Митрополит тихон. Чудотворные мощи святителя тихона, патриарха всероссийского

История православия и наша церковь изобилует удивительными примерами искренней веры и настоящего исповедничества. Множество святых отдали свою жизнь, отстаивая право верить в Господа нашего Иисуса Христа. Среди угодников Божиих встречаются самые разные люди. Это и юродивые, которые в народе считались сумасшедшими, и простые бедняки, и монахи, и образованные люди из высшего общества. Также пример искренней веры нам показывают многие предстоятели и архипастыри нашей церкви. Так, одной из наиболее выдающихся личностей, стоявшей в верхах церковной иерархии, можно назвать святого Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Начало жизненного пути угодника Божьего

Васий Иванович Белавин (именно так звали в миру будущего патриарха) родился в потомственной священнической семье под Псковом в 1865 году. Практически весь род Белавиных состоял из священства, поэтому с самого рождения Василий рос в атмосфере православия и любви к Богу.

Семья, как водится в то время, была многодетной - кроме Василия родители воспитывали еще троих сыновей. Несмотря на явную религиозную ориентацию, Василий рос простым и общительным, по определению многих его современников даже «светским» юношей.

Тихон Московский

Поскольку положение духовенства в конце ХІХ века было довольно тяжелым, единственным путем улучшить жизнь семьи было получение образования. И Василий успешно заканчивает духовное училище и семинарию в Псковской губернии, после чего благополучно поступает в знаменитую на всю Россию Санкт-Петербуржскую духовную академию.

Годы учебы не знаменуются какими-либо особо выдающимися происшествиями в жизни будущего патриарха. Учеба давалась ему ровно, без резких подъемов и спадов. Миновали его и серьезные духовные кризисы и испытания веры в этот период.

Интересно. Еще задолго до определения своего пути, во время учебы в академии, Василий получает от однокурсников прозвище «Патриарх».

Учитывая тот факт, что в те годы института патриаршества в царской России не было, никто в академии не мог и подумать, насколько пророческим станет подобное прозвище. По мнению его друзей из академии, в поведении Василия вовсе не было ничего сверх набожного или нарочито духовного. Наоборот, он всегда был общительным, простым молодым человеком, который легко шел на контакт практически с каждым. Этими качествами он и снискал уважение и признание среди других учащихся. Однако никто не ожидал, что после окончания курса Василий выберет монашеский путь.

Не определился до конца и сам выпускник, о чем честно признался по окончании духовной академии. Ближайшие три года, в раздумьях о своем будущем пути, Василий преподает в семинарии Пскова. Наконец, сделав свой выбор, в декабре 1891 года он принимает постриг под именем Тихон.

Первые труды архипастыря

Первые патриаршие труды

Учитывая, в какой непростой для страны период вступил на путь своего служения патриарх Тихон, ему предстояло множество трудов. Учитывая, что патриарх был практически единственным выбранным народно руководителем, его с радостью встречали практически в любом уголке России. Когда патриарх приезжал служить в какой-либо провинциальный город, население не выходило на работу, чтобы попасть на службу.

Важно. Сразу после революции отношение правящей власти и Русской Православной Церкви стали очень напряженными и конфликтными.

Вновь установленная власть советов всячески притесняла и унижала церковь, начался процесс гонений на православие. И патриарху Тихону приходилось постоянно балансировать между пастырским долгом и общественными представителями.

Ковчег с мощами патриарха Тихона

Уже в 1918 году трагически погибли двое соратников Патриарха - о. Иван Кочуров, а также митрополит Владимир. Владыка Тихон очень тяжело отнесся к утрате и долго скорбел. Уже тогда ему стало ясно, что это только самое начало жестоких преследований.

Интересный факт. Однажды Патриарх был предупрежден о том, что в Петрограде собирается целая группа моряков, которые хотят арестовать Владыку и увезти его из Москвы. Он крайне спокойно отреагировал на это известие, не обратил на него никакого внимания. Ранним утром группа захватчиков прибыла в Москву, однако через несколько часов отправилась назад, даже не встретившись с церковным предстоятелем. Господь явно хранил своего избранника для больших дел.

В начале 1918 года Патриарх обнародовал послание, которое стало историческим. В нем призывались все, кто имел отношение к властям, остановить беззакония и жестокие расправы над народом. Также предавались анафеме и отлучались от Причастия все, кто имел непосредственное отношение к совершению преступлений. Несмотря на то, что в документе речь шла об отдельных лицах, в обществе обращение было воспринято как резкое несогласие с большевистской властью и осуждение ее как таковой. Конечно же, это только усугубило и без того непростые отношения Церкви с государством.

Преследования и уголовные разбирательства

Массовые репрессии духовенства не обошли стороной и неугодного новой власти предстоятеля церкви. Открытое осуждение кровопролитной диктатуры большевиков и жестокого насилия против неугодных стало поводом к более пристальному вниманию к Русской православной церкви и ее деятельности. И как бы патриарх Тихон не призывал не связывать деятельность РПЦ с какой-либо политической силой, как бы не объявлял Церковь институтом вне государства, все равно его обвинили в антисоветской пропаганде и контрреволюционной деятельности.

После обыска в квартире, в 1918 году предстоятель РПЦ был заключен под домашний арест. Опасаясь за жизнь любимого Владыки, добровольцами был организован специальный конвой, дежуривший у стен Троицкого подворья, где был заключен святитель Тихон. Обвинялся он в массовых призывах к свержению советской власти, которых на самом деле никогда не делал. Напротив, позиция предстоятеля всегда была максимально примирительной и направленной на решение всех разногласий мирным путем, без кровопролития.

Следующим ударом от властей была компания по вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей. Несмотря на острое неодобрение Патриарха и всенародное недовольство, кощунственным образом было вскрыто более 60 рак с нетленными мощами русских святых, в том числе и наиболее почитаемых в народе. Такое явное глумление над православными святынями ввергало церковь во все большее противостояние советской власти.

В 1922 году начался страшный голод в Поволжье. Стараниями патриарха Тихона был организован сбор гуманитарной помощи голодающим, в том числе из-за границы. Благодаря этой компании были спасены сотни и тысячи людей. Обратился Владыка и к официальным властям с предложением собрать помощь из церковного имущества, не имеющего весомого богослужебного значения.

Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

Предполагал ли Святейший, чем обернется для Церкви такое предложение? Совсем скоро пришла официальная правительственная бумага, согласно которой изъятию подлежали вся церковная утварь из ценных металлов, а также содержащая драгоценные камни. Конфискации подлежали также предметы, непосредственно используемые в богослужебных целях. По сути, началась программа грабежа православных храмов по всей России. Таким образом, добровольное пожертвование части церковного имущества для помощи голодающим превратилось в самое масштабное в истории России насильственное изъятие ценностей.

Однако, Промыслом Божьим, большевикам не удалось собрать то, на что они расчитывали. По средним оценкам, удалось собрать тысячную долю того, что было запланировано. При этом фактическая сумма собранных средств была примерно равна затратам на проведение кампании по конфискации церковного имущества.

Но, несмотря на то, что большевикам не удалось существенно нажиться, Русской православной церкви был нанесен колоссальный ущерб: были потеряны многие святыни, стоимость которых не измерялась никакими деньгами. Старинные иконы в дорогих киотах, которые веками висели в храмах, были уничтожены и разобраны ради дорогих украшений и металлов. Передаваемые из поколения в поколение в священнических семьях предметы богослужебной атрибутики также были изъяты. По сути, все, что составляло величие и великолепие русских храмов до революции было разграблено, поругано и безвозвратно утеряно.

Последние годы жизни, кончина и прославление

До самого конца жизни Патриарха не прекращались тяжелые испытания христианской веры в России. Так, в конце 1924 года был убит его келейник, очень близкий для Владыки человек. Очередную потерю святитель Тихон переживал очень остро.

С начала 1925 года Святейший перебрался по состоянию здоровья в больницу Бакуниных, где проходил лечение. Несмотря на немощь, он продолжал служить в различных храмах. Последняя служба была им совершена за 2 дня до смерти.

Даже находясь в лечебнице в плохом состоянии, не прекращались допросы Святейшего и визиты официальных властей. От него постоянно требовали подписать различные документы, обращения к народу, воззвания и прочие официальные бумаги, содержание которых зачастую противоречило христианскому вероучению. До самых последних дней жизни святитель Тихон боролся с произволом и насилием советской власти.

Ушел ко Господу владыка Тихон в праздник Благовещенья Господня в 1925 году. По официальным данным, его смерть наступила от сердечной недостаточности, но существует также версия об отравлении. Как бы не продвигалась официальная версия, полностью опровергнуть вероятность отравления властям так и не удалось.

Святитель Тихон Патриах Московский и Всея Руси

Прощание с любимым Владыкой происходило в стенах Донского монастыря, куда по средним подсчетам прибыло больше миллиона человек. Все улицы, находившиеся рядом, были заполнены народом, желавшим простится с будущим святым.

О других святителях православной церкви:

Интересно. За семь лет патриаршества святитель отслужил ровно 777 литургий. В среднем он совершал службы каждые 2-3 дня.

Причислен к лику святых Патриарх Тихон в 1989 году, память его празднуется 25 марта. Именно его канонизация послужила толчком к прославлению большого количества новомучеников, пострадавших за годы советской власти.

Интересна также история обретения его мощей, местонахождение которых по странному стечению обстоятельств было забыто. В 1992 году в Донском монастыре случился сильный пожар, в результате умышленного поджога. Выгорели большие площади, включая храмовую постройку. При разборе пожарища чудесным образом и были найдены мощи святого. Ныне они находятся в Большом соборе (Донской монастырь) в свободном доступе. Множество паломников приезжает туда, чтобы почтить память и поклонится святым мощам угодника Божьего и помолиться тому , кто так много потрудился на благо Церкви в самые непростые годы.

Сохранилось большое количество прижизненных фотографий патриарха Тихона, поскольку он жил совсем в недалекие от нас годы. И у каждого верующего человека есть прекрасная возможность воочию увидеть, как выглядел настоящий святой, который удостоился вечной жизни у Престола Божьего. Возможно, именно этим объясняется повсеместная любовь к новомученникам и святым ХХ века, в особенности к святителю Тихону.

Примеры древних подвижников иногда поражают преданностью вере Христовой, но тот факт, что они жили за много веков до нынешнего времени, в чем-то удаляет их от современного человека с его бедами и проблемами. Пример святого патриарха Тихона показывает нам, что и в наше время можно спасти свою душу и выстоять даже в самых сложных житейских ситуациях, если во всем полагаться на Господа Бога.

Святый Патриарше Тихоне, моли Бога о нас!

Посмотрите видео о Патриархе Тихоне Московском

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков". Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

(31.01.1865–7.04.1925)

Детство, юность, жизнь до принятия монашества

Будущий Патриарх Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович) родился в погосте Клин Торопецкого уезда, что в Псковской губернии, 19 января 1865 года. Его отец, Иоанн Тимофеевич, был потомственным Православным священником, и Василий с детства воспитывался, как христианин.

Существует предание (трудно сказать, насколько оно правдоподобно), что отец Василия видел сон, явившуюся ему покойную мать, которая сообщила о судьбе его детей, что одного ждёт обычная жизнь, другой рано умрёт, а третий, то есть Василий, будет прославлен.

В возрасте девяти лет он поступил в местное Торопецкое духовное училище, которое окончил в 1878 году. Затем, оставив родительский дом, продолжил обучение в Псковской духовной семинарии. Как отмечают, учился Василий прилежно. Нередко он помогал знаниями однокурсникам. За его поведение, отношение к окружающим и степенный характер товарищи прозвали его «Архиереем», что, в общем, и исполнилось в будущем. Успешно закончив Псковскую семинарию, Василий поступил в Петербургскую духовную академию. Удивительно, но здесь он опять получил «пророческое» прозвище — «Патриарх».

В 1888 году, в возрасте двадцати трех лет, Василий закончил академию со степенью кандидата богословия, вернулся в Псков и устроился преподавателем в семинарию. На протяжении более чем трех лет он преподавал Догматическое и Нравственное богословие, французский язык.

Приобщение к монашеской жизни. Пастырское служение

В декабре 1891 года, в возрасте двадцати шести лет, Василий, серьёзно обдумав свой выбор, принял постриг. Тогда же он принял и новое имя Тихон, в честь святителя . На следующий день его посвятили в иеродиакона, а немного спустя — в иеромонаха.

В 1892 году отца Тихона назначили на должность инспектора в Холмскую духовную семинарию. Вскоре он удостоился должности ректора и возведения в сан архимандрита. С 1894 года он исполнял обязанности ректора Казанской духовной академии.

В октябре 1899 года иеромонах Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского. Спустя год поступил указ о его переводе на другую кафедру. Рассказывают, что местные жители расставались с ним с плачем.

После назначения святителя Тихона епископом Алеутским и Североамериканским, он отбыл к месту служения. Его деятельность на этом посту ознаменовалось как весьма плодотворная: святитель наладил там приходскую жизнь, возводил храмы, много проповедовал, переводил богослужебные книги на английский язык. За время его пастырства Православная Церковь пополнилась рядом американцев, до того принадлежавших к инославным общинам. В знак признания и уважения в памяти местных жителей за ним утвердилась слава апостола Православия.

В 1905 году епископ Тихон удостоился возведения в сан архиепископа.

В 1907 году он занял Ярославскую кафедру. Как и на прочих местах своего архиерейского служения он пользовался заслуженным авторитетом и доверием у вверенной ему паствы. Активно посещал монастыри, служил в разных храмах, включая глухие и отдаленные, куда, порой, ему приходилось добираться то пешком, то на лодке или верхом. Кроме того он был связан участием с ярославским отделением известного общества «Союз русского народа».

В период с 1914 по 1917 год святитель возглавлял кафедру Виленскую и Литовскую. Во время Первой мировой войны, при приближении к Вильно немецких солдат, он перевез в Москву некоторые местные святыни, включая мощи Виленских мучеников. По возвращении продолжал исполнять свой архипастырский долг, посещал лазареты, утешая и увещевая раненых, служил в храмах, которые буквально переполнялись людьми, вдохновлял народ на защиту родного Отечества.

В июне 1917 года архиепископа Тихона избрали на Московскую кафедру с возведением в митрополита.

Революционные годы. Патриаршество

Когда в 1917 году открылся Всероссийский Поместный Собор, на нём был затронут давно наболевший вопрос, требовавший скорейшего разрешения: вопрос о восстановлении патриаршества на Руси.

Должно сказать, что в то время эта идея поддерживалась не только духовенством, но и народом. Помимо внутренних церковных причин, к скорейшему разрешению данного вопроса подталкивала общественная и политическая ситуация, сложившаяся в России. Февральская революция, низвержение монархии, надвигавшийся хаос и прочие обстоятельства привели к острой необходимости, чтобы у Русской Церкви появился единый ответственный руководитель, способный, при помощи Божьей, сплотить своей властью, любовью и мудрой апхипастырской деятельностью духовенство, монашествующих и мирян.

И этой ответственной миссии удостоился митрополит Тихон. Сначала, результате четырех туров голосования, было избрано несколько кандидатов, а окончательный выбор определил жребий. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября, в Кремлевском Успенском соборе.

Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.

Кроме того, в 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа (под которыми многие понимали большевиков) и осудил убийство Николая II.

Когда большевики решили одолеть Церковь изнутри, раздробив её на куски, он всеми силами препятствовал осуществлению «обновленческого раскола». Всё это, конечно же, не могло не настраивать против него атеистическую власть.

К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы.

В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни.

Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу.

Возможно, на это решение повлияло предварительное согласие святителя Тихона на некоторую нормализацию отношений церковного руководства с государственной властью, некоторую отстраненность от «политической борьбы», о чём впоследствии он заявил всенародно. Кроме того, власть оказалась под протестным нажимом английского правительства и вообще западной общественности. Разумеется, Патриарх шёл на уступки под колоссальным давлением и настолько, насколько требовали условия выживания Церкви в тех обстоятельствах, насколько допускала пастырская совесть.

Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано покушение, в результате которого погиб его келейник, Яков Полозов. Сам Патриарх остался жив. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение (всего же насчитывают три покушения).

Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей.

25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. К этому времени Православная Церковь едва оправилась от всех тех напастей, что ей пришлось пережить, и была очень слаба. Но сокрушить дух борьбы за своё право существовать было уже невозможно.

Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей. Чин погребения происходил при участии десятков архиереев и священников.

После похорон святителя Тихона власти опубликовали от его имени завещание, где содержался ряд угодных им тезисов. Насколько оно и действительно принадлежало авторству Патриарха, сказать трудно. Во всяком случае многие ставили это завещание под сомнение.

Духовное наследие Патриарха Тихона

От Патриарха Тихона до нас дошли некоторые его поучения и послания. В этих произведениях пастырской мысли отражены наставления, касающиеся разных сторон частной христианской и общецерковной жизни, а также идеи догматического характера.

Тропарь Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

В годину тяжкую Богом избранный / в совершённой святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, // и ныне спасти землю Русскую и паству Твою. Тропарь Прославление

Тропарь на прославление Тихона, патриарха Московского и всея Руси

Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани // и мир Божий людем испроси.

После 1917 года, во многих документах его фамилия писалась как Белавин .

В миру Беллавин Василий Иванович, родился 19 января года на погосте Клин Торопецкого уезда в семье сельского священника. Наречен при крещении Василием в честь св. Василия Великого .

15 декабря того же года епископом Гермогеном рукоположен в сан иеродиакона , а 22 декабря - в сан иеромонаха .

Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными "обновленцами " и "автокефалистами" (раскольниками). Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов "тихоновцами".

24 ноября года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января года (под Рождество Христово) был освобожден из-под стражи.

Видя спасение от большевистского безбожия не в кровавой войне, а в духовной борьбе, патриарх рано вступил на тот путь попыток взаимоотношения с советской властью, каким прошёл до конца земной жизни. Уже 6 декабря года, когда прочность позиций советской власти вовсе не казалась безусловной, патриарх тем не менее написал в Совнарком о том, что против советской власти он никаких действий не предпринимал и предпринимать не собирается, и хотя многим мероприятиям правительства не сочувствует, "не наше дело судить земные власти " . Впоследстии, в разгар братоубийственной войны, 8 октября года патриарх обратился с посланием, в котором призывал священнослужителей Русской Православной Церкви отказаться от всяких политических выступлений.

В течение года подвергался неоднократным домашним арестам.

7 ноября года Священный Синод и Высший церковный совет издает за подписью патриарха Тихона известный Указ № 362 о временной автономии епархий на канонической территории РПЦ, связь которых с Патриархией прервана. Позже этим указом Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также ссылались т.н. "непоминающие " внутри СССР.

Летом года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу , это такие действия являлись святотатством , и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих.

22 апреля года выходит известный указ № 348 (349) патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета . Этим Указом политические заявления Карловацкого Собора 1921 года заграничного русского духовенства и мирян признавались не имеющими церковно-канонического значения, упразднялось Всезаграничное Высшее Церковное Управление , некоторые духовные лица за границей предупреждались о церковной ответственности за «политические от имени Церкви выступления».

6 мая года патриарх был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей" и заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в московский Донской монастырь , а затем помещен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке.

27 июня года был освобожден из под стражи, а 21 марта года следственное дело Патриарха Тихона было прекращено.

9 декабря года в покоях святителя Тихона в Донском монастыре неизвестными был расстрелян Иаков Полозов , келейник патриарха. По наиболее распространенной версии, это была неудачная попытка покушения на патриарха, по другой версии - убийцы устранили верного патриарху человека, чтобы на его место поставить более сговорчивого, для оказания давления на святителя.

Последнее послание патриарха к Церкви, подписанное в день его кончины и при опубликовании в газетах неправомерно получившее название "Завещания", в частности гласило:

"...не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и рабо­те СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ".

Скончался 7 апреля года в 11:45 в Москве , в лечебнице Бакуниных на Остоженке.

Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября года прославила патриарха Тихона как исповедника в лике святых новомучеников Российских . 9 октября года на Архиерейском Соборе Московского Патриархата он был прославлен для общецерковного почитания. 22 февраля года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря . Особое почитание святого патриарха выразилось во многочисленных храмах посвященных ему, а также в быстро выросшей обильной иконописной традиции. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления в году, святой патриарх изображен у центра средника непосредственно слева (а не справа, потому что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае - от престола) от увенчанного Крестом центрального престола. Святейший патриарх также изображен на седьмом клейме иконы, которое подчёркивает две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенной ему паствы - святитель изображен заточённым в Донском монастыре , благословляющим собравшийся к нему под стены обители народ.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим и́збранного/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́/ и мир Бо́жий лю́дем испроси́.

Ин тропарь, глас 3

В годи́ну тя́жкую Бо́гом и́збранный/ в соверше́нной свя́тости и любви́ Бо́га просла́вил еси́,/ во смире́нии вели́чие, в простоте́ и кро́тости си́лу Бо́жию явля́я,/ положи́л ду́шу за Це́рковь, за лю́ди своя́,/ испове́дниче патриа́рше свя́те Ти́хоне,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Ему́же сораспя́лся еси́,/ и ны́не спасти́ зе́млю Ру́сскую и па́ству Твою́.

Кондак, глас 2

Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ Моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,/ я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Воспоминания

Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой, которая в то время была членом сестричества в храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище:

"В храме на Лазаревском кладбище любил бывать Патриарх-исповедник Тихон. Он довольно часто служил там в 1920-х годах. Резиденция Святейшего помещалась недалеко, на Троицкой горке, где находилось подворье Троице-Сергиевой лавры. Святейший очень любил детей. Бывало, после службы выйдет на амвон (а летом - на паперть), уже разоблачившись, стоит на нижней ступеньке амвона, широко раскинув руки, и подзывает к себе деток.

Когда их наберется довольно много, снимает панагию и благословляет ею каждого, и целовать дает, а потом подзывает посошника с большой корзинкой, в которой лежат или яблоки, или карамельки в бумажках, или благословленные хлебцы, - и раздает всем деткам скромные гостинцы, улыбаясь своей добрейшей улыбкой. Время было тяжелое, 1924 год, начало. Иного он гладит по голове, кому-то серьезно возлагает руку на голову и держит дольше, кому-то говорит веселую прибаутку. Все это делается в краткие мгновения, пока не подъехал извозчик... "

Награды

  • право ношения креста на клобуке (1916)

Литература

  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.6. С.257-291.
  • Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1995. 302 с. (Жизнь замечательных людей. Вып.726).
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.1.
  • Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл.
  • Богословский сборник. К 75-летию со дня кончины святого Патриарха Тихона. Вып.VI. М.:ПСТБИ, 2000.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.5.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.5.
  • Российский государственный исторический архив, ф. 796, оп. 445, д. 246, л. 4-19, ф. 831, оп. 1, д. 293, л. 5.

Фигура патриарха Тихона (Беллавина) во многом является знаковой, ключевой в истории Российской в XX веке. В этом смысле его роль трудно переоценить. О том, что был за человек Тихон, патриарх Московский и всея Руси, и чем была отмечена его жизнь, пойдет речь в этой статье.

Рождение и образование

Тихоном будущий глава российского православия был наречен во время монашеского пострига. В миру же его звали Василием. Родился он 19 января 1865 года в одном из сел Псковской губернии. Принадлежа к духовному сословию, Василий вполне естественно начал церковную карьеру с поступления в духовное училище, а после окончания оного продолжил учебу в семинарии. Наконец, окончив семинарский курс, Василий уезжает в Санкт-Петербург, чтобы завершить свое образование в стенах духовной академии.

Возвращение в Псков

Петербургскую академию Василий окончил со степенью кандидата богословия в статусе мирянина. Затем в качестве преподавателя он возвращается обратно в Псков, где становится преподавателем ряда богословских дисциплин и французского языка. Священный сан он не принимает, поскольку остается безбрачным. А неустроенность личной жизни по канонам церкви препятствует человеку стать священнослужителем.

и рукоположение

Вскоре, однако, Василий решается выбрать иной путь - монашество. Постриг был совершен в 1891 году, 14 декабря, в семинарском храме Пскова. Именно тогда Василий был наречен новым именем - Тихон. Минуя традиции, уже на второй день после пострига новоиспеченный инок рукополагается в сан иеродиакона. Но и в этом качестве ему пришлось служить недолго. Уже на следующее епископское служение он был рукоположен в иеромонахи.

Церковная карьера

Из Пскова Тихон был переведен в 1892 году в Холмскую семинарию, где несколько месяцев исполнял обязанности инспектора. Затем в качестве ректора он был направлен в Казанскую семинарию, одновременно с этим получив сан архимандрита. На этой должности Тихон Беллавин пребывал последующие пять лет, пока решением священного Синода не был избран к поставлению в епископское служение.

Архиерейское служение

Епископская хиротония отца Тихона прошла в Санкт-Петербурге, в лавре Александра Невского. Первой кафедрой владыки стала Холмско-Варшавская епархия, где Тихон исполнял обязанности викарного архиерея. Следующее крупное назначение было лишь в 1905 году, когда Тихона отправляют в чине архиепископа управлять епархией Северной Америки. Еще через два года он возвращается в Россию, где под в распоряжение отдается Ярославская кафедра. Вслед за этим следует назначение в Литву, и наконец в 1917 году Тихона возводят в сан митрополита и назначают управляющим Московской епархией.

Избрание патриархом

Следует напомнить, что со времен реформы Петра Великого и вплоть до 1917 года в православной церкви России не было патриарха. Формальным главой церковного института в это время являлся монарх, который делегировал верховную власть обер-прокурору и священному Синоду. В 1917 же году состоялся одним из решений которого стало восстановление патриаршества. По результатам голосования и жребия на был избран митрополит Тихон. Интронизация состоялась 4 декабря 1917 года. С этого времени его официальное титулование стало таким - святейший Тихон, патриарх Московский и всея Руси.

Патриаршее служение

Не секрет, что патриаршество Тихон получил в непростое для церкви и государства время. Революция и вызванная ею гражданская война раскололи страну пополам. Уже начался процесс гонения на религию, и на православную церковь в том числе. Священнослужителей и активных мирян обвиняли в контрреволюционной деятельности и подвергали жесточайшим преследованиям, казням и пыткам. В одно мгновение церковь, служившая государственной идеологией в течение столетий, потеряла практически весь свой авторитет.

Поэтому святитель Тихон, патриарх Московский, нес колоссальную ответственность за судьбу верующих и самого церковного института. Он старался всеми силами обеспечить мир, призывая к прекращению репрессий и политики открытого противостояния религии. Однако его увещевания не принимались во внимание, и святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, часто мог только молча наблюдать за жестокостью, которая проявлялась во всей России по отношению к верующим, и особенно духовенству. Закрывались монастыри, храмы и учебные заведения церкви. Многие священники и архиереи были казнены, посажены в тюрьму, отправлены в лагеря или сосланы на окраины страны.

Первоначально Тихон, патриарх Московский, был настроен против большевистской власти крайне решительно. Так, на заре своего служения в качестве патриарха он выступил с резкой публичной критикой советского управления и даже отлучил его представителей от церкви. В числе прочего Тихон Белавин, патриарх Московский и всея Руси, заявил, что большевистские управленцы творят «дела сатанинские», за которые на них и на их потомство ляжет проклятие в земной жизни, а в загробной - ждет «огонь геенский». Впрочем, такого рода церковная риторика не произвела никакого впечатления на гражданскую власть, большинство представителей которой давно и бесповоротно порвали со всякой религиозностью и эту же безбожную идеологию пытались навязать создаваемому ими государству. Поэтому неудивительно, что на призыв патриарха Тихона отметить первую годовщину Октябрьской революции прекращением насилия и освобождением заключенных власть никак не отреагировала.

Св. Тихон, патриарх Московский, и обновленческое движение

Одна из инициатив новой власти против религии состояла в инициировании так называемого обновленческого раскола. Делалось это для того, чтобы подорвать церковное единство и разбить верующих на противоборствующие фракции. Это позволяло в последующем минимизировать авторитет духовенства в народе, а следовательно, и свести к минимуму влияние религиозной (нередко политически окрашенной в антисоветские тона) проповеди.

Обновленцы подняли на знамена идеи реформации российской церкви, давно уже витавшие в воздухе русского православия. Однако вместе с реформами чисто религиозными, обрядовыми и доктринальными обновленцы всячески приветствовали перемены политические. Они категорически растождествляли свое религиозное сознание с монархической идеей, подчеркивая свою лояльность к советскому режиму, и даже признавали легитимным в какой-то мере террор против других, необновленческих, ветвей отечественного православия. В обновленческое движение влилось множество представителей духовенства и ряд архиереев, отказавшихся признавать над собой власть патриарха Тихона.

В отличие от патриаршей церкви и других расколов обновленцы пользовались поддержкой официальной власти и различными привилегиями. В их распоряжение были отданы многие храмы и другое церковное недвижимое и движимое имущество. Кроме того, репрессивная машина большевиков чаще всего обходила сторонников этого движения стороной, поэтому оно быстро стало массовым в народе и единственно законным с точки зрения светского законодательства.

Тихон, патриарх Московский, в свою очередь, отказался признать его легитимность со стороны церковных канонов. Внутрицерковный конфликт достиг апогея, когда обновленцы на своем соборе лишили Тихона патриаршества. Разумеется, он этого решения не принял и силу его не признал. Однако с того времени ему предстояло бороться не только с хищническим поведением безбожной власти, но и с раскольниками-единоверцами. Последнее обстоятельство сильно отягощало его положение, поскольку формальные обвинения в его адрес были связаны не с религией, а с политикой: святитель Тихон, патриарх Московский, оказался вдруг символом контрреволюции и царизма.

Арест, заключение и освобождение

На фоне этих событий произошел еще один инцидент, который всколыхнул общественность не только в России, но и за границей. Речь идет об аресте и тюремном заключении, которому подвергся свт Тихон, патриарх Московский. Поводом для этого послужила его резкая критика советской власти, неприятие обновленчества и позиция, занятая им по отношению к процессу изъятия церковных ценностей. Первоначально Тихон, патриарх Московский, был вызван в суд в качестве свидетеля. Но затем он очень быстро оказался сам на скамье подсудимых. В мире это событие вызвало резонанс.

Представители главы многих православных архиепископ Кентерберийский и другие лица выступили с резкой критикой советской власти в связи с арестом патриарха. Этот показательный процесс должен был ослабить позиции православной церкви перед обновленцами и сломить всякое сопротивление верующих новой власти. Освобождение Тихон мог получить, только написав письмо, в котором должен был публично покаяться за свою антисоветскую деятельность и поддержку контрреволюционных сил, а также выразить свою лояльность по отношении к советскому режиму. И он пошел на этот шаг.

В результате большевики решили две проблемы - нейтрализовали угрозу контрреволюционных действий со стороны тихоновцев и воспрепятствовали дальнейшему развитии обновленчества, поскольку даже полностью лояльная религиозная структура была нежелательна в государстве, идеология которого основывалась на атеизме. Уравновесив силы патриарха Тихона и Высшего церковного управления обновленческого движения, большевики могли рассчитывать, что силы верующих будут направлены на борьбу друг с другом, а не с советской властью, которая, пользуясь таким положением дел, сможет свести религиозный фактор в стране к минимуму, вплоть до полного уничтожения религиозных институтов.

Смерть и канонизация

Последние годы жизни патриарха Тихона были направлены на то, чтобы сохранить легальный статус Российской православной церкви. Для этого он пошел на ряд компромиссов с властями в области политических решений и даже церковных реформ. Его здоровье после заключения было подорвано, современники утверждают, что он сильно постарел. Как сообщает житие Тихона, патриарха Московского, скончался он в день Благовещения, 7 апреля 1925 года, в 23.45. Этому предшествовал период продолжительной болезни. На погребении свт Тихона, патриарха Московского и всея Руси, присутствовало более полусотни архиереев и более пятисот священников. Мирян же было так много, что даже для того, чтобы проститься с ним, многим приходилось стоять в очереди по девять часов. Как святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси, был прославлен в 1989 году на Соборе РПЦ МП.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...