и вручает им зажжённые свечи.Прочитав непродолжительную молитву, священник надевает кольцо на палец жениха. Далее брачующиеся трижды меняются кольцами. Этот процесс символизирует передачу власти над собой супругу. Теперь пара официально считается женихом и невестой. Далее происходит непосредственно венчание. Священник вводит пару в центр храма, останавливая перед аналоем. Практически всё время обряда будут читаться молитвы. Наиболее трогательным моментом является сакраментальные фразы «Я беру тебя в мужья (жёны)». Батюшка даёт новобрачным поцеловать венцы и венчальные иконы. Также молодожёны трижды отпивают церковное вино из специальной чащи. Эта часть обряда символизирует, что отныне пара будет всё в своей жизни делить пополам. В завершение новоиспечённых мужа и жену трижды обводят вокруг аналоя. Священник даёт последние наставления, а гости уже спешат с поздравлениями.

Фото и видео съёмка во время венчания в православной церкви

Стоит помнить, что венчание в православной церкви — есть таинство. Здесь невозможны постановочные фото. Оператор может снимать только в формате репортажа. Ни в коем случае нельзя проходить между новобрачными и Царскими Вратами. А во многих церквях съёмка разрешена только у входа.

Видео от том, как и по каким правилам проходит обряд венчания в православной церкви:

Готовясь к обряду венчания в церкви несомненно стоит уделить внимание выбору необходимых аксессуаров, времени и места самого ритуала. Но всё же за всей этой суетой главным является не потерять сам сакральный смысл этого древнего ритуала. Ведь после церковного брака мужчина и женщина становятся единым целым в глазах людей и самого Бога.

Вконтакте

Тем кто хочет обвенчаться в Церкви, следует знать, что это не только торжественный и красивый обряд, но и большая ответственность которую принимают на себя молодые супруги. Некоторые хотят "дополнить" свою свадебную церемонию венчанием, не понимая при этом всю серьезность и значимость этого обряда. Ведь венчание это не просто красивая церемония и не дань традициям.

Желающие венчаться в церкви обязательно должны быть христианами крещеными в православии, но и верующими, поскольку им необходимо понимать, что самостоятельно расторгнуть такой брак или же нарушить обет верности - значит совершить безусловный грех.

Перед тем как вступить в брак, жениху и невесте следует духовно подготовиться. Они обязательно должны исповедаться и принять причастие Святых Тайн. Перед этим желательно соблюсти семи- или десятидневный пост.

Для венчания необходимо заранее подготовить две иконы: Спасителя и Божией Матери. Во время проведения Таинства Венчания именно этими двумя иконами будут благословляться жених и невеста. Традиционно эти иконы забирались из родительского дома и таким образом передавались следующим поколениям.

Именно по этой причине родители приносят иконы на церемонию в церковь. Если, по какой-то причине родители отсутствуют на венчание, то иконы должны принести с собой брачующиеся.

Кроме икон, жениху и невесте необходимо приобрести обручальные кольца. На церемонии бракосочетания кольцо символизирует собой вечность и неразрывность брачного союза. Для мужа приобретается золотое кольцо, которое своим блеском представляет собой солнечный свет, которому в брачном союзе подобен муж.

Жене предназначается серебряное кольцо, которое является подобием луны, светила меньшего размера, которое отражает солнечный свет, то есть жена является отражением ее мужа. Сейчас молодые обычно приобретают для обоих кольца из золота или украшенные камнями либо гравировкой.

Также для церемонии понадобятся венчальные свечи. Их можно приобрести тут же в храме. Кроме того стоит заранее найти белое полотенце (ручник) для того, чтобы постелить его под ноги.

Согласно обычаю, молодые держат в руках горящие свечи. Чтобы не вымазаться воском, стоит позаботиться о белых платочках, которыми можно защитить руки.
Во время проведения обряда венчания, молодым дается чаша с вином. Перед началом церемонии священнику необходимо передать бутылку кагора.

Выбор свидетелей

Сейчас брачующиеся сами решают нужны ли свидетели на церемонии.

Свидетели (по другому - поручители) обязательно должны быть людьми крещеными в православии, желательно церковными, с благоговением относящиеся к таинству венчания.

Раньше в свидетели старались приглашать людей не очень молодых, хорошо понимающих, что значит семейная жизнь и, в случае необходимости, способных дать совет. Свидетели обязательно должны быть хорошо знакомы с женихом и невестой, потому что поручаются за новую семью.

При проведении церемонии венчания поручители держать венцы над головами жениха и невесты в то время, когда молодые обходят вокруг аналоя. Также свидетели своими подписями в метрической книге подтверждают совершенный акт венчания.

Таинство венчания

Обряд венчания состоит из следующих этапов:

  • обручение;
  • непосредственно церемония венчания;
  • разрешение венцов;
  • благодарственный молебен.

Обручение

Первой частью свершения таинства венчания является обручение. Обручение символизирует собой, что молодые, вступая в брак, дают друг другу взаимные обещания и обязательства в присутствии Бога и по его усмотрению.

Традиционно жених должен первым приехать к церкви и ждать там невесту, но в наше время молодожены приезжают вместе после того, как брак был зарегистрирован в ЗАГСе.

Жених и невеста встают перед главным входом в церковь. У алтаря их уже ожидает священник, который и будет проводить церемонию. Молодых вводят внутрь церкви.

После троекратного благословения молодых, священнослужитель передает им свечи, которые уже зажжены. При каждом благословении священника жених и невеста должны перекреститься трижды. Следует помнить, что если у брачующихся это не первый брак в церкви, а второй или третий, свечи молодым не даются.

Затем священник одевает кольца на пальцы жениху и невесте. После получения благословления, молодые трижды обмениваются кольцами в знак своей любви, преданности и готовности помогать друг другу на протяжении все жизни.

Молитва священнослужителя завершает обручение.

После обручения, жених и невеста становятся перед аналоем на белый ручник, который разостлан на полу. На аналое разложены крест, Евангелие и венцы. Свидетель становится рядом с женихом, а свидетельница около невесты.

Перед лицом Церкви молодые еще раз подтверждают свое желание вступить в брак. Это согласие является главным условием, чтобы естественный брак считался заключенным. Теперь начинается чин венчания - освящение супружества Божественною благодатью.

Возложение венцов на жениха и невесту и их благословление священнослужителем свидетельствуют о запечатлении Таинства брака. Правила Церкви четко не указывают, необходимо ли одевать венцы на голову молодых или свидетелям достаточно держать их над головами.

В знак общей судьбы, радостей и печалей, новобрачным дается чаша с вином. Его необходимо поочередно, сначала жених, потом невеста, выпивают ее в три приема.

После того как молодые выпили вино, священник соединяет руки молодых и три раза обводит их вокруг аналоя. Затем новобрачные целуют иконы: жених икону Спасителя, невеста - образ Пресвятой Богородицы.

Поцелуй молодоженов завершает церемонию венчания. Он является символом целомудрия и чистоты их любви.

После этого, собравшиеся родственники и гости могут поздравлять молодых.

Для того, чтобы обвенчаться в православной Церкви, следует помнить о существующих определенных ограничениях.

Так, для совершения Таинства брака в православно Церкви необходимо, чтобы молодые были христианами. Если один из супругов, например, католик, то такой брак будет возможен при условии, что дети рожденные в нем, будут окрещены в православной Церкви.

Брак не будет благословлен, если кто-то из вступающих в брак является атеистом и согласен на совершение Таинства венчания по настоянию супруга.

Также препятствием для венчания, является если жениху на момент вступления в брак еще не исполнилось восемнадцать лет, а невеста не достигла шестнадцатилетнего возраста.

Венчание не разрешается, если кто-то из супругов (а тем более оба) не крещеный и перед венчанием не собирается принимать крещение.

Венчаться в Церкви можно максимум три раза . Не благословляет Церковь четвертый, пятый и следующие браки.

Венчание происходит только после регистрации брака в ЗАГСе. Гражданские браки Церковь признает, но считает лишенными благодати.

Обвенчаться в Церкви не возможно, если хотя бы один из супругов состоит в законном браке с другим лицом. При условии, если предыдущий брак также был освящен церковью, необходимо брать разрешение архиерея для его расторжения и заключение нового брака.

Недопустимо венчание, как и заключение гражданского брака, между кровными родственниками, а также родственниками, обретенными при крещении.

Не правило, а скорее рекомендация. Одежда молодых должна быть нарядной. Платье невесты светлого цвета, руки, плечи и спина должны быть прикрыты. Если фасон платья достаточно открытый, то можно прикрыться тонкой накидкой. У всех присутствующих на таинстве венчания обязательно должен быть одет нательный крестик.

Поведение в храме

Находясь в церкви, молодым, их родственникам и друзьям следует придерживаться определенных правил поведения:

  • Женщинам следует быть одетыми в платья или костюм с юбкой длиной не выше колен. Брюки женщинам одевать не рекомендуется. Плечи также следует прикрыть.
  • Также женщинам следует покрыть голову платком или шарфиком. Макияж не должен быть ярким и вызывающим.
  • Гости должны собраться в церкви примерно за 15 минут до начала церемонии венчания, чтобы не создавать давку когда туда будут входить жених и невеста.
  • Звук в мобильных телефонах необходимо выключить.
  • Ходить по храму во время церемонии венчания нельзя.
  • Во время проведения церемонии, женщины стоят в левой стороне зала, а мужчины в правой.
  • Стоят спиной к иконостасу не положено.
  • Креститься следует правой рукой.
  • Венчание длиться примерно один час, поэтому если такое продолжительное время кто-то не сможет выдержать, лучше сразу остаться на улице и ожидать окончание там.
  • Данные правила обязательно должны соблюдаться всеми гостями, которые присутствуют на церемонии венчания.

Стоимость венчания

Стоимость совершении таинства венчания в православной церкви обычно различается в зависимости от города, в котором находится приход. Чем крупнее город, тем выше будет цена венчания. Соответственно, в небольших городках стоимость будет намного ниже.

На стоимость влияет не только размер города. Если молодые хотят обвенчаться отдельно от других пар, которых также венчают в этот день, стоимость будет немного выше. В будние дни таких венчающихся, как правило, не очень много. Также дороже обойдется таинство тем парам, в которых один из супругов уже состоял в браке, освященном церковью.

Для того чтобы точно узнать в какую стоимость обойдется венчание, следует заранее придти в церковь и узнать точно всю информацию о таинстве, условиях для его проведения и стоимости.

Приметы, которые связаны с венчанием

Таинство венчания относится к одним из самых старых и важных обрядов в жизни православного христианина, поэтому неудивительно, что со временем появилось большое количество примет, которые связаны с ним.

Если при обручении упало кольцо, значит семья будет не крепкой или вдовство одного из супругов.

Ручник, на котором стояли молодые во время проведения таинства венчания, никому отдавать нельзя. Он должен хранится в семье всю жизнь, как символ жизненно дороги новобрачных.

Венчальные свечи также следует хранить в семье всю жизнь. Но, возможно, некоторые не знают, что их можно опять зажигать при тяжелых родах или болезни ребенка.

Перед тем как ехать в церковь и после венчания в дом, молодых осыпали зерном и хмелем. Сейчас эта традиция претерпела изменения и молодоженов осыпают монетами, чтобы жизнь была богатая.

Обручальные кольца выбирали гладкие, без камней, вставок или резьбы, чтобы жизнь в новой семье была гладкая.

До того момента когда на невесту будет возложен венец, ее лицо должно быть накрыто густой фатой, таким образом, чтобы его никто не видел. В нынешнее время этот обычай скорее символический, поэтому фату одевают прозрачную или ажурную.

Если, во время проведения таинства венчания, в руках жениха и невесты трещат свечи, значит жизнь в семье не будет спокойной.

Молодым во время венчания не следовало смотреть в глаза друг другу, чтобы семейная жизнь не была омрачена изменами.

При возвращении новобрачных домой после венчания в храме, подружки невесты переплетали ей прическу.

Подобных примет существует еще большое количество. Но, на сегодняшний день, церковь не требует точного следования всем правилам. Поэтому следовать приметам или поверьям - личное дело каждого.

В какие дни не венчают?

Согласно церковным правилам не разрешается совершать таинство венчания в следующие дни:

  • во время больших и строгих четырех постов (Великий, Петров, Успенский и Рождественский);
  • в пасхальную и сырную седмицы;
  • в дни между Рождеством Христовым и Богоявлением (Святками);
  • перед великими, храмовыми и двунадесятыми праздниками;
  • перед постными днями (среды, пятницы, воскресенья), то есть обряд венчания не проводится во вторник, четверг и субботу;
  • за день и в дни строгих однодневных постов (Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня);
  • также не проводится таинство венчания в ночное время.
Исключения из установленных правил могут быть сделаны только в случае острой необходимости правящим архиереем.

В любом случае в церковь необходимо придти заранее и уточнить можно ли венчаться в интересующий Вас день, поскольку большое количество праздников и постов не имеют фиксированной даты, а меняются каждый год.

В случае, если венчание было проведено в один из дней, запрещенных уставом церкви, брак все равно будет считаться действительным.

Фото и видео съёмка во время венчания в православной церкви

Обряд венчания является не только красивой и древней традицией, но и ответственным шагом на пути к созданию крепкой и счастливой семьи. Иногда к этому важному шагу, пара приходит спустя годы, только тогда, когда люди окончательно убедились в своих чувствах и намерении прожить вместе всю оставшуюся жизнь.
Существуют определенные дни для проведения венчания в церкви. Самым удачным днем для таинства Венчания считается 1-вое Воскресенье после Пасхи, которое в народе именуется Красной горкой, в 2017 году этот день выпадает на 23-е апреля, а в 2018 году этот день выпадает на 15-е апреля.Для удобства определения даты составлен календарь венчания на 2017 — 2018 год . Из календаря венчания Вы узнаете, в какие дни согласно канонам Русской Православной Церкви можно проводить обряд венчания, а в какие дни нет (календарь в конце статьи), а начнем с того, кому можно и кому нельзя венчаться в Церкви.

Кому можно венчаться в Церкви

1. Основные требования для молодоженов — быть членами Церкви (быть крещеными людьми, носить нательный крестик);
Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии.

2. Иметь в наличии свидетельство из ЗАГСА о государственной регистрации брака. Этот пункт объясняется очень просто – ЗАГС не распишет людей, которые уже находятся в браке и не имеют официального развода. Кроме этого, ЗАГС не распишет людей, которые не способны к браку (умалишенных, больных), людей, которые состоят в близком родстве, людей которые не достигли брачного возраста, насильно принуждаемых к браку. От себя отмечу, наличие свидетельства о регистрации для венчаемых — вынужденная мера. От части это требование навязывается церкви государственными органами. Во времена наших дедов, достаточно много обвенчанных пар были без официальной бумаги, а некоторые пары умудряются обвенчаться без государственного свидетельства и сейчас (например если батюшка Вас очень хорошо знает, а роспись в ЗАГСе Вы планируете после венчания)

Кому нельзя венчаться в Церкви


1. Людям, находящимся в браке более чем 3 раза. В церкви нормой считается первый раз. Второй раз венчают в Церкви неодобрительно и допускают второй брак по снисхождению к человеческим немощам (сам обряд при этом несколько меняется, например не одеваются венцы). Третий раз венчают в исключительных случаях, если причина на то уважительна и человек покаялся. В четвертый раз не повенчают никого – даже вдовство после третьего брака не дает права совершить венчание в четвертый раз. Государственная регистрация в этом случае не имеет подобного ограничения – и может зарегистрировать хоть шестой или седьмой по счету брак;
2. Духовным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. У монаха вовсе не может быть жены в силу данных им обетов. Нарушение этого правила — грозит лишением священного сана;
3. Монахам и монахиням после принесения ими обетов также нельзя венчаться в Церкви;
4. Виновным в расторжении предыдущего брака. Например, виновный в измене, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак;
5. Тем, кто не попадает в определенные возрастные границы. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения венчания нужно считать наступление гражданского совершеннолетия (возраст, в котором разрешено заключение брака в ЗАГСе). В церковном брачном праве установлен и верхний предел для вступления в брак: для мужчин - 70 лет, для женщин - 60 лет;
6. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей;
Когда получение благословения родителей невозможно по причине их неверия, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Епископ вправе благословить брак и в том случае, если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам.

Почему не венчают в пост?

Это объясняется тем, что во время поста верующим людям положено посещать богослужения, а не устраивать брачный пир. Раньше браком называли только свадьбу, а само слово «брак» происходит от славянского слова «брашно», в переводе означающее «пир» или «еда». Пост – это время воздержания, в том числе и супружеского. Не положено во время поста посещать увеселительные места – человек должен морально очистится за это время. Если посмотреть на календарь венчания, то в году больше дней, когда не венчают, чем дней, когда венчание разрешено.
На кануне венчания, православные христиане должны придерживаться поста, перед таинством следует также посетить литургию, исповедоваться и причастится.

Пережитки язычества дают о себе знать и по сей день, проявляясь всякими небылицами и всевозможными суевериями. Само слово «суеверие» (образовано от «суе» - напрасно и «вера», буквально переводиться как «напрасное верование») - предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Существует, например, суеверия, что случайно упавшее кольцо во время венчания или погасшая венчальная свеча предвещает несчастья: развод или раннюю смерть одного из супругов. Распространено также и суеверие, что тот из молодоженов, кто первым вступит на расстеленный рушник, будет главой семьи.
Распространено суеверие и о том, что нельзя венчаться в мае, а от старшего поколения даже о том, что и в Киеве (не говоря уже о селах или пригородах) часто доводиться слышать «будете потом всю жизнь маяться» и т.д.
Вообще относительно даты свадьбы суеверий очень много. Например, общее количество свадеб в високосный год — заметно падает, и связано это исключительно с суевериями. 2016 год является високосным и многие почему-то считают, что вступать в брак или венчаться в таком году не желательно. Год, который идет после високосного 2017-й считается у нас в народе годом Черной вдовы, а значит опять таки не благополучным для брака. Итак, мы имеем бредовую ситуацию, – в которой целых два года из четырех по непонятным причинам считаются неудачными. Вот, что говорит церковь на эту тему: « «високосный год» является календарным, необходимое для вычисления точных астрономических дат. Поэтому люди, считающие високосный год неудачным для каких-либо дел и начинаний (например — брак), впадают в грех, ибо суеверие как раз и состоит в том, что естественным предметам, приписывается сверхъестественное значение. «Дьявол, стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням» » (Святитель Иоанн Златоуст)
Подобные вымыслы и суеверия не должны волновать верующего человека. А если Вы идете на такой шаг как Венчание – Вы должны быть верующими людьми. К таким случайностям как падение кольца или угасание свечи нужно относиться именно как к случайностям.

Что надо принести с собой на Венчание

Итак, Вы выбрали день и Вам назначили удобное для Вас время. Заранее Вам будет необходимо подготовить:

1. Бутылка красного вина (Кагор);

2. Маленький каравай или хлеб (оставляется в Церкви), не во всех храмах это обязательный пункт;

3. 2 свечи, 5 рушников (венчальный набор);

4. 4 носовых платочка (два — свидетелям держать венцы и два — молодоженам держать свечи);

5. пара икон: Спаситель и Божья Матерь

6. Кольца (как символ вечности брачных уз)

Кольца Вы отдадите священнику или его помощникам, и они будут освещены на престоле. Рушники Вы также отдаете перед венчанием помощникам. Из 5-и рушников – один должен быть большой, его расстелют Вам под ноги при совершении таинства. На один кладется каравай или хлеб, еще два накидывают на иконы, с которыми Вы будете выходить из храма, и последний рушник – будет использован для связывания Ваших рук во время Таинства.

Вы должны понимать, что не в каждом храме можно купить красивые венчальные свечи и рушники для них. Заранее позаботьтесь об этом, их можно приобрести в крупных храмах или в православных магазинах. Сейчас продают уже готовые, укомплектованные венчальные наборы, хотя на самом деле для таинства подойдут и обычные церковные свечи. Вся видимая красота – нужна только для Вас и не влияет на количество «благодати», которую Вы получите. Самое главное во время венчания — Ваша молитва.

Великолепие храмового убранства – росписи на стенах, иконы, профессиональный хор и колокольный звон по завершению — все это нужно для создания праздника, как собственно и свадебный фотограф , который по Вашему желанию все это красиво отснимет. От себя еще добавлю – что на фото или видеосъемку венчания нужно брать благословение, спросив заранее разрешение у батюшки, который будет Вас венчать. Съемку не запрещают, но фотограф-оператор должен быть незаметным во время венчания и не должен мешать никому из присутствующих. Я, к примеру, вовремя съемки венчания не использую вспышки и снимаю только на сверх светосильных объективах и открытых диафрагмах. Заказывая услуги фото на свадьбу — помните что Венчание -это в первую очередь таинство, а не фотосессия — и Ваш фотограф должен быть профессионалом.

Сейчас повсеместно таинство венчания начинается с обручения. Обручение происходит ближе к входу и только после него пара заходит в центр храма. Во время обручения священник дает в руки обручаемым две зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. После этого он надевает кольца, первое одевает жениху, потом второе — невесте, и трижды (в образ Святой Троицы) меняет кольца на их руках.
После того как молодая пара входит в храм – священник спрашивает по доброй ли воле и желанию совершается брак. Далее произносятся три молитвы, в них испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. Затем выносятся венцы (которые в народе называют короны, потому как они всегда украшены подобно коронам) — и возлагаются над головами молодых. Венец — это образ венца Царства Небесного, а еще это символ мученичества. Жизнь не бывает безоблачной и простой и для того, что бы прожить ее вместе до конца нужно обладать терпением, сравнимым только с терпением мучеников. В некоторых храмах свидетели не держат венцы над головами, их надевают на головы.

Главный момент венчания происходит, когда священник трижды благословляет молодоженов словами: «Господи Боже наш, Славою и Честью венчай я» Затем выносится чаша с вином (красное вино в ней – символ крови Христа, а сама чаша символ общей житейской чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней). Священник в три приема дает испить из чаши невесте и жениху. Затем он связывает их руки рушником и трижды обводит вокруг столика с иконами, под пение свадебного хора. Круг — символ вечности и неразрывности, ведь таинство совершено навечно. Ход следом за священником – это образ служения Церкви.
Под конец — священник дает молодым поцеловать крест, иконы, а затем вручает им иконы в руки и говорит небольшую проповедь — наставление. После наставление молодые могут поцеловаться, а родные и близкие, которые пришли — подойти и поздравить молодую христианскую семью.

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей епархии (области), где совершалось венчание, и только в случае измены одного из супругов или по другой серьезной причине (например, смерть одного из супругов). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

Календарь венчания на 2017 год (розовым помечены разрешенные дни)

Календарь венчания 2017 и 2018 годов созданы в справочных целях и могут содержать неумышленные неточности, кроме этого календари не учитывает храмовые праздники конкретной церкви (в разных храмах – это разные даты), прежде чем выбирать дату окончательно, обязательно, заранее – посоветуйтесь с Вашим священником!

Календарь венчания на 2018 год (розовым ячейки — разрешенные дни для венчания)

Видео: В какие дни нельзя венчаться.Священник Игорь Сильченков

Видео: Таинство Венчания в Русской Православной Церкви. Пошаговая инструкция

Общие пояснения: В какие дни можно венчаться, а в какие нет

Таинство Венчания не совершается :

Во вторник и четверг — на протяжении всего года;

В субботу — на протяжении всего года;

Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;

Во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;

В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

Также Таинство Венчания не совершается накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

Праздники:

Двунадесятые, не переходящие праздники:

Двунадесятые переходящие праздники для 2017 года:

Двунадесятые переходящие праздники для 2018 года:

Великие церковные праздники:

Церковные многодневные посты в 2017 году:

Церковные многодневные посты в 2018 году:

Сплошные седмицы в 2017 году:

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 20 февраля по 25 февраля 2017 г;

Сплошные седмицы в 2018 году:

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея – начинается за 2 недели до Великого Поста с 29 января по 3 февраля 2018 г;

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 12 февраля по 17 февраля 2018 г;

Церковные однодневные посты, дни в которые также не повенчают:

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Как обычно проходит венчание в церкви, правила, которым должны последовать венчающиеся, их друзья и дружки, а также родители молодоженов.

Венчание, вступление в церковный брак – очень серьезный обряд, которым верующие люди показывают, что они теперь супруги перед Богом. Проводит венчальную церемонию священник, но все же, готовясь к этому событию, нужно узнать,

Что нужно для венчания в церкви?

Венчальный обряд требует заблаговременного приобретения некоторых предметов, каждый из которых носит символический смысл. Что приобрести (а также – без чего можно обойтись) – расскажет сайт «Красивая и Успешная».

Что не нужно для венчания в церкви:

Букет невесты. Это вообще не православная традиция - носить с собой букет в день свадьбы, тем более в церковь (подробно о традициях, связанных с букетом невесты, мы уже писали). В церкви во время венчания в руках у невесты находится свеча – а букет пришлось бы кому-то отдавать подержать на довольно длительное время… Если букет уже есть (например, в ЗАГС и в церковь молодожены хотят успеть в один день) – то лучше его действительно отложить на время всей церемонии венчания.

Букеты и подарки от родственников и друзей в церкви. После завершения церемонии молодую пару можно будет поздравить, но вручать что-либо желательно вне церкви, до или после самого обряда.

Шляпка, объемная жестко фиксированная прическа, крупные цветы и др. аксессуары на голове у невесты. Так как над головами будут нести венцы (а иногда их даже надевают на головы молодых), то прическа желательна гладкая на макушке, но обязательно прикрытая фатой или накидкой – с непокрытой головой быть в церкви неприлично!

А что нужно для венчания в церкви?

Кольца. Традиционно, мужское обручальное кольцо серебряное, а женское золотое.

Иконы Пресвятой Богородицы и Христа Спасителя - их нужно заранее освятить в храме.

Две церковных свечи (берите потолще, чтоб горели дольше).

Два рушника – на иконы, еще один, венчальный – под ноги молодым. Раньше эти рушники вышивала невеста вручную особыми орнаментами, но сейчас таких строгих требований нет, можно купить готовые (например, в церковной лавке) а под ноги иногда расстилают даже просто коврик.

Два белых платка , которыми молодые будут держать зажженные свечи, и еще два – те, которыми дружки будут держать венцы. Впрочем, иногда венцы держат голыми руками – оговорите этот момент со священником заранее.

Вино (кагор, ни в коем случае не шампанское!) – им наполняют символическую чашу.

Чаша и венцы являются церковной утварью, их приобретать не надо. Разумеется, на молодых, а также шаферах (а в идеале, на всех присутствующих в церкви гостях) должны быть надеты нательные крестики.

Церковные правила венчание разрешают только при наличии свидетельства о браке , а также документов, подтверждающих прекращение предыдущего брака, если таковой имел место (свидетельство о разводе или о смерти супруга).

Если на момент записи на венчание брак еще не оформлен, т.к. планируется в один день с росписью в ЗАГСе, то нужно предъявить копию заявления в ЗАГС.


Как происходит венчание в церкви?

В современном варианте венчание совмещают с обручением (обмен обручальными кольцами).Раньше это было два разных события, которые отстояли во времени друг от друга на месяц или больше – как бы испытательный срок. Обручение можно было отменить до венчания, разорвать церковный брак - практически нереально. Сейчас это единая церемония.

  • Пара становится перед алтарем – по правилам венчания в церкви, будущий муж стоит справа, а жена – слева (так же стоят друзья и родственники жениха и невесты, по двум сторонам).
  • С благословения священника молодые берут зажженные свечи из его рук. Свечи должны не гаснуть на протяжении всей церемонии, они – символ чистоты и тепла сердец, и если они погаснут, то это считается дурным знаком.
  • Затем читается молитва о молодых и их будущем потомстве.
  • После этого состоится собственно обручение – священник надевает кольца на пальцы молодых (не обмен кольцами, как в ЗАГСе!). Жених и невеста берутся за руки (вернее, жених кладет свои руки на руки невесты – обРУЧение!).

Венчание в церкви по правилам происходит так:

  • молодые ступают на рушник перед аналоем и подтверждают то, что добровольно венчаются и приносят обет верности друг другу.
  • В это время венцы держат над головами венчающихся.
  • Затем, после молитвы, их возлагают на головы супругов, и с этого момента брак считается свершившимся.
  • В центр храма, где это происходят, выносят чашу с вином – оно означает радость и горечь семейной жизни, и оба супруга делают по три глотка из нее.
  • Потом, с венцами на головах, молодые обходят по кругу аналой. Затем священник читает им наставление, и обряд венчания считается свершившимся, венцы с голов снимаются.
  • В этот момент присутствующим уместно подойти и поздравить молодых. После церковной церемонии принято ехать праздновать венчание в дом к молодым.

Венчание в церкви: правила и приметы

Раньше венчальная церемония имела много подробных правил, обусловленных поверьями и приметами. Сейчас даже церковь не требует строгого их соблюдения, но если вам они кажутся важными, то можно продолжить старинные традиции.

  • До момента возложения венцов невесту (ее лицо) никто не должен был видеть, даже жених. Лицо прикрывалось густой фатой. Сейчас можно выполнить этот обычай символически – фата может быть прозрачной, ажурной.
  • За столом молодых сажали на шубу, лежащую мехом вверх – к достатку.
  • Обручальное кольцо брали гладкое, без резьбы, вставок и камней – чтоб семейная жизнь была гладкой.
  • Во время венчания молодым не советовали смотреть друг другу глаза – якобы это позволяло избежать измен.
  • После венчания в доме молодых дружки переплетали прическу невесты – с одной косы на две, которые прятали под головной убор замужней женщины.
  • Перед выездом в церковь и после возвращения оттуда в дом мужа (или в отдельный дом молодой семьи) новобрачных осыпали хмелем и зерном (пшеницей, просом, рожью – но не монетами, как принято сейчас!).

Хотим добавить, что есть особые приметы или обычаи, которые присущи семьям, в которых выходили замуж подружки будущей невесты и которые будут ей давать советы. А прислушиваться или нет — вам решать.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...