Какая проблема является центральной для русской философии. Основные этапы и особенности русской философии

Русская философия- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

Декабристская философия;

Философия западников и славянофилов;

Философия Чаадаева;

Политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов;

Философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русской философии являются:

Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

Большая роль проблем морали и нравственности;

Широкое распространение в массах, понятность простому народу.

В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева . Содержащаяся в письме резкая критика российского рабского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект. Особенности исторической судьбы России он видел в ее трагической разорванности между восточной и западной цивилизациями и неопределенности выбора: «Мы не вполне Запад и не вполне Восток… русские – не название народа, а название исторического предприятия». Роль России в мире, по его мнению, заключается в примере того, как не нужно жить. Будущее Чаадаев видел в выборе одного – европейского пути. В это время формируется специфическая тема русской философии – есть ли у России особая роль и судьба в истории, в чем ее будущее («русская идея»).

Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками (Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков) и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Революции, прокатившиеся в сер. XIX в. по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порожда­ют консервативное, либеральное и радикальное направления в со­циально-политической мысли. Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские круж­ки, разрабатывавшие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).


Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии , одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А. С. Хомякова и В. С. Соловьева (1853- 1900). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге. Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология).

Крупным представителем религиозного направления был философ и священник П.А. Флоренский (1882 - дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства.

Новой версией «русской идеи» явилось евразийство, усматри­вавшее единое будущее народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20-30-е гг. XX в. главным образом в среде российской эмиграции. Его основателями выступили Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, В. И. Вер­надский. Значимую роль в процессе возрождения идей евразийства в кон­це XX в. сыграло творчество Л. Н. Гумилева.

Оригинальный характер русской философии проявился в так назы­ваемом «русском космизме» . Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Отличительные особенности классической русской философии - ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической на­правленности, стремление к обоснованию синтетических форм миросо­зерцания, космологический и социокультурный синкретизм, глубокая связь с православием, выражение философских идей не только в нормативном, но и литературном жанре.

Русская философская мысль -- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути -- «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами...». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли». Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории». Эти же особенности русской философской мысли отмечали и такие исследователи русской философии, как А.И. Введенский, Н.А. Бердяев и др.

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенности к историческим судьбам России. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Философия в России возникла поздно по сравнению с другими странами. Причины этого:

1) Господство на Руси языческой культуры и разрозненность человеческих сообществ, атомизация жизни.

2) Отсутствие устойчивых связей со сформировавшимися мировыми культурами.

Становление философской мысли в Древней Руси относится к X-XII векам -- времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства -- Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.

Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. В летописях, «поучениях», «словах» и других памятниках отечественной литературы отразился глубокий интерес русских мыслителей к историософским, антропологическим, гносеологическим и моральным проблемам. В этот период складывается обусловленный типом воспринятой вместе с христианством философской традиции своеобразный способ философствования, охарактеризованный В.В.Зеньковским как «мистический реализм». К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климента Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника.

Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII--XIV века -- время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников отечественной мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик». Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.

Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры.

Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм -- мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII-XIV вв., уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV-VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей.

Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров -- Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.

Одно из центральных мест в русской мысли XV-XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство -- Святую Русь -- как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию, нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем историософской концепции «Москва -- третий Рим». Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Федора Карпова и Ивана Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления. Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания выдающегося византийского гуманиста-просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим достижением русской средневековой философии.

Существенное влияние на духовную жизнь русского общества XV-XVI веков оказывали еретические учения, связанные с европейским реформационно-гуманистическим движением. Наиболее видными представителями русского свободомыслия являлись Федор Курицин, Матвей Башкин, Феодосии Косой.

Заключительный этап развития русской средневековой философии характеризуется противоречивыми процессами формирования основ нового миропонимания, столкновением традиционной духовной культуры с возрастающим влиянием западноевропейской науки и просвещения. Наиболее значительные фигуры русской мысли этого периода -- протопоп Аввакум -- продолжатель и строгий ревнитель духовных традиций древнерусской культуры и противостоящие ему Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич -- проводники западноевропейской образованности и культуры. Важнейшими темами их размышлений был человек, его духовная сущность и нравственный долг, познание и место в нем философии, проблемы власти и роли различных социальных слоев в политической жизни общества. Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры -- Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».

Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны -- эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н.Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западно-европейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.

Существование на перекрестке различных культур во многом определило форму философствования и проблематику русской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А.Ф. Лосевым, который показал, что русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего».

С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием. Говоря об этом, В.В.Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой.

В настоящее время бесценный духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

Таким образом, основные этапы развития русской философии:

1) 10-17 вв. - период характеризуется этической философией. Философские нравоучения. Философия единства. Философия отражает связь светской и духовной жизни.

2) 18 -- сер 19 вв. - данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натур философии (философии природы) в лице Ломоносова.

3) Середина 19 и первые 3 десятилетия 20 в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»).

Кратко сформулируем общие формальные особенности русской философии:

1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.

2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом.

3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными.

Основание западноевропейской философии -- ratio. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос.

Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божествен.

Итак, русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом.

Русская самобытная философия дала России гениальных мыслителей, в русской философии, находящейся под западным влиянием и отличающейся крайней бесплодностью (она почти не выходит за рамки теории познания), также имеется много одаренных личностей. Следует надеяться, что представители заимствованной философии распрощаются с абстрактностью и бесплодностью и признают великую русскую проблему Логоса.

Наиболее выдающимися представители в русской философии были:

в рамках религиозного идеализма: Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев;

в рамках космизма: Циолковский, Федоров;

в рамках мистики: Шестов;

в рамках философии свободы: Бердяев;

в рамках социально-критической: Кропоткин и М. Бакунин;

Таким образом, русская философия этого периода была достаточно разнообразной и в основном идеалистической в различных формах.

ВВЕДЕНИЕ

Главнаязадачафилософии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом,которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимаетсякак некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневнойжизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив,именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть досамых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительныхпостроений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненныхреальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. Приэтом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительностьвовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философияпредполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает иотживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в еепротиворечиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ееизменения и развития. Преобразование реальности, практика и является тойсферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, гдевыявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философские представления наРуси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаютсяеще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятсяпримерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашейстраны сложились достаточно развитые общественные отношения и возниклогосударство, а культура и образованность достигли относительного высокогоуровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердиласвой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когдафилософия окончательно обособилась от религии.

Православная догматика,святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатаяфилософская литература Западной Европы создавала возможность выбора между темили иным философским направлениями при построении христианской философии.

Религиозный опыт дает намнаиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияниеправославия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним каккорневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придатьнашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейшийсмысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт,неизбежно становится религиозной.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Русская культура имеетвсемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретаетизвестность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,становятся достоянием всего человечества.

Прежде всемирное значениеимело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значениеимеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистскойреволюции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться всправедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя,Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского,Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театральногоискусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки достаточноупомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство ивыразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним измеждународных языков.

В области политическойкультуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство иисполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которыеприобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают,и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развитиярусского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспариватьтого факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокиеценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культарусской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура непородила ни чего оригинального в области философии.

Правда, меткое замечание отом, что сова Минервы не вылетает, пока не наступят вечерние сумерки, относятсяи к развитию русской мысли.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕОСОБЕННОСТИ

По общепринятому мнению,русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно.Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и историяфилософии – велись исследования в России до большевистской революции. В болеепозднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросамиэтики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение длярешения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характери пути их исследования.

В русской философии широкораспространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражалсяв своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственномсозерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философиисвойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматриватьсодержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такойже высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Какпозитивизм, так и механический материализм нашли в России широкоераспространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все ещепродолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей,адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией.Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногиеиз русских философов – профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философиистремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается сверой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного,дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философыдоверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам,раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяютрелигиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом иего царством.

Ряд русских мыслителейпосвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этомсостоит характерная черта русской философии. То что развитие русской философиинацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русскаяфилософия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. Вобщественной жизни любое идеологическое движение развивается со своейпротивоположностью.

Русская философия, преждевсего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякийсубъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственнымузколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (впротивоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него ещесо времен мистической архаики. Самая идея божества, как они развивались врусской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П.Флоренскийнаходил специфику русского православия в отличии от византийского. В дальнейшемв связи с вырождением мистики эта “софийская” философия постепенно теряет своюрелигиозную сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьевуказал на “религиозный материализм”, “идею святой телесности”, дающейвозможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергиювсего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтомунет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что “ни однафилософия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, каксовременный здоровый и свежий материализм”.

Второй чертой русскойфилософии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности.Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного пониманияими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное наединодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместелюбят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть нетолько единство многих людей, но и единство, в котором каждая личностьсохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единствозиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковьотказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумнуюпроницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения.Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшемуэтого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборностиот коллективности и общинность азиатский обществ или солидарности обществзападных.

Отсюда вытекает, что кактолько русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то естьставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этогообщественного подвижничества и героизма. Проблема личности - одна из главныхтеоретических проблем в истории русской философии. Всестороннее её исследованиеявляется важной национальной особенностью философской мысли. Проблема личностиконцентрирует в себе основные вопросы политической, правовой, нравственной,религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности вобществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализацияпредставляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личностипроходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философскоймысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - началеXX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, чтоподлинная свобода личности возможна лишь на основе признания религии высшейступенью духовной жизни. Отвергая, рационализм и материализм, они отстаивалиБога в человеке. Постановка вопроса о внутренней духовной свободе человека быланесомненной заслугой философов-славянофилов. Славянофилы выступали противличной собственности правового государства. Они считали, что род, семья,община, социальные связи, являются наилучшей средой для существования личности.Всем формам внешней свободы - политической, правовой, экономической, онипротивопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностяхвнутреннего мира, освящённых религией.

Чернышевский и Добролюбов всвоих трудах развили идею “разумного эгоизма”. От абстрактной человеческойприроды они перешли к пониманию личности как субъекта социально-политическойдеятельности. Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова идела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил,препятствующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности. Чернышевскийразработал идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест против фальши илицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но“за” разумное сочетание интересов личности и общества, за единство сознания иповедения.

Иначе к разработке проблемы личностиподошёл Владимир Соловьев. Он анализировал человека в масштабах глобальных,космических, его понимание вносило гуманистический характер. Его исследованиясущности добра, стыда, единства познания, нравственности, эстетики, обогатилимировую философскую мысль.

Проблема свободы личности,которой русские философы посвятили столько ярких страниц, приобрела всовременном мире особое значение, она становится объектом не толькополитических деклараций, но и теоретических изысканий. Одним из них являетсялиберализм. Российский либерализм выражается социальным строем, который многиелюди представляли себе как движение общества к гражданскому и правовомугосударству, где все равны перед законом, где интересы личности выше интересовгосударства, где хорошие условия труда и жизни. Глубину идеи русскоголиберализма демонстрирует работа одного из ведущих представителей русскойсоциально-философской мысли Петра Струве. Струве считал, что главная сущностьтех или иных учений - это отношение “к двум основным проблемам культурного игосударственного развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом,сплетаются две тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границэтой свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считалтворчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к свободе,так и любви к власти.

Таким образом, мыслители XIX- начала XX века стремились утвердить в российском обществе идеи просвещения иуважения к правовым нормам, уважение к личности.

Сюда входят несколько идей.Во-первых, русские писатели испытывали жгучую потребность очищения, чистотыперед народом, острое чувство не только честного, справедливого, человеческогоотношения к народу, но именно внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищеннойсовести. Были многочисленные “кающиеся дворяне” и “активные народники 70-хгодов”. Во-вторых, эта жажда внутренней чистоты перед народом превращаетсядалее в подлинный героизм и самоотверженное подвижничество. Тема о “героическомхарактере” русской литературы была давно популярна, еще задолго до революции. Упервой русской интеллигенции честным считалось вести революционную борьбу или,по крайней мере, быть в оппозиции к правительству, и бесчестным и подлым –уклоняться от борьбы и оппозиции. Стремление к чистоте становилось стремлениемотдать и самому жизнь свою за дело революции. Правда, сюда не подойдутславянофилы, бывшие либералами или даже реакционерами. Но они продолжаликультивировать старые идеи подвижничества, т.е. понимали его как духовнуюпрактику, а значит, тем самым все же и они не расставались с общерусской идеейподвижничества.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ ВКУЛЬТУРЕ И РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Традиции русскойрелигиозно-философской мысли, идущая от славянофилов и Владимира Соловьева,узнавшая свой расцвет в первое десятилетие нашего века, “возрождением”, сейчасникак не может считаться покрытой мраком забвения. Разнообразные труды отакадемических штудий до популярных статей посвящаются ей в немалом числе и вразличных странах – даже в России. Что еще важнее, она, несомненно, служитодним из основных духовных влияний, определяющих идейные процессы в современномрусском самосознании. Интерес к ней велик и продолжает расти. Но при всем этомнесомненно и другое – едва ли сегодня думают, что эта традиция еще жива ипродолжается. Скорее ее рассматривают как явление, связанное с определеннымкругом лиц определенным периодом, а нынче сполна завершившие свой путь ипринадлежащие истории.

Вполне ли оправдано этообщепринятое восприятие? Невозможно всерьез судить о состоянии и судьбе русскойрелигиозно-философской традиции, не задаваясь вопросами о ее внутренней историии внутренней логике, как-то: какие здания имела перед собой традиция? Сумела лиих исполнить? Все ли сказала, что имела сказать?

Чтобы ответить на них,необходимо понять, в чем было существо и смысл осуждаемой традиции какдуховного феномена, состоящего в контексте национального, культурного развития,с одной стороны, и европейского философского с другой. Эта работа интроспекции,самосознания философской традиции – и в этой работе наша традиция, не долгожившая, успела продвинуться не очень значительно. Чаще всего выражался взгляд,по которому общее значение религиозно-философского движения заключалось вотходе интеллигенции от материалистического и позитивистского мировоззрения ивозвращения ее в церковь. Такое суждение справедливо, но, вместе с тем, исущественно неполно. Оно выражает не столько внутренний смысл традиции, сколькоее прикладной, социальный аспект, если бы значение русской философии,действительно, ограничивалось лишь этим, пришлось бы ее отнести в разрядсредств социальной терапии, отвращающих нигилистическую интеллигенцию от другихнаклонностей и занятий. Выяснить же значение и смысл традиции на более глубокомуровне, затрагивающим ее истинное существо возможно лишь на основе определеннойфилософской позиции или модели, описывающей соответствующие духовные феномены.Будет естественным, если такую модель мы попытаемся отнести к той самойтрадиции, путь которой желаем осветить. Как нетрудно увидеть, общие принципы иустановки традиции имплицируют вполне определенное понимание ее особеннойприроды, и шире – природы философского процесса в России. Это понимание можнорезюмировать в виде ряда основных положений.

1.Философский процесс в России,становление и жизнь самобытного российского философствования, не есть отдельныйи автономный процесс, но один из аспектов (моментов, “качествований”, еслиупотребить термин Л.П.Карсавина) процесс исторического существования российскойкультуры, в котором последняя выступает как единый субъект, наделенныйспособностью к изменению и само отнесению.

2.Существо историческогопроцесса включает в себя раскрытие, развертывание, актуализацию некоторогоисходного содержания, и сточных начал исторического существования культурногосубъекта. В каждом из аспектов раскрытие источных начал совершается своимспецифическим образом. В частности, философский аспект процесса (если таковойприсутствует) имеет своим содержанием философское освоение (осмысление,претворение, препарирование) его истоков, выступающих здесь как опытныйматериал, как феноменальная основа и почва философствования.

3. В случае субъектароссийской культуры духовным истоком цельного процесса является Православие, вовсей своей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и какинститут, как жизненный и духовный уклад.

4. В итоге, существоотмеченного содержание философского процесса в России с необходимостью включаетв себя освоение, проработку Православия средствами и в формах философскогоразума. Российская философская традиция не может не исходить из опытной почвыПравославия.

Мы не станем входить в анализтемы. Она эскизна, ее можно усовершенствовать, дополнять; но наша главная цельне построение схемы, а ее приложение. И при всех недостатках, это – работающаясхема. Она дает единичную картину философского процесса и вносит структуру вего течение. Она рисует этот процесс включающим в себя две основных стороны:“Философию” как форму выражения, как язык, как необходимую ступень уяснения иосознания, и “Православие” как содержание, как материал, ищущий себя, осознатьсебя и уяснить себе. Сам же процесс как таковой – не что иное, как “историяотношения” этих фундаментальных факторов, как плод их встречи, ихвзаимодействие между собой. Существо его состоит тогда в том, что мысль оправославие, делается мыслью философии. При таком взгляде возникаютестественные характеристики, “параметры”, посредством которых можно членитьпроцесс на фазы или этапы и можно сравнивать, различать между собойвсевозможные элементы процесса. Именно, эти фазы и элементы различаются постепени охвата, степени присутствия каждого из двух определяющих факторов, тоесть по “мере православности” (показывающей, сколь полно мысль мыслитправославие, вбирает в себя его опыт и материал) и “мере философичности”(показывающей, сколь совершенная мысль претворила свой материал в философию,организовала в себя философское знание).

Любые членения процессаусловны, и выбор их зависит от цели и угла зрения. На базе нашей схемы такжевозможны различные членения, и мы выберем простейшее, выделяющее в философскомпроцессе всего три крупных этапа. Прежде всего, выделяется начальный,предфилософский этап, когда российское духовное только стояло на порогесоздания собственной философии. На этом этапе сама возможность аутентичнойрусской философии, идущей неким своим особым путем, служила еще предметомдискуссии, а элементы оригинального философского содержания, рождавшимися врусской мысли, выражались не в форме профессиональной философии, но попреимуществу в форме богословия, затем наступает этап более зрелый. Здесьрусская философия уже сформировалась в профессиональном отношении: в нейвыдвигаются самостоятельные концепции и решения кардинальных проблем, строятсяцельные философские системы. В центре последних стоят, как правилофундаментальные проблемы религиозной мысли, темы о Боге как абсолютном, о связиБога и мира – так что на лицо и тесна я связь философии с религиознымсодержанием. Однако специфической чертой данного этапа является то, что этасвязь носит нестрогий, произвольный характер.

В своем отношении крелигиозному содержанию философия не следует какой-то продуманной методологии –она использует его. Все философское построение этого этапа опирается на то илииное религиозное содержание; однако оно заведомо не совпадает со всейцельностью, всем “корпусом” православного опыта – а что именно из этого корпусафилософия делает своим достоянием и что оставляет без внимания – решаетсясубъективно по вкусу философа. Однако в религии ему одно близко, другое чуждо,одно вдохновляет, другое отталкивает… И характерным образом среди этих близкихи вдохновляющих элементов почти никогда не присутствует специфическиеособенности православия – подробности по догматике, конкретные типологическиечерты… Они наиболее далеки от привычного религиозного материала европейскойфилософии. Итак, на одном этапе русская мысль преимущественно осваивает в сферерелигиозного опыта не собственно православие, а более общие горизонты – от чегомы и дадим этому этапу название “этап общей религиозной философии”. Именно онсоставляет основу содержания нашей религиозно-философской традиции; к немупринадлежит львиная доля всех построений, начиная с философии В.Соловьева,являющей собой и самый яркий и самый значительный образец того, что мы называемобще религиозной философией. Однако философия такого рода все же не останетсяпоследним словом традиции и целиком не исчерпывает ее.

Ближе всматриваясь в наследиерусского религиозно-философского возрождения, мы замечаем, что на его позднихопытах уже зарождался, начинал складываться следующий этап развития, сперва ещемалоотличимый от предыдущего и однако обладающий уже иными характеристиками,иным отношением между “философией” и “православием”. Связь философской мысли сопытной религиозной основой принимает более строгий, отрефлектированныйхарактер. От построений, заимствующих лишь отдельные часто разложенные элементырелигиозного содержания, она приходит постепенно к тому, чтобы вобрать в орбитуфилософского разума феномен Православия в его цельности. Конечно, речь не идетоб утопической (и антифилософской) цели без остатка погрузить философию в моредеталей церковного бытия. Существенны две черты: философия задумывается именноо цельном феномене Православия, и она осуществляет свое продумывание этогофеномена на базе строгого и адекватного метода. И эти черты обозначились, хотяи не успели достичь зрелого развития к тому времени, когда российская мысльсилой обстоятельств оставила пределы российской, а затем и земнойдействительности.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИПРИЧИНЫ ДУХОВНОГО КРИЗИСА В РОССИИ

В истории русской мысли,сыздавна обозначались и борются два течения. Первые – это те, кто осталисьдуховно с народом в его православной церкви и во всяком случае не отделялись отнего в его верованиях в живого Бога. Это: Жуковский, Алексей Толстой, Пушкин,Тютчев, Соловьев, Достоевский, Пирогов, Лев Толстой. Второе противоречивоеидейное течение, считающее в своих рядах большинство прогрессивных публицистови общественных деятелей, усвоило себе рационалистически-атеистическоемировоззрение, господскую веру русской интеллигенции. Это неверие естьдействительно вера в научность, в рационализм, в неверие. Наше русское невериеобычно остается на уровне слепой наивной веры. Особенность русского духовногоразвития, имеющую свои исторические и бытовые причины, с обычной своейпроницательностью указал Достоевский, сделавший русский и мировой атеизм как бысвоей специальностью “атеистом все же легко сделаться русскому человеку, легчечем всем остальным во всем мире”. И наши не просто становятся атеистами, анепременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, чтоуверовали в нуль. Происходит это не все ведь от одних скверных, тщеславныхчувств, а из боли духовной, их жажды духовной, из тоски по высшему делу, покрепкому берегу.

Россия отражает идеи инастроение, религиозной веры решительнее и прямолинейнее, чем даже Запад,отражает на себе и ту мировую духовность, духовную драму богоборчества ибогоотступления, составляющую нерв новой истории, перед чем бледнеют иотступают на передний план все великие и политические и социальные интересы.

Почему это драма? Духовнаяборьба определяется усилиями человечества “устроиться без Бога навсегда иокончательно” или по словам Достоевского “умертвить Бога”. В мысля, в чувствах,в интимной жизни во внешнем его устроении, в науке, в философии идет этаборьба. Хороня Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное всвоей душе, а божественное есть действительная, реальная природа человеческойдуши. Жить во времени для вечности, переживать в относительном абсолютное истремиться дальше всякой данности, дальше всякого данного содержания сознания,этому признан человек, и это стремление есть живое богооткровение в нас.Человек сознает в себе силу и волю вмещать абсолютное содержание, расти ирасширяться, становясь живым образом абсолютного, образом и подобием Божьим.Эта жажда высшего содержания жизни рождала и рождает религиозную веру.

Упразднив религию Бога,человечество старается изобрести новую религию, при чем ищет божеств для нее всебе и кругом себя, внутри и вне; пробуются поочередно: религия разума, религиячеловечества Канта и Фейербаха, религия социализма, религия чистойчеловечности, религия сверх человечного и т.д. В душе человечества, теряющегоБога, должна непременно образоваться страшная пустота, ибо она может принять туили иную доктрину, но не может заглушить в себе голоса вечности, жаждуабсолютного содержания жизни.

Одно из двух: или человекдействительно есть такое ничтожество, ком грязи, каким его изображаетматериалистическая философия. Но тогда непонятны эти притязания на разум,науку; или же человек есть богоподобное существо, сны вечности, носительбожественного духа и возможность всякого в том числе и научного, познанияобъясниться именно этой природой человека. Другими словами, это значит, чтодостоинство науки и ее права не ограничиваются, а только утверждаютсярелигиозным учением о человеке, а вместе с устранением последнего подрывается ипервое. Наука опирается на религию.

Предположение, что наукадействительно разрешает все вопросы может быть основано практически только насуммарной вере в силу науки вообще, в научный метод, научный разум.Следовательно, говорить и думать о постройке целостного научного мировоззрения,из которого вовсе была исключена вера, невозможно. Итак, наука не в состояниини заменить, ни упразднить религиозной веры, ни даже не может сама защититьсвое существование против набегов бесшабашного скептизма, без молчаливого илиоткрытого признания религиозных предпосылок, именно веры в объективный разум.

Но если даже наука остаетсябеззащитной против скептицизма, то тем беззащитнее оказываются современныесуррогаты религии, в которых роль божества отводится человечеству, и основнойдогмат которых состоит в учении, в прогрессе.

Религиозный кризис личности имировоззрения нигде не переживается с такой трагической мучительностью ироковой силою, как у нас, хотя, может быть, он и слабо еще сознается. Этообъясняется, отчасти общими свойствами русской души и той особенной жгучестью,с которой она относится к вопросам религиозного сознания, затем специфическимичертами интеллигентской психологии с ее слабостью традиций и историческихсвязей, ее теоретичностью и доктринамизмом. Если духовная анемия имела скрытыйили хронический характер в обычное время, то они обострятся в эпохиисключительные.

Историческое будущее Россииее процветание или разложение, рост или гниение – в руках и на ответственностиинтеллигенции. Отсутствие духовного здоровья отражается во всех проявленияхжизни, во всем ее тоне. Вообще в новое время умоляется историческое значениенравственной личности и ее здоровья. В самоопределение личности необходимовводить и то, что она думает о себе, во что верует, все ее вероучения. Нельзя дажепредставить себе, как изменилась вся жизнь, на сколько иначе сложились бы ипротекли минувшие события, как осветилось бы и темное настоящее, если бы мысами стали другие. В этом смысле философско-религиозное чело русскойинтеллигенции, объединяющее большинство ее молодых и старых представителей безразличия политических оттенков, именно ее атеистический нигилизм можно признатьодним из важнейших факторов русской истории и одной из основных причин,определивших течение событий последних лет в России. Объинтеллигенчиваниенарода начинается разрушением религиозной веры и прививкой догматовматериализма и философского нигилизма. Конечно, необразованный простолюдинсовершенно бессилен отнестись критически и безоружен, как ребенок, переднаплывом новых учений. И с той же легкостью, с какой уверовали в невериинекогда его просветители, принимает и он безрадостную мертвящую веру в неверие.Конечно это детская, наивная вера, но ведь все-таки она давала ему различиемежду добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески. Благодаря ей,народ вынес и выносит на плечах своих крест своего исторического существованияи свой идеал, свое представление о праведной жизни, выразил, дав себенаименование “святая Русь”, т.е. конечно, не почитывая себя святым, но в святостивидя идеал жизни.

С крещения Руси началасьистория России, Христианское семя пало здесь на совершенно девственную почву,на не возделанную целину, с раскрещиванием с помощью интеллигенции начинаетсяновая эпоха истории. Чем же заменяется старая вера, какими правилами жизни,какими нормами? Преследование своих интересов отдельно или последовательно техже интересов сообща с другими, как классовых или групповых или же свободасамоутверждающейся личности, анархическое “все дозволено”. Но для интеллигенциивсе эти понятия интереса чистая идеология, псевдоним этических и дажерелигиозных настроений, она берется не за свой, а за чужой интерес, интересугнетаемых классов. Людям, изболевшим и исстрадавшимся и без того в силу своегоклассового положения склонным к враждебности по отношению к привилегированномуменьшинству, людям, не имеющим ни умственной подготовки, ни цивилизованныхнавыков, вообще, стоящим в самых не благоприятных культурных условиях, сообщаютв качестве догматов для жизненного руководства – положения, которые являлись,во всяком случае, продуктом длинного культурного и философского развития,выросли на культурно-богатой и насыщенной почве.

Результаты этого не замедлилисебя ждать, что выразилось в сумятице в народной душе, всех отношений в сокровищницеего веры, которые внесла доктрина атеизма, в связи с тяжелыми событиями ииспытаниями нашего времени. Развитие преступности, и притом в паралогическойобстановке своеобразной идейности, есть симптом болезни народной души, остраяреакция духовного организма на ту нездоровую пищу, которая была введена в негов виде новых учений, объединявшихся отрицанием религиозных ценностей иабсолютной морали. Духовны кризис имел еще и другое, хотя и побочное, но оченьважное последствие: создал и обострил междоусобицу, придав ей оттенокрелигиозного фанатизма, сделав ее борьбой не только разных политических мнений,но и разных вер. Народ наш нуждается в знаниях, нуждается в просвещении однакотаком, которое не делало его бедным духовно, чем он был, а не разлагало бы егонравственную личность, христианское просвещение, развивающее и воспитывающееличность, а не случайное усвоение обрывков знаний, как средства агитации, вот вчем нуждается народ наш. Историческое будущее России, возрождение ивосстановление мощи нашей родины или окончательное разложение, быть можетполитическая смерть находятся в зависимости от того, разрешим ли мы этукультурно-педагогическую задачу: просветить народ, не разлогая его нравственнойличности. И судьбы эти история вверяет в руки интеллигенции. В сердце и головерусской интеллигенции происходит борьба добра и зла, животворящего исмертоносного, жизнедеятельного и разрушительного начала в России, а посколькупроисходящее и для нас имеет несомненно мировое значение, то и борьба этамировая. Но это понимание своей исторической миссии и своего значения должноудесятерять чувство ответственности за свои действия. Ведь нигде больше неттакого положения, что великий народ, беспомощный, беззащитный духовно, какребенок, находящийся на уровне просвещения почти, что эпохи св. Владимира, иинтеллигенция, которая несет просвещение запада, и которая, ее ничем ниудерживают и ни отстраняют, находит и, конечно, будет находить дорогу этомуребенку.

Если мировоззрение самойинтеллигенции, которое она несет народу, останется тем же, что и теперь, то ивлияние ее на народ сохранит тот же характер. Но нельзя думать, чтобыинтеллигенции удалось обратить в свою веру всю народную массу, часть ее вовсяком случае останется верна религии. И на почве этого разноверия неизбежнодолжна возникнуть внутренняя религиозная война. При этом духовная игосударственная сила народа будет таять, и жизнеспособность государственногоорганизма уменьшаться до первого удара из вне надо начать что-то новое, учестьисторический опыт, познать в нем самих себя и свои ошибки, ибо иначе, если мыбудем видеть их только у других, то мы останемся загипнотизированными своейвраждой к ней и ничему не научимся. Потребно само углубление само исследование,потребно накопление духовных сил творчества культуры.

Разных сторон должнокоснуться это самообновление, но если спуститься в глубину души, то этосоздание новой личности и новой жизни должно начаться религиознымсамоопределением, сознательным самоопределением… Новый человек, новый типобщественного деятеля может родиться лишь на почве этого само углубления, этобудет то новое той русской жизни, о чем, умирая, мечтал Достоевский в последнемсвоем романе, то новое, чего не было в русской жизни, Россия еще не виделахристианской интеллигенции, которая пыл своей души, жажду своего служения людями крестного подвига вложила бы в христианский подвиг деятельной любви ипобедила ту тяжелую атмосферу вражды и человеконенавистничества, в которой мызадыхаемся. В нашей интеллигенции так много потенциальной религиозной энергии,она так недоступно приносит жертвы на своем алтаре “неведомому богу” – нежелинавсегда это неведение?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия содержитмного ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии,метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваютсяв отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья,смысла жизни.

Интерес к историиотечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX века.Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков.Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместес тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелостиотечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в “оглядке”на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.

Отечественная философиядолгое время оставалась для нас “белым пятном”, не признавалась и осуждаласькак “белоэмигрантская”. Долгое время в нашей стране официально признаваласьтолько марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная. Ипоэтому работы советских философов по сути дела утратили философскуюпреемственность, ибо как правило не касались целых пластов отечественнойрелигиозной философской мысли. Были существенно ограничены иисторико-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии,замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеемдоступ к трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с ихидеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, длявосстановления преемственности философской традиции.

Будем надеяться, что в скоромвремени появятся на свет другие работы по исследованию разных проблем русской философиисовременных авторов. Такие работы позволят углубить и обогатить нашунациональную культуру.

Дальнейшие исследованияфилософского дореволюционного наследия, будем надеяться, позволит прояснить инекоторые сложные проблемы нынешнего социального развития, будет способствоватьдуховному возрождению современной России.

Русск. Ф.- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность - русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую Ф. отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Характерные черты : религиозное влияние художественное выражение мыслей, с связи с политической несвободой и жесткой цензурой стремление почти всех философов заниматься всем проблемами сразу широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основа предмета: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом; проблема власти; проблема гос-ва; проблема соц справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт рф); проблема идеального об-ва; проблема будущего. Можно выделить сл основные этапы : период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; относится к 9–13 вв.(отход от язычества) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского гос-ва (Московской Руси и России); 13–17 вв. Среди видных философов данного периода: Сергий Радонежский, Максимилиана Грек,Андрей Курбский философия 18 в.; Первые философы появились на Руси в XVII-XVIII веках. Однако их философия не была самобытной. Приобщение к новоеропейской философии (прежде всего французской и немецкой) после реформ Петра 1 привело к появлению российских мыслителей просветительского плана: Радищева, Новикова и др. Основные представители материалистического направления- Ломоносов, Радищев. Большое внимание Радищев уделил соц-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. философия XIX в.; Знакомство с византийской и западноевропейской философией было необходимым подготовительным этапом формирования самобытной русской философии. У историков философии нет единого мнения о том, к какому периоду отнести возникновение философии в России. Однако большинство согласны ассоциирует пробуждения самосознания России со спором западников (А. Герцен, В. Белинский, П. Чаадаев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков,) Спор славянофилов и западников о русском пути приходится на начало промышленного переворота в России: начались ломка традиций общества, переход к обществу индустриального типа. Таким образом, как и в других странах, философия зародилась в России в кризисный, переходный этап развития культуры и знаменовала вызревание в ней личностного начала. русская и советская философия XX в.

Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная философия достигла в первой четверти ХХ века: этот период богат разнообразием философских школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) Этот период заканчивается в 1922 году высылкой большинства русских философов за пределы Советской России. Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным господством идеологизированного марксизма – диалектического и исторического материализма(особо следует отметить работы М.М. Бахтина и Лосева)Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х гг. 20 в. и продолжающийся в н/в характеризуется пересмотром отношения к марксистско-ленинской философии и ренессансом русской религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды религиозных мыслителей, в том числе – созданных в русском зарубежье). Открылся доступ к знакомству и широкому изучению новейших западных исследований по постмодернизму. Современный период характеризуется отсутствием какой-либо ведущей системы или доктрины, и, что вполне естественно в таких ситуациях, изрядным теоретическим и методологическим эклектизмом.

Вопрос 22 Спор славянофилов и западников, его значение для современности.На рубеже 30-40-х гг. в России сложилось два противоположных ф. течения: славянофильство и западничество. Основной вопрос в том особенный ли исторический путь у России или что Россия просто отстала от Западной Европы.Западники. Представители: Кавелин, Грановский. Западники считали, что Россия - та же Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую личность, знающую и уважающую свои права.-выступали за конституционную монархию. Видели идеал государства в парламентском строе Англии и Франции; -выступали за свободу печати и слова, за неприкосновенность личности,введение гласного суда. Славянофилы Хомяков и Киреевский. Заняли противоположную позицию. По их мнению, у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.Оба течения выступали за отмену крепостного права, . проведение буржуазных реформ. Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России.Исторический опыт дискуссий 40-50-х гг. 19 в. в России между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение. Их отзвуки в разной форме, в различной терминологическом выражении проходят и через все последующие десятилетия 19 в. (почвенничество, концепции русских либералов и радикалов), через век XX и продолжают вновь возникать и в 21 в.

Вопрос 23 . Материалистические направления в русской философии.Материалисты :Белинский,Герцен , Чернышевский, Добролюбов, Писарев являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Революционные философы прошли поучительную школу нем.Классич. философии и Француз.просвещения. После глубокого увлечения гегельянством они повернулись в сторону материализма, стремясь сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Герцен - признавал сущ-вование объективного разума. Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея "русской общины". В природе, по Чернышевскому , нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными кач-вами, в рез-те столкновения которой и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постоянной эволюции об-венной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Плеханов стал идейным вождем русского социал-демократического движения и оказал сильное влияние на Ленина. В 1900 он принял деятельное участие в учреждении органа РСДРП газеты «Искра». В работах Плеханова утверждались принципы научного социализма, а в Очерках по истории материализма (1896, первоначально вышедших на немецком языке, русский перевод 1922) диалектический материализм увязывался с методами естествознания. Марксистско– ленинская Ф. теоретического познания исходит из последовательно материалист.решения основного вопроса Ф, т.е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как сущ-вующую вне и независимо от сознания. Диалектич. материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм . Будучи последовательно материалист., марксистско-ленинской теоретическое познание не есть, но простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистич. линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистич.теоретич. познания - ее развитие осущ-вляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теоретич. познания.

Вопрос 24. Русская религиозная Ф. конца 19 – 20 вв. Значительную роль и влияние в развитии оказали работы русских философов Розанова, Мережковского, Бердяева, Соловьева, Булгакова и др. Русской религиозной философии 20 в. современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами . 1. В рамках этой Ф. ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. 2. Религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. 3. Ф. в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией. Русская религиозная Ф.20 в. представляла собой такую картину мира, в которой соц революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории. Русская Ф. 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов сущ-вования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Русская Ф. сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой Ф. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира, так и самого человека. Русская Ф. - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Ф.- не только продукт деят-ти чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. В русской Ф. мысль сформировалась в русле так называемой ""Русской идеи"". Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 в. и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Русская идея разрабатывалась в периоде отечественнойФ. 19 - 20вв. Её основоположники в этот период -Чаадаев, Достоевский, Бердяев. Мотив ""Русской идеи"" - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеч., объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея - идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Вопрос 25 Позитивизм, его исторические формы. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Гл тезис позитивизма - все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных спец наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на сущ-вование. Первая историческая форма позитивизма. В 30- 40-е годы 19 в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный Контом. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осущ-вленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика – астрономия – физика –химия – биология – социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря – нему социология впервые была разработана в опр научную систему. Основные принципы : 1. от простого к сложному. 2. от абстрактного к конкретному 3. Временной. Представители кроме Конта, были Литтре, Вырубов, Лаффит, Тэн, Ренан – во Франции; Милль, Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус. Вторая историческая форма позитивизма . В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность - резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» - возникает вторая историческая форма позитивизма - махизм, эмпириокритицизм (Мах, Авенариус и др.). Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). ДаннаяСохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”. На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физ и психического и т. д. «Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм , возникает в 20-е годы 20 в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили Шлик, Карнап, Фейгель, Нейрат, Нагель, Айер, Франк, Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Эталон ответа №1.

· Показатели гемодинамики в норме.

· Предположительный диагноз – стенокардия.

· Нитроглицерин в таблетках или капсулах под язык, изокет-спрей п/я.

Эталон ответа №2.

· ИБС: стабильная стенокардия напряжения II функциональный класс.

· Да, есть. Это возраст, напряжённая работа͵ причём в ночные смены и избыточная масса тела.

· Пациентку следует направить на приём к кардиологу и в дальнейшем руководствоваться его рекомендациями, выписать нитроглицерин для приёма в случае возникновения болей.

· Нужно предпринять усилия для снижения массы тела: ограничить калорийность пищи, повысить физическую активность (не резко, под контролем врача или фельдшера), нежелательна работа в ночные смены.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Русская философия формировалась под влиянием нескольких факторов:

ü Социально – культурное развитие России, её история, которые давали пищу для философских размышлений и идей

ü Достижения мировой философии, которая творчески перерабатывалась на национальной почве

В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления.

Русская философия берёт своё начало в XI веке от Киевского митрополита Илариона, который в ʼʼСлове о Законе и Благодатиʼʼ изложил свою религиозно- социологическую теорию о том, что история человечества движется через смену форм религии.

Большой вклад в её развитие внесли великие русские писатели, общественные деятели и учёные: М.В.Ломоносов, П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Соловьёв и др.

Очень трагичной была судьба многих русских философов в XX в. По распоряжению советского правительства были высланы из России: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Н. Лосский. Великий философ и богослов, профессор Московской духовной академии П.А.Флоренский погиб в тюремных застенках.

Главные темы и идеи русской философии:

v Философия истории

В центре этой темы стоял вопрос о месте и роли России в истории человечества, ᴛ.ᴇ. в мировой истории. В XIX веке в философско-общественной мысли России образовалось два направления:

- Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, Т.Грановский, В.Боткин). Οʜᴎ считали, что передовая Западная Европа является образцом устройства общества и в связи с этим предлагали распространить европейскую культуру в России.

- Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Самарин, А.С.Хомяков и др.). Οʜᴎ подчёркивали своеобразие, самобытность истории России и её будущего и видели идеальное общество в прошлом, в допетровской эпохе.

Эти споры имели под собой определённую почву, т.к. русским людям уже давно было свойственно чувство, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – особенный - ϶ᴛᴏ принято называть мессианством . Может ли Россия пойти своим особым путём, не повторяя всœех этапов европейской истории?

Размышления русских философов над проблемами философии истории привели в конце концов к сознанию, что путь России – особый: Россия есть ʼʼВеликий Восток- Западʼʼ , она представляет собой целый огромный мир; в русском народе заключены великие силы и это есть народ будущего; именно он разрешит великие вопросы, которые Запад уже не в состоянии разрешить.

v Социальная тема

Эта тема является как бы продолжением и развитием предыдущей темы, она основывается на выводах П.Чаадаева о том, что русский народ наиболее свободен от тяжести всœемирной истории и может создать новый мир в будущем. Русская общественная мысль считала, что именно русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. Οʜᴎ надеялись, что можно избежать неправды и зла капитализма, перейти к лучшему, более справедливому строю, минуя капитализм. Многие полагали, что отсталость России - ϶ᴛᴏ и есть её преимущество перед Западной Европой. Подобные взгляды привели к зарождению и развитию социалистических идей. В истории русской социалистической мысли выделяют три периода:

- Утопический социализм , который существовал под влиянием идей Анри Сен-Симона и Шарля Фурье – французских социалистов.

- Народнический социализм , который состоял из разнообразных течений и взглядов – от религиозных, мистических до революционных. Их объединяла вера в народ как хранителя правды, надежда на то, что русский мужик спасёт мир от торжествующего мещанства через сельские общины и рабочие артели.

- ʼʼНаучныйʼʼ социализм (марксизм), в базе которого лежал вывод о неизбежной гибели капитализма в ходе социалистической революции и построении нового общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком.

v Взаимоотношения человека и природы

Эта тема привела к возникновению уникальной философской системы – русского космизма , который считается ʼʼвизитной карточкойʼʼ русской философии.

Эта философия о единстве человека с природой , космосом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разрушает научно- технический прогресс. В русском космизме существовало три течения:

ü Естественно - научное (П.Умов, В.Вернадский, К.Циолковский, А. Чижевский, Н.Холодный); его представители считали, что нужно разработать новую картину мира, в которой человек – часть структуры космических процессов.

ü Религиозно - философское (Н.Фёдоров); его представители были обеспокоены судьбой человека, вовлечённого в ритм бесконечного становления истории.

ü Поэтически-художественное (В.Одоевский, А.Сухово- Кобылин и др.
Размещено на реф.рф
писатели); его представители искали связи между истиной и смыслом человеческого существования.

Все русские философы - космисты ещё в начале ХХ века предупреждали об экологических, эстетических и нравственных последствиях распада связей человека с Вселœенной. Главной идеей русского космизма была идея о всœелœенской вовлечённости и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. По их мнению, удержать распадающийся мир можно только одним способом- распространением совершенства во Вселœенной.

v Религиозно - философская тема

Крупнейшими представителями русской религиозной философии были: В.Соловьёв, А.Лосœев, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский. Их взгляды можно назвать философией всœеединства, т.к. в их базе лежала идея соборности. Соборность - ϶ᴛᴏ объединœение (собирание) людей, их единство на базе любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей над всœеми другими- материальными, идеологическими, социальными и т.п. Идеалом для них было Богочеловечество , живущее по трём главным принципам: Благо, Истина и Красота , которые образуют единство, смысл которого – Любовь. Русские философы сделали вывод: человечество может спасти только Любовь и Нравственность.

v Философская антропология

Проблема человека и смысла его существования находилась в центре внимания многих русских философов: Л.Шестова, В.Соловьёва, С.Булгакова, Н.Рериха и других. Но самый большой вклад в разработку этой темы внёс Н.Бердяев. По его мнению человек принадлежит к двум мирам: в одном мире - эмпирическом царствует разорванность, вражда, рабство, но есть другой мир - подлинный , это идеальное бытие, где царствуют любовь и свобода. Задача человека- освободить свой дух из этого плена, ʼʼвыйти из рабства в свободуʼʼ, из вражды в космическую любовь. Это возможно лишь благодаря творчеству , способностью к которому одарён человек, т.к. его природа есть образ и подобие Бога- творца. По мнению Н.Бердяева, Бог Присутствует лишь в тех людях, которые обладают большой духовной силой, добродеятельны и занимаются творчеством.

Основные черты русской философии:

1. Целостность, которая проявляется в том, что многие русские философы (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосœев, Н.О. Лосский и др.) рассматривали в единстве всœе духовные силы человека: чувственные,рациональные, эстетические, нравственные, религиозные

2. Этический персонализм, ᴛ.ᴇ. русская философия признавала приоритет нравственных ценностей над всœеми другими

3. Соборность, ᴛ.ᴇ. единство людей на базе их любви к Богу

4. Интуинтивизм, который отличался от интеллектуальной интуиции Рене Декарта; в русской философии существовал принцип реальной интуиции, ᴛ.ᴇ. таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим

5. Космизм, которыйобъединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всœеединства человека, человечества и физического космоса

6. Праведность, проявляющаяся в том, что поиск истины превращался в поиск правды , ᴛ.ᴇ. теория соединялась с нравственно - религиозным опытом, когда правда трансформировалась в праведность

7. Духовность (вся русская философия, кроме марксистско-ленинской, была религиозной )

8. Социальность, практичность, ᴛ.ᴇ. русская философия была далека от замкнутых умозрительных конструкций, она была подчинœена решению насущных задач, стоящих перед обществом

Контрольные вопросы

1.Под влиянием каких факторов формировалась русская философия?

3. Назовите самых известных русских философов. Чья судьба и почему сложилась трагически?

4. Почему вопрос о месте и роли России в мировой истории является центральным в русской философии?

5. В чём состоит русская идея , получившая своё оформление в споре между западниками и славянофилами?

6. Почему русская философия уделяла большое внимание социальной теме и в чём это выражалось?

7. Кто такие русские космисты и в чём состояла их философия?

8. Объясните смысл философии всœеединства и назовите её представителœей

9. В чём видели смысл жизни человека русские философы, занимавшиеся философской антропологией?

10. Назовите основные черты русской философии. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной и почему?

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея." 2017, 2018.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...