Мартин хайдеггер философия кратко. Мартин Хайдеггер как восходящая звезда

философ / 22.01.2019 хайдеггер блуждал, ницше находил, по этому и потерялся

xc / 10.06.2017 хайдегер один из величайших философов

Пиу_пиу / 21.02.2016 Всем огромное спасибо!!!

Очевидность / 29.07.2015 Не "Бытие и время" читается как патология. Это трудности перевода. Сейчас не пинал В. Бибихина только ленивый. Не нравится текст - переведите сами.
А для начала надо выучить немецкий язык.
Без знания немецкого, английского, греческого и французского языков в философии трудно продвинуться.

Дмитрий_К / 4.07.2015 Leo: " Фундаментальный труд МХ. Бытие и время вообще читается как патология." :) Так и должно быть. Новое, рождающееся в крайнем испытании разума и восприятия, - часто на грани патологии. Оно не может быть нормой.

AN / 21.01.2015 По Хайдеггеру бытие не есть Ничто.
Точнее сказать, бытие есть ничто сущего.

AN / 7.01.2015 Параллели с Бомом есть.
Только Д. Бом не дотягивает до уровня Хайдеггера.
Мы еще должны пережить обжигающее влияние хайдеггерианской и философии и пойти дальше и/или вернуться к Новому началу.

Фил / 22.02.2014 Хайдеггер...Такая Веха В Философии! Как это мало людей с кем можно обсудить эти книги? Уважаемому Виталию...

Фил / 22.02.2014 Вопрос Петикантропу: Как так бытие есть лишь ничто?

Фил / 22.02.2014 Как так бытие есть лишь ничто?
И вопрос к уважаемому AN или тому кто знает ответ...
Есть ли еще какие-либо параллели с Бомом?

Фил / 10.01.2014 Книги Хайдеггера поистине для всех и никого
основные проблемы читается на одном дыхании
поистине Моцартова книга

DM / 9.01.2014 С Хайдеггера началась новая эпоха философствования, а мы ищем подкрепления цитатами старых положений.
Хайдеггер охарактеризовала современную ситуацию как время Заката, падения в отрицание бытия, эпоху нигилизма. Боги испугались, сбежали и покинули человека. Человек одинок и он направлен к смерти.

AN / 4.07.2011 Присущее, т.е., бытийствующее при сущем.
Интересны параллели между онтологией Dasein
и концепцией скрытой реальности по Д. Бому.
Присутствие (бытие-здесь), как часто переводят Dasein, есть пузырь, выдвинутый в Ничто.
Присутствие становится собственным, решившись принять свою выдвинутость в Ничто.
Но так же и Вселенная есть выдвинутость в Ничто гигантского пузыря сущего, частью которого являемся мы.
Кстати, стоит обратить внимание, что Хайдеггер чуть ли не последний из философов задавал вопрос что зовется мышленимем.
После него данный вопрос перешел в компетенцию частных наук (кибернентика, психология, информатика и т.д.).
Философы же занялись языком, языковыми и культурными играми. Пришла эра постмодерна и гламура.

AN / 29.06.2011 Вот-бытие (присутствие, Dasein) - "сущее, понимающее себя в своем бытии".
Н. Гартман о концепте "Dasein" М. Хайдеггера. (см. Н. Гартман, "К основоположению онтологии".
Сколько окружающий "представителей" Dasein "понимают"? Их Dasein ОБУСЛОВЛЕН падением в несобственность (нерешительность, скудоумие).
Никогда не думали Вы, почемы М. Хайдеггер не праздновал Г. Гегеля?
Да потому, что все богатство бытия М. Хайдеггер свел к бытию вопрошающему, т.е., тому кусочку всеобщего бытия, что может ставить (ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ) вопрос.
А почему не АБСОЛЮТНЫЙ вопрос? Это тема уже другого исследования.

AN / 20.06.2011 И то что запостили выше называется ПОНИМАНИЕМ Хайдеггера?
Причем тут англосаксонский прагматизм, причем тут спасение от смерти?
И быть НЕ ПОНЯТЫМ?
Только ПИТЕКАНТРОП напишет БЫТИЕ есть НИЧТО. Или он(а) хочет издать книгу под названием НИЧТО и Время?
Для этого нужно сначала АДЕКВАТНО выучить русский язык.
И вылупить из своей башки: мессианизм, патологизм, и наконец ВОПРОШАТЬ - а что же ЕСТЬ все-таки БЫТИЕ, ЧАСТЬ которого сейчас об этом вопрошает?

12. М. Хайдеггер

Мартин Хайдеггер (1880–1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности… Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего… Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности» .

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Наиболее крупные представители экзистенциализма - М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г.О. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля.

В своем труде «Бытие и время» М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему «открыто бытие», именно такое бытие экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология: нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем - человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Это целое и есть наш мир - он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как «вечного присутствия». По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как «забота», «страх», «вина» и т. п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.

В дальнейшем по мере своего философского развития Хайдеггер перешел к анализу идей, выражающих не столько личностно-нравственную, сколько безлично-космическую суть бытия: «бытие и ничто», «скрытое и открытое бытие», «земное и небесное», «человеческое и божественное». Вместе с тем ему свойственно стремление осмыслить природу самого человека, исходя из «истины бытия», т. е. исходя уже из более широкого, даже предельно широкого осмысления самой категории бытия.

Исследуя истоки метафизического способа мышления и мировоззрения в целом, Хайдеггер стремится показать, как метафизика, являясь основой всей европейской духовной жизни, постепенно мировоззренчески подготавливает новую науку и технику, которые ставят своей целью подчинение всего сущего человеку и порождают стиль жизни современного общества, в частности, его урбанизацию и «омассовление» культуры. Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечных реалий, т. е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер для характеристики истинного мышления употребляет термин «вслушивание»: бытие нельзя просто созерцать - ему можно и нужно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры, к той «досократовской» Греции, которая еще жила «в истине бытия». Такое воззрение возможно потому, что (хоть и «забытое») бытие все же еще живет в самом интимном лоне культуры - в языке: «Язык - это дом бытия». Однако при современном отношении к языку как к орудию он технизируется, становится лишь средством передачи информации и поэтому умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание», поэтому теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Вот почему задача «вслушивания» характеризуется Хайдеггером как всемирно-историческая. Выходит так, что не люди говорят языком, а язык «говорит» людям и «людьми». Язык, открывающий «истину» бытия, продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов (не случайно Хайдеггер обратился к исследованию творчества Ф. Гельдерлина, Р. Рильке и др.). Он был близок духу немецкого романтизма, выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку «защищенность» и «надежность». В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму, с которым его роднили тоска по «невыразимому» и «неизреченному», склонность к мистическому созерцанию и метафорическому выражению.

Итак, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. И в самом деле, вне учета объективного бытия выяснения его свойств и отношений, словом, без постижения сути вещей человек просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и «делание», которое предполагает «заботу».

Из книги Что значит мыслить? автора Хайдеггер Мартин

Мартин Хайдеггер Что значит мыслить? Мы попадаем в то, что называют мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить.Как только мы принимаемся за это учение, мы сразу понимаем, что мыслить мы не можем. Но все же человека считают, и по

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

30. Хайдеггер, Мартин Немецкий философ двадцатого столетия. Никогда и ни в чем не упускал своей выгоды. По существу поддержал Гитлера и нацизм в своем выступлении в 1933 году, после чего был назначен ректором Фрайбургского университета (простое совпадение, я полагаю).

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Хайдеггер и поэтическое Согласно Хайдеггеру, западная история не является триумфальным маршем к свету и счастью. Напротив, она характеризуется постоянным упадком, начавшимся во времена досократиков. Чем больше люди пытаются охватить существующее в своих теоретических

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889–1978) Немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности;

Из книги Искусство и пространство автора Хайдеггер Мартин

Мартин Хайдеггер Искусство и пространство Когда много думаешь сам, обнаруживаешь, что в языке заключено много мудрости. Едва ли вероятно, что мы сами всё вкладываем в него; в нем действительно скрыта немалая мудрость, как и в пословицах. Г. Хр. Лихтенберг Но чем-то великим

Из книги Преодоление метафизики автора Хайдеггер Мартин

Мартин Хайдеггер Преодоление метафизики I. Что значит "преодоление метафизики"? Бытийно-историческая мысль применяет это обозначение лишь как вспомогательное для того, чтобы вообще сделать себя понятной. По существу оно дает повод для многих недоразумений; ибо оно не

Из книги Хайдеггер и греки автора Гадамер Ганс Георг

Из книги Манифест философии автора Бадью Ален

4. Хайдеггер в качестве общего места Что же говорит «текущий» Хайдеггер - тот, согласно которому организуется мнение? Вот что:1) Современная фигура метафизики, какою она сложилась вокруг категории субъекта, находится в стадии своего завершения. Истинный смысл категории

Из книги Хайдеггер и «евреи» автора Лиотар Жан-Франсуа

Хайдеггер и «евреи»

Из книги 25 ключевых книг по философии автора Хесс Реми

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Мартин Хайдеггер 1889–1976Бытие и время1927Автор Бытия и времени является одним из тех философов XX века, вокруг которых было больше всего споров. Дело в том, что с 1933 года он примкнул к национал-социалистической партии. На долгое время Хайдеггер останется отправной точкой

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

12. М. Хайдеггер Мартин Хайдеггер (1880–1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение

Из книги Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии автора Сартр Жан-Поль

2. Хайдеггер и Декарт: критика субъективизма У мыслителей, сформировавших феноменологическую философию, оценки философии Декарта весьма различны. Они колеблются от брентановской оценки Декарта как основателя «фазы восходящего развития» Нового времени до

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

3. Гуссерль, Гегель, Хайдеггер Кажется, что философия XIX и XX веков понимала невозможность избежать солипсизма, если рассматривать вначале меня и другого в виде двух разделенных субстанций: в самом деле, всякое объединение этих субстанций должно считаться невозможным.

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

Из книги автора

Мартин Хайдеггер. Бытие и время

Образование

Мартин Хайдеггер считается одним из самых выдающихся (если не величайших) философов XX века. При этом до сих пор отношение к его творчеству остается неоднозначным. Кто-то считает его придурошным словоблудом, а кто-то профетическим мыслителем, точно уловившем основные направления современного исторического процесса. Concepture пытается разобраться в ключевых моментах философии немецкого мыслителя.

Предуведомление: если не нравится музыка (она зацикленна) просто отключите звук во вкладке

Тропы мысли Хайдеггера

Необходимо сразу отметить, что к философии Хайдеггерра нельзя подходить со стандартными схемами мышления. Тропы мысли Хайдеггера пролегают в совершенно иной области, нежели традиционная метафизика. И для того, чтобы хотя бы претендовать на возможность какого-то понимания, в первую очередь следует отказаться от привычки «мыслить картинками» (Мамардашвили). Оригинальность Хайдеггеровской философии заключается в особом характере понимания им Бытия. Как правило, люди мыслят следующим образом: есть какая-то вещь и она что-то делает (выполняет свою функцию). Например, камень лежит, собака бегает, человек говорит. Хайдеггер ставит радикальный вопрос, а что вообще значит «есть»? Одинаково ли это «есть» у камня, собаки и человека. И приходит к выводу, что не одинаково. Камень - наличествует, собака - пребывает, а человек - экзистирует. Эк-зистировать значит вы-ступать за пределы своего наличного существования. В этом и состоит главная особенность положения человека в мире. Он принципиально открыт сущему, не являясь замкнутым в себе предметом. Человек внимает обращенному к нему сущему.

Традиционные философско-психологические представления трактовали человека как субъект, личность, Я, психику, сознание. Хайдеггер именует существо человека Dasein. Это слово принято переводить как «вот-бытие». Важно понять, что указание «вот» вовсе не подразумевает некоторое место в пространстве. Dasein означает удерживание открытости значениям данностей сущего. Хайдеггер пишет: «Человек существует таким образом, что он есть «вот Бытия», т.е. его просвет».

Что такое бытие по Хайдеггеру?

Прежде всего, нужно сказать, что Хайдеггер мыслит Бытие исторически, а не категориально (вневременно). Это значит, что способы явленности Бытия в сущем изменялись во времени. Например, досократики понимали Бытие как «фюзис», вещественно-природное начало; Платон как «сущность» (идею вещей); Аристотель как «энергию» (переход от возможности к действительности) и т. д. При этом Хайдеггер считал, что происходит все большее и большее забвение Бытия. Древние мыслители были куда ближе к первоначальной открытости мышления Бытию. В дальнейшем мышление все более и более замыкается в самом себе. Об этом свидетельствует возникающая в Новом Времени субъективно-идеалистическая философия, которая утверждает, что мышление первично по отношению к бытию, что именно оно конституирует мир.

В своих черновиках Хайдеггер создает очерк истории забвения Бытия, его трансформации в мышлении:

Fusiz (Досократики)

Ousia (Платон)

Energia (Аристотель)

Actus (Схоласты)

Perceptum (Декарт, Беркли, Юм)

Objectum (Кант)

Wirklichkeit (Лейбниц)

Wille und Vernunft (Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр)

Machenschaft (Ницше, Дильтей, Бергсон)

Seinsverlassenheit (марксизм, прагматизм)

Как понимает Бытие сам Хайдеггер?

Поскольку Бытие было подвержено забвению, чтобы говорить о нем, нужно расчистить путь для мысли к нему, а также путь к языку, способному о нем высказываться. Поэтому язык Хайдеггера чудовищно сложен. Он представляет собой огромные неповоротливые конструкции, заканчивая читать которые, забываешь, что было в начале. Сам Хайдеггер по поводу неудобности изложения своих мыслей говорил, что поскольку речь идет о совершенно иных принципах мышления, для него необходимо создавать собственный особый язык. «Неуклюжесть» слога Хайдеггера обусловлена тем, что на территории этого нового языка он является первопроходцем. Так что одной из задач последующих поколений вполне может стать перевод Хайдеггер на более ясный язык. Вопрос только в том, не будет ли утрачена в процессе перевода глубина мысли Хайдеггера?

Итак, Хайдеггер осмысляет Бытие в ключе Времени (его главная работа так и называется «Бытие и Время»). При этом Хайдеггер отмечает, что ни Бытие, ни Время не являются чем-то сущим, ни одной из вещей сущего. «Если Бытие есть, мы должны были бы неизбежно признать его за нечто сущее и соответственно обнаруживать среди прочего сущего как такое же. Эта аудитория есть.Аудитория есть освещенная. Освещенную аудиторию мы безо всякого и без раздумий признаем за нечто сущее. Однако где во всей аудитории найдем мы это ее “есть”? Нигде среди вещей Бытия мы не найдем». То же и со Временем. «Нигде на часах, показывающих нам время, мы не найдем времени, ни на циферблате, ни в часовом механизме. Равным образом мы не найдем времени на современных технических хронометрах. Напрашивается правило: чем техничнее, т. е. точнее по результатам измерения и эффективнее хронометр, тем меньше повод задуматься кроме того еще и о собственном существе времени».

Про Бытие и Время нельзя сказать, что они суть есть, как, например, есть стул, дерево, стены. Но поскольку о них идет речь, они скорее нечто, чем ничто. Поэтому Хайдегер для обозначения способа, которым Бытие и Время присутствуют в сущем, использует оборот «es gibt». Бибихин переводит его на русский как «имеет место». Бытие и Время имеют место. Бытие имеет место в сущем через впускание присутствия, то есть, открытие потаенности. Бытие означает присутствие. Присутствие означает задевание чем-то существенным человека. Человек - это устоявший в захваченности присутствованием. Человек - тот, кто является постоянным приемником дара присутствия. И именно через приятие этого дара определяется мера человека как человека. Потому что, если некому будет выносить то, что несет дар присутствия, Бытие не просто останется потаенным (нераскрытым), но сам человек окажется вне поле досягаемости имении места Бытия, то есть, перестанет быть человеком. Таким образом, человек есть пастух бытия. Тот, кто заботиться о том, чтобы Бытие в сущем открывалось положенным образом. Открытие Бытия осуществляется при участии Времени. Время однако не следует понимать как некую длительность, или последовательный ряд моментов, или сменяемость этих моментов. Время показывает себя как время, заглядывая в бытие в смысле настоящего. Но настоящего не как «Теперь», а настоящего как «Присутствия».

Выше мы уже давали определение Присутствия как захваченности человека самым существенным. Каким же образом осуществляется эта захваченность? Через Время. Потому что Время не есть только Прошлое (Тогда), Настоящее (Теперь), Будущее (Потом). Оно имеет место как Осуществившееся, Присутствующее, Наступающее. «Нам привычно понимание времени как измеряемого расстояния между двумя временными точками. Такое понимание времени как следования моментов «Теперь» друг за другом заимствовано из представления о трехмерном пространстве. Однако до всякого отсчета времени и независимо от такового имеет место взаимное протяжение наступающего, осуществившегося и настоящего. В наступлении еще-не настоящего (наступающего), так и в осуществленности уже-не настоящего (осуществившемся), и даже в самом настоящем разыгрывается каждый раз свой род касания и вовлечения, т. е. присутствия. Подлежащее такому осмыслению присутствие мы не можем отнести к одному из трех измерений времени, а именно, как это напрашивается, к настоящему. Скорее единство трех измерений времени покоится на игре каждого в пользу другого».

1. А.Дугин - «Мартин Хайдеггер: философия другого Начала»;

2. Р.Сафрански - «Хайдеггер: германский мастер и его время»;

3. Ж.Бофре - «Диалог с Хайдеггером».

Мартин Хайдеггер (1880--1976) -- немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia -- существование) -- “философия существования”, одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой “самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия -- это философия радикальной конечности”.

Согласно экзистенциализму, задача философии -- заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций -- озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Наиболее крупные представители экзистенциализма -- М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г.О. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля.

В своем труде “Бытие и время” М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался “забытым” традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире.

Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему “открыто бытие”, именно такое бытие -- экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем -- человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мировоздании. Это целое и есть наш мир -- он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как “вечного присутствия”. По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а “вечное ограничение настоящим” приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как “забота”, “страх”, “вина” и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей, свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека -- на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.

В дальнейшем по мере своего философского развития Хайдеггер перешел к анализу идей, выражающих не столько личностно-нравственную, сколько безлично-космическую суть бытия: “бытие и ничто”, “скрытое и открытое бытие”, “земное и небесное”, “человеческое и божественное”. Вместе с тем ему свойственно стремление осмыслить природу самого человека, исходя из “истины бытия”, т.е. исходя уже из более широкого, даже предельно широкого осмысления самой категории бытия.

Исследуя истоки метафизического способа мышления и мировоззрения в целом, Хайдеггер стремится показать, как метафизика, являясь основой всей европейской духовной жизни, постепенно мировоззренчески подготавливает новую науку и технику, которые ставят своей целью подчинение всего сущего человеку и порождают стиль жизни современного общества, в частности, его урбанизацию и “омассовление” культуры. Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечных реалий, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер для характеристики истинного мышления употребляет термин “вслушивание”: бытие нельзя просто созерцать -- ему можно и нужно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры, к той “досократовской” Греции, которая еще жила “в истине бытия”. Такое воззрение возможно потому, что (хоть и “забытое”) бытие все же еще живет в самом интимном лоне культуры -- в языке: “Язык -- это дом бытия”. Однако при современном отношении к языку как к орудию он технизируется, становится лишь средством передачи информации и поэтому умирает как подлинная “речь”, как “речение”, “сказание”, поэтому теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Вот почему задача “вслушивания” характеризуется Хайдеггером как всемирно-историческая. Выходит так, что не люди говорят языком, а язык “говорит” людям и “людьми”. Язык, открывающий “истину” бытия, продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов (не случайно Хайдеггер обратился к исследованию творчества Ф. Гельдерлина, Р. Рильке и др.). Он был близок духу немецкого романтизма, выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку “защищенность” и “надежность”. В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму, с которым его роднили тоска по “невыразимому” и “неизреченному”, склонность к мистическому созерцанию и метафорическому выражению.

Хайдеггер Мартин (годы жизни - 1889-1976) является одним из родоначальников такого направления философии, как немецкий экзистенциализм. Он родился в 1889 году, 26 сентября, в Месскирхе. Отец его, Фридрих Хайдеггер, был мелким ремесленником.

Хайдеггер готовится стать священником

С 1903 по 1906 год Хайдеггер Мартин посещает в Констанце гимназию. Он живет в "Доме Конрада" (католическом интернате) и готовится к тому, чтобы стать священником. В течение трех следующих лет продолжает свое обучение Мартин Хайдеггер. Биография его в это время отмечена тем, что он посещает архиепископскую гимназию и семинарию в Брайзгау (Фрайбург). 30 сентября 1909 года будущий философ становится послушником в расположенном под Фельдкирхом иезуитском монастыре Тизис. Однако уже 13 октября вынужден был уехать домой из-за начавшихся болей в сердце Мартин Хайдеггер.

Краткая биография его продолжается тем, что он в период с 1909 по 1911 год учится в Фрайбургском университете, на теологическом факультете. Также он занимается самостоятельно философией. Свои первые статьи публикует в это время Мартин Хайдеггер (фото его представлено ниже).

Духовный кризис, новое направление обучения, защита диссертации

С 1911 по 1913 год он переживает духовный кризис и решает покинуть теологический факультет, продолжив обучение в Фрайбургском университете. Здесь Мартин Хайдеггер изучает философию, а также естественные и гуманитарные науки. Он штудирует труд Гуссерля "Логические исследования". В 1913 году Хайдеггер Мартин защищает диссертацию, а еще через 2 года становится доцентом во Фрайбургском университете.

Женитьба

В 1917 году философ женится. Мыслитель вступает в брак с изучающей во Фрейбурге экономику Эльфридой Петри. Жена Хайдеггера является дочерью прусского высокопоставленного офицера. Вероисповедание ее - евангелическо-лютеранское. Эта женщина сразу же уверовала в высокое предназначение и гениальность своего мужа. Она становится ему опорой, секретарем, другом. Под влиянием супруги со временем растет отчужденность Хайдеггера от католичества. В 1919 году в семье рождается первый сын, Георг, а через год - Герман.

Работа приват-доцентом, лекции по онтологии

С 1918 по 1923 год философ является ассистентом Гуссерля и приват-доцентом во Фрайбургском университете. В 1919 году он порывает с системой католицизма, и через год начинается дружба этого философа с Карлом Ясперсом. С 1923 по 1928 год Хайдеггер проводит лекции по Мартина Хайдеггера способствует росту его популярности. Его приглашают в университет Марбурга экстраординарным профессором.

Работа в Марбурге

Материальное положение Хайдеггера улучшается. Однако сам городок, скудная библиотека, здешний воздух - все это раздражает Мартина, который поселился бы охотнее в Гейдельберге. Именно сюда привлекает его теперь и дружба с Карлом Ясперсом. Спасает Хайдеггера одухотворенный философский поиск, а также хижина в Тодтнауберге (на фото ниже), находящаяся неподалеку от родных мест - работа по дереву, горный воздух, а самое главное - создание книги под названием "Бытие и время", которая стала классическим произведением 20 века. Большой популярностью пользуются у студентов лекции Хайдеггера. Однако с коллегами взаимопонимания нет, кроме Р. Бультмана, известного протестантского теолога.

Хайдеггер - преемник Гуссерля во Фрайбургском университете

И время" выходит в 1927 году, а в следующем автор ее становится преемником Гуссерля на кафедре философии в родном Фрайбургском университете. В 1929-30 гг. он читает ряд важных докладов. В 1931 году у Хайдеггера появляются симпатии к национал-социалистическому движению. Ректором Фрайбургского университета (на фото ниже) он становится в 1933 году. К этому же времени относится организация "лагеря науки", а также пропагандистские выступления в Тюбингене, Гейдельберге и Лейпциге.

Хайдеггер оказывается в 1933 году в числе относительно немногих известных личностей, сотрудничающих с нацизмом. Среди идейных устремлений его он находит что-то созвучное своим умонастроениям. Хайдеггер, погруженный в свои занятия и мысли, не располагает временем и особым желанием вчитываться в труды фашиствующих "теоретиков" и в "Майн кампф" Гитлера. Новое движение обещает величие и обновление Германии. Студенческие союзы способствуют этому. Хайдеггер, которого студенты всегда любили, знает и учитывает их настроения. Волна национального одушевления увлекает и его. Постепенно Хайдеггер попадает в сети различных гитлеровских организаций, находящихся во Фрейбургском университете.

В апреле 1934 года философ добровольно покидает пост ректора. Он разрабатывает план создания Академии доцентов в Берлине. Мартин решает уйти в тень, поскольку зависимость от политики национал-социализма его уже тяготит. Это спасает философа.

Военные и послевоенные годы

В течение последующих лет он делает целый ряд важных докладов. В 1944 году Хайдеггера призывают для рытья окопов в народное ополчение. В 1945 он едет в Мескирх для того, чтобы спрятать и привести в порядок свои рукописи, а затем отчитывается перед существовавшей в то время комиссией по чистке. Хайдеггер также переписывается с Сартром, дружит с Жаном Бофре. С 1946 по 1949 год длится запрет на преподавание. В 1949 году он делает в Бременском клубе 4 доклада, которые были повторены в 1950 году в Академии изящных искусств (Бавария). Хайдеггер участвует в различных семинарах, посещает в 1962 году Грецию. Умер он 26 мая 1978 года.

Два периода в творчестве Хайдеггера

Два периода выделяют в творчестве этого мыслителя. Первый длился с 1927 года до середины 1930-х. Кроме "Бытия и времени", в эти годы Мартин Хайдеггер работы написал следующие (в 1929 году): - "Кант и проблемы метафизики", "О сущности основания", "Что такое метафизика?". С 1935 года начинается второй период его творчества. Он длится до конца жизни мыслителя. Наиболее значительными работами этого периода являются: написанный в 1946 году труд "Гельдерин и сущность поэзии", в 1953 - "Введение в метафизику", в 1961 - "Ницше", в 1959 - "На пути к языку".

Особенности первого и второго периода

Философ в первый период пытается создать систему, которая представляет собой учение о бытии, рассматриваемом как основа существования человека. А во второй Хайдеггер интерпретирует различные философские идеи. Он обращается к трудам таких авторов античности, как Анаксимандр, Платон, Аристотель, а также к работам представителей Нового и Новейшего времени, таких как Р. М. Рильке, Ф. Ницше, Ф. Гельдерлин. Проблема языка в этот период становится для этого мыслителя основной темой его рассуждений.

Задача, которую ставил перед собой Хайдеггер

Мартин Хайдеггер, философия которого нас интересует, видел свою задачу как мыслителя в том, чтобы обосновать по-новому учение о смысле и сущности бытия. Он стремился для достижения данной цели отыскать средства, способствующие повышению адекватности передачи мыслей с помощью языка. Усилия философа направлены были на то, чтобы передать тончайшие оттенки смысла, максимально используя при этом философские термины.

Очень мудреным языком написана главная работа Хайдеггера, опубликованная в 1927 году ("Бытие и время"). Например, Н. Бердяев считал "несносным" язык этой работы, а многочисленные словообразования (слово "можествование" и другие) - бессмысленными или, по меньшей мере, очень неудачными. Языку Хайдеггера, впрочем, как и гегелевскому, свойственна особая выразительность. Бесспорно, у этих авторов есть собственный литературный стиль.

Тупик, в котором оказалась Европа

Мартин Хайдеггер стремится в своих трудах выявить установки мышления жителей Европы, которые можно назвать основополагающими, породившими нынешнее нежелательное состояние европейской цивилизации. По мнению философа, важнейшая из них предлагала людям ориентироваться на преодоление культуры мысли, насчитывающей 300 лет. Европу в тупик завела именно она. Из этого тупика следует искать выход, прислушиваясь к шепоту бытия, как считал Мартин Хайдеггер. Философия его в этом вопросе не является принципиально новой. Многих мыслителей Европы волновали вопросы о том, в правильном ли направлении движется человечество и стоит ли ему изменить свой путь. Однако, размышляя об этом, Хайдеггер идет дальше. Он выдвигает гипотезу о том, что мы, возможно, "последыши" исторического свершения, подходящего к своему концу, в котором все завершено будет в "нудный порядок единообразного". В своей философии этот мыслитель не выдвигает задачу спасения мира. Цель его скромнее. Она состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем.

Анализ категории бытия

В философии его главное внимание уделяется анализу категории бытия. Эту категорию он наполняет своеобразным содержанием. Мартин Хайдеггер, биография которого была представлена выше, считает, что бытие обозначает с самого начала философской западноевропейской мысли и до сих пор то же, что и присутствие, из которого звучит настоящее. Согласно общепринятому представлению, настоящее образует характеристику времени в противопоставлении его с прошлым и будущим. Временем определяется бытие как присутствие. У Хайдеггера бытие - существование во времени различных вещей, или экзистенция.

Человеческое существование

Согласно мнению этого философа, человеческое существование - основной момент осмысления сущего. Человеческое бытие он обозначает особым термином "dasien", тем самым порывая с предшествующей традицией философии, согласно которой данный термин обозначает "сущее", "наличное бытие". По мнению исследователей творчества Хайдеггера, у него "dasien" означает, скорее, бытие сознания. Лишь человек знает о том, что он смертен, и лишь ему известна временность собственного существования. Он способен, благодаря этому, осознать свое бытие.

Попадая в мир и находясь в нем, человек испытывает состояние заботы. Эта забота выступает как единство 3-х моментов: "забегания вперед", "бытия в мире" и "бытия при внутримировом сущем". Хайдеггер полагал, что быть существом экзистенциальным означает быть прежде всего открытым для познания всего сущего.

Философ, рассматривая как "забегание вперед" "заботу", хочет подчеркнуть отличие бытия человека от всего остального вещественного бытия в мире. Бытие человеческое как будто постоянно "ускользает вперед". Оно заключает в себе, таким образом, новые возможности, фиксирующиеся как "проект". То есть бытие человека проектирует само себя. Осознание движения его во времени реализуется в проекте бытия. Поэтому можно рассматривать такое бытие как существующее в истории.

Еще одно понимание "заботы" ("бытие при внутримировом сущем") означает особый способ отношения к вещам. Человек рассматривает их как своих спутников. Структура заботы объединяет настоящее, будущее и прошлое. Прошлое при этом выступает у Хайдеггера как заброшенность, будущее - как "проект", воздействующий на нас, а настоящее - обреченность на то, чтобы быть порабощенным вещами. Бытие может, в зависимости от приоритета того или иного элемента, быть неподлинным или подлинным.

Неподлинное бытие

Мы имеем дело с неподлинным бытием и существованием, соответствующим ему, тогда, когда в бытии вещей перевес компонента настоящего заслоняет его конечность от человека, то есть когда бытие целиком поглощено социальной и предметной средой. По Хайдеггеру, неподлинное существование нельзя устранить преобразованием среды. В его условиях человек находится в "состоянии отчуждения". Хайдеггер называет неподлинный способ существования, характеризующийся тем, что человек погружен полностью в мир вещей, диктующий его поведение, существованием в безличном Ничто. Именно оно определяет обыденное бытие человека. Существо, выдвинутое в ничто, благодаря открытости последнего приобщается к ускользающему сущему. Иными словами, он может постичь сущее. Являясь условием возможности его раскрытия, Ничто нас отсылает к сущему. Любопытство наше к нему рождает метафизику. Она обеспечивает выход за пределы сущего познающего субъекта.

Метафизика в интерпретации Хайдеггера

Нужно заметить, что Хайдеггер, размышляя о метафизике, по-своему ее интерпретирует. Весьма отличается от традиционного понимания интерпретация, которую предложил Мартин Хайдеггер. Что такое метафизика, согласно традиции? Она рассматривалась традиционно как синоним философии в целом или некоторой части ее, игнорирующей диалектику. Философия Нового времени, по мнению интересующего нас мыслителя, является метафизикой субъективности. к тому же, является полным нигилизмом. Какова же ее судьба? Хайдеггер полагал, что прежняя метафизика, которая стала синонимом нигилизма, в нашу эпоху завершает свою историю. По его мнению, это доказывает превращение в знания. Став антропологией, философия гибнет сама от метафизики. Хайдеггер полагал, что свидетельством этого является провозглашение знаменитого лозунга Ницше "Бог мертв". Лозунг этот означает, по сути, отказ от религии, что является доказательством разрушения оснований, на которых прежде покоились важнейшие идеалы и базировались человеческие представления о целях в жизни.

Нигилизм современности

Хайдеггер Мартин отмечает, что исчезновение авторитета церкви и Бога означает, что место последнего занимает авторитет совести и разума. Историческим прогрессом замещается бегство в сферу чувственного от этого мира. Цель вечного блаженства, являющаяся потусторонней, трансформируется в земное счастье для множества людей. Распространением цивилизации и созиданием культуры сменяется попечение о культе религиозном, как отмечает Мартин Хайдеггер. Техника и разум выходят на первый план. То, что прежде являлось чертой библейского Бога - творческое начало, - теперь характеризует человеческую деятельность. Творчество людей переходит в гешефт и бизнес. Вслед за тем наступает стадия упадка культуры, ее разложения. Нигилизм является знамением Нового времени. Нигилизм, согласно Хайдеггеру, - истина о том, что прежние цели всего сущего пошатнулись. Эта истина приходит к господству. Однако с изменением отношения к основным ценностям нигилизм становится чистой и свободной задачей установления новых. Нигилистическое отношение к ценностям и авторитетам не равно, все же, остановке развития культуры и мысли человека.

Случайна ли последовательность эпох?

Следует учитывать, касаясь философии истории Мартина Хайдеггера, что, согласно его мнению, не случайной является последовательность вмещаемых бытием эпох. Она является неизбежной. Мыслитель полагал, что приход грядущего люди ускорить не могут. Однако они могут его увидеть, нужно лишь научиться вслушиваться в бытие и задавать вопросы. И тогда незаметно придет новый мир. Он будет, по Хайдеггеру, руководствоваться "чутьем", то есть подчинять задаче планирования все возможные устремления. Так недочеловечество превратится в сверхчеловека.

Два типа мышления

Необходимо пройти длительный путь ошибок, заблуждений и познания для того, чтобы это превращение произошло. Осмысление нигилизма, который поразил европейское сознание, может внести свою лепту в дело преодоления этого трудного и долгого пути. Лишь новая философия, не связанная с "научной философией" прошлого, может успешно следовать изучению мира с помощью прислушивания к нему. Хайдеггер видит в развитии философии научной тревожный симптом, говорящий о том, что в ней угасает осмысливающее мышление и разрастается исчисляющее. Эти два типа мышления выделяются в работе под названием "Отрешенность", вышедшей в 1959 году. Анализ их - основа теории познания явлений в сфере общественной жизни. По мнению Хайдеггера, рассчитывающее или вычисляющее мышление исследует и планирует, калькулирует возможности, при этом не анализируя возможные последствия их реализации. Эмпиричен данный тип мышления. Он не способен сфокусироваться на царящем во всем смысле. Осмысливающее мышление отрывается в своих крайностях от действительности. Однако оно, при наличии упражнений и специальной подготовки, может избежать данной крайности и достичь истины самого бытия. По Хайдеггеру, это возможно благодаря феноменологии, которая выступает "знанием толкования", а также герменевтики.

Что есть истинное, по Хайдеггеру

Многие вопросы осветил в своих работах Мартин Хайдеггер. Идеи его касаются, в частности, того, как установить истину. Этот мыслитель, рассуждая о ней, а также о постижении бытия в работе под названием "О сущности истины", исходит из того, что обыкновенный рассудок человека выступает благодаря мышлению средством ее достижения. Однако что есть истинное? Мартин Хайдеггер кратко ответил на этот вопрос так: "Это действительное". Мыслитель отмечает, что мы называем истинным не только сущее, но, прежде всего, наши собственные высказывания о нем. Так как же избежать ложного и достичь истины? Чтобы этого добиться, следует обратиться к "связующим правилам". Будучи, по мнению этого философа, чем-то вечным и непреходящим, не основывающимся на обреченности людей и мимолетности, истина обретается человеком, входящим в сферу обнаружения всего сущего. При этом свобода мыслится Хайдеггером в качестве "допущения бытия сущего". Она является для достижения истины необходимым условием. Если свободы нет, нет и истины. В познании свобода является свободой блужданий и поисков. Блуждания - источник заблуждений, однако человеку свойственно их преодолевать и раскрывать смысл бытия, считает Мартин Хайдеггер. Философия (краткое ее содержание) этого мыслителя была рассмотрена в этой статье.

Идеи Хайдеггера в целом являются попыткой преодолеть присущие старой, отжившей философии недостатки и найти пути решения важнейших проблем выживания людей. Именно такую задачу ставил перед собой Мартин из его работ до сих пор пользуются большой популярностью. Труды этого автора считаются фундаментальными в Мартина Хайдеггера, таким образом, не теряет своей актуальности и сегодня.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...