Марфо-Мариинская обитель — тихий уголок огромного мегаполиса.

На улице Боль-шая Ор-дын-ка в усадь-бе, ку-п-лен-ной ею в 1907 году. На-ча-ла дей-ст-во-вать 10(23).02.1909 года. Соз-да-ние Марфо-Мариинская обитель бы-ло свя-за-но с ак-тив-но об-су-ж-дае-мой в русском об-ще-ст-ве в XIX - начале XX веков иде-ей воз-ро-ж-де-ния древ-не-го цер-ков-но-го ин-сти-ту-та диа-ко-нис. На-зва-ние оби-те-ли свя-за-но с тем, что, по за-мыс-лу Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны, ра-бо-та сес-тёр ми-ло-сер-дия в Марфо-Мариинской обители долж-на бы-ла со-че-тать слу-же-ние двух еван-гель-ских пер-со-на-жей - сес-тёр Мар-фы (слу-же-ние ближ-не-му) и Ма-рии (ду-хов-ная жизнь) (Лк. 10:38-42).

Со-глас-но Ус-та-ву (ут-вер-ждён в 1908 году, 2-я ре-дак-ция - 1914 год), Марфо-Мариинская обитель бы-ла при-зва-на тру-дом сво-их сес-тёр и др. воз-мож-ны-ми спо-со-ба-ми «по-мо-гать в ду-хе чис-то-го хри-сти-ан-ст-ва боль-ным и бед-ным и ока-зы-вать по-мощь и уте-ше-ние стра-ж-ду-щим и на-хо-дя-щим-ся в го-ре и скор-би». 9(22).04.1910 года епископом Дмит-ров-ским Три-фо-ном (Тур-ке-ста-но-вым) в сё-ст-ры оби-те-ли бы-ли по-свя-ще-ны 17 жен-щин (вме-сте с Ели-за-ве-той Фё-до-ров-ной), дав-ших обет по-слу-ша-ния, не-стя-жа-ния, це-ло-муд-рия, при-зре-ния бед-ных и боль-ных, тво-ре-ния до-б-рых дел в ду-хе хри-сти-ан-ской люб-ви. При этом сё-ст-ры мог-ли по-ки-нуть оби-тель и вый-ти за-муж, так-же мог-ли по-стричь-ся в мо-на-ше-ст-во . Великая княгиня Ели-за-ве-та Фё-до-ров-на бы-ла воз-ве-де-на в сан на-стоя-тель-ни-цы. Рас-смот-ре-ние по-дан-но-го в 1911 году Ели-за-ве-той Фё-до-ров-ной хо-да-тай-ст-ва в Си-нод о при-свое-нии стар-шим сёст-рам Марфо-Мариинской обители зва-ния диа-ко-нис Си-нод от-ло-жил до По-ме-ст-но-го со-бо-ра , од-на-ко По-ме-ст-ный со-бор 1917-1918 годов из-за ре-во-люционных со-бы-тий в стра-не этот во-прос рас-смот-реть не ус-пел.

В Марфо-Мариинской обители дей-ст-во-ва-ли бес-плат-ные боль-ни-ца (в го-ды Первой ми-ро-вой вой-ны - ла-за-рет для тя-же-ло-ра-не-ных), ап-те-ка, ам-бу-ла-то-рия, сто-ло-вая, жен-ская вос-крес-ная шко-ла, при-ют для де-во-чек-си-рот, биб-лио-те-ка. Еже-днев-но несколько сес-тёр ра-бо-та-ли в го-ро-де, в т. ч. (с осе-ни 1913 года) в са-мом ни-щем рай-оне - на Хит-ров-ке, ока-зы-вая пер-вую медицинскую по-мощь и оп-ре-де-ляя без-дом-ных де-тей в при-юты. Сё-ст-ры по-лу-ча-ли медицинскую под-го-тов-ку под ру-ко-во-дством из-вест-ных московских вра-чей.

Великая княгиня Ели-за-ве-та Фё-до-ров-на бы-ла аре-сто-ва-на 07.05.1918 года и вме-сте с сё-ст-ра-ми оби-те-ли Вар-ва-рой Яков-ле-вой и Ека-те-ри-ной Яны-ше-вой вы-сла-на в Ека-те-рин-бург. Оби-тель про-дол-жа-ла су-ще-ст-во-вать (с 1922 года как Мар-фо-Ма-ри-ин-ская тру-до-вая об-щи-на) до 1926 года. На мо-мент за-кры-тия в ней бы-ло 111 сес-тёр.

В 1992 году по бла-го-сло-ве-нию пат-ри-ар-ха Мо-с-ков-ско-го и всея Ру-си Алек-сия II на-ча-лось воз-ро-ж-де-ние Марфо-Мариинской обители, во-зоб-нов-ле-но слу-же-ние сес-тёр ми-ло-сер-дия. В 2008 году за-вер-ше-ны ре-монт-но-рес-тав-рационные ра-бо-ты, при оби-те-ли от-кры-ты об-ще-об-ра-зо-ва-тель-ная Ели-за-ве-тин-ская гим-на-зия (в бывшем жи-лом до-ме 1861 года), ме-мо-ри-аль-ный му-зей великой княгини Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны. Марфо-Мариинская обитель име-ет (2009 год) около 20 са-мо-стоя-тель-но дей-ст-вую-щих по её ус-та-ву от-де-ле-ний в Рос-сии, на Ук-раи-не, в Бе-ло-рус-сии.

Архитектурный ансамбль.

Пер-во-на-чаль-но для нужд Марфо-Мариинской обители бы-ли при-спо-соб-ле-ны по-строй-ки середины XIX века преж-ней усадь-бы. В од-ном из до-мов (1853 год, архитектор С. П. Ни-коль-ский) бы-ла уст-рое-на до-мо-вая церковь Свя-тых Мар-фы и Ма-рии (ос-вя-ще-на в 1909 году; вновь ос-вя-ще-на в 1993 году). В южной час-ти Марфо-Мариинской обители архитектор А. В. Щу-сев соз-дал но-вый ан-самбль в не-орус-ском сти-ле, со-че-тав-ший мо-ти-вы нов-го-род-ско-псков-ской шко-лы зод-че-ст-ва и ху-дожественные приё-мы мо-дер-на .

В цен-тре ком-плек-са - 2-столп-ный с мас-сив-ной лу-ко-вич-ной гла-вой и при-мы-каю-щей тра-пез-ной с 2 звон-ни-ца-ми По-кров-ский со-бор (1908-1912 годы; в крип-те-усы-паль-ни-це - храм Ар-хан-ге-ла Ми-хаи-ла, всех Не-бес-ных Сил бес-плот-ных и всех свя-тых, 1914 год, ос-вя-щён в 1917 году) со скульп-тур-ным уб-ран-ст-вом ра-бо-ты Н. Я. Та-монь-ки-на (1908 год; кти-тор-ские порт-ре-ты на северном при-тво-ре) и мо-заи-ка-ми по эс-ки-зам М. В. Не-сте-ро-ва. В ин-терь-е-ре - рос-пи-си Не-сте-ро-ва (1910-1912 годы; на восточной сте-не тра-пез-ной - ком-по-зи-ция «Путь к Хри-сту»; в ос-нов-ном объ-ё-ме - «Хри-стос у Мар-фы и Ма-рии», «Ут-ро Вос-кре-се-ния», под-ку-поль-ное изо-бра-жение Бо-га Са-вао-фа) и П. Д. Ко-ри-на («Путь пра-вед-ни-ков ко Гос-по-ду» в крип-те, 1914 год); ико-но-стас с цар-ски-ми вра-та-ми по эс-ки-зу Не-сте-ро-ва. В ан-самбль так-же вхо-дят ог-ра-да со Свя-ты-ми вра-та-ми по улице Боль-шая Ор-дын-ка и ог-ра-да вдоль южной гра-ни-цы оби-те-ли с при-стро-ен-ны-ми сто-рож-кой и ча-сов-ней.

При строи-тель-ст-ве церк-ви Щу-сев за-но-во рас-пла-ни-ро-вал рас-по-ло-жен-ный на тер-ри-то-рии хра-мо-во-го ком-плек-са парк с до-мом са-дов-ни-ка (ре-кон-ст-руи-ро-ван в 2007-2008 годах), 2 фон-та-на-ми (скульп-тор Та-монь-кин). В 1911 году за-вер-ши-лось фор-ми-ро-ва-ние за-строй-ки основной час-ти вла-де-ния оби-те-ли. Вдоль его северной гра-ни-цы по про-ек-ту Д. М. Че-ли-ще-ва воз-ве-де-но 3-этаж-ное зда-ние об-ще-жи-тия сес-тёр (в 1926-1994 годах - по-ли-кли-ни-ка), со-еди-нён-ное пе-ре-хо-дом с ап-те-кой и ам-бу-ла-то-ри-ей. То-гда же до-строе-на северная часть ка-мен-но-го фли-ге-ля (клас-сы для обу-че-ния де-во-чек при-юта, вос-крес-ная шко-ла, квар-ти-ра свя-щен-ни-ка). В 1990 году в пар-ке ус-танов-ле-на мра-мор-ная скульп-ту-ра великой княгини Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны ра-бо-ты В. М. Клы-ко-ва.

В 1920-е годы бы-ла ут-ра-че-на лич-ная библиотека Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны. Со-хра-ни-лись вы-ши-тые ею ико-ны «Спас Не-ру-ко-твор-ный» и «Свя-тые Мар-фа и Ма-рия» (с 2008 года - в ме-мо-ри-аль-ном му-зее оби-те-ли). Сре-ди ре-ли-к-вий оби-те-ли - ман-тия преподобного Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го (с 2008 года - в По-кров-ском со-бо-ре).

Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Она выбрала форму служения, близкую к монастырской жизни, но во многом от нее отличавшуюся. Так, сестры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке – везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. На официальном открытии обители в 1909 году сестер было всего шесть, но со временем их количество возросло до тридцати.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора . Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

После революции и убийства в 1918 году великой княгини Елизаветы Федоровны в Алапаевске Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.

Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.


Всего 47 фото

Есть в Москве одно удивительное место поражающее своей тихой радостью и смирением. Одновременно здесь очень красиво и спокойно. Можно вполне себе прийти сюда отдохнуть от суетной городской жизни или беготни по осмотру московских достопримечательностей. Это Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке, что недалеко от ст. метро Третьяковская. Подробно я уже рассказывал об этой обители в материале . Сейчас же мы с вами прогуляемся по весенней Марфинско-Мариинской обители и просто отдохнем и расслабимся. Пусть ваш взгляд просто скользит по фотографиям и позвольте себе не думать ни о чем. Так мы сможем получить максимум релакса и возможно даже нечто более возвышенное. Уже пятый час дня, собираются тучи. Поэтому некоторые фото воспринимаются несколько драматично. Может оно и к лучшему. Ведь судьба этой обители и ее настоятельницы весьма грустная. Основательницей этой обители является великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она вовсе не русская по своей крови, но стала ей по вере своей и делам ее. Елисавета Феодоровна родилась в 1864 году в немецком городе Дармштадте. Ее мать Алиса была дочерью королевы Англии Виктории, а отец Теодор Людвиг IV - Великим герцогом Гессенским...

После революции в мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Вместе с ней находилась и сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками - сброшена живой в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска вместе с многими другими Романовыми. В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской православной церковью за границей). Я буду лишь напонминать о том, что мы видим и постараюсь не пергружать пост информацией.

Если проходить по Большой Ордынке от центра - можно легко пропустить главные ворота Марфо-Мариинской обители, что находится по четной стороне улицы.
02.

Обитель основана в 1909 году.
03.


04.

Вскоре после гибели своего мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и расположилась Марфо-Мариинская обитель милосердия.
05.

Соборный храм обители - Покровский собор - был спроектирован Алексеем Щусевым совместно с Б.В. Фрейденбергом и Л.В. Стеженским.
06.

Воротный двор. Справа - сторожка и привратная часовня.
07.

Фонтан у привратной часовни
08.


09.

22 мая 1908 г. на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества XII-XIV вв. Массивный объем храма с узкими щелевидными окнами увенчан крупной шлемовидной главой.
10.

Гладкие белые стены украшены кирпичным декором и каменной резьбой (скульптор С.Т. Коненков). Восточная часть здания, обращенная к улице, наиболее выразительна и пластична. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Покровский собор освящен впервые в 1911 году, а 26 августа 1917 года состоялось полное освящение построенного и расписанного храма Пресвятой Богородицы.
11.

Южный фасад Покровского собора Марфо-Мариинской обители
12.


13.

14.

15.


16.


17.

18.


19.


20.


21.

Западный фасад Покровского собора Марфо-Мариинской обители
22.

Вид на обитель с Голгофы
24.


25.

26.


27.


28.

Часовня Елисаветы Феодоровны
29.


30.

Больничный корпус для заразных больных. Сейчас он зовется сторожкой садовника.
31.


32.


33.


34.


35.

Северные врата Xрама Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители
36.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...