Мексика паленке храм надписей современное толкование. Храм надписей в паленке

В джунглях мексиканского штата Чьяпас, находится место, называемое сегодня Паленке («Крепость»). Здесь расположены руины столицы Баакульского царства города Лакм-Ха («Большая вода»). Этот город был в III-VIII веках н. э. крупнейшим политическим центром культуры майя. Его расцвет приходится на 600-800 годы. Именно тогда это древнее майянское поселение приобрело тот вид, остатки которого можно видеть сейчас, после раскопок. Строения были призваны своей внушительной каменной архитектурой возвеличивать и прославлять королевскую власть.

От погибшего древнего города осталось немного. О его руинах было известно ещё в XVIII веке и с тех пор они неоднократно исследовались. Сегодня можно видеть здесь остатки дворцового комплекса с квадратной башней, «Храм Солнца», «Храм надписей» и «Храм Креста». Все постройки свидетельствуют об отличном архитектурном вкусе и высоком мастерстве древних строителей.

Одно из наиболее сохранившихся сооружений – «Храм надписей». Храм построен в виде 24-метровой пирамиды с девятью уровнями. Он был сооружён в период расцвета цивилизации майя Кан Баламом II над гробницей своего отца К’инич Ханааб Пакаля, в качестве погребального сооружения.

Храм был обнаружен мексиканским археологом Альберто Рузом в 1948 году и получил своё название из-за надписей, которые нанесены на его стены. Всего сейчас насчитывается 617 иероглифов. До сегодня удалось расшифровать только часть из них.

Южный фасад «рассекает» лестница, а венчает пирамиду постройка с пятью входами. Внутри постройки есть три помещения. В одном из них был обнаружен туннель в гробницу Пакаля, скрытый каменной плитой.

Сама гробница выглядит как зал со сводчатым потолком и размерами 9х4 м. Высота его около 7 метров. Стены украшены девятью гипсовыми барельефами, изображающими пышно и причудливо разодетые человеческие фигуры. Возможно, согласно мифологии майя, они символизируют предков – Девять Повелителей Ночи.

Здесь расположен саркофаг короля Пакаля. Крышка его покрыта тонкой резьбой, не уступающей по технике исполнения работам мастеров эпохи Возрождения в Европе. Края окаймляет полоса иероглифов. Эта плита по праву считается одним из величайших произведений культуры майя.

На крышке саркофага, среди сплетения символических изобразительных элементов, изображён король в момент смерти. Это изображение до сих пор вызывает споры многих исследователей. Выдвигалась даже версия, что на плите выгравирована фигура космонавта, управляющего кораблем.


Комментарии к записи Жгучие контрасты Мексики отключены

Жгучие контрасты Мексики Жгучие контрасты Мексики Жгучие контрасты Мексики вы ощутите сразу по прилету в эту интересную страну. Огромный, густонаселенный, многоликий Мехико встречает своих гостей смогом, пробками и неоднозначной архитектурной задумкой. Деловой центр города оккупировали гигантские не...

Храм Надписей в Паленке

В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших культур доколумбовой Америки – цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера – тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых – археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?

Паленке. Храм Надписей

«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», –

писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.

Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке – древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке – Начан, «Змеиный город» майя.

Расцвет города пришелся на VII–VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный храм Надписей.

Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей – Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, – является частью ансамбля дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название «Храм Надписей» получил от Стефенса и Казервуда – они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Среди этих надписей исследователи отыскали и несколько дат, одна из которых – 692 год.

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида в значительной мере высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница – в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположено святилище – прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.

Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей. Лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой – дождем.

В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов – это самая длинная из известных надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя…

Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамиды в городах служили лишь высокими постаментами для святилищ. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в храме Надписей в Паленке.

При расчистке руин храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю – вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.

Погребальная камера представляла собой просторное помещение – 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, – писал А. Рус-Луилье, – своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».

На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. Все фигуры имеют скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры – изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя – правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.

Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8–2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.

На плите изображена глубоко символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это – божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами – ведь все живое в конце концов уходит в землю…

Голову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш «процент» («%»), – символы смерти. Два других знака – зерно и маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» – росток маиса. На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты пасти и из них выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.

На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили украшением головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней – символы воды и два щита с символами бога солнца.

Сложная символика этого изображения до конца не разгадана, но общий смысл композиции – традиционная для ранних земледельческих культур аграрная заклинательная символика: солнце – вода – жизнь – смерть. Вечный круговорот жизни в природе…

Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающей рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40–50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы – диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.

Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице – скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, – говорят о том, что это – «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необыкновенной пышностью был погребен в храме Надписей. А над саркофагом его была установлена каменная плита, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении…

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

«Храм надписей» в Паленке: гробница, саркофаг, маска Город Паленке – один из центров цивилизации майя – располагался у подножия невысоких холмов, покрытых непроходимой сельвой. Здесь в 1952 году американский археолог Альберто Рус раскопал «Храм надписей» и начал его

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Пирамиды майя. О чем рассказал Храм Надписей Сергей Хромов Просто не верится, что все это могло быть создано руками человека. Впервые попав сюда в XVI веке, европейцы решили, что открыли земной рай с садами Эдема и семью заколдованными городами. И поныне цивилизация майя

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Храм надписей в Паленке.
В 1952 г. в затерянном среди сельвы древнем мексиканском городе Паленке археолог Альберто Рус Луилье сделал сенсационное открытие. В толще пирамиды храма Надписей он обнаружил великолепную гробницу одного из правителей майя, которая привлекла всеобщее внимание не только пышностью убранства, но и своей необычностью. Находка Луилье перевернула все сформировавшиеся ранее представления, заставив специалистов поменять взгляды на предназначение пирамидально-храмовых сооружений.

Майя считали, что кецаль наблюдает за происходящим в подземном мире, как это обычно изображается в сценах с преисподней на майяских сосудах, или же выносит в клюве души умерших для возрождения.

На вершине знаменитой девятиступенчатой пирамиды возведён достаточно большой прямоугольный храм, украшенный панелями, богато декорированный барельефами и рельефными иероглифическими надписями (отсюда и название храма). Именно здесь, в полу, сложенном из цельных каменных хорошо обработанных плит (обычно он вымащивался штуком), Луилье обнаружил ряд круглых отвергай, закрытых каменными цилиндрическими затычками. Вынув их, археолог с помощью отверстий поднял блок и нашёл под ним каменные ступени, уходящие вниз, в толщу пирамиды. Туннель шириной около 1,8 м сверху укреплял характерный для архитектуры майя ложный свод. Крутая лестница, состоящая из двух разнонаправленных пролётов в 45 и 27 ступеней, вела на глубину 25 м, к погребальному помещению (оно лежало на 1,5 м ниже уровня земли). От неё отходили узкие вентиляционные шахты. Последние шесть ступеней лестницы древние строители засыпали с особой тщательностью, желая скрыть сопроводительные жертвы: пять знатных юношей и девушку, явно погибших насильственной смертью. Вход в склеп, где размещался саркофаг, перекрыли треугольным камнем.

Храм Надписей — самый высокий в Паленке. Размеры основания пирамиды составляют 60 х 40 м, длина лестницы, ведущей к вершине, примерно 20 м.

Паленке — это испанское название, в переводе означающее “пле тень” или «частокол». Сами майя именовали свой город Ka менным Домом Змея. Расположение «змеиного логова» довольно не обычно. Майя вписали постройки в природный ландшафт, выбрав для города стратегически идеальное место — отроги Чьяпасских гор, образующие естественное плато, приподнятое примерно на 70-метровую высоту.

Погребальная камера по своим размерам (7 м в длину, 3,75 м в ширину и 6,5 м в высоту) соответствовала стандартным параметрам обычного храма майя. На стенах камеры сохранились изображения девяти человеческих фигур, условно названные владыками ночи, - это были правители девяти подземных уровней. Посреди усыпальницы находился выполненный из единого каменного блока саркофаг (размером 3 х 2,1 х 1,1 м), установленный на шести кубовидных ножках. Всю поверхность саркофага покрывали иероглифические тексты, содержащие информацию об умершем и его ближайших родственниках, и росписи. Сверху лежали три каменных топорика (такие обычно подвешивали к поясу), кусочки нефрита и раковины; крышку саркофага - каменную панель весом почти 5 т и размером 3,8 х 2,2 х 0,25 м - украшали удивительной красоты барельефы.

Паленке считался самым изученным из городов майя, поскольку первые археологические работы в нём начали проводиться ещё в XVIII в.

Древние мастера воспроизвели в камне легендарное селение; божественных предков, известное под названием Семь Пещер, - прародину многих мексиканских племён. В центре композиции находилось Южное, или Жёлтое, мировое древо, связывающее, согласно представлениям майя, подземный мир (антимир) с миром верхним (реальным). Корни его питались девственными водами, хранившимися в толще земли, а крона пронизывала небесное пространство. В изображение Жёлтого древа вплетались символы земледелия и характерный геометрический орнамент, а на верхушке расположилась крупная птица с широко раскрытым клювом. Возможно, это был кецаль, считавшийся одним из важных I связных между мирами. Лежащий под древом человек (в типичной для мезоамериканской художественной традиции позе отдыхающего) предстаёт в намеренно архаизированной одежде. Считалось, что душа, тень, после смерти человека оказывается в селении призраков - антимире, где ведёт такую же жизнь, как и в племени.

В 1994 г. в храме Красной Царицы обнаружили богатое женское погребение, свидетельствовавшее о царском происхождении умершей: её каменный монолитный саркофаг по размеру точно совпадал с саркофагом правителя. Однако,судя по погребению, царицу явно хоронили второпях, без полагавшихся почёта и уважения.

Нижнюю половину крышки саркофага занимает изображение пещеры, у входа в которую расположился призрак. По её стенкам ползают улитки - символ бога-Улитки и самой пещеры- прародины. К югу и северу от мирового древа размещены ещё шесть пещер, и в каждой живут призраки. Таким образом, всего имелось семь пещер, что соответствует названию легендарной прародины, из которой некогда вышли предки майя и куда должны отправиться души умерших. Погребальное же сооружение, вероятно, имитировало её.

Самым поразительным оказалось то, что храм и саркофаг соединял так называемый душепровод - специальная трубка неясного назначения в виде змеиного тела, выходящего прямо в святилище. Выходное отверстие, скорее всего, маскировала соответствующая скульптура. Можно предположить, что трубку установили не только для общения с умершими предками, но и для достижения особых акустических аффектов при проведении важных обрядов. Так, с удивительной скрупулёзностью, жрецы Паленке пытались воссоздать древние представления о легендарной прародине.

В саркофаге храма Надписей оказались останки рослого мужчины 40-50 лет со всеми атр и бутами власти древних майя: скипетром, маской, щитом. Череп его был разбит, останки густо покрывали яркая пурпурная краска и нефритовые украшения — диадема, трубочки для прядей волос, серьги, погребальная мозаичная маска, подвески, ожерелья, браслеты… Одна нефритовая бусина лежала во рту умершего. У ног находилась нефритовая статуэтка бога Солнца.

В 1948 году историк из Мексики по имени Альберто Руз, исследуя леса родной страны в штате Чьяпас, неожиданно нашел развалины древнейшего города Паленке (Крепость). В центре этого города находилась пирамида, на верхней площадке которой располагалось храмовое сооружение, оно впоследствии получило название «Храм Надписей». Свое имя храм получил из-за больших плит, покрытых барельефами и иероглифическими знаками, среди которых встречались люди, животные и мифические создания. Расшифровать на 100% эти записи не удается вплоть до сегодняшнего дня, потому что криптографами до конца не разобрана фонематическая составляющая этого древнего языка. Глядя на эти изображения, можно с уверенностью сказать, что на картинках изображены мифические боги индейских племен, некогда населявших территорию Мексики.

Храм располагается на 20-ти метровой пирамиде, общее количество ее ступеней насчитывает 9 штук. Задняя сторона данного сооружения опирается на склон очень крутой и высокой горы. На тот момент, когда Альберто Руз обнаружил эту ценную археологическую находку, пирамида являла собой огромный холм, густо покрытый растительностью.

На полу в храме можно увидеть хорошо отшлифованные древними мастерами каменные плиты, в одной из которых можно увидеть два ряда отверстий, которые закрыты пробками из камней. Стены храма имеют свое продолжение под плитами, что привело археологов к мысли о том, что внизу, под плитами, должно находится еще одно помещение. В 1952 году в ходе раскопок, практически на дне пирамиды» был обнаружен огромный погребной комплекс.

Размеры захоронения составляли 9 метров в длину, 4 метра в ширину, расстояние от пола до потолка составляло 7 метров. Само помещение было сделано идеально, камни, искусно обтесанные древними умельцами, все до одного находились на своем месте. На гипсовых барельефах были изображены 9 человеческих фигур в богатом одеянии. Ученые предположили - что эти изображения принадлежат духам ночи, Владыкам, которые по религии майя были подземными божествами. На фигурах изображены пышные одежды, на головах уборы, сделанные из перьев мифической птицы кетцаль. На лицах всех Владык имеются маски, на их плечи накинуты плащи, сделанные из перьев и бронзовых пластин. На поясе закреплены характерные одеяния для того времени: набедренные повязки и юбки, на ноги были надеты сандалии, пошитые из кожаных ремешков. Все тело божеств на барельефе было покрыто драгоценностями. В руках каждый Владыка держал скипетр, который подчеркивал высокое происхождение. Рукоять скипетра была выполнена в виде головы змеи, на ней также находились маски с изображением бога дождя и щиты с ликом бога солнца.

Пол склепа был покрыт плитой, вытесанной из камня и впоследствии хорошо отшлифованной, ее поверхность была полностью покрыта резьбой. По краю плиты шла лента, состоящая из неизвестных иероглифов. Альберто Руз, осмотрев плиту, расшифровал две даты, относящиеся к 603 и 633 годам нашей эры. На сегодняшний день плита относится к величайшему произведению искусства эпохи майя, техника выполнения резьбы похожа с работами мастеров эпохи Возрождения.

Под плитой археологи обнаружили захоронение мужчины, которому было примерно 40-50 лет. Скелет усопшего был покрыт драгоценными камнями. На тот момент для ученых оставался загадкой тот факт, кем найденный скелет был при жизни: правителем или верховным жрецом.

Первое описание найденная пластина получила благодаря стараниям советского ученого Валерия Ивановича Гуляева. Обследовав полностью плиту, он заметил, что в нижней части артефакта можно увидеть изображение страшной маски, напоминающей о смерти. Маска полностью лишена мягких тканей лица, вместо глаз изображены огромные зияющие глазницы, полностью отсутствует нос, изо рта торчат громадные клыки. В изголовье маски находятся символы смерти, а напротив их антипод - рождение, в виде зерна кукурузы и кукурузного початка. На макушке чудовищной маски изображен облик молодого юноши, одетого в богатую одежду. Тело юноши слегка откинуто назад, он напряженно смотрит на изображение, отдаленно напоминающее крест. Ученые предположили, что этот крест является стилизованным рисунком ростка кукурузы, символизирующего у племени майя жизнь. На самом верху рисунка креста можно увидеть образ священной птицы кетцаль, перья которой использовались жрецами, для выполнения обрядов и ритуалов. В ногах птицы изображался символ воды, а рядом с ним два небольших диска, с ликами бога солнца.

Несколькими годами позже двое ученых: итальянец Пинотти и японец Мацумура, работая по отдельности, пришли к выводу, что на данной плите изображается реальный образ человека, а вокруг него располагаются вполне реальные предметы, а не символы из разряда мистики, как считалось раннее. Дальнейшее разбирательство плиты вылилось в гипотезу, что на ней изображен человек, сидящий в неком летательном или космическом аппарате, то есть рисунок плиты - это, возможно, детальный чертеж космического древнего корабля. Вскоре к таким же выводам стали приходить и исследователи со всего мира. Авиаконструктор из США Джон Сэндерсон, при помощи компьютерной программы превратил изображение плиты в объемную модель. В итоге глазам ученого была представлена часть кабины ракеты с пультом управления и наличием двигательной установки. Сэндерсон смоделировал также внешнее изображение, сконструированной им бумажной версии ракеты.

Самую большую известность на тематику найденной космического летательного аппарата нашла версия швейцарского писателя, которого звали Эрих фон Дэникен. Он написал книгу «Колесница богов», в которой указал, что изображение на плите, найденное в древнем городе Паленке, является рисунком древнего космонавта, сидящего в кабине своего летательного звездолета. Вышедшая большим тиражом книга стала моментально мировым бестселлером. В свое книге фон Дэникен перевернул плиту и получил желаемый результат, на котором действительно изображался человек, окруженный неизвестными предметами, напоминающими приборы космического корабля.

Дэникен писал, что в середине плиты находится человек, изображенный в сидящей позе. На голову человека надет шлем, с отходящими от него проводами, либо шлангами, его тело наклонено вперед к пульту управления, перед лицом располагается прибор, напоминающий внешний вид кислородного аппарата. Передние конечности человека находятся на панельной доске приборов. Правой рукой древний астронавт жмет на кнопку, а при помощи левой - сжимает рукоять рычага, пяткой левой ноги давит на педаль.

Также Дэникен утверждает в свое книге, что на космонавте надета современная одежда: на шее виден воротник свитера, на рукавах видны вязаные манжеты. На талии астронавта, по мнению писателя можно заметить ремень безопасности, выполненный в виде пояса с огромной пряжкой. На ногах у изображения якобы надеты облегающие брюки.

В Советском Союзе с аналогичными рассуждениями выступил писатель-фантаст Александр Казанцев, опубликовав статью в научном журнале «Техника - молодежи». Если присмотреться к плите, то она с космонавтикой, по сути, не имеет ничего общего. Представители идеи о космонавте слишком исказили подлинное изображение плиты. Многие детали были перевернуты кверху ногами, в частности священная птица кетцаль; изображенный юноша вовсе не одет в одежду, описанную Дэникеном, так как майя не знали в свою самобытность ни свитеров, ни приталенных брюк: одеянием для них служила набедренная повязка. Тело юноши, а также руки и ноги украшены лишь браслетами.

Также изображение астронавта, по мнению Дэникена и Казанцева, перевернуто и наклонено так, как хотелось эти двум людям, в поперечном изображении, тогда как на самом деле изображение должно быть продольным.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто же изображен на каменной плите из храма в Паленке, может и правда космонавт, а может и божество.

Видео - Паленке храм древней цивилизации

Возможно Вам будет интересно:



Время не оставило нам первоначального названия города. Конкистадоры долго не знали о существовании величественных руин, совершенно случайно в конце XVIII века военный отряд обнаружил в джунглях селение с названием Санто-Доминго-дель-Паленке, а неподалёку - загадочные останки древних строений. Паленке испанцы стали называть и руины.

В окрестных джунглях и сейчас живут индейцы племени Чоль Они, называющие Паленке «Каменным домом змей», возможно, в доколумбовую эпоху город так и назывался.

Археологи выяснили, что Паленке построен более двух тысяч лет назад, наибольшего процветания он достиг в VI-X веках. Но позже жители покинули город по неизвестной причине, и он был поглощён сельвой.



Видео про Паленке

Достопримечательности

Храм надписей

Сейчас Паленке очищен от леса и отреставрирован, прикоснуться к археологическому памятнику культуры майя приезжают многочисленные туристы и любители тайн. На территории города сохранилось около полутора тысяч различных строений, - это и жилые дома, и сложные технические сооружения: акведуки, устройства подачи и оттока воды, каналы. Эти системы считаются самыми совершенными из всех, созданных людьми в доколумбовую эпоху. К настоящему времени хорошо изучено лишь 34 строения.

Внутри храма надписей

Среди всех строений Паленке выделяется Храм надписей, названный так из-за обилия иероглифов. На фасадах строения видны остатки выразительных барельефов. В стену Храма замурованы плиты с самой длинной из известных надписей майя, состоящей из 620 рельефных иероглифов. Храм стоит на 20-метровой пирамиде, а к вершине его ведёт лестница с 70 ступенями.

Саркофаг Пакаля Великого внутри пирамиды

В Храме надписей археологам удалось сделать самую крупную и в то же время самую интригующую находку в истории изучения майя. При расчистке руин удалось обнаружить тайную лестницу, ведущую к гробнице. Здесь установлен каменный саркофаг с мумией правителя города Пакаля Великого. Накрыт саркофаг плитой, признанной самым выдающимся достижением культуры майя, - её поверхность украшает тонкая искусная резьба, техника выполнения которой сравнима с работами художников эпохи Возрождения. Поразительно то, что тело Пакаля мумифицировано по древнеегипетской технологии, да и сама гробница схожа с египетской пирамидой.

Воссозданная копия саркофага Пакаля Великого в Национальный музее антропологии Мехико

Но самым невероятным оказался рисунок на плите саркофага, в расшифровке которого кроме археологов участвовали и уфологии, и специалисты по космонавтике. На плиту нанесено подробное изображение человека в скафандре, сидящего в кресле летательного аппарата, необычайно похожего на космический корабль! Руки пилота лежат на рычагах, а перед ним совершенно явная панель управления с многочисленными приборами. До сих пор не утихают споры о том, кто и что изображено на плите саркофага, это одна из самых удивительных тайн майя.

Дворец

Около Храма надписей располагается Дворец - комплекс из 12 зданий, бывший ранее сосредоточием городской жизни. Увенчан дворец пятиэтажной башней с обсерваторией, где правитель по звёздам узнавал волю богов. Здесь до сих пор стоит скамья, на которой восседал жрец-астроном. Здание декорировано рельефами и изображениями из жизни знати Паленке. На ступенях дворца в угоду богам приносились человеческие жертвы. Не даёт покоя исследователям тот факт, что лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только со второго этажа башни. Почему не с первого? И как жрец и правитель попадали на второй этаж? Пока это так и остаётся загадкой.

По соседству с Дворцом поднимаются три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища Паленке - Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца с изображением солнечного бога Ягуара. Названия эти современны, в их основе лежат расшифрованные сюжеты алтарных плит.

За дворцом сохранилась традиционная для городов майя площадка для игры в мяч, которой придавалось ритуальное значение. Проигравшие нередко лишались жизни.


Достойны внимания Храм Ягуара, Храм Черепов, акведуки, каменный мост, жилые дома, пирамиды. Все сооружения покрыты необычными геометрическими орнаментами. Туристам доступно для осмотра подавляющее большинство строений.

Паленке изумляет своей уникальностью и изобретательностью майя - как им удалось возвести такие монументальные сооружения в труднодоступной сельве? Как они доставляли сюда огромные камни?

Посетив это место, вы долго будете оставаться под впечатлением его чарующей атмосферы - Паленке стоит у поймы реки в окружении тропических лесов, в которых слышны звуки попугаев макао и обезьян-ревунов.

Полезная информация

  • Археологическая зона открыта ежедневно с 08.00 до 17.00, посетителей пускают до 16.30. При входе в офисе Informacion de Turustica возьмите схему комплекса, на которой отмечены все строения.
  • Билет на осмотр руин стоит 4$. За видеосъёмку в Паленке надо дополнительно заплатить 3$.
  • В полутора километрах от руин Паленке есть музей, посещение которого включено в стоимость билета. Здесь находится копия крышки саркофага Пакаля, оригинал хранится в музее Мехико. В магазине около музея вы сможете приобрести сувениры и изделия в «стиле майя».
  • От Санто-Доминго-дель-Паленке каждые 10 минут идёт маршрутка до руин, до которых отсюда всего 7 километров, билет стоит чуть больше доллара. До Санто-Доминго-дель-Паленке ходят автобусы из других городов
  • Мексики - Мериды, Мехико, Канкуна. От ближайшего аэропорта Вильяэрмоса два часа езды на автомобиле.
  • В окрестностях Паленке можно осмотреть и другие достопримечательности: красивые водопады Мисоль-Ха и Агуа Асуль, руины Тонина, Бонампак и Йашчилан. В сезон дождей (с мая по октябрь) к водопадам лучше не ездить - опасно сильное течение, да вода грязная и мутная, купание не принесёт удовольствия.
  • Обязательно возьмите с собой плащ от дождя, средство от москитов и головной убор.
  • В Санто-Доминго-дель-Паленке есть отели, можно найти довольно бюджетные варианты.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...