Какие православные церкви отмечают рождество 25 декабря. Рождественская выпечка

В большинстве западноевропейских стран принята христианская религия, но христианство разделено на множество различных конфессий (лат. confessio - ‘исповедание’) отличающиеся особенностями вероисповедания в пределах христианской религии. Католики образуют приблизительно половину верующего христианского населения в Германии, Нидерландах, Швейцарии. Христиане католического вероисповедания живут странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта) , а также в некоторых странах Западной Европы (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург) и Восточной Европы (Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия). Христианская конфессия Протестантизм преобладает среди верующих североевропейских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия) , а также отдельных стран Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия) . В таких же западно- и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Германия, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедует примерно половина верующих. Католики и протестанты отмечают Рождество Христово по в ночь с 24 на 25 декабря.

Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло 16 июля 1054 г. на Никейском соборе. До раскола Христовой Церкви на католиков и православных все церковные уставы были едиными. Рим откололся от Соборного единства Христовой Церкви, утвержденного Семью Вселенскими Соборами. С течением времени церковные уставы и обряды католической и православной церкви изменялись, изменялись и даты церковных праздников. Изменилась и дата празднования одного из величайших событий, входящих в список 12 главных праздников христианства, называемых двунадесятым праздником святого Рождества Христова.

Традиции католического Рождества.

Смысл праздника Рождества Христова остается неизменным для католической и православной церкви. Для католической конфессий Рождество Христово включает в себя не только празднование самого рождения Христа , но и праздник счастья Девы Марии , матери Иисуса Христа. Для католиков это не только радостное событие, но в нём есть и некоторая доля скорби, ибо Дева Мария знала, что счастье рождения её первенца обернется для него тяжёлыми жизненными испытаниями, и смертными муками, которые Он переживёт с мужеством и кротостью ради спасения всего человечества.

Рождество Христово - это светлый праздник Спасения человечества , ибо уже сразу после рождения Христа язычники, не верящие в появление Сына Божьего пытались найти его и убить. Не ведая, где скрывается новорождённый Спаситель, иудейский царь Ирод приказал убить всех младенцев, возраст которых менее двух лет. Силы Небесные охраняли новорождённого Иисуса и ангел небесный явился его родителям младенца Иисуса Иосифу и Марии, чтобы предупредить их об опасности и поскорее покинуть город Вифлеем, после переписи населения. Святое семейство спешно ушло из Вифлеема и уехало из страны в Египет, чтобы избежать смерти младенца Иисуса.

В католическое Рождество Христово католики празднуют чудо сохранения невинности святой Девы Марии, матери Христа , давшей клятву хранить непорочность свою до конца дней. Как говорится в писании, по приближению родов, Иосиф пошёл за повитухой, но, вернувшись, они увидели яркий свет, исходящий из пещеры. Войдя в пещеру они увидели Деву Марию, держащую святого младенца на руках. Таинство и Чудо рождения Иисуса Христ а свершилось и католики и православные христиане почитают чудо рождения Спасителя, всегда ждут его и посвящают этому событию свои молитвы и песнопения в Рождественский пост.

Главная традиции Рождества у католиков - это пост, начинающийся за 4 недели до праздника Рождества Христова . Во время всего поста люди больше молятся и чаще посещают церковь, ограничивают себя в развлечениях. Последняя неделя Рождественского поста - самая важная. В ночь с 24 на 25 декабря начинается католический Рождественский сочельник. Именно в этот день католикам запрещается есть животную пищу.

На Рождество в католических и протестантских странах есть традиции и обычаи напоминающие русские колядки - песнопения прославляющие Иисуса Христа и Деву Марию. Именно, в католических странах Европы возникла традиция наряжать Рождественскую ель - вечнозелёное дерево, символизирующее вечную жизнь Спасителя. Традицию украшения Рождественской ели подхватили все страны христианского мира и даже мусульманских странах наряжают ёлки.

Католики традиционно строят вертепы, в которых создают скульптурные сценки из библейских исторических событий Рождества Христова. Вертеп изображает пещеру и ясли, где родился Иисус, рядом с ним помещают фигурки Девы Марии и святого Иосифа, у входа в пещеру располагают святых Волхвов со святыми дарами и путеводную звезду, которая привела их сюда, в это тайное место.

После Рождества Христова - 25 декабря католики сразу же начнут праздновать и наступление нового 2018 года, Получается, что новый год у католиков наступает одновременно с Рождеством, хотя по календарю он наступит только 1 января. Такова традиция западного католического мира. Католики поздравляют друг друга: «Счастливого Рождества!» и «Счастливого Нового года!».

Не только католики, но и протестанты живут по . 4 октября 1582 года Папа римский Григорий XIII произвёл реформу юлианского календаря, и исправил накопившуюся за долгие годы ошибку. В разных странах Григорианский календарь был введён в разное время. В России Григорианский календарь был введён 24 января 1918 года. Григорианский календарь, стали называть календарём «нового стиля», а старый ь стали называть — «старый стиль». Разница между старым и новым стилями календаря составляет: для 18 века - 11 суток, для 19 века - 12 суток, для 20 века - 13 суток - вот почему в России появился праздник «Старый Новый год», который празднуют по Юлианскому календарю через 13 дней после наступления Нового года по Григорианскому календарю.

В 325 году н. э. на Никейском соборе единая Церковь Христова приняла Юлианский календарь. Основной годичный круг богослужений Русской Православной Церкви ведётся по юлианскому календарю вот уже 1693 года! В России церковь отделена от государства, поэтому в России Григорианский календарь был введён 24 января 1918 года, а православная церковь чтит свои традиции и отмечает Рождество Христово по старому Юлианскому календарю, то есть ровно через 13 дней после католического Рождества.

4.9 (98.82%) 17 votes

Удивительно, что современные и, казалось бы, образованные люди не знают самых элементарных вещей! То, что православные отмечают Рождество с 24 на 25 декабря у большинства моих светских знакомых каждый год вызывает взрыв мозга…

Рожество Христово – один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Исуса Христа в Вифлееме. Рожество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты, вернее стили календарей.

100 лет назад Рожество было в декабре, а неделя начиналась с Воскресенья…

Никто и никогда не переносил дату Рожества Христова на иные дни. Просто со временем люди сочли, что прежний церковный календарь им не нравится и придумали новые. Церковь же занимает более консервативную позицию по данному вопросу.

Юлианский календарь , введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, был практичнее, чем старый римский. Он вводил понятие високосного года, добавляющего 29-й день в феврале. Однако “лишнее” время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегают одни неучтенные сутки.

В XVI веке папа римский Григорий XIII учинил новую реформу календаря. Хотя задействованы были лучшие умы астрономии того времени, самым значимым изменением стало смещение начала координат, или точки отсчёта. Это позволило достичь номинальной цели реформы – чтобы христианская Пасха не наступала раньше ветхозаветной иудейской, что запрещено апостольскими правилами и противоречит логике.

Правило святых апостол № 7

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина. (Ап. 64, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 37, 38; Карф. 51, 73, 106).

Однако время всё расставило на свои места. С 1582 года католическая Пасха не соответствует православной, причем сплошь и рядом католики празднуют Пасху до иудеев, в отличие от православных, которые на григорианский календарь не перешли. Исполнение указанного апостольского правила в православии достигается за счёт других механизмов расчёта пасхалии, которые были утрачены католиками.

Тем не менее, и у католиков, и у православных Рожество Христово наступает 25 декабря . Просто по католическому календарю наше 25 декабря приходится на 7 января.

В России григорианский календарь был введен советскими властями в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении (замене) Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью по старому стилю праздник Рожества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

С июля 2014 года на старый стиль официально перешла Польская Православная Церковь, отменив постановление, принятое 12 апреля 1924 года о введении в Польской Церкви нового стиля.

Все остальные 10 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря нового стиля. Однако они утверждают, что пользуются не “католическим” Григорианским календарем, а так называемым “Новоюлианским”, который … пока совпадает с Григорианским.

Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского – за 3 тысячи 333 года, а “Новоюлианского” – за 40 тысяч лет).

Тем не менее, по имеющимся данным, астрономические и космические расчёты наших дней ведутся в том числе по старому Юлианскому календарю, который более прост в использовании.

Когда около ста лет назад в России обсуждалась возможность перехода на новый григорианский календарь для гражданского пользования, то именно образованная часть общества была против реформы календаря. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В.В. Болотов, выражая общее мнение, сказал:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного

Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю

(Журнал 4-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 20 сенября 1899 года, стр. 18-19 и журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 года, стр.34).

Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь оказался ненужным, и теперь ученые хотят заменить его или исправить. Новый стиль уже устарел! И уже папа римский изъявил согласие на исправление григорианского календаря, на изменение нового стиля.

Не случайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревностным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря, справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления, и это верно и по сей день.

Второй Ватиканский собор 4-го декабря (н. ст.) 1963-го года большинством голосов, 2057-ю против 4-х, заявил, что “не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь” вместо современного григорианского. Таким образом, григорианская реформа оказалась не нужной, не вечной – новый стиль хотят заменить или исправить. Новый стиль не имеет ни научной точности, на которую претендовал, ни практического удобства, которым ценен старый Юлианский календарь.

Олег Хохлов для

Статьи по теме:

Эксклюзивное расследование сайт об истории появления и традициях празднования самого неуместного праздника в году.

О том, когда на самом деле наступает Новый Год, и какой по счету:)


Материал об особенностях национального летоисчисления от старообрядческого автора, оцененный президентским дипломом.

Необычное издание, возвращающее нас в миросозерцание наших предков


Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) предлагает вернуться к юлианскому календарю и отмечать не 7 января, а 25 декабря.


Русские новогодние традиции, поражающие Запад

"Только мы придумали новый стиль. Был юлианский календарь, мы перешли к григорианскому. Весь мир Рождество отмечает 25 декабря, а у нас в России человек родился 7 января… Какое предложение? Вернуться к юлианскому календарю", — заявил лидер фракции Владимир Жириновский на заседании Госдумы.

Как сообщает РИА Новости, по мнению Жириновского, также необходимо вернуть гимн "Боже, царя храни" и поменять российский флаг на имперский, черно-желто-белый.

25 декабря в России называют "католическим Рождеством", что не совсем верно — ведь в тот же день Рождество Христово празднуют и все перешедшие на новоюлианский календарь Поместные Православные Церкви, и многочисленные протестанты. Быть может, Русской Церкви тоже пора перейти на новый стиль и вместе со всем западным миром?

Несмотря на то, что Римо-Католическая Церковь и ряд Поместных Православных Церквей — Константинопольская, Элладская, Кипрская и другие — отмечают Рождество Христово в один и тот же день, 25 декабря, католики и православные живут по разным календарям. Римо-Католическая Церковь и разнообразные протестантские деноминации следуют Григорианскому календарю, который был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Православные Поместные Церкви, за исключением Русской, Сербской, Грузинской, Иерусалимской и Святой горы Афон, которые остаются верны древнему юлианскому календарю, живут по календарю новоюлианскому, который был разработан в начале ХХ века сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Из православных Церквей на григорианский календарь перешла только Финская.

В результате принятого решения период самой западной пасхалии стал настолько великим (5700000 лет!), что ее можно было считать уже не цикличной, а линейной. Пасхальные даты каждый год стало нужно высчитывать отдельно. Кроме того, в результате проведенных изменений западная Пасха могла наступать одновременно, и даже ранее пасхи иудейской, что является прямым нарушением нескольких соборных установлений и правил и противоречит Евангельской хронологии. Ориентиром нового григорианского календаря стал только солнечный цикл вместе с ключевой для него датой весеннего равноденствия, в то же время его разработчиками были совершенно проигнорированы фазы лунного цикла, принципиально важные для определения христианской Пасхалии. Решение папской комиссии нарушило достигнутое в лунарно-солярном юлианском календаре согласование лунного и солнечного цикла и, соответственно, утвержденную структуру 532-летнего Юлианского Пасхального Цикла — Индиктиона.

Протестантские государства поначалу выступили резко против григорианской реформы, но все же постепенно, в течение XVIII века, перешли на новое летоисчисление. Вскоре григорианский календарь стал официальным календарем западноевропейской цивилизации, так называемым "новым стилем". Православная Церковь резко осудила новый григорианский календарь как ничем не обоснованное и абсолютно неприемлемое нововведение. В 1583 году Определением Константинопольского Церковного Собора григорианский календарь был предан анафеме.

Тем не менее, в 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис созвал "Всеправославный" конгресс — Константинопольское совещание, на котором обсуждался вопрос о проведении новой календарной реформы, окончательным решением которого было Положение о переходе Православной Церкви на новый Григорианский календарь. Сразу же после окончания Совещания, в начале 1924 года, архиепископ Афинский Хризостом предложил православным перейти на новоюлианский календарь. Этот календарь отличался от Григорианского большей точностью, но практически совпадал с ним вплоть до 2800 года, почему и стал считаться просто его модуляцией.

В марте 1924 года Элладская Церковь перешла на новый календарь, не дожидаясь решения других Православных Церквей. Восточные Патриархи, опираясь на решения Священных Соборов своих Патриархий, первоначально высказались решительно против перехода на новоюлианский календарь. Но в течение XX века на реформированный григорианский календарь все-таки перешло большинство Поместных Церквей. Патриарх Мелетий IV, занимая престол Афинский в 1918-1920 гг., Константинопольский в 1913-1923 гг., а затем и Александрийский в 1923-1935 гг., последовательно вводил там новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре скончался, и Иерусалимская на новый стиль перейти не успела. Вскоре на новый стиль перешла Румынская Церковь, затем Антиохийская Патриархия — в 1948 году, и Болгарская Патриархия — в 1968 году.

После Константинопольского Совещания 1923 г., одобрившего переход всех православных церквей на "новоюлианский" стиль, Патриарх Московский и всея Руси Тихон издал Постановление о введении в Русской Православной Церкви "новоюлианского" календаря, но по прошествии 24 дней отменил его из-за начавшихся волнений православного духовенства и мирян.

Введение в ряде Православных Церквей новоюлианского календаря вызвало большую смуту в православном мире. В Поместных Церквах, перешедших на новый стиль, возникли раскольнические движения "старостильников". Крупнейшая старостильная юрисдикция Греции сегодня насчитывает около 400 тысяч прихожан.

Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. "Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформык неиспорченному старому стилю".

Сегодня Христово является, пожалуй, самым известным из христианских праздников, но так было не всегда. Главным праздником первых христиан было Воскресение Христово, Пасха, причем вначале это празднование установилось как еженедельное празднование Воскресения, а уже потом — как ежегодное празднование Пасхи. Ранние христиане, большинство из которых составляли евреи, не отмечали ни свои дни рождения, ни день рождения Господа Иисуса Христа, потому что в иудейской традиции день рождения считался "началом скорбей и болезней". Когда к Церкви присоединилось много новообращенных эллинистической культуры, возникла идея объявить днем пришествия в мир Спасителя зимнее солнцестояние, когда римляне праздновали день рождения Непобедимого Солнца.

В ранней Церкви в один праздник — Богоявление — вспоминали и рождение Христа в Вифлееме иудейском, и Его крещение в Иордане . В Армянской Апостольской Церкви эти праздники так и остались неразделенными. Рождество вместе с Богоявлением армяне отмечают 6 января по европейскому календарю.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Антон Скрипунов. Украшенная елка, румяная индейка и нарядные коробки с подарками — эта голливудская атрибутика ассоциируется с Рождеством даже у россиян, которые отмечают его вовсе не 25 декабря. В то же время в массовом сознании этот праздник уже давно раздвоился на католическое и православное Рождество. Так ли это на самом деле и будут ли христиане всего мира когда-нибудь отмечать его в один день — в материале РИА Новости.

Двойное Рождество

По своей архитектуре и атмосфере исторический центр Львова — типичный западноевропейский город: те же узкие улочки, прямоугольные башни с часами и плотно прижатые друг к другу дома. А в декабре этот центр Римско-католической церкви на Украине неторопливо обрастает рождественскими огнями.

Треть населения Львова — грекокатолики (униаты). Каково же было удивление прихожан одного из униатских храмов, когда 24 декабря я спросил: "А во сколько у вас завтра начнется рождественская служба?" Оказалось, грекокатолики отмечают Рождество в один день с православными — 7 января.

Наверное, именно поэтому далеко не все на Украине поняли смысл принятого в ноябре закона, по которому Рождество 25 декабря стало выходным днем. Согласно официальным данным, католицизм и протестантизм исповедует лишь чуть более 10% населения — явно не "значительное большинство страны", вопреки заявлениям депутатов Рады.

Случай поистине уникальный — один и тот же праздник на одинаковом уровне отмечается два раза. У властей Украины этому есть простое объяснение: нужно отмечать Рождество "вместе с большинством цивилизованных стран".

"Согласно всем социологическим опросам, подавляющее большинство украинцев празднуют Рождество 7 января. Так было до избрания этих народных депутатов, так будет и после них", — заявил в интервью изданию "Вести" глава информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Ирпенский Климент.

"Один из компромиссов"

Между тем 25 декабря рождественские богослужения проходят в храмах 10 из 15 поместных православных церквей мира. Впрочем, такой порядок вещей установился, по меркам церковной истории, сравнительно недавно и имел вовсе не религиозные причины.

"Это произошло в XX столетии. Инициатором перехода на новый западный стиль был патриарх Константинопольский Мелетий II (Метаксакис), который, находясь в тяжелой общественно-политической ситуации нового турецкого государства, искал помощи и поддержки христиан Запада. Одним из компромиссов и взаимных жестов стал и этот переход на западный календарь. За ним последовали так или иначе ориентированные на Константинопольский патриархат другие поместные церкви", — рассказывает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

А чтобы как-то погасить недовольство простых верующих, было решено составить новоюлианский календарь. Дело в том, что православные не хотели перенимать католическое летоисчисление, разработанное в XVI веке папой римским Григорием XIII с целью скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. Возмущение греческой паствы "западными нововведениями" привело даже к тому, что одно из них — обычай ставить рождественскую ель — приживалось в Греции необычайно долго, по сравнению с другими православными странами.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет. Разница между двумя последними в один день накопится аж к 2800 году.

Сейчас по старому юлианскому календарю, помимо Русской, живут Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда и некоторые протестанты. Но с точки зрения канонов все православные церкви вне зависимости от даты отмечают один и тот же праздник Рождества Христова. Да и народные традиции во многом идентичны — те же колядки являются неотъемлемой частью Рождества в России, Румынии и Греции.

Надо ли передвигать дату

Призывы перенести Рождество на 25 декабря неоднократно раздавались и в России. Еще в 1923 году патриарх Тихон под давлением советской власти издал указ о переходе на новоюлианский календарь. Но верующие эту идею не поддержали, и менее чем через месяц постановление отменили.

Однако с начала 1990-х предложения перенести Рождество на две недели вперед звучат постоянно. Мол, за годы безбожной власти Новый год полностью затмил следующее за ним Рождество, да и верующим будет проще соблюдать последние — самые строгие — дни Рождественского поста.

"Как мне кажется, есть некоторый смысл в том, что у нас на Новый год пост. Превратившееся в безудержное пьянство и разные другие вредные действа отмечание новогодних праздников у православных христиан все же сдерживается фактором Рождественского поста. Каких-то других особенных резонов перехода на новый календарь нет. А перенести один праздник, оставив все остальные по-старому, невозможно с точки зрения богослужебного устава", — объясняет протоиерей Максим Козлов.

Поэтому необходимости в переносе Рождества на 25 декабря в Русской церкви, заверил он, не видят. А двухнедельная разница между датами, хоть и "несколько прискорбная с точки зрения отсутствия единства между поместными православными Церквами мира", не является на самом деле серьезной проблемой.

На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

Дата Рождества Христова

Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам - это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве - это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Введение Григорианского календаря

Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

С одной стороны, проблема была решена, но с другой - ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. - А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: - «Мама, он пишет диссертацию!». - «Лучше бы мусор выносил!»

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...