Какие есть ритуалы. Обряды на руси, русские и древнерусские обряды


История и культура русского народа насчитывает уже много столетий. Все эти годы она беспрерывно обогащалась новыми явлениями и традициями, но продолжала хранить память об опыте и обычаях предков. Часто русские национальные обряды образуют собой довольно причудливое сочетание действий, обусловленных древними языческими верованиями, которые, тем не менее, гармонично соотносятся с христианскими православными канонами.

Большинство обрядов на Руси, так или иначе, связано с религией, а более древние, дохристианские традиции с мифологическим олицетворением стихий и природных явлений.

К наиболее известным и важным языческим обрядам, которые сохранились и после крещения Руси относят:

  1. Масленицу.
  2. День Ивана Купалы.
  3. Колядование.
  4. Ярилин день.

Все они, так или иначе, были связаны с архаичными представлениями славян о силах природы и чаще всего были привязаны к каким-то событиям, календарю или временам года.

Масленица

Издревле событие, наступавшее в день весеннего равноденствия, отмечалось широко и с размахом. Люди радовались приходу весны: не случайно символом этого праздника был блин – миниатюрное символическое солнце. Сама Масленица символизировала зиму. Считалось, что после обряда сожжения всю свою мощную энергию она передаст земле, обеспечив, тем самым, богатый урожай и защитив от стихийных бедствий.

День Ивана Купалы

Изначально праздник привязывался ко дню летнего солнцестояния, но само название, дошедшее до наших дней, получил уже в христианскую эпоху по имени Иоанна Крестителя. Этот эпитет на греческом звучит как «купатель», «погружатель», что вполне соответствует сути празднования – ритуальному омовению в открытом водоеме. Этот праздник очень наглядно демонстрирует причудливое совмещение христианских религиозных традиций с языческими, архаичными верованиями и обрядами.

Одной из главных традиций на Ивана Купалу являются прыжки через костёр. Считалось, что это способствует очищению, уберегает от хворей и позволяет защититься от злых духов. Очень важно было в ночь на Ивана Купалу искупаться в реке или озере, поскольку вода считалась очищенной от всякой нечисти и приобретающей некие волшебные свойства.

Ярилин день

Опять же в изначально языческий праздник, посвященный богу солнца – Яриле, с принятием христианства были добавлены некие мотивы о борьбе святых с языческим божеством.

В этот день древние славяне обращались к Яриле за помощью, чтобы он обеспечил посевы солнечным светом и защитил от затопления. Важный обряд, проходивший в этот день, носил название «Отмыкание земли». Непременно нужно было искупаться в росе, т.к. считалось, что она в этот день обладает целебными и чудодейственными свойствами.

Колядование

Этот обряд, как правило, был приурочен к святкам и представлял собой обход всех домом в деревне группой молодых людей и девушек, которые исполняли шуточные песни или благожелания в адрес хозяев, получая за это ритуальное вознаграждение. Древнерусские землепашцы были уверены, что участие в святочных обрядах удваивает энергию плодородия и способствует увеличению урожайных сборов, приплоду у скота и обеспечивает общее благополучие в подворье.

С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди основных можно выделить:

  1. Крещение.
  2. Свадебные обряды.
  3. Погребальные обряды.

Крещение

Обряд крещения означал духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Ребёнка необходимо было покрестить на первом году жизни. Для каждого младенца назначались крестные родители, которые преподносили ребёнку икону его покровителя и православный нательный крестик. Называли новорожденного в соответствии с именем святого, упоминаемого в святцах.

К выбору крёстных относились очень ответственно: считалось, что они отвечают за ребенка и должны подавать ему достойный пример в такой же степени, как и биологические родители. После совершения обряда в церкви, устраивалось праздничное и щедрое застолье с присутствием всех близких новокрещёному младенцу людей.

Свадебные обряды

Для свадеб на Руси старались отводить определённые периоды в календарном году. Нельзя было жениться во время больших постов. Кроме того, редко играли свадьбы в период наиболее интенсивных сельскохозяйственных работ.
К основным свадебным обрядам относили:

  • Сватовство.
  • Смотрины и погляд.
  • Сговор.
  • Свадебный поезд.
  • Венчание.

Без сватовства не обходилась ни одна свадьба. Это был важнейший этап, на котором семейство жениха принимало решение о том стоит ли уговорить отдать замуж за своего сына приглянувшуюся девушку. Причём, очень часто на этом этапе, мнением самих потенциальных молодоженов даже не интересовались, а увидеть друг друга жених с невестой могли разве что только на смотринах.

Если обе стороны всё устраивало, происходил свадебный сговор, в ходе которого, главы семейств, в прямом смысле, били друг другу по рукам, символически обозначая тем самым достижение принципиального согласия на брак между своими детьми. Во время сговора обсуждалась дата венчания, приглашенные гости, а также иные организационные вопросы.

Отказаться от заключения брака после сговора – означало опозорить себя и своего потенциального супруга. В случае отказа, «потерпевшая» сторона, была в праве потребовать возместить ей все убытки, связанные с этим действием.

В день венчания собирался свадебный поезд, представлявший собой нарядные брички, повозки или сани, во главе которого находился дружка жениха распоряжавшийся на маршруте.

Наконец, самым главным свадебным обрядом было венчание. После свершения таинства, в доме жениха молодых ждали родители, встречали их хлебом-солью и закатывали щедрый и весёлый свадебный пир.

Погребальные обряды

Главным смыслом всех обрядов, связанных с погребением усопшего, было желание облегчить ему переход из этого мира в царство Божие. Отпевание не могло быть совершено, если человек был не крещеным, совершил грех самоубийства или в течение года перед смертью не исповедовался или не причащался. На усопшего одевали нательный крест, облачали в чистые одежды и укрывали погребальным покрывалом. Музыка считалась неуместной, также как и цветы.

Считалось, что главное в этот день – молитва о прощении грехов усопшего. После предания земле покойного, родственники организовывали поминальную трапезу, которая сопровождалась соответствующими молитвами. Приносить еду на погост считалось недопустимым. По традиции продукты приносили в церковь и угощали прихожан. На 3, 9 и 40 день в церкви заказывалась поминальная панихида. Всё это время родственники скорбели по усопшему, одевались в платья темных оттенков

Ритуал - точно и строго определенное в своей последовательности действие, имеющее конкретную цель и некую "магическую" подоплеку. Зачем ритуалы нашим детям? Откуда они возникают, и нужно ли их соблюдать?

Детские ритуалы играют роль заклинания и приручения реальности, внушая ребенку веру в то, что он властен над событиями и явлениями своей жизни - аналогично тому, как наши первобытные предки верили, что, потанцевав у костра под завывания шаманов, гарантируют себе удачную охоту и прекрасную погоду.

По мнению историков, магические ритуалы когда-то сыграли очень важную роль в человеческой эволюции: благодаря им люди обретали веру в свои способности и возможности обуздать природу в тот непростой период, когда сама природа ежедневно убеждала их в обратном. Прибегая в помощи ритуалов, дети убеждаются в том, что могут больше, чем кажется, что способны управлять своим окружением и особенно собой - в тот непростой период, когда всем в детской жизни заправляют родители и обстоятельства.

Психологи утверждают, что ритуалы помогают детям обрести уважение к себе, почувствовать самоценность и всемогущество, поэтому очень важно, чтобы "ритуальные" чувства и действия разделяли близкие ребенку люди, чтобы мама и папа не высмеивали "нелепые" привычки ребенка, а активно участвовали в них.

Откуда возникают ритуалы?

Первые ритуалы изобретают не дети, а мамы - в процессе совместной деятельности: кормления, гигиенических процедур, гимнастики, игр. Мы сами, оказываясь в непривычной (или даже пока незнакомой для нас) ситуации «младенец в доме», стремимся организовать, упорядочить свой быт, привычки и даже мысли. Одним из способов становится придумывание ритуалов. Психологи и педагоги нередко советуют намеренно создавать ритуалы для сложных воспитательных ситуаций, например, укладывания непоседы спать (умывание - расстилание постели - чтение сказки - поцелуй на ночь - мама гасит свет и выходит из комнаты).

Еще толком не осознавая происходящее, ребенок запоминает, буквально «впитывает с молоком» ощущение предсказуемости, уверенности в каждом следующем действии и психологический комфорт. В дальнейшем, подрастая, малыш будет на каждом «непростом» этапе развития, будь то самостоятельный отход ко сну или прощание с мамой в раздевалке детского сада, прибегать к созданию ритуалов, чтобы напомнить себе, что он ценен, важен, и что именно он, а не «бабаки» из страшного сна или малознакомая воспитательница решает, что с ним будет происходить дальше.

Зачем ребенку нужны ритуалы?

Ритуал, в том числе детский, всегда имеет «магическую» составляющую: точное соблюдение определенной последовательности действий всегда приводит к предсказуемому, заранее известному и даже ожидаемому результату.

Какие бывают ритуалы?

«Классика жанра» - чтение одной и той же сказки каждый вечер, даже если ребенок ее давно знает наизусть; засыпание только с соской или только в обнимку с любимой игрушкой; просмотр одного и того же мультика. Многие классические ритуалы можно «расшифровать» следующим образом:

  • повтор любимой сказки или истории - ребенок заранее знает, что с героем все будет в порядке, поэтому не испытывает эмоционального напряжения и страха, но получает удовольствие от успехов героя во время повествования. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает положительных эмоций;
  • чтение сказки с мамой перед отходом ко сну - что бы ни случилось за день, какие бы события или неприятности ни произошли с малышом, и как бы он ни отреагировал, мама все равно сядет рядом и почитает. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает поддержки и одобрения;
  • прощание с мамой через окно детского сада (помахать ручкой, послать воздушный поцелуй и т.п.) - сейчас мама уходит, но обязательно вернется. Вероятная причина ритуала: ребенку страшно оставаться одному или страшно, что мама не вернется;
  • раскладывание вещей по строго определенным местам или в строго определенном порядке - противодействие внутреннему хаосу, попытка упорядочить мысли. Вероятная причина ритуала: родители многого ожидают и требуют от ребенка, устанавливают слишком высокую планку.

Существуют и не такие очевидные примеры:

  • ребенок старается обходить трещины на тротуаре и не наступать на них;
  • без конца расчесывает волосы, следя, чтобы ни один волосок не торчал;
  • слишком часто моет руки.

Иногда ритуалы доставляют неудобства не только родителям, но и самим детям. Многим из нас знакома ситуация, когда малыш, потеряв любимую игрушку "для сна", в отчаянии ходит по квартире, в двадцатый раз заглядывает под диван и отказывается ложиться, а все-таки приняв горизонтальное положение, ворочается и никак не может заснуть... Если у малыша есть "его" кружка или тарелка, из которой он ест дома, в гостях или в детском саду у него может "пропасть" аппетит.

Почему для некоторых детей ритуалы более важны, чем для других?

Ритуал отражает детское беспокойство по поводу каких-либо изменений или ситуаций в его жизни. Чем важнее для вашего малыша ритуалы, тем неувереннее он себя чувствует. Вероятно, сказывается наследственность (склонность к тревожности, возбудимость); черты характера и темперамента; строгость или гиперопека в семье; постоянные жизненные перемены или одно изменение, но серьезное и очень важное (например, развод родителей, смерть близкого человека или переезд).

Очень важно отличать ритуалы от капризов. Что может помочь? Наблюдение и анализ: обращайте внимание на то, что спровоцировало бурную реакцию - привычное конкретное действие, которое не удалось совершить, или нечто "стороннее" или абстрактное.

Можно попытаться помочь ребенку избавиться от ритуалов. Например, с малышом, который ставит игрушки в строго определенном порядке или настаивает, чтобы ложка перед едой лежала в 5 сантиметрах от тарелки (не больше - не меньше), психологи советуют время от времени играть в "разбросаем вещи" или "битву подушками".

Ритуалы не вечны. Чем увереннее становится ребенок, тем меньше нуждается в них. Кроме того, даже самые беспокойные или консервативные дети начинают с возрастом испытывать любопытство по отношению к окружающему миру, а затем - исследовательский азарт, страсть ко всему новому, которые постепенно вытесняют из их сознания потребность в ритуалах и "ритуальные" привычки. Впрочем, если возникнет непростая ситуация (посещение детского сада), или ребенок будет тяжело переживать какое-либо детское потрясение (братик родился), или попадет в непривычную для себя среду (в больницу без мамы), попробуйте предложить ему создать новый ритуал - его тщательное соблюдение поможет ребенку вернуть душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.

Если ритуалов становится слишком много, или ребенок слишком остро реагирует на их изменение или прерывание, то можно показаться психологу: "крайние" проявления обычно указывают на наличие у ребенка проблем, с которыми он не может в одиночку справиться.

Ирина Кузьмина, психолог, педагог, арт-терапевт:

«Точного соблюдения ритуалов обычно требуют дошкольники, и, в более гибком варианте, младшие школьники. Ритуалы можно условно разделить на две группы: связанные с началом действия (пробуждение, выход на прогулку, подготовка к занятию, подготовка к приему пищи и т.д.) и связанные с завершением действия (уход в садик-школу, с детской площадки, из гостей, отход ко сну и т.д.). Ритуалы бывают нужны детям, чтобы привыкнуть к «режимным» моментам - научиться мыть руки перед едой, накрывать на стол, убирать за собой тарелку после еды или быстро и спокойно самостоятельно заснуть. Особенно соблюдение ритуалов полезно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Впрочем, полезны только «осознанные» ритуалы, положительно влияющие на развитие ребенка. А такие ритуалы, как «зайдем домой мультики смотреть», «пойдем на занятие и шоколадку купим», «папа с работы придет - что-то принесет», «мимо магазина идем - без игрушки не выходим», «не спим, не едим без мультфильма» и т.д. - сомнительные, в дальнейшем приводят к непониманию родителями своих детей.

Одна мама привела ко мне ребенка на консультацию с проблемой «отсутствие мотивации к занятиям в детском саду». Она была сильно удивлена, когда выяснилось, что у ребенка закрепился ритуал «покупка» (после занятий ей покупали «киндер»), а так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, то и ребенок погрузился не в игру «школа», а в игру «мне купят киндер». Ребенок знал: прошло занятие - получу «приз». Мотивации для самих занятий, для получения знаний не было. Когда успехов «в учебе» не наблюдалось, родители «киндеры» не покупали, и постепенно ребенок совсем прекратил заниматься. Стоит помнить, что действие, повторенное даже 2-3 раза, может стать для ребенка «ритуалом» - определенной моделью поведения».

Приветствие . Лучше, если данный ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. К примеру, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия бывают касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, к примеру, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всœегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и чувством легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всœегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по крайне важности). Часто – в форме притчи.

9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всœегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Οʜᴎ также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (к примеру, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определœениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определœенных действий".

b. "...... - ϶ᴛᴏ своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, ᴛ.ᴇ. выступают в значении других".

c. "...... - ϶ᴛᴏ не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всœегда и при всœех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "В случае если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом принято понимать подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они бывают предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Ритуал – «(от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» .

Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ. Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.

Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей. Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность. Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.

Ритуальная природа Персоны

Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов. Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.

Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания. По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами. Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.

Сакральный смысл еды

Издревле важные ритуалы были связаны с приемом пищи – например, рядом с умершим клали воду или что-то из пищи «в дорогу», свадьба не мыслилась без обильного угощения, которое имело целью не только сытно накормить присутствующих, но и несло смысл объединения двух родов, выражения доверия (отказ от еды в доме хозяина часто принимался как выражение неуважения, агрессии, угрозы). Сакральное значение еды – именно в выражении любовных или доверительных отношений, закреплении их совместным актом принятия пищи. И сегодня эта традиция не исчезла: часто мужчина приглашает женщину в кафе или ресторан. Совместное принятие пищи сближает, позволяет лучше узнать человека, закрепляет союз. В каких-то странах женщина предпочитает платить за себя сама – этим выражается ее независимость от партнера и некоторое дистанцирование. В славянских странах принято, чтобы мужчина расплачивался за совместную трапезу, и тогда его влияние усиливается – тем самым, женщина подпускает его ближе к себе.

Подарки как ритуальное действо

Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах. В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени. Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину. Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права. Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.

Ритуальный союз мужчины и женщины

Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения. Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости. До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора. Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни. У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.

В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств. Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны. Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.

Литература
  • 1. Ритуал// Философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.gl/Wi2C3P Дата доступа – 19.03.2017.
  • 2. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии - Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
  • 3. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Между такими понятиями, как «Обряд», «Ритуал» и «Обычай» ошибочно принято ставить знак равенства. Но так ли это? Давайте разберёмся. Для начала стоит совершить краткий экскурс в прошлое с тем, чтобы разобраться, как жили наши предки, из чего складывался их быт, их представления о жизни, как и сама их жизнь.

Каких-нибудь лет двести назад, среднестатистический крестьянин, несмотря на существовавшее в ту пору крепостное право, на деле – подчеркнём это слово - веровал в святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вера его была подкреплена действиями: он ходил в церковь, каялся и молился, обращался к богу с просьбами и благодарил его. Ребёнок, не успев родиться, тут же должен был быть крещён, ибо по тогдашним (да и по теперешним канонам) считалось, что некрещеному младенцу в случае ранней смерти не попасть в рай божий.

Из года в год, как только зима начинала сдавать свои права, крестьяне начинали закликать весну, а каждую осень повторялось одно и то же – крестьяне поблагодарили землицу-матушку за урожай (кто-то благодарил богов и свой род, кто-то благодарил бога единого), начинали гулять свадьбы и готовиться к зиме. Но отличалась ли чем-то жизнь крестьянина от, положим, жизни человека, относящегося к иному сословию? Да, но не существенно. Ведь он точно также крестил своих детей, по выходным сам хаживал в церковь, и делал массу иных вещей, которые были приняты в его кругу.

В октябре семнадцатого всё изменилось. Религия была объявлена опиумом, церковная жизнь была, как бы задвинута за жизнь общественную, за жизнь светскую. Вместо церкви народ начал активно ходить на демонстрации, где чествовал своих новых кумиров.

Все вышеперечисленные действия в той или иной степени были, есть и будут в жизни каждого человека. Нет, это вовсе не означает, что Вы ходили, ходите и будете ходить в церковь или на демонстрацию, это означает, что в Вашей жизни так или иначе будет нечто, что повторяется из года в год, или нечто, что повторяется от случая к случаю именно в тот момент, когда у Вас возникает в чём-то потребность.

Как только потребность возникла, Вы предпринимаете те или иные повторяющиеся действия, которым придаёте символическое значение. Вы можете делать что-то, совершенно об этом не задумываясь, просто так когда-то делала Ваша бабушка или Ваша мама, которая до сих пор делает то же самое. Откуда Вам известно это, и что это означает, Вы понятия не имеете. Вы просто делаете, особо не задумываясь.

Прежде чем выйти замуж, Вы получаете благословение от родителей, вне зависимости от вероисповедания. Прежде чем умершего человека предадут земле или огню, его моют и одевают, как бы тем самым снаряжая в дальний путь. Новорожденного приносят в церковь, где служитель культа, осуществив ряд неких последовательных и устойчивых действий (например, вне зависимости от того, ребёнка какого пола ему принесли) совершает таинство крещения.

Таким образом, мы с Вами плавно подошли к определению термина обряд. Подытожим и актуализируем само определение. Обрядом принято считать некие последовательные (или повторяющиеся) действия, имеющие символическое значение.

У некоторых тут же может возникнуть вопрос: Что такое Обряд Инициации? Ответ прост и лежит на поверхности. Обряд Инициации – это набор неких последовательных символических и устойчивых действий, благодаря которым индивид считается приобщённым к той или иной группе, к тем или сакральным знаниям или тайнам, к тому или иному эгрегору.

С понятием Ритуал, как ни странно, всё гораздо проще. Ведь Ритуал – это несколько обрядов, объединённых между собой единой идеей (логикой или потребностью).

В воображении среднестатистического человека, при слове «ритуал» тут же рисуется картина некого торжественного акта, где роли всех участников и их действия строго регламентированы, строго последовательны и каждое из них имеет своё совершенно чёткое значение, хотя на первый взгляд, может показаться, что в данных действиях напрочь отсутствует всякая логика. Признаться честно, зачастую всё именно так и бывает. Но почему же так? Да ровным счётом потому, что виной тому является Обычай.

Наша «матрёшка» сложилась! Ведь Обычай – это комплекс Ритуалов, а Ритуал – это совокупность обрядов, Обряды же (повторимся) - это повторяющиеся устойчивые действия, имеющие сакральное значение, сакральную суть. Всё просто, понятно и логично.

Теперь, когда мы чётко понимаем и различаем между собой три вышеназванных понятия, давайте разберёмся, какие же обряды бывают.

Какие обряды бывают?

На самом деле можно выделить огромное количество обрядов, объединив их по тем или иным критериям. Мы сегодня хотим поговорить у двух из них, условно разделив их на:

  • Обряды на привлечение
  • Обряды на избавление.

Уже из самого названия следует, что в первом случае, целью обряда является приглашение и принятие в свою жизнь (либо в жизнь того, на кого обряд делается) чего-то или кого-то. Это что-то может быть как со знаком «плюс», так и нести в себе негативный заряд. Как правило, данные обряды совершаются на растущей Луне. Обязательным атрибутом выступает заговор (намерение, облачённое в словесную форму). Обряд, подкреплённый заговором и некими действиями или иными компонентами (например, призывом Первостихий: Ветра, Огня, Земли, Воды или же иными магическими предметами (ножами, травами, костями и т.д.)) – будет называться ритуалом.

Обряды на избавление чаще всего делаются на убывающей Луне. Логика та же самая. Ритуал может даровать человеку избавление от кого-то недуга, много лет мучавшего его, или избавление от одиночества. А можно и «даровать» что-то не очень хорошее, что вопреки воле человека, на которого делается обряд, войдёт в его бытийность.

Сегодня наша жизнь, как и жизнь наших предков полна обрядов, суть которых мы не всегда понимаем, да и порой вообще не догадываемся, что выполняя какие-то действия, мы совершаем обряд. У каждого обряды свои: у охотника, у строителя, у рыбака, у спортсмена, у учителя или студента, идущего сдавать экзамен, у человека, который засевает огород или ухаживает за скотиной. Да, возможно в городе обрядов меньше, чем у жителя деревни, но они всё равное существуют.

Конечно, любые обряды, в широком смысле, можно разделить на религиозные и на нерелигиозные. И здесь каждый из нас может вспомнить о том, что каждый год накануне Пасхи, в христианских, например, семьях принято красить яйца. Почему? Зачем? Мало кто знает ответ на данный вопрос. Просто потому, что так всегда в семье было принято. А ведь это тоже типичный пример обряда. Или, например, Колядки – тоже пример обряда, когда молодые парни и девушки ходят по домам, поздравляя хозяев с праздником, а взамен получают угощения. Данный обмен нацелен на получение всяческих благостей в новом году.

Даже светская свадьба, казалось бы, ничего общего не имеющая с какими-то там мифологическими обрядами, всё же включается в себя оные. Обмениваясь кольцами, новобрачные тем самым символически показывают незыблемость и бесконечность семейных уз, а также крепость любви. Таким образом, обмен кольцами - это тоже обряд.

Многие спрашивают: что такое воинский ритуал? А ведь это так просто! Принятие присяги – это типичный пример воинского ритуала, передача поста новому наряду и т.д. Это всё воинские ритуалы, складывающиеся, в некотором смысле, из обрядов.

Как правило, обряду и ритуалу всегда есть место в жизни человека, когда речь заходит о чём-то действительно важном, о чём-то по-настоящему значащем.

Симоронские ритуалы – что это такое?

В последнее время начал складываться новый вид ритуалов. Имя ему – симоронский ритуал. Кто-то уже знаком с данным видом ритуалов, которые, по сути, «создаются (придумываются) на коленке», т.е. возникают довольно спонтанно. На первый взгляд вообще может показаться, что симоронские ритуалы хаотичны, но это не так. Основная цель любого симоронского ритуала заключается в решении какого-то запроса. Например, человеку нужно привлечь в свою жизнь что-то важное (новую работу, новые прекрасные отношения) и он, либо сам, либо в группе единомышленников придумывает некий ритуал, который в массе своей берёт из головы, чётко настраивая себя на то, что после выполнения данного ритуала, названного симоронским, он получит желаемого. Как ни странно, но в массе своей именно так и происходит. Ведь ритуал – это вихрь позитивных эмоций, это проговаривание или пропевание аффирмаций или их выкрикивание, сопровождаемое и подкрепляемое телесными практиками: хороводами, прыжками через костёр или иные препятствия, прогулками вокруг деревьев и т.д. Это как бы заявление или заказ, который человек отправляет в Космос, в надежде получить желаемое.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что обряд, ритуал и обычай – это три составляющих любой национальной культуры, вне зависимости от географического местоположения, вне зависимости от вероисповедания или иных других отличительных особенностей. Пока есть человек, будут обычаи, состоящие из ритуалов, будут ритуалы, состоящие из обрядов.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...