Марксизм суть учения. Основные идеи марксизма

Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диа­лектический материализм нередко называют марксистской философией.

Философия диалектического материализма возникла в середине XIX в. Предпосылками возникновения марксистской философии были:

    промышленная революция в Европе (XVIII-XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду;

    появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными по­литическими требованиями;

    идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

    открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; уче­ние о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии.

Характерные черты марксистской философии:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с матери­алистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологичес­кие основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследо­ваний переносится из области отвлеченных рассуждений на область матери­ально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами про­летариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материали­стического понимания истории. По Марксу, общество развивается естествен­ным путем от одной общественной формации к другой. Характерные особен­ности каждой из этих формаций (ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отно­шения. Общество, где властвует товарное производство, порождает эксплуа­тацию и насилие. Преобразование общества с целью уничтожения эксплуата­ции возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к комму­нистической. Коммунизм, по Марксу, это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где ме­рилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Соратником К. Маркса был Ф. Энгельс. Вместе они разрабатывали основ­ные идеи материалистической диалектики. Ф. Энгельс много внимания уделял сущности материи, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философию марксизма – диалектика природы.

Исходной и базисной идеей философии марксизма является новая концепция человека. Почему она является исходной? Дело в том, что та иди иная концепция человека в явном или скрытом виде составляет ядро, стер­жень любой философской, мировоззренческой системы.

Это значит, что человек не просто предполагается как элемент «картины мира», рисуемой мировоззрением, но что он образует ее содержательный центр и вырабатывает представление о сущем как предпосылке и базисе собствен­ного бытия.

Историческая заслуга философии марксизма состояла в том, что она впер­вые преодолела мистификацию человеческой деятельности и созерцания, харак­терную для метафизического материализма, и одновременно идеалистическую мистификацию человеческой деятельности, сведя чувственность и деятельность в единый практически-жизненный процесс. Именно в практике, деятельности фи­лософия марксизма увидела подлинную сущность и основу бытия человека, равно как и единственный инструмент реального преобразования мира.

Исторически, в классическом философствовании человек в любой сфере своей жизнедеятельности представлялся одновременно как естественное и об­щественное существо. Разграничение того и другого в конце концов часто за­вершалось сведением второго к первому. Отсюда «естественное» в человеке стало чем-то вроде основания и критерия правильности организации обще­ства, его установлений и представлений. Так возникли понятия «естественное право», «естественная мораль», «естественное в искусстве».

Вместе с тем границы между царством природы и человека относитель­ны, поскольку ни человек не существует вне природы, ни природа в ее пер­возданном виде не может быть строго отграничена от действующего в ней человека. Это двойственное существование человека особенно хорошо про­сматривается в двойственном характере труда, в котором, по мнению Марк­са, осуществляется процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредству­ет, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Какой предварительный вывод можно сделать из данного определения тру­да, деятельности человека? С одной стороны, человек изменяет форму того, что дано природой (или совершается по ее естественным законам). С другой, человек осуществляет одновременно и свою сознательную цель, т. е. его дея­тельность носит целесообразный характер. Но здесь мы сталкиваемся с про­блемой. Если предмет природы становится объектом внимания и изменения благодаря цели, то откуда берется сама цель? Если эта цель предзаложена в человеке, то сам он так и остается природным существом, поскольку столь же целесообразно действует и животное, действия которого обусловлены природными факторами. И потому человеку предназначено осуществлять в сво­ей жизни те цели, которые преследует природа, сотворившая его.

С этой проблемой впервые столкнулся И. Кант, который рассуждает следу­ющим образом: покуда человек действует Целесообразно, он не свободно по­лагает свои цели, а исходит из своих наличных потребностей (страстей, инте­ресов, стремления к счастью) как преданных. Это его природа, но, повинуясь ей, человек продолжает оставаться несвободным, поскольку действует по за­конам высшей необходимости.

Свобода же человека достигается только тогда, когда человек дает себе закон деятельности сам, безотносительно к своей природе. Содер­жанием этого закона является «категорический императив», который у Канта формален, т. е. лишен какой бы то ни было содержательной определенности.

Тем самым попытка Канта выявить собственно человеческое содержание человеческой деятельности закончилась, в сущности, опустошением сущнос­ти человека, молчаливым признанием ее неопределенности.

Маркс решение данной проблемы начинает именно с того пункта, на котором остановился Кант, – с «опустошения» человека.

Но при этом Маркс указывает, что опустошение это достигается не просто в результате отказа того или иного философа признать принцип целесообраз­ности, а как следствие частнособственнических отношений капиталистичес­кого общества.

С этой точки зрения, отличительной особенностью философии Маркса яв­ляется ориентация на необходимость революционного преобразования мира, основанного на частной собственности: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его», а философия как духовная квинтэссенция своего времени, по Марксу, призвана вносить в обще­ство мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческо­му прогрессу.

Целесообразная деятельность, понимаемая как достижение заранее за­данного результата, воплощаемого затем во внешнем продукте, есть непре­менный момент, хотя и только одна из сторон всякой практической деятельно­сти человека. Ее же конечной целью является не сам по себе внешний продукт, а человек, его свобода.

Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и харак­теристикой человеческого мира прежде всего потому, что, во-первых, прак­тика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Во-вторых, практика носит общественный характер, ее нет вне общения лю­дей. В-третьих, практика есть предметная деятельность. И, наконец, в-чет­вертых, практика исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людь­ми условий, обстоятельств и самих себя.

Именно исходя из такого неклассического определения практики, Маркс формулирует целый ряд основных идей нового философского Мировоз­зрения:

Идею материалистического понимания сознания и идеологии;

Идею диалектико-материалистического метода познания;

Идею человека как субъекта истории.

В данном случае остановим внимание еще на одной идее философии мар­ксизма – идее свободы человека. Для Маркса история человечества – это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. В основе того и другого существования человека находится соот­ветственно положительная и отрицательная стороны труда. Стало быть, труд – это, с одной стороны, специфически человеческая, творческая, свободная, фор­мирующая и развивающая человека и человечество сила, с другой же сторо­ны, – это отчужденный труд, деформирующий, уродующий человека и челове­чество.

То, что вся европейская культура развивалась и расцвела на почве час­тной собственности – это исторически достоверный факт. Но с развитием частной собственности и разделением труда труд утрачивает характер выраже­ния творческих сил, он все больше становится трудом отчужденным. Для Марк­са понятие отчужденного труда базируется на разнице между сущностью и су­ществованием, на том факте, что человеческое существование в условиях частной собственности удалено (отчуждено) от его сущности, что человек в дей­ствительности представляет собой совсем не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, что он есть не то, чем он должен стать и чем может стать.

Что происходит с человеком в процессе отчуждения труда (труда по принуждению, подневольного по своей сути)?

Во-первых , отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обедненным и опустошенным.

Во-вторых , отчуждение условий труда от самого труда, когда человеку про­тивостоят в отчужденной форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда.

В-третьих , отчуждение результатов труда. Чем больше человек произво­дит вещей, тем больше мир предметов, ему не принадлежащих.

В-четвертых , отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

В-пятых , отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответ­ствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причи­ной отклоняющегося поведения.

В обобщенной форме можно сделать такое заключение. Отчуждение ве­дет к переоценке всех ценностей. Если человек считает высшей целью доход, труд, экологию и прочее, он упускает из виду подлинно моральные ценности: богатство чистой совести, добродетели. В состоянии отчуждения каждая сфеpa жизни не связана с другими (экономика с моралью и т. д.). И это специфи­ческая особенность царства отчуждения, где каждый вращается в кругу своей собственной отчужденности и никого не трогает отчужденность других людей (чужая боль).

А если это так, то человек должен построить другое общество, по Марксу, это социализм, где основной целью станет свобода человека. Царство свобо­ды, по Марксу, начинается лишь тогда, когда прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутрен­ней природой человек – таков идеал философии человека и будущего общества, который Маркс называет «законченным гуманизмом», где индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения, разделения труда и частной собственности и тем самым становится человеком, «выдавливающим из себя раба», человеком развивающимся.

Маркс хорошо понимал, что человек – высшее существо, не сомневался ни в коей мере в необходимости ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным и порабощенным. При этом главный смысл со­здания общества реального гуманизма, по Марксу, как вершины человечес­кой цивилизации заключается во всестороннем развитии человеческих сил, в развитии личности каждого как условия свободного развития всех.

Выводы:

Во-первых , философия марксизма впервые формулирует новую концеп­цию природы, сущности человека.

Во-вторых , исходя из данной концепции, философия марксизма доказы­вает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и не­свободы людей.

В-третьих , философия марксизма доказала, что независимость и свобо­да основываются на акте самореализации, саморазвитии человека.

Контрольные задания:

I. Какой из законов материалистической диалектики, по утверждению Мар­кса и Энгельса, характеризует источник развития?

а) Закон единства и борьбы противоположностей;

б) Закон отрицания отрицания;

в) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

II. Что выражает понятие «надстройка» в философии марксизма?

а) Совокупность производственных отношений;

б) Систему идеологических отношений и институтов;

в) Основополагающие принципы научного познания;

г) Цель научного познания.

Устали от переводных американских книжек как заработать миллион? Американцы тоже устали. Именно поэтому с 2008 года, когда по мировой экономике ударил очередной кризис, «Капитал» неожиданно стал бестселлером. Люди покупали эту книгу и искали в ней ответ на простые вопросы – почему дела идут так плохо и как найти своё место в экономической системе?

К сожалению, разобраться в философии марксизма неподготовленному человеку не так-то просто. В этой статье я кратко и понятно расскажу о том, к чему пришёл Карл Маркс и как эту информацию можно использовать каждому из нас. Не бойтесь, идти на баррикады и штурмовать Зимний не придётся!

С чего начинался марксизм

Марксу не повезло. Его теория слишком опередила своё время. В середине XIX века быть социалистом считалось модно и прогрессивно. Империи изнемогали под гнётом экономических кризисов, колонии жаждали независимости, континенты сотрясали революции. Рабочие боролись за восьмичасовой рабочий день и улучшение условий труда во Франции, Англии, Германии, России.

Правительства вяло огрызались, финансовые тузы, в руках которых была сосредоточена реальная власть, откровенно паниковали. В мире царила страшная нищета с одной стороны и панический страх потерять свои накопления с другой. На всё это накладывались национальные конфликты и войны глобальных игроков за ресурсы. Знакомая картина, не правда ли?

В обществе был огромный запрос на теорию, которая, в конце концов, объяснит, что, чёрт возьми, происходит, и куда мы все движемся. На роль такого универсального знания было много претендентов.

  • Немецкая классическая философия в трудах своих лучших представителей, Канта, Гегеля и Шопенгауэра.
  • Английская политэкономия, которую создавали Адам Смит и Риккардо.
  • Французский утопический социализм Сен-Симона и Фурье.

Тем человеком, который смог обобщить самые передовые учения своего времени и дать ответ на общий вопрос и стал Карл Маркс. Однако ответ этот многим не понравился.

Суть марксизма, вопреки тому, что о нём сейчас принято думать, вовсе не в том, чтобы всё разрушить до основанья, а затем… В «Капитале» вообще не даётся никаких рецептов, как строить коммунизм или предшествующий ему социализм. Изложение ограничивается детальным анализом процессов, происходящих при капитализме, или, говоря, современным языком, при рыночной экономике.

В итоге Маркс математически доказал, что кризисы не зависят от жадности или порядочности бизнесменов, гениальности или глупости правительств, перенаселения или развития технологий. Кризисы являются неотъемлемой частью самой системы , поэтому избавиться от них не получится. Точнее, получится, но только за счёт столь глубоких изменений в самой структуре общества и экономического уклада, что от капитализма в итоге остаются рожки да ножки.

Конец истории отменяется

Так почему же Марксу не повезло? Причина простая. Его последователи слишком поторопились и сочли что общие прогнозы, намеченные в философии марксизма, должны сбыться с минуты на минуту. Успехи становления СССР и его победы только подтверждали верность идей. Марксизм триумфально шагал по планете, завоевав страны Восточного блока, Китай, Корею, Вьетнам, Латинскую Америку.

Посмотрите, например, на карту, которой в годы холодной войны пугали американских школьников. Со всех сторон бедную-несчастную маленькую Америку окружают злые марксисты. Согласитесь, если взглянуть на дело с такой стороны, это впечатляет.


Америка в окружении злых марксистов

Однако в том-то и крылась проблема. Вместо того, чтобы развивать и изучать политэкономию, уже существующие работы возвели в ранг священного писания. В СССР диалектический материализм и научный коммунизм преподавали в каждом вузе, а книги классиков марксизма-ленинизма издавали миллионными тиражами. Однако всерьёз их никто не читал и не собирался.

С падением СССР марксизм нарекли «мраксизмом», книги классиков выкинули на помойки. Западные «партнёры» тоже решили, что с коммунизмом покончено и даже объявили о конце истории. Согласно теории Френсиса Фукуямы , американского политолога японского происхождения, больше в мире не будет ничего интересного, а власть США установилась до конца времён.

Однако череда кризисов мировой экономики, внутренние проблемы западной цивилизации и рост условно социалистического Китая до уровня первой экономики мира показали, что всё не так просто. В 2008 году, в разгар ипотечного кризиса, германские издатели отметили, что спрос на «Капитал» вырос в семь раз. В феврале 2017 года газета «Вашингтон Пост» опубликовала результаты исследования о десятке самых популярных книг среди американских студентов. Среди античных классиков и методических пособий на 4 месте, к откровенному удивлению самих исследований, утвердился «Манифест коммунистической партии» . Наконец, издательства начали ловить тренд и издавать тот же «Капитал» в виде комиксов и в кратком изложении.


Комиксы выглядят симпатично, но не слишком объясняют что к чему

Неожиданно выяснилось, что многие вещи, о которых говорил Маркс, очень даже работают, вот только результатов нужно ждать не со дня на день.

Почему это так сложно и как сделать просто?

Карл Маркс и его друг Фридрих Энгельс оставили богатое литературное наследие, из которых главными стали несколько книг.

  1. «Капитал» — критика политической экономии
  2. «Манифест коммунистической партии»
  3. «Анти-Дюринг»
  4. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  5. «История рабочего класса в Англии»

Из них основным экономическим трудом по справедливости называют «Капитал». Строго говоря, это не экономика в чистом виде, как её сейчас преподают в западных (а с их подачи и в российских) институтах. Речь идёт о политэкономии, то есть о сложном взаимодействии производства, финансовых процессов и политики. То есть, то, чему сегодня учат экономистов – это шаг назад по сравнению с Марксом.

Однако попытки с наскоку одолеть «Капитал» самому могут разочаровать кого угодно. Изучение четырёх томов этой работы не просто сложно, а представляет серьёзное испытание даже для специалиста. Отчего так?

Высказывались теории, что это сознательное усложнение, вызванное некими чисто иудейскими традициями. На самом деле, конечно, причины другие.

  • Маркс лично подготовил для печати только 1 том. И это самая удобочитаемая часть работы. Остальные тома собирал Энгельс по оставшимся дневниковым записям и заметкам. И хотя сам он был неплохим публицистом, но предпочёл пожертвовать слогом, ради того, чтобы не пропала ни одна мысль его друга.
  • «Капитал» – это, всё-таки, научная работа, на которую ушло более 30 лет жизни очень образованного человека, знавшего несколько языков, собравшего и проанализировавшего огромный статистический материал. Книга изначально не предназначалась не столько для массовой аудитории, сколько для экономического научного сообщества. Излишние упрощения и популярный слог привели бы к тому, что работу просто проигнорировали бы те, кому она была адресована.
  • В то время такой формат подачи информации был принят. Я более чем уверен, что живи Карл и Фридрих в наши дни они вели бы динамичный канал на ютубе, лишь иногда предлагая своим фанатам аналитические статьи умеренной длины. Однако в середине XIX века информационный поток был не таким интенсивным . Люди спокойно могли посвятить месяц-другой своей жизни погружению в солидный том, с подробным анализом и многостраничными рассуждениями.

Сегодня, к сожалению, времени у каждого из нас всё меньше. В этих условиях разумной стратегией будет получить краткое и понятное изложение из философии Маркса. А книгу в бумажной версии приобрести уже потом, если очень захочется.

Прочесть «Капитал» онлайн можно здесь .

Прослушать аудиокнигу здесь .

Заказать для домашней библиотеки здесь .

А в этой статье мы вкратце рассмотрим три тома «Капитала» (четвёртый, незаконченный содержит историческую справку по экономическим теориям). И отметим те выводы, которые могут иметь практическую пользу для каждого из нас.

Что такое товар и почему из-за него все проблемы?

В первом томе речь идёт про капитализм в одной отдельно взятой фирме и про некоторые базовые представления, которые будут нужны в дальнейшем. Базовым элементом философии Маркса является товар. Это та самая клеточка, из которой выводится вся система мирового капитала. Товар – штука хитрая и противоречивая.

Ценность товара измеряется количеством труда, которое нужно приложить для его производства. Это называется «трудовая теория стоимости» и выглядит она довольно логично. Щебёнку добывать легче, чем алмазы, а потому и стоит она гораздо дешевле. Дорого стоит то, чего мало и что очень трудно добыть или изготовить.

Но как определить, сколько этого самого труда в каждом товаре? Люди привыкли свою работу ценить высоко, а работу другого не очень. Для этого и появился рынок с его невидимыми руками. Поторговавшись, парочка первобытных ребят могли прийти к соглашению, что для изготовления десятка глиняных горшков нужно столько же труда, сколько для вытёсывание одного каменного топора. Со временем этот первый примитивный рынок развился до современных бирж и брокерских контор.

На какой-то стадии для удобства обмена товаров были придуманы деньги. У большинства народов это был скот, потом оружие, потом золото.

Здесь появляется ещё два важных понятия марксизма.

  1. Производительные силы – проще говоря, это технологии, которые существуют в обществе. Сейчас их иногда называют ещё технологическими укладами
  2. Производственные отношения – система организации производства. Это как раз и есть те самые, известные со школы первобытный строй, рабовладение, феодализм, капитализм.

По Марксу главным законом является соответствие производственных отношении характеру и уровню производительных сил.

Это очень важно. Например, первобытному человеку не было смысла заводить рабов – их нужно кормить, охранять, а придумать им работу, выполняя которую они смогли бы обеспечить «и себя, и того парня» не получалось. Поэтому пленников либо принимали в племя, либо просто убивали.

На смену охоте и собирательству пришло земледелие и скотоводство – и появилось рабство. Раба можно заставить пасти стадо или махать мотыгой. При этом он добудет достаточно еды, чтобы досталось и хозяину, и охране и кое-что самому, чтобы не протянул ноги. Так постепенно с появлением новых технологий менялся общественный строй.

Если в государстве строят железные дороги и металлургические комбинаты, то держать крепостных крестьян невыгодно. Проще выгнать их в город и превратить в наёмных рабочих – как это произошло, например, во время промышленной революции в Англии, да и в любых других государствах. Некоторые «не вписывались в рынок», но это уже вопрос отдельный.

Итак, продолжим насчёт товара. У нас прокачались технологии, появился рынок и товар уже можно производить не для себя, а на продажу. И вот здесь Маркс выделяет так называемый товарный дуализм . Каждый товар имеет двойную ценность.

  1. Потребительная стоимость – его можно использовать по назначению.
  2. Меновая стоимость – его можно продать и получить деньги.

Именно от этого дуализма в дальнейшем и происходят все проблемы. Простой пример – уже упомянутый ипотечный кризис, когда дома строили и покупали не для того, чтобы в них жить, а для спекуляции. Рано или поздно покупателей не нашлось, отдать кредиты инвесторы не смогли и вся пирамида, с кучей вовлечённых структур и финансовых организаций, посыпалась вниз.

Так что все проблемы по Марксу, не из-за денег (как привыкли думать многие), а из-за товаров. Точнее, из-за их неправильного применения.

Кстати, в «Капитале» содержится точное определение богатства любой нации – это совокупность товаров, которыми та обладает. Под товарами понимается любая вещь, имеющая реальную ценность. Как видим, упор сделан не на денежки, расписки и кредиты, а именно на материальные ценности, которые можно потрогать и пустить в дело.

Деньги-товар-деньги

Есть товар, есть деньги. Как заставить эту систему работать на собственное благо? Здесь у предшественников Маркса возникала большая проблема. Никто не мог толком объяснить, откуда берётся богатство. Действительно, откуда?

  • Грабёж и насилие. Допустим, но при этом те, кого грабят, должны были бы откуда-то сами взять своё добро. Если все только разбойничают, то рано или поздно грабить будет попросту некого и некому.
  • Торговля. Чем-то похоже на прежний случай, но вместо старого доброго ультранасилия у нас мошенничество. Если богатство действительно появляется в ходе торговли, то купцы просто гоняют деньги и материальные ценности по кругу. Система замкнута и ничего нового в ней не появляется. Тем не менее, эта теория до сих пор имеет своих сторонников и называется «меркантилизм».
  • Земля и недра. Последователи этой теории назывались «физиократы». Они доказывали, что первоисточник любого богатства – это дары природы во всём их многообразии, начиная от полезных ископаемых и кончая обычным урожаем. Звучит логично, если забыть, что ценность земли равна нулю, когда ей никто не занимается. Продать-то её, конечно, можно, но вот пока она стоит непаханая, никакого дохода от неё не получишь. То же самое справедливо и по отношению к нефтеносным пластам и к залежам урановой руды.

В общем, Маркс подробно и со вкусом размазал по стенке всех своих оппонентов.

А потом доказал, что новая стоимость может взяться только из одного источника. Это производство.

Знаменитая формула оборота капитала выглядит так:

Д – Т…П…Т` – Д`

Д – это и есть капитал. Начальная сумма, которую вкладывает в дело предприниматель.

Т – это приобретённые средства производства (сырьё, станки) и рабочая сила.

П – процесс производства.

Т` – новый товар, который появляется в процессе работы и имеет большую ценность.

Д` – капитал вместе с прибавочной стоимостью, который получают после продажи конечной продукции.

И это единственный процесс, который генерирует прибавочную стоимость. Взял токарь стальную заготовку, на изготовление которой затрачено, например, 50 человеко-часов, поработал смену и наделал винтов, в которые заложено уже 58 человеко-часов. А уже потом эта стоимость реализуется на рынке, разделяется и превращается в зарплату токаря, доход бизнесмена, проценты, которые он платит банкиру по кредиту, налоги, которые получает государство и т.д.

Норма прибыли и норма прибавочной стоимости

Ещё два важных термина, которые ввёл Маркс, это норма прибыли и норма прибавочной стоимости . Норма прибыли равна:

где m – прибавочная стоимость,

с – постоянный капитал (то есть расходы на сырьё и оборудование),

v – переменный капитал.

Норма прибыли зависит от органического строения капитала . По мере развития технологий расходы на средства производства растут быстрее, чем расходы на рабочую силу. Одновременно растёт и минимальная сумма вхождения в отрасль. А развивать технологии и ставить новое оборудование приходится, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Кто не согласен, того ждёт банкротство, поэтому норма прибыли постоянно уменьшается.

Отсюда вытекает два важных следствия.

Во-первых, по мере развития каждой отрасли войти в нёё всё тяжелее. Вы можете открыть свою парикмахерскую, продав квартиру или накопив нужную сумму. Но вот запустить нефтяную компанию, банк или машиностроительный завод вы не сможете. А это значит, что всё больше людей оказываются отрезанными от возможности попасть в класс капиталистов.

Во-вторых, крупные компании получают возможность душить и вытеснять с рынка мелочёвку, причём без всяких бандитских разборок. Просто за счёт использования более дорогих технологий и получения более дешёвого продукта. Например, в большом городе вы и парикмахерскую открыть не сможете, потому что все потенциальные клиенты уже ходят в фирменный салон. В итоге мелкие производители разоряются, каждую отрасль делят несколько крупных корпораций. Результатом свободной торговли неизбежно становятся монополии.

Норма прибавочной стоимости вычисляется так:

Иными словами, это отношение вновь созданной стоимости, которую создаёт рабочий, к той зарплате, которую ему за это выдаёт капиталист. Можно также сказать, что это пропорция, в которой работник отрабатывает свою зарплату, и которую тратит на хозяина. В отличие от нормы прибыли, норма прибавочной стоимости всё время увеличивается.

Достигается это, опять-таки, за счёт технического прогресса – где раньше было нужно 10 человек, можно поставить одного. А также за счёт борьбы бизнесменов за свои права в рамках трудового законодательства. То есть, увеличение рабочего времени, сокращение социальных гарантий, перевод сотрудников на аутсорсинг, наём фрилансеров, внедрение различных средств эксплуатации рабочих, таких, как системы видеонаблюдения, CRM и тому подобное.

Например, в США норма прибавочной стоимости в обрабатывающей промышленности в 1909 году была равна 130%, в 1929 составляла 158-188%, в 1953 – 240%, а в 1966 – 314%. Практически любое «оздоровление» корпорации сегодня предполагает сокращение расходов на заработную плату, за увольнения сотрудников и увеличения интенсивности труда. Это, как правило, приводит к росту акций и радует инвесторов. Но не самих работников.

Оборот капитала и природа кризисов

Второй том «Капитала» самый сложный для восприятия, что признают даже завзятые марксисты. В нём рассказывается про борот денег, и, по идее, надо было бы использовать математический аппарат и обозначения из матана. Однако автор предпочёл писать всё текстом, ну, а когда цифры записывают буквами, понять это всегда оказывается непросто.

Почему он так поступил не очень ясно, поскольку Маркс отлично владел и дифференциальным, и интегральным исчислением и даже опубликовал несколько работ на эту тему, правда, малоизвестных. В них он пытался математическими методами рассчитать экономические циклы и научиться прогнозировать волны кризисов. Попытки эти к особому успеху не привели.

Тем не менее, Маркс сделал важный задел. Он разделил всю экономику отдельной страны на две большие сферы.

А – производство средств производства, то есть станков, руды, полуфабрикатов.

Б – производство средств потребления. Еды, посуды, одежды, жилых домов.

А. 4000 c + 1000 v + 1000 m = 6000 W

Б. 2000 c + 500 v + 500 m = 3000 W

Цифры могут означать, например, миллиарды долларов или рублей и они подобраны далеко не случайно. Деньги, которые тратят капиталисты из Б на заработную плату рабочим, должны вернуться им же при продаже предметов потребления. Расходы капиталистов из А на возобновления производственного цикла должны быть оплачены за счёт продажи их продукции.

Не будем вдаваться в детальный разбор, занимающий несколько сотен страниц, отметим только некоторые моменты, которые должны выполняться, чтобы экономика работала:

  1. В сфере Б должны произвести столько продукции, чтобы хватило для потребления рабочим и капиталистам и в Б, и в А (напомним, это товары потребления).
  2. В сфере А должны произвести столько продукции, чтобы хватило для самих А (то бишь, чтобы можно было продолжить производство), и для Б (чтобы они тоже могли производить потребительские товары).
  3. Зарплаты рабочих и прибыли капиталистов в А должны быть такие, чтобы им хватило закупить в Б всё, что нужно для жизни.

Если спрос и предложение в этой сложной схеме где-то не бьются, то отраслевые балансы перестают сходиться. И вот тогда-то и наступает кризис.

В итоге рынки оказываются забиты товарами, которые некому покупать. Заводы останавливаются, рабочие сидят без работы, а нет производства – без денег сидят все.

Если на этом месте вы скажете, что для решения проблемы нужно просто рассчитать межотраслевые балансы и начать планировать производство, спешу вас поздравить – вы только что заявили, что нужно уничтожить капитализм . Ведь главный догмат рыночной экономики – та самая невидимая рука рынка и свобода предпринимательства. Как только вы начинаете говорить деловым людям, что им выпускать и в каких количествах, вы заменяете рынок планом. И это уже не капитализм, а совершенно другая общественная формация.

Тем не менее, именно по такому пути и идут правительства, в тех или иных дозах вводя механизмы госрегулирования в экономику. Где-то ограничиваются налоговыми льготами и дотациями, как в США, а где-то напрямую вводят чиновников в состав правления корпораций, как, например, это до сих пор происходит в Южной Корее и Японии.

Или, как в современной России, сохранив за олигархами право формально владеть своей собственностью, заставляют их строить мосты, дотировать убыточные, но социально важные предприятия, либо вкладываться в невыгодные лично для них долгосрочные проекты. Это тоже регулирование межотраслевых балансов. Это марксизм.

Прибыль всегда уменьшается. Почему?

Третий том читать полегче. Как раз в нём-то и изложена одна из важнейших концепций Маркса – теория о постоянном снижении нормы прибыли . В «Капитале» причины этого расписаны на уровне математических выражений, причём, как ни странно, сделано это кратко и ясно, всего на несколько страниц.

Если оставить математику и объяснить то же самое простыми словами, то ситуация такова. Предположим, что у нас есть какая-то новая отрасль, где при небольших вложениях можно получить большие дивиденды. При условии свободного перемещения капиталов туда рано или поздно придёт огромная толпа бизнесменов, ищущих, куда бы вложить свободные средства. В итоге норма прибыли сократится и уменьшится до какого-то среднего по стране уровня.

Чтобы не ходить далеко, давайте посмотрим на рунет. Было время, когда приличные деньги можно было делать на интернет-магазинах, однако сейчас реклама съедает гораздо больше, чем приносят продажи. Причина? – бешеная конкуренция. Итог? – выживание нескольких десятков крупных проектов.

Те, кто занимается сайтами-статейниками, помнят, что на заре становления этого вида заработка можно было окупить вложения за 2-3 месяца. Сейчас хорошим сроком считается 1.5-2 года. В перспективе, по мнению специалистов, новые информационные сайты будут оправдывать себя за 8-10 лет.

Это относится не только к хайтеку, а и к любому бизнесу и любым инвестициям. Кстати, чтобы оценить уровень прибыльности, к которому стремится каждая отрасль, посмотрите на ставки по банковскому депозиту.

Маркс и банкиры

А ещё в третьем томе можно почитать про банковский капитал. Сегодня часто можно услышать мнение, что Маркса финансировали английские банкиры, и в своих работах он клеймил позором промышленников и хвалил банковских дельцов. Такая точка зрения стала популярна у наших соотечественников с лёгкой руки российских политологов Николая Старикова и Валентина Катасонова.

Мягко говоря, это не совсем так. Маркс банкиров не жаловал.

Вот вам прямая цитата про промышленников:

«Промышленный капитал есть единственный способ существования капитала, при котором функцией капитала является не только присвоение прибавочной стоимости, соответственно присвоение прибавочного продукта, но в то же время и ее создание ».

В общем, ребята молодцы, не только дерут три шкуры с работяги, но ещё и что-то полезное делают. А вот про банкиров:

Согласитесь, не очень похоже на защиту ротшильдов с рокфеллерами. Что Маркс действительно писал – так это то, что крупные банки забирают власть над экономикой благодаря контролю над информацией. Они имеют доступ ко всем транзакциям, они выдают кредиты, они владеют финансовой отчётностью каждого предприятия. А потому банк становится нервным узлом, который собирает все огромный массив информации о ситуации в экономике. И со временем он уже не оказывает сервисные функции, а напрямую контролирует производство.

Согласитесь, точка зрения довольно интересная, даже на современный взгляд.

Практические выводы

Итак, если вы осилили текст до этого места, то давайте подведём итоги. Что полезного может вынести каждый из нас из теории Маркса?

  1. Главное – это производство. Чем ближе к реальному сектору, тем надёжнее. Думая о том, куда вложит свои денежки, старайтесь избегать финансовых пузырей, пирамид, торговцев воздухом и виртуальных услуг. Старое доброе строительство и сельское хозяйство не принесёт тысячи процентов годовых, но выглядит куда солиднее.
  2. Норма прибыли всегда понижается. Ищите новые и перспективные отрасли. А если приходите туда, где всё уже занято, не рассчитывайте на быстрые деньги. Ориентируйтесь на обычный банковский процент.
  3. Монополизация. В каждой отрасли крупные корпорации рано или поздно захватят весь рынок. Не боритесь с ними. Не спешите открыть ИП и ставить ларёк, если рядом в перспективе появится гипермаркет. Подумайте, как вы сможете зарабатывать, не конкурируя, а сотрудничая с крупными корпорациями. Это может быть покупка акций, оказание смежных услуг, партнёрство или франшиза.
  4. Кризисы неизбежны. Они встроены в систему. От них не уйти. Всегда держите запас на чёрный день. При начале кризиса не паникуйте, не вкладывайтесь в авантюры. Сокращайте потребление, оптимизируйте все расходы и пережидайте. Когда-нибудь это кончится. А при грамотном подходе вы в итоге сможете ещё и заполучить за бесценок активы, что не смогли удержать ваши конкуренты.
  5. Противостояние хозяина и работника. Сотрудник всегда будет стремиться сделать поменьше и требовать побольше. Руководитель всегда считает, что работают мало, а платит он много. Если вы хозяин – сокращайте переменный капитал. Думайте о фрилансерах, о переводе сотрудников на аутсорсинг, об оплате в процентах от оклада. Если рабочий – учите назубок Трудовой кодекс, думайте о профсоюзах и коллективном трудовом договоре.
  6. Меняйте строение капитала. Экономьте на сотрудниках, но вкладывайте в технологии. Кто отстал от прогресса, тот вышел из игры.
  7. Настоящее богатство – средства производства. Это может быть не только завод, но и любой актив, который вы можете сдать в аренду и заставить приносить деньги. Начиная от квартиры и автомобиля и кончая строительным инструментом. Либо самому использовать для заработка. С этой точки зрения новая дрель куда полезнее, чем новый смартфон.
  8. Занимайтесь производством средств производства. Эта сфера самая богатая, перспективная и развивающаяся. На золотой лихорадке разбогатели не золотоискатели, а продавцы горного оборудования. Когда все бросаются делать интернет магазины, не открывайте интернет-магазин. Открывайте студию по созданию интернет-магазинов.

Полезное видео

А вот так вкратце трактуют марксизм сегодняшние поклонники немецкого экономиста. Ролик сделан убедительно и по делу.

Заключение

Конечно, во многом приведённые советы покажутся банальными. Однако присмотритесь к тому, как ведут себя люди вокруг вас – а многие ли следуют этим простым принципам? Теория Маркса не идеальна, но это одна из самых последовательных и грамотных концепций, которые стоит изучить, чтобы ориентироваться в экономических процессах.

А если вы хотите углубить свои познания, то советую приобрести «Капитал» в бумажном виде. Ведь даже если эта книга не пригодится вам лично, она станет отличным подарком для знакомого предпринимателя, и поможет при заведении деловых связей.

Основатели марксизма стали одиозными и политизированными фигурами, героями памфлетов и карикатур. Поэтому стоит вспомнить, что же они думали на самом деле, а не что им приписывают. Попробуем кратко описать основные идеи марксизма. Тем более что источников достаточно. Это зародилось не на пустом месте. На него повлияли теории Гегеля и Фейербаха, а также других представителей немецкой классической школы мышления.

Марксизм: основные идеи и концепции

Прежде всего, одной из главных теорий марксизма является признание существования общественного прогресса. его называется экономика. Основной характеристикой человека как существа признается наличие труда, практики. Последняя направлена на преобразование природы и общества. По сути, практика является основой истории, а также ее смыслом. Поскольку основные идеи марксизма состояли в распространении материализма на общественную жизнь, то и понимание истории в нем было соответствующим. Первичной в социуме является практика, она же выступает и в роли критерия правильности любой теории.

Основные идеи марксизма и материализм в истории

Не концепции и теории являются источником жизни. Они только отражают ее, иногда верно, а иногда и искаженно. Совокупность их называется идеологией, которая может как помогать так и тормозить его. Причиной процессов, происходящих в социуме, являются люди. Они вступают между собой в контакты, чтобы удовлетворить свои потребности. А поскольку первичными являются желания материальные: есть, спать и так далее - а потом уже философствовать, то основными отношениями между людьми считаются трудовые, производственные. Поэтому при изучении истории необходимо обращать внимание на основу общественной жизни. А это уровень способа производства, базис всего социума. являются основой любого государства. Им соответствует определенный уровень юридических, политических связей, а также состояния общественного сознания. Это Маркс назвал надстройкой. Все вместе представляет собой общественно-экономическую формацию, которая изменяется при переходе на новый способ производства. Он часто осуществляется революционным путем, если существует острый конфликт между группами людей, которые разнятся между собой по отношению к собственности, то есть классами.

Основные идеи марксизма и проблема человека

Есть причина, которая становится главным фактором в политической борьбе. Это частная собственность. Она порождает не только несправедливость в обществе, но и отчуждение между людьми. Существует несколько форм этого явления. Отчуждение может быть от продуктов производства, от самого труда, и, наконец, друг от друга. Необходимость (по сути, принуждение) работать приводит к увеличению желания иметь (обладать). Единственный выход, который видел Маркс из этого положения - эмансипация человека, создание таких условий, когда он мог бы работать не из потребности, а в удовольствие. Тогда люди из существ, стремящихся обладать, превратятся в настоящих гуманистов. Но философ полагал, что этот выход коренится в политическом решении вопроса: уничтожении частной собственности путем революции пролетариата и наступлении коммунизма. Правда, следует сказать, что Маркс и Энгельс при их четком и систематизированном анализе современной им экономики и социальных отношений очень туманно видели такого общества. Они, скорее, выдвигали его в качестве идеала. Практическую теорию революции и коммунизма породил уже марксизм. Основные идеи, кратко проанализированные в данной статье, были унаследованы многими политическими и философскими течениями и использованы как во благо человечеству, так и во вред ему. Но это уже совсем другая история.

Марксизм это диалектико -материалистическая философия , основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной политике . Если раньше философия пыталась только исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое, но с единственной и главной целью – изменить мир.

Изменение мира понимается марксизмом как процесс политический, связанный с насильственными, принудительными действиями в социальной сфере. Таким образом, критерием истины в марксизме является не практика бытия, как в традиционной философии, а именно революционная практика, которая своими успехами в политических реалиях истории должна подтверждать теоретические выкладки марксизма .

Сама же эта революционная практика должна по марксизму осуществляться деятельностью масс, а именно пролетариатом , интересы, которого эта философия закладывала в главный смысл главной своей цели – изменения мира.

В начале Карл Маркс и Фридрих Энгельс мировоззренчески находились на позициях гегелевской диалектики. Затем, после их встречи в 1844 году , они совместно разработали новое мировоззрение, где диалектика сочетается с материализмом.

Разработанный ими диалектический материализм рассматривает мир и все существующее в нем как материю в её многообразных проявлениях. В мире существует только материя, материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Диалектический материализм утверждает первичность материи и вторичность сознания . Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познавать мир и находить объективную истину.

С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.

Вся человеческая история , исключая её первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историей борьбы классов . Смысл истории состоит в том, что восторжествует новая, справедливая общественно-экономическая формация, коммунизм, и на этом исторические изменения общества закончатся. Это произойдет уже в обозримом будущем, когда капитализм сменится коммунизмом в результате пролетарской революции, которая установит диктатуру пролетариата сначала в развитых капиталистических странах, а затем и во всем мире .

Но это будет означать конец лишь предыстории человечества, поскольку начало его подлинной истории после победы коммунизма только начинается, так как содержание истории будет состоять в переходе от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей.

Однако в диалектико-материалистической философии историческая практика понимается не как закономерный, но пассивный результат необходимых процессов экономических отношений. Фундаментальная идея марксизма в отношении исторической практики заключается в том, что она первична по отношению ко всему духовному миру, и к культуре, то есть обладает активностью в формировании результатов истории за счет целенаправленной деятельности людей и, таким образом, требует активной жизненной позиции каждого человека.

Создатели марксизма считали, что их философское учение будет изменяться, уточняться и обогащаться в ходе развития науки и появления новых факторов исторической практики.

В конце 19 в начале 20 века в теоретическое развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель, Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались популяризацией марксизма для его распространения и пропаганды в целях подготовки пролетарской революции в экономически развитых странах Европы.

Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философииуже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма , которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял форму марксизма-ленинизма, который развил далее материалистическо е понимани е истории в форме учения исторического материализма .

Основные положения исторического материализма выглядят следующим образом:

1.Необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Следовательно, материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.

2.Материальное производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественная форма, в которой осуществляется процесс материального производства – это есть система производственных отношений.

3.Существует не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории существует несколько типов или форм общественного производства.

4. И поэтому с новой силой встает вопрос: почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую – другая, в третью – третья?

5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и способов производства, лежит развитие производительных сил.

Марксизм подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций :

первобытнообщинная ,

рабовладельческая ,

феодальная ,

капиталистическая ,

коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм).

При этом переходы человечества от формации к формации в марксизме считаются этапами общественного прогресса .

Общественный прогресс – это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле – это развитие от низшего квысшему. Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому.

Поскольку проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его действительности, но и прогресс в развитии самого человека.

А поскольку основой любого развития является развитие способа производства, то критериями прогресса можно считать факты развития науки и техники, способствующие оптимизации и автоматизации производства, то есть критерии научно-технического прогресса (НТП).

И поскольку результатами НТП являются положительные сдвиги в темпах роста экономики, то экономические показатели также являются критериями общественного прогресса.

Но все вышеперечисленные критерии не должны заслонять главную проблему – повышение уровня жизни трудящихся, рост народного благосостояния и улучшение общего качества жизни, то есть, должны переходить в критерии социального прогресса.

Кроме того, в перечень критериев должны входить положительные изменения духовности человека, повышения его морального уровня, постоянного самосовершенствования, то есть, критерии духовного прогресса.

Таким образом, в сумме вышесказанного, критериями общественного прогресса являются: 1. Развитие науки и техники. 2. Темпы роста производства, производительности труда. 3. Степень свободы человека от природы в повседневной жизни. 4. Степень свободы человека от эксплуатации в процессе производства. 5. Уровень демократизации общественной жизни. 6. Уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека. 7. Увеличение человеческого счастья и добра.

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс . Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма , теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме , основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).

Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.

Основные идеи марксизма:

– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;

– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;

– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;

– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;

– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;

– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.

Маркс создал теорию общественно-экономических формаций , различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.

В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...