Мировоззрение и деятельность человека. Разница между новой и новейшей историей

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих

сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ, ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

Текст
Эмпирическое и теоретическое различаются по характеру представленных в знании предложений. Те из них, которые содержат термины непосредственного наблюдения, трактуются как эмпирические. Теоретическими же считают такие, которые выражают закон... эмпирическое и теоретическое различают в зависимости от объектов исследования. Под теоретическими объектами понимаются объекты идеализации и абстракции (идеализированные и абстрактные объекты)... Эмпирические же объекты имеют непосредственно существующий прообраз.Иными словами, к эмпирическому уровню относятся наблюдение и эксперимент, описание опытных фактов, формулировка эмпирических закономерностей, Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Но зато существенно изменился характер самого опыта, усилилось взаимопроникновение эмпирического и теоретического способов исследования. Уже в самом элементарном наблюдении и фиксации показаний приборов пользуются теоретическими понятиями достаточно высокой степени абстракции...Самое общее различение эмпирического и теоретического осуществляется по глубине отражения объективной реальности, а также по степени обобщения явлений... Но если познание, не ограничиваясь набором частных случаев, углубляется в их анализ, связанный с абстракцией, и переходит к основанному на них обобщению, оно на известном уровне анализа переходит с внутренней необходимостью в познание теоретическое...Это определяет особенности познавательных функций каждого из уровней познания - описания, объяснения и предвидения.(А.М.Коршунов)

С1. Чем, по мнению автора, различается эмпирическое и теоретическое? Назовите три из указанных в тексте линий сравнения.
С2. Какие три познавательных функции упомянуты в тексте? К Какому уровню познания относится каждая из них?
С3. Какие методы эмпирического познания упоминает автор? Назовите все методы, указанные в тексте, и дайте характеристику двух из них.
С4. Опираясь на текст и знание курса, приведите три аргумента, подтверждающие слова автора о взаимопроникновении эмпирического и теоретического способов исследования в современной науке.

Гиостильный : прикрепление через гиомандибулярный элемент - через подвесок (рыбы).

Аутостильный : небно-квадратный элемент (в/ч-ная дуга) срастается с основанием черепа. Начало: с амфибий, далее рептилии, млекопитающие, человек.

Для каких классов позвоночных характерны данные типы сочленения. С какими эволюционными событиями связан переход от одного типа сочленения к другому?

-в связи с переходом к наземному существованию претерпели значительные изменения висцерального черепа. Челюстная дуга своим верхним элементом - нёбно-квадратным хрящом - срастается полностью с основанием мозгового черепа, и череп становится, таким образом, аутостильным

Нижняя челюсть млекопитающих сочленяется с височной костью сложным суставом, позволяющим не только захватывать пищу, но и совершать сложные жевательные движения!!!

В состав каких структур включаются элементы челюстной и подъязычной висцеральных дуг?

Одна слуховая косточка - столбик,- характерная для земноводных и пресмыкающихся, уменьшаясь в размерах, превращается в стремечко, а рудименты нёбно-квадратного и меккелева хрящей, полностью выходящие из состава челюстного аппарата, преобразуются соответственно в наковаленку и молоточек. Таким образом, создается единая функциональная цепь из трех слуховых косточек в среднем ухе, характерная только для млекопитающих.

Нёбно-квадратный хрящ (первичная в/ч) - превращается в наковальню.

Меккелев хрящ (первичная н/ч)- превращается в молоточек.

Гиомандибулярный хрящ, после преобразований – слуховая косточка-столбик- стремечко.

Назовите онто-филогенетически обусловленные пороки развития у человека, связанные с эволюционными преобразованиями висцеральных дуг.

Пороки: -врожденные аномалии внутреннего уха и недоразвитие костей среднего уха;- отсутствие слухового прохода и евстахиевой трубы, 1 слуховая косточка и.т.д.

Анализ кариограммы

45; ХО – моносомия ХО, синдром Шершевского-Тернера.

Женский фенотип

Недоразвитие половой системы



Пороки внутренних органов (особенно часто почки)

Низкий рост

Недоразвитие нижней челюсти

Короткая шея

Билет №19. ОТВЕТЫ

I. Ситуационные задачи

1) 1. Синтез ДНК осуществляется в синтетическом периоде (S) клеточного цикла,в интерфазе.

2. Ферменты, обеспечивающие репликацию: геликаза, ДНК-дестабилизирующие белки, РНК-полимераза, лигаза, топоизомераза. Ферменты и ДНК-связывающие белки расплетают ДНК, удерживают матрицу в разведённом состоянии и вращают молекулу ДНК.

3. Высокую точность репликации, столь важную для сохранения специфичной для каждого биологического вида наследственной информации, обеспечивают комплементарное спаривание нуклеотидов и наличие ферментов, способных узнавать и исправлять (вырезать) ошибки репликации.

4. Репликационная вилка является асимметричной. Из двух синтезируемых дочерних цепей она строится непрерывно, ее синтез идет быстрее и эту цепь называют лидирующей.Синтез другой цепи идет медленнее, т.к она собирается из отдельных фрагментов, требующих образования,а затем удаления РНК-затравки. Поэтому такую цепь называют запаздывающей.

5. Функциональная единица репликации репликон. Репликация ДНК у про- и эукариот в основных чертах протекает сходно, однако, скорость синтеза у эукариот на порядок ниже, у прокариот.Причиной этого может быть образование ДНК эукариот достаточно прочных соединений с белками, что затрудняет ее деспирализацию, необходимую для осуществления репликативного синтеза.

2) 1. Виды адаптаций: социальная, экономическая, педагогическая, психологическая, профессиональная.

2. К неспецифическим относят, например, показатели костно-мускульной массы тела, количество иммунных белков сыворотки крови человека.

Специфические формы отличаются разнообразием и тесно связаны с преобладающими условиями в данном месте обитания-гипоксией, жарким или холодным климатом.

3. Цвет кожи, форма лица, прямые или курчавые волосы, интенсивность потоотделения и др.

4. Адаптивные типы: арктический, тропический, умеренных широт, высокогорный.

Наибольшее влияние на формирование комплекса признаков арктического адаптивного типа оказали холодный климат и преимущественно животная пища. Арктическому комплексу признаков свойственны относительно сильное развитие костно-мускульного компонента тела, большие размеры грудной клетки, высокий уровень гемоглобина, относительно большое пространство, занимаемое костным мозгом, повышенное содержание минеральных веществ в костях, высокое содержание в крови белков, холестерина, повышенная способность окислять жиры.

К характерным признакам тропического типа относят удлиненную форму тела, сниженную мышечную массу, относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей, уменьшение окружности грудной клетки, более интенсивное потоотделение за счет повышенного количества потовых желез на 1 см 2 кожи, низкие показатели основного обмена и синтеза жиров, сниженную концентрацию холестерина в крови.

По соматическим показателям, уровню основного обмена население умеренного пояса занимает промежуточное положение между коренными жителями арктического и тропического регионов. Это соответствует условиям биогеографической среды в зоне умеренного климата. Для нее характерны неравномерное распределение районов, отличающихся по количеству тепла и влаги, типу растительности (от сухих степей и полупустынь до тайги), богатству животного мира. Вместе с тем температура и влажность воздуха здесь не достигают экстремальных величин, хорошо выражен сезонный ритм биоклиматических условий.

Условия высокогорья для человека во многих отношениях экстремальны. Их характеризуют низкое атмосферное давление, сниженное парциальное давление кислорода, холод, относительное однообразие пищи. Основным экологическим фактором формирования горного адаптивного типа явилась, по-видимому, гипоксия. У жителей высокогорья независимо от климатической зоны, расовой и этнической принадлежности наблюдаются повышенный уровень основного обмена, относительное удлинение длинных трубчатых костей скелета, расширение грудной клетки, повышение кислородной емкости крови за счет увеличения количества эритроцитов, содержания гемоглобина и относительной легкости его перехода в оксигемоглобин.

5. Адаптивный тип представляет собой норму биологической реакции на комплекс условий окружающей среды и проявляется в развитии морфофункциональных, биохимических и иммунологических признаков, обеспечивающих оптимальную приспособленность к данным условиям обитания.

3) 1.Применение лекарственных средств во время беременности является одним из факторов риска развития врожденных пороков у плода.

2. Установлено, что формирование пороков развития происходит в результате нарушения процессов размножения, миграции и дифференцировки клеток, гибели отдельных клеточных масс, замедления их рассасывания, нарушения адгезии тканей.

3. В основе гисто- и органогенеза лежат следующие процессы: митотическое деление(пролиферация), индукция, детерминация, рост, миграция и дифференцировка клеток. В результате этих прцессов вначале образуются осевые зачатки комплексов органов(хорда, нервная трубка, кишечная трубка, мезодермальные компплексы).

4.Тератоген- вещество, при воздействии на организм вызывающее возникновение уродств и других аномалий в его развитии. Классификация лекарственных средств по степени тератогенности:

· Категория D - препараты, оказывающие тератогенное действие, но необходимость их применения превышает потенциальный риск поражения плода. Эти препараты назначают по жизненным показаниям. Женщина должна быть информирована о возможных последствиях для плода.

5. Риск рождения второго ребенка с врожденным пороком развития невелик, т.к. нет наследственной предрасположенности.

II. Проверка практических навыков.

Головы самок обыкновенного комара (Culex) - слева. Сильно увел. (По Е. Н. Павловскому.) 1 - усики; 2 - щупальца; 3 - хоботок и малярийного комара (Anopheles maculipennis) - справа. Сильно увел. (По Е. Н. Павловскому.) 1 - усики; 2 - щупальца; 3 - хоботок.

Самка малярийного комара имеет на голове членистые щупальца, которые почти равны по длине хоботку, в то время как самка обыкновенного комара имеет очень короткие щупальца, не превышающие четверти длины хоботка (не смешивать щупальца с сяжками (усиками), которые у обоих видов одинаковой длины).

Б.№ 20

Размножение клеток, или пролиферация является основой для роста и восстановления органов. У больного после резекции печени, среди эпителиальных клеток печени (гепатоцитов) обнаружены делящиеся клетки.

1. Какими способами могут делиться гепатоциты?

2. Назовите периоды митотического цикла и охарактеризуйте их.

3. Какой набор хромосом и ДНК имеет клетка к началу деления и после выхода из него?

4. Каков жизненный цикл гепатоцитов – как клеток медленно обновляющихся тканей?

5. Назовите механизмы, основанные на митотическом цикле, приводящие к увеличению количества наследственного материала в отдельных клетках.

Ответ к ситуационной задаче 1 . Гепатоциты, как и любые клетки тела, могут делиться путем митоза и амитоза. Митоз и автосинтетическая интерфаза составляют митотический цикл. Периоды синтетического цикла: пресинтетический, синтетический и постсинтетический. В G 1 периоде происходит активный рост и функционирование клеток, синтез белков, необходимых для образования клеточных структур. В S-периоде отмечается репликация ДНК, а также синтез белков гистонов, необходимых для упаковки ДНК. В G 2 периоде осуществляется подготовка клеток к делению, в том числе синтез белков веретена деления. В процессе митоза редуплицированные хромосомы расходятся в дочерние клетки. Набор хромосом до начала деления 2n4c, после - 2n2c. Гепатоциты, как клетки медленно обновляющихся тканей, имеют большую продолжительность жизни, редко делятся. Выйдя из митоза, они вступают в фазу G 0 , в которой могут находится достаточно долго, выполняя свои функции. Но гепатоциты, не теряют способность к переходу в G 1 период митотического цикла, и далее делятся. После резекции печени, часть гепатоцитов вступает в размножение, тем самым, обеспечивая регенерацию органа. В отдельных клетках возможен эндомитоз – удвоение числа хромосом без деления цитоплазмы клетки. В результате таких неоконченных митозов возникают полиплоидные клетки.

2)Члены семьи охотника, систематически употребляющие жареное мясо кабана, испытали сходные ощущения: затруднение жевания, боли в мышцах, ослабление мимики. При биопсии дельтовидных мышц у всех выявлены инкапсулированные личинки спиральной формы.

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей ее практической и теоретической деятельности, позволяет ей сформулировать цель, которую она намерена достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, какой он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, его деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Менталитет человека

Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определения. Происходит оно от французского слова, отвечает украинским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность". Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми она обладает. Не только ее природный или произведенный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект. Не один мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознания им своего места в этом мире. Менталитет - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Другими словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговый сплав, и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет - явление в основном личностное. хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социальному статусу (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко используется термин "Украинская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты типичны именно для украинского народа. Современная наука о национальных сообщества людей - этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических групп.

Основные понятия

Мировоззрение. Убеждения. Менталитет.

Миропонимания. Мировоззрение. Геоцентризм. Природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

2. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

3. Что такое убеждение? На какой основе они формируются?

4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их отличие?

5. В чем заключается значение мировоззрения для деятельности человека?

6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

7. Что такое менталитет? В чем заключается его влияние на взгляды и деятельность человека, сообщества людей?

8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?

9. Почему философия является теоретической формой мировоззрения?

1. По мнению А. Швейцера, мировоззрение должен отвечать трем требованиям: быть сознательным ("мыслящим"), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистичным.

Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований? Разделяете выдумку ученого, можете ли вы посмотреть, расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

2. Проанализируйте два сделанных в разное время высказывания выдающегося русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948).

Конец XIX в.: "Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога". Конец 30-х гг. XX в.: "Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос - все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности". Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды? К какому из типов мировоззрения относится первое высказывание? Которая наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?

3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа К. Каутского (1854-1938):

"Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача науки, напротив, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности ".

Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения? Аргументируйте свое заключение.

Краткие выводы к разделу

1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций его отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе.

2. Духовная деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества.

3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира.

Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществление.

Вопросы к главе

1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральными взглядами.

2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры).

3. Философы утверждают: моральный выбор - это тот пункт, где абстрактные требования этики и нравственная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а затем проявляются в поступке. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Характеризуя моральный выбор, постарайтесь опираться и на примеры из окружающей жизни.

4. Раскройте сущность нравственной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? Почему обращение к нравственных ориентиров деятельности особенно существенное в ситуации коренных общественных перемен? Почему в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердия?

5. Охарактеризуйте сущность и типология мировоззрения. Как мировоззрение влияет

6. Какой смысл вкладывает наука в понятие «менталитет»? Есть ли связь между моральными ориентирами, мировоззрением и менталитетом?

7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры).

Перечисляя возможные виды социального действия,

Вебер указывает четыре следующих: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Чем характеризуется каждый из перечисленных видов действия?

Если субъект действует целерационально, то ясно понимает, чего он хочет добиться, какие пути и средства для этого наиболее пригодны и эффективны. Индивид предвосхищает возможные реакции окружающих, определяет, как и в какой мере можно их использовать для своих целей, соотносит цели и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств. Таким образом, целерациональное действие полностью основано на рационализации и моделировании социальной жизни индивидом, а критерием рациональности выступает успех. Именно поэтому М. Вебер данный тип социального действия относит к «идеальным типам» . Наиболее приближенными к целе-рациональным действиям будут действия бизнесмена, который старается просчитать действия и реакции партнеров и конкурентов и скорректировать тем самым свои поступки ради максимально быстрого достижения цели.

Что касается ценностно-рационального действия, то М. Вебер характеризует его следующим образом: «Чисто ценностно-рационально действует тот, кто не считаясь с предвидимыми последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозные предписания и т. д.» Таким образом, если для целерационального действия мотивом является прежде всего цель индивида независимо от средств и инструментов, с помощью которых она достигается, то для ценностно-рационального первичны средства достижения цели. Этими средствами являются именно ценности индивидов, которыми они руководствуются при выборе направления действия. Примером ценностно-рационального действия являются действия патриота.

Определяющей характеристикой аффективного действия является то или иное эмоциональное состояние субъекта (гнев, радость, страсть, воодушевление, страх и т. п.). Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. То есть действие, совершенное в состоянии аффекта и направленное на другого или других, будет аффективным.

И, наконец, традиционное действие, или действие через традицию или привычку. Такой тип социального действия формируется на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным культурной традицией. В данном случае индивид действует по принципу «как все», «как всегда было». К традиционным действиям можно отнести любые обычаи и традиции, принятые в данном обществе, которым мы следуем часто по привычке и неосознанно. Например, такой ритуал приветствия, как рукопожатие, является действием через традицию .

Здесь следует заметить, что два последних типа действий не являются социальными в строгом смысле слова. Дело в том, что ни аффективные, ни традиционные действия часто не осознаются и, следовательно, не планируются субъектами. А между тем осознанность и рациональность поступков как раз и являются одним из основополагающих принципов совершения социальных действий.

М. Вебер отмечает, что люди действуют чаще всего целе-и ценностно-рационально. Причем увеличение рационализации социальных процессов – это тенденция исторического развития общества.

Одним из существенных компонентов «рационализации действия» является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям на планомерное приспособление из соображений интереса. Кроме того, происходит вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, при котором люди уже верят не в ценности, а в успех. Рационализация, таким образом, понимается как признак западноевропейской цивилизации. Прежде всего рационализируется способ ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей, их способ чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением роли науки, которая представляет собой чистое воплощение принципа рациональности. Так сложился современный индустриальный тип общества, который отличается от традиционного .

Итак, М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые чаще всего встречаются в совместной жизнедеятельности людей. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть преобладающими. По мере развития человечества движение идет от традиционных и аффективных действий, которые были основой традиционного общества, к целе-и ценностно-рациональным, являющимися базой индустриального и постиндустриального типов социальных структур. Причем целерациональные отношения все больше вытесняют ценностно-рациональные.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...