Кумари живая богиня непала. Живая богиня Непала — Кумари


Для жителей Непала Кумари – великая святыня. Во время праздников собираются многотысячные толпы, чтобы взглянуть, как ее несут в золотом паланкине, поскольку считается, что увидевшему Кумари будут всю жизнь сопутствовать счастье и удача.

Кумари, или Кумари Деви («девочка») - живое индуистское божество в Непале. Кумари становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров. Хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами.

В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет.

Кумари - единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году.

Считается, что Кумари - телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело.

Три легенды

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно, только в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.
У входа в девятиярусную пагоду - храм Таледжу, Катманду

По одной из легенд, король Джаяпракаш Малла, последний правитель династии Малла, увидел, как красная змея проникла в опочивальню короля, когда он играл с богиней Таледжу. Король обратил внимание на красоту богини, покровительницы королевской династии, и подумал, что она превосходит красоту его жены. Однако богиня прочла его мысли и решила наказать короля. Она постановила, что теперь король сможет её видеть только в облике девочки из низкой касты. После этого король стал искать среди девочек ту, в которую вселился дух богини Таледжу. До сегодняшнего дня существенным при поиске Кумари является сон матери о красной змее. Раз в году король Непала просит благословения у Кумари во время праздника Индра Джатра. Эту же легенду рассказывают о другом короле Гункам Дев, предке Джаяпракаш Малла.

По другой легенде, король Джаяпракаш Малла имел связь с недозревшей девочкой, в результате чего она умерла. Чувствуя вину и раскаяние, король стал также видеть сны, по которым ему следовало искать снова инкарнации богини Таледжу. Каждый год он должен проводить специальные ритуалы и просить благословления от Кумари.

По третьей легенде, во время правления короля Джаяпракаш Малла девочку выгнали из города, потому что боялись, что в неё вселился дух кровожадной богини Дурги. Королева, узнав про это, заставила короля разыскать девочку и почитать её как реинкарнацию богини Дурги.

Как выбрать Кумари?

Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чём-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи - ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков. Кумари ищут в рамках определённой касты ювелиров.

Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё - здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей.

Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями страшных животных. Ночью в помещение врываются мужчины в страшных демонических масках и принимаются за исполнение диких танцев. Девочка, сохранившая самообладание во время испытаний, объявляется Кумари. Это очень важно, так как в тело Кумари должны вселяться страшные воплощения богинь Дурги и Кали.

Будни богини

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар, где она постоянно обитает. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями. Члены семьи могут навещать её редко и по формальному поводу. Она не может работать и посещать школу. Она дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты, принадлежащих, как и она, к народности невари. Она одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться её несут в золотом паланкине. Её ноги, равно как и все её тело, становится священным, и просители, прикасаясь к её ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у неё благословения, он целует её ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один её взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут во дворе, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают. Вот пример интерпретаций её поведения:

Когда она кричит или плачет - серьёзная болезнь или смерть;
Когда она в слезах или потирает глаза - скорая смерть;
Когда она дрожит - тюремное заключение;
Когда она хлопает в ладоши - следует бояться Короля;
Когда она подбирает остатки предложенной еды - денежные потери.

Если же Кумари остаётся спокойной и бесстрастной во время аудиенции, просители уходят в хорошем настроении: это означает, что их просьбы будут удовлетворены.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.

Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.

Жизнь после

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус…

Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре разa выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт.

В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж.

Кумари, или Кумари Деви - живое индуистское божество в Непале. Кумари означает буквально «девочка» на языке непали. Кумари - несозревшая девочка, выбранная из касты Шакья народа неваров.

В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, обитающая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Сегодняшняя Королевская Кумари, Преети Шакья, прошла ординацию 10 июля 2001 в возрасте четырёх лет.

Кумари - единственная, кто имеет право поставить тику (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году.

Считается, что Кумари - это телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступают первые менструации, богиня покидает ее тело.

История

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно, только в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.

По одной из легенд, король Джаяпракаш Малла, последний правитель династии Малла, увидел, как красная змея проникла в опочивальню короля, когда он играл с богиней Таледжу. Король обратил внимание на красоту богини, покровительницы королевской династии, и подумал, что она превосходит красоту его жены. Однако богиня прочла его мысли и решила наказать короля. Она постановила, что теперь король сможет ее видеть только в облике девочки из низкой касты. После этого король стал искать среди девочек ту, в которую вселился дух богини Таледжу. До сегодняшнего дня существенным при поиске Кумари является сон матери о красной змее. Раз в году король Непала просит благословения у Кумари во время праздника Индра Джатра. Эту же легенду рассказывают о другом короле Гункам Дев, предке Джаяпракаш Малла.

По другой легенде, король Джаяпракаш Малла имел связь с недозревшей девочкой, в результате чего она умерла. Чувствуя вину и раскаяние, король стал также видеть сны, по которым ему следовало искать снова инкарнации богини Таkеджу. Каждый год он должен проводить специальные ритуалы и просить благословления от Кумари.

По третьей легенде, во время правления короля Джаяпракаш Малла девочку выгнали из города, потому что боялись, что в нее вселился дух кровожадной богини Дурги. Королева, узнав про это, заставила короля разыскать девочку и почитать ее как реинкарнацию богини Дурги.

Процедура избрания Кумари


Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чем-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи - ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков. Кумари ищут в рамках определённой касты ювелиров.

Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё - здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей.

Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями страшных животных, в которую врываются люди, переодетые в «привидения». Это очень важно, так как в тело Кумари должны вселяться страшные воплощения богинь Дурги и Кали.

Жизнь Королевской Кумари

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар, где она постоянно обитает. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями. Члены семьи могут навещать ее редко и по формальному поводу. Она не может работать и посещать школу. Она дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты, принадлежащих, как и она, к народности невари. Она одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» как символ особой духовной силы.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые ее поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться ее несут в золотом паланкине. Ее ноги, равно как и все ее тело, становится священным, и просители, прикасаясь к ее ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у нее благословения, он целует ее ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один ее взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут во дворе Кумари Човк, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают.

Вот пример интерпретаций ее поведения:

Когда она кричит или плачет - серьезная болезнь или смерть;

Когда она в слезах или потирает глаза - скорая смерть;

Когда она дрожит - тюремное заключение;

Когда она хлопает в ладоши - следует бояться Короля;

Когда она подбирает остатки предложенной еды - денежные потери.

Если же Кумари остается спокойной и бесстрастной во время аудиенции, просители уходят в хорошем настроении: это означает, что их просьбы будут удовлетворены.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.

Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.

Судьба бывших Кумари

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определенные ритуалы и слагает с себя божественный статус…

Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре раз выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт.

В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж.


Кумари - живое индуистское божество в Непале. Кумари становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров. Хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами.

В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет.

Кумари - единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году.

Считается, что Кумари - телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело.

История

Богиня Кумари Деви

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно, только в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.

По одной из легенд, король Джаяпракаш Малла, последний правитель династии Малла, увидел, как красная змея проникла в опочивальню короля, когда он играл с богиней Таледжу. Король обратил внимание на красоту богини, покровительницы королевской династии, и подумал, что она превосходит красоту его жены. Однако богиня прочла его мысли и решила наказать короля. Она постановила, что теперь король сможет её видеть только в облике девочки из низкой касты. После этого король стал искать среди девочек ту, в которую вселился дух богини Таледжу. До сегодняшнего дня существенным при поиске Кумари является сон матери о красной змее. Раз в году король Непала просит благословения у Кумари во время праздника Индра Джатра. Эту же легенду рассказывают о другом короле Гункам Дев, предке Джаяпракаш Малла.

По другой легенде, король Джаяпракаш Малла имел связь с недозревшей девочкой, в результате чего она умерла. Чувствуя вину и раскаяние, король стал также видеть сны, по которым ему следовало искать снова инкарнации богини Таледжу. Каждый год он должен проводить специальные ритуалы и просить благословения от Кумари.

По третьей легенде, во время правления короля Джаяпракаш Малла девочку выгнали из города, потому что боялись, что в неё вселился дух кровожадной богини Дурги. Королева, узнав про это, заставила короля разыскать девочку и почитать её как инкарнацию богини Дурги.

Дары богине Кумари

Процедура избрания Кумари

Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чём-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи - ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков. Кумари ищут в рамках определённой касты ювелиров.

Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё - здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей.

Жизнь Королевской Кумари

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар, где она постоянно обитает. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями. Члены семьи могут навещать её редко и по официальному поводу. Она не может работать и посещать школу. Она дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты, принадлежащих, как и она, к народности невари. Она одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Подношения к ногам богини

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться её несут в золотом паланкине. Её ноги, равно как и все её тело, становится священным, и просители, прикасаясь к её ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у неё благословения, он целует её ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один её взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут во дворе Кумари Човк, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают. Вот пример интерпретаций её поведения:

  • Когда она кричит или плачет - серьёзная болезнь или смерть;
  • Когда она в слезах или потирает глаза - скорая смерть;
  • Когда она дрожит - тюремное заключение;
  • Когда она хлопает в ладоши - следует бояться Короля;
  • Когда она подбирает остатки предложенной еды - денежные потери.
  • Если же Кумари остаётся спокойной и бесстрастной во время аудиенции, просители уходят в хорошем настроении: это означает, что их просьбы будут удовлетворены.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.

Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.

Судьба бывших Кумари

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус.

Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре разa выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт.

В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж.

Саджари Шакья, Кумари города Бхактапура, 2007

Поездка Кумари в США

3 июля 2007 кумари города Бхактапура Саджари Шакья утратила свой статус после поездки в США для презентации фильма Живая Богиня (Living Goddess) в Сильвердокском фестивале документальных фильмов телеканала Дискавери. Согласно традициям, Кумари не должна покидать Непал, поэтому поездка привела к осквернению её чистоты. Однако через несколько недель руководство храма заявило, что с неё не будет снят титул, потому что она готова пройти очистительные церемонии, снимающие осквернения, связанные с путешествием.

Кумари - маленькие девочки, которых непальские индуисты и буддисты считают настоящими богинями. Каждое утро их одевают в красную одежду и украшают бесценными украшениями, в их распоряжении множество игрушек и телевизор, им целует ноги сам король, а простые люди мечтают их увидеть!

Эти девочки - Кумари-деви, телесное воплощение богини Таледжу Бхавани на земле.

Таледжу Бхавани - ипостась грозной Кали-Дурги.


Стать богиней может любая девочка из низшей касты. Она должна быть красива, здорова, без единого шрама, бородавки или родинки. Гороскопы всех претенденток проверяют на совместимость с королем. Отобранных девочек подвергают последнему испытанию: запирают на ночь с отрубленными козлиными головами, и время от времени к ним врываются люди и пугают их. Самая смелая избирается богиней.

Теперь с нее снимаются все бытовые обязанности, но накладываются ритуальные: любые ее действия – это знаки удовольствия или неудовольствия богини. Если девочка плачет, кричит, значит нужно срочно что-то изменить в политике государства. Если же она спокойна и рада, значит все идет отлично! Конечно, в интересах государства любые капризы Кумари исполняются без промедления.


Вот в таком дворце она живет:


Кумари не имеет права ходить ногами по скверной земле, то есть любой земле за пределами дворца. Из дворца ее выносят несколько раз в год, во время больших праздников - на руках или в золотом паланкине.

Любой желающий может войти во внутренний двор дома богини и попросить ее выглянуть. Обычно во дворе всегда много народу.


Очень часто богиня выглядывает, потому что в дворцовых покоях ей скучно.

С родителями девочки видятся очень редко, и обычно это бывают официальные визиты.


Считается, что Кумари обладают огромной духовной силой, поэтому на прием к девочкам приходит много желающих, которые делают подношения: деньги, рисовую пудру, цветы. Взамен просят исцеления и благословения.

Считается, что Кумари обладают всезнанием, поэтому учиться им не нужно. Однако в последнее время к маленьким богиням все-таки приходит учитель, но ему запрещено требовать что-то с девочки, он может лишь увлекать и заинтересовывать предметом.


В знак ее божественного всезнания слуги Кумари наносят на ее лицо огненный глаз.


После любого ранения или наступления первой менструации считается, что дух богини вышел из девочки, и начинаются поиски новой Кумари. Происходит церемония передачи полномочий. Бывшим Кумари назначается большая пожизненная пенсия.


По возвращении в мир девочек ожидает тяжелая адаптация. Им приходится осваивать простейшие бытовые навыки, изучать улицы, пробовать общаться с людьми на равных, в конце концов - просто ходить ногами! Трудностям адаптации посвящена автобиографическая книга Рашмилы Шакья, бывшей богини.


До конца своих дней бывшие кумари любят красные платья и читают тайные мантры, защищающие страну и народ. Они гордятся своим статусом даже после того, как лишаются его.


Кумари - это живая богиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.

Есть 3 версии, как возникла эта традиция. Первая - о том, что король Малла вступил в сексуальные отношения с ребенком. Девочка после этого умерла, а король во искупление греха учредил традицию избрания девочки живой богиней. Вторая легенда гласит о том, что король Малла сел икрать в кости с покровительницей долины Катманду, богиней Таледжу Бхавани. Король нарушил правила, и богиня, разгневавшись, перестала покровительствовать долине. Через некоторое время она сменила гнев на милость и пообещала возвращаться в образе девочки. Третья легенда - о юной девушке, изгнанной из королевства за то, что ею овладела богиня Дурга. Мудрая королева разгневалась за такую глупость супруга и пиказала вернуть девочку и почитать ее как воплощение Дурги.

Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ), золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: и размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер. Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и

есть настоящая богиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.

Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. Этот дворец, он же храм, называется Кумари Чхен, в южной части площади Дарбар. В обычные дни она играет с детьми слуг, учебе под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центе - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз. Выглядит очень грозно.

Единственная возможность для большинства непальцев увидеть свою живую богиню - во время праздничных шествий на индуистских фестивалях и во время чествований королевской семьи.

Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни. Наверное, ее часто "дергают", отрывают от игр, потому что показывается она всего на несколько секунд.

Такая жизнь продолжается недолго - до начала взросления, то есть до первых месячных кровотечений. Если она потеряла много крови вследствие ранения или операции, то и тогда она теряет свою божественность. Правда, о таких случаях не известно.

И снова начинается новый цикл поисков богини в маленьких девочках. А старая удаляется из своего дворца с большим "наследством", оно могло бы стать неплохим приданым, но вступать в брак с бывшей живой богиней молодые люди не спешат, это считается очень неудачным выбором, приводит к несчастью. Поэтому чаще всего бывшие богини остаются на попечении родителей до конца дней, или уходят в монахини.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...