Марксистская философия определение. Философия марксизма и ее фундаментальные принципы

Одной из наиболее влиятельных философских систем XX века был марксизм. В Советском Союзе, странах восточной Европы, Азии, Америки философия марксизма была официальной философской доктриной, определяя мировоззрение огромного количества людей. В социалистических странах она выполняла функцию государственной идеологии.

Анализ философии марксизма следует начать с того, что марксизм и философия марксизма не совпадают по объему. Марксизм как идеологическая доктрина состоит их трех составных частей: социально-политическая часть (научный социализм , коммунизм), экономическая часть (политэкономия) и собственно философия. Теоретики марксизма четко определяли теоретических предшественников каждой составляющей марксизма. Теоретическими предшественниками социально-политической доктрины определялись представителем французского утопического социализма в лице Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Фурье (1772 - 1837гг.).

В заслугу им ставилась идея перехода от капиталистического общества к обществу без частной собственности. Теоретическими предшественниками экономической теории марксизма считались английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо , создавшие трудовую теорию. И, наконец, теоретическими источниками философии марксизма была немецкая классическая философия в лице Г. Гегеля (диалектика) и Л. Фейербаха (материализм).

Основные идеи философии марксизма следующие:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя - это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение - это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.


7. Практика - основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».

На базе выработанной философской методологии самодвижения общества была выработана политическая цель - уничтожение капиталистического общества и переход к следующей фазе общественного развития - коммунизму. Этот переход К. Маркс считал не насилием над историей, а наоборот - совершенно естественным процессом, что вполне укладывалось в его концепцию истории как естественно-исторического процесса. Капитализм погибнет, когда перестанет быть эффективной частная собственность , лежащая в основе капиталистического производства. При этом у К. Маркса речь не идет о дележе частной собственности, как это было у некоторых представителей утопического социализма. Речь идет об уничтожении частной собственности вообще как общественного явления. При этом справедливости ради следует заметить, что К. Маркс ни в одной из своих работ не говорит о сроках перехода общества от капитализма к коммунизму, а лишь показывает логику этого перехода.

Философия К. Маркса, как и все его социально-политическое учение, оценивается по-разному. Например, К. Поппер , автор работы «Открытое общество и его враги» дает следующий комментарий: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства». Но далее продолжает: «Несмотря на все его несомненные достоинства, я считаю Маркса ложным пророком. Он был пророком, указывающим направление движения истории, и его пророчества не сбылись».

Первой самостоятельной философской работой можно считать «Экономическо-философские рукописи 1844 года», написанные К. Марксом в 26-летнем возрасте. Анализируя положение рабочего в системе капиталистического производства, он вводит понятие «отчужденный труд», как наиболее точную характеристику положения рабочего в условиях тогдашнего капитализма. К. Маркс пишет: «Конечно, труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит отрицание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих.

Он творит красоту, но также и уродует рабочего». И далее: «Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут как от чумы». И завершает анализ отчужденного труда следующим образом: «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще, расположась у себя в жилище, украшать себя и т.д. - а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным.

В теории К. Маркса рабочий класс (пролетариат) становится не только главной жертвой капиталистических общественных отношении, но и главным действующим субъектом при освобождении общества от капиталистического гнета. Его борьба должна завершиться установлением диктатуры пролетариата , которая уничтожит частную собственность и капиталистическую эксплуатацию.

Если отвлечься от таких сторон теоретической деятельности Маркса и Энгельса, как экономических, исторических, политических и пр. и вести речь только о философском наследии, то можно вполне обоснованно сказать, что центральной темой марксизма стала идея материалистического понимания истории . Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Хотя общество и состоит из великого множества людей, у каждого из которых своя голова на плечах, свои цели, но действия миллиардов людей как бы уравновешивают друг друга. В целом развитие общества, по Марксу, - процесс естественно- исторический. "Общество не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отклонить последние декретами". Общественное производство есть как материальное производство, так и производство духовное (производство сознания). Первое из них является определяющим. Оно же обусловливает и образ жизни, и сущность людей той или иной исторической эпохи (общественно-экономической формации) как "совокупности всех общественных отношений".

Материализм Маркса отнюдь не подчиняет духовные ценности материальным (как это нередко приписывается). Духовная жизнь выше жизни материальной. Однако именно поэтому она требует для себя фундамента. На протяжении веков и тысячелетий на строительство такого фундамента уходило почти все время, все жизненные силы человечества. Духовное творчество было уделом немногих. Но когда сущностные производительные силы труда достигают гигантской мощи, материальное производство теряет свой самодовлеющий характер, оно как бы "спрятано" от глаз, чтобы освободить место, "на земле" для жизни подлинно человеческой. Гегель - Фейербах - Маркс - таков классический (рационалистический) вектор развития европейской философии XIX в.

В конце XIX - начале XX вв. марксизм проникает в Россию, где становится идеологией большевизма. Первым распространителем марксизма в России был Г.В. Плеханов, однако «монополией» на него в конечном итоге овладела партия большевиков во главе с В.И. Лениным (1870 - 1924 г.г.). Сами большевики определяли ленинизм как марксизм XX в., эпохи крушения империализма.

Философская составляющая советского марксизма представлена, прежде всего, главной философской работой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в годы эмиграции после поражения первой русской революции 1905 - 1907 г.г. Внешней причиной написания работы стало развитие физики микромира. В.И. Ленин не был физиком, но в результате развития естествознания обострились мировоззренческие, философские проблемы. Выявленные в результате физических исследований новые свойства природы, повлекли, по мнению В.И. Ленина, неверные философские выводы. Так среди физиков появился лозунг «Материя исчезла», что вызвало негативную реакцию материалиста В.И. Ленина. Он настаивает на том, что не «материя исчезла», а исчез тот предел, до которого мы материю знали.

В этой же работе он дает свое определение материи, где связывает свойство «материальности» не с физическими свойствами объекта, а с объективностью его существования. Быть материальным - значит существовать независимо от нашего сознания. Главный предмет ленинской критики - не физические выводы, а выводы философские, которые делались сторонниками эмпириокритицизма. Из лозунга «материя исчезла» делался вывод о непознаваемости мира вообще и непознаваемости исторических закономерностей. А марксизм всегда настаивал на том, что исторические законы объективны и познаваемы. Идея коммунистической революции базируется на выявлении объективных законов мировой истории и их реализации на практике. Это не насилие над историей, а ее реализация.

Философское творчество В.И. Ленина завершается статьей «О значении воинствующего материализма», опубликованной в журнале «Под знаменем марксизма». Эта статья - его философское завещание. Одна из основных идей статьи - ведущая роль партии, пролетариата в борьбе против свергнутой, но удесятерившей свое сопротивлении. Применительно к области философии указанный принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последовательными материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов.

Ленин обращает внимание на те идеалистические выводы, которые делаются буржуазными учеными из новейших открытий в области естествознания. Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в естествознании. Борьба В. Ленина против своих философских оппонентов завершилась в России в 1923 г. высылкой из страны ведущих ученых, которые не придерживались ленинских взглядов на философию на знаменитом «философском пароходе».

  • 1. Формирование философской позиции К. Маркса.
  • 2. Основные идеи марксистской философии.
  • 3. Коммунистические идеи К. Маркса.
  • 1. В 40-е годы XIX века на общественную арену выходит учение К. Маркса (1818 - 1883 г. г.), развиваемое им совместно с Ф. Энгельсом (1820 - 1895 г. г.). Оно становится значительным идейно-политическим течением в Европе в 70 - 90 годах XIX века и теоретической базой соответствующих политических партий конца XIX - начала XX веков. К их наиболее видным последователям можно отнести Л. Бебеля и К. Каутского в Германии, П. Лафарга во Франции, А. Грамши в Италии, Г. Плеханова и В. Ленина в России. Марксизм как теория представляет собой систему взаимосвязанных идей философского мировоззрения, экономического и социально-политического знания.

В эволюции философского мировоззрения К. Маркса можно выделить два этапа. Ранний (1841-1845 г. г.) - период формирования подхода к исследованию классических философских вопросов, относящихся к проблематике природы, сущности человека, отношениям людей между собой. И поздний этап (с 1845 г.), для которого характерна разработка конкретных концепций, связанных с выбором программ практических действий и общественного преобразования (о законах истории, значении материального производства в жизнедеятельности общества, коммунистическом идеале, классовой борьбе, социальной революции). Делалось это уже на базе ранее созданного философского мировоззрения и политико-экономического анализа капиталистического способа производства.

Возникновение марксизма имеет свои истоки, на первое место из которых следует поставить абсолютно объективные, социально-исторические причины и условия, сделавшие возможным и необходимым философию, уже в самом начале становления открыто заявившей о своей цели и задаче: не только объяснить, но изменить мир (К. Маркс "Тезисы о Фейербахе" 1845 г.). Середина и вторая половина XIX века - это эпоха индустриального развития капитализма, его экономических кризисов, это время революций, национальных войн. Социальные противоречия выливались в массовые выступления рабочих против тяжелых условий труда и жизни. К ним относится восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, революция 1848 г. Эти процессы нашли отражение у Маркса в виде его теории классовой борьбы, роли пролетариата в преобразовании общества революционным путем. Маркс изучает новое для Германии общественное движение - социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов. Принимая идею необходимости преобразования общества, он критикует утопичность проектов этого преобразования, в частности, понимание социальной справедливости через идею уравнительности.

Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской. Но наибольшее влияние на нее оказали немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом; английская политическая экономия А. Смита и Д. Риккардо; французский утопический социализм Ш. Фурье и А.К. Сен-Симона. Исходный пункт эволюции философского мировоззрения К. Маркса - идеи философии Гегеля, прежде всего, его диалектическая теория развития. Но уже в своей докторской диссертации "Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (1841 г.) Маркс, оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Дальнейшие теоретические исследования и практическая деятельность приводят Маркса к мысли о несоответствии теоретических положений философии Гегеля реальным общественным отношениям. Особо привлекает Маркса материалистическая философия Фейербаха с его критикой идеалистического понимания Гегелем сущности человека. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось еще и в том, что Фейербах соединил в своей философии традицию гуманизма (осмысление человека как высшей ценности истории) с атеистической критикой религии и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и людям.

Окончательный переход Маркса на материалистические позиции философии (1844 г.) связан с изучением политической экономии. Побудительной причиной интереса к этой области знания стало влияние Ф. Энгельса, самостоятельно пришедшего к материализму, увлеченного в это время философией Фейербаха и хорошо знавшего политическую экономию А. Смита и Д. Рикардо. Критическая работа Энгельса "Наброски критики политической экономии" (1844 г.) и навела Маркса на необходимость исследований в этой области.

Научные исследования этого периода обобщены Марксом в "Экономическо-философских рукописях" (1844 г.), в которых исследуются проблемы сущности и отчуждения человека в обществе (т.е. такого положения, когда деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, чуждую самому человеку). Сама идея отчуждения человека рассматривалась и в философии Просвещения, и в немецкой классической философии. Но Маркс не только анализирует, но стремится решить эту проблему. Сущность человека, полагает Маркс, есть труд. Однако фактически труд оказывается для него чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности. И человек в своем труде не утверждает себя, а как бы отрицает.

Поэтому и в центре внимания Маркса понятие отчужденного труда, которое фиксирует, во-первых, отношение работника к продукту его труда, во-вторых, характер самой производительной деятельности, в-третьих, исторически определенные производственные отношения. В концепции марксизма понятие отчужденного труда является базисным для любого вида отчуждения человека в обществе и исследуется, прежде всего, как экономическая проблема, получив в дальнейшем развитие в теории Маркса в виде теории прибавочной стоимости, товарно-денежных отношений, анализа накопления капитала.

2. Основные идеи философии марксизма имеют существенное отличие от предшествующего материализма. Прежде всего, философия марксизма представляет собой диалектико-материалистическое мировоззрение. На основе обобщения развития естествознания середины XIX века, усвоения богатства диалектических идей Гегеля и их материалистического переосмысления создана теория материалистической диалектики как общая теория развития. Материалистическая позиция связана с диалектическим подходом к осмыслению мировоззренческих проблем, поэтому марксистская философия - это диалектический материализм.

Марксистскую философию отличает иная трактовка сущности человека. В предшествующей философии она рассматривалась с позиций установления зависимости либо от так или иначе понимаемого абсолютного духа, либо от природы. Философам (и материалистам, и идеалистам) подлинно человеческим в человеке представлялось духовное начало, создающее высшие формы творчества и культуры. Маркс же выделяет практическую деятельность в качестве глубинной основы и характеристики человеческого мира. В "Экономико-философских рукописях 1844 г." и "Тезисах о Фейербахе" он утверждает, что жизнь людей носит преимущественно практический характер. Специфика позиции Маркса выражается в том, что он начинает не с природы и не с человека, а с их действительного единства, которое осуществляется постоянно в сфере материального производства. Человек как часть природы сам себя выделяет из остальной природы способом взаимодействия с ней, то есть собственным способом жизнедеятельности, каким является труд. В труде человек утверждает себя как не сводимое к природе существо. Таким образом, по Марксу, человек един с природой, но сам способ этого единства приводит к его отличию от него. И "зрелый" Маркс пришел к убеждению, что понять человека можно только через его жизнедеятельность, через общество, через историю. Человек таков, каким его делает история, общество. Следовательно, необходимо познать те закономерности, которые создают и развивают общество, закономерности общественной активности. Маркс увидел в этом ключ, с помощью которого можно глубже разгадать тайну человека. Такой подход к осмыслению сущности (природы) человека послужил основой качественно иного понимания истории - ее материалистической трактовки.

Материалистическое понимание истории стало главнейшей философской идеей марксизма. Основоположниками марксизма она разрабатывалась 50 лет - с середины 40-х по середину 90-х годов, наполняясь все новым и новым содержанием. Суть этой идеи в том, что утверждается определяющее значение в жизни общества материальных, производственных отношений. Но материалистическое понимание истории не отрицает роли идей в жизни общества (что особо подчеркивал Ф. Энгельс при разъяснении идей К. Маркса). Оно лишь требует идти дальше: откуда берутся сами идеи? Почему в одно время у одних людей преобладают одни, других - другие? Не отрицается и роль идейных факторов общественного развития (нравственных, научных, религиозных, правовых и т.д.). Их роль, несомненно, возрастает. Но как возник, как сформировался сам идейный фактор? Если его сформировали сами люди, то что их к этому влекло и побуждало? Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих" (1846 г.) и еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы" (1847 г.). В Предисловии к "Критике политической экономики" (1859 г.) Маркс резюмирует сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Такой подход, по мнению марксистов, дал возможность увидеть в многообразии истории стран и народов единство этой истории и универсальность ее движущих сил. Это позволило представить историю в виде поступательного закономерного развития, как естественноисторический процесс. Маркс увидел источник развития общества в изменении производительных сил, которые разворачиваются в структуре определенных производственных отношений, образуя такую экономическую реальность, как конкретно-исторический способ производства. Противоречия и изменения внутри его фактически предопределяют все, что происходит в истории и культуре. На основе классификации конкретно-исторических способов производства Маркс создал формационную теорию истории, выделив пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) и основные законы движения от формации к формации.

Своеобразным является в марксистской философии объяснение движущих сил общественного развития. Ими выступают сами люди, стремящиеся удовлетворить свои потребности, улучшить условия жизни. Объединяясь между собой, они производят материальные и духовные блага, обмениваются результатами деятельности посредством определенных (независимых от отдельных людей) общественных отношений. Если эти отношения препятствуют целям производства, люди их изменяют, создают новые. Изменения же, происходящие в материально-производственной деятельности, приводят к изменению условий жизни и соответственно, в конечном счете, к изменению самих людей. Такое самоизменение людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом проблемы человека, который рассматривается как совокупность всех общественных отношений.

Маркс полагал, что в соответствии со своими объективными интересами люди в обществе подразделяются на определенные классы, которые могут находиться между собой в антагонистических и неантагонистических отношениях. Между антагонистическими классами возникает классовая борьба, которая завершается социальными революциями и сменой общественно-экономических формаций.

Важнейшим тезисом марксистской философии является тезис о единстве теории и практики, ее претензия на практическую действенность, которую Маркс уже в "Тезисах о Фейербахе" сформулировал как обязанность философии не только объяснять мир, но и изменять его. Этот тезис имеет определенное основание в исторической связи философии с политикой, но его абсолютизация могла привести к превращению философии в идеологию. И привела в XX веке в российском варианте марксизма.

3. Как известно, важное место в философских теориях занимает обоснование того или иного идеала общественного развития. Таким идеалом в философии Маркса стала социалистическая (коммунистическая) идея. Она возникла задолго до Маркса и принадлежит не ему, а связана с целой традицией социально-философской мысли.

Социалистическая теория возникает как критика существующей цивилизации, которая в марксизме достигает ее предельного отрицания. При этом, социализм (и тем более коммунизм) в представлении Маркса является не абстрактным отрицанием цивилизации, а таким, которое преодолевает ее с сохранением всего богатства достигнутого. Маркс своей теорией коммунизма выдвинул альтернативу не просто капитализму самому по себе, а всей до сих пор существующей цивилизации, которая на этапе капитализма достигает своего наивысшего расцвета. Решающую роль капитализма в развитии техногенной цивилизации Маркс не отрицал. Но история общества, подчеркивал он, всегда включает историю культуры, в центре которой духовное, нравственное развитие человеческой личности, чему капитализм объективно не способствует.

Вся предшествующая история цивилизации, по мысли Маркса, неуклонно утверждала принцип общественного разделения людей: разделение их труда, собственности, власти, национальное разделение. История цивилизации выступает как история победы разделенного или частного индивида (собственника или работника) над всеми формами первоначальной коллективности людей. При этом частное не есть синоним индивидуального. Существующая цивилизация не знает другого способа объединения людей, как их объединение в качестве частных индивидов, связанных между собою узами, не имеющими прямого отношения к их личности, индивидуальности. В этом смысле она и противостоит культуре, в которой принципом коммуникации между людьми является неповторимая самобытная личность, индивидуальность каждого человека, его индивидуальная свобода. В терминах социально-исторической теории Маркса различие между существующей цивилизацией и культурой выражается как различие между капитализмом в качестве высшего этапа всего цивилизованного развития и коммунизмом как культурной альтернативой этому развитию. Переход этот виделся Марксу как неизбежный в свете реализации прав человека не только на свою частную жизнь, но и на свое индивидуальное существование и развитие.

Кардинальная идея философских и социологических исследований Маркса состояла в том, что научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества ломают рамки классовых и национальных отношений, создают условия для освобождения человека. Согласно Марксу, история человечества превращается во всемирный процесс, который он обозначил как социализм, с присущим ему производством вне наемного труда, отсутствием частной собственности в условиях свободной ассоциации свободных производителей. Труд в этом процессе превращается в средство саморазвития человека, в реализацию человеком его лучших личностных сторон, что в результате должно дать и качественно иное отношение человека к природе и другим людям.

Маркс, опираясь на историю западноевропейской культуры (что в общем-то имело ограниченный характер), попытался определить направленность развития общества. Он пришел к выводу, что общество, достигнув высокой степени своей материальной и культурной зрелости, решит проблему жизнеобеспечения и поставит во главу человека, создаст ему условия для всестороннего развития и проявления его способностей. Это будет общество "реального гуманизма", в котором свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех.

Марксу (но не только ему) принадлежит заслуга критики в середине XIX века противоречий существующей цивилизации, ее негативных последствий для человека: социальных, духовных, культурных, экологических. Эта критика стала одной из основных тем всех философских течений XX века. Неприятие Марксом буржуазной цивилизации в качестве окончательной и единственно возможной формы человеческой жизни ставят его в один ряд с известными мыслителями прошлого и настоящего, хотя и отличает предлагаемыми средствами решения проблем - революционными и насильственными.

В последнее время многие положения марксизма подвергаются критике. В частности, сегодня во многом неоднозначно воспринимается основной вопрос философии с утверждением первичности материи и вторичности сознания - особенно применительно к обществу, где важнейшую роль играют духовные начала. Вряд ли правомерно сведение личности к совокупности всех общественных отношений. Существует мнение об искусственном конструировании ряда основополагающих положений марксизма, в том числе об общественно-экономических формациях. Вызывает возражения принцип деления общества на классы и особенно обоснование классовой борьбы, ориентация на насильственный характер социальных преобразований.

Все это еще раз доказывает, что ни одна теория, которая возникла достаточно давно, никогда не может претендовать на всю полноту истины; не бывает, чтобы она не опроверглась ни в одном своем положении и предвидении. Это справедливо и для марксизма.

Задания. Вопросы.

1. Каковы исторические и теоретические истоки марксистской философии.

2. В чем суть подхода К. Маркса к проблеме отчуждения человека в обществе?

3. В чем отличие философии марксизма от предшествующего материализма?

4. Как называется философия марксизма и почему именно так?

5. Как понимается сущность человека в марксистской философии?

6. В чем суть материалистического понимания истории?

7. Как Вы понимаете мысль К. Маркса: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих"?

8. Как марксизм решает вопрос о движущих силах общественного развития?

9. Раскройте понимание идеала общественного развития в марксизме.

10. Дайте характеристику основных идей марксистской философии.

11. Какие положения марксистской философии подверглись критике в современной социально-философской мысли?

Задания. Тесты.

  • 1. Какая проблема находится в центре внимания К. Маркса в "Экономическо-философских рукописях 1844 г. ":
    • а) отчуждения человека;
    • б) потребностей человека;
    • в) идеального;
    • г) материального производства.
  • 2. Что, по мысли К. Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:
    • а) частная собственность;
    • б) характер труда;
    • в) социальное устройство общества;
    • г) нравственные отношения.
  • 3. В чем К. Маркс увидел источник развития общества:
    • а) в развитии потребностей людей;
    • б) в развитии производительных сил общества;
    • в) в научно-техническом прогрессе;
    • г) в противоречии субъекта и объекта.
  • 4. Что лежит в основе формационной теории истории марксизма:
    • а) различие в культурных ценностях;
    • б) способ производства;
    • в) уровень духовного развития общества;
    • г) тип государственного устройства.
  • 5. К. Маркс трактовал сущности человека как:
    • а) совокупность всех общественных отношений;
    • б) природное существо;
    • в) природно-нравственное существо;
    • г) разумное существо.
  • 6. Что выделяется в качестве движущих сил общественного развития в марксистской философии:
    • а) деятельность людей;
    • б) материальные интересы людей;
    • в) духовные потребности;
    • г) идеалы.
  • 7. Материалистическое понимание истории есть:
    • а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;
    • б) в качестве движущих сил общественного развития рассматриваются материальные потребности людей;
    • в) выдвижения в качестве идеала общественного развития общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;
    • г) утверждение определяющей роли материального производства в жизни общества.
  • 8. К какой работе К. Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир:
    • а) Тезисы о Фейербахе;
    • б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;
    • в) Немецкая идеология;
    • г) Предисловие "К критике политической экономики".

От идеализма я перешел к тому, чтобы искать идею в самой действительности. Боги, прежде жившие над землей, стали для меня ее центром.

Предпосылки возникновения марксистской философии, основные направления, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории и их содержание. Материя, движение, пространство, время. Материальное единство мира.

Материалистическое понимание истории. Понятие общественноэкономической формации. История как естественный закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию.

Гегель умер в конце 1831 г., после чего его ученики сразу образовали две партии, которые стали называть правыми и левыми гегельянцами. Согласно правым, прусское государство воплощало собой реализацию рациональности духа. Левые именем диалектики отвергали любое существующее государство. Именно клевому гегельянству относился и молодой К.Маркс.

Карл Маркс (1818-1883) родился в Трире в семье адвоката. Антисемитские законы поставили адвоката перед выбором: вера или профессия; он выбрал второе. Карл отправился в Бонн изучать юриспруденцию, но не слишком переутомлялся учебой, и разгневанный отец перевел сына в Берлинский университет, где царили строгие нравы.

«Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» - так называлась первая дипломная работа двадцатитрехлетнего Маркса. Академическая карьера Маркса рухнула, не успев начаться: в университете начались гонения на радикалов. Под влиянием Фейербаха Маркс пишет «Экономическо-философские рукописи 1844 года» и «Критику гегелевской философии права», которую опубликовали в Париже, где Маркс знакомится с Прудоном, Гейне, Бакуниным и, наконец, с Ф.Энгельсом, другом и соратником всей его жизни.

За сотрудничество в рабочем журнале Маркса высылают из Франции, он переезжает в Брюссель, где пишет «Тезисы о Фейербахе» и «Нищету философии», в которых порывает с младогегельянцами, атакует утопический социализм, защищая социализм научный.

В Лондоне, где финансовая поддержка Энгельса, несмотря на трудности, дала ему возможность продолжить экономические, исторические и социальные исследования для написания «Критики политической экономии» и «Капитала», первый том которого вышел при жизни Маркса (второй и третий посмертно), Маркс трудился до конца своих дней.

Фридрих Энгельс (1820-1895) сорок лет был другом и соратником Маркса. В соавторстве ими написаны работы «Святое семейство», «Немецкая идеология» и «Манифест коммунистической партии».

Из собственных сочинений назовем «Положение рабочего класса в Англии», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектику природы».

Марксистская философия является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя политэкономию и научный коммунизм. Этому учению суждено было сыграть огромную, и отнюдь, не только теоретическую, роль в жизни европейского и даже мирового человечества XX в.

Идейно-теоретическими предпосылками возникновения марксизма явились немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха, прежде всего); английская политическая экономия, открывшая законы движения буржуазного способа производства (классическая политэкономия А.Смита и Д.Рикардо); французский утопический социализм, давший беспощадную нравственную критику пороков буржуазного общества (А.Сен-Симон, Ш.Фурье).

Это и историческая наука, которая в лице французских историков Минье, Гизо, Тьерри открыла классы и классовую борьбу в обществе и провозгласила народ творцом всемирной истории; это и успехи археологии, открывшей формы жизни первобытного человека.

Однако возникновение марксизма нельзя объяснить только его идейно-теоретическими предпосылками (хотя они, безусловно, важны). На первое место следует поставить абсолютно объективные, социально-исторические причины и условия, сделавшие возможной и необходимой философию, открыто заявившую о своей цели и задаче: не только объяснить, но и изменить мир, а себя рассматривающую в качестве духовного оружия такого изменения.

К. Маркс: «Философы не вырастают как грибы из земли, они - продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и

невидимые соки которого концентрируются в философских идеях».

Социально-экономические предпосылки возникновения марксизма следует искать в утверждении буржуазных производственных отношений, гигантском прогрессе производительных сил, который сопровождался пролетаризацией населения, упадком промежуточных классов. Социальные революции в Европе отразились, в основном на прогрессе духовной культуры Германии.

Бурное развитие истории, литературы, музыки, правоведения и особенно философии, создавало такой мировоззренческий настрой, который приводил к абсолютизации значения духовных основ и идейного смысла человеческой жизни. Поэтому исключительно в сфере идей передовые умы Германии искали истоки социальных антагонизмов, обнаружение и критический анализ которых представлялся им единственным способом их преодоления (ликвидация нищеты и других социальных пороков).

Первоначально, как вы помните из философии Нового времени, эти возрения формировались на путях критики религиозных предрассудков, затем - в сфере философско-критического осмысления и реорганизации правовых отношений (философия эпохи Просвещения), далее в сфере политики и политической деятельности.

Последнее привело к столкновению прогрессивной интеллигенции с интересами господствующих классов. Либерализм последних сменился агрессией и репрессиями, практически разрушившими оппозицию и приведшими к формированию пролетарских профессиональных и политических организаций. Это политические предпосылки марксизма.

Конечно, и до Маркса многие мыслители высказывали неудовлетворенность существующим порядком вещей, призывали к его преобразованию. Но в их представлении эти преобразования должны были совершить те, кто для этого интеллектуально и духовно созрел, а это всегда было элитное меньшинство общества.

Маркс же обратился к трудящемуся большинству, к самому неимущему классу - пролетариату, которому «нечего терять, кроме собственных цепей».

К. Маркс : «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить».

Марксизм - философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Критикуя антропологический материализм Фейербаха за его абстрактный, вневременной и внеклассовый подход к пониманию человека и идеалистическую диалектику Гегеля за ее умозрительный, спекулятивный характер, Маркс в то же время опирался на наследие своих великих предшественников.

Диалектический материализм основывается на диалектике Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах, заимствованных у Фейербаха. Надо отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума и увидеть развитие диалектических принципов в самой действительности. Диалектический материализм - концептуальное ядро марксизма - обязан своим рождением именно Ф.Энгельсу.

Диалектика для Маркса была методом понимания истории и общества. Энгельс под влиянием позитивизма и эволюционизма (об этих философских и социальных направлениях мы поговорим в следующих темах) применил ее к природе.

В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельс указывает на естественнонаучные предпосылки становления диалектического материализма. Это три великих научных открытия: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина и открытие клеточного строения вещества.

Евгений Дюринг так прокомментировал первый том «Капитала»: «Туманная гибридная форма идей Маркса не удивит тех, кто знает, какие причуды можно скомбинировать на такой научной основе, как диалектика Гегеля». Реакция Энгельса была более чем решительной.

В «Анти-Дюринге» он пишет: «Диалектика ежедневно подтверждается тысячью примерами, и даже ребенок может понять ее (только не старый идеалист Дюринг). Диалектика есть не что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления». Энгельс признавался в письме к Марксу, что начал полемику, которой не будет конца. Действительно, споры о диалектике не утихают.

Б.Рассел: «Диалектика - одна из самых причудливых фантазий,

заимствованных Марксом у Гегеля».

Основной вопрос философии решается Марксом в пользу бытия, которое определяет сознание. Сознание понимается, как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Выделяется пять форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а через них - к практике. Маркс, подобно Гегелю, понимает философию как науку и поэтому стремится построить ее строго по научному методу. Он полностью отдает себе отчет в том, что следует методу Гегеля, переходя от абстрактного к конкретному.

Маркс подчеркивает, что на стадии выработки научных воззрений восходят от чувственно-конкретного к абстрактному, на стадии научного изложения восхождение осуществляется от абстрактного к конкретному.

Подлинные расхождения Маркса с Гегелем начинаются по поводу интерпретации природы идеального. Маркс решительно занимает материалистическую позицию: для него идеальное есть «материальное, переосмысленное в человеческой голове и преобразованное в ней».

Воззрения Маркса по поводу природы идеального вряд ли способны удовлетворить мыслителей масштаба Канта и Гегеля. Дело в том, что на практике нет прямых аналогов идеального, например, точек. Что касается набора категорий диалектики и законов, то он почти без изменений был перенесен из философии Гегеля в философию диалектического материализма.

К. Маркс: «Для меня идеальный элемент - не что иное, как элемент материальный, перенесенный в человеческий ум. Чтобы отделить рациональный момент от мистического вздора, надо поставить диалектику с головы на ноги».

Вместе с тем, Маркс вполне справедливо, рассматривает практику как критерий истины. Если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность ставится под сомнение.

Идеи становятся материальной силой, по Марксу, когда они овладевают массами. Процесс познания носит бесконечный характер, связанный с бесконечностью мира. Эту бесконечность можно понимать по-разному: бесконечность в пространстве, структурная бесконечность. Человек никогда не может познать мир до конца.

Если отвлечься от других сторон теоретической деятельности Маркса и Энгельса (экономических, исторических, политических, журналистских и пр.), если вести речь только об их философском наследии, то можно вполне обоснованно сказать, что центральной темой и главнейшей философской идеей (философским открытием) марксизма стала идея материалистического понимания истории. Основоположниками марксизма она разрабатывалась 50 лет, наполняясь все новым и новым содержанием.

Исторический материализм Маркса основывается на диалектико-материалистическом взгляде на историю. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: «Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих». И еще ярче: «Люди - и авторы, и актеры собственной драмы».

Концептуальное изложение своих взглядов зрелый Маркс дал в Предисловии к «Критике политической экономии», введя целый ряд философско-социологических понятий: производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция и др. Резюмировал сделанное им открытие так: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Маркс сознательно стремился к созданию науки об обществе. Науки нет без научных законов. Но возможны ли законы с их ВСеобщностью и необходимостью в условиях индивидуальной и общественной жизни людей, когда каждый человек обладает сознанием, следовательно, регулирует свою деятельность согласно собственным установкам? Поставленный вопрос не способен смутить Маркса, ведь он рассматривает духовный мир как что-то вторичное по отношению к внешнему миру.

Свой внутренний мир человек покидает в общественном труде, а это означает, что сферу общественного труда человека можно описать научно, посредством научных законов, которые дает пролетарская политическая экономия.

Экономическую систему общества образует единство производительных сил и производственных отношений, это базис общества. Экономические отношения определяют все другие общественные отношения, в том числе правовые, политические, религиозные, нравственные. Государственные и общественные институты выступают в качестве надстройки по отношению к базису, взаимно друг на друга влияют.

Развитие общества - процесс естественноисторический. В зависимости от уровня развития базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

К. Маркс: «Общество не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».

Огромной заслугой Маркса перед научным сообществом явилось выделение мира социального. До Маркса в мире фактов все видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное.

Маркс обнаруживает третий мир, мир общественного. Существо дела он рассматривает на примере товара, который в качестве потребительной стоимости не отличается от других природных объектов.

В качестве же меновой стоимости товар есть нечто чисто социальное (в природе нет меновых стоимостей). Когда вы изучали экономическую теорию, об этом шла речь.

Маркс был блестящим критиком пороков капиталистического общества. Эта критика уже сама по себе как-то стимулировала мысль о смене капитализма социализмом. Но именно стимулировала, не более того. Каковы же теоретические основания революционной теории марксизма?

Это, главным образом, марксова теория отчуждения труда. Тот, кто трудится, овеществляет свою деятельность в результатах труда. Если результаты труда присваиваются кем-то без соответствия его трудовому вкладу, то можно утверждать, что произошло отчуждение труда.

К. Маркс: «Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам».

Налицо эксплуатация капиталистом рабочего. Пока все логично. Но из этого следует тезис о необходимости замены частной собственности общественной. Как известно, прибавочный продукт никогда не принадлежит работнику, и при социализме из него государство осуществляет свои расходы, а сложное дело распределения по труду не получило должного разрешения и при социализме.

Таким образом, марксова концепция отчуждения труда не приводит к выводу о необходимости социалистической революции. Суть дела виделась Марксом в том, что в конкуренции капиталисты просто вынуждены будут нарушать права рабочих, относительное обнищание которых по сравнению с богатеющей буржуазией и приведет к социалистической революции.

Маркс догматически настаивал на тезисе, что лишь труд детерминирует товар, наделяя его ценностью. Так, значит, все, чего не касались руки рабочего: земля, чистая вода, самородки золота, минералы, наконец, красивое тело, - ценности не имеет? И разумно ли исключать из ценообразующих факторов труд тех, кто организует производство и распределение?

Не все пророчества Маркса оправдались, что заставило его апологетов приспосабливать теорию с помощью гипотез вместо того, чтобы критически ее пересмотреть. Дело кончилось тем, что Маркса пришлось спасать от марксистов (как раньше Аристотеля от его учеников).

Однако в реальную социальную жизнь человечества марксизм все-таки вошел, главным образом, своей не научно-философской, а идеологической стороной, как идеология открытого и жесткого классового противостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных идеалов будущего) крайние формы классовой борьбы: насилие, тоталитарную власть, беспощадную диктатуру.

Едва ли не самым тяжким наследием неадекватной трактовки марксовых идей стали авторитарные практики. Односторонняя и политически жестко ориентированная философская концепция В.Ленина привела к негативным результатам.

Ленин сводил едва ли не все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса. «Для меня будет желательным любое критическое суждение», - писал Маркс в предисловии к первому изданию «Капитала».

Как же, в таком случае, вместо критического рассмотрения марксистских текстов как научных к ним возникло отношение, подобное религиозному? Для многих марксистов тексты их учителя стали чем-то вроде аристотелевских во времена Галилея.

Для Ленина философия Маркса всегда была орудием в той сложной политической борьбе, которую он вел. Революционное насилие, мыслившееся первоначально как вынужденная мера, средство защиты от эксплуататоров, будучи освященным классовым, но в действительности узкопартийным интересом, гипертрофировалось и превратилось, по сути, в насилие над естественным ходом вещей, соблазнив в XX в. политиков-марксистов к опасным и роковым экспериментам над жизнью и судьбами народов.

Как бы то ни было, во избежание заблуждений необходимо иметь в виду, что взгляд на мир и историю через призму экономических отношений, данный Марксом, был настолько глубок и необычен, что о возврате к старым категориям социальной науки не могло быть и речи.

Проверьте себя

  • 1. Из каких составных частей состоит теория марксизма?
  • 2. Назовите идейно-теоретические, социально-экономические и политические предпосылки марксизма.
  • 3. В чем состоят общие черты и различия материализма Л.Фейербаха и К. Маркса?
  • 4. В чем сущность диалектического материализма?
  • 5. Как решается Марксом основной вопрос философии?
  • 6. Раскройте сущность исторического материализма Маркса.
  • 7. Почему Маркс считал развитие общества естественноисторическим процессом?
  • 8. В чем состояло обоснование Марксом неизбежности социалистической революции?
  • 9. Почему Маркса часто называют гениальным критиком, но плохим пророком?
  • 10. В чем вы видите основные достоинства философии Маркса?

Поговорим о прочитанном

  • 1. Как известно, пространство и время - это две субстанции существования материи. Все существует и в пространстве, и во времени. Как вы понимаете мысль Маркса о том, что «свободное время есть пространство для всестороннего развития личности»?
  • 2. Как вы думаете, почему многие исследователи философского наследия Маркса связывают возникновение марксизма именно с европейской революцией 1848 г.? Ведь первые, в том числе крупные работы Маркса и Энгельса были написаны еще в предреволюционные годы?
  • 3. Маркс считал, что в общественно-экономической формации определяющая роль принадлежит экономическому базису, который в значительной степени определяет идеологическую, политическую, социальную надстройку. Попробуйте проанализировать, как экономическая кризисная ситуация последнего десятилетия отразилась на политических и социальных, национальных и правовых, культурных и религиозных надстроечных отношениях?

Выберите правильный ответ

  • 1. Направление современной философии, являющееся материалистическим:
    • а) неотомизм;
    • б) марксизм;
    • в) экзистенциализм;
    • г) психоанализ.
  • 2. В марксизме материя трактуется как:
    • а) единство энергии и сознания;
    • б) вещество;
    • в) объективная реальность;
    • г) все, что доступно нашим ощущениям.
  • 3. Основные положения исторического материализма раскрываются Марксом в работе:
    • а) «Экономическо-философские рукописи 1844 года»;
    • б) «Критика политической экономии»;
    • в) «Тезисы о Фейербахе»;
    • г) «Нищета философии».

Темы рефератов

  • 1. Формационный подход к историческому процессу.
  • 2. Теория отчуждения Маркса и ее социальный смысл.
  • 3. Контуры нового общества в марксистской теории.

Прочтите дополнительно:

  • 1. Алексеева Т.А. Политическая философия. От концепций к теориям: Учебное пособие. М., 2007.
  • 2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
  • 3. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1999.
  • 4. Горский, Д.П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ): Учебное пособие. М., 1994.
  • 5. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
  • 6. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2, М., 1996.
  • 7. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.
  • 8. Марксизм и Россия. М., 1990.
  • 9. Марксизм: pro и contra. М., 1992.
  • 10. Социальная философия: Словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. М., 2003
  • 11. Трефил Дж. 200 законов мироздания. М., 2007.
  • 12. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов и др. М., 2006.
  • Учение о бытие и мире в античной философии (Гераклит, Элейская школа)
  • Атеизм "младших физиков" в античной философии, учение о бытие (Эмпедокл, Анкасагор, Левкипп, Демокрит)
  • Философия, метафизика, диалектика. Социально-философские воззрения Платона и Аристотеля
  • Средневековая философия. Особенности и принципы религиозного стиля мышления
  • Антропоцентризм и гуманизм как специфические черты эпохи Возрождения. Философское и космологическое учение Кузанского и Дж.Бруно
  • Философия и наука нового времени: эмпиризм, рационализм, методология знания
  • Социально-философские воззрения Гоббса, Локка, Руссо: проблемы естественного права и общественного договора
  • Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой классической философии
  • Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания
  • Принцип историзма и диалектика в немецкой классической философии. Учение Гегеля о "разумной действительности"
  • Антропологический материализм Л.Фейербаха и проблемы гуманизма
  • "Философия всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути богочеловечества (Соловьев, Карсавин, Булгаков, Франк)
  • Неопозитивная философия: этапы, основные направления, проблемы соотношения науки и философии
  • Экзистенциальная философия в XX веке (отношение к науки традиционной философии, проблема человека, трагическая диалектика, проблема свободы)
  • Герменевтика - "Философия понимания". Проблемы и тенденции
  • Социальная философия как наука. Системность социальной реальности: Маркс, Вебер, Парсонс
  • Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен сознания. Категория "оно", "я", "сверх-я" в философии З.Фрейда
  • Гносеология как философская дисциплина. База и цель гносеологии
  • Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные способы взаимодействия
  • Основные формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности
  • Развитие всемирной истории в 20 веке, ее основные тенденции
  • Проблемы современного информационно-технического общества
  • Проблема человека в истории философии. Его происхождение. Единство в нем биологического и социального
  • Философские проблемы экономической жизни общества: объективные и экономические законы, экономические отношения и экономические интересы
  • Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость. Концепция правового государства
  • Духовная жизнь общества: социальная природа и содержание духовной жизни, мораль как регулятор социального поведения
  • Культура как детерминанта развития общества. Искусство - важнейший вид духовной деятельности
  • Исторический процесс: специфика и проблемы формационного и цивилизационного подходов. Капитализм и социализм - основные тенденции 20 века
  • Социальные общности: понятие, формы, структура. Проблемы этносов и этнической дифференциации. Роль и значение интеллигенции в обществе
  • Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и общественные прогресс. Проблемы исторического сознания
  • Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки их преодоления
  • Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса

    Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах 19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
    - общественно политические процессы и выдвижение на арену политической борьбы пролетариата
    - социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей капитализма
    - предшествующий этап развития социально-политических взглядов

    Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала защищала.

    Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал, что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного мышления и использовал гегелевскую диалектику.

    Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в объективировании человеком своих собственных сил и придания им потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом антропологического содержания христианской религии имело положительное значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма, основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий истины.

    Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному. На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное, переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия. Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой категорией является труд как таковой.

    Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу природы, идеального существенным образом отличаются от представителей немецкой классической философии как Кант, Гегель.

    В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов, идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.

    Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.

    Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на голове и ее необходимо поставить на ноги.

    Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.

    Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса сделал Фейербах.

    В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так и в обществе.

    Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

    Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет социальному миру. До него фактически мир представляли как противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир - общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта, обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость) стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин для разработки теории революционной деятельности.

    Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества, что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то (капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления отчужденности труда необходима социалистическая революция.

    Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первой посылкой были согласны все (результаты не должны отчуждаться от непосредственного производителя), но вторая посылка, что только социалистическая революция преодолеет все это, вызвало неоднозначное отношение к марксистской концепции в целом.

    Карл Поппер , приняв в целом концепцию марксизма, вывод о социалистической революции отнес к историцизму, т.е. он утверждает, что в науке любые выводы и рекомендации необходимо делать осторожно, тем более выводы, основанные на политэкономии. В связи с этим он делает заключение: что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза, которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет распределена более справедливым способом.

    Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления можно считать и с этим согласны абсолютно все:
    - талантливую критику недостатков капитализма,
    - тщательную проработку теории проблем практики,
    - научное обоснование природы общественного.

    Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма.

    Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и умалению личностно-индивидуального.

    Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению.

    Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым, Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики.

    И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы, общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.

    Начиная с периода, когда Сталин прочитал и изложил диалектико-материалистическую философию в кратком курсе, она приобрела статус философско-политической науки. Сталин приспособил абстрактные философские положения к проблемам общественной жизни и к проблемам общественных наук. Он развел философию и науку как таковую. Это с одной стороны обеспечило отрицание возникающих новых идей и направлений в философии, во-вторых не способствовало разрешению цивилизационных проблем, возникающих в развитии человечества.

    После 20 съезда КПСС, стали более свободно выражать свои умонастроения и воззрения и тем самым внесли достойный вклад в развитие мировой философской науки.

    История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

    Вконтакте

    Возникновение марксизма

    Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

    Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и .

    Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

    Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

    Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.

    Философия марксизма

    Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

    Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал» .

    Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

    • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
    • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
    • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
    • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа ) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

    Разделение на экономические формации

    Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

    Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

    Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

    Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

    • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
    • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем , так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
    • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
    • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
    • – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной . Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
    • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей) , однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

    Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

    Что такое марксизм, кратко

    Философия и подходы марксизма

    Вывод

    Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...