Классический стиль в архитектуре древней греции. Архитектура Древней Греции

Храмы

О греческой архитектуре дают представление храмы, которые служили в Греции исключительно для религиозных целей.

Прототип греческого храма - мегарон. Храм был домом бога. Деревянные храмы не сохранились, но о них можно судить по более поздним каменным храмам. Тесно поставленные колонны поддерживают горизонтальные балки (архитравы) и остроконечные крыши. Архитрав, фриз и карниз образуют антаблемент, украшенный резными деталями, изображающими торцы деревянных балок со шляпками из бронзовых гвоздей, какие использовались для соединения элементов в деревянных храмах.

Конструкция храмов была простой, зодчие следовали определенной типологии. Внутреннее пространство храма, целла, было обиталищем богов (обычно это одно или два помещения). Храм часто окружен колоннадой (обычно шесть или восемь колонн в передней и задней части храма и дополнительные ряды колонн с боковых сторон). Эту совершенную в своей простоте конструкцию возводили с помощью хитроумных приемов.

Одной из особенностей греческой архитектуры является использование ордера, определенной тектонической системы, применявшейся в классической архитектуре. В самом древнем дорическом ордере колонны с простой капителью, состоящей из круглого эхина и квадратной плиты абаки, не имеют базы и ставятся на трехступенчатое основание (стилобат).

Обычно снизу на 1/3 высоты ствол колонны имеет утолщение (энтазис). Антаблемент, опоясывающий верхнюю часть храма, состоит из трех элементов: плоского архитрава, фриза, который членится на триглифы, по форме напоминающие торцы деревянных балок, и гладкие или рельефные метопы; и, наконец, нависающего над нижними частями здания карниза.

Все части имеют определенные размеры, которые рассчитываются исходя из модуля - диаметра колонны. В ранних дорических храмах (ок. 550 г. до н.э.) таких, как храм в Пестуме, высота колонны не превышала четыре с половиной диаметра. Со временем пропорции менялись. Высота колонн Парфенона составляет уже восемь диаметров.

На развалинах храмов обнаружены следы краски. Полихромия (использование нескольких цветов) придавала этим зданиям вид, совсем отличный от того, какой мы рисуем в своем воображении.

Вслед за дорическим появились еще два ордера. Для ионического ордера характерны более тонкие и изящные колонны с базой. Отличительной особенностью ионической капители являются спиралевидные завитки - волюты. Небольшой храм Эрехтейон и храм Афины-Ники на афинском Акрополе - типичные примеры этого архитектурного стиля, элементы которого прослеживаются в дорическом храме Аполлона в Бассах. По сравнению со строгим дорическим ордером, ионический ордер кажется более «женственным». Третий ордер, коринфский, появился значительно позднее. Это самый пышный из трех ордеров, для него характерны небольшие волюты по углам капители, нижняя часть которой украшена резными листьями аканта. Коринфский ордер широко использовался в Риме, он также весьма популярен в архитектуре классицизма и неоклассицизма.

Светские постройки

Что касается светских построек, то представление о них дают памятники минойской архитектуры на о. Крит. Дворец Миноса предстал перед глазами исследователей ог-ромным лабиринтом. Вокруг парадного двора были бессистем-но (или же подчиняясь системе, которую мы не в состоянии уловить) расположены разнообразные по форме и размеру двух-, трехэтажные постройки. Оконные проемы в помеще-ниях отсутствовали, свет проникал сквозь специальные ко-лодцы, проходившие через все этажи и создававшие различную степень освещенности залов. Колонны Кносского двор-ца являли собой воплощение тектоники, расширяясь не к низу, а к верху. Стены были покрыты бесчисленными фресками и полосами орнамента, чаще всего в виде волны или спиралевидных завитков напоминающих о близости моря и веч-ном движении волн. Фигуры людей изображены условно: например, голова и ноги в боковой проекции, а туловище - фронтально.

Нельзя не упомянуть также о греческом театре. Греческий театр с рядами мест для зрителей, полукругом спускающихся к круглой орхестре (сцене), не имел крыши.

В центре любого греческого города находилась открытая площадь, агора, где торговали и проводили собрания. В крытой галерее-портике стое на краю агоры размещались магазины, склады и конторы. На примере практически заново отстроенной стои Аттала на афинской агоре (ок. 150 г. до н.э.) мы можем представить себе, как выглядели подобные сооружения.

Как на острове Крит, так и в материковой Греции, начиная уже с III тысячелетия до н. э., дома простых людей строились из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, часто на каменном фундаменте. В наиболее крупных жилищах комнаты группировались вокруг мегарона - большого прямоугольного дворика.

В городах дома строились вдоль улиц, наружная стена была глухой, имелся лишь неприметный вход. Стены домов покрывали штукатуркой. Пол был обмазан гипсом или вымощен гипсовыми плитами. . Разделенный на правильные квадраты пол украшали орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб. Во многих комнатах вдоль стен шли скамьи, сделанные из одного с основной постройкой материала и так же оштукатуренные. Для хранения припасов в стенах устраивались довольно глубокие ниши. Ванные комнаты присутствовали только во дворцах. Терракотовые ванны, напоминающие по форме современные, были украшены росписью и вмурованы в своеоб-разный глиняный постамент.

Наивысшего расцвета греческая архитектура достигла в афинский - классический - период. Простота и ясность форм и планов, рождающая ощущение гармонии и достигшая совер-шенства в знаменитом Парфеноне. Понятие «классический» подразумевало глубокую цель-ность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавлять или убирать, не разрушив целостности произведе-ния. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели: все это весьма созвучно совре-менным минималистским интерьерам.

План более позднего греческого дома формировался вок-руг внутреннего перистильного дворика, через который ос-вещались все остальные помещения. Он же служил основ-ным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колоннами. Стены сперва белили известью, а позже стали расписывать. Они были окрашены темперой, из-любленный цвет - красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра Во внут-реннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями.

Полы первого этажа оставались глинобитными. Так же, как стены, полы иногда делались расписными, а в самых бо-гатых домах их выкладывали мозаикой. Наиболее распростра-ненный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными.

Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д.

Мебель

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Наиболее раз-нообразна была мебель для сидения. Из Египта «приходит» складной табурет на Х-образной опоре. У греков-столяров наконец-то появляется в обиходе рубанок и токар-ный станок, что тут же отразилось на качестве деревообра-ботки. Греки, судя по всему, освоили и гнутье древесины с по-мощью пара - способ, «переоткрытый» европейцами вновь только в XIX в. Наиболее часто встречающейся формой античной мебели этого времени был табурет с четырьмя круглыми точеными ножками, утоняющимися книзу. Он назывался «дифрос». Его ножки делались или вертикальными или же слегка рас-ходящимися книзу и были гладкими. Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определённого места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде «львиных» - эта тенденция также жива по сей день.

Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки. Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени. Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причём под своим древним названием - это троны. Троны предназначались исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.

Апогеем греческого мебельного искусства является «клисмос» - легкий изящный стул с серповидными ножка-ми задние из которых держали спинку. Металлические ско-бы или деревянные накладки скрепляли отдельные части та-кого стула. Диванчик с двумя спинками по бокам по своей конструкции является как бы переходом к кровати - «клинэ», состоявшей из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках. Есть, читать и писать они предпочитали в полу-лежачем состоянии на специальных ложах (клинэ), которые покрывали яркими пушистыми тканями с изысканными узо-рами. Мягкие спинка и подлокотники были изобретены именно в Греции. Их изготовляли как из материи, так и из кожи.

Соот-ветственно, столы были низкими, так как предназначались только для расстановки различной снеди. По большей части они делались переносными. После трапезы столик задвигался под кровать, имевшую довольно высокие ножки, пример-ено в один метр. Комодов или платяных шкафов греки не знали, поэтому наиболее употребительным и важнейшим типом домашней ме-бели был ларь, особого вида ящик для хранения разных ве-щей. Стенки таких ларей покрыты росписью разных цветов. По яркому синему фону изображаются меандры, пальметты и другие мо-тивы греческого орнамента. Кроме ларей, в обиходе древних греков были также «писты» - большие, цилиндрической формы банки, делавшиеся из бронзы. Из бронзы же делались курительницы - «трилигатерии», канделябры и треножники. Большинство мебели было цветной.

Текстиль в оформлении интерьера

На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, тка-ни играли в античном интерьере не менее важную роль, чем те-перь. Греки использовали покрывала для мебели и настенные дра-пировки. При помощи однотонных занавесей осуществлялось зонирование помещений (двери, как таковые, были большой редкостью). Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в не-сколько слетев, каждый из которых имел свой цвет. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зелено-му, шафрановому, золотому и оттенкам фиолетового.

Узоры на тканях были обычно вытканы, но присутствова-ла и вышивка. Мотивы орнамента имели природное проис-хождение и перекликались с теми, что украшали капители, карнизы и вазы: листья аканфа, меандр, пальметты. Это со-здавало целостность всего предметного наполнения (или, го-воря современным языком, дизайна) античного дома.

Орнамент

Для орнамента, кроме растительных мотивов, наиболее характерен широко всем из-вестный меандр: ряд линий, ломанных пол прямым углом, непересекающихся или пересекающихся линий.

Орнаментика всегда была для греков чисто декоративной и не имела такого символического культового значения, как у тех же египтян. Частым декоративным элементом в оформлении интерьеров являлись ионики и пояски с дентикулами.

Керамика

Высокого расцвета в Греции достигла керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной рос-писью, использовались для хранения вина и масла, благово-ний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен. Вазы делались из серебра, украшались рельефными изображениями.

Архитектура Др.Греции…

Архитектура

(лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства - градостроительство. Поэтому архитектура играет важную идеологическую роль, являясь образным воплощением социальных, философских, религиозных и художественных представлений людей.

Идейно-художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразили постройки классического периода развития древнегреческой архитектуры. V в. до н. э. в Афинах. Проникнутая гуманистическим духом, архитектура Древней Греции оказала глубокое воздействие на последующее развитие мирового зодчества. В Древнем Риме ведущими были сооружения, прославлявшие могущество государства и личность императоров. Возникли крупные ансамбли и отдельные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: форумы, амфитеатры и театры, термы, крытые рынки, базилики.(церкви) Распространились пяти-, шестиэтажные дома - инсулы и загородные виллы. Большого совершенства достигло строительство инженерных сооружений - мостов и акведуков. Широко применялись арочные и сводчатые конструкции, позволившие создавать перекрытия больших пролётов. Особое внимание уделялось планировке и отделке интерьеров.

Для архитектуры эпохи Возрождения в странах Западной и Центральной Европы характерно обращение к античному наследию. Общественные здания, дворцы, виллы, храмы представляют собой ясные гармоничные здания и архитектурные ансамбли. Широко применялся классический ордер (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Д. Браманте, Микеланджело в Италии). Появился новый тип дворца - палаццо с замкнутым симметричным двором. Развивалась теория архитектуры (Альберти, Дж. Виньола, А. Палладио и др.). В XVII-XVIII вв. стройность и законченность пространственных композиций сменяют сложные системы сливающихся пространств, пластичность и скульптурность объёмов зданий архитектуры барокко, в динамические ритмы которого включаются декоративная скульптура и иллюзионистическая живопись (постройки итальянских архитекторов Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерны и др.). Широкое развитие получило садово-парковое строительство. Стиль барокко распространился в Италии, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше, странах Латинской Америки. Во Франции в XVII в. господствующим направлением стал классицизм. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости и геометричности композиции зданий и дворцово-парковых ансамблей (Версаль). Французские архитекторы (Л. Лево, Ф. Мансар, А. Ленотр) использовали ордер главным образом как декоративный мотив. В XVII-XVIII вв. классицизм широко распространился в Великобритании (архитекторы И. Джонс, К. Рен, братья Адам), а с последней трети XVIII в. - и в других странах Европы. В архитектуре Великобритании и Нидерландов с развитием капиталистической промышленности появились новые виды построек - промышленные здания, портовые сооружения, биржи и т. д. В России на рубеже XVII-XVIII вв. петровские преобразования послужили стимулом к расширению гражданского строительства, усилению светского начала в архитектуре. Строились многочисленные общественные, административные, промышленные и торговые сооружения, городские и обширные загородные дворцы-резиденции с регулярными парками (см. Петродворец ). Отстраивалась и развивалась новая столица - Петербург, в планировке которого сочетались принципы регулярности и живописности застройки, отличающейся простотой и рациональностью. С середины XVIII в. в архитектуре русского барокко (архитекторы В. В. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский) торжественная монументальность, богатое пластическое и цветовое убранство фасадов сочетаются с ясностью планов и объёмной композицией. В последней трети XVIII в. барокко сменяется классицизмом (архитекторы А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Были созданы парадные монументальные городские ансамбли в стиле ампир (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове). В архитектуре западноевропейских стран середины и второй половины XVIII в. после кратковременной вспышки декоративно- вычурного стиля рококо классицизм получил дальнейшее развитие.

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII- I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.

Третий период - эпоха эллинизма (320-е годы IV в.- I в. н. э.) - время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

Если говорить о самой архитектура, то в Древней Греции она развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, - вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких- либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу - ордер в ДревнейГреции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Архитектура Древней Греции

Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так называемый «классический период» и в архаике, в принципе об этом периоде и пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним временам и посмотрим как же обстоит дело там.

Архитeктура(гомеровский период XI – VIII вв.)

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ - священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.

Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне).

Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, a представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

Архитектура (архаика VIII - VIвв.)

В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма- “акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора” - место политических собраний граждан.

В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.

Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: “булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.

Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.

Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии).

Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и храм Деметры в Пестуме.

Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в красный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный, мажорный характер.

Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе.

В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в основных чертах в VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на высокой террасе.

Греческие ордена.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание - стереобат, несущие опоры - колонны и несомую конструкцию - антаблемент. Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части (см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.

И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек - от небольших галерей жилых зданий до грандиозных портиков храмов.

Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из них.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне - Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином).

Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. - в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка- мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными. Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия.

Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)

Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшего дома - мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший тип храма - антовый. Он состоял из прямоугольного зала - целлы и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен - антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонный портик выдвинут по отношению к антам, а так же амфипростиль - с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики сформировался – периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон.

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.

Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, - Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно.

Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе. На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон - храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея.

Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства.

Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам - Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества. От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона. Парфенон - совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами - прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.

Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона - асимметричного здания, сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э. Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.

Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути искусству позднее классики, то более трагически взволнованному, то лирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокая классика. Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось множество других ансамблей, включающих храмы, святилища и общественные здания (святилище Зевса в Олимпии, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Но уже с IV века храмы начинают терять ведущее значение и получают всё большее развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как элементы общей структуры городов. Особенно стоит выделить торговые и зрелищно – спортивные комплексы, сочетавшиеся с природным ландшафтом. Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных размеров (Афины, Олимпия), театры использовали склоны гор для устройства естественного полукруглого театрона с круглой площадкой - орхестрой, где обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена.

Архитектура (эпоха эллинизма).

Для пластических искусств III – I вв. до н. э. ни в кое мере не были временами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группа Лаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первой половине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была уже охвачена творческим бесплодием.

В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер. Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами и лёгкими балками перекрытий - это, как и появление некоторых других элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.

О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон в Милете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийских колонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теории архитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этого искусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новую архитектурную формулу - псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене здания. Эта форма - последнее творение ионийского стиля - воплощена была в большом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер был широко заимствован римлянами и на практике и в теории. Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялись памятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихся памятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон на острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии и Эретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда - вознесённый на 100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашего времени не сохранился.

Развитие архитектуры началось с развитием городов- в период архаики.

Главным сооружением в архитектуре греческой античности выступал храм.

Храм посвящали богам - хранителям города или обоготворенным героям. Храм являлся центром городских событий .

В храмах хранилась городская казна и художественные сокровища. Площадь перед храмом служила местом собраний и местом для проведения праздников.

Храм возводился в центре городской площади или на акрополе. Фасад храма был расположен на восток к восходящему солнцу..

Храмы - главные архитектурные сооружения Древней Греции

Простейшим и древнейшим типом храма был Дистиль Пример такого храма это храм в Антах. Он состоял из небольшого помещения-наоса прямоугольного в плане и открытого на восток с двумя колоннами между антами (боковыми стенами) на главном фасаде Такой храм воспринимался только с фасадной стороны


Следующим, более совершенным, типом храма был Простиль . Он был схож с дистилем, но в таком храме на фасаде было уже четыре колонны.

Усовершенствованным простилем был Амфипростиль или двойной простиль.Такой храм имел по четыре колонны на переднем и на заднем фасаде храма (там, где был вход в сокровищницу)..

Классическим видом греческого храма стал Периптер (оперенный). Такой храм был прямоугольным в плане и по периметру окружен колоннадой.

На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.

Развитие архитектуры продолжалось и появляются новые типы храмов

Диптер - тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

И наконец, Круглый периптер или Толос . Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму.

Храм окружается колоннами по всему периметру.

Подведем итог, на рисунке представлены планы античных греческих храмов.


1-дистиль-храм-в-антах 2-простиль 3-амфипростиль 4-периптер 5-диптер 6-псевдодиптер 7-толос

Основные элементы в архитектуре храмов Древней Греции

  • Основой всех греческих храмов служил фундамент из трех и более ступеней, который представляет собой плиты, выложенные из плоских отесанных камней.
  • Ступени дорического храма носят названия стереобат и стилобат . Верхняя часть храма получила название фронтон, от латинского frontis – лоб, передняя часть стены.
  • В греческой архитектуре использовался фронтон треугольной формы .

Основные элементы храма просты и органично связаны с конструкцией здания.

Ландшафт и архитектура в Древней Греции

Важным моментом в античной архитектуре является то, что в строительстве большое внимание уделялось природным условиям и тому, как построенный объект будет гармонировать с окружающим его пейзажем

Во время эпохи высокой классики создается самый замечательный ансамбль эпохи- Афинский акрополь.

Акрополь располагался на холме, возвышаясь над Афинами


На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике.


Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи. Тут возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше своеобразный по плану храм Эрехтейон. С его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи - кариатиды.

И конечно главный храм Акрополя Парфенон , который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке.

Без сомнения, серьезное влияние на следующие поколения оказали искусство и архитектура древних греков. Их величественная красота и гармоничность стали образцом, а также для поздних исторических эпох. Древние являются памятниками эллинской культуры и искусства.

Периоды становления греческой архитектуры

Типы храмов Древней Греции тесно связаны со временем их постройки. Существует три эпохи в истории греческой архитектуры и искусства.

  • Архаика (600-480 гг. до н. э.). Времена персидских нашествий.
  • Классика (480-323 гг. до н. э.). Период расцвета Эллады. Походы Александра Македонского. Период заканчивается его смертью. Специалисты считают, что именно пестрота множества культур, которые в результате завоеваний Александра начали проникать в Элладу, привела к упадку классической эллинской архитектуры и искусства. Древние храмы Греции тоже не избежали этой участи.
  • Эллинизм (до 30 года до н. э.). Поздний период, закончившийся вместе с завоеванием римлянами Египта.

Распространение культуры и прообраз храма

Эллинская культура проникла в Сицилию, Италию, Египет, Северную Африку и многие другие места. Самые древние храмы Греции относят к архаичной эпохе. В это время эллины вместо дерева начали использовать такие стройматериалы, как известняк и мрамор. Считается, что прообразами для храмов являлись древние жилища греков. Они представляли собой прямоугольные сооружения с двумя колоннами у входа. Постройки данного типа со временем эволюционировали в более сложные формы.

Типовая конструкция

Древнегреческие храмы, как правило, возводились на ступенчатой базе. Они представляли собой здания без окон, которые окружали колонны. Внутри находилась статуя божества. Колонны служили опорой для балок перекрытия. Древние храмы Греции имели двускатную крышу. Во внутреннем помещении, как правило, царил полумрак. Доступ туда имели лишь жрецы. Многие древнегреческие храмы обычные люди могли увидеть только снаружи. Считается, что именно поэтому эллины столько внимания уделяли внешнему облику культовых сооружений.

Древнегреческие храмы строились согласно определенным правилам. Все размеры, пропорции, соотношения частей, число колонн и другие нюансы были четко регламентированы. Древние храмы Греции строились в дорическом, ионическом и коринфском стилях. Самым старым из них является первый.

Дорический стиль

Данный архитектурный стиль сложился ещё в период архаики. Ему свойственны простота, мощь и некая мужественность. Своему названию он обязан дорическим племенам, которые и являются его основателями. Сегодня сохранились лишь части таких храмов. Цвет у них белый, но раньше структурные элементы были покрыты краской, которая под влиянием времени осыпалась. Но карнизы и фризы когда-то были синего и красного цвета. Одной из самых известных построек в данном стиле является храм Зевса Олимпийского. До наших дней дошли лишь руины этого величественного сооружения.

Ионический стиль

Данный стиль был основан в одноименных областях Малой Азии. Оттуда он распространился по всей Элладе. Древнегреческие храмы в данном стиле отличаются большей стройностью и нарядностью, если сравнивать с дорическими. Для каждой колонны создавалось свое основание. Капитель в своей средней части напоминает подушку, углы которой закручены в спираль. В данном стиле нет таких строгих пропорций между низом и верхом сооружений, как в дорическом. А связь частей зданий между собой стала мене выраженной и более шаткой.

По странной иронии судьбы, время практически не пощадило памятники архитектуры ионического стиля на территории самой Греции. Зато они хорошо сохранились за её пределами. Несколько из них находятся на территории Италии и Сицилии. Одним из самых известных является храм Посейдона около Неаполя. Он выглядит приземистым и тяжеловесным.

Коринфский стиль

В период эллинизма архитекторы стали больше обращать внимание на пышность зданий. В это время храмы Древней Греции начали снабжать коринфскими капителями, богато украшенными орнаментами и растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Божественное право

Художественная форма, которую имели храмы Древней Греции, была исключительной привилегией - божественным правом. До периода эллинизма простые смертные не могли строить свое жилье в таком стиле. Если бы человек окружил свой дом рядами ступеней, украсил бы его фронтонами, это сочли бы величайшей дерзостью.

В дорийских государственных образованиях постановлениями жрецов запрещалось копирование культовых стилей. Потолки и стены обычных жилищ строились, как правило, из дерева. Иными словами, каменные сооружения являлись привилегией богов. Только их обители должны были иметь достаточную прочность, чтобы противостоять времени.

Сакральный смысл

Каменные древнегреческие храмы строились исключительно из камня потому, что в их основе лежала мысль о разделении начал - священного и мирского. Обители божеств должны были быть ограждены от всего бренного. Толстые каменные или служили их фигурам надежной защитой от воровства, осквернения, случайных прикосновений и даже любопытных взглядов.

Акрополь

Расцвет архитектуры Древней Греции начался в 5-м столетии до н. э. Данная эпоха и её новшества сильно связаны с правлением знаменитого Перикла. Именно в это время был построен Акрополь - место на холме, где были сосредоточены величайшие храмы Древней Греции. Фото их можно посмотреть в данном материале.

Акрополь находится в Афинах. Даже по развалинам этого места можно судить, насколько грандиозным и прекрасным оно некогда было. На холм ведет очень широкая Справа от неё на возвышении стоит небольшой, но очень красивый храм В сам Акрополь люди попадали через ворота с колоннами. Пройдя через них, посетители оказывались на площади, увенчанной статуей Афины которая была покровительницей города. Далее виднелся очень сложный по конструкции храм Эрехтейон. Его отличительной чертой является портик, который выступает сбоку, а перекрытия поддерживались не стандартной колоннадой, а мраморными женскими статуями (каритаиды).

Парфенон

Главным сооружением Акрополя является Парфенон - храм, посвященный Афине Палладе. Он считается наиболее совершенным строением, созданным в дорическом стиле. Парфенон построили около 2,5 тыс. лет назад, однако имена его творцов дошли до наших дней. Создателями данного храма являются Калликрат и Иктин. Внутри него находилась скульптура Афины, которую изваял великий Фидий. Храм был опоясан 160-метровым фризом, на котором изображалось праздничное шествие жителей Афин. Его творцом также был Фидий. На фризе изображено почти три сотни человеческих и около двухсот конских фигур.

Разрушение Парфенона

В данное время храм находится в руинах. Такое величественное сооружение, как Парфенон, возможно, и дожило бы до наших дней. Однако в 17-м столетии, когда Афины осадили венецианцы, заправлявшие в городе турки устроили в здании пороховой склад, взрыв которого и разрушил этот памятник архитектуры. В начале 19-го столетия британец Эльджин вывез в Лондон большинство уцелевших рельефов.

Распространение греческой культуры в результате завоеваний Александра Македонского

Завоевания Александра привели к тому, что эллинское искусство и архитектурные стили распространились на большой территории. Вне Греции были созданы крупнейшие центры, такие как малоазиатский Пергам или египетская Александрия. В этих городах строительная деятельность достигла небывалых размахов. Естественно, что огромное влияние на постройки оказала архитектура Древней Греции.

Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Он был причислен к семи величайшим чудесам света. Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. Мавзолей представляет собой погребальную камеру на прямоугольном высоком основании, окруженную колоннами. Над ней возвышается из камня. Она увенчана изображением квадриги. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения.

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии. Храмы древней Греции являются достоянием истории всего мира и культурной ценностью.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием. По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях. Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.

В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы

Изначально первые Храмы древней Греции по архитектуре не особо отличались от обычного жилища, но вскоре их значение стало проявляться в роскошных линиях и изысках строений. Просторные залы были лишены окон, а в центре водружалась статуя почитаемого божества.

Классический период привнес некие изменения в экстерьер, благодаря необычайному сочетанию мощи и изящества, которое вызывало внутренний трепет при созерцании строения. отражают античную историю.

Изменение архитектурных стилей. Храмы древней Греции, наиболее ярко выражены, именно в видоизменении колонн построек, которые выполнялись в аскетическом виде без излишеств, или украшались капителями, орнаментами. Колонны привносили дополнительную устойчивость зданиям, позволяя значительно увеличивать объем помещений, и придавали значимую солидность.

В храмах отсутствовала роскошь, подбирались матовые однотонные тона со строгим орнаментом. Иногда для украшения интерьера использовалось золото. Статуи божества расписывались и украшались драгоценностями, но, к сожалению, ни одна статуя не сохранилась до нашего времени в первоначальном виде. Каждый житель города принимал участие в построении храма, которое занимало десятилетия. В статье вы узнаете еще больше интересных фактов.

Известные храмы Греции

Огромное количество храмов сохранилось именно в Афинах. В Акрополе находится Парфенон, сооружение, построенное в честь покровительницы города – богини Афины. Местом сражения Посейдона с Афиной считался храм Эрехтейнон.

Жители Афин свято верили в существование богини победы Ники, подтверждением чего является храм со статуей божества, которому обрубили крылья, чтобы победа никогда не покидала их. Именно в этом храме по легендам царь Афин ждал своего сына, после победы над минотавром. Тезей забыл подать условный знак о победе, в последствие чего царь Эгей бросился в море, которое в итоге получило название Эгейского. Походы, путешествия прогулки могут вам многое рассказать о культуре, истории и архитектуре, например красивые , поражают своим великолепием.

Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон

Географически находится в «сердце» Афин. Храм был торжественно возведен для красивой и величественной богини Афин – Парфенон. Построен из уникального в своем роде пентелийского светлого мрамора. В настоящее время этот храм является самым популярным среди античных сооружений всей Греции. Отделочные работы затянулись до 432 года до н.э.

Строительством занимался античный архитектор Калликтат, происходило это в 447 году до н.э. строительство длилось 9 лет. Храм выполнен в дворцовом стиле со множеством колон (48 штук). Фронтон и карнизы украшены скульптурами. Сейчас их осталось очень мало, лишь осколки. Все они были разграблены за долгие годы войн. Сейчас храм имеет белый или кремовый оттенок, но в античное время его раскрашивали в разные цвета. за столь долгое существование Храм Парфенон имел разные предназначения: служил пристанищем для католиков, был православным местом, и даже был тайным складом для пороха.

Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э. Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо. Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

Храм Ники Анперос

Этот храм стал первым сооружением такого античного характера в Акрополе. Храм имеет другое, более нежное название – «бескрылая победа». Строительство сооружение началось в 427 году до н.э. стены великого Ники Анпероса выложены из отбеленного мраморного блока. В центре храма стояла статуя Афины. Она несла символический характер, а одной руке у нее был шлем, в другой – гранат. Это говорило о том, что она несет в себе символ плодородия и победы. За всю историю на храм постоянно нападали, с каждым разом тревожа его красоту. В 1686 году на храм напали турецкие войска, которые разобрали основные постройки, а в 1936 году – разрушилась центральная платформа. Сейчас – этот миниатюрный храм, стена, единственное, что напоминает нам о той, древней жизни.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...