Метод восхождения от абстрактного к конкретному пример. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному

Абстрактное (лат. abstractio - отвлечение) - сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; конкретное (лат. сгущённый, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное.

Определение знания в качестве конкретного или абстрактного - относительно и имеет смысл лишь в сопоставлении двух знаний, отнесённых к одной и той же реальности. Получение всё более и более конкретного знания является целью исследования. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод исследования применим только для изучения целого, представимого как органическая система связей. Первым шагом является при этом выделение основной или исходной связи и её исследование при отвлечении - изоляции - этой связи от других существенных связей. Последующее исследование связей - конкретизация предмета изучения - проводится уже не изолированно, а с учётом результатов предшествующего анализа. Способ учёта и последовательность привлекаемых к анализу связей всегда определяются спецификой изучаемого предмета.

Мы выяснили, что такое конкретные ПОНЯТИЯ , которыми оперирует диалектическая логика, и какое значение имеют они в познании, мышлении. Теперь надо установить, как образуются эти конкретные понятия, каков тот путь, который к ним ведет. При этом нас будет интересовать не стихийно совершающийся процесс образования конкретных понятий, как он фактически имеет место до возникновения диалектического метода, а процесс сознательный и притом систематический, когда исследователь специально ставит перед собой задачу выработать конкретное понятие и затем осуществляет ее.
Сознательное и систематическое образование конкретных понятий осуществляется в форме особого способа - способа восхождения от абстрактного к конкретному. Этот способ мы и рассмотрим в настоящей главе.

Всесторонне разработанная теория способа восхождения от абстрактного к конкретному еще не написана. Зато имеется блестящий, никем не превзойденный образец применения способа восхождения от абстрактного к конкретному в определенной науке - политической экономии. Мы имеем в виду «Капитал» и «К критике политической экономии» К. Маркса. Изучение этих работ позволило вывести некоторые основные общие закономерности способа восхождения, независимые от его конкретного проявления в тех или иных областях знания. Но это как раз и нужно сделать, прежде чем применять способ восхождения к исследованию той или иной области. Например, в области, где публикуются объявления Красноярск.

Категории абстрактного и конкретного употребляются в философской литературе в самых различных значениях, частью правильных, но односторонних, частью же совсем неправильных. Отметим некоторые из них.

Иногда абстрактное определяется как то, что существует лишь в представлении, конкретное - как то, что дано в действительности. При этом «действительность» понимается идеалистически. Такого взгляда придерживается, например, кантианец А. Риль Некоторые философы абстрактное отождествляют с месозерцаемым, а конкретное - с созерцаемым. То, что можно созерцать, говорят они, есть конкретное, то же, что созерцанием не осваивается, есть абстрактное. Другие философы категории абстрактного и конкретного сводят к общему и единичному. Таковы Локк, Беркли, Юм. Есть и такие философы и логики, которые под абстрактным понимают аттрибут, свойства, обособленные от их носителя, под конкретным - самый носитель этого атрибута, свойств, т. е. вещи со всеми их определениями А. Ни одно из этих значений указанных терминов к способу восхождения от абстрактного к конкретному не подходит.

Надо сказать, что и в марксистской литературе термины «абстрактное» и «конкретное» неоднозначны. Иногда их употребляют в смысле чувственного и рационального познания, рассматривая первое как рациональное, второе - как чувственное, Иногда - в значении одностороннего и многостороннего. Однако здесь это не недостаток, а скорее достоинство, поскольку свидетельствует об учете многообразия сторон данных категорий. Например, когда В. И. Ленин пишет: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков Диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»5 или: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное, от истины, подходит к ней» 6,- он имеет в виду первое значение указанных категорий. Говоря же о том, что «природа и конкретна и абстрактна», В. И. Ленин употребляет термины «конкретное» и «абстрактное» во втором значении, ближе всего стоящем к способу восхождения (хотя самый способ восхождения В. И. Ленин здесь не имеет в виду).

Всестороннюю разработку категорий абстрактного и конкретно в связи с разработкой всего способа восхождения от ipipBoro ко второму дал К. Маркс в известном предисловии «К критике политической экономии».

Конкретное - это сочетание многочисленных определений оно - единство многообразия. Например, «капитализм», «человек», «СССР» и т. д. есть нечто конкретное. Абстрактное, напротив, есть отдельная сторона этого конкретного. Соответственно приведенным примерам абстрактным будет «меновая; стоимость» (для капитализма), «способность мыслить» (для человека), «иметь большую территорию» (для СССР ).

Конкретное и абстрактное образуют диалектическое единств во. Отрицая друг друга, т. е. находясь в отношении противоположности, они в то же время предполагают друг друга. Нет* конкретного без абстрактного, как нет и абстрактного без конкретного. Именно в этом смысл ленинского замечания о природе, как единстве конкретного и абстрактного.

Поскольку природа, все вещи суть единство абстрактного и конкретного, постольку человек, познавая их, оперирует как с тем, так и с другим. Познавая предмет, человек начинает с конкретного и анализирует его, выделяя отдельные стороны. Выделив эти стороны, он снова возвращается к конкретному, но уже как к богатому и закономерно расчлененному целому. Весь процесс познания, если взять его в полном объеме, состоит, таким образом, из двух этапов: движения от конкретного к абстрактному и обратного движения - от абстрактного к конкретному. При этом происходит воссоздание конкретного и абстрактного в самом мышлении. Реально существующие конкретное и абстрактное получают свое отражение в идеально конкретном и абстрактном.
Следовательно, мы имеем дело с двумя видами конкретного и абстрактного. Одно конкретное и абстрактное существует в реальной действительности, другое - в нашем мышлении, причем второе есть лишь отражение первого. Конкретное в реальности - это исходный пункт, с него начинается познание истины. Конкретное в мышлении - конечный пункт, им познание истины завершается (далее идет уже практическое приложение истины). В целом процесс познания, взятый в чистом виде» выглядит, следовательно, так:

«Конкретное в реальной действительности - абстрактное- конкретное в мышлении».
Способ восхождения касается второй половины данного процесса: «абстрактное - конкретное». Поэтому он и называется восхождением от абстрактного к конкретному («восхождением» потому, что при этом мышление возвышается от одной, низшей категории, к другой, высшей).

Установив предварительное понятие абстрактного и конкретного и разъяснив общий смысл «восхождения», перейдем к рассмотрению самого способа восхождения. Материал, на основе которого будет развиваться теория способа восхождения, - это, как отмечено, «Капитал» и «К критике политической экономии» Маркса.

Способ восхождения от абстрактного к конкретному, как всякий научный способ, имеет определенную логическую структуру, выражающуюся отчасти в составляющих его развитие последовательных этапах, отчасти в используемых в нем различных средствах и приемах исследования. Что касается первых элементов структуры, подлежащих ближайшему рассмотрению, то они таковы: 1) исходный пункт, или «начало» восхождения; 2) основные «этапы» восхождения, или процесс его осуществления; 3) результат «восхождения». Средствами и приемами способа восхождения, которые будут рассмотрены дальше, являются: анализ противоречий предмета, обнаружение закона в формах его проявления, исследование явлений в чистом виде.

Кроме рассмотрения логической структуры, теория способа восхождения включает в себя, очевидно, решение и таких общих вопросов, как условия осуществления способа восхождения, возможность применения его в различных областях знания, отношение данного способа исследования к другим научным способам, значение способа восхождения

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности - но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении.

Выбор методов исследования

Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:

Цели исследовательских работ;

Требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;

Ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;

Имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде;

Достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:

1) интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

2) эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;

3) экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

4)консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;

5)формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).

В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие - на другом.

Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями.

Основные понятия:

Подбирать литературу по теме исследование - занятие не самое простое. И нельзя здесь даже дать каких-то конкретных советов: кому-то удобнее набрать в «поисковике» (информационно-поисковые системы Yandex, Google и др.) тему или отдельные слова из неё и выбрать из результата запроса, кто-то предпочитает «общаться» с библиотечными каталогами, другой спросит у компетентного в этом вопросе взрослого (учёного, учителя) и т.д. Способов- множество. Самое главное, чтобы они оказались эффективными.

В настоящее время все источники информации (в дальнейшем будем их называть «документы») учёные подразделяют по разным параметрам. Рассмотрим основные.

I. Виды документов по знаковой природе:

b) неопубликованные (материалы, которые остаются в рукописях или тиражируются в небольшом количестве; материалы, представляющие особую ценность: научно-технические отчёты, диссертации, переводы, проекты, лабораторные журналы…): нотные, картографические (карты, атласы, глобусы), изобразительные, аудиовизуальные.

II.Виды документов с точки зрения периодики:

Сериальные

a) периодические

ü журналы: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные, реферативные

ü газеты: общеполитические, специализированные

ü календарь

b) продолжающиеся (выходят через неопределённые промежутки времени, по мере накопления материала: «Труды…», «Учёные записки…», «Вестник…», «Известия…» и др.)

c) бюллетени (содержат краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации): нормативный, справочный, рекламный, бюллетень-хроника, бюллетень-таблица, статистический.

2) Непериодические (книги): монографии, диссертации, справочные пособия…

III. Виды документов с точки зрения целевого назначения

Научные документы содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований, раскрывают пути и характер научных изысканий, описывают методику и ход ведения исследований, прослеживают историю важнейших открытий, а также научно- подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы… Ориентированы на учёных, специалистов в данной области.

Выделяют собственно научные и научно-квалификационные работы.

Собственно научные :

1) полное собрание сочинений классиков науки и техники;

2) избранные труды выдающихся учёных;

3) монографии;

4) коллективные монографии;

5) материалы съездов, конференций, симпозиумов;

6) депонированные рукописи (суть депонирования заключается в передаче на хранение рекомендованных научным советом учреждений и организаций рукописей в специальные информационные органы);

7) отчёты о результатах законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;

8) переводы научно-технической литературы.

Научно-квалификационные :

В широком смысле слова к научно-популярным источникам может быть отнесено большое количество произведений печати. В узком- это совокупность произведений печати, в которых популяризируются научные знания, теории, законы. По своему целевому назначению эти документы предназначены для читателей, не являющихся специалистами в данной области. Поэтому изложение материала в них ведётся ясным и доступным языком, без сложных терминов и теоретических конструкций, с большим количеством пояснительно- иллюстративного материала.

Официальные документы - это издания, публикуемые от имени государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений и предприятий.

С точки зрения сферы своего действия официальные документы подразделяются на следующие типы:

1) документы, действующие на федеральном уровне;

2) документы, действующие на уровне субъектов РФ;

3) документы, действующие в пределах отрасли;

4) документы, действующие в пределах отдельной организации.

Среди официальных изданий особое место принадлежит правовым документам (Конституция РФ, федеральные законы, законы отдельных субъектов РФ)

Справочные документы предназначены для получения кратких фактических данных по определённому вопросу. Справочные издания существуют в виде типографских изданий, но в последние годы они выпускаются и в электронном виде (CD, интернет-варианты). Справочные документы аккумулируют сведения по определённой системе. С точки зрения порядка расположение материала все справочные документы делятся на словари и справочники. Для словаря характерен алфавитный способ расположения материала, а для справочника- систематический (тематический).

Группы справочных документов :

1) универсальные и отраслевые справочники;

2) производственно-технические справочники;

3) толковые словари;

4) терминологические словари;

5) многоязычные словари;

6) нормативные справочники;

7) биографические справочники;

8) путеводители…

Учебные документы обслуживают образование и воспитание. Характер построения текста в учебных документах основывается на положениях дидактики.

Основные виды учебных документов:

1) учебник (систематизированное изложение учебной дисциплины);

2) учебное пособие (издание, дополняющее или частично заменяющее учебник);

3) сборник задач и упражнений (в том числе наглядные пособия, хрестоматия, практикумы, практические руководства, учебные программы, учебно-методические пособия…)

Производственные и нормативно-производственные документы отличает сугубо прикладной характер содержания, для которого присуще сочетание инструктивно-нормативных и справочных данных. Эти издания очень разнообразны по жанрам (регламентирующие производственный процесс, промышленные каталоги, нормативно-производственные издания, государственные стандарты…)

На подготовительном этапе при знакомстве с источниками научной информации (электронными, «бумажными») полезно вести рабочие записи, которые помогут в дальнейшей работе, а некоторые из них станут теоретической частью исследования.

Предлагают выделять несколько видов, «жанров» таких записей: план, опорный конспект, схемы, аннотации, резюме, выписки. Их отличительная черта- краткость и «ёмкость» информации. При изучении книги необходимо обратить внимание на год издания (насколько «свежая» информация здесь представлена), авторов (это поможет выделить наиболее авторитетных учёных в данной области исследования, поможет понять основные научные школы, предметом которых является изучение той или иной проблемы). Следует обратить внимание также на издательство, что тоже будет являться полезной информацией (наиболее авторитетными являются научные издания МГУ, МПГУ, Академии наук и других крупных научных центров).

С развитием технологий стали использоваться электронные, «небумажные» источники информации.

К электронным источникам информации следует отнести радио- и телевещание, Интернет, а также иную информацию, распространяемую в электронном виде (в том числе на различных компьютерных носителях).

Наибольшей популярностью у исполнителей письменных работ сегодня пользуется "русский" Интернет («рунет»): в массовом сознании он уже давно воспринимается не иначе, как бездонный источник бесплатной информации. Но эффективному поиску информации в Сети пока мешают сложности технического, технологического, орга­низационного и финансового характера.

Иногда для исследования требуетсяинформация, передаваемая по телевидению или радио. Найти её поможет расписание (телепередач или волновое), а зафиксировать содержание - обычный плеер или видеомагнито­фон. После записи оригинала его содержание остается лишь творчески переработать традиционным методом и включить (с соответствующей ссылкой на источник) в со­держание письменной работы.

К сказанному можно добавить, что подобный метод ра­боты с информацией обладает тремя оче­видными преимуществами.

1. Предполагает изучение заве­домо известной по тематике информации в спланированное время.

2. Предоставляет в распоряжение исполнителя адресную и достоверную информацию.

3. Не требует больших материальных затрат (поскольку ТВ- и радиоприемники, в отличие от ком­пьютеров с выходом в Интернет, имеются почти у каждого).

При работе с оптическими дисками, web-документами необходимо быть очень внимательным и аккуратным исследователем. Всегда следует записывать/сохранять их название и вид, место нахождения/приобретения (Интернет, публичные библиотеки, личные библиотеки). Полезно иметь копию такого документа, которую можно будет предъявить заинтересовавшимся работой. Нелишне убедиться в защите содержания знаком авторского права, что свидетельствует о качестве.


Похожая информация.


Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т. е. научным абстракциям. Получение этих абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.

В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. При этом чувственно конкретное восприятие как бы «...испаряется до степени абстрактного определения». Абстрагирование , таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то – менее существенных – свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией (или используют термин «абстрактное» – в отличие от конкретного)

В научном познании широко применяются, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов (при этом отвлекаются от целого ряда индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. д. Изолирующая абстракция получается путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т. д.).

Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.

Конечно, в истории науки имели место и ложные, неверные абстракции, не отражавшие ровным счетом ничего в объектив ном мире (эфир, теплород, жизненная сила, электрическая жидкость и т. п.). Использование подобных («мертвых абстракций» создавало лишь видимость объяснения наблюдаемых явлений. В действительности же никакого углубления познания в этом случае не происходило.

Развитие естествознания повлекло за собой открытие все новых и новых действительных сторон, свойств, связей объектов и явлений материального мира. Необходимым условием прогресса познания стало образование подлинно научных, «не вздорных» абстракций, которые позволили бы глубже познать сущность изучаемых явлений. Процесс перехода от чувственно эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе развития любой науки.


Это можно хорошо показать на примере развития учения об электричестве, в частности, прогресса в познании электромагнитных явлений. Вторая половина ХIХ в. началась без особых успехов в теоретическом осмыслении многообразной сферы явлений, связанных с электричеством, Ф. Энгельс, отмечая «вездесущность электричества», проявляющегося в самых различных процессах природы, указывал в то же время на то, что оно является именно той формой движения, насчет существа которой царит еще величайшая неясность». «В учении.., об электричестве, – писал он, – мы имеем перед собой.., какое-то неуверенное блуждание во мраке, не связанные друг с другом исследования и опыты многих отдельных ученых, атакующих неизвестную область вразброд, подобно орде кочевых наездников».

Понадобился огромный теоретический талант Максвелла, который оттолкнулся от фарадеевских чувственно-наглядных, эмпирических представлений об электромагнитных явлениях, создал свою теорию электромагнитного поля, Максвелл придал идеям Фарадея теоретическую завершенность, ввел точное понятие «электромагнитное поле», сформулировал математические законы этого поля.

Поскольку конкретное (т.е. реальные объекты, процессы материального мира) есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних связей и отношений, его невозможно позвать во всем его многообразии, оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им. Поэтому и возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, т. е. восхождении от чувственно-конкретного к абстрактному.

Но формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования звание о конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, которое имелось на этапе чувственного познания. Другими словами, конкретное в начале процесса познания (чувственно конкретное, являющееся его исходным моментом) и конкретное, постигаемое в конце познавательного процесса (его называют логически-конкретным, подчеркивая роль абстрактного мышления в его постижении), коренным образом отличаются друг от друга.

Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в мышлении исследователя конкретное во всем богатстве его содержания.

Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и нечто скрытое, недоступное чувственному восприятию, нечто существенное, закономерное, постигнутое лишь с помощью теоретического мышления, с помощью определенных абстракций.

Понимание электромагнитных явлений (конкретного) после появления знаменитых уравнений Максвелла существенно рас ширилось и обогатилось. Из его математических абстракций вытекали важные выводы, касающиеся конкретных проявлений электромагнитного поля. Эти выводы свидетельствовали, что всякое изменение электрического поля вызывает появление поля магнитного, и, наоборот, что реально существуют электромагнитные волны (впоследствии экспериментально открытые Герцем), что скорость распространения их в пустоте равна скорости распространения в ней света (отсюда следовало, что свет имеет электромагнитную природу), что электромагнитная вол на переносит определенную энергию, что при попадании на препятствие эта волна должна оказывать на него давление (которое впервые измерил русский физик П.Н Лебедев, установивший, что оно совпадает с теоретическим значением, полученным Максвеллом) и т. д.

В результате этих новых данных науки оказалась существенно поколебленной прежняя механическая картина мира, фундамент которой заложил И.Ньютон. Представление об окружающем мире изменилось. Оно стало более многообразным, более богатым по содержанию.

Изложенное здесь восхождение от абстрактного к конкретному характеризует общую направленность научно-теоретического познания, имеющего целью переход от менее содержательного к более содержательному знанию. Другими словами, исследователь получает в результате целостную картину изучаемого объекта во всем богатстве его содержания.

Движение от анализа, в ходе которого первичная целостность расчленяется в мышлении на крайние моменты, к синтезу, воссоздающему в мышлении целостность, реально присущую предметам исследования, проявляется в восхождении от абстрактного к конкретному. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного. Восхождение от абстрактного к конкретному характеризует движение, но не реального предмета, который всегда есть конкретная живая целостность, а «мыслящей головы», осваивающей для себя эту целостность единственно возможным способом», (Маркс).

В философии метод перехода от анализа к синтезу, сопровождаемый восхождением от абстрактного к конкретному, является основной формой отражения диалектического противоречия как сути диалектики.

Если в названии «восхождение от абстрактного к конкретному» акцент делается на форме, внешнем проявлении метода, то в наименовании «отрицание отрицания» - на его внутреннем механизме, содержании. Поэтому оба названия имеют равное право на существование, взаимодополняют друг друга.

Данный метод является методом научного познания.

Его главная задача – создать теорию, в которой раскрывается предмет во всей его полноте, теорию конкретности.

Этот метод состоит из двух частей:

1. От чувственного к абстрактному. Конкретное предстает перед человеком в виде конкретных предметов. Но на этом этапе сущность не познается, т.к. мы его не видим.

2-ой этап исследования, где становится задача изучить объект со всеми его связями.

Маркс. «Конкретное потому конкретное, потому что оно есть сочетание многочисленных определений, являясь единством многообразного».

Это уже есть духовно-конкретное, которое отражает целостность его связи с другими и учитывает условия, в которых оно существует.

52 Метод единства исторического и логического. Теория и история в научном познании

Метод единства логического и исторического (диалектический метод) имеет всеобщий характер.

Историческое в материальном мире – это реальная история возникновения и развития объекта со всеми его общими чертами.

Историческое в познании – это отражение в сознании истории становления и развития объекта, во всем его своеобразии и хронологической последовательности.

Познать объект – это мысленно воспроизвести, историю становления и развития.

Логическое в объективном мире – это общее направление развития объекта, общая закономерность его основных фаз. Это объективная логика развития процесса.

Логическое как метод познания – это теоретическое воспроизведение объективного логического познания. Оно воспроизводит историю на высшей основе, т. е. на основе доступной современным уровням познания. Оно перерабатывает историю с точки зрения наиболее развитой ступени познания. Логика познания обобщает историю мысли.

Эти два подхода (исторический и логический) не существуют порознь, а тесно взаимодействуют, осуществляя тем самым единый процесс познания.

Энгельс: «С чего начинается история, с того же должен начинаться ход мысли и его дальнейшее движение будет представлять собой нечто иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретическо-последовательной форме; отражение исправленное соответственно законам который сам дает исторический процесс. Причем в каждый момент может рассматриваться в той системе его развития где процесс достигает полной зрелости своей классической формы».

Историческое изучение реализуется в выявлении временной последовательности явлений, в их периодизации. Теоретический подход в познании, в сравнении с историческим, представляет горизонтальный разрез изучаемых явлений, воспроизводит систему современного положения вещей. В соотношении с историческим познанием теоретическое познание означает изучение предмета в его настоящем виде. Историческое познание интересуется прошлым изучаемых предметов, явлений.

Основанием исторического и теоретического подходов является отношение вещей внешнего мира. Каждый из этих аспектов рассматривается в специфической форме. В одном случае нас интересует логика анализируемого объекта, в другом – его история; в одном случае познание осуществляется в теоретическо-последовательной форме, в другом – оно осуществляется конкретно-исторически.

При теоретическом познании предмета большое значение имеет теоретический подход. Историзм в познании является важнейшим условием научного исследования. Историческая точка зрения выступает своеобразным катализатором, облегчающим протекание познавательного процесса. При построении теоретических знаний историзм используется как средство обоснования системы знаний. Масса исторического материала иллюстрирует общие теоретические выводы, абстрактные определения, составляющие структуру научной теории. Теория создается на основе изучения теории. С другой стороны, научная история предмета невозможна без знания его современного состояния, без его теоретического объяснения.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...