Лукман хаким рассказы о нем мудрые. Наставления мудреца лукмана своему сыну

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Всевышний Аллах в суре «Бакара» («Корова» аят 269) говорит:
«Он мудростью одаряет того, кого захочет, и тот, кому дарована она, получит всеобъемлющие блага».
То есть мудрость является огромным благом и даром.
В этой книге собраны мудрости Лукмана Хакима (да будет доволен им Аллах), в которых особенно сегодня нуждаются люди, поменявшие духовно-нравственные ценности на материальные, тем самым, отдалившись от истины. И пусть эти мудрости станут напоминанием людям о бренности этого мира и станут причиной для оживления сердец.

ЖИЗНЬ ЛУКМАНА ХАКИМА
(ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ).

По преданию Мухаммада бин Исхака – это Лукман сын Багура сын Нахура сын Тариха, т.е. Азара – отца Пророка Ибрахима (да будет ему мир). По преданию Вахаба, Лукман был сыном сестры Пророка Аюба (да будет ему мир).
Сказано, что жил он тысячу лет, застал Пророка Дауда (да будет ему мир) и получил от него знания.
По преданию Ибн Касира, Лукман был судьей у Бани Исраил во времена Пророка Дауда (да будет ему мир).
По преданию Ибн Касира, Лукман был рабом из Эфиопии у одного из людей Бани Исраил, который освободил Лукмана Хакима и дал ему богатство.
Ибн Габбас сказал, что Лукман Хаким был рабом из Эфиопии (т.е. негром) и был плотником.
Саид бин Аль-Мусейб сказал, что Лукман Хаким был из Судана. Всевышний Аллах дал ему мудрость, но не пророчество.
Он был портным. У него были толстые губы и плоские ступни. Он был молчаливым, много размышляющим и глубокого взгляда, никогда не спал днем, и никто не видел его плюющим. Он не забавлялся, не смеялся, не повторял своих слов, кроме мудрости. Ибн Касир сказал, что это был святой человек, обладающий огромной мудростью, поклонением, назиданием. Он полюбил Аллаха, и Аллах полюбил его, одарив его мудростью. Достичь мудрости можно, говоря истину языком; размышляя душой, сердцем; выполняя обязанности (фарзы). Когда Лукман Хаким говорил, он говорил мудро, когда он размышлял, он размышлял мудро, когда он делал движения, он делал это с мудростью.
Халид Рабигый сказал: «Лукман Хаким был рабом-эфиопом (негром), плотником. Однажды хозяин сказал ему: «Зарежь эту овцу». И когда Лукман Хаким зарезал указанную овцу, хозяин сказал: «Вытащи из нее два самых лучших куска мяса». Тогда Лукман Хаким вытащил язык и сердце. Затем хозяин сказал: А теперь вытащи два самых плохих куска». Лукман опять взял язык и сердце. На это хозяин сказал: «Когда я приказал тебе вытащить самые хорошие куски мяса, ты вытащил язык и сердце. Когда я приказал вытащить два самых плохих куска, ты опять взял их же». Лукман Хаким ответил: «Воистину, нет ничего лучше них, если они праведны. И нет ничего хуже них, если они испорчены».
Ибн Касир сказал: «Лукман был рабом-негром, с толстыми губами, плоскими ногами. Как-то к нему пришел человек и увидел Лукмана Хакима в окружении людей, которые его внимательно слушали. Этот человек спросил: «Разве ты не тот человек, который пас со мной скот в таком-то месте?» Лукман Хаким ответил: «Да, это я». Человек, удивившись, сказал: «Как ты достиг того, каким я тебя теперь вижу?» Лукман Хаким ответил: «С помощью правдивости слов и молчания в том, что меня не касается».
Джабир бин Габдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину, Аллах возвысил Лукмана Хакима мудростью. Однажды один человек, знавший Лукмана раньше, увидел его и спросил: «Разве ты не раб такого-то племени, который еще вчера пас склт?» «Да», — ответил Лукман Хаким. «Как ты стал таким?», — спросил тот человек. Лукман Хаким: «По велению Всевышнего, через выполнение доверенного, правды в словах и оставлении того, что меня не касается».
4
Ибн Кассир сказал, что Абу Дарда однажды, говоря о Лукмане Хакиме, сказал, что у него не было особых качеств, богатства, семьи, но он был отважным и храбрым.
У Лукмана Хакима была семья, дети, но все они умерли при его жизни, по ним он не плакал. Он посещал царей, чтобы наблюдать, размышлять и брать назидание, поэтому ему было дано то, что дано.
Лукман Хаким был аскетом в этом мире, он не проводил в накопительстве свою жизнь и не поворачивался к ней.
Сказано, что его сын по имени Таран был неверующим, поэтому Лукман Хаким не прекращал давать сыну свои наставления до тех пор, пока тот не уверовал.
Все ученые согласились с тем, что Лукман Хаким был праведным рабом, мудрецом, другом Аллаха, но не был пророком.
Дауд (да будет ему мир) сказал: «Блажен ты Лукман! Тебе дана мудрость и ты отдален от бед. Мне дано наместничество (т.е. пророчество) и меня постигают беды и смуты».
Сказано, что могила Лукмана Хакима находится в деревне Сарфанд, пригороде города Рамля, в Палестине.
Именем этого мудреца названа одна из сур Священного Корана. Ниже приведены аяты, в которых указывается наставления Лукмана Хакима своему сыну.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Мы даровали Лукману мудрость, знание, верную речь и сказали ему: «Благодари Аллаха за те блага, которые Он тебе даровал. Тот, кто благодарит Аллаха за Его блага, делает благо себе, а тот, кто не благодарит Аллаха за Его блага, то Аллах ведь не нуждается в его благодарности. Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его! Скажи своему народу, как Лукман, увещевая своего сына, дал ему совет: «О сын мой! Не покланяйся никому наряду с Аллахом. Поистине, многобожие – великий грех, ибо ставит Того, кто заслуживает поклонения, наравне с тем, кто этого не заслуживает!»
(сура «Лукман», аяты 12-13).
«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они не были, — даже весом с горчичное зерно – будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле – Аллах выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!
О сын мой! Совершай обрядовую молитву, призывай к добру, удерживай от зла и будь терпелив в трудности. Следует беречь и следовать тому, что Аллах привел в своих заповедях.
О сын мой! Не криви высокомерно лицо перед людьми и не ходи по земле горделиво, поистине, Аллах не любит хвастливых гордецов. Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно и понижай свой голос. Ведь самый худший и самый неприятный из голосов – голос ослов, ибо рев осла начинается с неприятного всхлипа и кончается отвратительным криком».
(сура «Лукман», аяты 16-19).

Поистине, мудрость совершает десять вещей: она оживляет мёртвое сердце; она усаживает вместе в бедняками; она возвеличивает до степени царей; де-лает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт посторонним, странникам убежище; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам. Мудрость ценнее, чем богатство, она - защита от страха, военное снаряжение в войне, товар для прибыли, заступник во время охватывания ужасом (т.е. в День Суда). Мудрость является путеводителем к усилению веры в Аллаха (когда из-за слабости веры человек выбирает услужение своему эго, плоти), она является покрывалом тогда, когда одежда не скры-вает наготы.

Блага будут в руках у того, кто умеет хранить тайну.

О сын мой! У завистника есть три признака: 1) он будет злословить, порочить человека, когда того нет рядом; 2) он будет льстить, заискивать перед ним, ког-да увидит этого человека; 3) он будет радоваться несча-стью этого человека.

Совершай добро по отношению к тем, кто этого действительно заслуживает, и не совершай его по отношению к тем, кто не заслуживает этого, не то по-терпишь убыток в нём в этом мире и лишишься награды за него в вечном мире. Будь экономным и не будь рас-точительным. Не будь в имуществе скупым, но и не будь транжирящим его.

Со дня твоего прихода на этот свет ты всё отдаляешься от него и приближаешься к миру вечному. Ты, поистине, близок к той обители, которая к тебе приближается, чем к той, которая отдаляется от тебя.

Если хочешь с кем-то подружиться, то сначала сделай так, чтобы он на тебя разгневался. Если он при этом будет справедливо поступать по отношению к тебе, то подружись, если же нет, то остерегайся, сторонись его.

Пусть твои слова всегда будут приятными, а твоё лицо довольным, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки.

Будь таким, который не желает хвалы людей и не заставляет их порицать себя. Пусть своему эго (нафсу)он будет доставлять усталость, а людям будет приносить покой.

Среди торговли выбирай поклонение Аллаху, так как оно принесёт тебе прибыль и без товара.

Не будь слабей того петуха, который кукарекает на рассвете, в то время как ты на рассвете спишь.

Приучи свой язык произносить: «О Аллах, прости меня!». Поистине, у Всевышнего Аллаха есть про-межутки времени, в течение которых Он не отвергает мольбы.

Не трать своего имущества попросту, оберегая чужое имущество. Поистине, твоим является лишь имущество, которое ты потратил в богоугодных делах, приносящих пользу для твоей вечной жизни, а чужим является имущество, которое ты оставил после себя, ибо его присвоят, наследуют другие.

Нет ничего лучшего, чем язык и сердце, когда они праведны, и нет ничего худшего, чем язык и сердце, когда они порочны.

И пусть первым, кому ты принесёшь пользу в этом мире после праведного друга, будет праведная жена.

Нет другого такого богатства, как здоровье, и нет другого такого блага, чем чистота души, сердца.

Не посылай своим посланцем невежду, если же не найдешь мудреца, будь своим посланцем сам.

Принимай участие в похоронах и не присутствуй на свадьбах, так как похороны напомнят тебе о вечном мире, а свадьба вызовет у тебя любовь к этому миру.

Не будь слишком сладким, а то тебя проглотят, и не будь горьким, а то тебя выплюнут.

Не бросай своего первого друга, а то тебе не будет доверять и второй.

Поистине, праведная жена, как масло на голове, которое смягчает жилы и улучшает волосы. Она - корона на голове царя, жемчуг и другие драгоценности, цену которым не знает никто. Нечестивую, плохую же-ну можно сравнить с селем, стремительным потоком, который не останавливается до тех пор, пока не достигнет конца своего. Такая женщина, если говорит, то поднимает свой голос; если ходит, то спешит; если садится, то поднимается на возвышенное место; если гневается, то выявляет свой гнев. Все болезни излечиваются, кро-ме такой болезни, как плохая жена.

Я завещаю тебе две вещи, и пока ты будешь придерживаться их, они принесут тебе только благо: это дирхам (достаточные средства) для пропитания, и религия - для вечной жизни.

О сын мой! Не извиняйся и не оправдывайся перед тем, кто не любит принимать твоего оправдания. И не обращайся за помощью к тому, кто не любит получать твои заботы и исполнять твои нужды.

Кто будет терпеливо переносить тяготы и нужды людей, тот будет управлять ими.

Ищи для какого-либо деяния своего брата лучшее оправдание, пока ты не получишь от него достоверный довод в пользу того дела.

Остерегайся лени и раздражения, беспокойства без особых на то причин. Когда ты ленишься - не выполняешь свои обязанности в полной мере, а когда раздражаешься, беспокоишься - не выносишь правды.

Если говоришь, то будь лаконичен. Если добился желаемого посредством речи, то более уже не разговаривай.

В другой версии сказано: когда происходит с тобой то, от чего ты доволен или не доволен, непременно сделай так, чтобы в помыслах ты говорил себе: «В этом заключается благо».

Выбирай собрания людей, принимая во внимание их (собраний) сущность, пользу для тебя. Если увидишь собрание, в котором поминают Всевышнего и Всемогущего Аллаха, то присоединяйся к ним: если ты ученый, то твои знания принесут тебе пользу, а если ты невежественный, то обретёшь знания. Если Аллах ниспошлёт Свою милость на них, то и тебя она покроет.

Лукман сказал: «О сын мой, используй для себя разум других». Сын спросил: «Как?» Лукман ответил: «Проси совета в своих проблемах».

Когда настанет время молитвы, не откладывай её. Соверши её, затем отдохни, потому что она - твой долг. Совершай молитву вместе с коллективом верующих, даже если придётся выполнять её на кончике копья.

Когда ты обратишься с просьбой к правителю, не будь настойчивым, упорным. Излагай свою нужду тогда, когда правитель доволен и находится в хорошем расположении духа. Не проси помощи у того, кто тебя обманывает. И не ищи её у подлого и скупого человека. Если он тебе откажет в помощи, то тебе будет стыдно, позорно. А если он поможет тебе, то потом будет попрекать, а ты останешься в долгу перед ним.

Если тебя просят быть свидетелем - свидетельствуй, если тебя просят помочь - помоги, если у тебя просят совета - не торопись, пока не рассмотришь данное дело.

Не теряй стыдливость посредством просьб. Не лечи свой гнев постыдным поступком. Знай себе цену, это поможет тебе в жизни.

Если ты сомневаешься в смерти, тогда не спи. Подобно тому, как ты всё равно уснёшь, как бы ты этого не желал, так ты и умрёшь. Если ты сомневаешься в воскрешении в Судный день, тогда не просыпайся. Как ты всё равно просыпаешься независимо от твоего жела-ния, так же и воскреснешь после смерти.

Ищи помощи против бедности в дозволенном заработке. Когда кто-либо становится бедным, его непременно настигают три беды: появляется хрупкость в религии; слабеет ум; он теряет достоинство и порядочность. Но страшнее всего этого появление у людей не-уважения к нему, унижение его и их пренебрежение к его состоянию.

Если тебе приказывают что-то или просят о чём-то, то скажи: «Да». Не говори: «Нет», потому что «нет» - это слабость и низость.

Когда в дороге вы заблудились и не знаете, куда идти, тогда остановитесь.

Когда вы засомневались в намерении, цели, остановитесь и посоветуйтесь.

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Каково твоё самое надёжное деяние?» Он ответил: «Оставление то-го, что меня не касается, не приносит пользы».

Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и свою похоть - богобоязненностью».

Молчание - это мудрость, которой мало кто пользуется.

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей - в качестве взрослого человека.

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, для показухи. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

Из книги «Мудрость Лукмана аль-Хакима»

2. Уповать на Господа

يَا بُنَيَّ إِنَّهَا إِنْ تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ فَتَكُنْ فِي صَخْرَةٍ أَوْ فِي السَّمَاوَاتِ أَوْ فِي الْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌ

«Лукман сказал своему сыну: "О сынок мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, – даже весом с горчичное зерно – будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле – Всевышний выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!"» (Смысл 16 аята суры Лукман, тафсир "аль-Мунтахаб").

3. Выстаивать молитву

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ...

«О сын мой! Совершай обрядовую молитву …» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

4. Повелевать добро и остерегать от запретного

...وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنْكَرِ...

«…Зови к добру, удерживай от зла…» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

5. Проявлять терпение в трудностях

...وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

«…И терпи то, что тебя постигло, ибо, поистине, терпеть трудности может только твёрдый в делах» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

6. Не проявлять высокомерие

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

«О сын мой! Не криви лицо перед людьми высокомерно и не ходи по земле горделиво. Поистине, Господь не любит хвастливых гордецов!» (смысл 18 аята суры «Лукман», тафсир «аль-Мунтахаб»).

7. Соизмерять походку

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ...

«Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно» (смысл 19 аята суры «Лукман», тафсир «аль-Мунтахаб»).

8. Понижать голос

... وَاغْضُضْ مِنْ صَوْتِكَ إِنَّ أَنْكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

О Господь, одари нас мудростью Лукмана, и дай нам сил следовать наставлениям мудрых и приближённых рабов Божьих. Амин!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com, ru.wikihow.com

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Как же некрасиво, отвратительно твоё лицо?!» Он ответил: «Ты тем самым насмехаешься лишь над моим образом или же над Создателем этого?!»

***

Передаётся, что однажды сын Лукмана спросил его: «Если одно зёрнышко положить на дно моря, будет ли о нём знать Всевышний Аллах?» На это, как об этом сказал Всевышний Аллах в Коране, Лукман ответил:

«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, даже весом с горчичное зерно, скрыты в скале, в небесах или в земле, Аллах выведет их и воздаст за них! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!» (сура «Лукман», аят 16).

***

Однажды Лукман сказал человеку, который смотрел на него: «Если даже ты видишь меня толстогубым, то знай, что мои губы произносят очень тонкие, глубокомысленные слова. А если ты смотришь на мою чёрную кожу, то знай, что сердце у меня чистое».

***

Катада сказал: «Всевышний Аллах предоставил выбор Лукману аль-Хакиму между пророчеством и мудростью. Вместо пророчества он выбрал мудрость. Когда Лукман спал, к нему пришёл Джибриль и оросил его капельками мудрости. Проснувшись, Лукман начал говорить ею».
***
Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и похоть – богобоязненностью».

***

Будь в нужде почтенным, в ненавистных, трудных делах – терпеливым, в благополучии – благодарным, в молитве-намазе – смиренным, в раздаче милостыни – быстрым.

***

Я таскал камни и поднимал железо, но тяжелее, чем долг, ничего не видел. Я ел вкусную пищу и пробовал прекрасные вещи, но слаще, чем здоровье, ничего не пробовал.

***

Поистине, двуличный человек перед Аллахом не будет в безопасности.

***

Молчание – это мудрость, которой мало кто пользуется.

***

Нет для тебя блага в изучении того, что тебе неведомо, если ты не следуешь уже полученным знаниям. Пример этому – человек, который собрал охапку дров, связал их, но не смог поднять, но после этого добавил дров в эту охапку.

***

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

***

Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими.

***

Нет большей беды для тела, чем веселье, пустая забава.

***

Слушать проповедь для невежды так же трудно, как подниматься по каменистому пути престарелому человеку.

***

Есть три вида товарищей: первый – это тот, кто получает от тебя добро и не отвечает тебе тем же. Второй – это тот, кто даёт тебе столько же, сколько получает от тебя. Третий – это тот, кто поддерживает с тобой хорошие отношения без всякой корысти.

***

Долгое сидение в туалете по нужде приводит к болезни печени, появлению геморроя, повышению давления. Когда садишься и встаёшь, делай это медленно, не спеша.

***

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

***

Поистине, среди слов есть такие, которые крепче, чем камень, пронзительнее, чем укол иглы, горше, чем алоэ, горячее, чем уголь. И поистине, сердца людей – это посевы. Сажай в них хорошие слова, если и не все, то некоторые всё же дадут всходы.
Я не нашёл ничего тяжелее, чем плохое слово. Оно укореняется в глубине сердца так же, как крепко оседает, обосновывается железо в глубине воды.

***

Гнев умного – в его деле, а гнев невежды – в его деле. То есть их гнев проявляется по разным, отличным обстоятельствам.

***

Самым благоразумным, сообразительным является тот, кто заранее знает, чем может закончиться дело, и поэтому остерегается его.

***

Кротость, мягкость – это прощение тому, кто тебя притеснил, и ответ на зло добром.

***

Троих из людей познают лишь в трёх обстоятельствах: 1) храброго – в сражении; 2) щедрого – в нужде; 3) кроткого, мягкого – в состоянии, когда им одолевает гнев.

***

Достиг совершенства веры тот, кто обладает тремя чертами: 1) тот, кто доволен и которого это довольство не приводит к заблуждению; 2) тот, кто в гневе не преступает истины; 3) тот, кто при наличии возможности не берёт себе то, что не принадлежит ему.

***

У того, кто уповает на Аллаха и доволен Его предопределением, усовершенствовалась вера. Его руки и ноги полностью отдаются совершению добра.

***

Как нет дружбы между овцой и волком, так же нет её между благочестивым и порочным.

***

Унижаться в повиновении Всевышнему Аллаху лучше, чем гордиться грехом.

***

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей – в качестве взрослого человека.

***

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, т. е. на показ. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

*****

Мысли Лукмана аль-Хакима – это великие и бесценные мудрости, в которых заключены несущая свет высокая мораль и глубокий смысл.

Это слова, связывающие человека с Мудрым Творцом и напоминающие об истине Его существования. Это источник разливающегося света, восходящего и поднимающегося вместе с душой в мир тишины, спокойствия и твёрдой веры. Эти назидания освобождают человека от оков материальной тирании и от любви к этому бренному миру и соединяют со Всемогущим Создателем. Каждый, кто любит мудрость и назидание, извлечёт из них много пользы. Они исходят из сердца, которое пульсировало и билось в пламени правды и искренности, выходило из сердца милосердного отца с состраданием к сыну и другим людям. И каждый правдивый, искренний человек вдыхает аромат благовоний, исходящий из мудрости, назидания и любви. Каждому из нас надо постараться раскрыть слух сердец и с вниманием, искренностью слушать каждую мудрость, высказанную этим человеком.

Все эти наставления и советы, о дорогой читатель, – из вечных и непреходящих ценностей. Нам следует прислушиваться к ним очень внимательно, чтобы мы могли идти к истине самым прямым путём. Назидания и увещевания таких классиков исламских наук необходимо читать не спеша, по нескольку раз, ибо в них кроется множество мудростей и значений. Сколько бы раз их не читали, каждый раз будет открываться что-то новое. В этом и заключается их особенность. Мы просим Всемогущего Аллаха, чтобы Он сделал нас одними из тех людей, которые слушают слова и следуют лучшим из них! Да будет мир над всеми нами!

Материал подготовил Абдурахман Алиев

Однажды, когда Лукман аль-Хаким был ещё рабом, хозяин ему приказал зарезать овцу и принести самое грязное и мерзкое, что есть в этом животном. Лукман выполнил поручение и вернулся с овечьим сердцем и языком. Хозяин улыбнулся.
Он понял значение и смысл поступка Лукмана. С той поры он проникся уважением к своему рабу. Через некоторое время Лукман снова был призван к хозяину. На этот раз ему было велено зарезать овцу и принести самое доброе, лучшее, что есть в этом животном. Вернувшись, он опять принес сердце и язык. Хозяин посмотрел на него с удивлением и спросил о смысле его поступка. Как же может быть сердце с языком самым мерзким и самым добрым одновременно?! Было ли это испытанием или нет, но мудрость Лукмана в ответе на тот вопрос проявилась следующим образом. Он сказал: «Воистину, о господин мой, если они оба станут добрыми, то нет более лучшего органа, а если они оба порочны, то могут быть и самыми мерзкими».
Лукман изрёк двенадцать тысяч глав мудрых выражений, и все они нашли применение в языках всех народов.
Еще одна история о мудрости Лукман аль-Хакима. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Основой мудрости является богобоязненность.
Будь набожным (т.е. остерегайся запретного и сомнительного), и ты окажешься самым поклоняющимся из людей. Будь богобоязненным, и ты станешь тем, кто больше всех выражает благодарность Всевышнему Аллаху.
Беды и несчастья исходят, зависят от языка».

Лукман аль-Хаким был работником у одного купца, и когда тот лучше узнал характер и достоинства Лукмана, он старался не разлучаться со своим работником. Во время их совместной трапезы он подкладывал ему лучшие куски и, если Лукман отказывался от какой-нибудь пищи, он к этой пище тоже не прикасался.
Однажды этому купцу прислали дыню, и он, как всегда, позвал Лукмана, чтобы угостить его. Хозяин разрезал дыню на куски и первый кусок отдал Лукману, а тот стал его есть с таким удовольствием и наслаждением, будто дыня эта была слаще мёда. Хозяина с удовольствием наблюдал за Лукманом, евшим дыню, и продолжал отрезать ему кусок за куском. И только после пятого отданного Лукману куска он решил и сам попробовать её. Но как только откусил её самую малость, невыносимая горечь наполнила всё его тело и язык. «Я удивляюсь, - сказал хозяин, - как ты мог поглощать столько горечи и почему ты ел кусок за куском, не сказав об этом?» «Зная твоё дружеское ко мне отношение, - ответил Лукман аль-Хаким - и помня о том, сколько сладостей вкушал в твоем доме, я счёл обязанностью принять в нём и горечь.
И хоть эта дыня оказалась горькой, рука, дающая мне её, была доброй. А какое может иметь значение горечь в сравнении с добротой?! Доброта всесильна, она может обратить медь в золото, она помогает переносить горе и сострадание, она может превратить уксус в сок и темницу в цветник, а яд - в нектар. И даже райский сад, если в нём не будет доброты, покажется Адом. Зло же - это всего лишь суета сует, чуждая истинному значению, от которого происходит доброта».

Лукман аль-Хаким говорил: «Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими » .

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...