Михаил денисенко филарет отлучение. «Черный Патриарх

"Патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Михаил Антонович Денисенко) родился 23 января 1929 г. в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области. Окончив среднюю школу, в 1946 г. поступил в Одесскую Духовную Семинарию и был принят сразу на третий курс. Окончив Семинарию с отличием, Михаил Антонович поступил в Московскую Духовную Академию. Во время обучения на втором курсе Академии, 1 января 1950 г., принял монашеский постриг с наречением имени Филарет. В 1950 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1951 г. во иеромонаха.

В 1952 г. иеромонах Филарет (Денисенко) окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1953 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии. Решением Ученого Совета Московской Духовной Академии, принятом в 1953/1954 учебном году, иеромонаху Филарету было присвоено звание доцента. В том же 1953 г. он был назначен старшим помощником инспектора Московских Духовных Академии и Семинарии.

В 1956 г. иеромонах Филарет (Денисенко) был назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 г. он был переведен на должность инспектора Киевской Духовной Семинарии, а в 1958 г. был назначен ректором этого духовного учебного заведения с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем киевского Свято-Владимирского кафедрального собора. С июня 1961 г. по январь 1962 г. о. Филарет являлся настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в г. Александрии.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 12 января 1962 г., архимандрит Филарет (Денисенко) был избран епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 4 февраля 1962 г.

С июня по октябрь 1962 г. епископ Филарет (Денисенко) исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, после чего был назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 14 мая 1966 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен Патриаршим Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 февраля 1968 г. он был возведен в сан митрополита, а в 1971 г. наделен правом ношения двух панагий.

В 1970-1980-х гг. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) принимал активное участие не только во внутрицерковных делах, но и во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он регулярно принимал участие в различных международных миротворческих, межхристианских, экуменических и иных форумах.

В 1970 г. митрополит Филарет (Денисенко) был избран почетным членом Московской Духовной Академии, а в 1973 г. почетным членом Ленинградской Духовной Академии. В 1979 г. он был удостоен степени почетного доктора богословия (honoris causa) Будапештской реформаторской духовной академии, а в 1980 г. степени доктора богословия (honoris causa) Пряшевского богословского факультета.

В мае 1990 г., после смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был избран Местоблюстителем Московского Патриаршего Престола и 7-8 июня 1990 г. выступал в роли председателя Поместного Собора Русской Православной Церкви. На этом же Поместном Соборе был избран в качестве одного из трех кандидатов на патриаршество, но не набрал необходимого для избрания количества голосов.

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 25-27 октября 1990 г. Украинская Православная Церковь (УПЦ) получила права самостоятельного и независимого управления, а митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был наделен титулами "Блаженнейшего" и "Предстоятеля Украинской Православной Церкви". Кроме того, он стал именоваться "митрополитом Киевским и всея Украины".

После того, как в 1991 г. Украина обрела статус суверенного государства, митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) взял курс на провозглашение автокефалии Украинской Православной Церкви. Под его непосредственным руководством состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, проходивший 1-3 ноября 1991 г. и принявший решение о необходимости дарования Украинской Церкви автокефального статуса. Однако на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 1-2 апреля 1992 г. данное пожелание было признано несвоевременным. Многие иерархи, в том числе и украинские, высказались против дарования автокефалии Украинской Православной Церкви. Более того, митрополит Филарет клятвенно обещал Собору оставить пост Предстоятеля УПЦ и возглавить одну из украинских епархий.

Вернувшись в Украину, он развернул активную деятельность по отторжению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, чем породил крупнейшее церковное разделение на постсоветском пространстве. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в отношении митрополита Филарета (Денисенко) постановил:

"за жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е),

внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора Правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е)

клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е),

публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),

совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е),

учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е):

1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона; пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с, г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с, г., незаконными и недействительными. (...)

4. Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о извержении митрополита Филарета (Денисенко) (...) из сущего сана и о лишении (...) всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей".

Не признав решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, бывший митрополит Филарет продолжил свою раскольническую деятельность. 25 июня 1992 г. он инициировал проведение т.н. "Всеукраинского Церковного Собора", на котором состоялось объединение последовавших за Филаретом (Денисенко) церковных приходов Украинской Православной Церкви с уже действовавшей в пределах Украины неканоничной "Украинской Автокефальной Православной Церковью" . Итогом этого объединения стало возникновение новой неканонической религиозной организации, получившей наименование "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП).

22 октября 1995 г. Филарет (Денисенко) был избран Предстоятелем УПЦ КП и наделен титулом "патриарха Киевского и всея Руси-Украины".

"Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти - лишением сана, он продолжал совершать святотатственные "богослужения", в том числе и кощунственные лже-хиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины", в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине. Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: "Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви",- а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет :

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом".

Бывший митрополит Киевский Филарет в 1992 году основал так называемый Киевский патриархат. Ни одна из канонических православных церквей его легитимность не признала. Спустя пять лет РПЦ отлучила Филарета и его сторонников от церкви.

Хитроумный и изворотливый предстоятель Украинской православной церкви Филарет своим и епископату РПЦ, хочет заявить о себе на международном уровне, считают эксперты. Однако заботит Филарета прежде всего его собственное детище — Киевский патриархат. Он должен занять, безусловно, лидирующее положение на Украине, подмять под себя Киевскую православную церковь, которая совсем недавно, до 2014 года, считалась относящейся к Московскому патриархату.

Сын донецкого шахтера Михаил Денисенко сделал блестящую церковную карьеру в советское время, то есть в , что связывали с дружбой с политическими лидерами и даже службой в КГБ под псевдонимом товарищ Антонов. Однако уже тогда проявились разнообразные качества его личности, амбиции, лживость, коварство. Будучи экзархом Киевским и всея Украины, он грубо нарушил монашеский обет: был женат, имел детей, и все это знали.

После смерти Патриарха Пимена Филарет планировал занять его место. Был настолько в этом уверен, что уже заказал Патриарший куколь. Но в 1990 году на Архиерейском соборе митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий набрал вдвое больше голосов. Филарет легко менял взгляды на крайне противоположные. Если в советское время в соответствии с линией партии он давил украинский национализм, то после фиаско 1990 года вернулся в Киев и сделал на этот самый национализм ставку, что полностью совпало и совпадает с генеральной линией киевских властей. К великим грехам Филарета вскоре прибавился еще один — он стал раскольником. В 1992 году Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил "извергнуть митрополита из сана".

"Ему предложили тихо уйти в отставку. Он поклялся на кресте и Евангелии, но вернулся в Киев, нарушил клятву и сделал раскол. Это самый страшный грех", — рассказывает президент Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Дворкин.

С тех пор на оказалось две церкви - УПЦ и Киевский патриархат, который стал исключительно политическим проектом. Этого никто не скрывает. Об этом открыто говорил первый президент Украины Леонид Кравчук. При поддержке власти казна канонической церкви оказалась полностью в ведении Киевского патриархата. Он же контролирует Владимирский собор в Киеве. Раскольники хотели силой захватить Киево-Печерскую лавру. В 1992 году в обитель ворвались около сотни боевиков. Монахов избивали и таскали за волосы. Святыню тогда отстояли. Потом такая же история была после Майдана. В мае текущего года раскольники проникли в лавру под видом прихожан. Вот только некоторые из захваченных церквей: в Львовской области — в городе Турка, в Тернопольской — в селе Катериновка, в Житомирской области — в селе Колодянка. Сейчас захваченные храмы стоят пустые. Всего за это время захватили около сотни приходов и церквей

Филарет очень хотел бы получить для Киевского патриархата автокефалию, но его не признают в мире. Возможно, объединение с УПЦ помогло бы, но этого объединения не происходит. Филарет сеет смуту, противопоставляя свое детище УПЦ. Меж тем предстоятелю Украинской православной церкви Киевского патриархата, святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Филарету (так себя именует Михаил Денисенко) уже 89-й год.

Михаил Денисенко родился 23 января 1929 года в селе Благодатном, Донецкая область, Украина. Мальчик вырос в семье шахтера Антона Денисенко и его жены Мелании. Дед погиб во время голода на Украине, а отец в годы Второй мировой войны. Смерть отца оказала большое влияние на мировоззрение Михаила и его выбор стать священником.

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. Через два года по окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию. В январе 1950 года на втором курсе академии пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре.

В этом же году патриархом Алексием I рукоположен в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположен во иеромонаха. В том же году по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой лавры.

В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. Через два года возведен в сан игумена и определен инспектором Саратовской духовной семинарии. Далее, становится инспектором Киевской духовной семинарии.

В сан архимандрита возведен 12 июля 1958 года и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году. В тот же год был управляющим делами Украинского экзархата, а с мая 1961 в течении года являлся настоятелем подворья РПЦ при Александрийском патриархате в Александрии, Египет.

Филарет, 4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Санкт-Петербургской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и епископы: Казанский и Марийский Михаил, Тамбовский и Мичуринский Михаил, Новгородский и Старорусский Сергий, Дмитровский Киприан, Костромской и Галичский Никодим.

В том же году освобожден от обязанностей викария Санкт-Петербургской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В 1962 году данной должности и назначен епископом Венским и Австрийским.

С 22 декабря 1964 года стал епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии. Через год назначен председателем комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии. В 1966 года являлся архиепископ Киевским и Галицким, экзархом Украины и постоянным член Священного синода.

В конце февраля 1968 года возведен в сан митрополита. Далее включен в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года стал председателем филиала отдела внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве.

В июне 1970 года назначен членом комиссии Священного синода для подготовки Поместного собора Русской православной церкви. Через шесть лет избран в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

Предстоятель РПЦ патриарх Пимен 3 мая 1990 года умер и в тот же день состоялось заседание Священного синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего престола избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

В том же время на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

В Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший троих кандидатов на Патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и митрополита Киевского Филарета.

Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь. В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за митрополита Владимира - 107.

Епископатом Украинской православной церкви 9 июля 1990 года Филарет единогласно избран ее предстоятелем. Одновременно украинский епископат подал прошение об автономии Православной церкви на Украине. Архиерейский собор РПЦ 25-27 октября 1990 года преобразовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении.

Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть предстоятелем Украинской православной церкви.

После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом Украинской ССР независимости Украины секретарь ЦК Коммунистической партии Украины Леонид Кравчук стал первым ее президентом. Митрополит Филарет резко поменял убеждения на противоположные и начал действовать под девизом «в независимом государстве - независимую церковь».

Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской православной церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Филарета.

На Соборе были зачитаны также обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенес рассмотрение вопроса на Поместный собор Русской Православной Церкви.

Будучи обвиненным в том, что он ведет аморальный образ жизни и не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Священный синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления.

После безуспешных призывов к Филарету Священный синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму созвать Архиерейский собор Украинской церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашен на Собор, но приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента.

В конце мая 1992 года Архиерейский собор Украинской православной церкви, собравшийся в Харькове в составе 18 архиереев под председательством митрополита Харьковского Никодима выразил недоверие митрополиту Филарету и уволил его с Киевской кафедры, запретив ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви.

Архиерейский собор Русской православной церкви 11 июня 1992 года постановил «извергнуть митрополита Филарета из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным.

В конце февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве Филарет был отлучен от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей».

Филарет отлучения не признал, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным. Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершенные Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными церквями.

После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной Поместными православными церквами Украинской православной церкви - Киевского патриархата (УПЦ КП) митрополит Филарет стал заместителем патриарха Мстислава, а затем, когда патриарх Мстислав скончался стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира, который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

В октябре 1995 года Поместным собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской православной церкви Киевского патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

Неоднократно высказывал идею создания «параллельной, самодостаточной семьи церквей» через объединение непризнанных Православием юрисдикций. Ему удалось вступить в евхаристическое общение с болгарским «альтернативным синодом», Черногорской православной церковью, Македонской православной церковью. В православной среде идею Денисенко как противоречащую догмату о Церкви прозвали «двуцерковной ересью».

В 2013 году от имени Украинской православной церкви Киевского патриархата призвал украинцев и поляков к взаимному прощению за Волынскую резню в годы Второй мировой войны.

Во время событий декабря 2013 - января 2014 года неоднократно высказывался в поддержку евромайдана. Во время крымского кризиса 2014 года выступил с резкой критикой Владимира Путина. Также одобрил действия украинской армии в Донецкой и Луганской областях в ходе вооруженного противостояния на востоке Украины.

В начале февраля 2015 года Филарет прибыл в Соединенные Штаты Америки для участия в «молитвенном завтраке» с участием президента США Барака Обамы, где наградил сенатора Джона Маккейна орденом святого Владимира I степени, а также напомнил Маккейну о долге США помогать Украине в защите ее независимости.

В ноябре 2017 года направил письмо патриарху Московскому Кириллу и епископату Русской православной церкви, в котором изъявил желание преодоления раскола и надежду на взаимное примирение. В июне 2018 года обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею и Синоду Константинопольского патриархата с просьбой признать анафему, наложенную на него Московским патриархатом, недействительной.

Священный синод Константинопольской православной церкви, проходивший в Стамбуле 11 октября 2018 года, принял решение об отмене анафемы, наложенной на Филарета решением Архиерейского собора Русской православной церкви от 11 июня 1992 года. Своим решением патриарх Варфоломей объявил о восстановлении Денисенко в сане на момент анафематствования. Согласно этому решению, Филарет снова стал митрополитом.

Также Священный синод признал утратившим силу также решение о передаче Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церкви в 1686 году.

II степени (18 октября 2006 года) - за выдающийся личный вклад в развитие поместной православной церкви на Украине, многолетнюю церковную деятельность в утверждение идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе

III степени (23 января 2004 года) - за выдающийся личный вклад в утверждение православия на Украине, развитие межконфессиональных связей, многолетнюю плодотворную религиозную, миротворческую и благотворительную деятельность и по случаю 75-летия со дня рождения

IV степени (25 июня 2002 года) - за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в сфере государственно-церковных отношений, многолетнюю плодотворную религиозную деятельность

V степени (21 августа 1999 года) - за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, весомый личный вклад в утверждение принципов христианской морали в обществе

Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;

Знак отличия Президента Украины - Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года) - за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность

Почетная грамота Кабинета министров Украины (2010)

Церковные награды

В бытность иерархом РПЦ награжден многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

Священным Синодом УПЦ КП награжден церковными орденами - святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 год, в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 год, в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

Прочее

Почетный член Московской духовной академии (1970)

Почетный член Ленинградской духовной академии (1973)

Почетный доктор богословия Будапештской реформаторской духовной академии (1979)

Почетный доктор богословия Пряшевского богословского факультета (1980)

Почетный гражданин Киева (2008)

Почетный член кафедры анатомии животных имени акад. В.Г. Касьяненко НУБиП Украины (2012)

Почетный доктор НУБиП Украины (2014)

Отказался

В январе 2014 года Филарет отказался от вручения ему ордена «За заслуги» I степени, а также от вручения присужденного ему в связи с 85-летием синодом УПЦ КП ордена святого апостола Иоанна Богослова.

Этот фильм призван напомнить о фактах из жизни человека, который начал свою «карьеру» как ярый слуга советской власти, украинофоб и противник церковной автокефалии УПЦ, а заканчивает как раскольник и радикальный националист. Как же ему удалось осуществить подобную метаморфозу и одурачить миллионы людей, поверивших ему? Казалось бы, информации о его неблаговидных поступках и преступлениях против Церкви должно было оказаться достаточным для того, чтобы вымарать его из памяти украинцев.

В то время как Мавроди с его МММ и Мария Цвигун с Белым братством канули в лету, Филарет сумел построить то, что не сумели они – устойчивую структуру по оболваниванию людей, соединив маркетинговое чутьё с сектантской одержимостью. Ставка на национализм и политическую риторику оказалась беспроигрышной.

За ширмой слов о патриотизме Филарет умело уводит внимание от того, что он давно уже извержен из Церкви и является обычным мирянином – Михаилом Денисенко. А его «Киевский патриархат» – непризнанная всеми Поместными Православными Церквями неканоническая структура, которая не обладает благодатью, ведущей к спасению.

Напомним также, что именно Филарет закрывал во времена СССР Киево-Печерскую лавру вместе с сотрудниками КГБ и партийными работниками, лживо обещая насельнкам монастыря, что это только «на время», для «реконструкции». Тогда же один из старцев обители в лицо обличил его в предстоящем расколе, который он, Денисенко, учинит, а также предсказал ему и Иудину смерть — самоповешение!

«Я, ВЕРА, РОДНАЯ ДОЧЬ ФИЛАРЕТА…»

Давно уж стало известно, что бывший митрополит Филарет (Денисенко) монашеские обеты нарушил. Недавно я наткнулся на вот это открытое письмо Веры Медведь, которая на своей шкуре ощутила, каково оно — быть рождённой сознательным грешником и клятвопреступником…



на фото: жена Михаила Денисенко - Евгения Петровна Родионова и его дочь - Вера.

Открытое письмо-исповедь

В редакции независимых газет и журналов.

Копии: патриарху РПЦ Алексию ІІ,

главе УПЦ митрополиту Владимиру,

патриарху УАПЦ Мстиславу.

Я хочу обратиться к редакциям газет и журналов с просьбой от себя и от имени моей бабушки Ксении Митрофановны Родионовой, проживающей в настоящее время в Латвии вместе с моими двумя детьми, напечатать мое письмо в вашем издании.

И хочу это сделать для того, чтобы люди узнали всю горькую правду о бывшем владыке Филарете - моем родном отце, отрекшемся от детей, моей бабушки и внуков ради спасения своей должности и духовного монашеского звания.

Мне двадцать семь лет. Из них первые пятнадцать я жила рядом с моим отцом и матерью Евгенией Петровной Родионовой.

Я помню, как меня, еще совсем маленькую, вместе с Андрюшей и сестрой Любой владыка Филарет (так нас приучали называть папу при людях) буквально носил на руках. Как, возвращаясь из-за границы, он всегда привозил нам подарки. Мы, дети, никогда не чувствовали ни в чем нужды. Мама нас часто привозила к папе в Экзархию на Пушкинской 36, где нас видели священники и сотрудники. Но для них мы были не родные дети их Митрополита, а всего лишь детьми из приюта его «сестры» - Евгении Петровны Родионовой. Для сомневающихся у моей мамы всегда были наготове справки о том, что все мы (Люба, Андрей и я) взяты из разных детских домов.

Наше детство, несмотря на достаток в доме, было очень нерадостным и тяжелым. Не один раз мама без всякого сожаления избивала нас резиновым проводом. Иногда, бывало и так, что она просила помочь ей в этом и владыку Филарета, и однажды он избил Андрюшу так, что вся ванна была в крови. Так выбивалось из нас послушание и смирение родителям.

Бабушка, как могла, защищала нас. Она нас жалела. Однажды наша учительница в киевской школе № 4 (Железнодорожный район) Тамара Ивановна увидела синяки на руках и теле Андрея. Она не выдержала и вызвала в школу маму, сказав, что ее лишат материнства за жестокое обращение с детьми. Но в результате ей пришлось уйти из школы, так как моя мама знала, через кого можно это сделать.

Папа и мама постарались, чтобы все было покрыто мраком молчания и в других, более серьезных делах. Так, в 1982 году моя сестра Люба принесла в школу ртуть и рассыпала ее, чтобы школу закрыли и учеников отпустили бы на каникулы. Откуда эта ртуть, мы не знали. Мама сказала, что владыка привез ее из-за границы. Она лежала у нас в доме в специальной колбе, на которой была красная метка. Школу пришлось закрыть на карантин. Ее ремонт обошелся в очень много денег владыке Филарету. Он сильно тогда переживал, что может начаться суд. И делал все, чтобы его не было. Потом ученики рассказывали мне, что из-за этого случая кто-то очень тяжело заболел из-за паров ртути. Сейчас в этой школе техучилище.

Мама была знакома с Радой Щербицкой - женой первого секретаря КПУ, которая очень часто приезжала к нам в гости домой и на дачу. А в настоящее время она сошлась с женами Фокина и Кравчука. Владыка использует маму для наведения мостов с властями в своих целях. Мама в открытую рассказывает о своих высоких знакомствах, любит фотографироваться с ними, чтобы все боялись ее и папу.

Сначала наша дача находилась в Новоселках. Папа купил там дом на имя моей бабушки Ксении Митрофановны и перестроил его (без всякого разрешения властей и бабушки) в огромный двухэтажный дом. Как раз в это время строилось и новое здание Экзархии, все стройматериалы завозились прямо с Пушкинской в Новоселки без всяких документов, и поэтому дом был выстроен за три месяца.

В этом доме много лет прожила моя бабушка. Там же всегда после работы и службы ночевал владыка вместе с мамой.

Мы, дети, догадывались, что папе может быть очень плохо, если об этом узнают посторонние, поэтому молчали относительно своего родства с владыкой Филаретом. Однажды я слыхала, как мама спросила папу: «Миша (гражданское имя Филарета), а ты не боишься? Ведь могут узнать о том, что мы живем вместе?». На это владыка ответил: «Не боюсь, потому что для верующих - я монах, а для КГБ - женатый».

Когда личный врач мамы Ю-й Н-ч сказал папе, что он должен покаяться в своем грехе, потому что у него есть доказательства того, что мы родные дети Евгении Петровны, то папа молча его выслушал, а потом уволил. И, вообще, всех, кто хоть как-то касался его личной жизни, он жестоко преследовал и гнал. Поэтому все молчали, хотя многие все это видели и понимали. Вот в такой атмосфере секретности, страха и лжи мы и росли.

Повзрослев, я, конечно, стала видеть, что отношения моей мамы с владыкой выходят за рамки отношений сестры с монахом-братом. Я стала замечать свое сходство с владыкой во внешности и поняла, что я не из детдома, как мне внушали родители, а родная дочь владыки Филарета и Евгении Петровны. (Позднее я сделала запрос в город Свердловск, где якобы находилась на воспитании в детском доме. Мне пришла справка, что таковой (меня) нигде не числится).

Во мне росло чувство протеста против лжи, побоев и издевательств матери. То же самое переживала и моя бабушка. Однажды она и Андрей, не выдержав унижений, сбежали в Москву к патриарху Пимену, чтобы рассказать ему всю правду о владыке Филарете и Евгении Петровне. Их Пимен не принял. Разговаривали они с каким-то минским владыкой в канцелярии.

Когда они вернулись в Киев, мама обвинила Андрея в воровстве ее драгоценностей (у нее дома огромный сейф с золотыми монетами, бриллиантами и долларами), и через некоторое время Андрюша попал в тюрьму. Сейчас он в Ангарске, так папа сделал все, чтобы он не жил на Украине. «Ты будешь выходить из одной тюрьмы, - сказал он Андрею, - чтобы снова войти в другую».

Папа ничего не стал делать ради своего сына, так как всегда боялся потерять свой сан из-за того, что мы - его родные дети. Ведь по церковным законам у монахов ни семьи, ни детей (в том числе и приемных) под страхом анафемы не должно быть.

А у бабушки мама и владыка Филарет отсудили ее дом в Новоселках в пользу поселкового Совета. Председатель нарсуда Киево-Святошинского района Тубольцева Н.М., как она мне сказала, под давлением «телефонного права» была вынуждена вынести противозаконное постановление о принудительном выселении из дома бабушки и конфискации дома. Так родители отомстили Андрею и Ксении Митрофановне за то, что поехали к патриарху Пимену жаловаться.

Тогда бабушка обратилась во все инстанции, в том числе и в Верховный Совет, в котором она протестовала против противозаконной конфискации дома. Там она указала, что в доме, кроме нее, проживали «дочь Родионова с сожителем Денисенко Филаретом и внуки», что дочь требовала подарить ей этот дом, что она ждет ее смерти, оскорбляет и унижает ее честь и достоинство. Именно Евгения Петровна без ее ведома (была на лечении) и с помощью своего сожителя Филарета перестроила дом, что власти на это никак не реагировали, что статья закона применена неправильно и т.д.

К сожалению, все ее хлопоты разбивались о «телефонное право» владыки Филарета и мамы к сильным мира сего. А так как бабушка со своими жалобами стала для них опасной, то мама подсылала к ней «скорую», чтобы посадить ее в «психушку». Тогда я, зная, что мама на все способна, поселила бабушку в Латвии, надеясь, что там ее мама не достанет. Бабушка плакала, уезжая с Украины, где прожила всю свою жизнь.

Самое удивительное то, что в нынешнем году дом в Новоселках снова стал личной собственностью, но не бабушки, а ее дочери и моей мамы. Поэтому я, по поручению бабушки, хочу снова обратиться в суд о пересмотре незаконного постановления. Правда, мама уже похвасталась, мне об этом рассказала ее соседка, что якобы Кравчук пообещал владыке пересмотра «дела» не допустить, что я скорее увижу гроб, чем этот дом. За все годы, находясь с двумя детьми на руках и бабушкой, испытала столько страданий, лишений и оскорблений от мамы, которые невозможно передать обычными словами. Я была, как преследуемая в азартной охоте жертва.

Я смотрю на моих маленьких крошек, тоже, как и я, похожих, как две капли воды, на своих бабушку Женю и дедушку Мишу и думаю о том пороке ненасытной жадности, который овладел душами моих родителей, о том животном страхе за свое земное благополучие и свои низменные страсти, ради которых они готовы отправить на душевные и физические страдания даже собственную мать, детей и внуков.

Я хочу предупредить тех, кто слепо сейчас защищает моего отца Филарета и маму. Посмотрите на меня, на бабушку, на моих деток и мужа, на всех гонимых от Филарета родственников, на изгнанных первого (сейчас в Сибири) и второго мужа моей сестры Любы (бывшего старосту Владимирского собора), на слезы и страдания целого ряда бескровных мучеников - жертв террора моей мамы и владыки - и вы поймете, вы должны понять, какие они страшные люди. Моя бабушка так сказала о своей родной дочери, сожительствующей с владыкой Филаретом: «Я виновата перед Богом, ибо родила… дьявола».

Да, моя мама сущий дьявол, со стыдом должна я повторить слова моей бабушки. Она без зазрения совести подделывает любые справки и достает необходимые документы - ведь в ее распоряжении, как наместницы владыки по управлению теперь уже УПЦ-КП, миллионы неоприходованных денег, церковных сокровищ. Она без разрешения своего первого мужа записала нас, детей Филарета, на его имя. Дочь от второго брака Любы оформила (после развода) на имя первого ее мужа (без согласия последнего). Евгения Петровна, по подсказке владыки, отказалась от родной матери, чтобы потом стать «дочерью» его матери и, таким образом, «сестрой Филарета».

Это только три примера махинаций Евгении Петровны, вернее власти денег в руках моей мамы. Об этих аферах знает и владыка Филарет, но страх руководит и им, так как мама постоянно пугает его возможностью разоблачения.

Бабушка и я написали обо всем новому Патриарху РПЦ Алексию ІІ. И тогда Филарет перешел в УАПЦ (УПЦ-КП), где стал заместителем патриарха Мстислава, и мама теперь командует в новой церкви.

Я вижу, как страдают теперь от Филарета и моей мамы верующие УПЦ, как владыка разъезжает по Украине, захватывая храмы для себя, слышу снова угрозы мамы расправиться с непокорными архиереями УПЦ руками властей и поэтому не могу молчать. Пусть все узнают страшную правду о моей матери и отце.

«Кровь» мученичества этих и будущих жертв стучит в моем сердце и вопиет на небо.

Я готова пойти в суд, чтобы доказать свою правоту, чтоб в судебном порядке установить свое родство с владыкой Филаретом. Потому что я, Вера, - родная дочь Филарета по всем человеческим законам.

Я обращаюсь к тебе, мой отец и владыко: протяни свои руки к своим внукам, дочери и моей бабушке, верни им дом. И люди да простят тебе твой грех так, как только они могут великодушно прощать. Я все-таки буду верить и надеяться, что когда-нибудь ты очнешься от чар моей мамы и придешь к нам. Мы тебя примем, несмотря ни на что.

А пока пусть прочитают это письмо-исповедь все люди. Возможно, среди них найдется человек, который сможет повлиять на тебя добром…

Вера, в замужестве Медведь,

родная дочь бывшего экзарха УПЦ Филарета (Денисенко)».

Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата


Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата с 1995 года, бывший заместитель предыдущих Патриархов УПЦ КП Владимира (Романюка) (1993-1995) и Мстислава (Скрыпника)(1992-1993). Ранее - Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины (1990-1992), архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (1966-1990). В 1997 году был отлучен от Церкви Архиерейским Собором РПЦ за раскольническую деятельность.

Михаил Антонович Денисенко (впоследствии - Филарет) родился 28 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтера.

В 1946 году Денисенко окончил среднюю школу, после чего поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил в 1948 году. В том же году Денисенко поступил в Московскую духовную академию. Обучаясь на втором курсе, 1 января 1950 года, он был пострижен в монашество под именем Филарета и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а 1952 году – в сан иеромонаха.

В 1952 году Филарет окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Святого Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно Филарет исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. В марте 1954 года ему было присвоено звание доцента.

В августе 1956 года Филарет был возведен в сан игумена и занял пост инспектора Саратовской духовной семинарии. В следующем году он занял аналогичную должность в Киевской духовной семинарии. В июле 1958 года Филарет был возведен в сан архимандрита. В 1960 году архимандрит Филарет занял пост управляющего делами Украинского экзархата.

В мае 1961 года Филарет стал настоятелем подворья Русской православной церкви при Александрийском патриархате в Александрии (Объединенная Арабская республика), и занимал этот пост до января 1962 года.

В 1962 году Филарет был возведен в сан епископа Лужского, викария Ленинградской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 4 февраля 1962 года). Тогда же он был назначен управляющим Рижской епархией. Летом того же года он был освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В ноябре того же года он стал епископом Венским и Австрийским.

В декабре 1964 года Фирарет - уже как епископ Дмитровский - стал викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии.

14 мая 1966 года Филарет был возведен в сан архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины, и назначен членом Священного Синода. В этом качестве он начал принимать активное участие в международной деятельности РПЦ и в декабре того же года возглавил Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве. На этом посту он продолжил активно работать, неоднократно в составе делегаций Украинского экзархата, Московского патриархата и Русской православной церкви выезжал за рубеж, принимая участие в разного рода мероприятиях – конференциях, ассамблеях и конгрессах. В 1979 году указом Президиума Верховного совета УССР Филарет был награжден орденом Дружбы народов, а в 1988 году - орденом Трудового Красного Знамени (награда священнослужителю была присвоена указом Президиума Верховного совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси).

В мае 1990 года, после кончины Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Филарет стал местоблюстителем Патриаршего престола и одним из кандидатов в патриархи. Для избрания нового патриарха был созван внеочередной поместный собор, который 7 июня 1990 года избрал новым главой РПЦ митрополита Алексия (Алексий II). Между тем по традиции именно митрополит Киевский считался вторым по значению архиереем Русской церкви после патриарха и самым влиятельным из постоянных членов Священного Синода. Однако несмотря на то, что Филарет являлся наиболее вероятным кандидатом на пост предстоятеля РПЦ, его кандидатура многих не устраивала. В частности, порицание вызывал его небезупречный нравственный облик - манера поведения, грубость, властолюбие и "немонашеский" образ жизни.

Выборы нового патриарха проходили на фоне обострения борьбы Украинской православной церкви за самостоятельность. В январе 1990 года на Архиерейском соборе РПЦ было принято новое "Положение об экзархатах", согласно которому Украинскому экзархату предоставлялось больше прав в самоуправлении и выстраивании церковной жизни согласно со своими церковно-национальными традициями. В октябре того же года, рассмотрев утвержденное синодом Украинского экзархата "Обращение епископата УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ и Священному Синоду РПЦ", Архиерейский собор РПЦ принял решение предоставить УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. После этого наименование "Украинский экзархат" было упразднено, Филарету как предстоятелю УПЦ был предоставлен титул "Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины". В ноябре 1990 года поместный собор УПЦ принял постановление: "Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и епископату РПЦ с просьбой даровать автокефалию УПЦ", то есть полную каноничную самостоятельность. В дальнейшем вопрос о предоставлении автокефалии Украинской церкви рассматривался на заседаниях Священного Синода РПЦ 25-26 декабря 1991 года и 18-19 февраля 1992 года, однако решение принято не было.

Однако Филарет продолжил деятельность, направленную на отделение Украинской церкви, опираясь при этом на поддержку председателя Верховного Совета УССР Леонида Кравчука (рассказывая о связях церковного иерарха с Кравчуком, СМИ называли украинского лидера "давним знакомым" Филарета "еще по работе в идеологическом секторе ЦК Компартии Украины"). После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, Кравчук активно поддерживал работу по созданию независимой церкви на основе канонической УПЦ (церковь униатов, а также Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не подходили для этой цели, поскольку не пользовались широкой поддержкой населения). Отмечалось, что наделение УПЦ статусом канонической автокефалии могло послужить объединению православных церквей Украины в одну конфессию, что должно было способствовать снижению религиозного противостояния в стране, а следовательно и повышению социально-политической стабильности украинского общества.

В январе 1992 года, после того как в декабре 1991 года Кравчук занял пост президента Украины, Филарет собрал Украинское епископское совещание, на котором было принято обращение к Патриарху, Священному Синоду и всем архиереям РПЦ. В нем прозвучали обвинения в умышленном затягивании положительного решения вопроса об автокефалии УПЦ. "Мы смиренно заявляем, что вынужденное новыми историческими условиями наше стремление получить полную каноническую самостоятельность продиктовано исключительно благом Православия на Украине, а не давлением со стороны государства", - говорилось, в частности, в этом обращении.

Тема предоставления автокефалии Украинской православной церкви обсуждалась Архиерейском собором РПЦ весной 1992 года (Филарет на нем не присутствовал). Участникам собора было объявлено, что Филарет, используя предоставленную УПЦ автономию как "орудие укрепления своей личной власти в Украинской Церкви", оказывает давление на украинских епископов и священников с целью принудить их к поддержке автокефалии. Постепенно обсуждение проблемы автокефалии "переросло в дискуссию об аморальном поведении Киевского митрополита и его грубых просчетах в управлении" УПЦ. В итоге собор предложил Филарету добровольно покинуть пост предстоятеля Украинской православной церкви.

Филарет пообещал это сделать и дал слово архиерея, что не будет чинить никаких препятствий свободному волеизъявлению УПЦ при избрании ее нового первоиерарха. Однако позднее он отказался складывать с себя обязанности предстоятеля УПЦ и отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу, вошедшему в историю православия под названием "филаретовского". Свои действия Филарет объяснил тем, что данное им обещание освободить пост главы УПЦ было вынужденным и потому неискренним. По его словам, уйти в сложившихся обстоятельствах он не мог, "ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом". Собора, на котором он подал бы в отставку и на котором был бы избран новый Митрополит Киевский и всея Украины, Филарет так и не созвал.

Тем не менее, в мае того же 1992 года Архиерейский собор УПЦ был собран. Он сместил Филарета с Киевской кафедры и с поста первоиерарха УПЦ, зачислив его при этом в штат, но с запрещением в священнослужении . Предстоятелем Украинской православной церкви епископат большинством голосов избрал архиерея РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Виктора Сабодана).

11 июня 1992 года Судебным деянием Архиерейского собора "за жестокое и высокомерное отношение… к подведомственному духовенству, диктат и шантаж… внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих", за клятвопреступление (невыполнение обещания созвать в Киеве Архиерейский собор и подать на нем в отставку, данного при кресте и Евангелии), а также "публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор… совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения… учинение раскола в Церкви" Филарет был извергнут из сана, с лишением его "всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире".

В ответ на это сторонники политики Филарета 25-26 июня 1992 года собрали в Киеве Объединительный собор. На нем в результате объединения части представителей УПЦ (Московского патриархата) и УАПЦ была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В том же году Филарет стал заместителем Патриарха УПЦ КП Мстислава (Скрыпника), после кончины которого в 1993 году стал заместителем нового Патриарха Владимира (Романюка). 14 июля 1995 года Владимир умер при загадочных обстоятельствах, и 25 октября 1995 года Филарет был избран Патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви, поскольку "не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность".

Но и в последующие годы Филарет, именуемый в российской прессе "лжепатирархом", возглавляя Киевский патриархат, активно содействовал попыткам объединения УПЦ КП и УАПЦ в Поместную Украинскую православную церковь. Отмечалось, что его деятельность осуществлялась при содействии властей Украины и была высоко ими оценена - Филарет был награжден орденами князя Ярослава Мудрого II, III, IV и V степеней "за особый значительный вклад в строительство Поместной Православной Церкви в Украине, многолетнюю церковную деятельность по утверждению идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе". В конце 2005 года сторонники Филарета просили президента Украины Виктора Ющенко обратиться к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о признании Киевского патриархата независимой поместной автокефальной церковью. В 2007 году архиереи Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) "выразили недоумение" по поводу сделанного им предложения о возможных переговорах с "лжепастырями".

В конце июля 2008 года в Киеве проходили торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси. На них были приглашены глава РПЦ Алексий II и Патриарх Константинопольский Варфоломей I, однако Филарет на официальных мероприятиях не присутствовал. Между тем Ющенко, выступая после торжественного богослужения, которое совершил Патриарх Варфоломей, вновь заговорил о национальной поместной автокефальной церкви и попросил предстоятеля Константинопольской церкви благословить ее создание. В ответном слове Варфоломей оставил за собой "не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся православной традиции любое конструктивное предложение, которое как можно быстрее ликвидировало бы опасные разделения в церковном теле". "Независимая газета" по этому поводу отмечала, что речь Варфоломея "была весьма туманна" и в результате осталось непонятным, что именно было скрыто "за столь обтекаемыми формулировками". Действительно, ряд СМИ сообщили о том, что Варфоломей не дал благословения на создание поместной Украинской церкви, а выступление Ющенко явно не прибавило ему популярности среди "верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата". Однако уже на следующий день агентство ИТАР-ТАСС заявило о том, что Патриарх Константинопольский "поддерживает создание единой православной церкви на Украине, но в рамках каноничности". "Мы заинтересованы в единой украинской церкви", - цитировало агентство Варфоломея. В свою очередь, глава Государственного комитета Украины по делам религий Александр Саган призвал не драматизировать то, что Патриарх Константинопольский не выразил открытой поддержки идее создания независимой от Москвы поместной церкви. "Какое бы противодействие ни существовало, этот процесс имеет объективный характер и не может быть остановлен", - заявил он.

Филарет - доктор богословия honoris causa (1982), автор многочисленных трудов по богословию.

СМИ писали о семье Филарета: несмотря на каноны, он практически публично жил с семьей. Его женой называлась Евгения Петровна Родионова (умерла в январе 1998 года). Упоминались и трое его детей - сын Андрей и дочери Вера и Любовь.

В 1991-1992 годах, в период противостояния Филарета и руководства РПЦ, в СМИ появлялась информация о том, что иеарарх был тесно связан с КГБ, в отчетах которого фигурировал как агент под псевдонимом "Антонов", однако документальных подтверждений этому не публиковалось.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...