Курба, Ярославская область, Ярославский район. Курба (Ярославская область)

В Ярославском районе Ярославской области . Центр Курбского сельского поселения . Расположено на высоком берегу речки Курбицы . Курба - одно из самых больших и древних сел ярославской земли. В XV-XVI веках здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей.

В селе есть 5 действующих магазинов, аптека и автостанция(была закрыта в 2014 году).

История

Издавна жители Курбы занимались торговлей и промыслами. Здесь сходилось несколько просёлочных торговых дорог.

В 1895 году в Курбе была открыта одна из первых в Ярославской губернии сельских библиотек.

В 1944-1957 годах Курба была центром одноимённого района .

Население

Церкви

Интереснейшее по своей архитектуре 16-лепестковое в плане центрическое сооружение. Его второй ярус представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. Высокий восьмигранный свод, близкий по форму к куполу, прорезан четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света. Мощные арки над люкарнами служат основанием для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Небольшой восьмерик с четырьмя окнами несёт на себе центральную главу. Внутри храма четыре монументальных пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. В традициях ярославского зодчества выполнены крыльца.

Композиция Казанской церкви отличается большим своеобразием. Мастера, строившие это храм, вдохновлялись мотивами столичного барокко, смело сочетая их с традиционными приемами ярославского зодчества XVII столетия. О высоком мастерстве строителей Казанской церкви говорит и сложное конструктивное решение перекрытий. Помимо основного сомкнутого восьмигранного свода, возносящегося над восьмериком, для перекрытия «лепестков» использованы также коробовые и крестовые типы сводов, сочетания которых создают живописную игру форм в верхней части храма.

Наружное убранство стен Казанской церкви составляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса и такие же, но с полукруглым завершением - второго. Тот же мотив повторен и в обрамлении всех трех порталов. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранилось фресковое изображение Николы, которому в храме был посвящён особый престол.

Некоторое представление о былом интерьере дает описание храма, сделанное в середине XIX века. В храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско… Трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год». Эти росписи сохранились до наших дней.

Рядом с церковью возносится к облакам огромная пятиярусная колокольня. Удачно найдены её общие пропорции, соотношение высоты ярусов и пролетов арок. С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают её зрительно необычайной и легкой.

  • Воскресенско-Никольская церковь (начало XVIII в.)

К югу от Казанской церкви расположена Воскресенская церковь с трапезной. Лишившись глав и получив шиферную крышу, она стала почти неузнаваемой. Однако форма наличников, характерная для «московского барокко», плоские лопатки на углах четверика, карниз в виде «пилы» свидетельствуют о том, что перед нами здание начала XVIII века. Дата постройки Воскресенской церкви неизвестна. Существующая трапезная пристроена в 1851 году.

Типичный для своего времени бесстолпный пятиглавый храм, Воскресенская церковь имела одну оригинальную черту в конструктивном решении интерьера, сохранившуюся до нашего времени. Летний храм разделен поперечной аркой на две неравные части, большая из которых перекрыта сомкнутым, а меньшая - коробовым сводом.

  • Храмовый комплекс в погосте Васильевское (1745 г.)

В сегодняшнем отчёте речь пойдёт о двух интересностях Ярославской земли, а точнее об одной интересности — усадьбе Климатино, что недалеко от Ростова, и одной достопримечательности — храмовом комплексе села Курбы, что неподалёку от Ярославля. Курбский ансамбль довольно-таки известный и давно уж признанный памятник архитектуры, в отличии от очень и очень скромной климатинской усадьбы, которая в силу своей простоты не имеет какой-либо исторической и архитектурной значимости, а если и имеет, то она не велика. Но мы, как любители именно таких непопулярных, практически неизвестных кусочков старины, не могли не посетить данное место. Поэтому во время одного из путешествий заглянули на южную сторону озера Неро, где спрятался незамысловатый барский дом.
Post Scriptum. Поскольку я достаточно долго не писал краеведческих постов, сегодня уделил исторической части особое внимание.


Помнится, поездка состоялась в конце марта: снег ещё не сошёл, а зелень и не думала просыпаться. Погода в тот день выдалась переменчивая: то набегали тучи и порою кружилась метель, то выглядывало солнце и небо становилось по-весеннему чистым и ясным. Рассказ свой начну с неизвестной (разве что местные краеведы знают) усадьбы Климатино. Ввиду того, что ярославский край обладает богатой древней историей, Климатино не стало исключением. Так, рядом расположенное село Козохово (в прошлом Богородское) известно со времён Ю. Долгорукова. В XIII-XV вв. среди наиболее именитых владельцев Богородского были князь Андрей Суздальский, он же Аника-Воин, и Иван Калита; а к концу XVII века владельцем стал Я.Ф. Долгорукий, у которого здесь гостил молодой Пётр I.

Из Козохова-Богородского дорога ведёт в Климатино. Проходим мимо д. Караваево, возле которой в так называемых "Рябинных-Полосах" и в лесу "Невёдрево" находится группа курганов монгольского периода. Чуть в стороне оставляем д. Звягино, названную так по имени жившего в ней в 970 -1000 гг. князя Доброслава Звяги, и чуть погодя упираемся в парк села Климатино, где среди густых ветвей стоит небольших размеров храм, чей приход и составляли вышеупомянутые деревни.

Внутри церкви так же пусто и скучно, как и снаружи.

Гораздо привлекательнее её история. Сия Спасская церковь была построена в 1780 г. тщанием княжны-помещицы Анастасии Алексеевны Голицыной. До возведения каменного храма на этом месте стояла деревянная церковь во имя св. Леонтия Ростовского.

Занимательна история из жизни прихода, поведанная священником М.Смирновым в 1890 г.: «Нынешним летом, 23 июля в Климатинском приходе... в деревне Звягине утром вспыхнул пожар. Загорелось с конца и, так как был сильный ветер на деревню, огонь быстро распространился по посаду, буквально пожирая убогия крестьянские хижины. Спасти хотя некоторыя из них не было никакой возможности. Пожарных труб наехало много, но воды в самой деревне не было... Понятно, что при всеобщей пожарной сумятице не успевали подвозить воду и посад сгорел. Но вот что удивительно. Среди сгоревшаго посада стояла небольшая хижина, уже покосившаяся от дряхлости, принадлежащая одной бедной вдовице. Эта то бедная старая хижина, покрытая соломой, несмотря на то, что была окружена на время пожара со всех сторон огнем, все таки уцелела... Все единодушно признали в этом удивительном случае особенное действие Промысла Божия, призирающаго на нища и убога и осушающаго слезы вдовиц... Много она вытерпела горя в жизни, но всегда переносила несчастия безропотно, в полной надежде на Бога, за что Он видимо и наградил ее, спасши ея хижину целу и невредиму в пламени огненном».

Ну, а мы, осмотрев церквушку, следуем дальше и, пройдя парковой тропинкой пару сотен метров, выходим к усадебному дому.

Да-да! Этот, более чем простой, скромный и в чём-то даже убогий дом, по мнению историков-краеведов, и есть главный усадебный дом. Если не знать, что искать, то определённо, будучи вне ведении мы прошли бы мимо, даже не остановившись. Ведь сложно признать в этой одноэтажной вытянутой деревянной постройке господский дом. Конечно же он претерпел изменения. Главный фасад, наверняка, украшал портик или веранда (сейчас лишь там небольшой выступ), да и крыша была определённо другая, возможно, с небольшой светёлкой или мезонином. Несмотря на мнение экспертов, мы до последнего сомневались, что это и есть барский дом. Сомнения отпали сразу, как только попали внутрь.

С обратной стороны "особняк" некрашен и ещё более невзрачен. Хотя именно серость и старина придают ему свой колорит.

Прежде чем зайти, а точнее проникнуть, ибо он основательно заперт, немного о его прошлом. Первое упоминание о «господском доме деревянном... о саде с 200 яблонями и прочими фруктами и оранжереями» относится к 1856 году. В это время здешние земли, как дача, числились за княгиней Анной Ивановной Голицыной. Но последними владельцами Климатино был уже купеческий род Кайдаловых. Очень известный род купцов в Ростове. В 1907 г. Климатино упоминается за почётной потомственной гражданкой Варварой Кайдаловой и её сыновьями. А из газеты «Голос» за 1909 г. мы узнаём, что в усадьбе В.В. Кайдалова сгорел сарай с сеном и скотный двор. Убыток до 1000 рублей.

А теперь пройдём внутрь, т.е. пролезем через окно. Как видно, до недавнего времени домик был обитаем. Хотя правильнее сказать приспособлен под хранилище всяких хозматериалов. Из старины тут сохранились лишь потолочные лепные карнизы и старинные усадебные печи, при чём каждая печь (а их оказалось немало) была облицована глазурированным печным изразцом.

Парадная гостиная. С типичной планировкой и с двумя крупными угловыми печами. Изразцы с фасадов печей, очевидно, для собственных нужд отковыряли местные. Как и следовало ожидать производителем белых керамических плиточек (изразцов) оказался вездесущий товарищ, т.е. купец, Аксёнов. Исходя из отображённых на клейме двух медальках, изразцы датируются не позднее конца XIX века, т.к. потом клеймо имело уже три медали. Гостиную некий жилец приспособил в наши дни под складирование пчелиных сот. Недалеко от усадьбы видели пасеку. Поэтому мой напарник Катерина каждую минуту ждала возвращения пасечника.

Надо отдать должное историкам-краеведам, которые не обходят стороной даже такие малозначительные места. Поэтому, посидев пару дней в поисках инфы, я сумел-таки накопать здешних историй. Так вот, изначально Климатино именовалось как Клеменьтино (Климантино, Климатино). П оэтому мнение, что название Климатино произошло от слова климат ошибочно. Вообще это частое заблуждение, когда пытаясь толковать названия, приписывают им современные понятия. Поскольку, как правило, изначальные названия поселений писались и произносились совсем иначе, лишь со временем трансформируясь в привычные нам имена.

В этой комнате, видимо, обитал последнее время тот самый пасечник. Даже вон постельное бельишко цело. А для тепла оборудовал импровизированную печь.

Последним мы заглянули на кухню. Здесь в отличии от всего дома печь иной конструкции.

По преданию на месте села Климатина, среди дремучей вековой дубравы, стоял когда-то терем сказочной княжны Лизихи, дочери Ростовского князя Шустика. Эту Лизиху прозвали Царь-Девицей. Она закопала под тремя дубами сокровища своего мужа, но какой-то западный витязь или царь Елвус, узнавши-де об этих сокровищах и отыскивая их в этой местности, велел Царь-Девицу разорвать конями, за что братья княжны, Запруд и Трислав, убили Елвуса "до смерти". Впоследствии Климатино принадлежало князю Немому. Сын его построил тут церковь, над могилой какой-то древней княжны; затем он отдал его в приданое за дочерью своею Соломониею, выданной им за князя Бахтиарова-Немого; а сын последнего передал село в род князей Долгоруких. Из примечательного я бы отметил, что в 1717 -1730 гг. Климатиным владел князь А.Г. Долгорукий — сенатор, член Верховного Тайного Совета. В приданое за своей женою князь Алексей Григорьевич кроме Климатино получил и подмосковное село Горенки (та самая известная усадьба).

Фотография из архива ГУК ЯО “Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея”. Называется «Первые комсомольцы села Климатино» . Среди этой молодёжи присутствует Надежда Мартыновна Капустина - будущий директор детского дома № 90, который находился в Угличе и был детдомом специального назначения для детей-ленинградцев.

Чуть было не забыл! В нашем бывшем господском доме в советское время также размещался Детский дом.

Мы же, покинув сие местечко, держим путь за 70 км в другое старинное село. По дороге распогодилось, чем не приминули воспользоваться и засняли машинку.

Однако недолго радовало нас солнце и по приезду в пункт назначения опять набежали хмурые тучи. Село Курба. Вот мы где. Здесь перед нами, почти что в центре села, предстал необычной архитектуры храм. Хоть место популярное и туристическое, но всё-таки заслуживает внимания. Не так часто попадаются круглые здания церквей. Тем более таких размеров. С одной стороны храм своеобразен и неординарен, а с другой весьма неказист: обширный нижний двухсветный объём с непропорционально маленьким восьмериком на нём, с плотно поставленными на куполе глухими барабанами. Но опять же, именно его самобытность и привлекает.

Кроме круглой Казанской церкви на площади расположена часовня, колокольня и обезглавленная Воскресенская церковь неизвестного года постройки (приблизительно начало XVIII века). В 1851 г. к ней был пристроен тёплый придел.

Заглянем же внутрь прямоугольного объёма этой Воскресенской церкви.

В советское время здесь размещался Дом Культуры. Перед нами актовый зал, он же концертный и кинозал. Кроме того внутри церкви-ДК ещё много помещений, но они не представляют никакого интереса.

Кстати, в 1976 г. в окрестностях Курбы были проведены археологические раскопки. Экспедиция Ярославского госуниверситета обнаружила здесь следы защитных сооружений городища Копок, которое существовало примерно с IV-III веков до н.э. до Х века н.э. Вообще с лово «курба» происходит из языка угро-финских племён, проживавших здесь в конце 1-го тысячелетия и, предположительно, обозначает «чаща», «дремучий лес» .
А покамест заглянем в мастерскую.

Возможно, какое-то время (в недавнем прошлом) здесь работал православный сапожных дел мастер. Поскольку картина с Иисусом весьма свежих годов.

Архивная фоточка начала XX столетия. Как видно, Казанская церковь имела наружную роспись.

Историческую известность Курба приобретает с 1426 г., когда становится вотчиной князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Самый известный представитель рода — Андрей Михайлович Курбский — ближайший сподвижник Ивана IV, пока в 1564 г. из страха перед царской опалой не перебежал к польскому королю. После бегства Курбского в Литву его вотчину Иван Грозный пожаловал татарским мурзам, служившим русскому царю. Из Ярославских писцовых книг 1-й пол.XVII века известно, что Курбской волостью в разное время владели Алей-Мурза Туганов сын Шейдяков; Салтанай, Китой и Биакой, дети Котлановы; князь Василий Якшатов сын Мамаев и др. Как пример, от 1646 г.: «В Ярославском же уезде в Закоторожском стану село Курба.... Да в том же селе в Курбе двор вотчинников Богдана Камынина... да мурз и татарские дворы: двор Тенекей-мурзины жены Шейдякова вдовы Ахтутай» .

Конечно же нельзя обойти вниманием, не побоюсь этого слова, величественную колокольню.
Выполнено данное архитектурное творение в 1880-1890-х годах.

Высота её превышает 60 метров.

В 1722 г. часть Курбы переходит во владения известного кораблестроителя времён Петра I поручика морского флота Г.А. Меньшикова. Через год после смерти которого, в 1743 г., село переходит в род Нарышкиных. Другая часть Курбской вотчины принадлежала помещику Камынину. Наследники Нарышкиных и Камыниных владели Курбой до 1861 г. Однако сами здесь не проживали и усадеб тут не имели. В середине XIX столетия село Курба считалось одним из самых больших и богатых сёл Ярославской губернии. На 1899 г. здесь насчитывалось до 1200 жителей, земское училище, библиотека и больничка (правда, всего на шесть коек); более 20 торговых точек (магазинов, ларьков), а к 1910 г. имелось 5 трактиров. Проходили многочисленные базары и ярмарки.

Подходим наконец-то к главной достопримечательности, к Казанской церкви 1770 года постройки.

Пространство храма не может не впечатлять.

Для масштабности я засвидетельствовал себя почти что в центре этого колоссальных размеров кирпичного объёма.

Ещё немного из истории села. Советская власть установилась в Курбе относительно спокойно. Несмотря на закрытие двух храмов на центральной площади, на окраине находился Васильевский погост с ещё двумя церквями, одна из которых, Спасская, никогда не закрывалась. В здании же Казанской церкви, где мы сейчас, разместилась машино-тракторная станция (МТС). Сельское хозяйство после Гражданской войны начало получать от госудаpства технику, благодаpя котоpой во много pаз улучшилась экономика села. Сpеди тpактоpов славились «Фоpдзоны» пpоизводства Ленингpадского Путиловского завода. Впеpвые такой «Фоpдзон» появился в Куpбе в 1934 г. К 1936 в Яpославском pайоне pаботали две МТС, одна из котоpых действовала в Куpбе и обслуживала сельхозтехникой до половины колхозов области.

Интересна история, связанная со Спасской церковью (мы её не фотографировали, т.к. она действует и по ныне). Так вот, в газете «Северное слово» от 1909 г. размещена заметка "Помогите!", в которой описывается пожар, случившийся в доме священника этой церкви И.П. Приорова. У дьякона с горел дом и скотный двор. Успели спастись сам поп, его мать и прислуга, а также пятеро детей «мал мала меньше» . Пишут, что положение его ужасное, нужна помощь, нужны деньги, что приход бедный и средств нет . А общее число детей у "товарища" Приорова аж 12-ть... Видимо, из-за того что в селе было сразу 4 храма, данный приход не мог помочь священнику. Далее вычитываем, что пожар постигает злополучную семью уже во второй раз. А в конце статьи трогательные и просящие слова: «Помогите, в ком есть искра сострадания и живо ещё в душе братское чувство милосердия и взаимопомощи. Пожертвования, как бы они скромны ни были, направляйте прямо в село Курбу... ». Удивительно, что священнику столь богатого села приходится таким образом собирать деньгу.

Безусловно церковь отличается своеобразным архитектурным решением. Но сохранившаяся роспись совсем не впечатляет. По началу кажется как богато исписан фресками каждый метр , однако при ближайшем рассмотрении становится видно, что иконописная школа была не столь одарена. Кстати, т рудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 года. От иконостаса до наших дней уцелели лишь обломки верхних ярусов, а когда-то: «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско…».

Из примечательного становления советской власти я бы отметил, что в 1923 г. комсомольцы Куpбской школы, pуководимые преподавателем физики Бещевым, устpоили местное «чудо» - собpали детектоpный пpиемник, заpаботавший в школе. Антенну пpотянули на цеpковную колокольню (ту самую красивую высокую). Вскоре они же сделали дpугой pадио-пpиёмник, котоpый установили в Наpодном Доме. В том же году в Куpбе была постpоена электpостанция, оборудованная нефтяным двигателем и электpогенеpатоpом. Электpичество пpовели во все дома Куpбы. Даже на колокольне (на той самой красивой и высокой) установили мощный пpожектоp.

Безусловно, в истории села было ещё много значимых и важных моментов, но в рамках одного поста все их описать не возможно. Поэтому на сим я закончу. Скажу лишь, что в тот день мы посетили ещё несколько ярославских сёл, примечательных своим прошлым, речь о которых пойдёт в последующих постах.

При создании поста использован материал следующих книг и сайтов:
- А.А. Титов "Историко-археологическое статистическое описание. Ростовский уезд, Ярославской губ." 1885 г.
- Б.Ясюнас "Старинные парки Ярославской области" 2007 г.
- Т.П. Федотова "Вокруг Ростова Великого" 1987 г.
- "Прибавления к церковным ведомостям" 1890 г.
- "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии" 1908 г.
- архив ГУК ЯО “Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей”

Основной целью нашей поездки было более детальное изучение Ярославской области.

В селе Курба вроде бы сохранилась интересная заброшенная церковь. Кто бы мог подумать, что именно это село, мимо которого мы чуть не проехали, оставит самое сильное впечатление от поездки, пишет east_travel .



А ведь мы, дейст вительно, рисковали проехать мимо. Все дело в том, что мой навигатор обладает удивительной особенностью: искать трудности там, где их нет и быть не может. К месту нашей ночевки в Ярославле он повез нас через частный сектор и дачные участки. Пришлось даже вброд переезжать небольшую речушку. На самом деле, туда параллельно всему этому безобразию шла отличная асфальтированная дорога.

Так и в этот раз. Вместо того, чтобы провезти нас по основным магистралям, навигатор вновь стал чудить. В результате мы выезжали из Ярославля гораздо дольше запланированного времени. Плутание по подворотням рабочих кварталов энтузиазма совсем не добавляло.

Плюс ко всему, когда мы выехали на западную объездную дорогу, навигатор просто отказался принимать сигнал. Ну что ж? Пришлось ехать, ориентируясь по солнцу. Я не шучу. Впервые за несколько лет я ехал, ориентируясь не по карте, а по солнцу. 10 км по проселочной дороге, еще 10 км.

В уме держу мысль о том, что чем дальше едем вперед, тем дольше потом возвращаться. По пути не попадается ни одной деревни, ни одной стоячей машины. Хотя сама дорога не выглядит совсем уж заброшенной. Так мы и проехали бы нашу Курбу, если бы на развилке не пришлось останавливаться из-за проезжающего автобуса.

Осмотревшись по сторонам, ближе к горизонту мы увидели шпиль совсем не сельской пятиярусной колокольни. Ура! Церковь найдена. Можно ехать!

На самом деле, если ехать правильно, то найти Курбу совсем не сложно: 20 км к юго-западу от Ярославля на правом берегу речки Курбицы.

На восток от Курбы идет дорога до станции Козьмодемьянск, где она пересекает железку до Ярославля и у деревни Кормильцино впадает в Ярославку М-8.

Также через Курбу идет дорога на Тутаев. Так что, надеюсь, что не заблудитесь.

Подъехав к Казанской церкви мы просто обомлели. Здание церкви имеет совершенно необычную архитектурную форму для церквей того времени: оно круглое. Вы когда нибудь видели круглые церкви в российской провинции? А тут, в селе, стоит такое архитектурное сокровище.


У церкви очень интересное и необычное навершие. Как такового нет барабана. Зато есть богато декорированные четыре главы, украшенными внизу мелкими кокошниками .


Церковь в бывшей вотчине того самого Курбского, который сбежал от Ивана Грозного, была построена в 1770 году.

Построена она была на средства рода Нарышкиных - тогдашних владельцев уезда. Ведь после бегства Курбского уезд перешел в государственную собственность и позже, довольно часто меняя хозяев, в середине 18 века был передан Нарышкиным, которые и заказали строительство церкви.

В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна как Курбская и считалась чудотворной.

Рядом с Казанской церковью находится поражающая своими размерами колокольня. Пять ярусов, высота более 60 метров. Со временем появился сильный наклон, напоминающий силуэты Пизанской башни или старой колокольни в селе Федосьино Ленинградской области.

Да такой колокольней не села, а столицу украшать можно. Разве это похоже на другиезаброшенные церкви Ярославской области?

Но когда мы вошли внутрь, то просто потеряли дар речи. Вся, повторюсь, вся церковь от пола до потолка расписана фресками на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Причем сохранились не ошметки былого величия, а именно сюжеты. Их до сих пор можно читать. Хотя некоторые, конечно, не выдержали вмешательства времени и человека.

А в начале 18 века фрески не просто были яркими и насыщенными. Они были украшены серебреными и позолоченными ризами. А иконостас, который до нас, к великому сожалению, не дошел, был полностью вызолочен и богато декорирован. Наслаждайтесь, ибо есть чему.

Естественно, что причиной последовательного обветшания церкви явились 20-30 годы прошлого века. Сначала здесь был устроен клуб, в котором со времени замазали и соскоблили фрески. Затем, во время войны, стоянка тракторов.

Все это привело к тому, что мы и увидели.

С одной стороны, такие объекты, безусловно, притягивают внимание, дарят атмосферу, заставляют прочувствовать былое величие. С другой - лишний раз напоминает о том государстве, в котором мы жили и живем. И которое позволило превратиться такому прекрасному памятнику в пока еще стоящую развалину.

И время в данном случае не лечит. Церковь не внесена в Список охраняемых государством объектов, поэтому обречена на постепенное разрушение.

Если, конечно, не найдутся энтузиасты и спонсоры.

Но пока вы еще можете увидеть это сокровище, не упустите свой шанс!

Как добраться:

1. На авто ехать либо по М-8 и в деревни Кормильцино уйти на Козьмодемьянск. Либо у деревни Шопша по той же М-8 уходить на север в сторону Тутаева.

2. На автобусе из Ярославля от автовокзала, либо от железнодорожного вокзала.

Сегодня мы отправимся в путешествие в одно из самых больших и значимых сёл Ярославской области — Курбу. Расположенное в получасе езды от Ярославля, село начало свою историю в 1426 году. Сегодня здесь проживают порядка полутора тысяч человек. В селе есть всё, что нужно обычному жителю: школа, магазины, почтовое отделение, библиотека и аптека. Но есть здесь то, о чём курбовчане с гордостью рассказывают заезжим гостям. Главная достопримечательность Курбы — руинированный Храмовый комплекс Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери. Его жемчужиной является Казанский храм, в основе которого расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков.

Он хранит воспоминания об ушедших эпохах и людях, объединявшихся когда-то здесь для молитвы. И всё же есть в рассказах об этом храмовом комплексе нескрываемая грусть. В настоящее время основная надежда на восстановление курбского храмового комплекса связана с активистами фонда сохранения культурного наследие «Белый Ирис» . Его члены ведут сбор средств на восстановление нескольких известных храмов, которые попали в такое же положение, как и церкви в Курбе. Например, храмы в селах и .

В чем уникальность храмового комплекса? Каково реальное состояние церквей в Курбе? И как мы можем помочь этим удивительным достопримечательностям уже сейчас?


Курба раскинулась на высоком берегу речки Курбицы. С любой стороны на подъезде к этому селу видно, вонзающуюся в небеса, пятиярусную колокольню храма Казанской иконы Божьей Матери. Это величественное архитектурное сооружение могло бы стать украшением любого православного храмового комплекса. Вопреки своей массивности колокольня выглядит необычайно лёгкой и стройной. Своей гармоничностью радуют глаз общие пропорции здания, соотношение высоты ярусов и пролётов арок. Нельзя не отметить то, с каким изяществом выполнены резные белокаменные детали. Силуэт колокольни зрительно обогащает далеко вынесенные карнизы, фигурные кровли верхних ярусов и главка сложной формы.

История церкви Казанской иконы Божьей Матери началась в 1770 году: построена она была на средства прихожан. Но вероятнее всего, строительство не обошлось без финансовой поддержки потомков рода Нарышкиных.

Немного известно о причинах того, почему курбовчане решились на строительство новой большой церкви. По легенде сама Богородица явилась девочке, жительнице села. Царица Небесная повелела ей сообщить жителям Курбы, что строящийся храм должен быть освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, она сообщила, что при условии выполнения её наказа больше никто не умрёт от холеры, бушевавшей в тех краях.

В новом большом летнем храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме были две часовни и кладбищенский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1872 году.

Приход церкви был довольно большим. На службы сюда приезжали более полутора тысяч жителей окрестных деревень.

6.

Казанская церковь — уникальнейшее архитектурное строение, которое в народе принято называть «круглой церковью». И это не случайно. В основе храма расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков. По словам различных архитекторов-реставраторов, занимающихся вопросом восстановления Казанской церкви, над возведением храма одновременно работало несколько строительных бригад, так как каждый «лепесток» стены отличается своей архитектурой.

Второй ярус церкви представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. В высоком восьмигранном своде, который напоминает по форме купол, по четырём сторонам света расположены окна-люкарны. Мощные арки над люкарнами служат основаниями для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Между ними находится центральная глава, расположенная на вершине восьмерика. В традициях ярославского зодчества выполнено чешуйчатое покрытие глав, имитирующее деревянный лемех и черепицу.

Наружное убранство стен Казанской церкви представляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса; и такие же, но с полукруглым завершением наличники окон второго яруса. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранились следы фрескового изображения Николы.

С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.

В храмовый комплекс Курбы входит и Вознесенско-Никольская церковь, построенная в начале XVIII в стиле московского барокко. Она, наряду с другими курбскими храмами, представляет собой значительную архитектурную ценность. Общие пропорции храма, а также - соотношение высоты ярусов и пролетов арок в нем найдены очень удачно.


13.

Остатки фрескового изображения Божьей Матери можно увидеть над окном второго яруса. Внутри храма четыре пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. Система фресковой росписи Казанской церкви такова: сравнительно небольшие живописные сцены располагаются одна за другой горизонтальными рядами. Их последовательность даёт возможность читать с помощью зрительных образов содержание Ветхозаветных и Евангельских сюжетов, изображения Святых.


14.

Первый ряд снизу посвящён изображениям Святых и называется апостольным. Второй, находящийся над ним, повествует о событиях, описанных в Евангелии. Последние два ряда и часть фресок, украшающих потолок храма, отражают содержание Ветхого Завета. Характерной особенностью многофигурных композиций является реалистичность, передача движения, динамичность. В живописные композиции включены и элементы пейзажа. Каждая фреска помещена в отдельную золочёную овальной или прямоугольной формы пышную раму барочного типа.

Небольшие композиции в медальонах, располагающиеся между рядами фресок-картин, служат оригинальными декоративными украшениями росписи и несут в себе дополнительное содержание. Наибольший интерес вызывают фресковые композиции, связанные с историческими моментами. Они расположены на пилонах, а некоторые из них — в медальонах между рядами фресок. На фресках можно увидеть былой облик села Курба, изображение А.М. Курбского. спасающегося от царской опалы, а также его изображение в период проживания в Литве, момент освящения иконы Казанской Богоматери, облик иконостаса церкви.

18.

К сожалению, 20-й век принёс много дурного красивейшему храмовому комплексу и его приходу. В тридцатые годы местные власти ополчились против церкви, приказав уничтожить все иконы, находившиеся здесь. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция. Копоть от работавших машин уничтожила множество фресок, бывших отличительной чертой храма. Долгое время Казанская церковь пустовала и без должного ремонта начала разрушаться.



С 1988 года стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры 18 века. Местная администрация выделила средства на проведение реставрационных работ. Жители Курбы организовали сбор пожертвований на восстановление Казанской церкви. Однако наступили трудные времена и собранных средств не хватило для реставрационных работ. Восстановить смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично, кладку стен. Но время неумолимо и то, что было сделано с таким большим трудом, уже практически вновь разрушено. К сожалению, курбские церкви не были включены в перечень памятников федерального значения, охраняемых государством. В настоящее время идет процесс оформления храмов в региональную собственность. Это существенным образом негативно влияет на ход дел по их реставрации.

Присоединиться к добрым начинаниям фонда «Белый Ирис» могут все желающие. Для этого вы можете перечислить любую сумму на восстановление храма. Примечательно, что на проведение первоочередных восстановительных работ в Курбе благотворителями со всей страны уже была собрана практически половина необходимой суммы. А значит, в наших силах восстановить уникальный храмовый комплекс!


Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба - уникальное по своей архитектуре религиозное сооружение. Построенный в 1770 году круглый храм сочетает в себе элементы барокко и традиционного ярославского зодчества: такой симбиоз не встречается больше нигде в регионе.

В 1930-х гг. храм был закрыт, а ценные иконы - уничтожены. Ныне церковь заброшена: под ногами - мусор и грязь. Рассматривать украшенные мелкими декоративными элементами арки, пилоны и ярусы, а также живописные формы сводов приходится под слоями пыли. Это 16-лепестковое сооружение не имеет внутри традиционного алтаря - он устроен у западной стены храма.

Особый интерес представляют фрески: над росписью стен ярославские мастера трудились в течение трех лет - с 1796 по 1799 гг. Красочные сюжеты Ветхого и Нового завета переданы в точной последовательности и напоминают классические образцы русского барокко. Некоторые фрески сохранились очень хорошо. Не благодаря, а вопреки: в советские годы в храме была устроена тракторная станция. От дыма стены и своды закоптились; это уничтожило большую часть росписей.

Внутреннее убранство церкви в Курбе и в XXI веке продолжает уничтожаться. Ветрами, дождями, снегами и вандалами: в храм, зияющий черными дырами, вход открыт всем желающим.








Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери расположена заброшенная пятиярусная колокольня. Помимо этого, в селе Курба можно посмотреть Воскресенско-Никольскую церковь, построенную в начале XVIII века, а также храмовый комплекс в погосте Васильевское (вторая половина XVIII века).

Туристов в Курбе бывает немного, поэтому, отправляясь осматривать заброшенные церкви, захватите с собой еду и воду, а в летнее время - головной убор от солнца и средства от насекомых. В селе есть несколько продуктовых магазинов.

Как добраться

Удобнее всего добираться до Курбы через , расположенный в 30 километрах от села. Автобусы курсируют ежедневно. Время в пути - около полутора часов: маршруты пролегают через соседние села - Шопша, Никульское и Козьмодемьянск. Из Ярославля автобусы отправляются с 5:10 до 19:00, в зависимости от дня неделя. Из Курбы - с 6:45 до 20:20. Расписание лучше уточнять заранее: в межсезонье нередко случаются отмены рейсов.

Отправляясь в путешествие на автомобиле, помните: дороги в Ярославской области местами очень плохие. На подъезде к Курбе есть грунтовые участки, поэтому важно соблюдать скоростной режим. Лучше всего ехать со стороны Козьмодемьянска, где качество дорог чуть лучше, чем на других подъездах.

Расположение

Церковь Казанской иконы Божией Матери находится в селе Курба, в , в центральном регионе .

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...